Тов. Сталин в речи на конференции аграрников-марксистов 27 декаб
ря 1929 г. так формулировал роль и значение теории:
«...необходимо, чтобы теоретическая работа не только поспевала за практической, но и опережала ее, вооружая наших практиков в их борьбе за победу социализма».
И далее:
«Теория, если она является действительно теорией, дает практи
кам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в рабо
те, веру в победу нашего дела. Все это имеет, и не может не иметь, громадное значение в деле нашего социалистического строительства».
Если мы оглянемся к началу РАППовского движения, то мы вспомним, что РАПП написала свою первую, еще очень общую платформу тогда, когда произведения пролетарской литературы могли быть исчислены бук
вально единицами. Тем не менее, платформу группы «Октябрь» мы, нзпостовцы, написали, исходя из конкретной обстановки того времени, ис
ходя из стремления понять задачи классовой борьбы на фронте литературы.
Мы, напостовцы, считали своей задачей стать разведчиками партии в новой и еще не завоеванной пролетариатом области. Встав перед необхо
димостью борьбы с буржуазными и мелкобуржуазными теориями и школами в литературе, мы подняли зна
мена широкого писательского движения, понимая под ним деятельность того отряда ленинской куль
турной революции, перед которым стоит историческая задача овладения художественной литературой. Только в результате такой правильной уста
новки наша организация преодолела уклоны, окрепла и стала основной, ведущей организацией рабочего класса в литературе.
Вопрос о платформе для массового театрального движения будет стоять для нас не менее остро, чем для движения писательского, и отсюда перед нами встает необходимость наметить теоретические перспективы движения в этой новой области, в которую мы вступаем. Мы не может быть «стихийниками», не можем полагаться на то, что рабочее «нутро» участников нашего движения нас вывезет. Область, в которую мы вступаем, на
столько сложна, что здесь никакая надежда на стихийность, на самотек недопустима. Как в практике, так и в теории театра мы имеем не меньший, если не больший, расцвет бур
жуазных, мелкобуржуазных и других враждебных пролетариату явлений, мы имеем практическое осуществле
ние мелкобуржуазных влияний на учебные программы наших художественных техникумов и вузов, в практике руководства отдельными звенья
ми рабочей художественной самодеятельности, мы имеем влияние мелко
буржуазных и буржуазных теорий и школ на отдельные звенья практической деятельности трамовского движения. А наши теоретические и прак
тические достижения почти нигде не фиксированы и не обобщены. На те
оретическом фронте марксистского театроведения существует разноголосица, нет ленинского понимания се
годняшних задач классовой борьбы и правильной ориентировки на будущее, нет консолидации всех марксистско
ленинских сил, но часто существует солидаризация некоторых коммунистов с бо?:ее или менее замаскирован
ными носителями идей классового
врага, — повторение того, что было в литературе.
Рабочий класс ведет социалистическое наступление по всему фронту. Это социалистическое наступление в области искусства выражается в массовом движении, направленном на завоевание той или иной области искус
ства, на создание в этих областях боевых организаций рабочего класса. Такую организацию — РАПП,—явля
ющуюся опорой партии в литературе, мы, напостовцы, создали. Теперь мы понесем опыт этой организации в смежные области искусства, подготовляя господство большевистской идеологии во всех областях искусства.
Какую обстановку мы имеем в театральной области? Мы здесь имеем
массовое рабочее движение, широкое движение самодеятельных театральных кружков, движение Трама, являющееся об’единением наиболее ре
волюционных рабочих сил в театре, а также имеем революционные элементы как внутри старых, дооктябрьских, так и внутри советских попутнических пооктябрьских театров.
Что же в таком случае заставляет нас, напостовцев, организовывать театр РАПП?
Нам нехватает организации всех разрозненных элементов социалисти
ческого- наступления в театре. Мы должны, значит, создать такую орцанизацию, собрав на основе нашей платформы лучшие силы пролетар
ского театра, мы должны, значит, эту нашу организацию превратить в ос
новную ведущую организацию, в опору партии на театральном фронте.
Вот чем должен быть наш театр.. Все это и является исходным пунк
том построения нашей программы. Но чтобы понять, что надо здесь, в этой области искусства, делать, не
обходимо выяснить особенности этой области и теоретически обобщить свои выводы.
Классовая борьба в театре и театральная политика РАПП
ны: 1) пролетарские драматурги, которые будут писать так, что их пье
сы будут организовывать сознание и чувства в сторону коммунизма; 2) ак
теры, которые так будут играть эги пьесы, чтобы содержание последних не было воспроизводимо ими, как нечто чужое, чтобы они обогащали содержание этих пьес своим содержа
нием и 3) режиссеры, по-новому, покоммунистически осмысливающие весь спектакль и строящие его.
Всего этого — собранного вместе, одно к другому пригнанного — у нас в области театра еще нет. У нас есть элементы всего этого в разбросан
ном, рассыпаном виде, их еще нужно сорганизовать, свести воедино, в еди
номыслящий творческий коллектив. И к этому направлена наша политика. Мы в этой политике используем опыт пролетарского писательского движения.
Однако в театре, здесь в новой для нас области, задачи перед нами стоят более сложные. Мы должны под
нять не только массовое движение рабочих драматургов, не только мас
совое движение актеров и режиссеров-рабочих, мы должны найти но
вую форму коллективной творческой работы, новый тип театральной организации. Попытки создать такого ти
па организацию — и по целому ряду линий попытки удачные — есть. На
пример трамовское движение. Но все же на вопрос, существует ли ор
ганизация на театральном фронте, которую мы могли бы назвать пролетарским театром, мы можем ответить пока отрицательно. И тут дело не только в том, что все рабочие, все коммунистически настроенные элементы театра не были собраны вместе, тут дело также и в том, что на
рождение элементов пролетарского театра идет неорганизованно, что не
было в театре того, чем напостовстяо
было в литературе,—опоры партии и ее отряда, ведущего на данном участке театрального фронта реши
тельную борьбу с классовым врагом, разоблачающего, его сложнейшие и замаскированные маневры.
Это не значит, что театр никак покоммунистически не руководился, но это руководство осуществлялось сверху, от дирекции. Актеры и ре
жиссеры-коммунисты до сих пор в театре насчитываются единицами, да из них мало кто понимает свою за
дачу быть проводником ленинской культурной революции, по-социалистическй перестраивать театр, вести в нем классовую борьбу.
Из того факта, что пролетарское государство не может допустить су
ществование у нас новобуржуазного, активно-реакционного театра, из того факта, что все театры сейчас переключаются предпочтительно на пролетарский или попутнический репер
туар, делают вывод, что у нас театры
перестроены по-социалистически, и о классовом враге в театре не говорят или же говорят «вообще».
Борьба со всеми этими классововраждебными «теориями», пытающи
мися до сих пор противопоставлять себя марксистско-ленинской теории культурной революции, является первостепенной нашей задачей.
Но если мы и в литературе для того, чтобы понять наших врагов, ана
лизировали их прошлое развитие, то тем более должны мы это сделать в театре, где мы имеем ценности, до
Область, в которую мы вступаем, чрезвычайно сложна. Здесь нам нуж
Ю. ЛИБЕДИНСКИЙ

ЗА ПЛАТФОРМУ

ТЕАТРА РАПП