НВ
iy
ЦЕНТ

Цена»

‘ото
: Ура

рез $.
ЭДКорь
обходи,
ки 1
Yepa
  Ty
межу,

ий: 1
мета y
цент
bl,

Gurerp
Межди

ь

NG pore
мн №
КИ
AA
KTOp

KO,

=a
А,

ne

1е*

Ip:
l=

Ae

>>} + + + 4+ + 4-4 4 64»

=.
>

=.

3 ‚>
= s

UL:

=

7s

=

a

=

= \ # =
rn eh wwe er www we ww ww Wt

=

и — = Vy

= -

SA

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!

‘fia

МАЯ 1943 Г:

СРЕДА
№ Но (5858)

Цена 20 коп,

„..литлеровское правительство tt @10 ленты должны
понести полную ответственность и суровое наказание
за свои чудовищные преступления, за лишения и муки
миллионов мирных зраждан, насильственно ‘уводитых
в немецко-фашистское рабство“. я

(Из Ноты Народного. Комиссара Иностранных Дел. тов. В. М. Молотова).

ота Пародноге Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. МОЛОТОВА

О массовом насильственном уводе в немецко-фашистское рабство мирных советских граждан

: и 06 ответственности за это преступление германских властей и частных лиц, эксплоатирующих
подневольный труд советских граждан в. Германии

Народный Комиссар Иностранных Дел
тов. В. М. Молотов направил 11 мая с. г.
зсем послам и посланникам стран, с ко-
торыми СССР имеет дипломатические отно-
шения, ноту следующего содержания:

«Но поручению Правительства Союза
Советских Социалистических Республик
имею честь довести до Вашего сведения
следующее: : :

Военные и гражданские власти Совет-
ского Союза , обнаружили за последние
шесть месяцев на территории, освобождён-
ной Красной Армией от немецкой оккупа-
ции в ходе зимней кампании 1942—1943
тг.. новые доказательства бесчисленных
жесточайших злодеяний немецких властей
над советским гражданским населением.
По планам и инструкциям гитлеровского
правительства и военного ‘ команлова-
ния немецко-фанибтские власти  повсе-
местно грабили, истязали, убивали co-
ветских граждан, умерщвляли военноплен-
ных, подвергали сплошному разрушению
советские города и деревни, уводили в не-
мецкое рабство сотни тысяч советских
траждан. Немецко-фазнистокие зверства,
примеры которых уже доводились Совет-
ским Правительством до сведения иност-
ранных правительств, осуществлялись гит-
леровцами везде, куда ступала их нога, и
имели ещё более всеоб’емлющий характер,
чем 0б этом можно было судить ло изгна-
ния немцев с занимавшейся ими террито-
рии,

1.

Насильственный увод в Германию, звер-
ская эксплоатапия и систематическое ис-
требление порабощаемых советских мир-
ных жителей занимают 060606 место ‘в
длинной цепи подлых преступлений не-
мецко-фаптистских захватчиков и в расче-
тах их главарей. Вак видно из имеюлщего-
ся в распоряжении Советского Правитель-
ств документального материала, насильет-
венным уводом советских мирных граждан
в рабство гитлеровекая преступная банаа
преслетует прежде всего цель — воспол-
нить острый недостаток рабочей силы в
Германии и высвободить из немецкой про-
мышленности дополнительные люлекие pe-
зервы для сильно потрёнанной гитлеров-
ской армии. Немецко-фашистские власти и
многие частные лица из гражианекого на-
селения Германии, эксплоатирующие нод-
невольный труд советских граждан. под-
рергают их . всяческим издевательствам,
унижению их человеческого достоинства и
обрекают на гибель от непосильного раб:
ского труда, голода и истязаний.

Советское Правительство считает своим
долгом довести до сведения всех народов
новые документы и факты © неслыхан-
ных  злодеяниях, чинимых немпами Нал

угоняемыми в Германию советскими мир-

‘ными гражданами, обращаемыми в. раб-
ство, а также заявить о неминуемом воз-
мездии эа все эти престунления.

Плакы и приказы гитлеровеких властей
0 порабощении мирных жителей
оккупированных советских районов

Захваченные Красной Армией в штабах
разгромленных немецко-фазниестеких войск
документы, а также рассказы и письма
советских людей, письма германских сол-
дат и офицеров и их родственников сви-
детельствуют о TOM, что превращение
иногих сотен тысяч советских граждан в
рабов, покдунка и обмен их на спепиаль-
вых невольничьйх рынках в Германии
возведенье в систему, регламентированную
приказами и распоряжениями германского
правительства. \

Бак явствует из имеющихся в распоря-
жении Советского Правительства докумен=

тов, еще 7 ноября 1941 года в Берлине.

состоялось секретное совещание, на кото-
ром рейхемаршал Геринг дал своим чинов-
никам указания 00 использовании совет-
ских людей на принудительных работах в
Германии. Первое указание гласило: «Руе-
ские рабочие доказали свою способность
при построении грандиозной русской инлу-
стрия. Теперь их слелует использовать для

Германии... Это является делам соответст-
тайной полиции».
(Приложение 1-0е к секретножу циркуля-
py № 42 006/41 хозяйственного штаба
германского командования на Востоке от

вующих властей и

4 декабря 1941 года).

_ В этом же пиркуляре (П раздел прило-
жения) предусматривается, что порабощён-
ных советских граждан «следует использо-
Bath главным образом для дорожного стро-
ительства, строительства железных дорог
и уборочных работ, разминирования и
устройства аэродромов. Следует расформи-
ровать немецкие строительные батальоны

(например, военно-возлуниного фаота). Не-

мецкие квалифицированные рабочие дол-

HHH работать в военной промышленности;
они не должны копать землю и разбивать
Бамни, для этого существует русский».

: «Рубского, — давал. указание Геринг
3 том же секретном документе (раздел ПУ,
пункт А-4), — необходимо использовать
5 первую очередь на следующих участках
работы:

Горное делю, дорожное строительство, во-
енная промынпленность (танки, орудия,
аппаратура для самолётов), сельское хо-
зяйство, строительство, крушные мастер-
ские (сапожные мастерские), специальные
команды для срочных непредвиденных ра-

».

В названном документе Геринг в следу-
ющих словах подтвердил, что ритлеровская
клика нагло попирает элементарные меж-
дународные нормы и правила, применяе-
мые к гражданскому населению оккупи-
рованных территорий: «Использование
русеких гражданских рабочих, — говорит-
ся в разделе «Б» секретных указаний, —
и обращение с ними должны практически
ни в чем не отличаться от использования
военнопленных и обращения с вими».

Беочеловечность режима, установленного
немецкими фалтистами для советских воен-
нопленных, общеиавестна.

Наконец, в-том же документе Геринг
Jal кровожалный приказ не щалить ¢o-
ветских людей, пригнанных в Германию, и
раеправляться © ними самым  жестоБим
©бразох под любым предлогом. Этот при-
каз, солержамцийся в pastete IV, пункта
А-1 упомянутого документа, гласит: «При
применении мер полдержания порядка ре-
шающим соображением являются быстрота
и строгость. Должны применяться лишь
следующие разновидности нажазания, 663
промеждточных ступеней: лишетие пита-
вия и смертная каэнь решением воешно-
полевого суда».

Для проведения в жиоць чудовищной

рабовладельческой программы был создан
огромный чинорничий аппарат. «Главным
уполномоченным по использованию рабо-
чей силы» Гитлер назначил приказом от
21 марта 1942 года гаулейтера Фрица
Заукеля. Последний 20 апреля 1942 года
разослал в строго секретном перахке пра-
вительственным и военным органам свою
«Программу главного уполномоченного по
использованию рабочей силы». В этом до-
кументе говорится: «Крайне необходимо
полностью использовать в оккупированных
советсвих областях имеющиеся людекие ре-
зервы. Если не удастся добровольно при-
ваечь нужную рабочую силу, то необходи-
мо немедленно приступить к мобилизажии
или к ‘принудительному поднисанию инди-
видуальных обязательств. Наряду ве уже
имеющимися военнопленными, ‚ находящи-
мися в оккупированных областях, главным
образом необходима мобилизащия граждан-
ских квалифицированных рабочих и ра-
ботнин из советских областей в возрасте
старше 15 лет для использования их на
работе в Германии».

чи», пункт 4) Фриц Заукель заявлял;

«Для того, чтобы заметно разгрузить от
работы крайне занятую немецкую кресть-
янку, фюрер порузил мне доставить в
Германию из восточных областей 400—
500 тысяч отборных, здоровых и крепких
девушек». ;

Агенты Заукеля приступили ‘к учёту
всего работоснособного населения в обк\-
пированных районах СССР. Взятым ua
учёт гражданам предлагали «добровольно»
выехать на работу в Германию. Нэ так
как добровольцев почти не оказалось,
немпь распорядились применить меры на-
силия. Ещё 26 января 1942 года «Хозяй-
ственный штаб германского — команлозз-
ния на Востоке» в секретной инструкции
№ БР 98. 510/42 требовал:

«Если числу добровольцев не опразда-
ет ожиданий, то согласно приказанию ‘во
время вербовки следует применять самые
строгие меры».

Подстёгивая своих подчинённых, Фриц
Заукель  телеграфирует им 31 марта
1942 г. за № ФА 5780.28/729 следую-
щий приказ:

«Вербовка, за которую Вы отвечаете,
должна форсироваться всеми доступными
мерами, включая  сурэвое применепие:’
принципа поинудительности труда».

«Вербовшики». работорговпа  Заукеля
изошрялись в разных мерах давления 13
советских граждан, чтобы завлечь их в
немецко-фалцистское рабство. Тех, кто не
являлся По вызову оккупационных B.1a-
стей, лишали всех средетв к существова-
нию. Изголодавиеихся людей  заманивали
на вокзалы под предлогом раздачи хлеба,
& затем оцепляли боллатами и под утро-
зой расстрела грузили в этшеловы. Но и
эти меры ‘не помогали. Тогда немецкие
власти етали делать развёрстку по торо-
лам и сельским районам, причём каждый
город и район должны были обязательчо
поставить определенное число жителей
для отправки в Германию. Таё, № райэ-
наи оккупированной части  Лениаграл-
ской области, в частности в районе Ло-
жеревицы, был разослан приказ” герман-
ских коменлатур следующего содержалия:

«Волостным бургомистрам!.. Так как
0 сих пор на работу в Германию заявл-
лось очень малое количество людей, то
кажлый волостной бургомистр. должен ©9-
вместно со старостами деревень поставить
ещё по 15 и больше человек с каждой
волости лая работы в Германии, Постазить
людей поздоровее и в возрасте ат 15 д

В той же «программе» (раздел «Зада-

50 лет. Этих людей нужно ‘обязательно 10
4 июня 1942 года прислать в Пожереви-
цы. Комендант Пожеревицых. ’

В распоряжении Советского Правитель-
ства имеется полный текст доклада на-
чальпика политической полиции”и еслуж-
бы безопасности при руководителе В
Харькове «0 положении в городе Харько-
ве с 23 июля по 9 сентября 1942 года».

«Вербовка рабочей силь» -—— гэворитея
в. этом документе, — доставляет соответ-.
ствующим учреждениям беспокойство, ибо
срехи населения наблюдается крайне от-
рицательное отношение к отправке на ра-
боту в Германию. Положение в настоящее
время таково, что каждый всеми средства-

мч старается избежать вербовки (притво-
ряются больными, бегут в леса, подку-
пают чиновников и т. д.). 0 добровольной
отправке в Германию уже давно не может
быть и речи».

Таким образом, из официальных гер-
манских документов явствует, что Macco-
вый вод советских граждан в немецкое
рабство, с приравнением их к военно-
пленным, являлся задачей, зараное по-
ставленной гитлеровскими главарями пе-
ред немецко-фапгистскими оккупационны-
ми властями, и что для осуществления
э1ой задачи оккупанты че  останавлива-
лись ни перед каким насилием над совет-
ским гражданским населением.

И.

Насильственный увод советских людей
в немецко-фашистское рабство

Во исполнение злодейских планов гит-
леровского правительства немецкие власти
организовали массовый увод мирного со-
ветского населения в немецкую неволю
со всей оккупированной советекой терри-
тории, уже и не пытаясь соблюдать даже
видимости какой-либо «добровольности».
На захватывавшейся немцами советской
земле нет буквально ни одного города, ни
одного села, ни одного населённого пунк-.
та, из которого немецко-фашистские раз-
бойники не угнали бы в рабство значи-
тельную часть населения, составляющую в
некоторых крунных городах десятки тысяч
мужчин, женщин, подростков и детей.

Так, из Кривого Рога немцы насильно
увезли свыше 20 тысяч человек, из Кур-
ска и прилегающих 9 районов 29.38 Е чел.,
из Харькова (по официальным германских
данным на август 1942 года) свынне 32
тысяч, из. Мариуполя — 60 тысяч, из
Сталино на принудительные работы в Гер-
манию был отправлен до июля 1942 года
101 эшелон. Из одного только села Мали-
новка, Харьковской области, гитлеровцы
угнали в немецкое рабство 820 мужчин,
женщин и детей. В сэле Солдатском Воро-
нежской области гитлеровцы ° собрали из
окрестных деревень 11
среди которых было много женщин. под-
ростков и детей; несколько лней несчаст-
ные ютились в конющшнях, сараях, землян-
ках; немецкие власти морили их голодом и
никуха не выпускали, а затем погнали в
Германию. В Воронцово-Александровеком,
Ставропольского края, гитлеровцы нака-
нуне своего отступления согнали 800 co-
BeTCRUX граждан с тем, чтобы насильно от-
править их в Германию, и только _подо-
спевшие части Красной Армии спасли мир-
ных жителей от стралиой участи.

Во всех освобождённых от захватчиков
рородах и сёлах части Красной Армии o6-
наруживают многочисленные факты массо-
вого угона гражданского населения в не-`
мецкое рабство. Имеются признания гит-
леровских главарей, дающие некоторое
представление о гигантских масиетабах
небывалого в истории цивилизованных на-
родов пленения и ` превращения в рабов
миллионов мирных жителей. Так, по утвер-
ждению гитлеровского сатрапа «рейхско-
миссара Убраины» Эриха Коха, опублико-
ванному в январе 1943 г. в газете «Дей-
че Украине Цейтунг», «в Германию отпра-
влено 710 тысяч‘ украинцев». По заявле-
Ню возглавляемого Заукелем «Управления
по использованию рабочей силы», опубли-
кованному в газете «Минскер Цейтунг» 14
января с. г., «за 1942 год в Германию
отправлено около 2 миллионов душ из ок-
вупированных областей на, Востоке».

Как вино из документальных материа-
лов и показаний жителей освобождённых
Ерасной Армией районов, немецко-фз-
шистские власти из месяца в месяц охва-
тывали своей насяльной «вербовкой» всё
новые категории населения и в некоторых
вунктах, особенно при отступлении, `Узо-
ДилИ с 6000й, для отправки в глубокий
германский тыл, поголовно всё население,
способное передвигаться, Если ранее агея-
ты гитлеровских работорговцев  стреми-
лись отбирать лишь физически наиболее
здоровых и выносливых, в возрасте прей--
мущественно от 15 дэ 45 лет, то за по-
следние месяцы, совпадающие с проводи-
мой гитлеровцами «тотальной» (всеоб’эм-
лющей) мобилизацией, в рабство уволятся
и больные, и инвалиды, причём возраст
порабощаемых колеблется уже между 123
и 60 годами. С присущей гитлеровизм
садистской жестокостью ` они разбивают
при ‘уводе в рабство семьи, разлучая ро-
дителей и детей, братьев и сестёр, méH u
мужей.

Целые города г районы обёзлюдели в
результате организованного похищения и
истребления советских людей гитлеров-
скими людоедами. Bor некоторые’ типич-
ные данные по недавно  освобождённому
Краспой Армией Гжатекому району, Смэ-
ленской области: в этом районе, насчиты-
вавшем до немецкой оккупации 32 тыся-
ЧИ жителей, осталсь к моменту прихода
Красной Армии около 7 с половиной ты-
«яч человек, причём из деревень Гжат-
ского района в Германию было утнано
5.419 человек. в том числе 624 «padoto-
способных» ребёнка в возрасте менее 14
лет, а в городе Гжатске, в котором до
оккупации было более 13 тысяч жителей,
в день освобождеция-от здхватчиков оба-

тысяч человек, т

залось немногим больше одной тысячи че-
ловек в полавляющем большинстве
евоём разлучённых со своими родителями
малолетних детей.

Угону советеких людей в немецкую .не-
волю почти повсеместно сопутствуют кро-
вавые репрессии захватчиков против б-
ветских граждан, укрывающихся от axd-
тящихея за ними работорговцев. Так, ъ
Гжатоке немцы расстреляли 75 мирных
Жителей города, не явившихся Ha cOop-
ный пункт; куда они были вызваны по-
вестками коменданта для отправки в Гер-
манию. В Полтаве в конце декабря 1942
года быма приговорена к повешению грун-
па 65 желеснодорожников, отказавшихся
ехать на гитлеровскую каторгу в Герма-
нию. Оккупационные власти приразнива-
ют всех уклоняющихся от «вербовки» в
Перманию — к партизанам, об’являют их
внё «закона», направляют карательные
экспедиции в районы, He выполнившие
«разверстки» по поставке рабов, сжигают
пелые деревни. и расстреливают сотни
людей. В деревнях Слуцкого района p Be-
лоруссии в конце февраля с. г. были вы-
вешены 06 явления за подписью  герман-
ского окружного комиссара, в котооых
ъ‘товорилось: «Вее жители, как мужчины,
так и женщины, . рождения 1900-—1927
гг., должны явиться 2 марта 1943 года в
10 yaeos утра в уеэдную управу для 0е-
видетельствования и отправки на pad-ry
в Германию. Взять © собой одежду, обувь
й мариевое питание на 3—4 дня. Ито
не явится —— будет заподозрен в банлия
тизме и с ним поступят соответствующим
образом». В Белоруссии, в районе Ганце-
вичи (юго-восточнее Барановичи) немец-
кая карательная экепедиция  сожглз в
первой половине марта. с. г. десятки де-
ревень и расстрелял» сотни жителей в ви-
де репрессий за неявку жителей для
этправки на немецкую каторгу.

Из различных пунктов Литовской и
Латвийской ССР сообщают об организовая-
ной гитлеровцами охоте н» лючей, загз-
няемых как на принудительные работы
по строительству укреплений, так и на
сборные пункты для отправки в немецкое
рабство в Германию и оккупированные
ею страны. Ha строительство  оборони-
тельных сооружений в Прибалтийских co-
ветских республиках мобилизовано свыше
300 тысяч человек, причём против укло-
няющихся от занесения в”бписки тах нз-
зываемого «трудового фронта» H OT OT-
правки з Германию применяются самые
жестокие репрессии, вплоть до повеше-

Советские граждане на захваченных
немцами территориях всё чаще и всё ©р-
ганизованнее оказызалот немецким радо-
владельцам и их атентам  мужественное
сопротивление. Из прибалтийских, укра-
ииских, белорусских районов поступают
многочисленные сообщения © массовом
уходе не только взрослого мужекого насе-
ления, но и скрывающихея от угона в
Германию женщин и подростков—в пар-
тизанские отряды, в рядах которых они
ограждают свою свободу. Рост. нартизам-
ского движения в связи с сопротивлением
советских людей насильственному уводу
их в немецкое рабство с тревогой при-
знаётся в ряде секретных донесений гер-
манских военных и полицейских органов.

Угоняя советских людей в фашистское
рабство, немцье. устраивают на ‘них обла-
вы, организуют карательные экспедиции,
оцепляют целые районы, города, ловят
людей на’ дорогах, загоняют на сборные
пункты. В распоряжении Советского Пра-
вительства имеются многочисленные ма-
териалы, рисующие нечеловеческие усло-
вия насильственной отправки советских
мирных граждан в Германию в заколочен-
ных, охраняемых солдатами или лолицией
вагонах. День и ночь из оккупированных
районов Украины, Белоруюсии и России
идут. в Германию эшелоны невольников.
Людей грузят как скот, по 60—70 чело-
век в один товарный вагон. Обессилевних
ий больных выбрасывают из вагонов, под
откос, устилая трупами советских людей
дороги на запад.

Вырвавшаяся из фантистского плена жя-
тельница освобожденного частями Красной
Ариви горола Миллерово Раиса Давыденко
рассказывает: «В холодных товарных ва-
тонах было так тесно, что нельзя было
даже повернуться. В каждом вагоне ехал

надзиратель, который. на. всякую просьбу!

отвечат ‘ударом палки. Всю дорогу
морили голодом...».

Колхозница Варвара Бахтина из села
Николаевка, Курской области, рассказыва-
ет: «В Вурске нас впихнули в телятник по
50—60 человек в вагон. Выходить
разрешали. Немецкий часовой то и дело
отпускал нам подзатыльники. В Льгове
нас высадили, здесь мы проходили осмотр
‘специальной комиссии. В присутствии сол-
дат заставляли раздеваться догола, осмат-
ривали тело. Чем ближе в Германии, тем
всё больше пустел нал эшелон. Из Курска
взяли 3 000 человек, но почти на кажлой
станции выбрасывали больных и умираю-
щих с толоду людей. В Германии нас за-
ключили в лагерь,. где находились совет-
ские военнопленные. Это был участок в
лесу, обнесбнный высовой оградой из ко-
лючей проволоки. Через четыре дня нас
распределили по местам. Я, моя сестра
Балентина и еще 13 девушек попали на
военный завод».

Вырвавитийся 8 октября 1949 тома из
Германии Белошкурский Владимир Петро-
вич, 1924 года рождения, жаитель села
Средне-Теплое, Верхне-Теплянского °райо-

Hac

He

на, Воротиловградской области, сообщил:
«В пути немецкие солдаты нас избивали.
Я видел сам, когда наши подростки выбе-
гали на станциях попить воды, но солла-
ты их избивали. Избиению подвергались
также мобилизованные девушки, их заго-
HATH в вагоны и запирали на замки.
Гражданское население Германии оскорб-
ляло нас, сыпало в глаза песок и бросало
камни, а дети дразнили нас словами «рус-
ские свиньи» Ham эшелон находился в
пути 12 суток. 18 сентября 1942 г. мы
прибыли в немецкий горол Галле. Когла
мы прибыли, нас выстроили, пришли ве-
мецкие барыни, начали выбирать себе де-
вушек в рабыни».

Таким образом, следует считать уста-

‘новленных, что немецко-фалпистские вла-

сти, пытаясь заполучить миллионы рабов,
применяют по отношению к советекому
гражданскому населению зверские  наси-
лия, а также создают пря отправке захва-
ченных советских граждан в немецкую не-
волю такие условия, при которых значи-.
тельная их часть гибнет уже в пути от
голода, побоев и скотоких условий перево-
за людей в Германию.

Ш.
Нечеловеческие мучения и гибель советских
граждан в немецко-фашистской неволе

Для сотен тысяч советских гражлан, yr-
ванных в Германию, гитлеровские  рабо-
владельцы установили ещё более ужасные
условия каторжнюого труда, чем в худшие
времена древнего рабовладения. Советские
граждане загнаны в концентрационные ла-
гери,  огороженные колючей проволокой.

гонят на работу и возвращают колон-
нахи, под охраной вооружённых гитлеров-
цев. Советских людей лишили имени, их
вызывают по номерам. Русские и украин-
пы получают специальные опознаватель-
НЫе знаки: „ервые — знак с белой окан-
TOBKOH по краям и словом «Ост» по сере-
дине; вторые — носят такой же знак, с
желтой окантовкой. Советские граждане не
смеют отлучаться из лагеря. Для совет-
ских людей, ввергнутых в рабство, уста-
новлен голодный режим. Геринг предписал
в своих упомянутых выше указаниях:

«Русский неприхотлив, поэтому его лег-
ко прокормить без заметного нарушения
нантего продовольственного баланса. Ero
не следует баловать или приучать к не-
мецкой пище».

В самих фашистских немецких тазетах
встречаются такие описания положения со-
ветских граждан в Германии, как напри-
мер, следующее опубликованное во «Франк-

тер цейтунг» 17 апреля 1942 г.:

«Рабочие оккупированных советских об-
ластей стоят в лагере, огражденном колю-
чей проволокой. Этих людей, привезенных
из Харьковского района в Германию, нуж-
но, разумеется, держать в строгости, смот-
реть за ними, ибо нет никакой гарантии,
что между ними нет большевиков, способ-
ных к актам саботажа. Их ближайший на-
чальник... поддерживает авторитет при по-
мощи кнута». ;

Страшные документы  мечеловеческих
страданий наших людей на немецкой ка-
торге отражены в письмах к родиым.

«Мамочка, — пишет Нона, Г. 8 октября
1942 г. из немецкого лагеря, — погода
здесь плохая, идут всё время дожди. Я
хожу босая, потому что у меня обуви нет.
Хожу, как нищая. Хлеб получаем два ра-
за в день по 100 грамм. Работаем 12 чз-
сов в день. Мамочка, тоска ужасная. Вро-
ме завода и бараков ничего не знаем. Вак

приду с работы, упаду на кровать, напла-
чусь вдоволь, вопомню дом и Ва, и с
тем засну. За короткое время Hamel жиз-
ни здесь мы все выбились из сил, недосы-
паем, недоедаем. В маленькой комнате Hac
16 человек, все украинки и я. Если при-
дётся увидеться, то расскажу всё. Но уви-
деться наврях ли прихотся, нотому что зи-
моваль остаёмся в летних бараках из до-
con. При таком питании, да без сна», да
голой и босой не выжить мне, Если м0-
жете, не откажите в моей просьбе, вы-
шлите чеснову и луку, потому что пища
однообразная. У меня уже болят дёены —
цынга начинается». ;

В другом письме, 10 ноября 1942 r.,
та Me советская девушка пишет; «Ната,
жизнь, мамочка, хуже, чем у собак. Суп
дают такой же зелбиый, который попреж-
нему никто не ест. У меня от думок иссох
мозг и глаза от слёз не видят. Сегодня вее
12 часов работали голодные. Но плачь, не
плачь, & работать нужно... Какая может
быть работа У человека голодного изо
дня в день. Придёт начальник или сбоку
сидящая немка подгонит: «Нона, арбайтен
шнеллер, шнеллер!» («Нона, быстрее, бы-
стрее работать!»). Дорогая мамочка, как
мне тяжело без Вас. Я не в силах едер-
жать рыдания. Я от обиды плачу. 0, есть
ещё хуже, ещё тяжелее, но я не в силах
описать... Мы уже привыкли к тому, что
в два часа ночи открывается дверь, поли-
цай зажигает. огонь и кричих  «Ауф-
штэен!» («Встать!»). Сразу все встаём и
выходим во двор. Стоим час. Начинают
нас считать. Ждём вторую смену, когда
войдет во двор. Вамерзаем, пока стоим во
дворе. Мыслимо ли -—— почти босые всё.

Asan Dye родов до ет шли. м

tab ВЕ

роз. Я просто не в силах всех пережива-
ний и мучений описать... Мамочка, я уста-
ла. В город нас не отпускают, живём в
лесу. Прослышали, что нас переводят на
другой завод. Сейчас работаем вместе с
украинцами, французами и сербами. Ма-
мочка, если можно, то вышлите посылку—
луку и чесноку — у меня цыйга. Не от-
кажите в моей просьбе».

Увезенная в Германию девушка Мала
Н. из Ворошиловградекой области пишет
своей матери:

«Здравствуй моя дорогая и любимая ма-
мочка. Пишу тебе письмо четвертое, ‘но
ответа нет никакого. Мама, живу я Y
хозяина. Семья маленькая: их двое и одлн
ребенок, но работы мне, мама, хватает.
Всего 8 комнат и один коридор. Встаю в
5 ч. утра, ложлеь я в 10 часов ночи.
Мама, каждый день стираю я утром и ве-
чером. Хозяин всегда кричит, так я его
боюсь, что я ужасаюсь и кричу во сне.
За всё время один раз пустили меня в
воскресенье в латерь к нашим Я верну-
лась и опоздала на полчаса. Мама. как
меня хозяин бил по лицу, рвал за волосы,
так я всю жизнь не забулу. Мама, запла-
THIH мне за месяп 7 марок и 50 пфен.
Своё я последнее дотираю, нет ничего у
меня ихнего. Мама, нам говорили, чтобы
мы послали домой письма, чтобы из дому
выслали пальто, валенки. Прошу тебя, 30-
лотая мамочка, будут нажимать, ничего
сюда не шли, всё равно не получу. Что
мне делать? Домой не отпускают, & боль-
ше терпеть нет сил. Кажлый лень плачу
и наверное один выход, покончить свою
жизнь. Мама, родная, если хочешь видеть
меня живой, выручи меня отсюда из не-
воли. Далыше я не могу жить и всё это
терпеть. Мама, родная, постарайся 90
сделать. Я тебя отблагодарю, если только
буду жива: Ну, мамочка, болыше не могу
писать, слёзы душат. Целую всех родных.
Твоя пока дочь — Маша».

Советская девушка Надя J. пишет из
г. Хемнипа на родину: «Дорогая мама! Мы
живём в бараке — 60 душ, спим на со-
леме; В`Этом бараке очень холодно. На ра-
боту мы холим на трикотажную фабрику.
Работаем с 6 часов утра ло 9 часов вече-
ра, есть нам дают утром тарелку окропу
(кипятку) и 50 гр. хлеба,.на обед суп без
хлеба, на ужин суп без хлеба. А ещё на
работе дают хлеб — утром 25 тр. и в 0бёд
25 гр. Пища, дорогая мама, плоховата, но
это ничего, если бы только ‘ломой. Пись-
м0 мы вадпе получили, мама, и плакали.
Очень я тоскую, что живу в неволе. Не
вижу света, не вижу ничего, кроме свое-
го барака страшного. Наё водят на работу
и.с работы, как невольников».

Маня К. пишет родителям: «Мы живём
в Германии в городе Бланкенбурге. Рабо-
таем у хозяина 33 человека. Здесь и ук-
раинцы, поляки, французы и русские.
Кормят нас плохо. Хлеба дают очень мало.
Работы по горло. За нами смотрит надзи-
ратель. 3a каждым нашим шагом следят.
Никуда не пускают. Только с работы, да
на работу. Работаем по 12 часов, а нз
работу ходить не в чем. Ленег нам не ла-
ют, Дорогой палочка, как надоело быть
невольниками и работать не знаю на кого
и за что. Да и труд наш не ценят. Hac
все преследуют и смеются. Были бы кры-

лышки прилетела бы на родную сторон-
Ey».

Девушка Ф. Н. пишет родителям в

Eypex во время его оккупации немцами:

«Мы в Германии заключённые. Нам жи-

вётся очень плохо. Работаем в поле. Пи-
Таемся два раза — утром 200 трамм хлеба
и в обел олну миску супа. Работы очень
много. Я очень, очень жалею, что’ уеха-
ла в Германию. У нашего хозяина 28 че-
ловек — русские, польки, француженки.
Ероме того, 15 польских девушек у друго-

>.   2 КОнончание на_2-й стро).