Глава I.

Мое воспитание.

Родился я 4 (16) августа 1848 г. в г. Тельшах, Ковенской губернии, — вблизи прусской границы. Отец мой происходил из украин
ской фамилии Сухомлин, которая при переселении в Симбирскую губернию, в восемнадцатом столетии, превратилась в Сухомлинова. Отец начал свою службу в Лейб-бородиінском пехотном полку, но затем перешел на гражданскую службу и был начальником уезда. В г. Тельшах он женился на дочери переселившегося в Литву бело
русского дворянина Лунского и жил со своими тремя детьми, — из которых я был старший, — сносно, беззаботно и миролюбиво среди русских офицеров, немецких и польских дворян и литовских крестьян и евреев.
Позже в 1860 году отец был начальником Белостокского уезда.
Десятилетним мальчиком мне посчастливилось совершить большое путешествие: в 1858 году я сопровождал мою матушку в ее путешествии за границу, в Германию, где она должна была пользоваться медицинской помощью.
Из Берлина отправились мы в Эмс и оттуда на несколько месяцев на Женевское озеро. Эта поездка глубоко врезалась в моей памяти: в Берлине я любовался прекрасными лошадьми, каких до того еще не видел, и солдатами, с их марсиальной выправкой; на Женевском озере — грандиозными горами, зеленовато-голубой
водой и такими художественными строениями, как Шильонский замок, — он даже воодушевил меня на рискованную попытку зарисовать эту чудную картину.
>}ί > ί
После возвращения из-за границы, стали готовить меня и брата к поступлению в кадетский корпус. В 1861 году оба мы прибыли в г. Вильну и приняты были в Александровский кадетский корпус.
Зиму кадеты проводили в большом каменном здании в предместье Антоколь. Классные помещения, тронный зал и церковь — нахо
дились в деревянных пристройках. На лето корпус переходил
в лагерь, устроенный на живописном берегу реки Вилии, — в нескольких верстах от города.