йбоему духу, бое нации и расы, наделяющие Советский Союз, независимо от их прошлой истории, не
зависимо от их настоящего положения, одинаково равноправны во всех областях общественной, поли
тической, культурной, хозяйственной жизни страны. Ничего подобного нет ни в одной буржуазной стра
не. Даже в самых «демократических» государствах различают нации полноправные и неполноправные, высшие .и низшие. Подданные его величества короля
английского и императора Индия — британцы и индусы находятся далеко не в одинаковом положении. Цвет кожи до оих пор играет решающую роль в целом ряде штатов США. Негры, а их в Америке мил
лионы, до сих пор расцениваются как нация низшая, неполноценная. Мы уже не говорим о бредовых расовых теориях немецких фашистов, целиком позаимствованных из архивов святейшей инквизиции,
Наша Конституция не различает пассивных и активных граждан, не признает разницы между мужчинами и женщинами, между « оседлыми» и «неосед
лыми», между образованными и необразованными. У нас все граждане, не лишенные по суду своих прав,
не душевно-больные, обладают одинаковыми правами.
И, наконец, шестой особенностью Сталинской Конституции является ее действенность. Она не только формально обеспечивает права граждан, она фактически гарантирует эти права.
«Демократизм проекта новой Конституции, — говорил в своем докладе товарищ Сталин, — является не «обычным» и «общепризнанным» демократизмом вообще, а демократизмом социалистическим».
Эти шесть особенностей проекта Сталинской Конституции блестяще раскрывают ее социалистический характер; эти особенности в корне делают отлич
ной сущность нашей Конституции от любой, самой демократической буржуазной конституции.
Принятие новой Конституции, этой великой хартии победившего социализма, в тот момент когда над
всем миром нависла черная туча военной опасности, когда пламя войны уже озаряет поля и долины Испании, Китая; когда над мирам простерла свою косматую лапу фашистская обезьяна, говорит о нашей си
ле и мощи, о нашей исторической правоте, о нашей победе, плоды которой у нас никто не заберет.
Наши враги в бессильной злобе на страну советов пытались сначала скрыть правду от народных масс,
пытались замолчать проект новой Конституции. Но когда это им не удалось, они начали клеветать на Конституцию. Товарищ Сталин беспощадно высмеял эти жалкие потуги комедиантов из фашистского лагеря; он сравнил этих господ с тем щедринским са
модуром, который, заметив, что за пределами вверенной ему области имеется какая-то Америка, в которой живут .и управляют по-иному, положил резолюцию — -«Закрыть Америку».
«Этим господам СССР давно уже намозолил глаза. Девятнадцать лет стоит СССР, как маяк, заражая духом освобождения рабочий класс всего мира и вызывая бешенство у врагов рабочего класса. И он,
этот СССР, оказывается не только просто существует, но даже растет, и не только растет, но даже преуспе
вает, и не только преуспевает, но даже сочиняет проект новой конституции, проект, возбуждающий умы, вселяющий повыв надежды угнетенным клас
сам. Как же после этого не возмущаться господам из германского официоза? Что это за страна, вопят они, на каком таком основании она существует, и если ее открыли в октябре 1917 года, то почему нель
зя ее снова закрыть, чтоб духу ее не было вовсе?» (И. Сталин).
Но бессильна злоба фашистских ублюдков! У советского -народа есть что защищать, есть кому защищать, есть чем защищать. Пусть сунутся, пусть посмеют. «Не дов-едеть-ся овит на небо дивиться, а
Птлеру в нашем город! риться», — сказал тов. Любченко, выступая с трибуны съезда.
Новая Конституция, утверждая широкие права и обязанности граждан великой страны, зовет к новым победам в социалистическом строительстве.
И перед работниками социалистического -искусства, -равными, свободными ;и счастливыми гражда
нами великой родины, встают новые грандиозные задачи.
Сейчас, -как никогда раньше, советские артисты, художники, музыканты должны отдать все -ово-и -силы
на то, чтобы поднять социалистическое искусство на недосягаемую высоту, чтобы оно правдиво отобра
жало победу -социализма, чтобы .наш советский театр стал великим памятником нашей цветущей эпо-хи.
Для этого у на-с все есть. Есть -блестящие кадры артистов, есть забота -и внимание общества, -партии, правительства к нуждам искусства. Есть отличная материальная база для работы. Надо еще больше соединить проф ессиональео е мастерство -наших работни
ков с искусством -народа, сделать советский театр преемником всего гениального, что осталось в наследство от прошлого.
Национальное по форме, социалистическое -по содержанию искусство каждого народа, каждой нацио
нальности, населяющей наш Со-ветсний Союз, должно черпать свои силы, свое своеобразие в тесном единении с народным искусством, с народным творчеством, в глубоком познании и раскрытии настоящего
и прошлого страны. Это в равной степени относится и к грузинскому, и к армянскому, и к таджикскому и к русскому искусству.
Поучительные события в области оовет-ского театра этого года многому должны научить наших работников. Если бы некоторые -руководители помнили, что подлинное социалистическое искусство не имеет ничего общего с упадочными, декадентскими образ
цами буржуазного искусства предреволюционных лет и целиком должно исходить из лучших образцов искусства классических форм, целиком должно опи
раться на народное искусство, — мы бы не были свидетелями сугубо порочной постановки «Богатырей». В показе прошлого руооког-о народа надо исхо
дить из верного отображения его истории, -культуры, его героев, его героических ообытий, не уподобляясь «Иванам, не помнящим родства».
В своей речи на Чрезвычайном VIII съезде председатель Совнаркома РСФСР товарищ Сулимов сказал:
«Не приходится говорить о громадной роли русского народа в этих успехах, о роли и значении российской многонациональной федерации в системе Со
ветского Союза. Это значение РСФСР измеряется не огромными ее пространствами (как вы знаете, наша федерация простирается от Балтийского моря до Ти
хого океана и от Ледовитого океана до Черного моря) и даже не огромным количеством населения РСФСР, составляющим более двух третей Советского Союза, а той исключительной ролью, которую сыграл русский рабочий класс в свержении самодержавия, в освобождении и развитии — хозяйственном, культурном и политическом — всех народов Советского
Союза, в развитии поступательного победоносного движения п-ролетарокой -революции, -в укреплении и
создании несокрушимого, могущественного Союза советских социалистических республик. И недаром
товарищ Сталин говорил, что русский язык — это язык пролетарской революции. Сила и величие Со
ветского -Союза — в -великом содружестве народов. В этом содружестве народов русский народ играл и играет выдающуюся роль».
«И первым среди равных является русский народ, русские рабочие, русские трудящиеся, роль которых во всей Великой пролетарской революции, от пер
вых побед и до -нынешнего блистательного периода ее развития, исключительно велика».
Эти слова имеют прямое -отношение и к работникам советского театра. В этих словах подчеркивает
ся историческая миссия -русского рабочего класса, его выдающаяся роль в раскрепощении -не только себя, но и всего человечества. И -совершенно естественно, что прошлое этого великого народа надо показывать так, как оно было в действительности, а.не с точки зрения буржуазного фаль-оификаторства. Если -наш грузинский, или тюркский, или другой национальный советский театр умеет показывать героическое прошлое своего народа, то тем более это обязан сделать русский театр.
Черпая живительные силы в народном искусстве, советский театр достигнет новых невиданных успехов.
Великая хартия социалистической демократии зовет
к новым победам на фронте искусства.