НХ
мат

POH
NOR
ORD
ого
ТЫ
трах»
Acres
из
ь 051
Нод.

ГИЯ

ny Ve

KH
КЕЙ
pate
Вых
TA
Hod

ЗЫЕ

заявление заместителя Народного Комиссара Иностранных
Дел тов. А. Я. Вышинского представителям англо-
американской печати в Москве 6 -мая с. г.

Ввиду поступивигих запросов co cTo-
роны некоторых представителей  англо-
американской прессы по поводу советско-

тельство готовности направить
армию для боевых действий на советеко-
германский фронт не проявило. Больше w-

польскую

to, Польское Правительство и формально
отказалось от направления своих частей
Ha советско-германский фронт, с мотиви-
ровной, что «использование отдельных ди-
вИЗИЙ ничего не даст» и что «возможная
боевая подготовка одной дивизии He оп-
равдает наших ожиданий». (Телеграмма,
генерала Сикорского от 7 февраля 1942 г.).

Между тем, недопоставка в ОССР що-
довольствия вследствие возникновения
войны на Тихом океане привела к необ-
ходимости сократить количество  пайков,
отпускавигихся невоюющим войсковым ча-
стям в интересах обеспечения снабжения
воюющих войск. Поскольку польское
командование не проявило никакого же-
лания направить хоть какие-нибудь поль-
ские воинские части на советоко-герман-
ский фронт и продолжало держать их в
глубоком тылу, Советское Правительство,
естественно, вынуждено было рассматри-
вать эти части как невоюющие войска,
вследствие чего на них и было распрост-
ранено решение 0 сокрашении продоволь-
ственных пайков для невоюющих войско-
вых частей,

В силу этого, Советским Правительством
было принято решение с 1 апреля 1949 г.
сократить количество  продовольственных
пайков до 44 тыс. и разрепить, в cooT-
ветствии с желанием Польского Правитель-
ства, эвамузщию в Иран польских частей
сверх 44 тысяч, оставшихся в Советском
Союзе. Эта эвакуация была проведена в Map-
те 1942 г., когда из СССР выехало 31.488
человек военнослужалтих. Вместе с ними
было разрешено выехать и 12.455 чел.
членов семей польских военнослужащих.

Отказываясь вывести свою армию на
советско-германский фронт, Польское Пра-
вительство в 10 же время добивалось с0-.
гласвя Советского Правительства на про-’
ведение на территории ООСР лополнитель-
ного набора в польскую армию. Олновре-
менно с предложением © дополнительном
наборе, Польское Правительство  обрати-
лось 5 Советскому Правительству © но-
той, в которой говорило о таком использо-
вании польских вомнских частей, которое
означало не что иное, как отказ от их
использования на  советоко-германском

польских отношений, я, по поручению
Народного  Комиссариата Иностранных
Дел, считаю необходимым ознакомять Вас
в некоторыми фактами и моментами, от-
носящимися 5 этому вопросу.

Э% в данное время тем более необхо-
димо, что нынешнее Польское Правитель-
ство, под влиянием прогатлеровеких эле-
ментов в нём и в польской печати, вы-
звало известное решение Советского Пра-
вительства прервать отношения с Поль-
евим Правительством, a польские офи-
циальные лица, польская печать и поль-
ское радно продолжают распространять
многочисленные лживые заявления по в0-
просу о советеко-польских — отношениях.
При этом они сплошь и рялом пользуют-
ся неосведомлённостью широких общест-
венных кругов о действительных фактах
из области этих отношений.

1. 0 польских воинских частях, фор-
мировавшихся в СССР. — Вслед за за-
ключением 30 июля 1941 г. польско-со-
ветского соглашения было присгуплено к
формированию на территории Советского
(оюза польской армни в соответствии с
заключенным между советским и поль-
ским командованием военным  соглаше-
нием от 14 августа того же года. Тогда
He 10 логоворённоести между советским и
польским командованием общая числен-
ность польской армии была определена в
30 тыс. человек, причём в соответствия
с предложением генерала Анлере» было
признано также целесообразным, по. мере
того как та или иная дивизия будет го-
това, немедленно направлять её на c0-
ветско-германекий фронт.

Советские военные власти, по указа-
нию. Советского Правительства, всемерно
содействуя польскому  команлованию в
наиболее быстром разрешении всех вопро-
COB, связанных с ускоренным формирова-
нием польских частей, полностью при-
равняли снабжение польской армии Е
снабжению частей Красной Армии, на-
ходящихся на формировании. Для финан-
сирования мероприятий, связанных ©
формированием и солержанием польской

армии, Советским Празительством был
предоставлен Польскому Правительству
беспроцентный заём в сумме 65 миллионов
рублей, который впоследетвии, после 1 ян-
варя 1942 г., был увеличен до 300 мил-
ионов рублей Помимо этих сумм, выде-
ленных Советским Правительством, было
выдано больше чем 15 миллионов рублей
безвозвратных пособий офицерекому соста-
BY формировавшихея польских воинских
чактей.

Нужно отметить, что, несмотря на пер-
воначально установленную численность
польской армии в 30 тыс. человек, на
25 октября 1941 г. польская армия уже
насчитывала 41.561 человек, из них
2.630 офицерьв. Советокое Правительство
благожелательно отнеслось к предложению
Польского Правительства, сделанному в де-
кабре 1941 г. генералом Сикорским, о даль-
нейшем расширении контингента  поль-
ской армии ло 96 тыс. человек. Велед-
ствие этого решения польская армия раз-
вертывалаеь в составе 6 ливизий и, Еро-
ме того, первоначально определённый co-
став офицерской школы. запасных 4a-
стей и частей усиления армии в 3 тые,
человек было решено увеличить до 30
тыс. человек. Вся армия. в соответствия
с пожеланием Польского Правительства
была, переведена в южные районы СССР.—
что диктовалось, главным образом, кли-
матическими условиями, — где было раз-
вернуто строительство латерей и размеще-
ны штабы, военные школы, санитарные
учреждения и Т. п. 7

Несмотря на трудные условия военного
времени. в феврале 1942 гола польская
аруня развернулась ужё в составе наме-
ченных дивизий и насчитывала 73.415
чел. Олнако, вопреки неоднократным 3а-
верениям польского команлования о ре-
имости возможно скорее ввести в дей-
ствие свои части, фактический срок вы-
ступления этих частей на фронт неизмен-
но откладывался. В начале формирова-
ния польской армии срок её готовнолти
был определён 1 октября 1941 г., при-
чём польское командование заявляло, что
оно считает целесообразным направлять на
фронт отдельные CRON дивизни по мере
того, как будет заканчиваться их фор-
мирование. Хотя подготовка отдельных
застей и запазлывала. тем не менее, если
не   октября, то несколько позже, име-
лась полная возможность выполнить 210
намерение. Между тем, оно не было вы-
полнено и польское командование даже не
поставило ни разу вопроса о направлении
сформированных польских ливизий на 00-
ветско-германский фронт. Советское Прз-
ВиТельство не считало возможным торо-
ГлТЬ польское команлование с этим делом,
39 всё же спустя 5 месяцев после начала
формирования польских частей, ‘а именно
в феврале 1942 г., Советское Правитель-
ство поинтересовалось, когла польские
части начнут воевать против гитлеровцев.
При этом. была названа 5-я ливизия, как
уже закончившая свою подготовку. Ставя
этот вопрос, Советское Правительство ис-
ходило, раньше всего, из прямых и яс-
ных положений советско-польского  воен-
ного соглашения 14 августа 1941 г., в
пункте 7 которого говорилось: «Польские
армейские части булут двинуть на фронт
по достижении полной боевой готовности.
Они будут выступать, как правило, ©06-
динениями не ‘меньше дивизии и будут
использованы в соответствии с оператив-
ными планами Верховного командования
СССР».

Несмотря на, столь категорическое ука-
зание военного соглалпения, тенерал Ан-
дере от имени Польского Правительства
впоследствии заявил, что он считает неже-
лалетьным вволить в бой отдельные диви-
зии, хотя на других фронтах поляки яра-
лись даже бригадами. Генерал Андерс дал
обешание, что вея польская армия будет
готова принять учаетие в боевых действи-
ях с немпами к 1 июня 1942 г, Извест-
HO, что ни 1 июня, ни зизачтельно позже
польское командование и Польское Прази-

фронте. В ответ на эту ноту (от 10 июня

1942 г.) Советское Правительство ‘увело-
мило Польское Правительство, что, так

как, вопреки договору мели СССР и Поль-

шей, Польское Правительство не считает

возможным сформированитые в СССР поль-
ские части использовать на советеко-гер-

манском фронте, Советское Правительство

не может разрешить далынейшее формиро-

вание польских частей в СССР.
Тогда был поставлен вопрое 0 полной

эвакуации польской армии из СОСР на
Ближний Восток и в августе 1942 г. бы-
ли эвакуированы дополнительно

человек польских военнослужалиих.

44.000

Таким образом, вопрос 06 участии поль-

ских войск в общей с советокими войска-
ми борьбе против гитлеровской Германии

Польским Правительством был снят с по-
рядка лня. Польское Правительство реши-
л0 этот вопросе отрицательно, вопреки
первоначальным своим заверениям, вопре-
ки сделанному в Декларации 4 декабря
1941 г. торжественному заявлению о том,
что «войска Польской республиюи, расто-
ложенные на, территории Советского Союза.
будут вести войну с немецюими разбойни-
вами рука oO руку с советекими  вой-
соками».

Перед второй эвакуацией командование
польской армии просило о выезде вместе с
частями польской армни 20—25 тык. че-
ловек членов семей польских военнослу-
жащих. Советское Правительство -удовле-
творило. эту просьбу. Фактически же к
1 сентября 1942` г. уже бымо эвакунро-
вано 25.301 чел. членов семей польских
военнослужалиих. Всего, тажим образом,
выехало из COOP ешё в 1942 году, вро-
ме 75.491 чел. польских воениослужа-
max, 37.756 чех. членов их семей.

В последнее время польский посол
г. Ромер возбутил вопрос о дополнителъ-
ном выезле из СССР 110 чел. членов се-
мей польских военнослужалцих, которые
не успели к моменту эвакузии прибыть
на эвакуационные пункты. Советское Пра-
вительство. разрешило этот вопрос поло-
хительно. Никаких других предложений
06 зважуашии семей польских. военнослу-
жащих ни командование польской армии,
ни польское посольство Советскому ПШра-
вительству не делали. i i

Все. утверждения, будто советские вла-
сти препяфствовали или препятствуют вы-
езлу из СССР польских подданных. чис-
ленность котерых в. действительности не
велика, а также членов семейств поль-
ских военнослужащих, выехазших из
Советского Союза. являются лживыми.

Веё вышеизложенное ° свилетельетвует,
ue co стороны Советского Правительства,
были приняты все меры,  обеспечивав-
прие успешное формирование и разверты-
вание польской армии на территории. Co-
ветекого Союза.

Соглалпение от 30 июля 1941 г. и Дек-
ларацля от 4 декабря 1941 г. поставили
перед Советским” Правительством и Поль-
ским Правительством совершенно  опреде-
лённую и ясную задачу — об’елинить
усилия советского и польского наролв в
совместной борьбе против гитлеровских
разбойников и оккупантов, создать вооду-
шевлённую этой великой илеей польскую
армию и доль ей возможность плечом к
плечу с Красной Армией сражаться за не-
зависимость своей родины: iS

Советекв Празительство слелало всё
нвобхолимое для разрешения этой задачи.
Польское Правительство пошло по друго-
му пути. Оно не, захотело вывести свои
дивизии на  советско-германокий фронт,
отказалось использовать против немцев на
этим фроите польские войска рука 00 py-
Ку < сбветекими войсками, и тем самых
уклонилось от выполнения принятых Ha
себя обязательств. ‘

В связи с вопросом о формировании на
территории СООР польской армии. необхо-
димо остановиться также на следующем:

,

После воссоединения волею украинско-
9 и белорусского народов Западных обла-

стей Украины и Белоруссии < Украин-
ской Советской Республикой и Белорус-
ской Советекой Республикой, был излан

29 ноября 1939 г. Указ Президиума Вер-
ховного Совета, в силу которого, в cooT-
ветствии с общесоюзным  законодательет-
BOM 9 гражданстве. жители этих областей
приобрели советекое граяжцанство. Как я
Уже указал, после восстановления отнэ-
шений между Советеким Правительством и
Польских Правительством и заключения
советеко-польского военного соглашения
от 14 августа 1941 г.. Советское Прави-
тельство провело рял мероприятий по 06-
легчению  форуитрования Ha территория’
СОСР польской армии. Чтобы  солейство-
вать формированию этой армии и обеспе-
чить её кадрами, Советское Правительство
выразило готозность. в виде изатия 13
Указа от 29 ноября 1939 года, раесмат-
PIRATE лип польской национальности из
числа жителей Запалной Украины и Ba-
палной Белоруссии как польских  подлан-
ных. Несмотря на это проявление лоброй
воли и уступчивости  Советокого Прави-
тельства, Польское Правительство  отри-
цательно отнеслось к этому акту Совет-
ского Правительства и не уловлетворилось
им. исходя из своих незаконных претен-
зий в отношении теруитории  Запалной
Укратны и Западной Белоруссии. Между
тем, Польское Правительство ешё в азгу-
сте 1942 г., как я уже говорил раныше,
вывело из COCP свои воинские части и
тем самым отпала необходимость в лаль-
нейшем формировании польских воинских
частей на советской территории. Ввиду
указанных выше обстоятельств отпала не-
обходимость того из’ятия в отношении
лиц польской национальноети. Ha кото
ре Советское‘ Правительство — зыразило
свою готовность в декабре 1941 тола. По-
этому Советское Правительство 16 янва-
ря 1943 гола сообщлло Польскому Пра-
вительству, что сделанное им ранее заяв-
ление о готовности допустить из’ятие из
Указа 29 ноября 1939 т. в отяжтенит
указанных выше лиц польекой националь-
ности следует считать утратившим ° силу

вопросе © возможностиенерастроетране-
ния на них постанозлений советекото за-
конолательства, о гражданстве — отпазвлеим.

Таковы факты, проливалютщие полный

свет на обстоятельства формирования Ha}

территории СООР польских воинских час-
тей и вывода этих частей из Советского
а. i

П. 0 мероприятиях помощи польским
семьям, эвакуировавшимся из занятых
немецкими зэхватчиками районов. — С
самого момента восстановления советско-
польских отношений летом 1941 тода
Советское Правительство охотно шло на-
встречу. Польскому Правительству в деле
организации помощи польским гражданам,
находящимся на территории СССР. В свя-
зи с этим Советское Правительство разре-
шило открыть во многих городах Совет-
ского (Союза представительства польского
посольства. Такие представительства были
открыты в 20 пунктах Советского Союза.
На местных представителей посольства
возлаталась обязанность оказывать поль-
ским гражданам материальную помощь.
Эта помощь оказывалась прежде всего за
счёт средств предоставленного для этой
пели Советским Правительством займа В
100 миллионов рублей, сверх. упомянутого
уже мною займа в 300 миллионов рублей.
Эта помощь оказывалась также за счёт
средств польского посольства и поступав-
ших в распоряжение посольства пожертво-
ваний из-за границы.

Советсков Правительство сочло возмож-
ным наряду с учреждением в 20 пунктах
Советского Союза специальных представи-
тельств посольства допустить также нав-
начение посольством так называемых до-
веренных лиц. В 1 января 1943 г. Народ-
ный Комиссариат Иностранных Дел дал
согласие на назначение 421 доверенного
липа польского посольства, которым мест-
ные органы оказывали всяческое солейст-
вие в работе.

Таким образом, польское посольство по-
лучило возможность организовать на всей
территории Советского Союза пгирокую сеть
своих представителей, через которых оно
могло осуществлять систематическую по-
мощь нуждающимся польским гражданам
и оказывать своё влияние в духе совет-
ско-польского сотрудничества, используя
для этого и такие средства, как издавае-
мая польским посольством при содействии
Народного Комиссарната Иностранных Дел
тазета «Иольска».

Представителям посольства, как и дове-
ренным лицам, были предоставлены  Совет-
ской властью все условия для наиболее
успешного разрешения поставленных перед
ними задач. ; р

Советское Правительство в тех же пе-
лях помощи польским гражданам провело
также в жизнь ряд крупных финансовых
и хозяйственных мер, направленных на
усиление материальной помощи неимущим
польским гражданам. Советским Прави-
тельством были выделены специальные
продовольственные фонды для польских
блатотворительных учреждений и был
прехоставлен льготный железнодорожный
тариф для предназначавигихся польским
гражданам грузов. При полном содействии
советских властей посольством было орга-
низовано 589 благотворительных учрежде-
ний (столовых, детских домов, детских
яслей, домов для инвалидов и т. д.). Та-
ким образом, со стороны Советского Пра-
вительства были приняты все меры для
удовлетворения нужд польского населения,
для Широкого и плодотворного развития
деятельности польских учреждений, имев-
ших своей задачей оказание польскому
населению материальной помощи.

Всемерно содействовали развитию дея-
тельности местных польских представи-
чельств и оказывали этим представитель-
ствам широкую помощь и местные совет-
ские органы — Исполнительные Комите-
ты Советов депуталов трудящихся, —на ко-
торые легли основные заботы по устрой-
ству польских граждан, по снабжению

их продовольствием, жильём, топливом,
медицинекой помощью, по устройству ‘их
на работу и т. п., что представляло нема-
лые трудности ввиду исключительных
условий военного времени. В этих усло-
BHAX польским представителям предостав-
лялись широкие возможности , плодотворной
работы по оказанию материальной пемонхя
нуждающимея польским гражданам. Па
деле, однако, оказалось, что польские
представительства на местах и ряд их
сотрудзиков и доверенных лип, вместо че-
стного выполнения своего долга и своих
обязанностей в сотрудничестве с местными
советскими органами, стали на путь вра-

ждебной CCCP разведывательной делтель-
ности.

Виновные в этом лица были преданы
суду, который установил, что свою разве-
дывательную работу местные представите-
ли посольства проводили под прикрытием
якобы  «благотворительной» деятельности
и широко используя нуждающихся в ма-
териальной помощи польских граждан и
что главными организаторами этой враждеб-
ной Советскому Союзу преступной деятель-
ности ряда польских граждан были неко-
Торые дипломатические сотрудники посоль-.
ства, которые поошряли, организовывали
и руководили этой преступной деятельно-
стью. Так, были изобличены и выеланы
из СОСР 6. глава польской военной мис-
спи генерал Воликовский, игравший одну
из важнейших ролей в насаждения и Ocy-
ществлении в СССР шпионажа, первые
секретари посольства — Арлет -и Залэн-
ский, являвшийся одновременно представи-
телем посольства по Влащивостоку; вторые
секретари — Груя (представитель по Ар-
хангельской области) и Глоговский, атта-
ше посольства — Роля-Яницкий, Слови-
ковский, Плосский, Лицкиндорф, Косцаял-
вовский, Хейцман и другие, большинство
которых одновременно исполняли обязанно-
сти и представителей посольства в раз-
тичных краях и областях. Кроме указан-
вых выше лиц, в престунной по отноше-
нию к СССР деятельности участвовали
другие представители посольства и сотруд-
ники представительств, которые были при-
влечены к уголовной ответственности.
Чзеть из них была выдворена из пределов
Советского Союза, а часть была предана
суду и осуждена к различным срокам
лишения свободы.

Надо сказать, что подавляющее боль-
тинство привлеченных к уголовной от-
ветственности представителей и сотрудни-
ков польского посольства, помимо  разве-
дывательной работы, занимались система-
тическим распространением всяких кле-
ветнических, враждебных Советскому Сою-
зу слухов и вымыюелов, рассчитанных на
дискредитацию советских порядков и пре-
следовавигих цель возбуждения недоволь-
ства и неприязни польских граждан к ¢o-
ветским людям. Имели место и многочис-
ленные факты восхваления гитлеровцев
упомянутыми польскими представителями, &
тавже злостных выпадов с их стороны
против Красной Армин, распространения
пораженческих провокационных слухов.
Подавляющее большинство этих лиц, каки
других из числа привлеченных к уголовной
ответственности, на суде сознались в своей
преступной деятельности и дали на, суде
показания, подробно характеризующие как
существо, так и методы этой деятельности.

Необходимо также отметить изданную
посольством «Инструкцию о курьерской
почте», в которой содержались практиче-
ские указания куръерам по поводу вышол-
нения ими нелегальных функций, по пово-
ду пользования особым шифром, условным
кодом, условными паролями и т. п.

Насколько неразборчивыми в средствах
И методах своей преступной деятельности
были некоторые представители посольства,
можно судить ло документу, представляю-
щему собой официальное отношение 33
подписью атталю посольства г. Повежа от
19 февраля 1942 г. на имя доверенного
тор. Алма-Ата г. Венцека. В этом отноие-
нии говорилось буквально следующее: «В
дополнение к налтим предыдущим разгово-
рам сообщаю пану решение посольства
Польской республики, касающееся Вашей
делегатуры: 1. Вам дается право на, прове-
дение наиболее осторожным и секретным
образом скупки драгоценностей...».

31 мая 1942 г. Народный Вомиссариалт
Иностранных Дел сделал польскому  по-
сольству предупреждение по поводу фак-
тов враждебной к СОСР питионской рабо-
ты некоторых представителей посольства.
Этого предупреждения оказалось недоста-
точно. Разведывательная и другая враж-
дебная Советскому Союзу деятельность со-
трудников польского посольства, несмотря
на предупреждение, не прекратилась. Тог-
да, 20 июля 1942 г. Народный Комисса-
ризт Иностранных Дел сообщил  посоль-
ству, что институт польских  представи-
тельств, как не оправлавииий себя. подае-
жит ликвидации.

Таковы факты, относящиеся к вопросу
© помощи польским семьям, эвакуировав-
шимся из занятых немецкими захватчика-
ми районов, и характеризующие  деятель-
ность некоторых враждебных Советскому
Союзу польских представителей в СССР.

Ужю приведенные мною факты могут
служить ответом на многочисленные за
последнее время лживые и враждебные в
отношении Советского Союза выступления
со стороны польских представителей и
польской официальной печати. Лживость
и антисоветская враждебность подобных
выступлений не могут воспрепятствовать
действительно дружественным и ‘близким
советско-польским отношениям, в которых
заинтересованы народы Советского Союза, и

Польши, особенно перед лицом общего
врага — гитлеровской Германии.
т a

Тов. А. Я. Вышинский заявил предста-
вителям англо-змериканской печати, что он
готов предоставить в их распоряжение ко-
пии относящихся к вопросам, изложенным
в его заявлении, — памятной залиски На-
родного Комиссариата Иностранных Дел,
врученной 28 октября 1942 г. польскому
поверенному в делах г-ну Сокольнипкому,
и ноты Советского Правительства, вручен-
ной 31 октября 1942 г. Министру Иност-
ранных Лел Польской Республики г-ну Ра-
чинскому.

НАЛЕТ НАШЕЙ АВИАЩИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ
ДНЕПРОПЕТРОВСК, КРЕМЕНЧУГ АК  ^

В ночь на 6 мая крупные соединения  тые составами противника с боепрапаезасл
нашей авиации хальнего действия успеш- и вооружением. В результате взлёта из
но бомбардировали железнодорожные ‘узлы   блюдались многочисленные пожары и сильз
Лнепропелровок. Кременчуг, Брянск, заби-  ные взрывы.

; Телеграммы из-за границы

Военные дейс

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Штаб союзных сил
в Северной Африке передает, что амери-
канская бронетанковая колонна продви-
гается к северо-востоку от Матера. Дже-
бель-Ашкель полностью очищен от против-
ника.

ЛОНДОН, 6. (ТАСС. Штаб союзных
войск в Северной Африке сообщает, что
на фронте 8-й английской армии было
осуществлено местное продвижение. ДАн-
тлийские патрули проникли далеко в
тлубь тыла вражеских позиций. На фрон-
те 1-й английской армии была совершена
атака на высоту Джебель-Бу-Ауказ, распо-
ложенную северо-восточнее — Меджез-эль-
Баба. Английские войска заняли высоту,
захватив 30 пленных. Далее на севере про-
тивник предпринял несколько контратак
против 2-го американского корпуса. Все
вражеские атаки были отбиты. Войска со-
юзников атаковали противника к югу от
озера Гарзет-Ашкель и захватили после
ожесточённых боёв часть возвышенности,
имеющей большое значение. Войска союз-
ников, оперирующие севернее этого райо-

‚на, также продвинулись вперёд. На этом

Участке было захвачено еще 300 пленных.

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). По сообщению
корреспондента атентетва Рейтер с Ту-
нисского фронта, продвинувшиеся к во-
стоку от Матера американские войска на-

твия в Тунисе

ходятся в настоящее время лишь в 9 ки-
лометрах от Тебурбы. Американцы сейчас
подошли к северному краю немецких по-
зиций в торах, расположенных к западу
от Тебурбы. В результате этого продви-
жения поставлены под угрозу немецкие
войска, сдерживающие наступление 1-й
английской армии в районе дороги Мед-
жез-эль-Баб—Тебурба. Американские вой-
ска сейчас могут действовать против от-
\Брытого правого фланга войск держав
оси.

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). В коммюнике штаба
Французских войск в Северной Африке
сообщается, что на северном участке Ту-
нисского фронта французские войска, пре-
одолев сопротивление противника, продол-
жали продвигаться на восток и достигля
края долины, растянувшейся на северо-за-
пад от озера Бизерта.

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Как передаёт сие-
циальный корреспондент агентства Рей-
тер, находящийся при 1-Й английской ар-
мии, по имеющимся не подтвержденным
сведениям, немцы отступают по направле-
нию к Тебурбе. Патрули 1-й английской
армии сейчас находятся в 10 милях к се-
веро-востоку от дороги Меджез-эль-Баб—
Тебурба. Английские войска пока не
встречают сопротивления.

респондента агентства Рейтер с острова
Мальта, базирующиеся на остров истреби-
тели-бомбардировщики атаковали враже-
ский аэродром на острове Лампедуза. Са-
молёты морской авиации атаковали враже-
ское торговое судно у побережья Туниса.
Отмечены прямые попадания в судно.

Обращение проживающих
в Алжире эльзасцев
и лотарингцев к де Голлю
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как сообщают в

кругах Сражающейся Франции, прожива-
ющие в Алжире беженцы из Эльзаса и

Посещение генералом

Леклерном Суса

кругах Сражающейся Франции, по полу-
ченным теперь  оведениям, 30 апреля
командующий войсками  Сражающейся
Франции в Тунисе генерал Леклерк посе-
тил Сус. На центральной площади горо-
да у памятника павигим собралась боль-
шая толпа. На площади были выстроены
части войск Сражающейся Франции, a
также группа местной молодёжи, всту-
пившей в войска Сражающейся Франции.
Жители торода тепло приветствовали re-
нерала Леклерка, которому было переда-
но французское национальное знамя, вы-
шитое женщинами Суса.

Лотарингии обратились к генералу. де Полицейская облава
Голлю с посланием, в котором говорится,

что они, выражая чувства всех своих со- В Софии
отечественников, включая и тех, кто с до- ЖЕНЕВА, 7. (ТАСС). Гитлеровское агент-
CTOHHCTBOM переносит страдания под гит   ство — терманское информационное бюро

леровским игом, горячо желают, чтобы в
ближайшем будущем было осуществлено
полное об’единение всех французских пат-
PHOTOS.

Как Лаваль передавал
немцам французское

оружие

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как сообщает из-
дающаяся в Лондоне французская газета
«Марсейез», теперь стали известны некото-
рые факты, указывающие на прямую сдел-
ку властей Виши с немцами в момент ок-
купации ими южной части Франции. Га-
зета пишет, что по приказу из Виши пре-
фектура Лиможа передала немцам склады
с оружием и военными материалами, а ин-
тендантотво в Лиможе передало оккупан-
там всех имевшихся у него лошадей и
фураж, сотни тысяч комплектов обмунди-
рования и обуви, сотни тонн продовольст-
вия. По предписанию из Виши один пол-
ковник в Лиможе слал немцам 100 новых
75-миллиметровых орудий.

Состав флотов

союзных стран

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как передаёт ан-
глийское министерство информации, глав-
ный морской офицер ‘связи при флотах
союзников вице-адмирал Кинг заявил, что
в боевом содружестве с английским фло-
том действуют сейчас восемь военно-мор-
ских флотов, принадлежащих союзным
странам. Наиболее крупными из этих фло-
тов являются норвежский, в состав кото-
рого входят 53 корабля, голландекий —
63 корабля, флот Сражающейся Франции—
49 кораблей, греческий — 33 корабля. Во-
семь флотов союзных стран насчитывают
200 с лишним кораблей, численность со-
става их экипажей составляет 26.200 чело-
век. За последние полтора года число ко-
раблей увеличилось почти на 30 проц., а
численность личного состава--на 80 проц.

Наши союзники, заявил вице-адмирал
Кинг, создали морские силы, которые иг-
рают в настоящее время видную роль в
войне на море. Большая часть их кораб-
лей достигла высокого уровня боеспособ-
ности.

Военное обучение

английских женщин

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Атентство Рейтер
сообщает, что в Англии создана специ-
альная школа генерального штаба, в ко-
торой английские женщины, служащие во
вспомогательных частях территориальной
армии, могут получить военную подготов-
ку. В этой школе женщины обучаются
составлению приказов о расположении
войск, подвозе продовольствия и боепри-
пасов и ортанизации связи. Окончившие
школу” назначаются на работу в должно-
сти штабных офицеров.

отовсюду

* НОРВЕЖСКОЕ — телеграфное агентство
передаёт из Отокгольма, что жители норвеж-
ского города Драммен в течение месяца бой-
котируют местные кино, где демонстрируют-
ся немецкие фильмы.

* ТИВЕДСКОЕ телеграфное бюро сообщает,
что в ночь на 4 мая сгорело здание теннис-
ного етадиона в Хольте (вблизи Копенгагена).
Полиция об’явила, что в здание была бро-
шена бомба.

% НЕМЕЦКИЙ суд в Копенгагене пригово-
рил одного студента датчанина к тюрем-
ному заключению за предоставление помеше-
ния для выпуска нелегальной газеты. За
распространение нелегальной газеты осужде-

ны также один’ научный работник и один

служащий.

* ПО СООБЩЕНИЮ агентства Рейтер из
Бомбея, за последние 6 лет количество судов
индийского флота увеличилось в 18 раз. Ba
тот же период личный еостав флота вырос
в И раз.

х КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер, в
состав нового кабинета министров Северной
Ирландии вошли премьер-министр и ми-
нистр торговли Брук, министр финансов Мей-
нард Синклер, министр внутренних дел
Вильям Лоури, министр труда Макдермотт,
тенеральный прокурор Вильям Грант, министр
просвещения профессор Корки, министр / зем-
леделия Роберт Мур, министр общественной
безопасности Гарри Мидгли.

х АНГЛИЙСКОЕ морское министерство co-
общило о гибели в Средиземном море под-
водной лодки «Сахибь

Действия авиации
‚ острова Мальта
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). По сообщению кор-

ссобщило некоторые подробности массовой
нолицейской облавы в Софии, начатой,
как уже сообщалось, по приказу военных
властей в ночь на 4 мая. Облава pono
жалась двое суток. В течение всего этого
времени жителям Софии было запрещена
появляться на улицах и открывать окна.
Все частные телефоны были выключены.

1 Уличное движение было приостановлено и

все магазины закрыты. Кроме полиции в
облаве участвовали воинские части. По со-
общению указанного гитлеровского агент-
ства, во время облавы арестовано около
1000 человек «по подозрению в участии в
мятежных действиях».

rt

По столбцам
иностранной
печати

НАСЛЕДСТВО ЛЮТЦЕ

В Берлине на-днях об’явили о смерти
начальника штаба гитлеровских штурмо-
вых отрядов (СА) Лютце. Смерть, как гла-
сит официальное коммюнике, последовала
якобы в результате ранений, полученных
во время «автомобильной катастрофы».

Кто был Лютце, всем известно. Когда-то
ЭТОТ «подававший надежды бандит» был В
большой милости у атамана шайки. После
июньской резни, когда Гитлер одним ма-
хом избавился от всех не уголных ему со-
ратников, Лютце получил важный пост,
сменив Рема в должности начальника
штаба волчьей своры штурмовиков. Ha
этом посту Лютце проявил повышенное
рвение, неутомимо «очищая» штурмовые
отряды от всех разочарованных и колеб-
лющихся. Были оставлены ‘на службе
только отборные головорезы, только самые
низкопробные уголовники. Они-то и 60-
ставили первые колонны гитлеровской
грабъ-армии, которые «победоносно», бев-
чинствовали по всей Европе, пока не сло-
жили свои кости в России.

В биографии Лютце таким образом не
было oco60 колоритных деталей. Но одну’
деталь нескромно приоткрыла его скоро-
постижная смерть: покойник оставил на-
следство.

Как сообщает дондонское радио, это на-
`следство ,

«состоит из виллы в Далеме стоимостью
в 100 тысяч марок, виллы в Лихтер-
фельде, виллы в Банзез, «родового»
поместья площадью в 3.200 га в про-
винции Ганновер и скаковой коню

ни в Груневальде с большим количе-
этвом дорогих лошадей»,

Один пункт в этом списке особенно лю-
бопытен: «родовое» поместье. В годы Вей-
марской республики Лютце был не поме-
шиком, а человеком весьма неопределенно-
то положения. Пробовал торговать — не-
хватило уменья, пробовал спекулировать
—нехвалило смётки и ловкости. Идею обо-
тащения принесло рождение гитлеровской
«партии»: Лютце подобно многим своим
коллегам понял, что шантаж выгоднее тор-
товли, а грабёж— рентабельнее спекуляции.

Так началась приобретательская карьера
Лютце. По сравнению с акульей хваткой
Геринга, проглотившего половину герман-
ской промышленности, или Геббельса, по-
ложившего не один миллион в южно-аме-
риканские банки, или «доктора» Лея, кол-
лекционирующего — десятки «родовых»
дворцов и поместий, аппетиты Лютце бы-
ли скромнее. Он ограничился всего тремя
виллами, одним «майоратом» и скаковой
конюшней. 5

Впрочем, тут дело не в скромности. По-
следнее время Лютце был не в фаворе. В
то время как его более удачливые сорат-
ники на поприще разбойных фашистских
дел, вроде Вагнера, получившего на от-
куп Эльзас, или Глоботника, осевшего
княжить и разбойничаль в Люблинском вое-
водстве в Польше, хапали миллион за мил-
лионом, Лютце был вынужден тлодать со-
всем не жирную кость: ему поручили обу-
чение резервистов и допризывников.

Число «родовых» поместий так и оста-
лось не приумноженным. «Несчастный
случай» оборвал жиань «скромного» приоб-
ретателя. О природе этого «случая» та-
дать не будем. За последние годы жерт-
вой столь же внезапных «несчастных слу-
чаев» пало немало опальных гитлеров-
ских бонз. Их никто не жалеет даже в
Германии.

Не пожалеют и Лютце,