ng et ey RY

ae 1 ee ee ee Sy

—  o a

=  =

aePT Pat se Oe Ee

= a &
Ses eS

ra

a eee

зач 1

=
>
=

\a

at

кв

»

A
f

f
i
il
il

ain ee

NS

Ла sapenerpyer 24-29 Годовщина велиной Оегтябтьсной 1 Coun налистичесной Революции, свергнувшей
власть пиппериалистов в нашей стране и провозгласавыей М. Пели народами всего мира!

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

За полный разгром немецких захватчиков!

За освобождение   всех угнетенных а стонущих под. игом
гитлеровской тирании!

-Да здравствует нерушимая дружба народов Советского Союза!
Да здравствуют наша Красная Армия и наш “Красный Флот!
Да здравствует наша славная родина!
Наше дело правое,—победа будет. за нами!

ОКТЯБРЬСКО
ЕВОЛЮЦИИ

Доклад fe ea г осударственного Номитета. я товарища И. В. СТАЛИНА
на торжественном заседании Мосновсного _ ‘Совета депутатов трудящихся
с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября. 1941 r.

ликобритания и США, несмотря на старания Гесса, неё только
не присоединились к походу немецко-фашистоких захватчиков
против СССР, а наоборот, оказалиеь в одном лагере с СССР
против гитлеровской Германии. СССР не только не оказалея
изолированным, а наоборот, приобрел новых союзников в лице
Великобритании, США и других стран, оккупированных немцами.
Оказалось, что немецкая политика игры в противоречия и в
запугивание призраком реводюции исчерпала себя и уже не
годится для новой обстановки. И не только не годится, но еще
чревата большими опасностями для немецких захватчиков, ибо
она ведет в новых условиях войны к прямо противоположным
результатам.

Немцы ‚рассчитывали, во-вторых, на непрочность советского
строя, непрочность советского тыла, полагая, что после пер-
вого же серьезного удара и первых неудач Красной Армия
откроются конфликты‘ между рабочими и крестьянами, начнется
драчка между народами СССР, пойдут восстания и страна рас-
падетея на <оставные части, что лолжно облегчить продвиже-
ние немецких захватчиков вплоть до Урала. Но немцы и здесь
жестоко просчитались. Неудачи Красной Армии не только. не
ослабили, а наоборот, еще больше укрепили как союз рабочих
и крестьян, так и дружбу народов СССР. -(Апледисменты). Бо-
лее того, — они превратили, семью народов СССР в единый,
нерупимый лагерь, ‚самоотверженно поддерживающий свою
Красную Армию, свой Красный Флот. Никогда еще советский
тыл не был так прочен, как теперь. (Бурные аплодисменты).
Вполне вероятно, что любое другое тосударство, имея такие
потери территории, какие мы имеем теперь, не выдержало бы
испытания и пришло бы в упадок. Если советский строй так
легко выдержал испытание и еще больше укрепил свой тыл,
`то это значит, что советский строй являетея теперь наиболее
ee строем. (Бурные аплодисменты).

Немецкие захватчики расечитывали;‘ наконец, на слабость
“Boscaok Армии я Красного Флота, полагая, что немецкой ар-
мии и немецкому флоту удастся с первого же удара опроки-
нуть и рассеять нашу армию и наш флот, открыв себе з9-
рогу На беспрепятственное продвижение в глубь нашей стра-
ны. Но ‘немцы и ‘здесь жестоко просчитались, переоценив свон
силы и недооценив нашу армию и наш флот. Конечно, наша
армия и наш флот еще молоды, они воюют всего 4 месяца,
бни еще не успели стать. вполне ‘кадровыми, тогда как они
имеют перед собой кадровый флот и кадровую армию немцев,
ведущих войну уже 2 года. Но, во-первых, моральное состоя-
ние нашей армии выше, чем немецкой, ибо она защищает

НОЯБРЯ [941 Г,

ПЯТНИЦА
№ 263 (5394)
Цена 15 коп.

Товарищи!

Прошло 24 года с тех пор, как победила у нае Октябрьская
Социалистическая революция и установился в нашей стране
советский строй. Мы стоим теперь на пороге следующего,
25-го года существования советского строя.

Обычно на торжезтвенных заседаниях в годовщину Октябрь-
ской революции подводятся итоги наших успехов в област
мирного строительства за истекший год. Мы действительно
имеем возможность подводить такие итоги; так как наши ус-
пехиСв области мирного строительства растут не только из
тода в год, но и из месяца в месяц. Что это за успехи и на-
сколько они велики, — это известно всем, как друзьям, так
и врагам.

Но истекший год является не только годом мирного строй-
тельства. Он является вместе € тем годом войны © немецкими
захватчиками, вероломно напавшими на нашу  миролюбивую
страну. Только в течение первых шести месяцев  истекшего
года довелось нам продолжать нашу мирную, строительную ра-
боту. Вторая половина года, более 4-х месяцев, проходит в
обстановке ожесточенной войны с немецкими империалистами.
Война стала таким образом поворотным пунктом в развитии на-
шей страны за истекший год. Война значительно сократила, а
в некоторых областях прекратила вовсе вашу мирную строн-
тельную работу. Она заставила перестроить всю нашу работу
на военный лад. Она превратила нашу страну в единый п
всеоб’емлющий тыл, обслуживающий фронт, обслуживающий
нашу Красную Армию, наш Военно-Морской Флот.

Период мирного строительства кончился. Начался
освободительной войны с немецкими захватчиками.

Вполне уместно поэтому поставить вопрос 0б итогах войны
за вторую половину истевшего года, собственно за четыре с
лишним месяца второй половины года и о тех задачах, кото-
рые мы ставим себе в этой ‘освободительной войне, =

перио{

Ход войны за 4 месяца

Я уже говорил в одном из своих выступлений в начале
войны, что война создала опасную угрозу для нашей страны,
что над нашей страной навиела серьезная опасность, что ну-
Жно понять, осознать эту опасность и перестроить всю нашу
работу на военный лад. Теперь в итоге 4-х месяцев войны я
должен подчеркнуть, что эта опасность не только не ослабла,
& наоборот еще более усилилась. Враг захватил большую
часть Украины, Белоруссию, Молдавию, Литву, Латвию, Эето-
вию, ряд других областей, забрался в Донбасс, навис черной

о В.В

aan

тучей над Ленинградом, угрожает нашей славной столице —

Москве. Немепко-фашистокие захватчики грабят нашу страну,
разрушают созданные трудами рабочих, крестьян и интелли-
тенции города и села, _Титлеровские орды убивают и насилуют
уирных жителей нашей страны, не щадя женщин, детей, ста-
риков. Наши братья в захваченных немцами областях нашей
страны стонут под игом немециих угнетателей.

Потоки вражеской крови пролили бойцы нашей армии и
флота, защищая честь и свободу родины, мужественно отбивая
атаки озверелого врага, давая образцы отваги и геройства. Но
враг не останавливается перед жертвами, он ни на иоту не
дорожит кровью своих солдат, он бросает на фронт все новые
и новые отряды на смену выбывшим из строя и напрягает
всё силы, чтобы захватить Ленинград и Москву до наступле-
ния зимы, ибо он знает, что зима не сулит ему ничего хо-
рошего.

3а 4 месяца войны мы потеряли убитыми 350 тысяч и
пропавшими без вести 378 тысяч человек, а раненых имеем
1 миллион 20 тысяч человек. За тот же период враг потерял
убитыми, ранеными и пленными более 4 < половиной милли-
онов- человек.

Не может быть сомнения, что в результате 4-х месяцев
войны Германия, людские рез которой уже иссякают, —
оказалась значительно более ‘ослабленной, чем Советокий
Cows, резервы которого только теперь разворачиваются в пол-
ном ‘0б’еме.

Провал „молниеносной войны“

Предпринимая нападение на нашу страну, немецко-фашист-
ские захватчики считали, что они наверняка смогут «покон-
чить» с Советским Союзом в полтора-два месяца и сумеют в
течение этого короткого времени дойти до Урала. Нужно ска-
зать, что немцы не скрывали этого плана «молниеносной»
победы. Они, наоборот, всячески  рекламировали его. Факты,
однако, показали всю легкомысленность и беспочвенноеть «мол-
нненосного» плана. Теперь этот  сумаебродный план нужно
считать окончательно провалившимея. (Аплодисменты).

Чем об’яснить, что «молниеносная война», удавшаяся в 3a-
падной Европе, не удалась и провалилась на Востоке?

На что рассчитывали немецко-фапгистские стратеги, утвер-
дал, что они в два месяца покончат с Советским Союзом и
дойдут в этот короткий срок до Урала?

Сни рассчитывали прежде всего на то, что серьезно наде-
ялись создать всеобщую коалицию против СССР, вовлечь Ве-
ликобританию и США в эту коалицию, предварительно запу-
гав правящие круги этих стран призраком революции, и пол-
ностью изолировать таким образом нашу страну от других
держав. Немцы знали, что их политика игры в противоречия
между классами отдельных государств и между этими  госу-
дарствами и Советской страной уже дала свои результаты во
Франции, правители которой, дав себя запугать призраком ре-
волюции, с перепугу положили под ноги Гитлера свою родину,
отказавшись от сопротивления. Немецко-фашистские  стратегя
думали, что то же самое произойдет е Великобританией н
США. Не безызвестный Гесс для того собственно и был иа-
правлен в Англию иемецкими фашистами, чтобы убедить анг-
лийских политиков примкнуть к всеобщему походу против
СОСР. № немцы жестоко просчитались. (Аплодисменты). Ве-

свою родину от чужеземных захватчиков и верит в правоту
своего дела, тогда как немецкая армия ведет захватническую
войну и грабит чужую страну, не имея возможности поверить
хотя бы на минуту в правоту своего пнусного дела. Не может
быть сомнения, что идея защиты своего отечества, во имя
чего и воюют напие люди, должна породить и действитефьно
Порождает в нашей армии героев, цементирующих Красную
Армию, тогда как идея захвата и ограбления чужой страны,
во имя чего собственно и ведут войну немцы, должна поро-
дить и действительно порождает в немецкой армии профессио-
нальных грабителей, лишенных каких-либо моральных устоев
и разлатающих немецкую армию. Во-вторых, продвигаясь в
глубь нашей страны, немецкая армия отдаляется от своего
немецкого тыла, вынуждена орудовать во враждебной среде,
вынуждена создавать новый тыл в чужой стране, разрушаемый
к тому же нашими партизанами, что в корне  дезорганизует
снабжение немецкой армии, заставляет ее бояться своего тыла

и убивает в ней веру в прочность своего положения, тогда
как наша армия действует в своей родной среде, пользуется.

непрерывной поддержкой своего тыла, имеет обеспеченное снаб-.
жение людьми, боеприпасами, продовольствием и прочно верит
в свой тыл. Вот почему наша армия оказалась сильнее, чем
предполагали немцы, & немецкая армия слабее, чем можно’
было бы предположить, судя по хвастливым рекламам немец-
ких захватчиков. Оборона Ленинграда и Москвы, где наши ди-
визии истребили недавно десятка три кадровых дивизий нем-
цев, показывает, что в огне отечественной войны куются и.
уже выковались новые советские бойцы и командиры, летчики,
артиллеристы, минометчики, танкисты, пехотинцы, моряки,
которые завтра превратятся в грозу для немецкой армии.
(Бурные аплодисменты).

Нет сомнения, что все эти обстоятельства, взятые вместе,
предопределили неизбежность провала «молниеносной войны».
на Востоке. -

.

Е.

Причины временных неудач.
нашей армии

Вее это верно, конечно. Но верно также и то, что ‘наряду
с этими блатотриятными условиями. имеется еще ряд неблаго-
приятных для Ёрасной Армии условий, в силу которых наша
армия терпит временные неудачи, вынуждена отступать, вы-
нуждена сдавать врагу ряд областей нашей страны.

Yro это за неблагоприятные условия? Где a времен-
ных военных неудач Красной Армии?

Одна из ‘причин неудач Красной Армии состоит в отеут-
ствии ‘второго фронта в Европе против немецко-фапгкстских
войск. Дело в том, что в настоящее время на европейском
континенте не существует каких-либо армий Великобритания
или Соединенных Штатов Америки, которые бы вели войну с
пемецко-фаптистокими войсками, ввиду чего немцам не прихо-
дится дробить свои силы и вести войну на два фронта, на 3a-
паде и на Востоке. Ну, а это обстоятельство ведет к тому, что
немцы, считая свой тыл на Западе обеспеченным, имеют воз-
хожность двинуть все свои войска и войска своих союзников
в Европе против нашей страны. Обстановка теперь такова, что

наша страна ведет освободительную войну одна, без чьей-либо

мын, итальянцев, венгерпев. Немцы кичалоя освоили временныг-
ми успехами и расхваливают свою армию без меры, уверяя,
то она, всегда может одолеть Врасную Армию в боях один на
один. Но уверения немцев представляют пустое хвастоветво,
ибо непонятно почему же в таком случае немцы прибегли к
помощи финнов, румын, итальянцев, вентерцев против Красной
Армии, воюющей исключительно своими силами, без военной
помощи со стороны. Нет сомнения, что отсутствие второго
фронта в Европе против немцев значительно облегчает поло-
жение немецкой армии. Но не может быть сомнения и в том,
что появление второго. фронта на континенте Европы, — a oH
‘безусловно должен появиться в ближайшее время (Бурные ап-
лодисменть), — существенно облегчит положение нашей ар-
мии в ущерб немецкой.

‹ Другая причина временных неудал нашей армии состоит в
недостатке у нас танков и отчасти авиации. В современной

войне очень трудно бороться пехоте без танков и без доста-

точного авиационного нрикрытия с воздуха. Наша авиация по
качеству превосходит немецкую авиацию, а наши. славные лет-
чики покрыли себя славой бесстрашных бойцов.  (Аплодис-
менты). Но самолетов у нас пока еще меньше, чем у немцев:
Наши. танки по качеству превосходят немецкяе танки, а наши
Флавные танкисты и артиллеристы не раз обрашали в бегство
хваленые немецкие войска в их многочисленными танками.
(Аплодисменты). Но танков у нас все же в несколько раз
меньше, чем у немцев. В этом секрет временных успехов не-
мецкой армии. Нельзя сказать, что ‘наша танковая промьни-

ленность работает плохо и подает намнему фронту мало тан-.

‘ков. Нет, она работает очень хорошо и вырабатывает немало
превосходных танков. Но немцы вырабатывают гораздо больше

танков, ибо они имеют теперь в своем распоряжении не. только‘

свою танковую промышленность, но и промышленность Чехо-
словакии, Бельгии, Голландии, Франции. Без этого  обстоя-

тельства Красная Армия давно разбила бы немецкую армию,’

которая не идет. в бой без танков и не выдерживает удара
напгих частей, если у нее нет. превосходства в танках. (Апло-
дисменты).

Существует только одно средство, необходимое для того, ято-
бы свести к пулю превосходетво немцев в танках и тем ко-
ренным образом улучшить положение нашей армии. Оно, это
средство, состоит не только в том’ чтобы увеличить в че-
сколько раз производство танкоз в нашей стране, но также
и в том, чтобы резко увеличить производство противотанковых
самюлетов, противотанковых ружей и орудий, противотанковых
гранат и минометов, строить побольше ‚противотанковых PROR
и всякого рода друтих противотанковых препятствий.

В этом ‘теперь задача.

Мы можем выполнить эту задачу и мы. должны, 66 вышол-

военной помощи, против соединенных сил немцев, финнов, ру- нить во что бы то ни стало!

&

Кто такие „национал-
социалисты“?

Немецких захвалчиков, т. е. гитлеровцев у нас обычно на
зывают фашистами. Гитлеровцы, оказывается, считают это не-
правильным и упорно продолжают называть себя «напионал=
социалистами». Следовательно немцы хотят ‘уверить нас, что
партия гитлеровцев, партия немецких захватчиков, трабящая
Европу и организовавшая эзлодейское нападение на наше co-
циалистическое государство, является партией  социалистиче-
ской. Возможно ли это? Что может быть общего между социа-
лизмом и гитлеровскими озверелыми захватчиками, трабящимя
й угнетающими народы Европы?

Можно ли считать питлеровцев националистами? Нет, нельзя,
На самом деле гитлеровцы являются теперь не националиста-
ми, а империалистами. Пока гитлеровцы занимались  собирз-
‘нием немецких земель и воссоединением Рейнской области;
Австрии и т. п., их можно было © известным основанием счи-

тать националистами. Но после того, как они захватили чу=

жие территории и поработили европейские нации — чехов,
словаков, поляков, норвежцев, датчан, голланицев, бельгийцев,
французов, сербов, греков, украинцев, белоруссов, прибалтов
ит. д. и стали добиваться мирового господства, гитлеровокая
партия перестала быть националистической, ибо она © этого
момента стала партией империалистической, захватнической,
угнетательской.

Партия гитлеровцев есть партия империалистов, притом наи-
более хишнических и разбойничьих империалистов среди всех
империалистов мира.

Можно ли считать гитлеровцев социалистами? Нет, нельзя
На самом деле гитлеровцы являются заклятыми врагами сопиз-
лизма, злейшими реакпионерами и чернесотенцами, лишившими
рабочий класс и народы Европы элементарных демократических
свобод. Чтобы прикрыть свою реакционно-черносотенную сущ»
ность, гитлеровцы ругают англо-американокий внутренний ре-.
жим плутократическим режимом. Но в Англии и США имеютея
элементарные демократические свободы, существуют профооюзь
рабочих и служащих, существуют рабочие партии, существует

парламент, & в Германии при гитлеровском режиме уничтоже-

ны все эти институты: Стоит только сопоставить эти хва ряда
фактов, чтобы понять реакционную сущность гитлеровского ре-’
жима и вею фальшь болтовни немецких фаптистов 06 англо-
американском плутократическом режиме. По сути дела гитле-

ровский режим является копией того реакционного режима,
который существовал в России пря царизме. Известно, что

гитлеровцы также охотно попирают права рабочих, права we

Окончание см. на 2-й стр.