Выставка русского бытового портрета.
(Русский музей).
В настоящее время заканчивается каталогизация картин, предназначенных для выставки портретов, устраиваемой историко-бытовым отделом Русского музея и в ближайшем будущем предполагается открыть выставку для публики.
Портреты, собранные историко-бытовым отделом, представляют исключительный интерес прежде всего потому, что подавляющее большинство их ведет свое происхождение из частных коллекций, знакомство с которыми было до
ступно лишь небольшому кружку коллекционеров, художников и любителей искусства. Очень немногие из этих портретов были репродуцированы в издании Николая Михайловича („Русские портреты11) и в других каталогах.
Путем иконографического исследования (ближайшее участие в экспертизе принимали П. П. Вейнер, М. В. Фармаковский, П. П. Нерадовский, С. Н.
Казнаков и пишущий эти строки) удалось установить имена изображенных лиц и художников их писавших относительно целого ряда портретов. Однако, большая часть портретов осталась невыясненной, ни в отношении авторов, ни в отношении изображенных лиц. В некоторых случаях не удалось даже опре
делить происхождение портрета, т.-е. установить, из какого собрания поступил данный портрет в музейный фонд, в бюро отдела охраны искусства или в вещевой склад.
Невольно приходится посетовать на те учреждения, чрез которые первоначально прошли эти „безымянные11 картины: несомненно, им было бы нетрудно, как первой инстанции, зафиксировать имена бывших владельцев и тем самым облегчить в дальнейшем справочную работу.
Основным принципом выбора экспонируемых портретов было их бытовое значение, характерность их для той эпохи, к которой они относятся. Чистохудожественная ценность картин отступила в данном случае на задний план, не играла никакой определяющей роли. Поэтому, не удивительно, что среди
собранных на выставке картин встречаются произведения очень плохие в смысле живописи, рыночные копии и пр. Их немного, и с ними приходится
мириться, так как при всем своем несовершенстве, они драгоценны в бытовом отношении. Костюмы, прически, головные уборы, ордена, серьги, ожерелья, диадемы и прочие мелочи туалета, — вот что наиболее любопытно, с точки зрения быта, в старинных портретах. Немалое значение имеет также обстановка, фон, аксессуары. Так, например, на выставке есть портрет неизвестной дамы, изображенной сидящею в комнате, двери которой открыты в соседние комнаты: перед нами анфилада эпохи Empire, стильный бытовой intérieur. Есть семейная группа, изображенная на фоне парка. Есть дама, играющая на рояле;