Памяти Вл. И. Немировича-Данченко

«Вы были нашим

другом всегда,

везде и во всем

Речь Народного артиста СССР
Н. П. Хмелёва
на траурном собрании в МХАТ
Владимир Иванович, любимый, бесценный наш учитель! Примите вечной поклон от вашего Художественного театра. Вместе о Констан
тином Сергеевичем вы создали его, создали его славу н привлекли к нему народную любовь. Вам мы обязаны своей жизнью в искусстве. Никогда мы не забудем вас, потому что любить вас — значило любить театр, любить все самое благород
ное, самое чистое я прекрасное в искусстве.
Владимир Пванович! Вы были нашим другом — всегда, везде и вс всём. Но ваша дружба с актёрами была требовательной и неподкупной. Вы всегда, до последнего свое
го дня, до последнего часа своей жизни, были с нами в творческой работе, умели во-время поддержать нас. Вы не терпели ни легкомыслия, ни самодовольства в нашем искус
стве, вы требовалп от нас полной отдачи себя театру, и в этой отдаче вам ничто не казалось чрезмерным.
Владимир Иванович! К вам мы всю свою жизнь обращались в минуты сомнений и неудач, к вам мы шли за советом и помощью, и вы нас веля твёрдой, мудрой рукой, умея заглядывать далеко вперёд и выби
рать единственно верное. В самом полном я большом смысле этого слова вы были вашим руководителем в искусстве, и под вашим руко
водством искусство становилось для нал нашей жизнью.
Вы научили пас широко смотреть на задачи театра. Вы нам привили сознание важности нашего дела для страны, для народа, которому мы служим.
Владимир Иванович! Вы научили нас ценить ту огромную заботу о нашем искусстве со стороны советского правительства, псртии больше
виков и личную заботу о нас Иосифа Виссарионовича Сталина, о кото
рой вы так много и так тепло нам всегда рассказывали и которую каждый из нас чувствует всегда на себе.
Дорогой наш Владимир Иванович, вы требовали от нас предельной от
ветственности за каждый свой шаг
в искусстве, ответа кровью своего сердца. Художественный театр клянется вам быть верным вашим заветам!
ЧУДЕСНЫЙ МАСТЕР
РУССКОГО ТЕАТРА
Когда уходит из жизни гениальный художник, люди сиротеют. Общая утрата переживается, как личное горе.
Неповторимо счастье „работавших под руководством Владимира Ива
новича. Вечно будет жить в моей душе благодарная память об изумительном, взыскательном артисте, человеке огромной культуры, без
граничной, жертвенной преданности родному искусству, тончайшей творческой интуиции.
Он учил всех нас быть высокотребовательными к своей работе, к искусству, как требователен к нему советский народ. Наш долг — от
дать все свои силы, выполняя завет чудесного мастера русского театра.
Велика скорбь. Но велико и утешение: творческое дело Владимира Ивановича Немировича-Данченко бессмертно.
И. Судаков, Народный артист РСФСР.
Владимир Иванович Немирович-Данченко.

«Ваше искусство казалось нам всегда новым» Речь Народной артистки РСФСР Н. Ф. Кемарской

на траурном собрании в МХАТ
Дорогой Владимир Иванович! С вами говорит ваше младшее детище, ваш музыкальный театр, на долю которого выпало огромное сча
стье родиться в стенах Московского
Художественного театра. На наших первых спектаклях раздвигался занавес с белой чайкой.
Оборвалась большая, бесконечно нам дорогая п близкая жизнь. Ушёл от нас любимый учитель и вдохновенный друг.
Каждый из пас. его учеников п последователей, обязан ему всем своим творческим существованием. Мы прошли под вашим руководст
вом, Владимир Иванович, огромную школу сценического искусства, тре
петного н юного, каким были вы сами.
От первого спектакля «Дочь Анго», открывшего нам глаза на пре
красный мир радостного творчества, до зрелого мастерства спектакля «В бурю» вы, Владимир Иванович, не
устанно увлекали нас на борьбу со сценической неправдой и ложью.
Каждой своей постановкой вы, Владимир Иванович, открывали нам всё новые сценические просторы, и каждые репетиции были для нас откровением и прекрасной школой не только сцепы, но и ашзпи.
Бы, Владимир Иванович, ставили перед стоим коллективом огромные
задачи, добиваясь от него умения
очеловечить музыку, и частб бывали суровы п требовательны при прове
дении своих идей, но мы знали, что за этой требовательностью скрываемся пежная любовь к актёру.
Вы заражали пас всей силой своего безудержного темперамента, и ваше искусство казалось нам всегда новым, свежим и глубоким;.
Я не нахожу слов, чтобы «предать всю боль нашей утраты. Но, как никогда, в нас живёт стремление не расплескать, сохранить всег
да ищущее, творчески беспокойное и мудрое искусство нашего любимого учителя и дорогого друга.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Вчера в течение дня мимо гроба с телом Владимира Ивановича Не
мировича-Данченко непрерывно шли трудящиеся столицы, отдавая по
следний долг выдающемуся деятелю русского искусства.
Ночью состоялась кремация.
Сегодня в 12 часов дня в МХАТ’е заместитель председателя Комитета по делам искусств при СHK СССР А. В. Солодцшшков открыл траур
ное собрание. Слово предоставляется председателю Комитета по делам ис
кусств при СИК СССР тов. М. Б. Храпченко.
По поручению Совнаркома Союза ССР М. Б. Храпченко выражает со
болезнование коллективу Московско
го Художественного академического театра, коллективу Московского му
зыкального театра и всем деятелям советского искусства. Он говорит о тяжёлой утрате, понесенной советским искусством со смертью Владимира Ивановича Немировича-Дан
ченко, крупнейшего мастера сцены, выдающегося деятеля русского искусства.
Взволнованную речь от коллектива Художественного театра произно
сит народный артист СССР Н. II. Хмелёв.
Народная артистка СССР А. А. Яблочкина выступает с речью от Малого театра.
От имени коллектива Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко го
ворит народная артистка РСФСР Н. Ф. Кемарская.
Траурное собрание окончено. Урну с прахом Владимира Ивановича
Немировича-Данченко окружают И. М. Москвин, М. М. Тарханов, О. Л. Книппер-Чехова, Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова.
Последний путь. Траурная процессия медленно движется к Новодевичьему кладбищу.

Талант творческой воли

ВЛАДИМИР Иванович Немиро
вич-Данченко считал, что Художественный театр по преимуществу театр драматурга, театр, внима
тельно вникающий в мысль, в стиль авторов, всматривающийся в поэтические образы писателя. Путь актёра и путь режиссёра он всегда вы
водил из сердцевины творчества поэта, произведение которого осуществлялось на сцепе. Он боролся в равной степени с художником и музыкантом, если кто-нибудь из
них посягал на приоритет в епёктакле. По его мнению, актёр—тво
рец образов драматурга, он всегда^ занимал в его концепции первое место. Владимир Иванович вёл спектакль к единому художествен
ному целому, к ансамблю, к синтезу искусств.
Всего несколько дней назад Владимир Иванович присутствовал на просмотре новой работы МХАТ — постановки пьесы Островского «Пос
ледняя жертва». На репетицию он пришёл ровно в половине второго, записывал в блокноте оче[*едные замечания по первому, второму и четвёртому актам. Репетировали в мизансценах. Больше часа Владимир Иванович беседовал с исполнителями, рассказывая, как он пони
мает Островского, вспомнил, как он был на первой постановке «Послед
ней жертвы» в Малом театре и как
писал рецензию на этот спектакль- Сделал замечания исполнителям,
режиссёру, художнику; просмотрел эскизы; рассказал, как видит мизан
сцены, в чём, по его мнению, заклю
чается сценический ритм пьесы; рассказал о своём разговоре с Ост
ровским о национальном театре в Москве. Затем отпустил исполните
лей, оставшись с И. М. Москвиным. Е. С. ТелепгевоЙ и со мной. Владимнр Иванович ещё долго говорил нам о линии спектакля и как над
лежит сценически решить комедию Островского.
Был уже шестой час вечера. Владимир Иванович устал. Закончив
свои замечания, он встал, чтобы уйти отдохнуть, но по пути всё
советского театра. В его давних замыслах это была школа-студия МХАТ — источник пополнения театра.
Мысль, что работа руководителей Художественного театра и руководителей школы должна быть по
строена, как он выразился, «побольшевистски», бескомпромиссно, с трезвой критикой себя и товарищей, — эта мысль была основой его режима в. создании советского театра, единственного театра, в который он верил.
Вас. Сахновский, народный артист республики.

Тосканини— Шостаковичу

СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ НА ГРАММОФОННЫХ
ПЛАСТИНКАХ
Седьмая симфония лауреата Сталинской премии заслуженного деятеля искусств Д. Шостаковича
продолжает свой триумфальный путь по концертным залам США,
Англии, Австралии, Канады, Мексики, Швеции. В Америке эта сим
фония записана на граммофонные пластинки в исполнении симфони
ческого оркестра Национальной радиовещательной корпорации иод управлением знаменитого дирижёра Артуро Тосканини.
На-днях в ВОКС’е состоялось вручение Д. Шостаковичу граммофонных пластинок с записью его сим
фонии, полученной композитором в дар от Тосканини.
Д. Шостакович Послал Артуро Тосканини следующую телеграмму: <23 апреля в обществе друзей слушал запись вашего исполнения моей Седьмой симфонии. Примите мою горячую благодарность за наслаж
дение, которое я получил от этого прослушивания. Шлю вам лучшие пожелания. Дмитрий Шостакович».

ПЕРВЕНЕЦ УКРАИНСКОЙ

ОПЕРЫ

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПЕРВОЙ ПОСТАНОВКИ ОПЕРЫ
«ЗАПОРОЖЕЦ ЗА ДУНАЕМ».
Оригинальная украинская комическая опера «Запорожец за Дунаем» написана талантливым артистом Мариинского театра С. С.
Артемовским, учеником великого русского композитора М. И. Глинки (С. Артемовский долгие годы был одним из лучших исполнителей ро
ли Руслана). Впервые она была поставлена в 1863 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Опера «Запорожец за Дунаембыстро завоевала себе популярность. Её музыка стала народной, а арии и дуэты вошли в широкий быт. На протяжении многих лет эту оперу ставили с громадным.успехом многие профессиональные театры
и любительские Кру Лк и ие только и;а Украине, во и далеко за её пределами.
Популярность опере создавали простота и народность её мелодий, свежесть и доходчивость её музы
кального языка. Эти достоинства усиливались ещё больше демократичностью и патриотичностью, сю
жета оперы, являвшихся, вероятно, следствием большого влияния на композитора идей его ближайшего друга — велйкого поэта-революцнонера Т. Г. Шевченко.
Но наиболее яркое сценическое воплощение опера «Запорожец за Дунаем» приобрела па советской сцене. Новая редакция оперы лау
реата Сталинской премии поэта М. Рыльского и коллектива Киевского оперного театра дала возможность довести её до рамок большого ouepnofo произведения.
На показе в своё воемя украинского искусства в Москве опера «Запорожец за Дунаем» получила высокую оценку.

Телеграммы из-за границы

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ

ЛЕНИНГРАДА

ПРОСЛУШИВАНИЕ
В СОЮЗЕ КОМПОЗИТОРОВ
Сегодня в оргкомитете союза советских композиторов состоится по
каз фортепианных произведений, написанных ленинградскими композиторами в дни великой отечест
венной войны. Будут прослушаны в исполнении А. Каменского: «Ноч
ное», пять ноктюрнов из цикла «Русские пейзажи», «Дифирамб» к вариации на тему старинного рус
ского военного марша Б. Агафъева, три песни без слов В. Же.добпнекого, «Адажио» В. Богданова- Березовского, четыре1 прелюдии «Ленинградский блокнот» О. Евлахова, «Героический партизанский ма:рш» А. Каменского, «Интермеццо» Ю. Кочурова.
Председатель союза, советских композиторов Ленинграда В. Богданов- Березовский расскажет о творческой работе ленинградских композиторов.

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

★ ОЧЕРЕДНОЙ камерный концерт цикла «Русская му лыка» 29 апреля в Октябрьском зале Дома союзов посвящён произведениям советских компо
зиторов. Заслуженный коллектив рес
публики —» квартет им. Бетховена — исполнит квинтет Д. Шостаковича с участием автора, восьмой квартет IT. Мясковского и в первый раз — второй квартет Ан. Александрова.

Действия английской

авиации

ЛОНДОН, 27. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что вечером 26 апреля самолёты английской бомбардировочной авиации «Москито» подвергли бомбардировке железнодо
рожный центр в Северо-Западной Германии, один пункт в Руре и один — близ реки Луары во Фран
ции. Все самолёты вернулись на базы.

Гитлеровцы

и их венгерские лакеи

выкачивают продовольствие

из Венгрии

СТАМБУЛ, 27. (ТАСС). Венгерская газета «Пестер ллойд» публикует официальные данные министерства земледелия Венгрии о вы
возе продовольственных товаров из Венгрии в Германию. Даже по этим преуменьшенным дан
ным, в 1841 году в Германию было вывезено сельскохозяйствен
ных продуктов на общую сумму в 800 миллионов иенго. Б 1942 году вывоз сельскохозяйственных продуктов достиг уже суммы в 1 миллиард 150 миллионов пенго. В нынешнем году в Германию будет отправлено более 6 миллионов квинталов (квинтал — 6 пулов) зерна
Чтобы обеспечить поставки в Германию, венгерские власти прибегают к крайним средствам. Но сооб
щению гитлеровской газеты «Дейче нейтунг ин . Кроатиеп», в настоящее время в Венгрии производится мас
совая реквизиция скота, газета признаёт, что реквизированный скот будет отправлен в Германию и ч- в связи с этим «население венгс
ских городов и впредь не доджи рассчитывать на снабжение мясом». Подобные меры применяют
венгерские власти для из ятия у крестьян других сельскохозяйственных продуктов. «Каждый крестьянин, — заявил недавно венгерский министр снабя;ения Сас, — обязан сдать властям требуемое количество продуктов независимо от того, оста
нется ли после этого у него доста
точно продовольствия для личного потребления или нет. Кто не проникнется сознанием, что он должен отдать всё, что имеет, того мы заставим попять это».
Венгерская печать сообщает, что бегство разоряемых гитлеровцами крестьян из деревень в города приняло сейчас массовый характер. В связи с этим в начале апреля в
Будапеште состоялось специальное совещание местных властей, на ко
тором обсуждался вопрос о мерах
борьбы против бегства кпестьян в города. После совещания было опубликовано сообщение, в котором говорится, что власти будут решительно бороться с этпм явлением. Крестьяне, которые бросают работу, будут заключаться в концентрационные лагери.

ОТОВСЮДУ

КАК СООБЩАЕТ гитлеровская газета «Донау.-цейтунг», загребский военный трибунал приговорил к смерт
ной казни за антифашистскую пропа
ганду и снабжение партизан оружием и медикаментами семь человек, в том числе 1 женщину.
-f В КОММЮНИКЕ английского командования, опубликованном в Де
ли,, сообщается, что японские йойска атаковали гюзпдтш английских войск на одном из участков Фронта к югу от Бутидаунга (Бирма). Бои продолжаются.
-f КОРРЕСПОНДЕНТ газеты «Нью- Йорк тайме» сообщает из Северной А «Фрики, что до 1 апреля англичане отправили в Северную Африку для облегчения положения гражданского населения 32 тьтс. тонн различных товаров. Из Соединённых Штатов прибыло в Северную Африку по 15 апре
ля I24..rVKI тони груза. Французские войска в Африке получили от союз
ников танки, противотанковые орудия калибром ло 155 миллиметров. 6-колёсные грузовики, лёгкое оружие, диви
зионные радиоустановки, походные кухни и т. д.

В США чтят память В. И. Немировича

Данченко

НЬЮ-ЙОРК, 26. (ТАСС). Американские газеты помещают статьи, посвящённые памяти народного ар
тиста Союза ССР В. И. Немировича- Данченко. Газеты «Ныо-Порк таймеи «Нью-Йорк геральд трибюн» опу
бликовали на видном месте его биографию. «Немирович-Данченко,—пи
шет «Нью-Йорк Таймс», — являе+ся одним из паиболге выдающихся де
ятелей русского театра, человеком, овладевшим драматическим искусст
вом как писатель и как режиссер». «Нью-Норк геральд трибюн» пишет, что Немирович-Да.нченко является «одним из наиболее ярких и влиятельных деятелей русской литературы и драматического искусства».
Американские корабли отражают ночную воздушную атаку противника в Средиземном море.

Военные действия в Тунисе

ЛОНДОН, 27. (ТАСС). По сообщению специального корреспондента агентства Рейтер при штабе союзников в Северной Африке, англий
ская пехота овладела высотой Си/ш-
Маррур, в 10 км. к востоку от Бу- Арада. Английские танки продви
нулись на 3 км. вдоль дороги Пендго-Фас—Тунис. В районе Меджез4ль-Баба английская пехота полно
гью очистила от противника Джеоель-Хайдус и Джеоель-Таннгуш.
ЛОНДОН, 27. (ТАСС). Штаб союзников в Северной Африке передаёт коммюнике французского командо
вания, в котором говорится, что, за
хватив Джебель-Мансур, французские войска, развивая свой успех, непрерывно преследовали отступаю
щего противника. К исходу дня французские части находились в 3,5 мили от Нон-дю-Фаса. Таким образом, за 36 часов боёв французы углубились в германские позиции на 12,5 мили. Утром 26 апреля французские -части атаковали в гор
ном районе к востоку от Вади- Кибира сильно укреплённую пози
дню противника — Джебель-Териф. Взято много пленных и военного снаряжения. Французские войска продолжают своё продвижение.

Охота за людьми во Франции

ЛОНДОН, 25, (ТАСС). Агентство АФП передаёт, что условии жизни во Франции с каждым днём стано
вятся все более тяжёлыми и невыносимыми. Все террористические мероприятия германских оккупацион
ных властей преследуют две цели: подавить национально-освободитель
ное движение в стране и вывезти в Германию как можно больше французских рабочих.
Немцы не делают различия между квалифицированными и неквалифицированными рабочими. Они прово
дят охоту за людьми, применяя са
мые варварские методы. Наиболее распространённым из них стала так называемая «проверка документов», проводимая полицейскими при содействии гесгапо на улицах городов, в поездах, в кафе, в кино, у выхо
дов из метро. Полицейские требуют показать документы и под предлогом выяснения неясных вопросов забирают всех здоровых людей до 32—35 лет, включая сюда и женщин. Жертвы этих «проверок» неза
медлительно отправляются в Германию. В крупных городах полицейские или же немецкие войска оцеп
ляют целые кварталы, захватывают всех подходящих для них людей, ведут их на ближайший вокзал, вталкивают в вагоны, пломбируют эти вагоны и направляют в Германию. В Нанси недавно немцы окру
жили несколько кварталов, открыв пулемётный огонь по людям, пы
тавшимся выбраться из оцепленных районов. В Лионе жителям было за
прещено выходить из домов целые сутки с тем, чтобы немцам было
легче провести облавы и обыски в домах. В Бордо немцы об’явили ложную воздушную тревогу, чтобы люди собрались в убежищах, где легче было бы захватить их сразу.
Агентство указывает, что французских рабочих, угнанных в Германию, направляют на заводы, по
стоянно подвергающиеся налётам авиации союзников. Поступили сообщения о том, что немцы использу
ют часть французских рабочих на военных работах, причём их силой заставляют одевать германскую военную форму.
Французская молодёжь всеми силами старается избежать немецких каторжных работ. Молодые люди скрываются, бегут из городов. Нем
цы и их лакеи из Виши усердно разыскивают этих беглецов. Пойманных немедленно отправляют, часто заковаппых . в кандалы, в концентрационные лагери. Нередки случаи, когда немцы арестовывают от
цов и матерей молодых французов, уклонившихся от мобилизации. Од
нако. несмотря на немецкий террор, очень много французов избегло не
мецких облав. Много молодых людей перешли швейцарскую границу, многие прячутец по деревням, уходят в партизанские отряды. В официальных кругах Вити недавно заявляли, что отмечено 16 тыс. случаев уклонения молодёжи от обязательной трудовой повинности. Одна
ко неофициально в этих же кругах признают, что около 100 тысяч французских юношей и девушек уклонились от мобилизации.

Непокоренная Албания

П

ОРАБОЩЕННЫЙ, но не сломлен
ный народ маленькой Албании, которая, как и многие другие страны Европы, разорена дотла фа
шистскими оккупантами, продолжает борьбу за свою независимость и свободу. Численность партизанских отрядов в Албании составляет, по американским данным, около 60.000 человек — цифра немалая для стра
ны, насчитывающей всего полтора миллиона жителей. II партизаны оперируют здесь ие только в гор
ных ущельях и лесных зарослях или на отдалённых отрезках итальянских коммуникаций. Они совершают смелые набеги и на основные . центры оккупация, в том числе на столицу Тирану, и на военные об’екты побережья. Итальянские оккупанты, отмечавшие нациях уже четвёртую годовщину захвата Албании, сейчас ещё в меньшей мере чувствуют себя её хозяевами, чем в 1939 г., когда они вторглись в страну.
Лишь случайные и отрывочные сведения о борьбе в Албании проникают через кордоны фашистской цензуры. Но и эти сведения могут дать некоторое представление об ис
ключительной напряжённости этой борьбы.
В конце прошлого года около 600 партизан ворвались в Тирану—глав
ный город страны. Оккупационный
гарнизон был застигнут врасплох и оказался не в состоянии отразить нападение. Партизаны убили 168 итальянских солдат и 7 офицеров, а затем скрылись, предварительно расклеив по стенам домов плакаты, в которых обещали впредь истреб
лять по 10 итальянцев за каждого убитого албанского патриота. Два батальона так называемого «гражданского ополчения», созданного ок
купантами иэ местного населения, примкнули к партизанам и после
довали за ними в горы, захватив с собой всё выданное им оружие и боеприпасы.
Примерно в тот же период другой партизанский отряд совершил нападение на крепость Скутари, взорвал склад боеприпасов и скрылся, убив 40 и ранив 60 птальянских солдат.
Борьба албанского народа против своих поработителей не утихает ни на один день и принимает самые разно
образные формы. На-днях агентство Ассоигиэйтед Пресс сообщило, что
итальянцы вынуждены были прекра
тить экепдоатпцпю хромовых рудников в Южной Албании, так как непрекрашавщиеся акты саботажа полностью
срывали добычу. Когда итальянцы вздумали было для пропагандистских целей организовать «Национальный день итало-албанского единства», ал
банцы переименовали его в «Национальный день траура» и провели патриотические демонстрации. «Празднест
во», затеянное оккупантами, на деле привело лишь к кровавым столкнове
ниям в Тиране, Скутари, Валоне и других городах страны.
По сообщению лондонского радио, крупное столкновение произошло надннх в Дураццо. Партизаны убили 200 итальянских солдат, захватили склад оружия и разрушили часть укреплений.
Газета «Франс» приводит также следующий характерный факт: итальян
ское командование в Валоне послало представителя албанского марионеточного правительства и местного началь
ника полиции к партизанам Южной Албании с требованием сложить ору
жие, но оба эмиссара были убиты уже в предместьях Валоны, как только они выехали за черту города. Албанские партизаны появляются всюду, и нет такого пункта в стране, где оккупанты могли бы чувствовать себя в безо
пасности. Партизаны, конечно, тоже несут большие жертвы в своей героической борьбе е бронированным кула
ком противника. По никакие потери, никакие жертвы не останавливают их и этой борьбе.
Оккупанты покрыли страну виселицами. Итальянский губернатор Албании на-днях об явил, что всё население в целом будет отныне нести ответственность за каждое убийство или поку
шение на жизнь итальянских солдат а офицеров. Казни заложников стали по
вседневным явлением. По сопротивле
ние албанских патриотов не угасает по всей стране.
Муссолини, бессильный справиться с малочисленным, но свободолюбивым албанским народом, снаряжает всё новые и новые каратель
ные экспедпцпп. Он сменяет своих
чиновников в Албании одного за другим. Не далее как 18 апреля римское радио сообщило об отставке итальянского наместника в Ти
ране генерал-лейтенанта Сан-Савино и замене его генералом Парнани, бывшим заместителем военного министра Италии. Париани — уже одиннадцатый наместник, назна
ченный в Албании всего тишь за один год. Албанские марионеточные «правительства» столь же недолговечны. На протяжении последних трёх месяцев в стране уже со
стоялись две смены «кабинета». При
этом характерно, что целый ряд кандидатов на министерские посты, выдвинутых оккупационными властями, счёл благоразумным уклониться от этой «чести».
«Каждый куст в Албании таит опасность для итальянцев»,—писал не так давно кот>реопонлент вен
герской газеты «Пестер Ллойл». И эта опасность всё увеличивается. Непокорённый албанский народ всё решительнее даёт чувствовать ок
купантам силу своей неугасимой ненависти.

А. Воянский.

ещё продолжал беседовать с И. М. Москвиным.
В течение почти четырёх последних месяцев я часто встречался с Владимиром Ивановичем на репе
тициях «Гамлета» и беседовал по поводу «Гамлета» у него дома или в театре. Ещё полтора года назад он высказал много острых и сильных мыслей о том, как понимает эту
трагедию, как слагается её замысел и как понимает он отдельные характеры и концепцию трагедии в целом. Это ставило перед нами — исполнителями, художником,
режиссурой—определённые задачи, порождало дискуссии, искания.
В этом году на репетициях, на просмотрах макетов, в беседах по истолкованию г»зто{юкого текста
Владимир Иванович был особенно энергичен, горяч, молод. Война, проблема борьбы особенно зажига
ли его. Он был определенен, бескомпромиссен, национален в смыс
ле подступов русского искусства к мировой проблеме Шекспира и тре
бовал от нао широких знаний. От исполнителей добивался предель
ной выразительности и простоты.
Он твердит, что искусство театра, искусство актёра должно донести и поэзию и мысль Шекспира, а Шекспир правдив, прост, т и театрален. Владимир Иванович настаивал иа том, что этот с-пеитакль в эпоху смертельной борьбы о фашизмом должен быть близок советскому
зрителю. Предпочесть ли мизерную, компромиссную жизнь или смерть за оправдание добра, за свободу и высокое достоинство подлинного братства, — пот что должно пронизать спектакль, который должен быть мужествен и мудр.
Владимир Иванович всего себя отдавал труду. Несмотря на своя
85 лет, он не тратил времени иа праздный отдых. Труд для него был наслаждением. Он увлекал всех своей творческой жизнью. В свои последние дни Владимир Иванович неоднократно призывал к
серьёзному обдумыванию того, как создать школу для новых кадров
У гроба Вл. И. Немировича-Данченко. В почётном карауле — А. Нежданова, Н. Голованов и Т. Зуева.
Фото А. ГАРАНИНА.