ПРЕДИСЛОВИЕ.
В нашей литературе почти нет научных и популярно написанных в то же время работ о декабристах. Большие труды, — в их ряду на первом месте приходится поставить книгу покойного В. И. Семевского, — помимо того, что написаны очень «ученымстилем, с ученым аппаратом цитат, ссылок и т. п., написаны к тому же и не марксистами, т.-е. методологически научными не являются. Популярные же очерки написаны по этим трудам и, разумеется, ни в малой степени не более научны, чем последние.
К столетнему юбилею 14-го декабря с разных сторон делались попытки пополнить этот пробел. Между прочим, декабристской
комиссией Центрархива было поставлено на очередь издание ряда монографий, по изложению доступных и для широкой публики,
о самом дне 14-го декабря, о «Соединенных Славянах», о Пестеле и т. д. Введением к этой серии должен был служить популярно-на
учный очерк общего характера, написанный автором: настоящих строк. Но на один и тот же декабрь 1925 года пришлось два юби
лея — к столетнему декабристов прибавился двадцатилетний 1905 г. И если сами юбилеи друг другу не помешали, то литературно обслуживать их одному человеку оказалось совершенно невозможно.
От вступительного очерка к серии монографий остались коекакие подготовительные работы и кое-какие материалы, исполь
зованные автором в газетных и журнальных статьях по поводу юбилея. Кое-что из первой категории помещено в изданиях, теперь уже давно разошедшихся. Кое-что из второй категории может служить комментарием к тому, что издавалось по случаю юбилея (таковы предисловия к брошюрам Плеханова и Герцена). Все вме
сте до некоторой степени,— в малой степени, сознает отлично и автор, — возмещает отсутствие задуманной, но не написанной книжки. Крупным недостатком сборника является его поздний выход. Но это уже результат технических условий, в которых