I.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЧВА ДЕКАБРЬСКОГО ВОССТАНИЯ.
«В высочайшем манифесте о восшествии вашем на престол, как бы в утешение народа, сказано, что ваше царствование будет продолжением предыдущего. О, государь! ужели сокрыто от вас, что эта самая мысль страшила всех, и что одна токмо общая уверенность в непременной перемене порядка вещей говорила в пользу цесаревича». Так писал декабрист Штейнгель императору Николаю I в январе 1826 года из каземата Петропавловской крепости, вспоминая то впечатление, какое произвело заявление Николая в манифесте от 12 де
кабря 1825 года1), что его царствование будет «токмо продолжением
царствования Александра I, и что он намерен «следовать примерустаршего брата. «Царствование его», пишет дальше Штейнгель
об Александре, «если разуметь под словом сим правление, было во многих отношениях для России пагубно, под конец же тягостно для всех состояний, даже до последнего изнеможения».
* Штейнгель высказал в этом письме суждение об итогах александровского царствования, на котором настаивали не одни декабристы в своих письмах и показаниях. Коренное изменение всей правительственной деятельности — и во внешней политике и .в-делах--внутрен
него управления, — как противоречащей интересам страны и всех ее общественных классов, было требованием самых различных обще
ственных кругов в последние годы александровского царствования. Об этом свидетельствует богатый материал мемуаров и писем того времени, в которых так много отзывов о современных делах лиц,
весьма далеких от деятельности и замыслов тайных обществ, людей, принадлежавших к правящей среде, к верхам придворного и админи
стративного аппарата, так же как и рядовых обывателей из дворянского и купеческого общества. Об этом: сообщает — после 14 декабря
1) Опубликован 14-го, подписан 13-го, но задним числом.