Встреча писателя

Новикова-Прибоя

с героем романа «Цусима

СВЕРДЛОВСК, 27. (ТАСС). Приехав на несколько дней в Сверл
ловок, писатель А. О. Новиков-Ирнбой получил телеграмму от своего старого друга Семена Мурзина, с ко
торым он вместе служил на броне, косце «Орёл» н участвовал в Цусимском сражении.
Семен Мурзин — один ИЛ героев романа «Цусима» — пригласил пи
сателя в гости в колхоз «Павел Лепина», За Яновского района, где Мурзин заведует молочно-товарной фермой.
Трогательной была встреча нугичовцев, не видавшихся 37 лег В соседнем колхозе оказался еще один участник Цусимы — водолаз Пущка,рев. Три дйя провели вместе
старые боевые товарищи. В долгие часы бесед они вспоминали о геоизме русских моряков, славные боевые традиции которых унаследовали паши бесстрашные краснофлотцы..

Телеграммы из-за границы

«ПРОСТАЯ жизнь

Похороны Вл. И. Немировича-Данченко. Траурная процессия движется по улице Горького.
Фото А. ГАРАНИНА.

Друг вахтанговцев

БЛАГОДАРЯ нашему учителю Ев
гению Богратионовичу ыы, вахтанговцы, всегда были кровно связа
ны с основателями и создателями Художественного театра К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем- Данченко.
Е. Б. Вахтангов научил нас бесконечно уважать и любить этих ве
ликих мастеров русского театра. Преклонение перед ними, горячая благодарность сквозят в каждой строке писем и записных книжек Евгения Богратпоновпча.
На протяжении всей своей жизни Е. Б. Вахтангов с необыкновенной теплотой вспоминает о первой встрече с Владимиром Ивановичем.
«...Жизнь моя на земле была бы пустой, если бы я не попал в Ху
дожественный театр, — пишет он Вл. И. Немировичу-Данченко 17 января 1919 года. — Здесь,я научился всему, что знаю, здесь я посте
пенно очищаюсь, здесь я получаю смысл своих дней. Вы приняли ме
ня в театр, Владимир Иванович. Вам первому обязан тем, что имею; и не могу, не могу не сказать вам, какую тайную и большую благодар
ность чувствую к вам. Я никогда не говорил вам о том, как жадно я по
глощаю каждое ваше слово, об ис
кусстве актёра в частности, вы и ие знаете, как пытливо я ищу у вас ответа на многие вопросы театра и всегда нахожу».
П когда Евг. Вахтангов вновь создал свою студию, он обратился 9 августа 1920 года с особым письмом к Владимиру Ивановичу.
Вл. И. Немирович-Данченко со всей внимательностью, присущей
этому великому художнику-творцу, откликнулся на нашу просьбу о по
мощи студии. В сентябре 1920 года состоялось постановление дирекции
МХАТ о принятии нашей студии в се.мью Художественного театра под именем тпртьей студии МХАТ.
Так же, как благодаря Вл. И. Немировичу-Данченко в Художествен
ный театр был принят Евгений Богратнонович, пользуясь поддержкой Владимира Ивановича, п наша сту
дия вошла в состав прославленного МХАТ.
7 апреля 1922 года — незабываемый день в жизни вахтанговцев. Мы впервые показывали «Принцессу Турандот». На спектакле присутство
вал Владимир Иванович, который прислал Е. Б. Вахтангову, - лежавшему больным, спой портрет со следующей надписью:
«Евгению Богратионовичу Вахтангову. В ночь после «Принцессы Турандот». Благодарный за высо
кую художественную радость, за чудесные достижения, за благо
родную смелость при разрешении новейших театральных проблем, за украшение имени Художественного театра.
Вл, Немирович-Данченко».
Растроганный Е. Б. Вахтангов ответил на следующий день большим письмом:
«Дорогой Владимир Иванович!
Вчера после каждого акта «Турандот» мне звонили по телефону и сообщали, как вы . принимаете спектакль. После вашей беседы с уче
никами ночью четверо из них при
шли ко мне и подробно рассказали мне, что вы говорили. Я был взволнован вместе со студией чрезвычайно...».
Мы всегда ощущали внимание и заботу Владимира Ивановича. Он внимательно следил за развитием нашего театра, бывшей третьей студии МХАТ, помогал нам советами.
Всего около полутора месяцев на
зад я и мои товарищи по театру виделись и беседовали с Владимиром Ивановичем. Его интерес к нашей работе ещё и ещё раз проде
монстрировал большое любящее сердце этого великого и вместе с тем такого близкого и простого человека.
Вл. И. Немирович-Данченко подробно расспрашивал о новых наших спектаклях, показанных в Омске, об актёрах и сыгранных ими ролях, о нашей режиссуре, говоря, что для каждого театра первостепенное значение пмеют хорошие режиссеры.
— У вахтян говцев они есть,—добавил он.
С Владимиром Ивановичем мы не виделись давно. Поэтому он как-то особенно тепло, внимательно вглядывался в каждого из нас. И мы невольно почувствовали себя помоло
девшими в присутствии большого мастера и учителя.
Смерть Владимира Ивановича — огромная утрата для коллектива МХАТ, для вахтанговского театра, для всего советского искусства. Вместе со своими старшими товарища
ми — артистами Художественного
театра — мы глубоко скорбим об этой утрате.
Глубочайшая мудрость, необычайное жизнеутверждающее начало, энергия и бодрость Вл. И. Немиро
вича-Данченко будут всегда служить для нас примером. В своей творческой работе мы будем следовать великим заветам этого чудесного ма
стера русской сцены и претворять их в жизнь во имя родного совет
ского искусства, во славу нашей любимой родины.
А. Орочко,
заслуженная артистка РСФСР,

Великий мастер музыкального спектакля

НАВСЕГДА сохранится в моей
памяти музыкальное искусство великого мастера русской сцены Вл. И. Немировича-Данченко. Никто так глубоко как Владимир Ивано
вич не ощущал музыки в спектак
ле. Не только в своем музыкальном театре, но и в драматическом он ставил своей задачей раскрыть в музыкальных образах то, что оста
валось невыявленяым в работе актёра или художника Его установки режиссёра-музыканта были все
гда предедьж> чётки и ясны, и творческое общение с ним достави
ло композитору .глубокое внутрешнее удовлетворение.
В совместной работе о Владимиром Ивановичем приходилось удивляться, до каких мельчайших тонкостей знал он музыку, в частности процесс её создания. Владимир Иванович всегда умел рассказать композитору идейную и литературно-философскую сущность произведения.
Помню, как в 1923—1924 гг. из моего первоначального замысла дать интересное сопровождение в «Ли
зистрате» Аристофана выросла под влиянием указаний Владимира Ива
новича совершенно новая трактовка этой музыки. Гуманитарное звуча
ние и сарказм бессмертной комедии Аристофана, которые Вл. И. Неми

ПОХОРОНЫ

ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА

ДАНЧЕНКО

Вчера столица хоронила Вл. И. Немировича-Данченко. Отдать по
следний долг выдающемуся деятелю русского искусства пришли тысячи трудящихся.
Траурная процессия медленно движется по улице Горького, по Садовой, Пироговской к Ново-Де- Еичьему кладбищу. У перекрёстка улицы, па которой жил Вл. И. Не
мирович-Данченко л которая носит его лмя, процессия делает краткую остановку.
На кладбище, у открытой могилы, произносят речи председатель ЦК союза раблс А. В. Покровский и народный артист РСФСР Ю. А. Завадский.
— Немирович-Данченко, — говорит Ю. Завадский, — глубоко пат
риотично понял задачи советского театра. Он был подлинным борцом за народное искусство. Мы должны быть достойными продолжателями и проводниками тех высоких идей в искусстве, которым Владимир Иванович отдал без остатка свою славную большую жизнь.
Урна с прахом Вл. И. Немировича- Данченко погребена вблизи могил А. П. Чехова и К. С. Станиславского.
рович-Данченко сумел довести н до всего коллектива исполнителей, развернули музыкальный план спек
такля до большой музыкальной формы в финале этой пьесы.
В 1925 году я начал работу с Владимиром Ивановичем «над пантомимой-балетом «Египетские ночи» по
Пушкину. Указав па общую идею постановки, он затем, расхаживая
по комнате, начал мне сообщать сцену за сцепой свой железный сце
нарий, и передо мной, внимательно слушавшим режиссёрский замысел Владимира Ивановича, вырисовы
вался будущий спектакль. Создать по этому сценарию свой компози
торский план спектакля, отражая задуманные им драматические настроения. было уже легко и творчески- интересно.
Его огромное, мудрое творческое режиссёрское воображение всегда поражало. Вл. И. Немирович-Дан
ченко был непререкаемым авторитетом не только лично для меня, но и для многих других композиторов, обращавшихся к нему за сове
том. Его советам можно было верить безоговорочно.
«В опере пишите музыку широкими сценами, не мельчите музы
ку. Всем композиторам я всегда это говорю». Всем нам нужно пом
нить это глубоко мудрое и верное замечание крупнейшего режиссёра современности.
Вл. И. Немирович-Данченко великолепно знал музыку, чувствовал со характер и необходимое pacRirrne
музыкального образа. Память о нем, как о величайшем музыкальном
режиссёре, сохранится у всех, кому посчастливилось соприкоснуться с ним в работе над музыкальным стопталем.
Р. Глиэр, народный артист СССР
РАССКАЗЫ Вл. ЛИДИНА
В издательстве «Советский писатель» вышел сборник рассказов и очерков Вл. Лидина «Простая жизнь». Книга рассказывает о простых советских людях и их судьбах в дни великой отечественной вои
ны. Часть рассказов — «Братья», «Дочь», «Простая жизнь», «Таинст
венный остров» — посвящена детям и подросткам. Война вторглась в советские семьи, разлучила не одну
из них. перекинула на новые ме ста. У многих детей сразу прервалось детство. Вчерашние подростки стали чувствовать себя взрослыми. Пробудилось «сознание ответствен
ности, долга перед родиной, желание принести помощь семье, фрон
ту. Оно у всех — и у 1 б-летней Вари —- дочери колхозника (рассказ «Простая жизнь»), которая ухо
дит в партизанский отряд, и. у 15- летней девочки Люси (рассказ «Дочь»), на которую падают все заботы о младшей сестре, и у маленьких тимуровцев (рассказ «Таинственный остров»), собирающих книги для Красной Армии.
В книгу вошли также рассказы «Учитель», «Хирург», «Письмо», «Наборщик». «Школа», «Старик» и очерки — «Земля», «Уголь», «Мир и война».

Действия партизан

во Франции

ЛОНДОН, 27. (ТАСС). Как сообщают из Франции, недавно французские патриоты совершили успешное нападение на немецкий воинский эшелон. Группа молодых фран
цузов, вооружённых автоматами и подрывам ми средствами, пробралась поздно цсчером к железнодорожному полотну, обманув бдительность немецких часовых. Заминировав участок дороги, французы расположи
лись вдоль насыпи. Шедший та полном ходу поезд, подорвавшись па минах, сошёл с рельсов. Оставшиеся в живых германские солдаты
попали под убийственный огонь партизанских автоматов.

Театр

Краснознаменной

Балтики

Большой популярностью среди моряков Краснознамённого Балтийского флота пользуется театр Балтики. В гостав театрального коллектива входит ракже ансамбль песни и пляски и джаз-оркестр.
О первых дней отечественной войны артисты дали 4.000 выступлений на Фронте — на кораблях и в частях. Везде, где сражаются балтийские мо
ряки, бывают артисты театра. 24 ого работника награждены орденами и медалями Советского Союза.
Театр приготовил специальную программу для показа морякам в первомайские дни.
ЛЕНИНГРАД, 28. (По телефону. Наш. корр.).

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

★ КОМИТЕТ по делам искусств при СНК СССР направил в Иран концертную бригаду артистов московских те
атров, Филармонии и Всесоюзного гастрольно-концертного об’едииспия. В бригаду вошли: лауреат Сталинской
премии заслуженная. артистка РОТКЛ К Кругликова, заслуженные артисты РСФСР Д. Головин, С. Образцов, A. Орфенов, лауреат Всесоюзного конкурса мастеров художественного слона
B. Яхоигон. лауреаты международных музыкальных конкурсов 10. Брюшков. М. Козолупова, лауреаты Бессоюзного конкурса артистов «отрады Л. Гедель, М. Хрусталёв.

Голландские патриоты взорвали здание

амстердамской

регистратуры

ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Голландская галета «Гет ныове ван ден таг» со
общает о том, что голландские иаргичаны взорвали здание регистратуры в Амстердаме, где нрави
лись сижки всех жителей города, и таким образом затруднили немцам иасцльстг.шшую отправку голланд
цев на принудительную работу в Германию. «Вечером к регистрату
ре, — пишет газета, — подошла группа, партизан, переодетых в полицейскую форму, во главе с офице
ром. Офицер заявил охране, что ови явились ио специальному поруче
нию, и их пропустили. Тотчас же дежурившие по охране здания были схвачены и переправлены в нахо
дившийся поблизости сад. Оставив в комнатах бомбы замедленного дей
ствия, партизаны покинули здание. Через полчаса бомбы взорвались. В результате последовавшего за взрывом пожара сгорело почти все здание с находившимися в нем реги
страционными книгами, содержавшими данные о населении Амстердама».
НЬЮ-ЙОРК, 28, (ТАСС). Мадридский корреспондент агентства Юнайтед Пресс сообщает, что, по сведе
ниям из Голландии, гитлеровская полиция и оккупационные войска хватают без разбора всех физически здоровых мужчин в голландских го
родах Амстердам, Роттердам, Галта и Утрехт. Голландцев отправляют на немецкие военные заводы или на крупные сельскохозяйственные фермы в Поморашш. Семьи захваченных силой голландцев получают из
вещения. что они «записались на рсАоту в Германии».
На Средиземном море. Быстроходные английские катера, несущие патрульную службу по спасению подбитых экипажей самолётов.

Румынские лакеи Гитлера

встревожены

СТАМБУЛ, 28. (ТАСС). Румынские газеты опубликовали 18 апреля приказ военного коменданта Бу
хареста корпусного генерала Рако
вица, содержащий 30 параграфов, в которых перечислено, что запре
щается делать населению Бухареста. Этот приказ ярко свидетельст
вует о беспокойстве, царящем в правящей румынской клике.
Ряд пунктов приказа направлен к тому, чтобы подавить антиправи
тельственную агитацию в страйе и заставить население прекратить об суждение всяких политических воп росов, в том числе вопросов внутри
политического положения н внешней политики страны. В параграфе 9-м приказа говорится, что «все вла
дельцы ресторанов, кафе и других заведений обязаны немедленно со
общать властям о лицах, высказывающих враждебные взгляды и занимающихся пропагандой». Параграфы 12 и 13 гласят: «Запрещается
сеять сознательно или несознательно панику среди солдат и гражданского населения. Запрещается об

ОТОВСЮДУ

АГЕНТСТВО Рэйтер сообщает, что в Марселе неизвестным лицом убит из автомата начальник марсельского полицейского «легиона» Гасовский.
КАК ПЕРЕДАЕТ газета «Нью- Йорк тайме*, председатель «Авиатранс
портной ассоциации Америки» Горрелд со явцл, что по внутренним воздуш
ным линиям США в прошлом году
было перевезено р кордное количествогрузов и пассажиров, несмотря на сокращение количества гражданских са
молётов по сравнению с довоенным временем.
ГИТЛЕРОВСКАЯ газета «Дер нейе таг» сообщает о казни двух чехов, ко
торые распространяли антифашистские листовки. Кроме них, казнены ещё семь чехов за участие в антигерманском движении и хранение оружия.
ШТАБ об’сди не много командования, союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что тяжёлые
бомба р.тирошдпк.ч сбросили бомбы на японский аэродром в районе бухты Фипща (Новая Гвинея). В районе Мубо (Новая Гвинея) авиация союзников, оказывая поддержку наземным вой
скам. сбросила бомбы и обстреляла японские позиции.

ВОЕННО-УЧЕБНОЕ КИНО

В

ЕЛИКАЯ оте
чествеиная
война, которую ведёт наш народ с озверелым фашизмом, требует не
прерывного пополнения героической
Красной Армии обученными резервами. «Учиться военному делу, учиться настойчиво, изучить в
совершенстве своё оружие, стать мастерами своего дела и научиться, таким образом, бить врага на
верняка,..», — говорит наш вождь товарищ Сталин в своём приказе Красной Армии.
Большую помощь военному обучению резервов Красной Армии может оказать кино. Трудно переоце
нить в этом отношении значение военно-учебного фильма, который пропагандирует военные знания и помогает гражданам страны, бойцам всевобуча, затга-сньтх частей, учащимся школ и вузов ознакомиться с военной специальностью.
К составлению сцетариев таких фильмов приглашаются имеющие достаточный опыт и знания авторы, к постановке -—лучшие режиссёры, операторы и военные специалисты. С’ёмка фильмов ведётся со специально подготовленными актёрами или подобранными и натренированными бойцами и воинскими Подразделениями.
Техника современного кино позволяет преподнести зрителю учеб
ный материал о предельной наг
лядностью. методически правильно и наиболее доходчиво. Использова
ние стерсооптики. мультипликации, замедленного показа движений (рапид), возможность звуковой лере

Генерал-майор М. Мясников

дачи разнообразных шумовых эф
фектов, показ и звуковое оформле
ние взрывов, стрельбы из орудйй, танков, самолётов, миномётов—все это при сравнительно небольших материальных затратах делает военно-учебный фильм незаменимым пособием, особенно в отда
лённых местах, где иногда то или иное воеишое занятие не может быть в полной мере обеспечено но
вейшей материальной частью и техникой.
Не меньшее значение, чем показ военной техники, имеет также и. другая крайне важная сторона обу
чения, положительно разрешаемая учебным фильмом, это—показ правильной орРапгизацип методики обучения в строгой её последовательности.
Особое значение приобретает возможность правильного покала на экране тактических приёмов и действий подразделений, показа так
тики и оружия противника, чУ> особенно ценно для обучения на
местах, где без помощи кино такой показ иногда бывает невозможен. Демонстрация на экране лучших приёмов ведения боя и пропаганда
этого опыта путем показа наиболее ярких героических эпизодов из фронтовой жизни еще больше под
нимают значение военно-учебного кино.
Главтехфильм при Комитете по делам кинематографии при СНК СССР за период войны проделал большую работу, по созданию военно-учебных картин, й-з числа эа
суждать публично, в какой бы то ни было форме, вопросы, касающиеся армии, военных операций, международного и внутреннего политического положения, а также распро
странять как ложную, так и верную информацию об армии, военных операциях и т. д.».
О растущей ненависти населения к Германии и Италии, а также к клике Антонеску свидетельствуют параграфы 19, 20 и 22 приказа, в которых сказано: «Запрещаются
всякая критика, а также выступления против союзных Румынии государств, против руководителей армии, правительств и военного коман
дования этих государств. Запрещает
ся выражение презрения к армии, а также подстрекательство молодёжи к невыполнению обязанностей, обусловленных законом о предварительном военном обучении и о воинской повинности».
В заключение в приказе говорится, что невыполнение перечислен
ных в нем 30 параграфов влечёт за собой строжайшее наказание.

Греция в боях за свободу

Кадр из военно-учебного фильма «Вождение танка по пересеченной местности и на препятствиях» (режиссёр Н. Чигорин).
конченных производством и частично разосланных на места картин в первую очередь необходимо отметить следующие: «Строевая подго
товка», «Снайперская пара», «Эк
сплуатация танков», «Преодоление пехотных препятствий», «Метко стре
ляй», «Карманная артиллерия», «Парашютисты», «Рукопашный бойи ряд других. Эти фильмы помогут миллионам наших граждан и бойцов правильно попять и усвоить вопросы военной техники и ее применения.
Но наряду с (выпуском хороших фильмов в отдельных картинах, к сожалению, имеются существенные недочеты. Некоторые из них являются следствием недостаточно про
думанной органнзаниоино-нролзводствен .нбй стороны дела. К числу таких недостатков относится подчас слабая военная компетентность от
дельных кипорябюгтгков. Иногда военные консультанты недостаточно знают основы выразительных средств кинематографии \ и возможностей её техники, с помощью ко
торых до зрителя доводится идея
того или irnoW) фильма. Всё ото несомненно снижает качество картин и вызывает необходимость переделок и дополнительных дос’ё-
мок. Нельзя не отметить также печать, ибо, как правило, размножение копий происходит очень медленно и <на места картины поступают с большим опозданием.
К числу недостатков следует отнести также увлечение созданием учебных фильмов по военной технике за счёт картин на тактически е темы. Правда, последние
фильмы создавать значительно труднее, но это не должно служить причиной отказа от них.
«Учебные кинокартины надо выпускать не только на военно-техни
ческие и тактические темы, но и на тему о мужестве, отваге, дисциплине, стойкости, военной хитрости, взаимной выручке, воинской чести л т. д. Эти вопросы нельзя обходить молчанием.
Фильмы надо строить не абстрактно и обезличенно, какшгп они часто выпускаются сейчас, а обязательно с интересным сюжетом, ко
торый «заставлял бы зрителя жить вместе с* героями фильма. Что ка
сается просмотра картины, то он должен длиться ие ’ более .30 —.35 минут, но тема должна быть рас
крыта с предельной наглядностью, правильностью и последовательностью. Язык фильма (дикторский
Больше двух лет прошло со дня вероломного нападения гитлеровской Германии на Грецию. Страна ограблена, обездолена, разорвана на куски и поделена между фашистскими хищниками. Города, прославленные в миро
вой истории, разрушены немецкими бомбами. Судьбу Коринфа разделили и Фивы, и Натрае, и Пирей. Сотни тысяч жителей остались без крова.
Миллионы людей ji стране обречены на голодную смерть. Как известно, в отношении снабжения продовольствием Греция всегда находилась в зависимости от ввоза. Всего лишь 15 про
центов территории могло быть использовано для сельскохозяйственных це
лей. А после оккупации все наличные запасы продовольствия были захвачены немцами и итальянцами, все имев
шиеся скудные ресурсы были, как и tсюду в оккупированной Европе, уни
чтожены прожорливой гитлеровской саранчой. Б стране введена голодная
норма: 40 граммов хлеба в день, да и эти крохи иногда но целым неделям не выдаются. По данным английской
печати, и Афинах ежедневно умирает от голода несколько сот человек.
«Немцам не нужно в миллионов гр.е- ков, нам нечем их кормить, да и незачем», — писал не так давно гитле
ровский официоз «Фелькишер беобахтер».
Массовое истребление населения Греции характеризуется и чудовищным террором, которым гитлеровцы надеются сломить сопротивление греческого парода. Казни и аресты происхо
дят ежедневно. Только с 5 февраля 1943 года в Греции арестовано свыше 5 тысяч человек, из них 300 уже рас
стреляны. В одних лишь Афинах и Пирсе оккупанты ид последние .меся
цы арестовали около 2.500 * человек, многие из которых уже убиты или замучены в застенках гестапо.
Но ни голод, ни террор не могут остановить волну народного возмущения. Положение в Греции с каждым днём становится всё более напряжен
ным. Именно в связи с обострением внутреннего положения оккупационные власти отстранили па-днях марионе
точное «правительство» Греции во глапе с «премьером» Логофетопулосом. Это
мероприятие вызвало тем, что этот «премьер», как и предшествовавший ему Чолакоглу, оказался ие в состоянии подавить растущее в стране патриотическое движение. Берлинский хозяин увольняет одного за другим в
текст, надписи) должен быть простым, понятным и лаконичным. К некоторым фильмам (там, где это требуется) необходимо прилагать ещё методическую записку — ин
струкцию. поясняющую, как следу* ет пользоваться картиной
Совершению очевидно, что показ обучающимся военному делу учебных фильмов не должен быть случайным, а заранее запланирован и внесён в расписание занятий. Только тогда командир-руководитель сможет правильно организовать просмотр фильма. Методика, обучения при показе его примерно та
кова: кома.ндир-руководитель накануне замятий обязан лично про
смотреть каргину, изучить главное, иод готовить вопросы и ответы на них и т. д. Перед просмотром фильма с обучающимися следует прове
сти беседу о содержании и узловых вопросах картины. После просмотра руководитель должен ответить обучающимся на все вопросы, прове
сти беседу и сделать необходимые выводы, чтобы тема занятия была полностью усвоена.
За время войны с немецко-фашистскими захватчиками Красная Армия накопила богатый опыт. Бойцы н командиры приобрели навыки боевых действий в самых сложных условиях. Каждый день вносит много нового в приёмы и способы веления боя. Воспитание и обучение боевых резервов Креспой Армии немыслимо без учёта и ис
пользования этого опыта. И здесь военно-учебная кинематография
обязана всемерно притки на помощь.
Почётная и ответственная задача кино — помочь в короткий срок подготовить высококачественные
боевые резервы — должна быть полностью выполнена.
отставку своих греческих Квислингов, при чем замена не приносит ему желанного j спеха.
Сейчас назначен новый «премьер» — Раллис, который, но указке Берлина, сформировал «правительство», состоя
щее из подобных ему гитлеровских агентов. Вся полнота власти в Афинах передана гестапо. Однако новый ставленник гитлеровцев сразу же натолк
нулся на решительное сопротивление населения. Характерно, что, когда Раллис на другой же день после «избра
ния» решил выступить в одном из
крупных афинских кинотеатров, емуотсоветовали вообще появляться на улицах. Действительно, перед зданием театра собралась огромная толпа, громко выражавшая свое презрение к пре
дателям. Появившихся «министроввстретили улюлюканием и плевками.
Особенно сильное брожение вызвали в стране попытки немцев провести «тотальную мобилизацию» греческого населения на принудительные работы в Германию. На стенах домов в Афи
нах и Пирее появляются многочисленные надписи: «Долой немцев», «Лучше умереть, чем работать на фаши
стов), «Срывайте об’явденную немцами мобилизацию». В середине марта в Афинах состоялась многолюдная демонстрация, в которой приняли учас
тие тысячи рабочих и студенты Афинского университета, который был закрыт оккупационными властями и превращён в госпиталь для раненых немецких солдат. Демонстранты ворвались в здание марионеточного «минис
терства экономики», по «министр», подписавший, ио распоряжению нем
цев, приказ о мобилизации, успел скрыться. Оккупанты пытались разогнать демонстрантов. Произошли вооружённые столкновения, в результате ко
торых немало гитлеровцев было убито и ранено.
Учащаются и акты антигерманского саботажа-, н борьбе с которыми. по признанию гитлеровской газеты в Греции «Элефтерон вима». полиция гречес
ких Квислингов «оказывается^ порой совершенно бессильной». Недавно на крупных авиаремонтных заводах в Афинах были неизвестно ком испорчены моторы отремонтированных на зародах немецких самолётов. В резуль
тате несколько’ самолётов разбилось при первом же вылете. В другом случае были разрушены немецкие зенитные и прожекторные установки на вы
сотах в окрестностях Кулури (остров Садами н). На том же острове был взорван марк. охранявшийся усилен
ным отрядом оккупацией пых войск. Попытки немцев разыскать виновных ни к чему но привели.
Ненависть народа особенно ярко сказывается в героической борьбе парти
зан. В последнее время партизаны Греции наносят большой урон италономецким гарнизонам. Греческое министерство информации на-днях сообщило, например, о крупном вооружённом столкновении партизан с итальянскими частями в районе Калабака. Уби
то 60 итальянцев, многие ранены, ос
тавшиеся в живых бежали. Руак и в Югославии, оккупационные войска вынуждены теперь и в Греции вести зачастую настоящую войну с партизан
скими отрядами. Недавно партизаны напали на итальянский гарнизон, расположенный в «одной из деревень Ма
кедонии. Бой длился несколько часов. Партизаны отступили лишь после то
го, как оккупанты ввели в действие авиацию. Как теперь стало известно, город Касториа. захваченный гречески
ми партттзанами в феврале этого гола, находился в их руках несколько дней. Когда партизаны оставили город, ок
купанты учинили зверскую расправу над населением. Они замучили и рас
стреляли около 290 человек и сожгли дотла пять окрестных деревень.
В Западной Македонии партизаны заняли несколько городов. Целые дерев
ин переходят на сторону патриотов. Партизаны взрывают мосты. совершают налёты на склады и коммуникация врага. Недавний взрыв моста на уча
стке Салоники—АФины имел большое значение, т. к. через этот мост ежедневно направлялись поезда с войсками и военными материалами для армии Роммеля в Тунисе. ТТе менее чувствительными уланами по врагу яви
лись и организованные партизана ич взрывы па двух военных заводах — близ Пирея и в районе Салоник.
Успехи Красной Армии вселили И сег»дпа греческих патриотов новые на држлт.т на скорый разгром итало-we мелких захватчиков. Партизанское дви
жение в стране за последние месяце усилилось, несмотря па все карательные мероприятия оккупантов. Becrm 1942 года особенно ярко выявляет непрочности» европейского тыла Герма
нии. и обострчтотееея с каждым днйаг положение в Греции лишний раз сви
детельствует о шаткости гитлеровского «нового порядка» в Европе.
А. Александрова.