ного искусства. Кто бы ни были модели Юсуповских портретов, в нашем воспоминании они всегда останутся последними друзьями старого мастера. Счастливого пути, милые супруги *).

Из альбомов Н. П. Ульянова.

П. П. Муратова.

Коллекционеры, роющиеся в папках антиквара, в поисках старинного рисунка или редкостного офорта, не часто подозре
вают о том поприще увлекательнейших розысков, какими являются альбомы иных ныне живущих художников. Современных художни

ков мы, вообще говоря, знаем неполно и недостаточно. Галлерея

или музей хранят пять или десять холстов живописца, разных времен, зачастую разных качеств. На каждом из общественных приобретений есть след борьбы противоречивых суждений, всех „за“ или „против неизбежных, когда идет речь о современнике. Обычнее всего боязнь ошибок заставляет приобретателей итти в этих случаях по некоторой средней линии. Музейные люди безсознательно подбирают некий средний уровень, великолепно вы
ражающий в конце концов вкус зрителя, интерес направления, дух времени, но понижающий душевный тон художественной индивидуальности и заглушающий остроту отдельного мировозрения.
Нередко, благодаря тому, в частном собрании поражает нас одна особенная, „изолированная вещь живописца, к которой не подготовило его оффициальное музейное лицо. Что может быть удивительнее Шебуева у И. С. Остроухова и Скотти у Н. И. Тютчева! Перед этими „отклонениями от нормы недоумевает коллек

ционер, и историк искусства задумывается, каким манером ввести их в свой связный рассказ. Для того и другого—хорошая школа—

*) Юсуповские портреты были посланы на известную выставку произведений Рембрандта в Амстердаме в 1898 году. О них тогда было много речи в европейской художественной печати. Александр Н. Бенуа, вспоминая об этих портретах, пишет, что на амстердамской выставке, „где было собрано столько первоклассных шедевров, где были лучшие картины из английских коллекций— Юсуповские Рембрандты, такие царственные, такие строгие и печальные, казались все же предельными достижениями искусства .... Примеч. Редакт.