28 АПРЕЛЯ 1943 Г.СРЕДА № 99 (5847)

Цена 20 коп.

Рабочие и работницы, инженеры и техники предприятий, изготовляющих вооружение и боеприпасы для фронта! Увеличивайте выпуск винтовок, автоматов, пулеметов, минометов, орудий, снарядов! Все для фронта, все для победы!(Из призывов ЦК ВКП(б) к 1 мая 1943 года)

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 27 апреля.В течение 27 апреля на фронтах (Существенных изменений не про- взошло.Наш корабль у берегов Крыма потопил немецкий транспорт водоизмещением в 2.000 тонн.

26 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 20 немецких автомашин с войсками и грузами, взорвано два склада боеприпасов, разбито несколько железнодорожных эшелонов противника.

На Западном фронте огнём наши частей уничтожено до роты немецких солдат и офицеров, подавлен огонь миномётной и 3 артиллерийских батарей противника. Артиллеристы под командованием тов. Краснобородько подожгли вражеские блиндажи. Из горящих блиндажей выбежали немецкие солдаты. Пулемётчики тт. Расщепкин hv Мерзляков открыли огонь и несколькими очередями уничтожили группу нем-, пев. Снайпер т. Зубков убнл 5 немцев. Снайперы тт. Карев и Худудинов истребили 6 гитлеровцев.

Южнее Балаклеи наши частп укрепляли свои позиции и вели разведку. В результате действий разведывательных отрядов уничтожено до 100 немецких солдат и офицеров. Советская авиация совершила налёты на железнодорожные станции в тылу противника. Прямыми попаданиями бомб разбито несколько железнодорожных эшелонов. Нашим истребителем сбит немецкий’ бомбардировщик.

На Кубани советские лётчики в воздушных боях сбили 5 немецких самолётов. Наши бомбардировщики совершили налёт на аэродром противника и уничтожили на земле 12 немецких самолётов.

На Волховском фронте артиллеристы Н-ской части обстреляли вражеские позиции и уничтожили 6 немецких орудий, подавили oroifc 2 миномётных батарей, разрушили 10 дзотов и блиндажей противника.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Могилёвской области, ворвался в районный центр и* в ожесточённом бою разгромил немецкий гарнизон. Уничтожено 60 гитлеровцев. Группа партизан-мннё- ров из этого же отряда взорвала немецкий эшелон, груженный автомашинами и мотоциклами. Весь состав в количестве 30 вагонов и платформ сгорел.Партизаны, действующие в Вилей- окой области, организовали крушение железнодорожного состава противника с нефтью и бензином. Уничтожено 19 цистерн и убито 47 немцев из охраны состава. Железнодорожное движение на этом участке прервано.

Пленный солдат 12 руты 239 полка 106 немецкой пехотной дивизии Юзеф Шафарчик рассказал: «Наша дивизия находилась во Франции, где охраняла- побережье Ла Манша. В последних числах февраля дивизию отправили в Россию. Перед чт’ездом группа солдат нашего батальона дезертировала. Солдат — Ватермана из 12 роты, Рымбальского из 9 роты и Шабора из 10 роты поймали и приговорили к смертной казни. Для приведения в исполнение приговора над Ватерманом командир роты обер-лейтеиант Герке выделил шесть человек — меня, Номеса, Бардолю, Ковальского, Нораса и Шенколу. Мы все отказались стрелять в Ватермана. К всеобщемуудивлению Герке на этот раз никого из нас не наказах Ватермана расстрелял помощник командира роты — лейтенант Фрайтаг. В первом же бою в России наш батальон потерял 172 человека убитыми. Это произвело очень тягостное впечатление. Солдаты говорили, что если так пойдёт дальше, то за какой- нибудь месяц от всей дивизии ничего не останется».

★Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в Дебре веком сельсовете, Смоленской области: «Немецкие убийцы разорили и опустошили селения Дебрея- ского сельсовета. Гитлеровцы разграбили всё колхозное имущество и почти всё личное имущество колхозников. Немцы сожгли 190 домов колхозников со всеми надворными постройками. В деревнях Переходы, Петраново, Костино, Ново-Потапово и Задвижки не осталось ни одного дома. Выполняя свой дьявольский плац истребления советских людей, фашистские палачи расстреляли сотни мирных граждан, в том числе Азара Панова, Григория Моисеева, Андрея Ефремова и многих других колхозников. Гитлеровцы всячески издевались над крестьянами. Они подвергли публичной порке 76-летнюю колхозницу Прасковью Панову и несколько раз ставили её к стенке, угрожая расстрелом. Перед отступлением немцы насильно угнали многих жителей на каторжные работы в Германию. Мы никогда не забудем злодеяний немецких разбойников. Каждому фашистскому убийце прядётся ещё горько поплакать от нашей мести». Акт подписали: капитан И. Сы-зранцев, граждане Дебревского сельсовета — М. Крылова, О. Попова, А. Кондратьева, П. Панова, Ф. Орлова, 0. Моисеева и другие.Утреннее сообщение 28 апреляВ течение ночи на 28 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

★Западнее Ростова на Дону огнём ямпей артиллерии разрушено 10 вражеских ДЗОТ’ов и блиндажей, подавлен огонь 3 миномётных и 2 артиллерийских батарей. Группа советских разведчиков напала на боевое охранение противника. Разведчики убили 18 немецких солдат и захватили пленных.★Южнее Балаклеи части Н-окого соединения артиллерийско-миномётным огнём разрушили несколько ДЗОТ ов и блиндажей, рассеяли и частью уничтожили до роты немецкой пехоты. Советские лётчики совершили налёт на железнодорожную станцию и уничтожили эшелон противника с автомашинами.★На Западном фронте происходила редкая артиллерийская перестрелка а поиски-разведчиков. Наши разведывательные отряды истребили до 100 немецких солдат и офицеров. Пулемётчик т. Бушуев обстрелял ко ловну вражеской пехоты и истребил 15 гитлеровце®. В тот же день т. Бушуев уничтожил пулемёт противника вместе с расчётом.★На Волховском фронте наши артиллеристы подавили огонь 3 миномётных батарей и рассеяли несколько групп немецкой пехоты. Снайпер старший лейтенант Труба- чев за день из засады уничтожил 24 немецких солдата, работавших на строительстве переправы.★Партизанский отряд, действующий в Ровенской области, окружил немецкий гарнизон в одном районном центре. Гитлеровцы выслали из ближайшего города подкрепление на помощь окружённому гарнизону. Партизаны устроили у дороги засаду и внезапным ударом рассеяли подходивший немецкий отряд. Расправившись с этим отрядом, советские патриоты истребили 60 гитлеровцев из вражеского гарнизона. Партизанами захвачены оруясие и боеприпасы немецких оккупантов.★ Пленный фельдфебель 8 роты 573 полка 304 немецкой пехотной дивизии Отто РеТлейн рассказал: «Недавно я вернулся на госпиталя, где пролежал три месяца. Обер-фельдфе- бель Матео сообщил мне, что 574 полк, в котором я ранее служил, полностью разгромлен. В декабре 1942 года, когда мы выехали из франции, дивизия была полностью укомплектована, офицерами, а теперь в некоторых ротах уже нет ни одного лейтенанта. Во втором батальоне осталось всего лишь трп офицера. Будучи в-госпитале, я ви- дел, как через Днепропетровск ежедневно проходили эшелоны с ранеными. В некоторые дни мы насчитывали до 20 эшелонов. В каждом эшелоне находилось примерно около 1.000 раненых».★За время оккупации селения Си- пявка, Ростовской области, немецко- фашистские мерзавцы убили 17 мирных жителей. Гитлеровцы, расстреляли колхозников Е. Са^сленко, А. Щукова, X. Голоскова, Й. Гусенке, рабочего Д. Плотникова, рыбачку Парфентьеву и других. О судьбе нескольких девушек, арестованных гестаповцами, до сих пор ничего не известно. В селе Рогожкино немцы расстреляли группу жителей, взятых ими в качестве заложников. При отступлении из села гитлеровцы сожгли рыбоводный завод и много домов, принадлежавших колхозникам рыболовецкой артели.★Бельгийские патриоты по примеру французов создают отряды вольных стрелков для борьбы против немецких захватчиков. Недавно бельгийские вольные стрелки пронйкли на железнодорожную станцию Ан-с, близ Льежа, истребили немецкую охрану и взорвали паровозное депо. Взрывом уничтожены 15 паровозов и трансформаторная станция. В Перу- вельз.е патриоты вывели из строя молочный завод, работавший на немцев. В районе Галя группа бельгийцев уничтожила немецкий самолёт, сделавший вынужденную посадку.В фонд Главного КомандованияСВЕРДЛОВСК, 28. (ТАСС). Вчера прокатный цех Нижне-Сергинского завода завершил апрельскую про грамму. В оставшиеся до конца месяца дни прокатчики дадут согни тонн металла в особый фонд Главного Командования.В последнюю декаду апреля намного перевыполняют задания доменщики. Ha-днях они дали рекордную выработку — 145 процентов суточного плана.Сталевары снимают больше 6 тонн стали с квадратного мегра пода печи вместо 4,6 по плану.ГОРОД Н., 28. (ТАСС). Коллектив самолётостроиггельлого завода, где парторгом ЦК ВКП(б) тов. Жуков, выпустил сверх плана и сдал в особый фонд Главного Командования большое количество скоростных бомбардировщиков «Маршал Сталин». Рабочие, мастера, инженеры решили к 1 мая выпустить ещё несколько самолётов сверх программ!-!. Сейчас завод ежедневно даёт один—два самолёта сверх графика.Во внутризаводском соревновании впереди идут цехи, где начальниками тт. Андреев, Наседкин, Сорокин.Предмайское социалистическое соревнование. На Н-ском заводе столицы. В цехе, где начальником А. Бажанов, нет ни одного рабочего, который не выполнял бы нормы. Стахановцы цеха, соревнуясь между собой, перевыполняют производственные задания. На снимке: токарь-стахановец В. Парамонов, выполняющий производственные задания на 250 и более про- центов. фото л. СМИРНОВА.Предмайское социалистическое соревнованиеНа доске почета— победители соревнованияДостойно встречают всенародный праздник стахановцы цеха нормалей станкостроительного завода имени Орджоникидзе. Ещё 22 апреля цех закончил месячную программу на 102 процента.До 1 мая коллектив обязался дать в фонд Главного Командования на несколько сот тысяч рублей деталей. Стахановцы цеха нашли новые возможности увеличения выпуска продукции. Они привели в полный порядок парк револьверных станков. Наладчица Голубкова сумела увеличить производительность шлифовальных станков почти в два раза. В цехе организовано соревнование на звание лучшего рабочего. Выполнившие дневную норму ежедневно заносятся на доску почета как «победители дня». Сейчас в цехе :нет ни одного невыполняющего норм. Многие перевыполняют их на 30—40 процентов. Автоматчица Миронова, обслуживая два станка, даст 110 процентов. Револьверщики Ше- хова, Лиеицина, Зверева, Платонов, Шумилкина ежедневно вырабатывают по полторы и более норм. Своей стахановской работой они обеспечили в . апреле нормальную работу всего! цеха. (ТАСС).АВТОМАТЫ СВЕРХ ПЛАНАНа заводе, где директором тов. Андреев, цех начальника Леонова вчера закончил выполнение государственной программы по основному виду оборонной продукции.Слесари-сборщики этого цеха в предмайском соревновании взяли на себя обязательство изготовить во внеурочное время в фонд Главного Командования несколько автоматов. Слесарь-сборщик тов. Трофимов обязался изготовить три автомата, изготовил — 6.Слесарь-г.борщик Пастухов сдал в фокд-Тпавного Командования 5 автоматов.Хорошо работает цех, где начальником тов. Купцов. Коллектив уже собрал и сдал в фонд Главного Командования 50 автоматов.★ ШАХТЫ (Ростовская область), 29. (ТАСС). На четыре дня раяыне срока шахты треста «Шахтаятрацит» выполнили апрельский план. К 1 мая горняки обязались дать сверх плана 3 эшелона угля в особый фонд’ Главного Командования Красной Армии.★ГОРОД Н. 28. (ТАСС). Завод, где директором тов. Рубни, несколько дней назад выполнив овощ предмайские обязательства, сейчас дает продукцию в особый фонд Главного Командования. Первенство держит краснознаменный цех, где начальником тов. Заров.Фронтовая вахта в честь 1 МаяДеталь держала весь цех. Обычно даже в самый последний день месяца, когда производство остальных изделий уже было закончено» стахановцы и специалисты прилагали все усилия, чтобы только «вытянуть» план обработки этой детали. В середине апреля в цехе организовали сквозную бригаду, которой поручили весь процесс холодной обработки детали. Руководство было возложено на молодого, но опытного слесаря тов,- Андреева.Скввзнал» бригада тов. Андреева стала на фронтовую предмайскую вахту. Соревнуясь, фрезеровщики, токаря, строгальщики, слесари уплотнили свой рабочий день. В правильной организации производственного процесса им помогал специально для этогр выведенный технолог. Обработка Детали нроходила по поточному способу. 24 апреля месячное задание выпуска этих деталей уже было закончено. Сейчас бригада готовит цх в особый фонд Главного Командования Красной Армии.На фронтовую вахту в честь 1 мая встали не только отдельные производственники, но и целые цехи завода, где секретарём парторганизации тов. Платонов. С большим под’ёмом фронтовая вахта проходит в цехах, которыми руководят тт. Дубинкин, Ланцов, Грибов, Левитин.Цех тов. Грибова сегодня утром уже закончил апрельский план. Остальные цехи добиваются окончания месячной программы к 28 апреля.В апреле коллектив завода по социалистическому обязательству должен дать изделий на 50 проц. больше, чем в марте. Именно с учётом выполнения этого обязательства проходит вся работа. Но завод задерживает одна деталь, которую ’ он получает от предприятия-смежника, где главным инженером тов. Теле- хов.Пущены дваВкладУкраинские партизаны уничтожили на одной из рек несколько вражеских кораблей с их командами. На сним- ке; партизаны подбирают трофеи с потопленных кораблей. Фото Я. ДАВИДЗОНА (ТAСС).текстильщиковКоллектив фабрики им. Петра Алексеева (директор тов. Калинин) обязался к 1 мая дать в особый фонд Главного Командования Красной Армии 12 тысяч метров суровья, 4 тонны пряжи и изготовить на 60 тысяч рублей товаров широкого потребления для населения районов, освобождённых от немецких оккупантов.Свои обязательства коллектив успешно выполняет. Цех ширпотреба уже выпустил продукции на 160 тысяч рублей. (ТАСС).Москва, Кремль, Председателю Государственного Комитета Обороны товарищу СТАЛИНУ И. В.Дорогой Иосиф Виссарионович!Рады Вам сообщить итоги выполнения обязательств, взятых перед страной коллективом дважды орденоносного завода Ns 92 имени И. В. Сталина в предмайском социалистическом соревновании.Горя желанием как можно скорее разгромить ненавистного врага, уничтожить фашизм я освободить нашу Родину от подлых захватчиков, коллектив завода программу первого квартала закончил досрочно, а апрельскую — 24 апреля 1943 года.Освоены и изготовляются в серийном производстве три новых вида грозного вооружения, которые сданы в количестве, установленном ГОКО.Дано сверх плана дивизионных пушек более чем для 13 полков и оружия — более чем для 4 танковых бригад за счёт средств, собранных из личных сбережений работников завода.Заказ по изготовлению деталей для сельскохозяйственного инвентаря выполнен на 100 проц. и по изготовлению запасных деталей для электростанций — на 164 проц.Завод отправил 3.000 пудов овощей и семян в районы, пострадавшие от немецких оккупантов.Для обеспечения дальнейшего роста выпуска продукции пущен в эксп-лоатацию прокатный цех, построенный за 7 месяцев силами завода. Это позволило уже в первом квартале 50 ~ проц- погребного заводу проката получить у себя, не прибегая к помощи др^их заводов.Закончена строительством новая мощная мартеновская печь, из которой даны первые плавки орудийной стали.За первый квартал 1943 года сэкономлено 1.100 тонн кислой стали. Путём рационализации технологии дополнительно сэкономлено 1.600 тонн стали от фасонного литья и поковокВместе с тем в первом квартале 1943 года завод сэкономил 2 млн. киловатт-часов электроэнергии. 3,5 тысячи тонн топлива и от внедрения рационализаторских предложений получил 3 млн. 400 тыс. рублей экономии.Коллектив завода, с честью выполняя взятые на себя обязательства, в течение 9 месяцев завоёвывает Красное Знамя ЦК ВКП(б) и в дальнейшем готов выполнять любое задание партии и правительства.В день 1-го мая коллектив завода обращается ко всем предприятиям страны с призывом продолжить Всесоюзное социалистическое соревнование за лучшее и досрочное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны первого полугодия 1943 года.Коллектив завода берёт на себя следующие обязательства:1 Досрочно выполнить полугодовую программу.2. Слать в особый фонд Главного Командования в течение мая и июня месяцев 1943 года сверх плана дивизионных пушек для 13 полков и оружия для 4 танковых бригад.3. Сэкономить не менее 3 тысяч тонн стали и освоить валовое производство высококачественной стали в основных мартеновских печах.Да здравствует наша могучая советская держава н её героическая Красная Армия!Слава великому полководцу, Маршалу Советского Со юза товарищу Сталину!По поручению коллектива рабочих, инженеров, техников и служащих:Директор завода ЕЛЯН. Парторг ЦК ВКП(б) ЛИНЕВ. Главный инженер завода ОЛЕВСКИЙ. Зам. директора завода по металлургии СТРУСЕЛЬБА.Председатель завкома БЕЛОПРОСОВ. Комсорг ЦК ВЛКСМ ГУСЕВ. Начальники цехов: ПЕРМИКИН, ФИЛЬШТЕЙН, СЕРОВ, АБРАМОВ, ГОРДЕЕВ, СИРОТИН.Стахановцы завода: БУХАРЕВ, ЧЕРНОДУБ, ЗАХАРОВ, ЦАПЛИН.НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫНалет штурмовиков на вражескийаэродромконвейераЭто было позавчера. В лдтейном цехе вагоноремонтного завода «Память революции 1905 года» опоки двинулись к вагранке, а затем — на последующие операции: они стояли на только-что оконченном конвейере. Одш из самых трудоёмких процессов — заливка форм — теперь полностью механизирован. Конвейерная отливка изделий — новость в литейном деле. И на завод уже приезжают представители других предприятий познакомиться с его опытом.Конвейер не только позволит увеличить производительность труда литейщиков, но и резко понизит себестоимость литья. За месяц экономия составит около 80 тысяч рублей.26 апреля пущен также законченный конвейер в механическом нехе, где начальником тов. Кава- лерчик. Подача деталей от станка к станку на всех операциях механизирована. В первых ж.е сменах выпуск продукции благодаря конвейеру увеличился на одну пятую часть. Вчера в 8 часов вечера цех досрочно закончил сдачу продукции в счёт апрельского плана. Начался выпуск изделий в особый фонд Главного Командования Красной Армии. Всего до 1 мая в этот фонд будет сдано 16 процентов сверх апрельского задания...Выше графикаВсе цехи завода, где главным инженером тов. Миллер, идут в предмайском социалистическом соревновании выше графика. 25 апреля цех, где начальником тов. Герасимова, закончил апрельскую программу и стал давать продукцию в фонд Главного Командования. Цех, где начальником тов. Коновалов, ежедневно выполняет план на 120—125 проц. Всего по заводу за вчерашний день суточный график выполнен на 106,5 процента.Особенно отличилась бригада штамповщиц тов. Плюхиной. Взяв обязательство на стахановской вахте давать в сцену не меньше двух норм, эта бригада выполняет задания на 250—300 процентов.ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 27. (Спец, корр. ТАСС). Совинформбюро 2ь апреля сообщило о налёте наших самолётов на вражеокий аэродром, во время которого было уничтожено 8 неприятельских машин и в воздушном бою сбито 3 немецких истребителя.Передаём подробности этой операции.В налёте на вражеский аэродром принимала участие шестёрка штурмовиков, руководимая опытным летчиком-орденоносцем Михаилом Безухом. 5 истребителей под командованием капитана Дмитрия Симонова прикрывали штурмовиков. Полёт проходил в сложных метеорологических условиях. Дул сильный ветер, земля закрывалась дымкой, местами переходившей в туман.Штурмовики, прижимаясь к лесному массиву, вышли в немецкий тыл и внезапно на бреющем полёте появились над стоянками фашистских самолётов. Первым атаковал вражеские машины капитан Безух. Вслед за ним сбросили бомбы лётчики Панченко, Михайлов и Черво- ноокий.Немецкие зенитчики с запозданием открыли сильный огонь. Капитан Безух несколькими пулемётными очередями заставил замолчать две зенитных батареи, лётчик Михайлов уничтожил одно зенитное орудие.Когда штурмовики выходили из атаки, на них напала четвёрка «Мессершмиттов-109» Наши лётчики приняли бой и успешно отразили натиск неприятельских машин. Лётчику Артемьезу удалось поджечь один из фашистских самолётов.Прикрывавшие штурмовиков истребители умело блокировали аэродром противника и вели бой с немецкими машинами. Капитан Симонов сбил один «Мессершмитт-109» и другой подбил. Младший лейтенант Савинов поджёг «Фокке- Вульф-190», а другой самолёт противника обратил в бегство.За умелое руководство штурмовкой вражеского аэродрома и проявленные при этом личное мужество и отва/гу командование наградило капитана Безуха орденом Красного Знамени.Удары по тылам врагаДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27. (Спец. корр. ТАСС). Наступили жаркие, солнечные дни. Просохли и ожили^ полевые аэродромы. В голубом поднебесья над широкими степными просторами круглые сутки не смолкает рокот моторов. Наши лётчики непрерывно ведут воздушную разведку, следят за каждым шагом противника. Обнаруживая места подтягивания или сосредоточения резервов врага, они наносят по ним бомбовые и штурмовые удары.Ряд последовательных массированных ударов нанесли лётчики Н-ской авначасти по железнодорожному узлу, через который проходят на фронт эшелоны с немецкими солдатами, боеприпасами и горючим. Неприятель безуспешно пытался оградить станцию зенитным огнём. Подавив две батареи зенитных ору дий, советские бомбардировщики и штурмовики продолжали громить эшелоны, склады, пути.Чтобы скрыть свои передвижения от нашей авиации, противник старается подбрасывать войска и технику к фронту ночью. Но и это не спасает врага. Лётчики одной авиачасти на протяжении нескольких ночей уничтожают скопления неприятельских сил, мешают подтягиванию резервов к линии фронта, громят опорные пункты врага, его огневые средства.Большую помощь ночным бомбардировщикам оказывают наземные войска. Ракетами, трассами артиллерийского и пулемётного огня пехотинцы нацеливают, бомбардировщиков. Тесное взаимодействие ночной авиации с наземными частями даёт прекрасные результаты. На одном участке фронта немцы в течение нескольких дней безуспешно пытаются подбросить реаервы на передовые позиции Днём дороги, ведущие к фронту, держит под прицельным огнём наша дальнобойная артиллерия. Ночью их непрерывно контролируют бомбардировщики. С наступлением темноты и до зари наши самолёты «висят» над противником. Немцы вынуждены были прекратить здесь переброску своих войск. В результате этого большое количество живой силы я техники противника скопилось в одном населённом пункте. Этим не замедлили воспользоваться наши лётчики.Ночью в воздух поднялись подразделения капитана Назаркнна и старшего лейтенанта Кукушкина. По расчёту времени экипаж трижды орденоносца лейтенанта Рыжова вышел точно на об’ект и сбросил бомбы. Взорвался склад с боеприпасами, заполыхало пламя. Это явилось хорошим ориентиром для остальных ночных бомбардировщиков. Они летели на далеко видневшийся в степи очаг и разгружали люки своих самолётов прямо на головы гитлеровцев. Было отмечено семь прямых попаданий в артиллерийские орудия. Видно было также, как летели в воздух автомашины, тягачи. Ночной налёт закончился разгромом штаба немецкой пехотной дивизии, который расположился в этом селе. Экипаж в составе майора Стяжкова и капитана Кочегарова прямым попаданием бомб разбил помещения, где находился штаб. Немногим гитлеровцам удалось спастись от меткого бомбового удара.И. Лапоногов.