у нас складывался рынок рабочих рук, хотя не было еще юридически свободного пролетариата. Строго говоря, юридически свобод

ного пролетариата у нас не было и после крестьянской реформы.

Он появился только в 1917 или во всяком случае не ранее 1905 года Рынок же относительно свободных рабочих рук имелся уже во второй половине XVIII века. Данные о количестве выданных пас
портов по Ярославской губ. показывают, что в 1778 году там было выдано 54.000 паспортов, в 1788 г. — 70.000, а в 1798—74.000. Так как в конце 90-х годов в Ярославской губ. мужчин всех воз
растов было 385.000, то выходит, что около 20% всего мужского населения уходило на работы на сторону; если же взять процент по отношению к взрослому мужскому населению, то он будет еще значительнее. Куда они ходили? Позвольте мне ответить на это словами одного статистика XVIII века, Щербатова.
«Если мы возьмем одну Москву, — писал кн. Щербатов в 1788 году, — и рассмотрим разных мастеровых, живущих и при
ходящих в оную, то ясно увидим, как число их приумножилось. Двадцать лет тому не прошло, весь Каретный ряд вмещался за Петровскими воротами по земляной ограде на большой улице, а ныне не только уже многие лавки распростерлись внутрь Белого города и взаворот в обе стороны по земляному городу, но и в дру
гих улицах множество есть таких сараев для продажи карет, не считая, сколько немцев каретников в Москве в разных местах кареты делают и продают. Хлебники были весьма редки; ныне почти на всякой улице вывески хлебников видны. Кирпичу в год делалось, вряд, до 5 миллионов, ныне делается до 10 миллионов; строенья (т.-е. стройки) были редки, и много, как в Москве прежде, когда 20 домов строилось, а ныне нет почти улицы, где бы строе
ния не производились. Все таковые промыслы требуют людей или навсегда пребывающих, или приходящих на время летнее, яко кирпичников, каменщиков, штукатуров, плотников, столяров и проч., а вое сии люди, удвоившиеся или утроившиеся на летнее время, оставляют свои дома и земледелие, чтобы, не способствуя к произращению пропитания, быть истребителями с’естных припасов».
Мы видим, как у нас сразу является и рынок рабочих рук и рынок для сбыта произведений мануфактуры, так как эти люди, прожившие долгое время в столице, «развращались», т.-е. привы
кали ходить не в самотканой сермяге, а одевались в городской ситец. На предшествующей лекции я уже приводил вам цифровые