у

Ще
aHRM

‚м
инст

гаи,
ТА
$
тель
Пе
Оо
удал

aM

mort

638!

ео
mC}
и

мной
лы
фи

34% —

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДННЯЙТЕСЫ!

Цена 20 коп.

ЯНВАРЯ 1943 Г.
ПЯТНИЦА
№ 18 (5766) _

_ Да здравствует

великое и непобедимое —
знамя Ленина—Сталина,
зовущее нас к победе!

Торжественно-траурное заседание в Москве, посвященное ХХ годовщине со дия сме
Микоян, Сталин, Шверник, Вознесенский. Выступает с докладом тов. Щербаков.

рти В. И. Ленина. В президиуме (слева направо): товарищи Пронин, Молотов, Маленков, Калинин, Берия, Андреег

Фото М. КАЛАШНИКОВА.

_В ПОСЛЕДНИИ ЧАС

НАШИ ВОИСКА НА ЮГЕ ЗАНЯЛИ
ГОРОД СТАВРОПОЛЬ.

_ 21 января войска ЗАКАВКАЗСКОГО фронта в результате упорного боя овладели
‚городом СТАВРОПОЛЬ. Захвачены пленные и трофеи.

#
#

СОВИНФОРМБЮРО.

0Т СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО .

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 21 ЯНВАРЯ

21 яиваря войска Закавказского фронта
в результате упорного боя овладели горо-.
дом Ставрополь, районными центрами —
Тахта,  Труновское,  Кугульта, Старо-
Марьевка. : re :

Войска Воронежского фронта, продолжая
развивать наступление, заняли районный
центр Синие Липяги, железнодорожную
станшию  Голофеевка и рял населенных
пунктов.

Войска Юго-Западного, Южного, Вол-

`ховского и Ленинградского фронтов вели

бои на прежних направлениях.
*

В районе Сталинграда наши войска
продолжали истреблять окруженные немеп-
ко-фалшистекие хивизии. `Северо-запахнее
города советские части уничтожили 1.400
немецких соллат и офиперов. Взято 70
пленных. Захвачено 29 орудий, 35 пуле-
метов, 15 минометов, 251 автомашина и
другие трофеи. В городе напри. птурмовые
отрялы выбили гитлеровиев из ряда укреп-
лений.

*

На Южном фронте напиши ‘войска, преоло-
левая упорное сопротивление противника,
продвигались Вперел. Бойцы Н-ской части
отразили контратаку противника и Ha
плечах отступавших немцев ворвались В
населенный пункт. После короткого боя
гитлеровцы были выбиты из населенного
пункта, оставив 6 полбитых танков и
3 самохолных орудия. Взято 45 пленных.
На другом участке разгромлены две роты
пехоты противника.

На Юго-Запалном фронте наши войска
продолжали наступление и заняли несколь-
ко населенных пунктов. Уничтожено 5 не-
мецких танков, 2 орудия и свыше 20

автомашин. На поле боя остались сотни
вражеских трупов. На другом участке нем-
цы бросили в контратаку 24 танка. и ба-
тальон пехоты. Наши бойцы мощным ог-
нем отсекли немецкую пехоту от танков И
истребили ее. В это же время артиллеря-
сты-и бропебойнтики подбили и сожгли 12
вражеских танков.
*

ких захватчиков ряд населенных иунктов.
Наши таковые и моторизованные
разлеления в бою за один населенный
пункт уничтожили ло батальона чеменкях
солдат и офиперов и взяли 480 пленных.
Захвачено 16 орудий, 49 пулеметов, 14
минометов, 50 автомашин и 100 подвод с
военным грузом. На другом участке бойцы
Н-ской части истребили более 250 венгров
и заняли населенный пункт. — Захвачено
6 проловольственных складов, 6 орудий и
много боеприпасов.
*

На Северном Кавказе наши войска с
боями продвигались вперед. Танкисты пох
команлованием тов. Егорова смяли боевые
порялки нехцев, ворвались в населенный
пункт и разгромили штаб немепкого пехот-
ного полка. На другом участке артиллери-
сты части. гле команжиром тов. Кривоттеев.
обнаружили большую колонну вражеских
автомаптин. Несколькими выстрелами были
разбиты передние малпины и на пюссе 9й-
Лразовалась пробка. Артиллеристы открыли
ураганный огонь и уничтожили всю колон-
ну автоматии противника.

Войска Воронежского френта продолжали
наступление на прежних направлениях, а
частью сил уничтожали остёлки окружен-
ных частей противника. За ястёкшие сут-
ки советские части освободили от чемеп-

пол-

a *
Партизанский отрял, действующий в Ор-

ловской области, провел несколько успеш-\

ных операций. Советские патриоты истре-
били около 400 немецких солдат и офице-
ров. Кроме того, партизаны уничтожили
немецкий самолет, паровоз, несколько ва-
гонов и радиостанцию. Группа орловских
партизан из отряда «Смерть немецким ок-
купантам» пустила под откос лва немецких
воинских эшелона. Разбиты 2 `Парэвоза и
34 вагона. Во время. крушения убито и
ранено много ча

Ниже публикуется акт о зверствах не-
мецко-фапистских — мерзавцев в станице
Скосырской, Ростовской области: «Ieper
отступлением из станипы HOMIE учинили

‚кровавую расправу над мирным населени-

ем. Гитлеровские бандиты расстреляли уче-
ника 6-го класса средней школы Григория
Пашутина, сотрудника больницы Леонила.
Нерепелкина, тракториста Христофора Ши-
лова, предселателя колхоза Егора Харито-
нова, инвалида Никанора Лютина, Алек-
саняра Широкораленко, Андрея Шилова,
Алексанлра Семенова и лругих. В местной
больнице находились больные советские
гражлане. Фатистские изверги погнали их
к реке и расстреляли. Часть больных He
могла двигаться и осталась в больнице.
Гитлеревны сожгли больницу‘ вместе с на-
ходившимися в ней больными гражлана-
». Акт полнисали: катитан Митрофанов,
капитан Жювтунов. военфельдшер Ткален-
ко. млалшиий лейтенант Колесников, жите-
ли станины Скосырской — М. Хатитоно-
ра, М. Вопочина, А. Шевченко, С. Ворони-
на и Л. Шилова. ¢

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 22 ЯНВАРЯ

В течение ночи на 22 января наити
войска в районе Сталинграда, южнее Во-
ронежа, на Северном Кавказе, в районе
нижнего Дона, Сезерного Донца и южнее
Ладожского озера продолжали бои на преж-
вих направлениях. A

*

B районе Сталингража Н-ская часть.
действующая  запалнее  торота, выбила

противника из сильно укреплённых пози-
ций. Немцы  предириняли несколько
контратак, но кажцый раз отбрасывалиеь
назад с большими для них потерями. В
этом бою уничтожено более 400 гитлеров-
цев и пощбито 7 немецких танков.

*

На Южном фронте налпи войска вели
настунательные бои. В районе оттого на-
селённого пункта противник сосредоточил
значительные силы пехоты и пытался за-
лержать пролзижение советских. частей.
Hamm танки с десантами автоматчиков
обошли занятые немцами населённые
Пункты и с тыла атаковали противника.
В трехчасовои бою уничтожено до 70)
вражеских соллат и офицеров. Взято 10
100 пленных. Захвачены  болыпие Tpo-

*

Ha Юго-Заталиюм фровие напти войска.
преололевая  сопротивлетие противника,
проалнигались виеред. На’олном участке
Немцы, полтянули свежие силы и бросили
их в бой. Налии потразлеления отбили все
контратаки противника и истребили до
батальона немецкой пехоты.

На лругом участке, в завятом налими
частями крупнюм населённом пункте за-
хвачены 10 орущий, 4 танка, 2 самохол-
ные пушки, склад запаюных частей для
автгоматтин и 2 склажа с проловольствием.
Пленные соллаты 579 пехотного полка
306 немецкой пехотной дивизии, Только
в лекабре переброшенной из Бельгии на
советеко-германокий фронт, рассказали,
910 их полк совершенно обескрювлен в по-
следних боях. Роты насчитывают пою 10—
30 человек.

*

Войска Воронежекого фронта вели на-
ступательные бои, & частью сил еще тес-
нее сжимали кольцо вокруг окруженных
частей противника. Немцы пытались про-
рвалься из окружения, ню были отброше-
ны назал © болышими пля них потерями.
Налии части запяли ряд населённых пунк-
тов. Н-ское соелинение захватило в плен
свыше 1.500 зражеских соллат и офице-
ров. По уточненным данным, в городе
Острогожек уничтожено более 1.000 вра-
жеских соллат и офицеров и захвачено
свыше 6500 пленных.

На Северном Кавказе напки войска за-
няли ряд населённых пунктов. На одном
учаетке противник бросил в контратаку
лве роты пехоты при подлержке 10 тан-
ков и 5 бронеммиин. — Полравлеления
Н-ской части отбили контратаку гитлеров-
цев. В результате бюя 6 вражеских тан-
ков И все бронемативы были вывезены
из строя. а немецкая пехота отетунила.
потеряв болыше полованы своего состава,

*

Партизанский  отрят,  лейструющий в
Полесской области, соверттил налёт на не-
менкий аэродром И уничтожил 18 само-
лётов и 16 аттоматин  протирника. За
два месяща партизаны этого отряла орга-
низовали крутпение 2() пемецких воин-
ских эшелонов.  Разбито 12 паровозов,
более 200 вагонов и 9 пистерн с горючим.
Колме того. соретекие патриоты взорвали
железполорожный мост через реку и 8
мостов на тпоссейных хорогах.

*

Ниже публикуется акт © зверствах He-
мецко-фалкистских мерзавцев в хуторе Ми-
хайловка, Ростовокой облаюти: «Отступая
пох Уларами Красной Армии, немпы раз-
грабили хутор Михайловку и убили мно-
гих мирных пражлан. Гитлеровцы собрали.
зеех мужчин и на берегу реки ракстреля-
ли Никиту Балабина — 70 лет, Алексея
Чернухина — 68 лет, Михаила Шерби-
ну — 41 гоа и его 16-летнего сына
Алексанпра, Фолора Бойченко — 41 гола,
Павла Бойченко — 30 лет, Ивава Симо-
нова — 30 лет, Петра Черньыитева — *
лет, Ивана Дегтярева — 18 лет и лрутих
жителей. После расправы над мирным на-
селением немецкие соллаты облили керо-
сином и сожгли большую часть домов ху-
тора». Ажт потписали: капитан `Митрофа-
нов, капитан Ковтунов, старший лейте-
нант Суворов, жители хутора Михайловка
— М. Yraosaros, А. Щербина, П, Бонла-
penxo, В. Швеп,

ТОРЖЕСТВЕННО-ТРАУРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ XIX ГОДОВЩИНЕ
CO ДНЯ СМЕРТИ В, И, ЛЕНИНА

Вчера в Москве, в Болышом зале Крем-

Участники Заседания от души смеются,

левского дворца, состоялось торжественно-   когда докладчик остроумно высмеивает дез-

траурное заседание ЦК ВКП(б), `Москов-
ского областного и Московского городского
комитетов ВКП(б), Президиумов Верховного
Совета СОСР и Верховного Совета РСФСР,.
Московского областного и городского Сове-
тов депутатов трудящихся, ПК ВЛЕХМ,
МК и МГК ВЛЕСМ, Президиума ВЦОПС,
рабочих-стахановцев, ударников и интол-
лигенции столицы, посвященное ХХ го-
довщине со хня смерти В. И. Ленина.

В 6 часов 50 минут за столом прези-
жнума появляются товарищи Сталин, Моло-
тов, Калинин, Андреев, Микоян,  Беряя,
Шверник, Маленков, Щербаков,  Вознесен-
ский.

Участники торжественно-траурного засе-

дания встречают-теварита- Слазнена—и ого

соратников -— руководителей партии и
правительства бурной овацией. Всё вста-
ют. Возгласы горячих приветствий слива-
ются с мощным «ура». В этой овацив
как бы воплотилась вся сила любви и
преданности советских людей славному
продолжателю хела Ленина, великому нз-
родному вождю и полководцу. пол руко-
ведством которого доблестная Красная Ар-
мия пядь за пядью освобождает советскую
землю от гитлеровских мерзавпев. (о всех
коицов огромного зала раздается:

— Да здравствует товарищ Сталин!

Тов. М. И. Калинин об‘являет торжест-
венно-траурное заседание открытым.

— Исполнилось 19 лет после кончины
Владимира Ильича Ленина, — говорит гов.
Калинин. — Прошу почтить его память
вставанием.

Все’ встают. В эту минуту каждый как-
TO по-особенному, с непередаваемой ясно-
стью и  непосредственностью чувствует,
чт великий Ленгя с нами, что его
бессмертный дух, его идеи, развитые
и воплощенные в жизнь товарищем
Сталиным, неотступно сопутствуют совет-
скому народу во всей его деятельности и
борьбе, осеняют и вдохновляют всех, кто
на полях сражения, на трудовой вахте эт-
станвают и защищают независимость, сзо-
боду и честь созданного Лениным и
Сталиным сопиалистического государства—
нашей любимой советской Родины.
бессмертному Ленину и к тому, кто высоко
держит его побелоносное знамя — к вели-
кому Сталину. — обращены чувства
мыели всех в эту минуту.

М И. Калинин предоставляет слово 118
хоклада тов. А. С. Щербакову, тепло встрэ-
ченному участниками заселания.

С огромным вниманием слушают собрав-
ппиеся. яркий,  солержательный’ доклал
товарища Шербакова. Доклалчик  убели-
тельно показал военные усилия всего со-

ветского народа — на фронте и в тылу,
наших героических воинов и бойцов тру-
дового фронта,  неиссякаемую наротную

инициативу, направленную. на помощь
Красной Армии.

С законной гордостью и величайшим
патриотическим  уловлетворением воспря-
нимаются слова товариша  Шербакова 0
том, что в течемие истекшего года совет-
ский народ и Красная Армия, пол воли-
тельством своего вождя и полковолиа
товарища Сталина, изменили ход войны
и подготовили почву для новых, еше 00-
лее значительных успехов.

Тов. Шербаков говорит о том, как, осу-
ществляя сталинский стратегический план,
Красная Армия превратила подступы К
Сталинграду в гигантскую могилу для ие-
мецко-фантистских войск и затем перенес-
ла наступательные лействия на Северный
Кавказ, ма Центральный фронт, в район
нижнего Дона, в район Северного Довиа,
в район южнее . Воронежа и под Ленин-
град, и на всех этих направлениях лоби-
лась крупных успехов _

Напоминая слова товарища Сталина 0
том, что «недалек тот лень, Korda враг
узмает силу новых уларов Красной Ар-
мии», тов. Шербаков говорит:

— Весь мир сеголня является свидете-
лем тому, как претворяются в жизнь сло-
ва нашего великого вождя и полковолиз
товарища Сталина, как удар за ударом
обрупгивает Красная Армия на головы з1-
рвавшихся немецко-фашистских захватчи-
ков.

дарное и глуповатое вранье германского
командования, выкрутасы немцев о «вы-
прямлении линии фронта», о занятии 60-
лее «выгодных рубежей» обороны, 0 раз-
витии событий по инициативе и «по пла-
ну, предусмотренному германским коман-
дованием». т

— Не от хорошей жизни, — замечает
тов. Шербаков, — гиглеровские запра-
вилы скрывают истинное положение дел
На советско-германском фронте!

Заканчивая анализ` военного положения,
тов. Щербаков указывает, что наша Крас-
ная Армия обогатилась военным опытом,
стала еще более организованной, получила
в свои руки самую новейшую военную
технику и сражается по последнему“ слову
современной военной науки, разработаяной
товарищем Сталиным. С горлостью и чув-
ством глубокой признательности товарищу
Сталину участники заседания воспрянима-
ют слова доклалчика:

— (Советское военное искусство, полня-
тое товарищем Сталиным на уровень, до-
стойный нашей великой страны, уже при-
несло свои плоды в виде серьезных побед
Красной Армии и тяжелых поражений зр-
мий противника.

Тов. Щербаков говорит далее о самоот-
верженной работе всего советского тыла—
рабочих, колхозников, интеллигенции, от-
дающих все свои силы на поддержку
Красной Армии. Эта поддержка — источ-
пик силы, стойкости и  воозушевлетия
Красной Армии, ибо каждый ее воин с0з-
нает, что за ним стоит весь советский иа-
род.

Долго не смолкают аплодисменты, когла
локлалчик заявляет:

— Сила советского народа в его неру-
пимом  морально-политическом единстве.
Весь наш нарол ныне сплочен, как ‘никог-

Oevacecesenscenseccenzsvesaeesosnersnerseensroncarepoossasoecnnsseones scence vacsneasseuseceDeproesesccassentsnosescetsctsrsransanereneeeeesuvorsongsvecssasionaracacecszceeeg
у :
:

Дальневосточный фронт, товарищам

ичичачкеанжакенака

ааа инд чз чениа,

i ву, Сандлер, Баландину, Кузнецову В.

чальникам главных управлений: т,

Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:

начальнику Соликамскстроя товарищу Бойкову, начальнику политотдела то-
варищу Карасеву; Н-ская Краснознаменная гвардейская мотострелковая диви-
зия, тов. Кропотину, тов. Наталич, тов. Баранчикову;
Горьковской ж. д. тов. Соколинскому, начальнику
ж. д. тов. Некрасову, председателю дорирофсожа
Алапаевский металлургический завод директору завола тов. Комову, секрета-
рю партбюро завода тов. Свирину, председателю завкома тов. Криворуну, на-
чальникам цехов: тт. Еременко, Коновалову, Трошину, стахановцам: тт.
? лову, Петропавловской, Шилову, Постолуповой Афанасьеву;
: миссару авиационной промышленности тов.
i Horo комиссара: тт. Дементьеву, Яковлеву, Воронину, Кузнецову А., Завитае-

ла. вокруг большевистской партии и св0е-
го вождя товарища Сталина :

Tos. Шербаков мапоминает. что теперь
после того, как созлан фупламент 142
победы нал врагом, лело освобождения на-
ших земель от фашистских захватчиков
зависит от напряжения всех сил совет-
ских патриотов и мобилизации всех 203-
моажностей нашей страны. что ваптему на-
peay, Красной Армии, Военно-Морекому
Флоту прелстоят еще большче испытанля,
окончательная побела потребует ете’ много
жертв от бойпов. рабочих, колхозников. ин-
теллигенции. Указывая. что лля побехы
необходимы беззаветный геронзм и желез-
ная лиспиплина Ba фронте. самоотвержен:
ный трул. лиспиплина и организованность
в ТЫУ, тов Шербзков говорит:

— Не может быть сомнения в том, что
наш советский нарол. оказазитийся способ-
НЫМ. вылержать натиск гитлеровских зах-
ватчиков какого не могла бы  въымер-
жать никакая другая страна, найдет в
себе сплы окончательно разлелаться с не-
мецкими фашистами и их спюзняками.
Все силы ва поллержку фронта! Все си-
лы — лля победы!

Заканчивая доклад, тов. Щербаков про-
возглалпает:

— Да здравствует великий советский
нарол и его героическая Красная Армия и
Военно-Морской Флот!

—- Да здравствует великое и непобети-
мое знамя Ленина—Сталинл, зовушее нае
5 побеле!

— Да здравствует наш вожль и полко-
волеп товариш Сталин!

Все. встают eco своих мест. Несколько
минут  хлится овапия в честь великогд
Сталина.

Тов. М. И. Калинин 0б’являет торжест-
зенио-траурное заседавие закрытым.

(ТАСС)

Апанасенко, Смородинову, Лукашинуу

Горький, начальнику
политотдела Горьковской
тов. Хлопову; Алапаевск,

Хар-
Народному ко-
Шахурину, заместителям нарэод-

„ Визиряну, Тарасову, Шорину, на-
Тарасевич Домову, Дубову, Бапакиреву,

ча чечеченеччиннач

Степину, Лисицыну, Куликову И., Климовицкому, Самойлович, Гришину, Ка-
линину, Кофману, Фарманянц, Куликову М., главным конструкторам авнаци-

{ онной промышленности: тт. Ильюшину, Климову. Швецову, Лавочкину, Ми-

нулину, Сухому, Поликарпову, Микояну, Туполеву, Путилову, Болховитинову,
Урмину, Горбунову, Заславскому, Кузьмину, Полтеву, Енгибаряну, Флёрову,
Короткову, Антипсву, директорам авиационных заводов: тт. Третьякову, Бе-
лянскому, Жезлову, Окулову, Левину, Солдатову, Лукину М., Романову, Агад-
жанову, Абрамову, Тимофееву, Лукину И., Бориссву, Лещенко, Белову, Ребен-
ко, Саладзе, Шапиро, Нестерову, Иосиловичу, Комарову, Пастер, Еремееву,
Марочкину, Казакову, Клементьеву, Герасимову, Сокоспову, Ивайкину, Дикаре-
ву, Берёзину, Брусникину, Ярунину, Смирнову В., Морозову, руковолителям
научных институтов авиационной промышленности: тт. Шишкину, Поликов-

{ скому, Чесалову, Туманову,  Молокову, Остоспавскому. Христианович, Акимову,

Петрову, Масленникову, летчикам-испытателям боевых самолетов: тт. Ноккина-

: ки В., Ломакину, Сахранову, Чеголя, Калиншину, Мищенко, Осипову, Иванову,

Коккинаки К., Туманскому, Корзинщикову, Федрови; Н-ская армия. Морозову,
Колесникову, Гаршину, Спиридонову; г. Ярославль, секретарю Ярославского
обкома ВКП(б) товарищу Ларионову; г. Ереван, секретарю ПК КП(б) Арме-
нии товарищу Арутинову; Н-ская армия. товарищам Черепанову, Курочкину,
Ханжину, Звонову; Ереван, заместителю Католикоса всех армян архиепископу
Геворгу Чеорекчян.

soursetemanrercn:

‚ УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

0 награждении академика Павлова Михаила Александровича

орденом Ленина

За выдающиеся заслуги в. области ‘черной металлургии и воспитания

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

Кремль. 21 января 1943 года,

Москва,

азеваио эонов а пав синт еетооуточ оразевееоев но 9 Ф чт 99090 ООО Е ОФ О Втор ооо ое точте ея

мамам чечня чая яна цаанич чи чччяччччааачацачанячая

лачааа ива ан иачани чая чая чи но ияинан поч ничем ачаяччачанаааччамначминяиячнч+

кадров
советских металлургов, в связи с 80-летием со дня рождения, наградить академика
„Павлова Михаила Александровича орденом Ленина.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.