Повогодняя речь Председателя Президиума
Верховного Совета СССР тов. М. И. КАЛИНИНА

Дорогие товарищи!

Граждане Советского Союза! Рабочие и
работницы! ‘Колхозники и колхозницы!
Советская интеллигенция! Бойпы, коман-
диры и политработники Красной Армии и
Военяо-Морского Флота! Партизаны ‘и пар-
тизанки! Жители советских районов, вре-
менно захваченных немецко-фаптистскими
оккупантами! Разрешите поздравить Bac
© наступающим Новым Годом.

Прошедший год, товарищи, был
годом ожесточенных битв на
фронтах отечественной войны. По-
сле прошлогодних поражений нем-
цев пох Москвой и на других
участках фронта, Гитлер заста-
вил своих вассалов — Италию.
Румынию, Венгрию и даже ло
крайности истошенную  Фиилян-
хдию отдать все свои людские ре-
зервы в распоряжение немецкого
командования, собрал всё, что
можно было взять в самой Герма-
нии, снял части оккупационных
войск из Франции н из других
оккупированных стран и предпо-
лагал таким собранным кулаком
нанести в этом году смертельный
улар нашей армии.

Я не говорю о направлении
главных ударов немецкой армии
и замыслов её командования. Всё
это великолепно изложено в до-
клале товариша Сталина на тор-
жественном заселании Московско-
го Совета 6 ноября 1942 года.
Скажу только, что планы немеп-
кого командования оказались не
по плечу для фашистской армии,
Бои носили крайне ожесточенный,
& иногла и тяжелый характер
Красная Армия мужественно от-
стаивала советскую землю, нано-
сила врагу изнурительные удары
и сорвала коварные планы гитле-
ровцев.

Осмысливая результаты войны
за истекший год в целом, можно
с уверенностью сказать, что се-
годня военное положение болев
для нас благоприятно, чем оно было в это
время в прошлом году, хотя наша армия и
тогда наносила серьезные удары по врагу.

В эгом году наступление немцев было
прелпринято не по всему фронту, а толь-
ко на южном и юго-западном направае-
ниях. и все же поставленной цели не-
мепкому командованию достичь не уда-
лось Немецкая армия в ходе военных дей-
ствий понесла такие потери, от которых
её наступательная сила иссякла.

Тероическая оборона Севастополя на-
шими войсками стоила немепко-румыч-
ским войскам не олмого десятка дивизий.
Потери немцев лишь на Сталингралеком
фронте исчисляются сотнями тысяч уби-
тыми и ранеными. Велики потери нем-
лев и на других направлениях их насту-
пления. Кажлый километр пройденного
пути в этом голу стоил немпам значитель-
но больших жертв, чем в прошлом. В
то’ же время, Красная Армия гоговила
силы тля ответных уларов по вражеским
войскам. Всё это вместе взятое привело к
тому. что иницизтива снова перешла в
руки нашего командования, которое ‘и. не
замедлило ею воспользоваться в полной
мере.

Улары по немецким частям пол Влади-
кавказом (Орлжоникилзе). наше коятрна-
ступление в районе Сталинграда, в холе
которого немпам были нанесены жестокие

меняют положение на всём Советско-гер-
манском фронте в нашу пользу. .

В результате нашего наступления — с
19 ноября в районе Сталинграда, е 25
ноября на Центральном фронте ис 16
декабря в районе среднего течения Jona
немцы понесли такие потери, которые не
могут не сказаться и на остальных участ-
ках фронта,

В результате

наступления захвачены

многие десятки тысяч пленных, разгром-
лены десятки фашистских дивизий, 3a-

хвачены большие -трофеи: сотни самолё-
тов, тысячи танков, орудий, миномётов,
пулемётов, автоматов, автомашин, — мил-
лионы снарядов, патронов. Захвачено
много складов с боеприпасами и продо-
вольствием.

Занято нашими частями свыше 2.000
сельских населённых пунктов, районных
центров и городов.

Товарищи, говоря 0б истекшем годе,
следует отметить рост патриотических
чувств среди всего населения Советского
Союза, рост в самых различных формах
активной общественной помощи фронту.

Рабочие и работницы, инженерно-тех-
нический персонал непрерывно улучшают
Бачество советского вооружения, система-
тически ‘совершенствуют процесс обработ-
ки изделий, увеличивают интенсивноеть
труда. Это даёт возможность бесперебойно
снабжать вооружением и боеприпасами
напу Ерасную Армию, нанг Военно-Мор-
ской Флот.

Колхозники и колхозниты много при-
ложили в этом году ума и труда но рас-
ширению посевов, сбору урожая и по раз-
витию животноволства. Трульг колхозного
крестьянства оправдались — урожай в
этом году был хороший и убран своевре-
менно. (С 060бой любовью обрабатывались

лась кампания по сбору средств ва т®-
стройку самолётов и танковых  колонн..
Тысячи телеграмм идут на имя товарища
Сталина от колхозников и колхозниц, в
которых они с радостью сообщают о вне-
сении ими в’ отделения банков денежных
средств для постройки самолётов и тан-
ков, дополнительно сдают государству
зерно, мясо и другие сельскохозяйствен-
ные продукты. Высоким чувством патрио-

- Тизма охвачен весь советский на-
род. Характерно, что колхозники
национальных республик и отда-
аёпных областей стремятся не
только ме отстать от центральных
областей, а часто перекрывают их
суммами своих взносов.

Эта яркая демонстрация пре-
данности налиего колхозного кре-
стьянства советской власти, люб-
ви к вождю и — полководцу
товарищу Сталину служит луч-
шим примером тому, что полтора
года войны не ослабили, а
больше укрепили советский тыл,
ешё теснее сплотили братские
народы в борьбе с немецкими раз-
бойниками.

Наша интеллигенция-—от ака-
демиков до сельских учителей —
отдаёт все свои знания и силы на
алтарь отечества. В лабораториях,
исследовательских институтах, в
‚заводских мастерских, шахтах и
`буровых, в хатах-лабораториях и
непосредственно на полях, повсю-
ду веет творческий дух, направ-
ленный к одной цели — внести
лепту в дело победы над врагом.

Можно смело сказать, что весь
советский народ, все националь-
ности от малой до великой тесны-
ми рядами ведут борьбу за Союз
Советских Социалистических Pec-
публик, за его победу над немеп-
кими фашистами.

Любовь народа к своей армии
сказывается в непрерывном пото-
ке подарков на фронт. Буквально
каждый гражданин, даже дети
стараются чем-либо отметить свою заботу
и своё внимание к бойцу Красной Армии.

Товарищи, старый 1942 год завончил-
ся. Он оставил перед нашим народом
сложные и трудные задачи, но вместе с
тем и благоприятные перспективы Ha
предстоящий год. :

Наш народ всё активнее оказывает свою
помощь фронту, находит всё новые рыча-
ги для непрерьвного увеличения этой
помои, р

Наша армия приобрела военный опыт
не только в стойкой  зашите, но и на-
училась крепко бить зарвавшегося врага.

Несмотря на бесчисленные карательные
экспедиции против партизан и жестокую
расправу с сочувствующими им крестья-
нами, партизанское движение растёт и
наносит всё большие удары по немепко-
фаптистским оккупантам.

Есть основания предполагать, что роль
союзников в борьбе с немецкими фаши-
стами будет всё увеличиваться.

Весь народ, армия, флот горят желани-
ем скорее изгнать немецких захватчиков с
нашей земли. Так приложим все силы,
знания и опыт для выполнения этой ве-
ликой цели, теснее сплотимся вокруг вож-

ещё.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 31 ДЕКАБРЯ —

В течение 31 декабря наци войска в
районе Сталинграда на Центральном
фронте и в районе среднего Дона продол-
жзли вести наступательные бои на преж-
них направлениях.

Наши войска овладели городом и же-
лезнодорожной станцией Обливская и рай-
онными центрами Нижне-Чирская, Приют-
ное.

За 30 декабря в районе Сталинграла
уничтожено 11 транспортных самолетов.

ge

30. декабря частями нашей авиации на
различных участках фронта уничтожено
или повреждено 10 немецких танков, 10
100 автомашин с войсками и грузами,
подавлен огонь 20 артиллерийских бата-
рей, взорвано 10 складов боеприпасов и
склах горючего. рассеяно и частью унич-
тожено до трех батальонов пехоты про-
Тивника.

*

В заволском районе Сталинграда напгя
части продолжали наступление, пролвину-
лись вперёд и заняли несколько кварта-
лов. Уничтожено до 400 вражеских сол-
лат и офиперов. Захвачены трофеи и
пленные. .

*

Северо-западнее (Сталинграла прозолжа-
лись ожесточенные бои в районе высо-
ты, занятой лва лня назал нашими частя-
ми. Тънки и пехота противника восемь
раз переходили в контратаки, но кажлый
раз под ударами советских бойпов отка-
тывались назад. Измотав врага, наши ча-
сти нанесли гитлеровцам контрудар и за-
няли № 40 окопов. Немпы потеряли уби-
тыми ло 600 соллат и офицеров. Полбито
33 вражеских танка. Захвачены пленные

и трофеи. :

Наши летчики в воздушных боях сбили
4 самолета противника.

*

Южнее Сталинграла наши войска, ло-
мая сопротивление противника, продолжа-
ли успешно продвигаться вперед и заня-
ли ряд населенных пунктов. В районе
Сиротский и Ивановка советскяе бойцы
взяли в плен свыше 700 вражеских сол-
лат и офиперов. Захвачено 18 полевых и
16 зенитных орудий. 20 автомашин,
1.240 винтовок, много боеприпаеов и дру-
гие трофеи. Подразделения Н-ской части,
выбив противника из одного населенного
пункта, захватили 16 орудий; 25 пулеме-
тов, 19 автомашин и 2 вешевых склада.
Взято в плен 240 немецких солдат 0
офицеров. *

В районе среднего Дона наши войскз
вели наступательные бои и на ряде уча-
стков закрепляли ранее занятые рубежи.
В боях за один опорный пункт противни-
ка наши части истребили ao батальона
немецкой пехоты и захватили в плен
120 гитлеровцев.

Наши войска в районе нижнего Пона
заняли горол и железнодорожную станпию
Обливская, захватили большие трофеи, в
том числе эшелон с самолетами.

) *
На Центральном фронте наши войска
прохолжали наступление, а на  отдель-

ных участках совершенствовали свои по-
зиции. В районе Великие Луки советские
части вели бой по уничтожению окружён-
пого гарнизона противника.

В районе западнее Ржева наши части
выбили противника из укрепленных  по-

зиций. На поле боя осталось свыше 300
вражеских трупов и 2 сожжевных Танка.
Захвачено самохолное орудие и склад 6
боеприпасами.

*

Юго-восточнее Нальчика наши войска
укрепляли занимаемые рубежи и частью
сил вели наступательные OOH. Ожесточен-
ные ‘бои происходили в районе одного
опорного пункта противника. В этих боях
уничтожено до 400 гитлеровцев. _ Огнем
нашей артиллерии подбито 6 орудий, уни-
чтожено 12 автомашин с грузами и в30-
рвано 2 склада с боеприпасами.

*

`Партизанский отряд имени Котовского,
действующий в Витебской области, орга-
низовал крушение воинского эшелона про-
тивникз. Разбит паровоз я взорвано 10
вагонов с боеприпасами. Другой отряд ви-
тебсвих партизан за два месяца пустил
пох откос 21 немецкий эшелон. Уличто-
жены и повреждены 21 паровоз и 259
вагонов. с вражескими солдатами, воору-
жением и техникой. Пол обломками раз-
битых вагонов погибло свыше 300 гит-
леровцев.
*

Французские свободные стрелки Upex-
принимают активные действия против не-
менких оккупантов. Полвижные отряяы
стрелков оперируют на шоссейных лоро-
гах. За лве нелели ‘франнузские патриоты,
действующие на трассе Париж— Невер,
сожгли 28 грузовых и легковых машин,
истребили 85 немецких солдат и офиис-
ров. Близ Марселя патриоты  взопвали
большой склад с боеприпасами и сожгли
склад горючего,

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 1.ЯНВАРЯ ,

В течение ночи на 1 января наши вой-
ска южнее Сталинграда, в районе оредне-
то Дона и на Центральном фронте про-
должали вести наступательные бой Ha
прежних направлениях. 1

*

В заводском районе Сталинграда наши
части с боями продвинулись вперед, 3a-
няли два квартала и несколько десятков
вражеских ДЗОТ‘ов и блиндажей. Против-
ник потерял убитыми свыше 200 солдат
и офицеров.

*

Северо-залкалнее Сталинграда наши вой-
ска вели активные боевые действия и
улучшили свои позиции. На одном уча-
стке советские подразделения заняли вы-
соту и уничтожили до 100 немецких сол-
дат и офицеров. Захвачены 2 орудия, 7
пулемётов и 3 миномёта. На другом уча-
стке Н-ская часть отразила две враже-
ских контратаки и истребила до роты гит-
леровцев, сожгла 10 и подбила 4 немеп-
ких танка. Взяты трофеи н пленные.

*

Юго-западнее Сталинграда паши войска
продолжали преследовать противникё и

овладели несколькими населёнными пунк-
тами. Танкисты Н-ской части уничтожили
9 немецких противотанковых орудий, 23
пулембта. 38 автомашин и истребили свы-
те 300 вражеских солдат и офицеров.
Взято 65 пленных. На другом участке
немцы, укрепившись на выгодных  пози-
циях, пытались задержать продвижение“
совефских частей. Наши бойцы обошли
противника и ударили ему в тыл. В оже-
сточённом бою истреблено 400 вражеских
солдат и офицеров. Захвачены трофеи и
пленные.

с

В районе среднето Дона наши войска
вели наступление и на отдельных участ-
ках отбивали контратаки противника.
Н-ская гвардейская часть, успенно  про-
двигаясь вперед, заняла три населённых
пункта. Захвачено 16 орудий, 45 автома-
шин, 8 радиостанций и взято в плен 450
вражеских соллат и офицеров. На одном
из участков немецкая пехота и танки
предприняли контратаку. Наши подразде-
ления отбили контратаку гитлеровцев и
вынудили их отойти на исходные. позн-

ции. Противник потерял только убитыми
до 300 солдат и офицеров.
*

вели наступательные бои. В районе Вели-
кие Луки советские части овладели  це-
лым рядом укреплённых узлов вражеской
обороны и уничтожили свыше 400 немец-
ких солдат и офицеров.

В районе западнее Ржева наши бойцы
отразили несколько атак противника, иет-
ребили до 100 гитлеровцев и подбили 7
немецких танков.

*
Партизанские отряды «Буря», «Орел»
и «Вихрь», действуюшие на Северном

Кавказе, в боях против неменких захват-
чиков истребили 184 немецких солдата и
офицера. Один из отрядов северо-кавказ-
ских партизан пустил под откос воинский
эшелон. При крушении разбито 14 ваго-
нов с немецкими солдатами й офицерами,
Убито около 400 гитлеровцев.

*

Немецко-фашистские мерзавцы учинили.
расправу над жителями деревни Голубо-.

во, Ленинградокой области. Ночью 17 де:
кабря немцы ворвались в деревню, co
тнали всех крестьян вместе с семьями В
колхозную конюшню и заперли их. Огрз-

1бив дочиста все дома колхозников, бан-

диты подожгли деревню. Гитлеровские па-

удары. наступление наших войск на
Центральном фронте. наконеп. разверты-
вающееся наступление в районР  срелнего
течения Лома и на Северном Кавказе из-

участки,
Эти участки дали

выделенные в
значительное количо-
ство хлеба И овощей для армии вне плана.

В последнее время стихийно разверну-

‘дя народов, полковолна армии и Флота
товарища Сталина и победа будет обеспе-
чена за нашим народом.

С Новым Годом, товарищи!

фопл обороны.

Председателю исполкома Московского Совета

депутатов трудящихся тов. В, ПРОНИНУ
Рекретарю МКи МГК ВКПСб)
Тов, А, ЦЕРБАКОВУ

Презихиум Верховного Совета Украинской ССР, Совет Нарол-
ных Комиссаров УССР и Центральный Комитет КП(б) Украины
просят. передать от украинского народа искреннюю благодар-
ность трудящимся любимой столипы Советского Союза —
Москвы, приславшим в связи с ЭБ-летием Украинской Совет-
окой Сопиалистической Республики братский привет украин-
скому народу.

Грозные IH переживала великая Москва тол тому назал,
хогла гитлеровские орлы стремились захватить сердце нашей
ролины. Бойпы, команлиры тероической Красной Армии и тру-
дящиеся столипы-богатыря отстояли честь русского оружия,
винсали новую славную страницу в историю борьбы за сво-

боду и независимость нашей сопиалистической отчизны. Tepon- .

ческая защита Москвы и самоотверженная работа трудящихся
города являются образцом стойкости и мужества в борьбе с ко-
варным и вероломным врагом. Знаменательная побела, завое-
ванная пол Москвой, воодушевляет красных воинов и всё на-
роды Советского Союза на новые полвиги в борьбе с ненавиет-
ными немепко-фапгистскими захватчиками.

Ваше приветствие в связи с 25-летием Советской Украм-

ны — яркое свидетельство нерушимого братства и сталинской
дружбы наролов Советского Союза, новое доказательство того,

что тело борьбы за освобожление Украины есть близкое и рол-
Hoe дело всех рабочих, крестьян и интеллигенции налей вели-
Бой ролины.

Приветствие СНЕ-Союза ССР и ЦК ВКП(б) рабочим, колхоз-
никам и интеллигенции Украинской Советской Сопиалистиче-
ской Республики. полписанное товаришем Сталиным и товари-

щем Молотовым, вызовет ещё больший пол’ём боевого луха на

фронте и в тылу, умножит силу ударов партизан по немецким
захватчикам.

Украинский нарол вместе с великим русским наролом и
всеми наролами (Советского Союза, пол руководством нашего
великого вожля и полководпа товарища Сталина. выполнит
евой толг перел родиной.

Председатель Президиума Верховного Совета УССР
М. ГРЕЧУХА.
Председатель Совета Народных Номиссаров УССР
Л. КОРНИЕЦ.

Секретарь Центрального Номитета Номмунистиче-
ской партии (большевиков) Украины Н, ХРУЩЕВ.

УКАЗ

Президиума Верховного Совета СССР

0 присвоении звания Героя Советского Союза
начальствующему составу авиации дальнего
действия Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий
Командования на фронте борьбы с немецкими зах-
ватчиками и проявленные при этом отвагу и герой-
ство присвоить звание Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звез-
да»:

1. Гвардии капитану Андрееву Ивану Федоро-
вичу.

2. Гвардии младшему лейтенанту Баранову Пет-
ру Григорьевичу.

3. Капитану Бобину Николаю Алексеевичу.

4. Гвардии майору Борисову Василию Александ-
ровичу.

5. Гвардии капитану Гаранину Алексею Дмитрие-
вичу.

6. Гвардии капитану Давыдову Василию Кузьми-
чу. ° :

7. Гвардии майору Краснухину Александру Ми-
хайловичу.

8. Майору Криворотченко Сергею Даниловичу.

9. Гвардии майору Куликову Сергею Ивановичу.

10. Старшему лейтенанту Курятнику Ивану Про-
кофъевичу.

11. Старшему
Васильевичу.

12. Гвардии капитану Несмашному Григорию Ива-
новичу. г

13. Гвардии капитану Панову Николаю Афанасье-
вичу.

14. Капитану Рубцову Анатолию Петровичу.

15. Капитану Рябову Михаилу Тимофеевичу.

16. Гвардии капитану Симонову Михаилу Василь-
евичу.

17. Гвардии капитану Тихомолову Борису Ерми-
ловичу.

18. Гвардии старшему лейтенанту Фролову Алек-
сандру Филипповичу. :
19. Майору Чулкову Алексею Петровичу.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.

лейтенанту МЛепехину Гавриилу

Москва, Кремль. 31 декабря 1942 года,

Дважды Герой Советского Союза гвардии капитан А. Молодчий (справа) и его
неизменный спутник в боевых полетах — Герой Советского Союза гвардии майор

штурман С. Куликов.

лачи расстреляли в конюшне на глазах у
женщин и детей  12 стариков. Здесь же
гитлеровцы сняли у всех жителей тёплую
одежду, валенки, а затем раздетых и ра-
зутых жителей под конвоем угнали  н&
принудительные работы. 7

*

Из Чехословакии сообщают о возросшем
сопротизлении немецким оккупантам. В
Брно на военном заводе чешские патри-
оты похитили чертежи и сорвали выпуск
оружия для германской армии. В Пниль-
зене на военном заводе выпущено зна:
чительное количество орудий и пулеметов
с большими дефектами. Специальная не-
мецкая техническая комиссия забраковала
все орудия и пулемёты. В связи с этим
гесталовны арестовали свыше 60 рабочих
и инженеров. Через несколько дней чеш-
ские патриоты вывели из строя два’ цеха

Фото Ал. ЛЕОС. завода.

УКАЗ
0 награждении орденом Красного Знамени
генерал-лейтенанта Захарова М, В.
И генерал-майора Смокачева П, Е,

ватчиками и проявленные при этом доблесть и му-
жество наградить:

Орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Генерал-лейтенанта Захарова Матвея Василье-
вича.
2. Генерал-майора Смокачева. Петра Ефимовича.
М. КАЛИНИН.

А. ГОРКИН. /

Москва, Кремль. 31 декабря 1942 г.

В Народном Комиссариате
Обороны

За проявленную отвагу в боях за отечество с не-
мецкими захватчиками, за стойкость, мужество,
дисциплину и организованность, за героизм лично-
го состава преобразованы:

153 стрелковая дивизия в 57 Гвардейскую стрел-
ковую дивизию.

Командир дивизии — полковник Карнов Андрей
Павлович;

1 стрелковая дивизия в 58 Гвардейскую стрелко-
вую дивизию.

Командир дивизии — генерал-майор Семенов
Алексей Иванович.

Преобразованным дивизиям вручаются Гвардей-
ские знамена.

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО И РЯДОВОГО. СОСТАВА
АВИАЦИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ КРАСНОЙ АРМИИ

За образцовое выполнение боевых заданий Команлования на
фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные пря
этом лоблесть и мужество Указом Презилиума Верховного С4-
вета СССР награждена орденамл и мелалями группа началь-
ствующего и рялового состава авиапии дальнего лействия
Красной Армия.

Орденом Ленина награждены 90 человек;

орденом Красного Знамени награжлены 300 человек;

орденом Александра Невского — 2 человека;

орденом Отечественной Войны Первой степени — 90 че-
ловек:

орленом , Отечественной Войны Второй степени — 136 че-
ловек:

орденом Нрасной Звезды — 411 человек;

мелалью «За отвагу» — 373 человека;

медалью «За боевые заслуги» — 418 человек. (ТАС).

В МК п МГК ВКП(б)

В пелях пгирокого развертывания сопизлистаческого copes-
нования срели шахтеров, инженерно-технических работников и
служащих комбината Москвоуголь за выполнение и перевы-
полнение государственного плана углелобычи кажлой шахтой и
трестом, бюро МЕ и МГК ВКП(б) учрелило перехолящее Красное
Знамя Московского областного н городского Комитетов BRII(6)
для шахт и трестов комбината Москвоуголь, лобивигихся лучших
производственных показателей.

Победителями в сопиалистическом соревновании считаются
шахты и тресты. которые достигнут перевыполнения плана
углелобычи и отгрузки угля потребителям, ‘максимального сна-
жения зольности угля против установленного станларта, выпол-
нения плана подготовительных работ и ввода новых лав по
шахтам и трестам.

Перехолящее Красное Знамя МК в MIE ВКП(б) будут при-
сужлать ежемесячно по результатам сопиалистического сорев-
нования, которые булут полволиться отлелом угольной промыш-
ленности МК ВКП(б) и комбинатом Москвоуголь не позднее
5 числа каждого месяца. у

<

==;

*