посредственно в создание агитпропгрупп, рабочих театров, репертуаров
и т. д., но также организуя ею на борьбу против буржуазных театров, которые прямо и открыто выступают против Советского союза, революционного авангарда компартии. Демон
страции, протесты во время таких спектаклей, теперь уже не единичные явления. Рабочие театральные орга
низации начинают пред’являть свои требования театру по отношению к репертуару, по вопросу финансирования рабочих театральных организаций со стороны городского само
управления. Конечно эта борьба не имеет еще успеха в прямом смысле слова, но зато она мобилизует массы на борьбу против буржуазной госу
дарственности и его театра, который служит интересам капитала. Однако
и здесь мы имеем ряд фактов, которые показывают, что не всегда руководители революционного рабоче
го театра понимают сущность этой борьбы. Так т. Джон Бонн в своем докладе на конференции культурныу организаций Нью-Йорка выдвинул следующее положение: «Буржуазный театр (как коммерческое, предприя
тие) обращается к немногим богачамили «буржуазный театр (как средство развлечения) является отдыхом для лентяев».
Ограничивая этим самым сущность буржуазного театра, ослабляется ут
верждение, что буржуазный театр и есть орудие борьбы, затуманивания
классового сознания трудящихся масс. Если буржуазный Театр служит толь ко сытым, ленивым, если он является коммерческим предприятием для немногих, то пролетариату не прихо
дится бороться против этого театра, он может спокойно создавать свой те
атр и оставить в покое буржуазию. Такая точка зрения не соответствует действительности. Международное рабочее театральное об’единение долж
но бороться против таких взглядов в целях мобилизации масс для борьбы против той идеологии, которую рЯс-■остраняет буржуазный театр среди
тлионов трудящихся. В отдельных -...ьанах, как, например, в Чехо-Слоц ^ии, мы имеем факт неправильного , ойимания творческих методов со стороны революционных пролетарских художников. С одной стороны мы видим стремление к тому, чтобы рабочий театр отражал только эконо
мическую борьбу рабочих масс за их насущные требования, игнорируя другие проблемы, интересующие проле
тариат. С другой стороны имеется
тенденция утверждать, что художник не может работать по заказам, тем самым способствуя отрыву револю
ционного искусства от актуальных текущих политических задач дня. Конечно оба эти взгляда одинаково неправильны и ошибочны. Они являются следствием неправильного понима
ния роли и значения пролетарского искусства в классовой борьбе.
Слабым местом в рабочем театральном движении других стран является то, что до сих пор не учтен опыт Советского союза. Пролетарские драматурги СССР не помогают в переда
че этого опыта рабочим театральным организациям в их огромных задачах
по популяризации социалистического строительства СССР среди широких слоев трудящихся, и вследствие этого репертуар, который должен показать гигантскую стройку Советского сою
за, созданный в отдельных странах, схематичен и построен на голых ло
зунгах. Нет показа того нового, что происходит в стране, вступившей в период социализма. Это большая ви
на советских драматургов, нежели рабочих театральных организаций отдельных стран. Документ РАПП, совершенно правильно критикующий недочеты и ошибки международного рабочего театрального движения, только тогда поможет изжить эти недочеты, когда РАПП наметит, сов
местно с МРТО, конкретные пути поднятия рабочего театрального дви
жения на высшую ступень. В этом плане декада международного рабо
чего театрального движения, которая состоится с 15 по 25 февраля, должна иметь решающее значение.
Международная декада имеет своей целью мобилизовать пролетарские силы на театральном фронте, связать их с текущими задачами дня, стоящи
ми перед пролетариатом данной страны. Пролетарская театральная обще
ственность Советского союза, которая до сих пор принимала недостаточное участие в руководстве и направлении этого движения, должна во время этой декады добиться значительного перелома в смысле приближения со
ветского театра к интернациональной тематике, к тем задачам, которые сто
ят перед МРТО в отношении исполь
зования зарубежного пролетарского театра по линии пропаганды идей диктатуры пролетариата и освещения социалистического. строительства Совет
ского союза. Не нужно забывать, чго зарубежный пролетарский театр ждет нашего опыта и зорко прислушивает
ся ко всему тому, что происходит на театральном фронте СССР. Выполнить эту задачу возможно только при непосредственном активном участии пролетарских театральных организаций СССР в работе МРТО.
Всеобщий кризис капиталистической системы, ударяя по буржуазной куль
туре, разваливает буржуазный театр, способствует увеличению количества безработных художников, актеров, режиссеров, музыкантов . и мастеров
сцены, толкает их на путь классовой борьбы, на путь общих классовых интересов пролетариата. Во многих капиталистических странах р,астут и
крепнут революционные организации художников, вырастает революцион
ное профдвижение среди актерских масс. Неудивительно. Положение современного театра в капиталистических странах таково, что и буржуазная и социал-фашистская печать вынуждены кричать о переживаемом кризисе театра. «В рамках общей проб
лемы безработицы актеры, певцы и вообще все работники театра играют особую роль. И эта печальная роль с каждым годом все усиливается и расширяется. Все новые и новые театры закрываются или сокращают се
зон. Достигнутые улучшения сходят на нет.» (Газета «Дейтшланд»). Вот как определяет положение театра буржуазная газета. Журнал «Театр», издаваемый в Германии, пишет: «Немецкий театр ведет жестокую борь
бу за существование. Доходы падают изо дня в день . Города и общества отказывают в субсидии. Персонал сокращается, заработная плата снижается». Правда, социал-фашисты в поисках выхода из кризиса буржуазного театра предлагают реорганизовать систему управления и систему
привлечения зрителя, насытить театры задачами культурного характера. Но все эти рецепты не способны спасти распадающийся театр. Его материальная база подорвана до основа
ния, и идеологически он вынужден выбирать — либо стать против прямых
интересов пролетариата, либо стать за пролетариат. Другого исхода нет. Средняя промежуточная замаскиро
ванная линия неспособна теперь удер“ жать зрителя. Каждый театр должен на кого-то ориентироваться. Вот отсюда отчаяние многих театральных предпринимателей, которые спрашива
ют, на кого ориентироваться, на кого рассчитывать при постановке той или другой пьесы. Процесс расслоения, диференциация, происходящие не только в рабочем классе, но во всех
слоях населения, загнал старый театр в тупик и создают широкую возмож
ность развития пролетарского театра. В этих условиях учет опыта театра СССР, учет опыта борьбы за чисто
ту ленинских идей на театральном фронте особенно важен. Болезнь замкнутости, пролеткульт овщины, механистичности, схематичности, которые изживают пролетарский театр Советского союза, еще очень присущи про
летарскому театральному движению в капиталистических странах. Помочь пролетарскому театральному движе
нию капиталистических стран изжить эту болезнь, боротФся против его иде
алистических ошибок и направить его на путь применения в своей работе материалистического диалектиче
ского метода — вот задача, которая стоит перед пролетарской театральной общественностью Советского союза.
Международная декада рабочего театра должна служить сигналом для усиления непосредственной связи между профессиональным самодеятельным искусством СССР и пролетарскими театральными организациями за рубежом. Нужно, больше чем до сих пор, использовать опыт международ
ного революционного соревнования, которое на практике дает довольно ощутительные результаты (опыт
РАМ), нужно стать на путь широкого применения шефства отдельных театральных коллективов СССР над теат
ральными организациями и агитпропгруппами за рубежом, нужно стать на. путь прикрепления отдельных советских драматургов к отдельным ра
бочим театрам за рубежом, в целях: конкретного выполнения задач пропаганды социалистического строитель
ства. Словом нужно, чтобы решение пленума РАПП стало программой дей
ствия для советских драматургов. Только так, только такими методами мы можем положить предел тому прорыву, который имеется в интернациональной работе среди пролетарской театральной общественности Советского союза. Это важно еще потому, что эта декада является нача
лом подготовки к мировой рабочей и революционной театральной спартакиаде и интернациональному конгрессу. Этот конгресс и спартакиада, которые произойдут в столице миро
вого пролетариата — Москве, явятся могучим фактором для дальнейшего развития пролетарского искусства во всех странах, и превратят его в подлинное оружие классовой борьбы пролетариата.
Мобилизуем наши силы для интернациональной борьбы на пролетарском фронте искусства.