А. ФЕВРАЛЬСКИЙ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ

ОКТЯБРЬ

И „З О Р И“

Назначение В. Э. Мейерхольда заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпрюоа, состоявшееся 16 сентября 1920 года, открыло короткий, но чрезвы
чайно значительный в развидни театра период «Театрального Октября». Это. не значит, что «Театральный Октябрь
целиком обусловливался появлением Мейерхольда в ТЕО (тем более, что в 1918—19 годах Мейерхольд уже работал
в ТЕО). Необходимость встряски театра ощущалась и раныпе. Но пролетарская революция, занятая отстаиванием самого своего существования от многочис
ленных врагов, в течение первых трех лет после Октября 1917 года, естествен
но, не могла еще подойти к neipecrpoftке театра. Понятно поэтому, что «Театральный Октябрь» пришел лишь в октябре 1920 года, когда гражданская война была почт закончена.
Кто же мог стать вождем театральной революции, как не Всеволод Мейерхольд — коммунист и мастер, неизменно воз
главлявший наиболее радикальные тенденция в театре?
Положение театра в этот период рисовалось в таких чертах:
«Современная театральная культура упадочная. Наблюдается расхля
банность, эклектичность, отсутствие лида, потеря традиций и всеобщая халтура». (Тезисы доклада Мейерхольда «Об уязвимых местах театрального фронта» — «Вестник театра», № 78—79.)
Стала ясной необходимость выработки единой я твердой театральной полити
ки, исходящей из общей политики РКП(б) и советской власти, необходимость повернуть театр лицом к современности. Для осуществления этого нужна была совокупность идеологических
предпосылок, организационных мер и формальных методов, какой и явился «Театральный Октябрь».
«Театральный Октябрь» — явление огромного об’сма: тут и революционизирование профтеатров, и создание
драматургических, режиссерских и актерских мастерских, и опыты в области самодеятельного красноармейского театра., тут и задача революцио
низировать и совершенствовать театры провинции (Речь Мейерхольда на собрании работников ТЕО и Первого само
деятельного театра (Красной армии— «Вестник театра», № 76—77.)
(Культуртрегерская тенденция, господствовавшая в 1917—20 гг., и рассуждения об аполитичности искусства, которыми старые театры вначале пытались прикрыть свой консерватизм, клеймились теперь, как уход от революции. Перед искусством были поставлены политико-просветительные задачи (в го же
время был организован Главшолитпроовет, включивший в свой состав худо
жественный отдел с подотделами ТЕО. МУЗО, ИЗО, ЛИТО, ФОТО КИНО).
Новые лозунги в этой области сформулированы в следующей резолюции 1-й Всероссийской конференции заведую
щих подотделами искусства губернских отделов народного образования (19—27 декабря 1920 г.) по докладу Вс. Мейерхольда, о политпросветработе в искусстве:
«1. Политработа и лросветработа в области (искусства не могут быть раз’- единены: они должны быть слиты в единое целое.
2. В условиях коммунистического строя труд становится трудом радости, искусство становится искусством-трудом.
3. Рабское усвоение пролетариатом ценностей прошлого признается вредным.
4. Традиция должна быть понятна как живое раскрытие в прошлом ценного для современности; должна вестись решительная борьба с фетишизмом мнимых традиций, прикры
вающих собой косность, вражду к новым формам в искусстве, а зачастую и вражду к основам коммунистического строительства.
5. Задачей воспитания маос в области искусства должно стать содействие массам в немедленном и прочном критическом овладении ору
диями и средствами интеллектуального и художественного производства.
6. Наряду с этим шаблонная просветительная система в деле художественного воспитания масс отбрасывается, так как воля к творчеству, заключенная в массах, стремится создать свою художественную культу
ру, порывающую связь с нормами буржуазной эстетики.
7. Пролетариат должен окончательно уничтожить резкую разницу, с которой всегда имел дело отживший класс: противоположность жизни искусству Искусства - самоцели нет отныне. Искусство в руках пролетари
ата является самым крепким оруди
ем коммунистической пропаганды и коммунистической агитации. В руках пролетариата искусство—орудие, средство и продукт производства».
Другая резолюция той же конференции (революция по научно-художествен
ным вопросам) ставит конечной целью художественного строительства
«полное преображение быта и воздействие искусства на все стороны производства».
В этом строительстве
«необходимо использовать художялков-спецав всех школ и направлений под постоянным контролем коммунистической критики».
Революция отвергает «раздвоение формы и содержания», как «типичнейший продукт буржуазной эстетики», и считает: