керал-майору

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
О присуждении Сталинских премий за: а)выдающиеся
изобретения и б) коренные усовершенствования методов
производственной работы за 1942\год

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА? СТР.).

SHCTUTYTA -—— 3а разработку новой конет-
укдии радиоустановки.

28. бинильщикову Евгению Васильеви-
№, начальнику отдела Центрального Ар-
тилдеряйског. Конструкторскою — Бюро,
Перерушеву Сергею ТГавриловичу, старше-
уу инженеру-конструктору того же бюро,
Горлицкому Льву Израилевичу, заместите-
лю главного конструктора Уралмашзавода,
Курину Николаю Васильевичу, старшему
инженеру-конструктору того же завода —
ва создание нового вида артиллерийского
вооружения.

29. Смирнову Стейану Федоровичу, то-
карю завола «Прасный Пролетарий» — за
разработку и применение приспособлений
для механической обработки металла, обес-
рочивших высокую производительность.

30. Фину Александру Абрамовичу,
улавному инженеру Научно-Исследователь-
ского Института № 20, Новинову Ник-

лаю Ивановичу, старшему инженеру того
же института, Гальперину Евгению Ра-
фаиловичу, инженеру завода № 203, На-
родницкому Илье Азроновичу,

ралиостанций.

31. Шамарину. Владимиру Николаевичу,
начальнику спецбюро Научно-Исследова-
тельского Института № 1, Гальцову Ива-
ну ‘Павловичу, зам. начальника ‘отдела
того же института, Тараканову Николаю
Васильевичу, велущему конструктору того
же института, Митину Борису Григорье-
вичу, мастеру испытателю того же инсти-
тута за усовершенствование конструкций
миномётов.

32. Штейману Станиславу Ивановичу,
старшему зоотехнику племенного

инженеру [разработку нового вида взрывчат
завода № 210 — за создание нового типз ae у т о т

q

Прокопьевичу, ‘инженер-капитану, Ножез-
никову Георгию Никитичу, начальнику 1
Главного Управления Наркомата‘ Боепряпа-
сов, Мальскому Анатолию  Яковлевичу,
главному инженеру завода № 12, — за
Be-

26. Лихницкому Марку Измайловичу,
главному конструктору Особого конструк-
торского бюро завода № 521, Подлубному
Вадиму иколаевичу,  инженер-майору,
Левину Михаилу Борисовичу, бывшему pa-
ботнику Наркомата Боеприпасов, — за
создание новых образцов боеприпасов.

27. Малченко Андрею Леонидовичу, за-
местителю начальника Главспирта, Легот-
кину Ивану Сергеевичу, старшему инже-
неру Главспирта, — за коренное усовер-,
шенствование технологии производства

085038 ацетона и бутанола, дающее значительное

«Караваево» —- 35 выведение нового ре-
упрощение и удешевление произв i
кордного по ‘ продуктивности, молочного в К exopy aon
скота, . :
конструктору Центрального  конструктор-

ПРЕМИИ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ В РАЗМЕРЕ 50.000 РУБЛЕЙ

` 1. Агладзе Рафаилу Ильичу, технортат
пеха № 4 ферросплавного завода ‘ Глав-
спецстали, Сиоридзе Георгию  Ясоновичу,
начальнику цеха того же завода, — sa
разработку злектролитического шетода по-
ручения марганца.

2. Anexcenno — Геннахию

орьевичу, главному инженеру  вавода
№ 715, Гульдину Ивану Михайловичу,
старшему мастеру того же завода, —. за
разработку и внедрение новой значимель-
go более производительной ‘технологии
производствь деталей боеприпасов.

3. Валабаю Алексею Ивановичу, чна-
чальнику исследовательского отдела завода
№ 236, — за разработку новой техноло-
тип производства аккумуляторов, дающей
большую экономию металла.

4. Барану Якову Ионовичу, Шпайхлеру
Абраму Иосифовичу, конструкторам завода
№ 183, — з8 усоверенствование, конст-
укщий средних танков. т

5. Беспрозванному Израилю Моисеевичу,
профессору Московекого ордена Трудового
Ррасного Знамени механико-малтинострои-
тельного института им. Баумана, Ларину
Моисею Нисоновичу, Рождественскому Лео-
виду Алексанлровичу, Наменковичу Сзму-
wy Лазаревичу, сотрудникам того же ин-
ститута, Лобову Виктору Гавриловичу, на-
чаЛьНику сектора технического отдела
Наркомата Вооружения, — 3& разработку
рациональной геометрии режущего инстру-
унта, дающего значительное повышение,
произволительности металлорежущих стан-
ROB.

6. Бурмистрову Ивану Степановичу, те-
инженерно-артиллерийской
службы, Нонстантинову Владимиру Нико-
лаевичу, инженер-полковнику, — 32а раз-
мботку новых типов боеприпасов.

7. Бурштейну Илье Ефимовичу, Стаеву

Ририллу Павловичу, сотрудникам экспери-

уентального  научно-исследовательского ин-
стигута металлорежущих станков, — 38
разработку метода получения точной резь-
бы накатыванием у метчиков, обеспезива-
ющего большое увеличение производитель-.
ности труда.

8. Вайсбергу Леониху ’Эмуануиловичу,
тлавному инженеру Кузнецкого металлур-
ческого комбината им. Сталина, Либер-
‘ману Соломону Евсеевичу, главному про-
RATWERY того же комбината, Мониду Ана-
nam Георгиевичу, начальнику  рельсо-
блочного цеха того же комбината, — 3a
разработку ‘и освоение новой, высокопро-
водительной технологии проката метал-
24.
9. Валевву Ибрагиму, стзлевару Урал-
атзавода, — за достижение высоких ко-
1ичественных показателей при плавке ка-
чественных сталей.

10. Волосок Ивану Павловичу, инже-
нер-капитану 1 ранга, Судакову Павлу
Анхрпановичу, Рытову Валентину Никола-
ввичу, конструкторам завола № 707, —
а разработку новой аппаратуры специ-
ального назначения.

11. Воюцкому Владимиру Сергеевичу,
уоволителю лаборатории нм
о Союзного геофизического треста,  -— 34
разработку нового  метола’ сейсмической
развелки нефти.

12. Гольдину Якову Александровичу,
начальнику Главогнеупора Наркомчермета,
Уралову Михаилу Александровичу,

суларствениого

чальнику группы  Научно-иселедователь-

ановой Татьяне Борисовне, бывшим науч-
ным сотрудникам Toro же
Жнунянцу Ивану Людвиговичу, инженер-
полковнику, — за разрабогку нового ме-
дицинского препаратз.

новой ‘аппаратуры связи специального ма-
значения.

17. Евстропьеву Константину  Сергее-   Неру научно-исследовательской

вичу, старшему научному сотруднику Го-
оптического _ института,
Бужинскому Игорю Михайловичу, главно-
му инженеру завода № 354, Mupownn-

ского стекла и получения из него оптиче-
ских деталей, :

18. Иванову Николаю Семеновичу, на-

ского института № 13, Туренке Ивану
Яковлевичу, Хинскому Павлу Давыдовичу,
Федорову Павлу Федоровичу, Гончарову
Сергею” Парфеньевичу, сотрудникам toro
же института, Ветошнину’ Сергею Ивано-
ричу, заместителю начальника 3 Главного
Управления Наркомата Вооружения, Co-
ломко Григорию `Яковлевичу, директору
завода № 17, Тарасенко Александру Федо-
ровичу, директору завода’ № 60, Кузмиче-
ву Ивану Николаевичу, Звягину Алексан-
дру Ивановичу, работникам завода № 3,
Приданцеву Михаилу Васильевичу, _ зам.
главного инженера Института качествен-
ных сталей и ферросплавов,   боловъеву
Луке Лукичу, начальнику технического
отдела завола №702, (6. нач. техническо-
го отдела завода «Запорожсталь»), — за
разработку’ нового технологического  про-
песса в производстве боеприпасов, дающе-
го большую экономию пветных, металлов.

19. Hupwy Александру Ильичу, быв-
ппему старшему инженеру Гипроазота, Бе-
ляеву ‘Николаю. Ивановичу, (Ивановой
Александре Фалеевие, сотрудникам того же
института, Сорокину Николаю Павловичу,
директору Кемеровского ° азотно-тукового
завода, Рябенно Алексанлру Яковлевичу,
Сичкову Петру Васильевичу;  Голубову
Алексанхру Александровичу, работникам
того же завода, Бахурову Василию Гераси-
мовичу, начальнику производственно-тех-
нического отдела  Главазота, ‘Казарцеву
Николаю Алексеевичу, бывшему директору
Гипроазота, — за разработку и освоение
более производительного метода концен-
трирования серной кислоты.

20. Нрасельщику `Валентину  Николае-
вичу, главному инженеру производствен-
но-экспериментального управления треста
Союзвзрывпром, Ниловскому Василию Алек-
сапдровичу, Росси Борису Доминиковичу,
Яременко Наталии Евтеньевне, инженерам
того же треста, Кретову Семену Михайло-
вичу, Заместителю Народного Комиссара
промыитленности строительных материалов
CCCP, — за разрабэтку и  внедрение’в
промышленность новых взрывчатых ве-
ществ. :

21. Криволуцкой Нине Сергеевне, ин-
женеру научно-испытательного. института
связи, Морозову Георгию Георгиевичу, во-
енинженеру 1 раяга; Маркову Сергею Сер-
теевичу, научному ‘сотруднику Государст-
венного института прикладной химии, Ти-

заме-   мохину Александру Абрамовичу, главному

стателю главного инженера того же глав-   технологу завода № 220. Бурштейн Ре-

ха, Равделю Петру Григорьевичу, началь-
ину Технического отдела Наркомчермета,

векке Хаймовне, заместителю завелующего
лабораторией. Физико-Химического инсти-
тута им. Карпова, Нассонову. Павлу Ми-

Федосвеву Александру Дмитриевичу, Пиро-   хайловичу, бывшему сотруднику иаучно-
гову Аматолию Афанасъевичу,  сотрудни-   исследовательской лаборатории № 41, —

Хам Научно-исследовательского инст
вгиупоров, Кайнарсвому Илье Семеновя-
чу, главному инженеру  Первоуральского
динасового завода, Панарину Алексею Пет-
ровичу, главному инженеру заводз «Маг-
незит», — 34 освоение производства вы-
сокоогнеупорных  излелий из, местного
еырья для чёрной металлургии.

итута   за созтание устойчивых в зимних усло-

виях новых типов гальванических элемен-
тов и батарей.

22. Кулеву Леонилу Петровичу, про-
фессору Томского ‘орлена Трудового Врас-
ного Знамени индустриального института

‚ Кирова, — за разработку нового ме-
Tora, ускоряющего химический анализ. -

23. Лазареву Михаилу  Степановичу,

13. Давыдову Сергею Васильевичу, Ма-   зауестителю Начальника производства 3a-
втеру-инструментальщику Московского аВ-  ода № 2, — за коренное усовершенство-

томобильного

завода им. Сталина, — 34  вание технологии в произвохств
разработку и освоение технологий изгоТоВ-   ния, дающее высокую производительност

воэруже-

ления, сложных режущих и др. инотрумен-   труда.

тов. -

14. Дмитренко
стеру ремонтного пеха Вузнецкого метал-
лургического комбината им.
Уральскому Леону Яковлевичу,
лю начальника того же пеха, — за 6081а-
ние заправочной к
ских печей, ускоряющей заправку печей.

15. Другову Юрию Васильевичу, глав-
ному токсикологу  Научно-исслелователь-
СЕГО испытательного санитарнэго инсти-
тута, Кудряшовой Ольге Ивановне, Андри-

машины для мартенов-   металлургического отдел
припасов, — за разработку нового метода
произволства боеприпасов, значительно ус-

24. Ланда Александру

сов,

Боряющего пропесс произволетва.
25. Лвдину Евгению

инжезер-калатану, Богданову Василию

ь  етичных покрытий

Фишелевичу,
Ивану Ивановичу, ма-  главному металлургу Наркомата Боеприпа-
Беренашвили Акакию Васильевичу,
Сталина,   главному инженеру научно-исслехователь-
заместите-   ского института № 24, Фульмахту Вениа-

мину Вениаминовичу, старшему инженеру
а Наркомата Бое-

Григорьевичу,

ского бюро № 36, Корытову. Сергею Cep-
теевичу, Лопатнову Дмитрию Игнатьевичу;
сотрудникам TOPO же бюро, — за создание

института,   новых типов морских боеприпасов.

29. Морозову Анатолию Петровичу, стар-
пему инженеру научно-исследовательского
института № 10, Голубеву Леониду Ва-

_ 16. Дудкину Александру Алексеевичу,   СИлЬевичу, Соломенцеву Василию Алекее-
военинженеру 2 ранга, — за изобретение

евичу, инженерам того’ же института, Ка-
закову-Троянскому Алексавлру Константи-
новичу,  инженер-полковнику, = Семкину
Герману Григорьевичу, групповому инже-
лаборато-
рии артиллерийского приборостроения, —
з& создание нового прибора управления ар-
тиллерийским зенитным огиём.

30. Мясоедову Алексаадру Николаевичу,

ченко Василию Герасимовичу, Турьянено-   Мясоедову Аркадию Николаевичу, науч-
му Овятополку Александровичу, Филиппо-   вым работникам Центрального научно-ис-
ву’ Николаю Алексеевичу, работникам то-   Следовательского
го же завода, Сулиме Николаю Яковлеви-   ЧВетных металлов, — за разработку мето-
чу, главному технологу завода № 542,—  да получе
за разработку нового метода варки эптиче-

института по обработке

непрерывного слитка алю-
миния и его сплавов.

31. Новинову Сергею Ивановичу, инже-

нер-капитану, Серегиной Екатерине Ан-

дреевне, инженеру-конструктору ГСЕБ-47,
Долину Сергею Михайловичу, . слесарю-ме-
ханику того же бюро, — за разработку
нового виха вооружения.
‚32. Носкову Николаю Сергеевичу, на-
чальнику отдела Государственного Союзно-
го конструкторского бюро № 47, Ульяно-
ву Борису Михайловичу, старшему инжо-
неру-конструктору того же бюро, — за
изобретение новых вилов инженерного во-
оружения. т a к,
33. Остославсному Ивану Васильевичу,
начальнику лаборатории Центрального
Аэрогилродинамического ° института им.
Жуковского, Сильману Александру Исаа-
ковичу, Нолосову Евгению Ивановичу, Соп-
ману Самуилу Самуиловичу, сотрудникам.
того же института, — за разработку н
`внедрение в практику методов повышения
скорости самолётов, путём улучшения

‘аэродинамических качеств.

34. Петрову Георгию Николаевичу, ва-
чальнику лаборатории  наузно-исследова-
тельского института № 20, Алферову Пет-
ру. Ивановичу, инженер-капитану, Миро-
новичу Серафиму Петровичу, о инженер-
майору; — за созлание новых  образпов
морского вооружения.

35. Плавскому Константину Константя-
новичу, инженеру  научно- исслелователь-
ской лаборатории артиллерийского приборо-
строения, — за созлание нового прибора
управления артиллерийским огнём.

36. Ровенскому Григорию Моисеевячу,
Дубинскому Самуилу Ароновичу, инжене-
рам завода № 6, Борону Борису Алексан-
дровичу, Гавриловой Вере Кузьминичне,
инженерам завода № 7, Сторожуку Павлу
Прохоровичу,  инженер-катитану, — за
разработку и внедрение новой технелогил
производства деталей боеприпасов, обеспе-
чивающей экономию пветных металлов.

37. Соколову Павлу Евграфовичу,
чальнику технического отлела Главспец-
стали, Потапову Виктору Николаевичу,
сотруднику взучно-исследовательского ин-
ститута № 13, Колосову Михаилу Ивано-
вичу, Иванченко Влалимиру Алексанлрови-
чу. Быстрову Борису Максимовичу, Лукь-
янову Алексею Абрамовичу, Разенкову
Алексею Ивановичу. работникам ‘° завода
«Красный Октябрь», Ястребову Ивану
Павловичу, Пашнкевичу Александру Яков-
левичу, Филину Алексанлру — Ивановичу,
Кривилеву Алексанлру Игнатьевичу. pa-
ботнивам завода «Индустрия», — 3a KO-
ренное усовершенствование — технологии
произволства срелств индивидуальной 3а-
щиты бойцов Красной Армии.

38. Стрелкову Петру Георгиевичу, стар-
шему научному сотруднику Института фи-
зических проблем Акалемии Наук СССР,
Гутману Борису Борисовичу, . инженеру
Марийского бумажного комбината, — за
разработку и промышленное освоение бак-
териальных фильтров. Ц

‚39. Таймуду Давиду Львовичу,  члену-
корреспонденту Академии Have CCCP,
‘Афанасъеву Петру Власовичу. Деборину
Гавриилу Абрамовичу, Талмуд Белле Абра-
мовне, старшим научным сотрулникам ин-
ституга Биохимии Акалемии Наук” СССР,
— 3a изобретение препарата специального
назначения,

# th
40.  Тартаковскому Moncew Coszomonosn-
чу, научному руководителю отдела эл4-

исследовательской лаборатории Главмаш-
‘летали Наркомтекстиля, — за изобретение
эластичных покрытий для валиков хлон-
копрядильных машин.

41. Турахину Алексею Федоровичу, ‘на-
чальнику отдела Государственного Союзна-

Москва, Кремль. 22 марта 1943 года.

того же главка, Трофимовой Татьяне Ba-

Ha-

Центральной научно-

Нредседатель Совета Народных Комиссаров

Управляющий Делами Совнаркома СССР

Te конструкторского бюро № 47, Котову
Николаю Александровичу, инженеру того
же бюро, — за создание новых  образцав
‘боеприпасов. ‘

42. Файбичу Михаилу Михайловичу,
бригврачу, Чалисоеу Иосифу Азексанлро-
вичу, военврачу 1 ранга, Карнееву Руфу
Васильевичу. военинженёру 1 ранга. —
за изобретение нового медицинского пре-
парата.

43. Фадеезой Антонине Васильевне, на-
чальнику прессового` пеха завола им. Ком-
сомольской — Правлы, Морозову Николаю
Степановичу, бывшему работнику того же

заволз, Баканову Дмитрию Михайловичу,

Пружинеру Борису Лазаревичу, Гладышеву
Андрею Ивановичу, работникам Карача-
ровского завода пластмасс, Николаеву
Александру Николаевичу, — начальнику
Главхимпласта, Петрову Алексею Констан-
тиновичу, начальнику технического отдела

сильевне, техноруку прессового пеха заво-
да № 767, — за разработку и внедрение
технологии изготовления из пластиасс
специальных” леталей лля боеприпаеов.

44. Филиппову Дмитрию Ивановичу, 33-
ведующему лабораторией эксперимеяталь-
ной базы Всесоюзной Академии Сельскохо-
зяйственных наук им. Леняна, — 33
разработк` нового метола по переичной пе-
реработке корней кок-сагыза и за разра-
ботку машины для уборки и очистки се-
MAH КОК-Сагыза.

45. Ханеня Филиппу Семеновичу,  ди-
ректору научно-исслеловательской ‘лабора-
тории Санхимобороны, Журавлеву Семену
Владимировичу, инженеру той же лабора-
тории, — за изобретение новых средств
профилактики против эпидемических забо-
леваний.

46. Хлопину Виталию ‹ Григорьевичу,
действительному члену Академии Hays
ОССР, Никитину Борису Александровичу,
заместителю директора Радиевого Институ-
та Академии Наук СССР, Полесицкому-Ях-
нину Александру Ефимовичу, завелующему
отлелом. того же института, Фридману Са-
муилу Ароновичу, старшему научному сот-
руднику физического института Академии
Наук СССР, — за разработку метода вы-
деления и промышленного применения рз-
диотория.

47. Чалкову ‘Александру  Яковлевичу,
сталевару Кузнецкого  металлургического
комбината имени Сталина, — за ’лостиже-
ние высоких количественных показателей
при плавке высококачественных сталей.

48, Чернушевичу Василию Александро-
вичу, главному металлургу Наркомтанко-

`прома, Марголину Григоряю `Исазаковичу,

начальнику специального металлургическо-
го бюро Кировского завода, Веденову
Афанасию Григорьевичу, бывшему главно-
му инженеру по металлургии того же за-
вода, Шмынову Алексею Андреевичу, сот
руднику металлургического отдела Нарком-
яланкопрома, Носкову Борису Алексеевичу,
тлавному металлургу зазола № 38, Галь-
перину Федору Матвеевичу, xonenty М-
сковского авиационного. института AM.

Орджонивилзе, — за разработку и внедре-
ние в промышленность новых марок ста-
лей, дающих большую экономию ферро-
сплавов. —

49. Чинакалу Николаю  Анлреевичу,
профессору Томского  орлена Трулового
Красного Знамени индустриального инсти-
тута им. Кирова, Муравлеву Ивану Алек-
сеевичу, сотруднику Уполномоченного Нар-
комугля по Срелней Азии, Маркелову Ми-
хаилу Николаевичу, завелующему шахтой
имени Сталина треста Прокопьевекуголь,
Меркулову Виктору Ефямовичу, главному
инженеру той же шахты, Миронову Фело-
ру Васильевичу, забойшику той, же шах-
ты, — за разработку и освоение метода
щитовой разработки мошных крутопахаю-
щих пластов угля. ^

`/ 50. Чуналину Ивану Ивановичу, на-
чальнику лаборатории  научно-исслелова-
тельского института № 26, Новалевой Оль-
ге Федоровне, научному сотруднику того
же института, Нляшторному Матвею `Иль-
ичу, старшему научному сотрулнику Ук-
panucroro = Государственного института
приклалной химии, Соляниченно Bainuy
Игнатовичу, механику цеха Чирчикского
электрохимического комбината, за
разработку новой более совершенной уста-
новки для регенерации возтуха.

51. Шитикову Георгию  Трофимовичт,
главному конструктору завола № 2, — за
разработку нового типа ралиостаниии.

52. Юткиной Анне Конлратьевне, зве-
ньевой колхоза «Красный Перекоп» Ma-
риинского района, Новосибирской обла-
сти, Макиной Ульяне Ксенофонтовне, Сер-
дюковой Матрене Ивановне, Ивлевой Анне
Михайловне, Марниной Дарье  Егоровне,
Болондиной Лукерье Степановне, Романо-
вой Фекле Тихоновне. Поваляевой Алек-
санлре Евментьевне, Гавриленно  Фелоре
Андреевне, Пожидаеву Матвею Николаеви-
чу, членам того же звена, — за внедре-
ние в течение ряла лет усовершенствован-
ных” агрономических мефолов и получение
в 1942 голу рекордного урожая картофеля
— 1330 пентнеров. с. гектара, u

53. Яцимирской-Кронтовской Mapan
Климентьевне, Маевсному Михаилу Михай-
ловичу. научным сотрулникам Центрально-
го института эпилемиологии и микробио-
логии, — за разработку метода лолученяя
противотифозной вакцины.

*

Союза ССР.
И. СТАЛИН.

Я. ЧАДАЕВ.

ции — это быпо

‚  скому издатепьству, которые напечатали и

Н, В. Цицин.

ВЕЛИКАЯ
НАГРАДА

Свою самостоятельную научную дея-
тельность я начап довольно поздно, в
возрасте 35—37 лет, и потому весь мой
ученый стаж связан с советским перио-
дом. Это касается и практической сторо-
ны дела; В гораздо большей степени это
относится к идейному содержанию моей
работы.

В нашей стране в то время с огромной
силой прозвучала идея ведущего звена—

диалектическая форма оценки  действи-
тельности во всех ее областях, конечно,
и в области науки. Для нас — еще мо-

лодых учёных и современников револю-
откровением, которое
как будто ужё напрашивалось и которого
мы самостоятельно не могли ухватить.
Но наука едина. Не может быть больших
‘прав на идейное вмешательство в част-
ную науку, когда остальные почему-то
не требуют перестройки, Когда это поня-
na масса научных работников Советского
Союза, она стала перестраивать He
только направление, но и повседнэвную
свою деятельность. В этой работе посиль-
ное участие принял и я с коллективом
моих сотрудников по пинии теорин и
практики медицины. Результатом явился
ряд предложений, по-новому решающих
труднейшие теоретические и практиче-
ские вопросы медицины.

_ Мы переживаем исключительную эпоху
в жизни людей. Наша страна, наша Крас-
ная Армия защищает культурную, сча-
стливую мирную жизнь. Во’ гпаве. нашей
страны, нашей доблестной Армии, самсот-
верженно осуществляющей эти задачи,
стоит Сталин.. в

Большае ‘счастье внести свою дзлю в
общее дело, быть отмеченным в этот
героический перизд нашей родины.

`Академик А. Сперанский,
генерал-майор медицинской службы.

ww

БУДУ НЕУСТАННО
РАБОТАТЬ

Я очень горжусь тем, что вторично удо-
стаиваюсь получения премии, связанной с
именем нашего вождя. Нонечно, полпуче-
ниё- такой награды обязывает учёных
не почивать на лаврах, но неустанно рабо-
тать дальше, ’

В настоящее время я занят большим ис-
следованием по истории русской диплома-
тии от Парижского мира 1856 года до взры-
ва первой мировой войны 1914 года. Это
счень трудная и ответственная работа, ‘в
которой придется пересмотреть и поста-
вить наново целый ‘ряд существенных
проблем по истории ‘русской внешней по-
питики, ‘

Не могу не выразить своей глубокой
благодарности рабочим пенинградской ти-
пографии «Печатный Двор» и Военно-Мор-

выпустили в свет первый том моей «Крым-
ской войны» в Ленинграде буквально под
немецкими бомбами в тяжелую зиму
1941—42 годов. Изящное издание книги
более чем в семьсот страниц  убористого
шрифта, начатое и успешно законченное
в осаждённом городе, является в полном
смысле слова единственным фактом в ис-
тории осадных войн. В данном случае ле-
нинградские герои труда в самом депе
превзошли себя.

Академик ‹Е. В. Тарле.

ЕДИНСТВО
ТЕОРИИ И ПРАКТИНИ

Из речи, произнесенной сегодня
в Институте физических проблем
Академии наук СССР на митинге
лауреатом Сталинской премии
акалемиком П, Л, Капица.

— То обстоятельство, что в напряжён:
ной обстановке второго года, войны прави-
тельство присуждает Сталинскую премию
за работу по жидкому  телию; который
имеет пока что лишь общенаучное значе-

ние и не ведёт к непосредетвенным при-

ложениям, свидетельствует 06 огромном
значении, какое придаётся в нашей стра-
не развитию науки.

Мудрая‘ политика правительства оправ-
дывается тем, что этим мы лоднимаем ав-
торитет науки ш расширяем дзозможности
разностороннего влияния &е йа всю нашу
жизнь. Конёчным результатом всеобщего
под’ема науки в Советском Союзе являет:
ся наше несомненное превосходство в
целом ряде ведущих видов вооружений ‘по
сравнению с нащими противниками.

Единство теории и практики в деятель-
ности нашего института нашло свое отра-
жение и в награждении наших работ Стяа-
линскими премиями, Наряду с теоретиче-
ской работой, удостоенной первой пре-
мии по науке, нащему институту прису-
жлена ещё одна  натрада, ‘заслуженная
доктором  физико-математических наук
профессором П. Г. Стрелковым, который
разработал совместно. с. инженером. Б. Б.
Гутманом, — внедрил в промышленность
бактериальные ‘фильтры и’ обеспечил воз-`
можность. получения ряда важнейших ле-

‚  чебных®@препяратов для армии и страны.
/

В этом единстве теории и практики в

‘нашей работе — залог её дальнейшего ус-

пеха.

ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

\

Е. В. Тарле,

Слава лауреатам
Сталинских премий!

{
{

ПЛЕЯДА КРУПНЫХ
МАТЕМАТИКОВ

Постановлением правительства отмечена
высокой наградой — СОталинсвими преми-
ями — пять выдающихся учёных механи“
ко-математического факультета МГУ им.
Ломоносова. ‹,

Первую премию получил профессор
П. 0. Александров,  член-коррестондент
Академии наук ССОР, президент Москов-
ского. математического общества, глава с9-
ветской топологической школы, насчитыва-
ющей в своём составе целый ряд крупней-
ших учёных, среди которых имеется выда-
ющийся математик 1. С. Понтрягин.

Первой же премии удостоен профессор
Л. С. Лейбензон, член-корреспондент Ака-
демии наук ООСР, один из руководителей
щколы математиков в Московском госуар-
ственном университете, продолжатель ра-
боты: Н. Е. Жуковского. При его непоеред-
ственном участии и под его руководством
создавались почти все механические лабо-
ратории налего университета. Работы 4. С.
Лейбензона, кроме их выдающегося теоре-
тического значения, имеют практические
применения, в частности при изысканий
новых месторождений, нефти.

Вторую премию получили профессора на-
шего фажультета 0. В. Орлов, В. Ф. Каган,
Н.: Н. Бухгольц.

Профессор Орлов является  лиректором
Государственного астрономического инсти-
тута им. Птернберга при МТУ; Он —
первый из астрономов, улостоенных Ста»
линской премии. Профессор В. Ф. Raran—
тлава известной колы по лифференниаль-
HOH геометрии, редактор ‘нового издания
трудов Лобачевского. Профессор Н. Н. Бух-
Гольц является одним из старейших радот-
ников нантего факультета. Его курс теоре-
тической. механики. пользуется большой
известностью...

То иоключительное внимание к науке,
которое правительство уделяет даже в ус-
ловиях ‘войны; воодушевляе всех нахч-
ных работников на новую, ешё более ин-
теноивную деятельность на благо родины.

Проф. И. Петровский,

СОВЕТСКАЯ
КЛАССИЧЕСКАЯ
ИСТОРИЯ

Исторический факультет МГУ. вылви-
нувший работу релколлегии «История
тражданской войны» на Сталинскую пре-
мию, с удовлетворением встретил весть о
присуждении этой почётной награды на-
ряду с другими товарищами также и про-
фессорам нашего факультета тт. Минну,
Разгону и Генкиной, входящим в состав
редколлегии,

Выход в свет второго тома’ «Истории
тражданской войны» явился крупнейшим
событием для нашей исторической науки.
Этот том, посвящённый истории Великой
Октябрьской социалистической революции,
является итогом огромной исслелователь-
ской работы, подготовленной большим и
квалифицированным коллективом.  изу-
чавшим обширный новый материял. Осве-
щение хода событий пронизано маркеи-
стско-ленинской теорией пролетарской ре-
волюции, являет собой образец показа
этой теории в действии. Второй том «Ис-
тории гражданской войны» — образповая
работа, по стилю изложения. В ней соеди-
няются научность,   документальность ©
простотой литературного повествования.

Нельзя недооценить тот резонанс, кото-
рый эта книга получила не только в на-
шей стране, но и за ее пределами. Выход
книги в эпоху славной героической борь-
бы, которую. Советский Союз ведёт с -не-
мецко-фашистскими варварами, многое
знаменует. Он даёт ответ нашим зарубеж-
ным друзьям о действительном ‘источнике
героизма и мощи Красной Армии.

Н, Рубинштейн,
лир исторических наук, профессор

s

——

MACTEP-
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

Сегодня утром инструментальщики ав-
тозавода имени Сталина позлравляли ма-
стёра` Сертея Васильевича ‘Давыдова о —
лауреата Сталинской премии. Давно ра-
ботает тов. Давыдов над усовершенствова-
ннем процесса производства инструмента,
Ero изобретение помогло нам освободить
часть станков, повысить качество изделий,
меньше затрачивать рабочей силы,

Отличительная черта Давылова — лю-
бознательность, желание  экспериментиро-
вать. искать новое. Сейчас он возглавляет
одно из крупнейших отделений цеха, ко-
торое занимается оснащением завода
всеми вилами! инструмента для производ-
ства новых типов машин

Как руководитель он уже сумел еде
лать очень много ценного.

Ham коллектив вполне удовлетворби
высокой аценкой работы тов. Давыдова.

: К. Малков,
начальник инструментального цеха
ый имени Сталина,