на
+}

я

тм
+

re

=

г

мы ЕЗЫ +.

ml

Seah Seed See oreo eek at

2.

Si Sec

м

пел М>

?
:

AS eee ee ee hr a re

7 `

` ПРОЛЕТАР РАН, ИНЯЙТЕСЬТ в
_ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ:   Ненависть, презрение к навеки проклятым Гитлеровцам за содеянные

ыы = =    MMM Ha советской земле. злодеяния. зовёт воинов Красной Армии
27+ Ч  к отмщению. Мстить за чудовишное умершвление мирных советских

== АВГУСТА 1943 Г,     людей на Кубани! Мстить за кровь мирных. советских людей

I № go)     Ha Crapponoapuunel 3a все преступления гитлеровцев воздать

ic ae ри им полной мерой — таков святой девиз.‘ доблестных бойцов

МА ` и. командиров Красной Армии!

Е ы

MOIGK

и: 194\

СООБШЕНИЕ-

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЯ НЕМЕЦНО-
ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ И ПРИЧИНЕННОГО ИМИ УЩЕРБА ГРАЖДАНАМ, КОЛХОЗАМ,
ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ СССР

О ЗЛОДЕЯНИЯХ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ. ОККУПАНТОВ
В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

фебелем Шмитцем вывезли из Став-
ропольской психиатрической боль-
ницы и умеёртвили окисью углерода
в автомашинах 660 человек боль-
ных. а

Для того, чтобы скрыть ‹еледы
своих кровавых преступлений OT
населения города, ‘фашистские из-
верги об’явили главному врачу
больницы доктору Гамбарову Д. С.
н медицинскому персоналу, что они
всех больных переводят из города
Ставрополя в больницы сёл Донское
и Пролетарское, где подготовлено
всё необходимое для приема—спе-
циальное оборудование и квалифи-
цированный немецкий медицинский
персонал, а в действительности всех
больных умертвили,.

Установлено, что с начала окку-
пации города Кисловодска санато-
рий. Наркомнефти, оборудованный и
оснащенный по последнему слову
медицинской науки и техники, был
занят под немецкий лазарет
№ 31136. Начальником этого лазаре-
та был немец обер-артц Геллер.
Бесчеловечное, зверское отношение
К советским гражданам началось ¢
первых же дней. Пощечины, пор-
ки, розги, угрозы, напоминания о
расстрелах и репрессиях были
обычным явлением жизни He-
мецкого  лазарета. Советские лю-
ди жили в вечном страхе и уг-
нетении. _ Немцы использовали
лучших советских. врачей, меди-
цинских сестер и другой  меди-
цинский персонал на черной работе
— уборке мусорных ям, уборных и*
трязных патрульных помещений. На
такую работу были поставлены:
врач-терапевт Анищик М. И., crap-
шие медицинские сестры: Баташева
М. Е., Киселева А. Н. и Козлова
Е. В. Особыми зверствами отлича-
лась немецкая медсестра Минна,
которая избила старнтую операцион-
ную медицинскую сестру Буримову
Ф. А., санитарок Коломийцеву Н. Е.,
Галенину Е. П. и Фицкую ®. И. Эта
Минна_в своей ненависти к совет-
ским людям доходила до исступле-
ния; она беспощадно избивала, ку-
сала и щшинала —езои жертвы. За
избиениями следовали порки розга-
ми до потери сознания.

Так, старший фельдфебель Рома-
кау и фельдфебель Райф, по при-

и

т

_ От Советского Инфоргабюро _

Оперативная сводка за 4 августа \- -

В течение 4 августа наши войска на ОРЛОВСКОМ направлении про-

опжали успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от

до 10 километров, ворвались в ОРЕЛ, где ведут уличные бои с про-
тивником, Нашими войсками на Орловском направлении за день бозв
занято свыше 80 населённых пунктов, в том числе железнодорожные
станции СТАЛЬНОЙ КОНЬ (6 километров севернее Орла) и СВЕТЛАЯ
ЖИЗНЬ (4 кипометра южнее Орла).

На БЕЛГОРОДСКОМ направлении наши войска завязали бон с про-
тивником, продвинулись вперёд на 10 кипометров и серьезно улучшили
свон позиции,

В Донбассе в районе юго-западнее ВОРОШИЛОВГРАДА наши войска
вепи бои местного значения, в результате которых улучшили свой пс-
виции. -

На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районе севернее и восточнее Мга —
рртипперийско-миномётная перестрелка с обеих сторон. .

В течение 3 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтэ-
жили 236 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артил-
лерии сбито 138 самопётов противника.

ххх

’ На Орловском направлении наши   Н-ской части вели бои местного
войска продолжали наступление. значения. Наши бойцы очистили от
Северо-западлнее Орла немцы Н6-  гитлеровцев рощу и захватили силь-
прерывно бросали в контратаки   но укреплённые позиции. Против-
лехоту, : поддержанную танками,   ник, стремясь задержать продвиже-
самоходными орудиями и авиаци-   ние советских подразделений, пред-
ей. Советские войска азили вое   принял несколько контратак. При
хонтратаки противника налесли   отражении контратак противника
ему большой урон. Подбнто и сож-   наши бойцы истребили несколько
жено 32 немецких танкз и уничто-   сот гитлеревцев, подбили и унич-
жено до полка пехоты поотивника.   тожили 4 немецких танка. Захваче-
Пленные сообщают, что 211 немец-   ны пленные.
кая пехотная дивизия в последних *
боях потеряла свыше 70 процентов Северо-восточнее Новороссийска
‚личного состава. труппа разведчиков, под командо-
Советские войска, сломив сопро-   Ванием капитана Орлова, ночью
тивление немцев, ворвались в Орел,   ворвалась в немецкие траншеи и
тде ведут уличные бон с против-   УНИчТтожила большую группу гитле-
Ником. , ровцев. Разведчики захватили тро-
Юго-западнее Орла наши войска   Феи и благополучно вернулись В
продвинулись от 6 до 10 километ.   CBOW часть. Снайперы Н-ското пед-
ров и заняли более 40 населённых   Разделения за семь дней истребили
пунктов. Особенно ожесточённые бои   66 вражеских солдат. Снайпер т.
произошли за один населённый» СЫСоев уничтожил 12 немцев, т,
пункт, упорно защищавшийся про-  Вилгурин — 8, тт. Кондратенко и
хивником. Советские бойцы pa3- Скопцов убили по 7 гитлеровцев
тромили немецкий гарнизон, оборо-   Каждый. че

хявший этот пункт, и заняли его.   »

В этих боях наши части уничто- азвелчики партизанского  отря-

жили до 1.500 гитлеровцев, 18 тан- А м a, Auge. Be DAMON. WB С

хов, 13 артиллерийских и мино-    НОВ огил@вской области, узнали,
что немцы ‚готовят нападение Ha

мётных батарей и более 120 авто- партизанскую базу. Командование
машин © боеприпасам :
ae и. Захвачены   отряда решило опередить врага. На

противнчка а =
ae eg oa et = PY    pacepete 27 WOAd NapTH3aHH внезал-
феи’ На другом Не we’   HO атаковали немецкий карательный
единение, преследуя отступающею seen и истребили 68 гитлеровцев.
противника, уничтожило свыше а я aed Е а
1.000 немецких солдат и офицеров. eh Paces Zs — re :
Затвачено 10 орудий, 32 мином@та,   ия пустили под ^ откос немецкий

110 пулемётов, 11 тысяч снарядов,
2 миллиона патроноя, 68 токи но. воинский эшелон. Разбиты паровоз
и 30 вагонов.

роха и взрывчатых веществ. *
Наша авиация бомбила й штур- Пленный командир 3 самокатно-

а колонны DOHCK противника.  0 эскадрона отдельного батальона
воздушных боях в течение ДНЯ   262 немецкой пехотной  дизизми

Преступные действия немецких
оккупантов в Ставрополе, Георгиев-
`ске, Кисловодске, Ессентуках, Мине-
ральных Водах, Железноводске и в
Теберде засвидетельствованы акта-
ми комиссий, заявлениями потер-
певзиих, показаниями свидетелей,
заключениями медицинских экспер-
тов, документальными мАтериалами
& также подтверждаются членом
Чрезвычайной Государственной Ко-
миссии академиком Алексеем Тол-
стым, лично посетившим эти города
и районы Ставропольского края в
установившим факты чудовищных
злодеяний и массового истребления
мирных советских граждан.

Установлено, что перед отступле-
нием из города Георгиевска 9 и 10
января с. г. по приказу начальни-
ка немецких лазаретов шеф-врача
барона фон Гайман, с целью отрав-
ления советских людей, немецкие
солдаты продали на городском рын-
ке спирт и питьевую соду, причем
спирт оказался метиловым, & «сода»
— шщавелевой кислотой. Произошло
массовое отравление жителей горо-
да. Из 714 случаев были отравлены
метиловым спиртом 214 человек и
50 человек совершенно потеряли
зрение — ослепли.

Тяжблое отравление многие жи-
тели получили от так называемой
«соды», которую они примешивали
в тесто для выпечки хлеба.

Установлено массовое истребление
немпами мирного советского населе-
ния путём отравления окисью уг-
лерода в специально оборудованных
автомашинах — «душегубках». Воен-
нопленный Фенихель Е. М. сообщил:

— «Работая автомехаником, я имел
возможность детально ознакомиться
с устройством автомапгин, специаль-
но приспособленных для удушения
— уничтожения людей отработанным
тазом. Таких машин в городе Став-
рополе при гестапо было несколько.

Устройство её было таково: кузов
длиной, примерно, 5 метров, шири-
ной два с половиной метра, высота
кузова также, примерно, два с по-
ловиной метра. Кузов имел форму
вагона, без окон, внутри обит оцин-
кованным железом, на полу, тоже
обитом железом, лежали  деревян-
ные решетки; дверь кузова обита
резиной, с помощью автоматическо-

На основании показаний  жите-
лей города Минеральные Воды, очеч
видцев фашистских злодеяний: Лич
сицина Ф. М., Михеева Н. В., Besos
усовой_Е. Е., Розанова А. Н. и дру=
гих, & также машинистов паровоз=
ного дено Минеральные Воды —
Павлова А. М. и Сапунова А. В
сопровождавших со станции Кисло-
водск эшелон с еврейским населе-
нием в составе 18 платформ и двух
вагонов, установлено, что прибыв-
шие 9 сентября 1942 г. в эшелоне
со станции Кисловодск около 2.000
советских граждан по национально
сти евреи были, по приказу коменя
данта города Кисловодска Поль,
начальника гестапо города Кисло=
водска Вельбен, его помощника Ве-
бер и коменданта города Минераль-
ные Воды майора Барт, расстреля-
ны в противотанковом рву против
стекольного завода, в двух с поло»
виной километрах от г. Минераль-
ные Воды. Здесь же были расстре=
ляны тысячи евреев с их семьями,
вывезенные из Ессентуков и Пяти-
горска.

10 июля 1943 г. членом Чрезвы»
чайной Государственной Комиссии
академиком Алексеем Толстым была
произведена раскопка этото прсти-
вотанкового рва на протяжении 551
метра. Комиссия установила, что в
этом противотанковом рву находит-
ся не менее 6.300 зверски расстре-
лянных советских граждан.

Установлено, что организаторами
истязаний и расстрелов советских
граждан в г. Минеральные Воды
были немецкий военный комендант
города майор Барт и начальник по.
левой жандармерии штаб-фельдфе-
бель Ройтгард, но приказу которых
расстреляны железнодорожники, ра»
бочие и служащие советских учреж.
дений.

При вскрытии того же противо-
танкового рва были опознаны трупы
граждан Минеральные-Воды — кон-
дуктора Табурченко И. К. его сына
учителя Табурченко В. И. кондук-
тора Кукса И. П., токаря паровозно.
то депо Захарова М. И. машиниста
депо Советовг_И. А. и других.
Чрезвычайная Государственная
Комиссия считает ответственными
за совершенные злодеяния в горо-
дах: Ставрополе, Георгиевске, Кис-

установлено: труп 4-месячной  сия Иосифовна, 1908 года рождения,
девочки насильственных призна-  проживающая в городе Пятигорске,
ков смерти не имел, ребенок был  по улице Власова, № 3, была аре-
брошен в овраг живым и По-  стована и заключена в одну из ка-
гиб от удушения; труп мужчины в  мер гестапо; вскоре к ней в камеру
одежде красноармейца с перевязан-  для допроса явился заместитель на-
ной правой рукой и левой ногой,   чальника  гестано обер-лейтенант
рядом с этим трупом обнаружены   Фишер с‘ переводчиком. Переводчик
костыли. При осмотре трупо? мла- предложил ей раздеться и лечь
денцев медицинская экспертиза   вниз лицом на скамейку. После то-
устачовила, что все они были 3а-  го, как она легла на скамейку, па-
живо брошены в овраг вместе C} gay Фишер сам лично избил еб де-
расстрелянными матерями. На всех  ревянной палкой” до потери созна-
остальных трупах обнаружены сле-  ния.
ды пыток и истязаний;: оторванные Не добившись вынужденных  по-
нижние. челюсти, переломанные ко- казаний, переводчик предупредил
нечности, вывихи и изувечевчые   Супрун, что в дальнейшем за «не-
ВХ искренние» показания на допросе
ревультате произведенных рас-  она будет получать по 25 палок и
р gies
= я    шем при допросах её также до по-
было извлечено 322 трупа COBeT-  тери сознания избивал этот же
ских граждан, расстрелянных И  офицер гестапо.
зверски замученных по приказам
военного коменданта города Кисло-
водска Поль, второго комечданта
майора  Лидтке, начальника  геста-
по Вельбена, помощника начальни-
ка гестапо Вебера, гри участии

Чайка Варвара ‘Ивановна, 1912
года рождения, проживающая по
улице Дзержинского, 31, кв. 3, BO
время пребывания в заключении ге-
стапо подвергалась со стороны на-

исполнителей их приказов первого   ЧАЛЬНика тестапо капитана Baan
следователя гестапо Геринта,  вто-  Невероятно жестоким пыткам. Вот
рого следователя Циже, заместите-  ЧТО сообщает 06 этом Чайка В. И:
ля коменданта  тестапо  Келлера, — Я была подвергнута издева-
тачальника хозяйственной части   тельствам и пыткам со стороны на-
гестапо Хаусмана и второго началь-  чальника гестапо немца капитана
ника хозяйственной части Хуше. Винц. Однажды он меня вызвал на

Срели погибших были опознаны   ДОИрос в камеру пыток. В этой ка-
трупы советских граждан Абрамова мере было четыре стола, на полу
П. В., Захарченко Е. И. врача  деревянные решетки и два таза ©
Гольберг Л. А. Кушнаренко И. А.  ВОДОЙ, в которых лежали кожаные
инженера Архиповой 8. И. Ши-  Члетки. На потолке — два кольца с
пиной Е. М., а также были обнару-  Продетыми в них веревками, на ко-
жены следующие документы: пас- торые подвешивали арестованных
порт серии II-BE Ne 509311, выдан- во время пыток. По команде капи-
ный Павлоградской милицией на тана Busy гестаповцы положили
имя Овсеевич Ф. Х. 1900 года рож-  Меня на и сняли с меня всю
дения, эвакуированной из Красно-  одежду и сильно избивали плетьми.
даоского края; паспорт серии Избиениям я подвергалась дважды.
УЛ № 550776 на имя Гуральник  Всего мне нанесли 75 ударов плеть-
М. Л. 1886 года рождечия, урожен-  Ми, отбили почки и выбили 8 зу-
ца Белой Церкви; паспорт серии  005».

Н-ЭЕ № 630361, выданный Днепро- В городе Пятигорске немецкие
петровской милицией на имя Сти-  Власти производили массовое истреб-
скина Е. М. 1896 года рождения,   Ление советских граждан.
уроженца Черниговской области; Бблизи памятника места дуэли
паспорт серии 19 № 520536, вы-  Лермонтова, на горе Машук, были
данный Павлоградской милицией   отрыты пять могил, в которых 06-
21, IV—1941 года на имя Вагнер   наружены 75 трупов.

А. Г. 1901 года рождения, урожен-  Ha Комсомольской поляне, в шести
ца города Павлограда, Днепронпет-  километрах от города Патигорска, у

сбито 54 éra Е у
ние  нь рей Налет ИНЬ a то замка плотно закрывалась. На ра а р р ел я ровской. области, и другие паспорта  подножья горы Машук, в восьмй  ловодеке, Ессентуках, Минеральных
` На Белгородском направлении на- = oe у   Яолу автомашины, под решеткой, дев. и документы, удостоверяющие лич-  могилах обнаружены 125 трупов   Водах, курорте Теберла и других

И. Т. — столяр 58 лет был засечён
резиновыми розгами насмерть; Ми-
дулин А. Я. — повар 50 лет, полу-
чил 35 двойных плетей и был засе-
чён до потери сознания; Мирошни-
ченко В. Г. — сторож: 45 лет, полу-
чил 10 плетей; Федоровский В. Н—
истопник 56 лет, получил 15  пле-
тей.

9-го сентября 1942 г. из санато-
рия Наркомнефти, по приказу во
енного коменданта города Кисло-
водска Поль и начальчика гестапо
Вельбена, обманным путем, под
предлогом отправки в малонаселен-
ные районы Украины, были выве-
зены и расстреляы в противотан-
KOBOM Фву, в районе Минеральных
Вод, лучшие советские врачи, меди-
цинские сестры и обслуживающий
персонал  сэчатория, с семьями,
включая грудных и малолетних де-
тей, инвалидов и стариков — всего
46 человек.

Установлено, что в тороде Кисло-
водоке, в школе № 16, в августе
1942 г, тестановцы  ортанизовали
застенок, где зверски истязали со-
ветских граждан. В этот- застенок
они привезли из Бугурстана и Бе-
кешевки 150 человек арестованных,
эвакуированных из Крыма и co
станции Кавказской. 6-го @ечтября
1942 г. здание школы № 16, где по-
мещались арестованные, оцепили
немецкие солдаты. Затем под’ехали
четыре машины, в которые немцы
стали грузить арестованных. Сна-
чала погрузили в них первую пар-
тню арестованных — одних только
мужчин и увезли. Через некоторое
время эти же машины вермулись и
погрузили оставшихся женщин и
детей. Свои жертвы  гестаповцы
свозили за реку Подкумок и там в
овраге расстреливали. из автоматов-
Среди расстрелянных погибло 47
человек детей от грудного и до 15-
летнего возраста. i

Расстрел 150 советских граждан,
содержавшихся в застенке гестапо
в помещении школы № 16, был про-
изведен по приказу коменданта го-
рода майора Лилтке.

22-го июня 1943 г. под городом
Кисловодском, носле сильного дож-
дя, возле горы. Кольцо, в районе
колхоза им. Кирова, жителями бы-
ли найдечы 26 трупов расстрелян-
ных советоких граждан.

При осмотре и судебно-меди-
цинском  освидетельствовании тру-
пов было установлено среди них:
2 мужских, 15 женских и 9 детских
трупов в возрасте от 2 до 12 лет.
На всех 26 трупах были обнаруже-
ны следы насилий, истязаний: пере-
ломы конечностей и размозженные
черепа.

При осмотре’ другого оврага, рас-
положечного : недалеко or горы Ко-
льцо, на расстоянии 250 метров OT

го товорили о предстоящем летнем
наступлении. Многие мечтали о вто-
ром походе на Москву. Русские
расстроили все эти планы. Нам
приходится отступать, отдавать тер-
риторию, купленную ценой вели-
чайших о жертв. Летние поражения
немецкой армии произвели  гнету-
щее впечатление на солдат и офи-
церов. С потерей территории, и 000-
бенно инициативы, весе больше и
больше солдат и офицеров теряют
веру `в победу. Многие офицеры
считают Гитлера главным виновни-
ком военных поражений Гермавии
на Востоке. Офицеры намеками

‹ На Е фронте проис- выражают недовольство Гитлером за
ходил огневой бой. Наши артилле-   ТО, что он сам назначил себя глав-
ристы и миномётчики уничтожили   Нокомандующим армией. Они тово-
2 немецких танка, несколько ору-   РяТ, что един ефрейтор обходится
дий и взорвали склад боеприпасов.   Германии гораздо дороже, чем в22
Разрушено 30 ДЗОТ’ов и 6 наблю-  ее покойные и здравствующие  ге-
далельных пунктов. В результате   нералы и маршалы вместе взятые.
активных действий наших подраз- Последние события под Орлом
делений уничтожено до 700 вра-   окончательно убедили меня в там,

жеских солдат и офицеров. что Германия проиграет войну.
х Трезво рёссудив, я сдался в плен

Южнее Изюма подразделения   русским».
о —

находились две металлические тру-
бы диаметром, примерно, 1,5 дюй-
ма и длиной два с половиной мет-
ра. Трубы эти между собой были
соединены поперечной такого же
диаметра трубой (расположенные в
форме буквы «Н»). Эти трубы име-
ли частые полусантиметровые отвер-
стия; от поперечной трубы вниз,
через отверстие оцинкованного пола
выходит резиновый шланг, Ha KOH-
це которого шеетигранная гайка с
резьбой, соответствующая резьбе на
конечности выхлопной трубы мото-
ра. Этот шланг навинчивается Ha
выхлопную трубу, и при работе мо-
тора весь отработанный газ идёт во
внутрь кузова этой герметически
закрытой машины. В результате
скопления газов находящийся в
кузове человек через непродолжи-
тельное время умирал. Кузов ма-
шины может вместить 70—80 чело-
век. Мотор на этой автомашине
установлен марки «Зауэр». Кузов
изготовлен в Берлине. и имеет на ле-
вой стороне, вблизи мотора, метал-
лическую дощечку с надинсью: «За-
вод строительства автокузовов ак-
ционерного общества в Берлине>.

Для расправы над советскими
тражданами при гестапо существо-
вала специальная команда числен-
ностью в 25 человек. Возглавлял
эту команду немец обер-лейтенант
Кацендерф и ero помощник обер-
лейтенант Бенцель, а впоследствии
эту Команду возглавлял начальник
«СД-12» обер-лейтенант Клейбер и
его заместитель офицер гестапо
Кнор. Начальником тюрьмы гестапо
был немецкий офицер обер-шар-фю-
рер Вильтельм Шмидт и его заме-
ститель и переводчик венгерец Эн-
гель Николай».

В Ставропольском крае в таких
автомашинах немцы умертвили ты-
сячи ни в ч6м неповинных совет-
ских людей.

Установлено, что в декабре
1942 г. по приказу начальника ге-
%тапо города „Микоян-Шахар обер-
лейтенанта Отто Вебера, было орга-
низовано исключительное по своей
жестокости умерщвление ‹ больных
костным туберкулезом советских де-
тей, находившихся на излечении В
санаториях курорта ‘Теберда. Оче-
видны этого злодеяния сотрудники
детских санаторий, медицинская
сестра Иванова С. Е. и санитарка
Полупанова М. И. сообщили:

— «22-го декабря 1942 г. к под
езду санатория первого отделения
под’ехала немецкая автомашина.
Прибывшие с этой автомашиной
семь немецких солдат вытащили из
санатория 54 тяжело больных ре
бенка в возрасте от тр@х лет, уло-
жили их штабелями в несколько
ярусов в машине, затем захлопнули

ности расстрелянных. зверски замученных, расстрелянных

Установлено, что за время окку-   СОВетских граждан.
пации ‘торода Пятигорска немецки-  В Районе Белой Ромашки, на
ми властями был совершен ряд чу-  Кузнечной улице, против конюшен,
довищных злодеяний над мирными   Обнаружено шесть трупов красно-
советскими гражданами. Главными армейцев, расстрелянных немцами
организаторами и непосредственны- 10 августа 1942 г. В этом же райо-
ми участниками злодеяний над с0-  Н@ около первой городской больни-
ветскими тражданами в городе Пяти-  Цы ‘были отрыты трупы 16 курсан-
торске были: капитан Винц — на-  ТОВ танкового училища. Установле-
чальник тестано «СД-12», бывший   Но, Что немцы добили раненых кур-
работник германского посольства в  Сантов. 4
СССР; обер-лейтенант Фишер, замес-  Всего в засыпанных ямах в райо-
титель начальника тестапо «СД-12»   Не Пятигорска обнаружено 356 тру-
по следственной работе и полков-  П0В замученных и расстрелянных
ник Монц — начальник  полевой  СОВетских граждан, в числе которых
жандармерии. мужчин — 283, женщин и детей

Исключительные по своей жесто-  66 Это не полные данные. Много
кости пытки и истязания советских   Могил ещё не обнаружено.
граждан производились в помеще- Из Пятигорска в октябре месяце
нии тестапо. Так, например, граж-  1942 г. по приказу начальника так

данина Ковальчук Филиппа Акимо-  Называемой  пятигорской «биржи

вича 1891 года рождения, прожи-   ТРУДА», офицера Ланке, было на-
вающего в городе Пятигорске, аре-  Сильственно угнано в рабство в
отовали 27 октября 1942 т. у себя   Германию на каторжные работы 800
на квартире, избили до потери соз- человек советских граждан. Насиль-
нания, затем отвели в гестапо и ственная отправка советских граж-
бросили в одну из камер. Через   дан в Германию сопровождалась
сутки гесталовцы приступили  к издевательствами, избиениями и уг:
его истязаниям и пыткам. Допра-   розами расстрела. :
шиРали и избивали ero только Исключительную жестокость в 06б-
ночью. Для допросов вызывали в  ращении с советскими гражданами
отдельную камеру, где были спе-  при угоне их в Германию проявил
циальные приспособления для пы-  Начальник нятигорской «биржи тру
ток: цепи. с поручнями для за-  Да» бфицер Ланке.
крепления рук и ног. Эти цепи Установлено, что немецкие окку-
были прикреплены к цементному панты с невероятной звериной `не-
полу камеры. Арестованных пред-  Навистью учннили кровавую бойню
варительно раздевали наголо, клали   над еврейским населением г. Кис-
на пол, залем руки и ноги зажо-  Ловодска. 16-го августа 1942 г. на
вывали в цепи. Таким пыткам и  Второй день оккупации города не-
подвергали гр. Ковальчук. Находясь   мецкое командование, в лице воен-
закованным в цепях, он совершен-  ного коменданта города Кислозод-
но не мог двитаться и лежал вверх   ска Поль и начальника гестапо Вель-
спиной, в таком положении изби-  бена, обязало еврейское население
вали его резиновыми‘ палками в те-  города немедленно сдать. немецкому
чение 16 дней. командованию ‘ценности; — золото,
Кроме таких нечеловеческих пы-  бриллианты, серебро, ковры, костю-
ток, гестаповцы применяли и сле- мы, белье, обувь и сто тысяч руб-
дующие. Закованным в цепи на  лей наличными деньгами.
снину клали широкую ° доску и 18 августа 1942 г. военным
сверху по этой доске тяжелыми   комендантом Поль’ была об’явлена
гирями наносили резкие удары,   регистрация всего еврейского. насе-
вследствие чего у заключенного ли-   ления, независимо от пола и возра-
лась кровь изо рта, чоса и ушей и   ста. После регистрации всем лицам
он терял сознание. еврейской национальности, под уг-.
Камера. пыток в fecramo была  розой расстрела, было ‘приказано
устроена таким образом, что котда  носить на правой стороне труди от-
одного арестованного пытали, то  личительный ‘знак шестиконечную
остальные арестованные, сидящие в  звезду.
соседней камере и ожидавигие пред- 7 сентября 1942 т. последовало
стоящей расправы, наблюдали за  предписание от. немецкой коменда-
пытками и истязаниями. туры № 12, в котором евреям было
После пыток заключённого, поте- ! предложено явиться 9 сентября на
рявиего сознание, бросали в сторо-  товарную станцию Кисловодска,
ну и следующую свою жертву геста-  взяв. с собой багаж весом He больше
повыы силой волокли из соседней  20 килограммов, наиболее ценные ве-
камеры, вновь заковывали в цепи и  щи и двухдневный запас продуктов
таким же путем продолжали пы-  для огиравки, якобы, в малонасе-
тать. Камеры пыток всегла были в  ленные пункты Украины. Ключи от
крови. Доска, которую накладывали   квартиры было предложено сдать в

районах Ставропольского краз —
за массовые убийства многих тысяз
невинных мирных жителей, за убий-
ства и истязания раненых и боль.
ных военнопленных, за нечеловече-
ские пытки в застенках гестапо, 3a
ограбление и увод в немецкое раб-
ство советских граждан, органнзо-
ванные 10 прямым приказам гит“
леровского военного командования:
командующего первой танковой ар-
мии генерала кавалерии Макензена,
начальника тыла танковой армйи
тенерала Штубенрауха, начальника
пропаганды танковой армии зондер-
фюрера доктора Витте, начальника
полевой жандармерии полковника
Монца, а также непосредственных
исполнителей указанных зверских
преступлений:

1) По гор. Ставрополю — началь-
ника гестапо Майера, начальника
команды «СД-12>› обер-лейтенанта
Кацендорфа, начальника «СД-!2»
обер-лейтенанта Клейбера, его заме-
стителя — офицера гестапо Кнора,
обер-лейтенанта гестапо  Венцеля,
начальника тюрьмы гестапо  обер-
лейтенанта Шмидта, его заместите-
ля венгерца Энгель Николая, офи-
церов гестапо — Шульца, Фрейма-
на, Штунфа, Байера, следователя
тестапо Горинтропа, обер-лейтенанта
войск «СС» Ферникса, офицеров —
врачей «СД-12> Рауша и Шредера,
доктора Шульца, шефа по вопросам
сельского хозяйства Клейна, обер-
фельдфебеля команды «СД-12» Te-
ринга, фельдфебеля команды «СД-
12» Шмитца, ефрейтора команлы
«СД-12> Чич Адольфа и начальника
ТФТ (тайной полевой полиции)
лейтенанта Ноя.

2) По гор. Кисловодску — коменч
дантов Поль и майора Лидтке, ная
чальника гестапо Вельбена, помощч
ника начальника гестапо Вебера,
первого следователя гестапо — Ге-
ринга, второго следователя — Циже,
заместителя коменданта гестапо —
Келлера, начальника хозяйственной
Части Хаумана, второго начальвика
хозяйственной части — Хуш, на-
чальника немецкото лазарета
№ 31136, обер-артца Геллера, стар-
шего фельдфебеля Ромакау, фельд-
фебеля Райфа и старшую медицин-
скую сестру этого лазарета Минну.

3) По гор. Пятиторску — началь-
ника гестапо «СД-12» капитана Вин-
ца, заместителя начальника гестапо
«СД-12». обер-лейтенанта Фишера,
начальника биржи труда полковни-
за Аншпона, второго начальника
биржи труда офицера Ланке.

4) По гор. Ессентуки — коменлан+
та обер-лейтенанта фон Бека, обер-
лейтенанта фон Пфейфер.

5) По гор. Минеральные Воды —
коменданта майора Барта, начальни-

ши войска завязали бои с против-
ником, продвинулись вперёд Ha
10 километров и серьезно улучши-
ли свои позиции. Все — попытки
немцев восстановить положение
провалились. Противник понёс тя-
желые потери в живой силе и
технике.

Советская авиация активно под-
лерживала боевые действия назем-
ных войск. В результате бомбарди-
ровки уничтожено большое число
танков и до 300 автомашин против-
ника. В воздушных боях сбито 44
немецких самолёта.

=

`Вручение верительных грамот Председателю Президиума
Верховного Совета СССР тов. М. И. Калинину
мексиканским послом г-ном Л. Кинтанийа

’ 4 августа в 12 час. дня в Кремле   торые были представлены Послом
Председатель Президиума Верховно-   тов. М. И. Калинину.
то Совета СССР тов. М. И. Калинин При вручении верительных  гра-
принял Чрезвычайного и Позномоч-   мот присутствовали Заместитель На-
ного Посла Мексиканских “Соеди-   родного Комиссара Иностранных Дел
ненных Пматов в СССР т-на  тов. В. Г. Деканозов, Секретарь Пре-
Л. Кинтанийа, вручившего свои ве-  зидиума Верховного Совета СОСР
рительные грамоты. тов. А. Ф. Горкин, Заведующий От-
Tia JL Кинтанийа сопровождали   Лелом Американских стран НКИД

тов. Г. Н. Зарубин, Заведующий
зонный: аттено. Поюоль РА 6) Протокольным Отделом НКИД тв.

ковник Р. Калдерон Агиляр, 2-Й   ф. Ф. Молочков.

Секретарь Посольства г. 9. Эспино-  Тов.,М. И. Калинин имел беседу
са-Приетто и другие, члены Мек- с г-ном Л. Кинтанийа после вруче-
сиканского Посольства в СССР, к>-  ния верительных грамот. ^

Вручение орденов художникам В. Н. Бакшееву,
В. К. Бялыницкому-Бируля, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешкову,
И. Н. Павлову, В. С. Сварогу и К. Ф. Юону

Вчера, 4 августа, Председатель  Обращаясь к  художникам-орде-
Президиума Верховного Совета СССР   ноносцам, тов. М. И. Каллнин сер-
тов. М. И. Калинин вручил в Крем-   дечно поздравил их с получение

ле ордена группе старейших рус-   наград.
ских художников. — Я поздравляю вас, сказал

За выдающиеся заслуги в- разви-   тов. Калинин, —с наградой совет-
тии изобразительного искусства ор-   ского народа за вашу многолетнюю
ден Трудового Красного Знамени   творческую работу, за ту культуру,
вручается художнику В. С. Свароту,   которую вы несли в народные мас-
награжденному в день его шести:   сы. Конечно, мы — старики, но
десятилетия. Ордена Трудового Крас-   советсьий строй и стариков моло-
ного Знамени за многолетнюю твор-   дит, а юношей делает мужами. Я
ческую деятельность и выдающиеся   лумаю, что эта награда послужит
заслуги в развитии русского изобра-   новым стимулом для дальнейшего
вительного искусства получают ху-   развития вашей творческой — дея-
дожники В. Н. Бакшеев, В. К. Бя-  тельности, и от души желаю вам

лынинкий-Бируля, Е: Е. Лансере, Гна этом поприще сам наилуч-   дверь. впустили газ (окись углерода)   лороги, идущей из Кисловодска в   на спину, также была вся в крови.   комендатуру № 12, с указанием на  ка полевой жандармерии штабы
В. Н. Мешков, И. Н. Павлов и К. Ф.   ших успехов. : и выехали из санатория. Через час   Первомайский аул, была  обнару-   резиновые палки, которыми избива-  особой запибке адресов квартир. фельдфебеля Ройтгарда.
Юон. Выступая от имени награжден-   автомашина = вернулась в посёлок   жена размытая насыпь тлубиной в  ли арестованных, от крови были  9 сентября 1942 г. на товарную  ‚6) По гор. Георгиевску — началья”

ника немецких лазаретов шеф-врача
барона фон Гаймана.

7) По курорту Теберла — коменз
данта города Микоян-Шахар o6epe
лейтенанта Отто Вебера. 1

8) По тор. Железноводоку -—
комендантов капитанов Бульфа B

красные. станцию Кисловодска собралось око-

Арестованных советских людей,   ло 2.000 человек евреев, — среди
обречённых иа расстрел, после не-  них были старики, женщины и де-
вероятных пыток и истязаний зато-  ти, которых погрузили в эшелон,
няли в машину, увозили за город состоящий из 18 открытых плат
и расстреливали. форм и двух крытых вагонов, и под

Освобождённая Красной Армией   усиленным ‘конвоем отправили ‘на
‘из_застенка гестапо Супрун Анаста- ‚ст. Миверздьвые Воды, daa

109 метров; из которой были видны
отдельные части человеческих тру»
пов.

В этом месте с 26 по 8 июля
1943 г. были произведены pac-
копки, в-` результате которых
извлечено <`130 трупов.  Судеб-
Но`медицинским   осмотром ; было

Теберда. Все дети погибли, они бы-
ли умерщвлены немцами и сброте-
ны в Тебердское ущелье близ Гу-
начгира».

Установлено, что © 5 по 10 ав-
туста 1942 г. немецкие солдаты из
коменлатуры «СС» во главе с обер-

фельдфебелем _Герингом.: и_фель

Награждение этих крупнейших   ных художников, В. Н. Мешков вы-
мастеров, воспринятое всеми совет-   разил горячую благодарность Совет-
екими художниками, как проявле-   скому правительству, уделяющему в
ние величайше внимания к ним   такое суровое для нашего государ-
08 стороны Советского правительст-   ства время столь большое внима-
Ba, как бы воскрешает  многолей.   ние представителям  изобразитель-
юю историю русского  изобрази-   вого искусства, р