П. Керженцев

Фальсификация народного прошлого

(О «БОГАТЫРЯХ» ДЕМЬЯНА БЕДНОГО)

Д

ЛЯ постановки старинной шуточной оперы Бородина Камерный театр заказал новый текст
Демьяну Бедному.
Старый текст Виктора Крылова, написанный как пародия на псевдонародную оперу, нуж
дался в замене. Но переработка текста Демьяном Бедным не улучшила, а значительно ухудшила прежнюю редакцию.
В новой редакции была добавлена совсем раньше отсутствовавшая тема разбойников, введено ни с того ни с сего пошло-издевательски изображенное крещение Руси будто бы «по пьяному делу», густо размалевана характеристика русских богатырей. Основ
ная грубейшая ошибка Де Мьяна Бедного -в том, что его пьеса является попыткой возвеличить «разбойничкош» Киевской Руси как какой-то положительный и даже революционный элемент в нашей истории. По заявлению Демьяна Бедного, видите ли, «героическую линию (в пьесе) должны были вести разбойнички честные, богатыри лесные».
Основанием для этой, не имеющей ничего общего с историей, концепции Демьян Бедный считает, ока
зывается, летописное указание на умножение разбоев
на земле русской. Но разве не известно, кто такие были эти «разбойнички»? Это были люди личной наживы, а вовсе не какие-то носители революционной борьбы. Как известно, былины очень ярко охарактеризовали этот тип в лице С-оловья-Разбойника.
Не только в этом дело. Для Демьяна Бедного возвеличивание «разбойничков» и превращение их в но
сителей революционной героики является основным элементом всей его исторической концепции нашего прошлого. Концепция эта не нова. В книгах, брошю
рах и прокламациях Бакунина, Нечаева и других анэрхистствующих можно не один раз встретить восхваление разбойников как носителей революцион
ного начала в русском народе. Такие настроения и позже находили себе отражение среди всякого рода деклассированных элементов, у мелкобуржуазных «право-левацких» путаников и т. п.
А Демьян Бедный с неожиданным избытком наивности создает свою «разбойничью» теорию русской истории, явно стремясь изобразить разбойников как своего рода «истинных» революционеров Киевской Руси и пытаясь перекинуть мостик к современности.
Таким образом, основная политическая тенденция пьесы «Богатыри» является насквозь фальшивой.
В народном эпосе героическую линию ведут не «разбойнички», как у Демьяна Бедного, а богатыри, которых огульно чернит и хулит пьеса, с таким за
хлебывающимся аппетитом поставленная Таировым в Камерном театре.
Наш чудесный былинный эпос, к сожалению, пока не интересует наши издательства. За все последние годы не вышло ии одного сборника былин, хотя бы по типу двутомяика «Памятников мировой литературы». Наши литературоведы занимаются чисто формалистическим анализом народного эпоса, либо со
мнительным социологизированием. Например, они дают толкование Микулы Селяниноаича как кулака (см. «Литературную энциклопедию», т. II, стр. 16).
А между тем образы богатырей выявляют думы и чаяния народа. Они в течение веков живут в народе именно потому, что они олицетворяют героиче
скую борьбу народа против иноземных нашествий, народную удаль, смекалку, храбрость, хитрость, ве
ликодушие, находившие особенно яркое выражение в определенные переломные моменты истории народа и его борьбы за овою лучшую долю. Недаром былины оставались так долго только устными народными преданиями, а письменность в это время запечатлевала образы князей, овитых, воевод, бояр и т. Д.
Былины в своеобразной художественной форме отражали историческое прошлое нашего народа, героические страницы его борьбы.
Илья Муромец, который в былинах слывет то крестьянским сыном, то простым казаком (т. е. чело
веком, близким народу), славен своими победами над Соловьем-Разбойником и своими схватками с тата
рами. Былины воспевают его борьбу с Мамаем, его подвиги во время Камского побоища и т. д.
Добрыня Никитич освобождает страну от царя Батура, избавляет от податей, которые народ должен был платить. Добрыня отмечен былинами как человек доблести, силы и мастер на хитрые дипломатические приемы,
Алеша Попович (образ которого высмеян Демьяном Бедным) славится в народной песне как победитель над Тугарином Змеевичем, а это единоборство олице
творяло борьбу Руси против азиатских кочевников. Мы знаем, что некоторый исторический прообраз этого былинного героя представляет Александр Попович, разбивший печенегов во время княжения Вла
димира (Соловьев, «История России», т. I, стр. 210). Народ отмечает и лукавую хитрость Алеши Поповича, благодаря которой ему удается выйти победителем в борьбе против самых опасных и сильных
противников. Именно Алеша Попович первый бросает вызов неземной силе.
«Подавай нам аилу нездешнюю:
мы и с тою силою, витязи, справимся».
Святогор не боится бросить вызов «тяге земной», и все богатыри погибают только в борьбе с неземной силой. Всех могучих земных витязей они побороли.
Имена врагов богатырей (Мамай, Тугарин, Батур-. Батый и др.) показывают, что речь идет о борьбе русского народа против татарского нашествия и нэпа дения других азиатских народов на нашу страну.
И вот эта героика русского народа, этот богатырский- эпос, который дорог и нам, как дороги нам, большевикам, все лучшие героические черты народов нашей страны и других стран, превращается у Демьяна Бедного в материал для поголовного охаивания богатырей.