Таковы основные установки хрестоматии, ее стержни. Необходимо однако вкратце остановиться и на других принципах, легших в основу ее составления.
Не ограничиваясь историей важнейших капиталистических стран Западной Европы, составители включили материал по истории Соеди
ненных штатов Северной Америки, сознательно отказавшись таким образом от старомодного, так сказать, «европоцентризма», ие соответ
ствующего ни современному состоянию исторической науки; ни той роли в мировой истории, какую играет уже со 2-й половины XIX века американская держава, превращающаяся из своего рода придатка европейского капитализма в первоклассную капиталистическую страну.
Порвана установившаяся традиция и в другом отношении: в противоположность прежним, данная хрестоматия начинается не с «промышленного переворота в Англии», а с английской революции, создав
шей необходимые для него предпосылки и послужившей прообразом Великой французской революции.
С другой стороны, составители считали необходимым посвятить особый раздел колониальной политике капиталистических стран и нацио
нально-освободительному движению в колониях и полуколониях (Сипайское, тайнинское восстания, Япония).
Отказавшись от использования позднейших исторических работ, мы даем лишь документальный материал, материал источников; но, в целях облегчения методологического подхода к его изучению, сопровождаем или предваряем этот материал важнейшими высказываниями Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, относящимися к соответствующим проблемам.
Из этих высказываний классиков марксизма-ленинизма приходится однако брать лишь самое необходимое, учитывая то обстоятельство,
что большая часть работ Маркса и Энгельса и все работы Леница и Сталина изданы в массовых тиражах и доступны для учащихся.
Что касается характера материала, то наряду с официальными источниками (законодательные акты, административные распоряжения
и переписка, правительственные прокламации, материал правительственных следственных комиссий, судебные отчеты, парламентские отчеты и т. п.) были привлечены партийные документы, пресса, мемуары, хроники, частная переписка, выдержки из произведений классиков со

циализма и т. п. Для иллюстрации экономической истории местами даны статистические таблицы.

Одна из основных трудностей, стоявших перед авторами, Заключалась в том, что необходимо было уместиться в жесткие рамки компактного учебного пособия, что из огромной массы имеющегося в на
шем распоряжении ценнейшего материала приходилось выбирать лишь самое существенное и строго необходимое, сосредоточивая внимание читателя лишь на важнейших проблемах того или иного периода, давая значительную часть документов не целиком, а в отрывках, что

конечно не может быть оправдано с методологической точки зрения.

Пришлось сознательно итти и на ряд существенных пробелов: в разделе о Великой французской революции нет ни одной выдержки из про
изведений «просветителей»,. в частости Руссо; почти опущены материалы, освещающие практическое применение революционного законодательства 1793—1794 гг., внешнюю политику Конвента, международное значение Французской революции и т. и. Особенно недо