программах и режиме в высшей школе и техникумах» вменяет В обязанность «применять лекции, как метод преподавания, способствующий сближению профессора с учащимися с тем, чтобы вслед за лек
цией следовала основательная проработка материала под руководством ассистентов и при обязательном контроле профессора».
Настоящая хрестоматия и должна притти на помощь студентам при проработке лекционного материала и курса в целом. Такова еѳ
основная установка, как учебного пособия для вузов и комвузов, определяющая объем ее содержания, характер тематики, подбор документов, метод их расположения, комментирования и т. д.
Хрестоматии, применяемые в качестве учебного пособия в высшей школе, могут быть двух типов в зависимости от того, предназначаются ли они для усвоения лекций—по отдельным большим эпохам или со
циально-экономическим формациям,—читаемых на младших курсах, или же для самостоятельной работы студентов в семинарах над источниками по более узкой теме, обычно касающейся какой-либо эпохи из истории определенной страны.
В качестве второго тша хрестоматий, или, вернее, сборников материалов, можно указать на «Парижскую коммуну 1871 г. в доку
ментах и материалах» А. Молока, «Революционное правительство в эпоху Конвента» (материалы под редакцией II. М. Лукина) и др.
Настоящая хрестоматия относится кпервомуиз указанных типов. Она ставит своей задачей дать наиболее важный материал, иллюстри
рующий историю классовой борьбы в отдельных странах лишь в эпоху
промышленного капитализма, в эпоху, о которой Ленин писал: «уничтожение феодализма и его следов, введение основ бур
жуазного (можно о полным правом сказать: буржуазно-демократического) порядка заняло целую эпоху всемирной истории»1.
Центр тяжести хрестоматии лежит в документальном освещении истории рабочего и революционного движения. О значении революционных периодов в истории классовой борьбы Ленин писал:
«Высокая оценка революционных периодов в развитии человечества вытекает из всей совокупности исторических взглядов Маркса:
именно в такие периоды разрешаются те многочисленные противоречия, которые медленно накапливаются периодами так называемого мирного развития. Именно в такие периоды проявляется о наибольшей силой непосредственная роль разных классов в определении форм социальной жизни, созидаются основы политической «надстройки», которая долго держится потом на базисе обновленных производственных отношений. И в отличие от теоретиков либеральной буржуазии, именно в таких периодах видел Маркс не уклонения от «нормального» пути, не про
явления «социальной болезни», не печальные результаты крайностей и ошибок, а самые жизненные, самые важные, существенные решающие моменты в истории человеческих обществ» 2.
Приводимые документы должны, в первую очередь, дать конкретноисторический материал для иллюстрации важнейших положений мар
ксистско-ленинской теории классовой борьбы, учения о роли различных классов в буржуазно-демократических революциях, превращении пролетариата из класса «в себе» в класс «для себя», его стратегии и так
1 «Фальшивые речи о свободе», Соч., т. XXV, стр. 469. 2 «Против бойкота», Соч. т. XII, стр. 32—33.