Te
ATOM
лем
ых
гой
il
eet
Dee
Lina
ne

удельных

i

«Политрук» — скульптура С. Вучетича.

Ю выставки

«Великая отечественная война»).

БОЕВОЕ ИСКУССТВО

ТРАНА живет <> озно написана его
высоким Hae другая работа —
пражением войны. П, СОКОЛОВ-СКАЛЯ, букет сухих колю-
Дыхание фронта лауреат Сталинской премии   чих растений: в
проникло во все нем много смятен-
умлки наптей жиз-

ного наотроения. м Любая от- ель деятельности советского чело- зева сейчас паправлена на дело саения родины, на дело победы д лютым врагом. Beecomanad художественная Bhi- qmapka «Великая отечественная вой- 1» — это результат напряженной творческой работы советских 5у- дожников, графиков и скульпторов 16 месяцев войны. В светлых и. просторных залах Третьяковской галлереи сурово и ирогю разместились произведения, повествуютщие трозную быль воён- тых дней. Изменилея колорит про- юведений-—-стал сдержанней, техни- м живописи—собранней и строже. Знаменателен творческий поворот наших художников Ha путь лучитих традиций русакого ре- мистического искусства. (кобенню выделяетея работа. ху- южников Кукрыниксов «Таня», Дав- ших картину, исполненную глубоко- ю драматизма. Эта замечательная [бота достойна остаться украшени- и Третьяковской таллереи. Небольшая картина В, Орловой пвображает конников и девушек у юлодца. Работа сделана в манере них лучших картин В. Серова. Qyekh TOHKO, красиво написаны жен- ко лица, Те же признаки продол- жим и приумножения лучших традиций русской реалистической IKOIN мы видим в работах Ф. Ре шеникова, Г. Ряжского, -T. Taro- HeHRO, Прекраеную картину «Народные мстители» представил Г. Савицкий, Работа сделана как бы одним ды- ханием, как пишется быстрый этюд в туры. Несмотря на это, в чей ве проработано, ясе обдумано до последней детали. Большая картина «Бой под ело- бодой Стрелецкой» Василия Яковлева, 130бражает место только-что закон- чившегося боя. Массы застывигих, ис- коверканных немецких машин, гру- ды трофеев, немецкие трупы и лег- их шагом, стройно идущий впе- pel отряд лыжников. В этом про- изедении В. Яковлев впервые вы- путает как мастер пейзажа: Пре- Nacho передан крепкий морозный день зимнего Подмосковья. Вирту- МОСКВА ГЕРОИЧЕСКАЯ Воть на выстав- ке ряд капитальных работ, пинеан- ных по нескольку лет. Среди них— картина А. Бубнова «Яблочко». В гражданскую войну на полустанке, на рельсах группа бойцов развле- кается танцами под гармонь. Все окутано прозрачным холодным в08- духом. Эт -- безусловно лучшая работа художника. Сильное впечатление производит картина П. Корина ATeRORAAD Нев- ский», изображающая во весь’ рост смелого, умного воина, выдающегося русского тгосударственното деятеля. Она написана в строгой манере ста- рой русской северной иконописн. Несмотря на некоторую условную плоскостность, запоминается нейза старинного Новгорода над прозрач- ной гладью Волхова. Трогательна искренняя картина. А. Пластова «Немец пролетел». Сильно написана его же картина «Партизаны». Особое место на выставке зани- мают художники-фронтовики Я. Ро- mac, К. Дорохов, Л. Сойфертис. Ни- когда еще скромный этюд с нату- ры не говорил так много, как эти маленькие №0 размерам работы, ис- полненные на месте боев, под све- жим впечатлением пережитого. Ленинградские художники созда- ли ряд выдающихся произведений. Среди них—работы И. Серебрянно- го, В. Пакулина, Я. Николаева. Пе- ред зрителем проходят тероические образы обажденного великого города Ленина. Мужественно и строго вы- глядят работы Н. Дормидонтова, А. Пахомова, Е. Велухи. Боевая жизнь Военно-Морокого Флота налила свое отображение в ряде картин Г. Нисското, И. Титова, В. Крайнева и др. Выставка «Великая отечественная война» является большим достиже- нием советского изобразительного искусства, показателем роста наигих художников. Нет на ней произведе- ний казенно-безразличных. Все co3- данное овеяно горячим , чувством любви к родине, пронизано неприми- римой ненавистью к фашистам. А ВЫСТАВКЕ <> плане пейзажа. Б живописи; гра- небольшой компо- ки и скульшту- OO, BECHHH зиции тото же на- ры «Великая оте- ‚звания мололой Чественная ^^ вой: <> художник Д. Чер- Hay, развернутой : kee подымается в залах Государственной Третьяков- до трагедийною решения темы кой галлереи, средя большого мно- №м0бразия тем убедительно и весо- №0 предстает тема Москвы героиче- Пой. Идя от картины к картине, от ульптуры к трафическим листам, мы как бы чизаем повесть о вели- Wit Outse под Москвой, о пылаю- щем ненавистью к врагу патриоти- чеком духе москвичей, Перед ‘нами -—— прекрасная. рус- ская подмосковная земля, опотажен- ная временным . пребыванием на ней немцев. Наши пейзажисты ио- казали, какими тематическими: глу- боко ‘илейными произведениями мо- тут быть пейзааки, когда их цишет Тудожник-патриот в грозную для своей родины толину. «Немцы у 1; В Мешкова — глубоко эмоцио- нальный рассказ о колхозе, распо- ложенном на холмистом, поэтиче- ком берету озера. Тишина. Но это — не типгяна безмятежной приро- ды, это — тишина изуверски 066з- люженного и развороченного 10- Coma, Эте — немецкий слел, Tor амый, который зафиксировал B своем’ пейзаж «Дорохово После 60» М. Кузненов-Волжекий: на не- бе, оварениом ролотисто-оранжевым закатом, как. казие-те гигаитекие, фантастические длолмены. рисуются одинокие кирцичные трубы. ‚ Стрый мастер: соратник Репина, А. Куликов вкопонировал ‘жуткую по своей правливости картину. «Го- Род занят немцами» ‘Лунная ночь, которо казалось On, CHAT мерца- Ющим веленоватым стетом. полыха- т багрово-черными тенями Полное безлюлье, Посреди улицы — лишь одна фигура трусливо настороженно- № немецкого дозорного, Аналотичную Тему решает ярославский художник Колесов в картине «Немцы про“ пли» с трагическими фигурами Женщины и ребенка i Ha переднем. в образе женщины, как бы экаме- невшей перед. трупами повешен- ных односельчан. Художник нашел убедительное колористическое и световое решение, утлубляющее 06- pas. Но никакие ства и пытки не стойкость русских людей. Дух на- шего народа’ неукротим, горд и издевательства, звер- свободолюбив, . Повести с героической женщине, знающей местонахождение партизан и гордо бросающей в лино фа- шистеким убийцам. «Не выдам!», посвящено выразительное полотно К. Финогенова. (Зоя Космодемьянекая) Кукрыникеов, беоспорно,— одно из сильнейших, если не самое СилЬ- ное произведение на выставке. Ка- кими несуразно” чуждыми воспри- нимаются палачи-немцы. сгрудив- шиеся вокруг виселицы, среди пре- красного, трогательного русското зимнего пейзажа деревни Петрище- во. Московской ббласти. И это ощу- «Таня» щение, пожалуй, — одно из глав- нейших слагаемых ‘образа. Им здесь не быть! -— как бы говорит это полотно, Трогательно-девичый и вместе с тем героический образ Зои в трактовке Кукрыниксов с исклю- чительной силой подтверждает это Патриотическая решимость и He- стибаемая воля Э0и Космодемьян- ской удачно воплощены также H B скульптуре 3. Ракитиной «Зоя на допросе» Ряд художников, покалал на BHI ставке произведения, воплошщающие типический, характерный, обобшеч- ный образ людей, трудью ставших на защиту подступов к сердцу на- шей родины Здесь надо прежле всего назвать скульптуры В. Мухиной и Е. Be- бовью к своей великой родине, могут сломить) РУССКАЯ живопись — явление глубоко народное, своими кор- нями связанное со всей нашей исто- рией И вот сегодня, в грозные дия великой отечественной войны, в Ba- лах Третьяковской галлерен убе- ждаешься в живительной силе pve- ского духа. в его стойкости, в ero верности своим лучшим традициям. В этом отношении выставка — са- ма по себе фактор весьма показательный. Ни уныния, ни пессимизма, нет в работах Ha- ших мастеров. Их творчество про- никнуто высоким патриотизмом, лю- А ведь в каких условиях приходилось многим из ‘нас работать! В осажденном Ленинграде творче- ская жизнь развернулась, пожалуй, еще ярче и более блестяще, чем до войны: С отромной страстью, любовью и ненавистью написано большинство полотен и рисунков Я. Николаева, И. Серебрянного, Н. Дормидонтова и других. Это -—= правдивые и вол- нующие произвеления, которые вой- лут в историю нашей страны как документы. Наряду с чисто документальными, иллюстративными = произведениями советским художникам в трудней- ших условиях удалось создать но- лотна, которые по своим качествен- ным признакам представляют боль- шую художественную ценность и могут войти в сокровищницу рус- ского искусства. Таковы вещи Кук- рыниксов, В. Мешкова, ВБ. Яковлева, Г. Ряжского, Т. Гапоненко, Г. Са- винкого и многих других извест- ных по прежним выставкам MACTE- ров. ? Война ваставила многих из нас пристальнее вглядеться в дорогое лицо нашей великой родины, глуб- же изучить наше проиглое ^с ero тероической борьбой. Поэтому © mo- HATCH тот интерес, который прояв- ляют художники к прошлому наз шей родины, к истории ее славных боев и побед. : Сила русского народа проявилась на полях Полтавы и под стенами Троицкой Лавры, в редутах Боро- дина и у врат покоренного Иэан- ном Т\. Кокенгаузена. и на полях гражданской войны. Могучим ‘опло-” том вставали на защиту родины против иноземных захватчиков про-9 стые, но сильные любовью к отече- ству русские люди. 2-е но в оон ко вооон онан + == «Разгром немцев под Москвой» — картина художников П. и П. Шухмина, лалшовой-Алексеевой. «Боец» Бела- шовой-Алексеевой исполнен тлубо- ко пластически. Очень хоропта трак- товка головы и лица: в них крепость, простота народность. <Го- лова партизанкч» Мухиной пред- стает перед нами в аспекте Ka- кой-то 06060 напряженной решимо- сти ‘и целеустремленности. Такую не свернешь с пути, не запутаенть! «Политрука» работы Фигура скульптора С. Вучетича решена в вперел. 8a Re стремительном порыве Взлет складок развевающейся спиной плащ-палатки удачно мантизирует образ. : С этими обобщенными, типизиро- ванными скульптурами перекли- кается большой коллективный пор- трет, написанный молодым живопи- cuem Ф. Антоновым. Изображение трех летчиков, героических защит- ников Москвы, вырастает в целост- ный образ нашей авиации. Это удачно подчеркнуто художником и в национальном названии картины «Три Ивана» (Герои Советского Co- юза Иван Шумилов, Иван Голубин, Иван Заболотный). Характер, в во- тором написано это полотно, зна- менателен для творческого пути художника: он в значительной ме- ре преодолел ранее ему свойствен- ную условную плоскостность прие- ма и вышел на путь полноценной об’емной живониси. ‘О легендарном подвиге двадцати восьми твардейцев-панфиловцев, стоявигих насмерть, принявБщих Ha себя атаку нескольких -десятков танков и нанесших врагу огром- ный урон, рассказывают произведе- ния скульптора А. Грубэ и моло- лого живописца Д. Мочальского. Последний решает сюжет в плане тралиционного батального жанра, обнаруживая способности тонкого колориста;, А. Грубэ идет по пути типерболизации образа. Ето of взрыва ставший дыбом танк с ра- ворванными и, подобно лалам ось- минога, взметениыми в пространст- во гусеницами подчеркивает героич- ность подвига гранатометчиков (Ha ПРАВЛА ЖИЗНИ < В. ЯКОЗЛЕВ, хуложник-орденоносец > В этом повороте внимания ху- дожников к истории возрождаются лучшие традиции русской живопи- сви, русской культуры. Суриков, Ре- unn, Васнецов, Коцебу, Верещагин н многие другие живописцы созда- ли яркие картины нашего процело- ro. Наша литература, наша музыка в лицё крупнейнтих своих предетави- телей постоянно чернали свои вдох- новения из того же неиесякаемого источника. Великий русский народ, возникая из теней прошлого, во весь свой гигантский рост стоит перед лицом человечества в творче- стве таких титанов, как Пушкин, Толстой, Мусоргский, Бородин, Рим- ский-Корсаков. В разделе исторической живопи- си на выставке древняя легенда и история обогатились темами, взяты- ми из истории гражданской войны. Таковы «Яблочко» А. Бубнова, яр- ко, темпераментно написанный холст «Оконная правда» А. Венециана Художники П. = Соколов-Скаля, ЕВ. Лансере, Ю. Трузе, В. Серов, Il. Радимов, П. Корин создали мужественные образы великих пред- ков, защитников русской чести. В этой труппе одно из первых мест бесспорно занимают небольшие по размеру, но мастерски сделан- ные картины, скорее эскизы Е. Лан- сере—«Трофеи и воины». В том, как художник сумел рассказать о трофеях, заключена Ta самая реаль- ная правда, которой иногда так не- достает в больших и богатых внеп- не историческими аксессуарами про- мзведениях,. Prete toeapbenenapunsevennsvors PeeopupUbard penn reno ere esrbesieEnrt bee 7 ноября в залах. Государствен- nek ТретьяБовской галлереи от- крылась всесоюзная художест- венная выставка «Великая ore- чественная война», на Которой представлено около тысячи про- изведений живописи, графики и скульптуры. Выставка пользуется больтгииле Ее ежелненно посещают работники учащие- и уснехом, рабочие и служащие, некусств и литературы, ся столины. а также бойцы командиры Красной Армия. В книге отзывов посетители оставляют своя записи, в кото- рых высоко оценивают произве- дения советских художников, созданные ими за время войны, i ны иен вв ьеу ти вен янв У ведя жо назван «у кЕтат eeeebuh ines POeeeenenereseeveaueueneansResneneeserinersbersscerresseces ese eeeneure seers reeked eeatet Sees o ee выставке представлен лишь Фра мент памятника двадцати восьми). Москва зимой 1941-42 г. стала су- ровым Фронтовым городом. Радуш- 1 ная и веселая, © вечно спешащей оживленной уличной толпой, теперь она покрылась оборонительными со- оружениями. a Облик Москвы, ощетинившейся баррикадами, надолбами, «ежами», зафиксирован художниками А. Ти- хомировым, Н Ражиным, И. Гур- вичем, М. Кузнецовым-Волжеким. Картина последнего «Баррикады» прекрасно передает молчание и на- стороженность претражденной, мос- ковской улицы. Героическая, боевая работа и от- Pala зенитчиков не могли не при- Blew к себе внимания художников. Эту тему избрал А. Осьмеркин—96* нитчики». Изображению зениток, вытянувших к небу свои длинные жерла, посвящены рисунки А. Лап- тева, талант которото окреп и BO3- мужал в военное время («Зенпитки на крыше»). Его карандаш вообще дал много рисунков, образно доку-. ментирующих Москву зимой 1941- 42 г. («Проверка паспортов», «Ро. ют рвы». и другие). Надо отметить «Зенитки у ЦДКА» Н. Глущенко. Большой удачей является также полный монументально@ военной суровости зимний пейзаж Н. Ражи- на — «Зенитки на площаги Ком- MYHDBI>. В серии очень тонких по испол- нению акварелей белорусский худож- ник Л. Лейтман отразил таботу москвичей на оборонительном ру- беже. Затемненную, укрывшуюся от стервятников Москву (у площа- ди Белорусского вокзала) написал В. Люшин, хорошо решив картину колористически, HO, K сожалению, сильно погрешив в рисунке, В очень тонких этюдах И, Гурвич изобразил кавалеристов, пересекаю- щих улицы Москвы, : Один из крупнейших наших жи- вописцев Б. Иогансон картину «Мо- сква 1942 года» посвятил теме о наших отважных девушках-стулент- ках. Пять картин, посвященных Mocx- ве героической, должны быть при- внаны особенно значительными, при чем для развития нашего реа- листического ° искусства — знамена- Малькова, П. Соколова-Скаля, (O выставки «Великая оточествейная война»). Вот тероический эпилог «Ледового побоища». Группа воннов разгляды- вает трофеи. Как удачен жест ви- тязя, вытирающего со лба поттыль- ной стороной руки! Так пахарь, бросив тяжелый цеп на утоптанный ток, любуется золотой пшеницей. Сеча. окончена. Но напряжение по- бедоносного боя чувствуется в каж- дой летали — и в груде сваленных в кучу вражеских шеломов, и. во вагаяде коня, который дико косит- ся-на незнакомых ему новых х0- зяев. Е. Ланевре с огромным чув- ством эпохи создает свои историче- ские вещи. пользуяеь средствами экономно и мудро. Куликовское = поле. Небольшая. труппа воинов. Юный боец пускает в воздух стрелу из татарского лука и с торжествующей улыбкой при- слушивается к ввону вражеской те- тивы. Сколько удали заложено в этой вещи! С тем же мастерством решены и остальные рисунки этого замечательного художника. Совсем по-иному полходит к ре-. menu своей задачи Il. Соколов- Скаля. Его «Иоани ГУ перед Кокен- таузеном» — монументально постро- енная и в хороших традициях на- писанная картина. Это, собственно, первая попытка художника всерьез подойти к такой теме, требующей и соответствующих исторических поз- наний и аксессуарнога, реквизита. Надо сказать, что художник 60 сво- сей задачей оправился. В полотнах В. Сварога и Г. Горе- лова перед нами встают картины из истории революционных крестьян- ских восстаний. : Молодая, впервые дебютирующая на ответственной выставке худож- Huna Ю. Трузе обещает развернуть- ся в настоящего исторического жи- вонисца. Не «Полтава» радует мно- гими удачами. В ней есть и пафос и сила, в ней есть ощущение исто- рического действия. Очень хороша фитура Петра. Вся картина залума- на колоритно и крепко. Большой, очень серьезно заду- манный портрет-образ Александра Невского дал П. Корин. Решен он своеобразно © присущей мастеру глубиной замысла. Этот портрет как бы замыкает зал, которым откры- ваегся выставка, являющаяся He просм выставкой картин. Это—яро- стный протест людей культуры про- тив варварства. Это —— свидетельст- во силы и стойкости русского духа. =Reseun eee В. Яковлева тельно то обстоятельство, что про- изведения эти исполнены различ- ными, глубоко индивидуальными творческими приемами. , «Окраина Москвы», А. Дейнека полна той взвихренности и гроз- ной, настороженной готовности, ко- торые превращают этот городской пейзаж в подлинно военную Kap- тину. А, казалось бы, в ней толь- ко и есть, что пустынная улица, с мчащимеся грузовиком, прикрытым м, да надолбы на перед- нём плане. Но увидено это тем но- вым, острым глазом, который ха- рактеризует все творчество этого, своеобразного художника. Столь любимое москвичами Kpa- сивое’ Ленинградское шоссе, в мир- ное время всегда заполненное мо- лодежью, спортсменами. художник Г. Ниоский сумел со всей убеди- тельностью ‘показать совсем в дру- том обличье — как зимнюю доро- гу мощного ‘танкового десанта. - раз этой картины прост и, убедите- лен. е «Москва. Зима 1941-42 г» В. Вал сильева и Ю. Пименова состоит из двух картин. Одна отображает жан- ровый момент прощания команди- ра, садящегося в машину. Здесь очень тонко и убедительно напи- сан городской зимлий пейзаж. Но особенно удачна вторая вещь: ка- валерийская часть проезжает мимо манежа. На заднем плане, как ска- вочный, лучезарный символ, возни- kaer Кремль. Правда, нельзя He отметить, что обе эти картины не- сколько белесы по цвету, а Me- стами отяжелены чернотой. П. Кончаловский, как всегда, оп- тимистичен и жизнерадостен. Ero кар®ина «Где здесь сдается кровь?» (вопрос. с которым на зимней мос- ковекой улице несколько девушек обращаются к двум военным) гово-” рит о молодости, которая лаже и в военную пору остается цветущей молодостью и без раздумья, © ра- достью ‘стремится отдать свою кровь раненым бойцам. Картина полна колористической мажорности, живописна, она на очень высоком уровне. ‚ Один из лучших и тончайших на- ших лейзажистов Борис Яковлев вы- ставил картину «На фронт» ee ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ Крупные бои к северу от Тебурбы. ж Продвижение войск союзкикоз между городами Тунисом и Бизертой. ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Штаб коман- дования силами союзников в Север- ной Африке сообщает, что амери- канские и английские войска отра- зили самую сильную за весь перя- од борьбы в Тунисе германскую контратаку и нанесли немцам тяже- лые потери. Эта контратака была отражена к северу от Тебурбы. Американские и ‘английские истре- бители сбили во время операций над Тунисом 8 германских самоле- тов, потеряв при’ этом один само- лег. Американские «Летающие кре- пости» и английские самолеты поч- ти совершенно уничтожили аэрод- ром в Эль-Ауина. В следующем коммюнике штаба союзников в Северной Африке го- воритея, что войска союзников в районе Тебурбы отразили новую контратаку противника. Сбито 7 са- молетов противника. 5 английских и американских самолетов не вер- нулись на свои базы. Продолжа- лись бомбардировки аэродромов в Тунисе и Бизерте. Легкие бомбар- дировщики н истребители поддер- живали наступающие войска с0ю3- ников. Английский флот помогал прикрывать наступление английских H американских частей. Военный обозреватель газеты «Тайме» пишет, что из сообщений из различных источников можно вывести заключение, что продвиже- ние союзников в Тунисе продол- жаются удовлетворительно ‘и что между городом Тунисом и Бизертой BOUT глубокий клин. Нажим антгли- чан вынудил противника оконча- тельно оставить свой первоначаль- ный план удержать линию обороны вокруг восточного Туниса. Веледет- Bue этото неприятель готовится за- щищать оба города отдельно. Хотя последнее сражение было достаточ- но ожесточенным, тем не менее в нем участвовали очевидно неболь- ние силы. Основные оборонитель- ные позиции противника подверг- лись бомбардировке, после ‘чего бы- ло приступлено к уничтожению минных полей. В. сражении прини- мали участие средние и легкие тан- ки, однако артиллерия использова- лась ограниченно. Еще не обнару- ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Находящий- ся в районе Эль-Агейлы Koppec- пондент газеты «Ньюс кроникл» пе- редает, что, по всей видимости, опасность контрнаступления Ромме- ля на растянутые линии снабже- ния 8-й армии миновала и антлий- ские силы готовятся сейчас в0зоб- вовить наступательные операции в еще более широком масштабе. Пе- редовые части английских войск подошли вплотную к восточным ук- ся положение напоминает HOB- ку у Эль-Аламейна, однако Эль- Агейла обладает горазло более силь- ными естественными _ укренленнями. Линия Фронта здесь торазяо ко- роче, & на подступах к ней ле жат солончаки, перемежающиеся с бесчисленными холмами, которые служат остественными препятствия- реплениям Эль-Атейлы. Создавшее- жено ни одного большого сконле“ ния Немецких войск. В этих услоч виях перспективы союзников ка- жутся благоприятными. Обозрева- тель указывает, однахо, на необхо- лимость усиления поддержки войск союзников с воздуха, так как нем- цы получают полкрепление самоле- тами. Специальный корреспондент атентотва Рейтер при английских войсках в Северной Африке 6006- шает о том, что, по всей видимости, бон в районе Джедейлы и Матера, тде державы оси сконцентрировали большое количество своих войск, вошли в решающую стадию. С0юз- ники медленно прокладывают себе дорогу к Бизерте. Вчера самолеты союзников уничтожили много танков противника в районе Джедейды. ЛОНДОН, 3. СГАСС). Как переда- ет военный обозреватель атентетва Рейтер, на операциях союзников. в Тунисе отрицательно сказывается недостаток последовательно распо- ложенных аэродромов. Однако. этот пробел быстро восполняется. Воз- душные силы держав оси имеют аэродромы в Сицилии и Сардинии и шесть аэродромов в Тунисе. Кро- ме том, истребители держав OCH могут опираться на базы острова Пантеллерия. В расперяжении с0- юзников имеются аэродромы Ha Мальте, несколько аэродромов в Алжире, а также дальние базы в Ливии. Однако союзники строят но- вые аэродромы, и, как только они будут тотовы, наступление союзни- ков приведет к изгнанию врыа 6 африканского континента. бозревалель сообщает, что ¢ 22 октября было совершено 6 воздуш- ных налетов на Геную, 4 — на Ту- рин и 2 — на Милан. Ня эти то- рода оброшено более 15.000 тонн бомб; итальянской военной мощи нанесен серьезный ушерб. ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как переда- ет атентство АФИ. по сообщению ‘игтаба команлования союзных сил в Северной Африке, во время пя- той атаки, совершенной за 44 часа американскими бомбарлировщиками, на тунисском аэродроме было унич- тожено по крайней мере 12 OomOap- дировщиков и транспортных само- летов держав оси. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЛИВИИ ми для танков. Однако. указывает корреспондент, надо учитывать, что моральное состояние осажденных войск Роммеля, вследствие долгого отступления, значительно ухудши- лось. Военный обозреватель атентства Рейтер передает, что. согласно ком- мюнике командования английскими силами на Ближнем Востоке, всен- ные операции вблизи Эль-Атейлы приблизились к решающей “талии. По имеющимся данным, неприятель- ская артиллерия ввелена в дейст“ вие. Английские артиллерийские орулия тоже выдвинуты на .1103H- ции и начали артиллерийский гоб- стрел немецкой линии оборонвь Это, по словам корреспонлента; даст возможность определить устойчи- вость обороны противника. Г МАНЕВРЫ МЕКСИКАНСКОЙ АРМИИ БУЭНОС-АЙРЕС, 3. (ТАСС). Аф- тентинокая радиостанция сообщает, что на-днях в районе Риб-Онлю 00- стоялись крупные маневры отдель- ных соединений мексиканской ap- мии. На маневрах присутствовали военный министр Мексики, а тИЖ- же представители американской ар- мии, В маневрах принимали уча- crue новые мёханизированные ча- сти мексиканской армии, а также и другие войсковые соединения, снабженные самым последним воо- ружением. танки, пересекающие — запорошен- ную ибрвым снегом Красную‘ пло- щадь. Художник сумел сдержанны- ми и глубокими средствами, свой ственными его живописи, — дать реальный и вместе с тем авуча- ший символический образ военной Москвы. Изобразительная повесть о Моск- ве 1941-42 г. завершается рядом картин, трактующих TeMy нашего победного контрнаступления. Два прекрасных военных , пейзажа В. Мешкова «Дороги отступления немцев». панно «Разгром немцев под Москвой» П. Соколова-Скаля, Il. Малькова, В. Яковлева и П. Шух- мина, «Бой за Калинин» Ф. Мо- дорова, «Бой под слободой Crpe- лецкой» В. Яковлева — очень ин- тересная повествовательная, пано- рамного характера картина, «Ведут пленных» — тонкая по живописи, настоящая русская < по оботоянию пейзажа врешь Т. Гапоненко, дина- мичиая и стремительная «Артилле- рия в наступленниь® А: Дейнека, «Равпрюм немецких частей под Наро-Фоминском» К. Лихачева, «На фронт» В. Одинцова — жанровая картина, посвященная налим геро- ическим девушкам, и др. рису- ют картину разгрома немцев зимой 1941-42 f° Картина Н. Денисовского «Сталин на фронтовом совете», в хорошем MaHPOBOM решении изображающая момент беседы товарища Сталина, окруженного нашими молодыми ге- нералами. с бойцом-автоматчиком, приводит зрителя к образу того че- ловека, чей великий тений одухо- творяет каждую победу нашего оружия. Военный совет в простой избе под (Москвой войдет в исто- рию, как знаменитый совет в Фи- лях. Художники не раз еще вер- нутся к этому важнейшему момен- ту. когда на фронте великий пол- ководец отечественной войны товарищ Сталин проводит в жизнь свой исторический план разгрома немцев под Москвой. Выставка «Великая отечественная война» в картинах и скульптурах русоких мастеров — это выставка, рожденная борьбой и зовущая к борьбе. Любовь к родине, иена- висть к врагу влохновляют наших художников. ПОСТАВКИ БРАЗИЛИЕЙ ВСЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО СЫРЬЯ ОБ ЕДИНЕННЫМ СТРАНАМ ‚НЬЮ-ЙОРК, 3. (ТАОС). Бразилия продолжает увеличивать производ- ство и поставки военно-стратегиче- ского сырья об’единенным странам. Особенно большое значение имеет экспорт из Бразилии марганцевой руды, бокситов, никеля, промыш- ленных алмазов и каучука. На 05- нове торгового соглашения Соеди- ненные Штаты закупают в Брази- лии в течение Ф лег все военно- стратегические материалы. 0Об’еди- ненные страны увеличивают спрое на бразильские бокситы и мартан- цевую руду: Е Бразильское правительство ^рас- ширяет добычу бокситов в районе Покос де Кальдос. США ипрелоста- вили оборудование и техническую помощь для строительства алюми- ниевых заводов и распгирения же- лезнодорожного транспорта в этом районе. На кредиты, полученные от экопортно-импортного банка, бра- зильское правительство расширяет также добычу железной руды в районе Итабира. Этот район являет- ся одним из богатейших месторож- дений железа в мире. Экспорт же- леза будет доведен до 1 млн. тонн. Увеличиваются поставки каучука, добыча которого непрерывно растет. ГОЛОД, ЭПИДЕМИИ, РОСТ СМЕРТНОСТИ В ГОЛЛАНДИИ ЛОНДОН, 3. (ТАСС). По coo6me- нию дипломатического. обозревателя тазеты «Дейли телеграф энд Мор- HHHT пост», систематический вывоз немцами из Голландин продуктов сельского хозяйства настолько уменьшил запасы продовольствия в стране, что нет возможности обеспе- чить для населения даже минимум, необходимый для существования Более 40 проц. довоенного количе- ства рогатого скота забито или от- правлено в Германию. В стране ос- талась только ничтожная часть по- головья свиней и домашней итипы. В Голландии нет рыбы. ибо. весь толландский рыболовный флот рек визирован оккупантами. Согласно последним сведениям, полученным в Лондоне, смертность среди голландских детей в возрасте моложе 4 лет возросла по сравне“ нию с 1939 годом на 31 процент, среди молодежи — на 43 прон. Ота- тистические данные показывают бы- стрый рост распространения инфек- ционных болезней. Против 1939 ros да число заболеваний дифтерией в 1942 г. увеличилось в 12 раз, диз зентерией — в 6 раз и тифом — в 2,5 раза. Осмотр школьников в Ротч терламе этим летом показал, что только 36 проц. детей не страдает рахитом. В стране распространяется чесотка, до сих пор почти неизвест- ная в Голландии. Распространение туберкулеза достигло угрожающих размеров. :