сопротивлению гибнущих капиталистических элементов, преодолевая буржуазные и мелкобуржуазные пред
рассудки среди трудящихся и ведя настойчивую работу >по социалистиче
скому их перевоспитанию» (XVII конференция, ВКП(б).
Фронт советского театра встречает XV годовщину Октября рядом новых работ.
«Разгром» ,по роману Фадеева, «Мой друг», «Иностранная коллег,ига», «Зем
ля и небо», «Мстислав Удалой»,
«Снег» и мн. др.—таков октябрьский отчет театров СССР. Этот отчет в то же время и проверка.
Апрельское постановление ЦК ВКП(б) обеспечило широчайший размах художественного творчества, до
стойного эпохи социализма. Театры должны показать, что и как сделано ими в развитие и для реализации этого постановления, каков их творческий актив, каковы их планы на будущее — ведь мы приступаем к состав
лению первого пятилетнего плана по искусству,— их борьбу за новые пролетарские кадры в искусстве, за ов
ладение мастерством, за качество, за создание образов строителей нового мира, за Магиитострой искусства.
Достижения советского театра справедливо вызывают восхищение и зависть всего культурного человечест
ва. Ни одна страна, ни один строй — не знал и не знает такого размаха расцвета искусства, ставшего достоя
нием миллионов, ставшего громадной двигательной силой фронта культурной революции.
Идейная устремленность репертуара, богатство творческой фантазии, не v-родуемой рамками капиталистиче
ской конкуренции; диалектико-мате
риалистическая философия как основа художественного мировоззрения но
вых кадров в искусстве и оружие для перестройки кадров старых; исключительное внимание и заботливость, ка
ким окружено искусство со стороны партии и правительства, громадная, небывалая тяга к искусству десятков миллионов зрителей, миллионов круж
ковцев, участников самодеятельных
бригад, трамовцев, роль искусства как могучего орудия в борьбе за воспита
ние нового человека — все это уже достигнуто, закреплено, все это — почва, фундамент дальнейших побед и достижений.
Культурный и художественный уровень зрителя театров советской стра
ны растет в соответствии с темпами роста нашего хозяйства, наших гиган
тов индустрии и социалистического земледелия, наших новостроек.
Запросы зрителя далеко не покрываются имеющимися у нас театраль
ными зданиями, коллективами —новые театры-гиганты строятся в новых городах. Театральное искусство союз
ных республик, театры автономных областей и окраин — это уже давно не театр прежней «русской провинции»,— это могучие, яркие и художе
ственно-самостоятельные ответвления социалистической нашей культуры, особенно ярко подчеркивающие правильность линии партии, ее национальной политики.
Многомиллионная армия рабочей самодеятельности выковывает новых актеров, певцов, музыкантов, худож
ников, выковывает новых зрителей и критиков, художественный вкус которых уже сейчас оставил далеко позади уровень художественных интересов «российского провинциального ин
теллигента» . и которые с каждым днем пред’являют большому искусству все большие требования.
Ведь 15 лет — это не только рубеж хронологии.
Это новое поколение, выросшее в новых условиях, это процесс постоян
ной переделки поколений, вошедших в революцию с ’тяжелым грузом про
шлого на плечах. Это все надо знать. Надо уметь видеть процессы роста, борьбы старого с новым, изменения характеров, психики, навыков, при
вычек, воззрений, вкусов и качества людей, чтобы быть в состоянии отоб
разить их в образах искусства чтобы не остаться в хвосте отображательства, а итти в авангарде искусства, изменяющего мир.
XV годовщина — рубеж, напоминание, сигнал!
Мы вступаем во вторую пятилетку—пятилетку построения бесклассо
вого общества. Еще раз проверив свою готовность к трудной и почетной борьбе за социализм, очистив ряды от предателей, двурушников, примазавшихся врагов, укрепляя боеспособность Красной арми», первой ар
мии подлинного мира, мы двинемся вперед, .в новую пятилетку социали
стического строительства, еще более уверенные в том, что мы делаем величайшее дело пролетариев и трудящихся всего мира, что мы доведем начатую борьбу за коммунизм до конца!
Да здравствует XV Октябрь!
Да здравствует славная большевистская партия во главе с т. Сталиным!
Да здравствуют участники и борцы пролетарской революции!
Да здравствует мировой Октябрь!

Конст. ДЕРЖАВИН

НА ПУТЯХ

Октября

Общий взгляд на театральную карту СССР не может не убедить даже самого скептического наблюдателя в том, что театр в эпоху пролетарской диктатуры оказался прежде всего высвобожденным из оков дореволюци
онной «черты театральной оседлости». На пороге второй пятилетки мы мо
жем говорить о полном изменении театрального облика страны и о бес
спорной в основном ликвидации того безобразного, культурно-отсталого и антихудожественного явлении, которое именовалось театральной провинцией.
Понятие «провинции» отжило и отживает во всем нашем культурном обиходе. Наши растущие и реорганизующиеся города, наши новостройки являются и явятся впредь аккумуля
торами новой культурной энергии,^ и подобно тому как сейчас мы озабо
чены разрешением вопроса о линиях высоковольтных передач, точно также в самое ближайшее время! мы встанем лицом к лицу с проблемой культурного .взаимодействия новых производящих, в том числе и культурнопроизводящих районов нашей страны.
Разрешение в наши дни вопроса планирования и планового создания социалистической театральной куль
туры на базе мощного культурного движения революционных масс является неизбежным, естественным углу
блением и воспроизведением на новой расширенной основе тех принципов театральной политики, которые были ясно сформулированы практикой те
атрального руководства на первом этапе революции.
А в ту пору вопрос о планомерном руководстве театром упирался, в сущ
ности говоря, в вопрос об отношении революции к тому наследию, которое досталось ей от старого культурного порядка.
Ленинские указания на важность и безусловную необходимость самого широкого и вместе с тем критического использования (переработки) куль
турного наследия прошлого включали в себя и указание на необходимость вовлечения в сферу социалистического культурного строительства и той живой, реальной силы, которая была но
сителем этого наследия, т. е. лучших элементов старой художественной ин
теллигенции. Вопрос шел не о том, чтобы силой революционного воздействия вырвать у враждебно настроенного к советской власти буржуаз
ного спеца секреты его «культурного производства», но о том, чтобы творчески переработать лучшие кадры ста
рой интеллигенции, высвободить из оков капиталистической опеки и изпод власти буржуазных предрассудков, стимулировать их сознательный переход в ряды революционного пролетариата, в ряды прямых участников социалистического строительства.