Доклад Председателя Государственного Номитета  Обороны товарища.

И. В. СТАЛИНА

ЙНЫМИ
на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся © и.
  и общественными организациями г. Моснвы 6 ноября 1943 года:

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО НА 1-й СТР.).

важных сельскохозяйственных районов Украины,
Дона и Кубани. И веё же наши колхозы и совхозы
снабжали без серьёзных перебоев армию и страну
продовольствием. Конечно, без колхозного строя,
без самоотверженного труда ‘колхозников и колхоз-
ниц мы не смогли бы решить эту труднейшую задаз
чу. Если на третьем году войны наша армия не ис-
пытывает недостатка в продовольствии, если населе-
ние снабжается продовольствием, а промышленность
сырьём, то в этом сказались сила и жизненность
колхозного строя, ‘патриотизм KOJIXO3HOTO
КРЕСТЬЯНСТВА. (Продолжительные ап-
лодисменты).

Большую роль в ‘деле помощи фронту сыграл
наш транспорт, прежде’ всего о железнодорожный
транспорт, а также речной, морской. и автомобиль-
ный транспорт. Транспорт является, как известно,
важнейшим средством связи между тылом и‘ фрон-
том. Можно производить большое количество
вооружения и огнеприпасов, но, если они не достав-
ляются во-время фронту при помощи транспорта,

они могут остаться бесполезным грузом для дела.

фронта. Нужно сказать, что в деле своевременного,
полвоза на фронт вооружения, огнеприпасов, про-’
довольствия, обмундирования и т. д. роль транспор-
та является решающей. И если несмотря на труд-
ности военного времени и недостаток топлива нам
всё же удалось снабжать фронт всем необходимым,
го в этом надо признать прежде всего заслугу
наших ТРАНСПОРТНЫХ › РАБОЧИХ И, СЛУЖА-
ЩИХ, (Продолжительные аплодисмен-
ты).

От рабочего класса и крестьянства не‘ отстает в
деле помощи фронту и наша интеллигенкИя. Совет-
ская интеллигенция преданно работает на дело
обороны нашей страны, непрерывно совершенству-
ет вооружение Красной Армии, технику и органи-
зацию производства. Она помогает рабочим и кол-
хозникам в под’ёме промышленности и сельского
хозяйства, двигает вперёд в условиях войны совет-
скую науку и культуру.

Это дэлает честь НАШЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.
(Продолжительные аплодисменты).

Все народы Советского Союза единодушно под-
нялись на защиту своей Родины, справелливо. счи-
тая нынешнюю Отечественную войну общим делом
всех трудяшихся без различия
вероисповедания. Теперь уже сами гитзеровские по-
литики видят, как безналежно глупыми были их
расчёты ва раскол и столкновевия между народами
Советского Союза. ДРУЖБА НАРОДОВ НАШЕЙ
СТРАНЫ выдержала всё трулиости и испытания
войны и ешё более закалилась в общей борьбе
всех советских людей против фашистских захват-
ЧИКов. : wha

В этом источник силы Советского Союза. (By p-
нне продолжительные аплодисменты}.

Руковолящей и направляющей силой советского.
нарола как в годы мирного строительства, таки в
дни войны явилась партия Ленина, партия больше-
виков. Ни одна партня не имела и не имеет такого
авторитета среди народных масс, как наша боль-
шевистская партия. И ste понятно. Под руководст-
вом партии большевиков рабочие, крестьяне и ин-
теллигенция нашей страны завоевали себе свободу
н построили социалистическое общество. В дии
Отечественной войны партия предстала перед нами,
как вдохновитель и организатор всенародной борь-

национальности и.

бы против фашистских захватчиков. Организатор-
ская работа партии соединила! воедино. и направи-
ла к общей цели все усилия советских людей, под-
чинив все наши силы и средства делу разгрома
врага. За время войны партия ещё более \ сроднн-
лась с народом, ешё теснее ‘связалась ‘с широкими
массами трулящихся. т я

В этом. источник силы нашего государства. (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты).

Нынешняя война со всей силой подтвердила из-
вестное указание Ленина о том, что война есть все-
стороннее испытание всех материальных и духов-
ных сил каждого народа, История войн учит, ‘что
лишь те государства. выдерживали это. испытание,
которые оказывались сильнее своего противника по
развитию и организации- хбзяйства, по. опыту; ма-
стерству и боевому духу своих войск, по выдерзнке

и единству народа на всём протяжении войны.
Именно таким государством является наше  госу-

дарство.

Советское государство никогда не было столь
прочным: и незыблемым, как теперь, на третьем году
Отечественной войны. Уроки войны говорят о том,
зто советский строй оказался не только, лучшей
формой организации экономического и культурно-
го под ёма страны в годы мирного строительства,
Но и лучшей формой мобилизации всех сил народа
на отпор врагу в военное время. Созданная 26 лет
назад Советская власть в короткий‘ исторический
срок превратила нашу страну в несокрушимую кре-
пость. Красная Армия из всех армий мира имеет
наиболее прочный и надёжный тыл.

В этом источник силы Советского Союза. (Бур-

Нет сомнения в том, что Советское государство
выйдет из войны сильным и ещё более окрепшим.

Немецкие захватчики разоряют и опустошают наши

земли, стараясь подорвать мощь нашего государст-
ва. Наступление Красной Армии в ещё большем,
чем прежде, об’ёме раскрыло варварский, бандит-
ский характер гитлеровской армии. Немцами ист-
реблены в захваченных ими районах сотни тысяч
наших мирных людей, Как средневековые варвары
нли орды Аттилы, немецкие злодеи вытаптывают
поля, сжигают деревни и города, разрушают про-
мышленные предприятия и культурные учреждения.
Злодеяния немнев говорят о’ слабости фащистских
захватчиков, ибо так поступают только временщи-
ки, которые сами не верят в свою победу. И чем
безнадежнее становится положение гитлеровцев,
тем более они неистовствуют в своих зверствах и
грабежах, Наш народ не простит этих преступле-
ний немецким  извергам,
преступников держать
(Бурные,
менты). .

В районах, гле временно хозяйничали фашистские
погромщики, нам. предстоит возролить разрушенные
города и сёла, промышленность, транспорт, сельское
хозяйство, культурные учреждения, создать для со-
ветских. людей, ‘избавленных от фашистского раб-
ства, нормальные условия жизни. Уже теперь пол-
ным ходом развернулась работа по восстановлению

ответ за все их злодеяния.
продолжительные аплодис-

хозяйства и культуры в освобожлённых от врага“

Нам необходимо л
полностью ликвидировать последствия хозяйнича-.

ния немцев в районах, освобожлённых от немецкой

районах. Но это только начало,

оккупации. Это большая, общенародная задача. Мы
можем и должны решить эту трудную задачу в ко-
‘роткий срок. :

=

3. Укрепление антигитлеровской коалиции. Развал фашистского блока. _

астекщий год был переломным не только в Оте-
чественной войне Советского Союза, но и во всей
мировой войне.

Ai

Изменения, происшедшие за. этот год в военной
и внешнеполитической обстановке, сложились в
пользу СССР и дружественных ему Союзных стран,
в ушерб Германии и её сообшникам по разбою в
Евоове,

Результаты и последствия побед Красной Армии
далеко вышли 33 ‘прелелы советско-германского
фронта, изменили всё дальнейшее течение мировой
войны и приобрели крупное междунаролное 3H2-
чение. Победа Союзных страв нал общим врагом
приблизилась, а отношения между союзниками, бо-
евое содружество их армий, вопреки ожиданиям
врагов, не только не осслабели, а наоборот. окрепли
и упрочились. Об этом красноречиво говорят так-
же исторические решения Московской конференции
представителей Советского Союза, Великобритании
и Соединённых Штатов Америки, опубликованные
недавно в печати. Теперь наши об’единённые стра-

ны полны решимости нанести совместные удары по,

врагу, которые
над ним.

В этом году удары Красной Армии по HeMeHKO-
фашистским войскам были поддержаны боевыми
действиями наших союзников в Северной Африке,
в бассейне Средиземного моря и в Южной. Италии.
Вместе с тем союзники подвергали и продолжают
‚подвергать оснозательной бомбардировке важные
промышленные центры Германии и тем самым зиа-
чительно ослабляют военную мошь врага. Если ко
всему этому добавить тот факт, что союзники  ре-
гулярно. снабжают. нас, разным вооружением и
сырьём, то можно сказать без преувеличения, что
всем этим они значительно облегчили успехи нашей
летней кампании. Конечно, (нынешние лействия со-
юзных армий на юге Европы не могут ешё paccmat-
риваться как второй фронт. Но это в5ё. же нечто
вроде второго фронта; Понятно, что открытие fla-
стоящего второго фронта в Европе, которое не за
горами, значительно ускорит побелу нал гитлеров-
ской Германией и ешё более укрепит боевое содру-
жество Союзных государств.

Таким образом, события истекшего года показы-
вают, что антигитлеровская коалиция является проч-
ным об’единением народов и основана на крепком
фундаменте. ;

Теперь уже для всех очевидно, что гитлеровская’
клика, развязав нынешнюю войну, завела Германию
и её прихвостней в безысходный тупик. Поражения.
фашистских войск на советско-германском фронте
и удары наших союзников. по итало-немецким вой-
скам потрясли всё здание фашистского блока_и оно
теперь разваливается на наших глазах.

Италия безвозвратно выпала из гитлеровской коа-
лиции. Муссолини ничего не может изменить, ибо
он является по сути лела пленником немцев. На
очереди другие участники коалиции. Финляндия,
Венгрия, Румыния и лругие вассалы Гитлера, обес-
куруженные воевными поражениями Германии, -те-

приведут к окончательной победе

перь уже окончательно потеряли веру в благоприят-
‘ный для них исход войны и озабочены тем, как вы-

`браться`из той трясины, куда их затащил Гитлер.

Сообщники гитлеровской Германии по грабежу,
ешё не так давно покорные своему хозяину, ныне,
когда пришло время `отвечать за разбой, смотрят в
кусты, выбирая удобный момент, чтобы незаметно
улизнуть из. разбойничьей шайки. (Смех).

Вступая в войну, участники гитлеровского блока
рассчитывали на быструю побелу. Они уже заранее
распределили кому что достанется: кому пироги и
пышки, кому синяки и шишки (Смех, апло-
дисменты). Понятно, что синяки и шишки они
предназначали своим противникам, себе же — ‘пи
роги и пышки. Но теперь ясно, что Германии и её
холуям не достанутся пироги и пышки, что им при-

дётся теперь делить между собою синяки и шиш-

ки.   (Смех; аплодисменты).

Предвиля эту незавилную перспективу; сообщни-
ки Гитлера ломают сейчас голову над тем, как бы

выйти из войны, получив при этом поменьше‘ синя- `

ков и шишек. (Смех).

Пример Италии показывает. вассалам Гитлера, что
чем далее оттягивают они неминуемый разрыв c
немцами и позволяют им хозяйничать в своих госу-
дарствах, тем больше опустошения ®жидают их
страны, тем больше страланий прилёгся вынести их
народам. Пример Италии показывает также, что. гит-
леровская Германия и не помышляет защищать
свои вассальные страны, а намерена. превратить их
в арену опустошительной войны лишь бы отсрочить
час собственного разгрома,

Дело немецкого фашизма проиграно, а созданный
им кровавый «новый порядок» идёт к краху. В
оккупированных странах Европы ‘нарастает  всена-
родный взрыв возмушения против ‘фашистских по-
работителей. Безвозвратно _ потерян былой
стиж Германии в союзных ¢ ней’и’ нейтральных
странах, подорваны её экономические и политиче-
ские связи с ‘нейтральными государствами,

Время, когла гитлеровская клика буйно игумела
пс поводу завоевания немнами мирового  гобподст-
ва, осталось далеко позади. ‘1 перь, как ` известно,
немцам не до мирового господства, — не до жиру,
быть бы живу. (Смех, аплодис менты).

Таким образом, ход войны показал, что союз! @a-
шистских государств не имел и не имеет под собой
прочной основы. Гитлеровская коалиция сложилась
на базе захватнических, грабительских ‚устремлений
её участников. Пока гитлеровцы. имели военные ус-
пехи, фашистская коалиция казалась. стойким об’е-
динением, Но первые же поражения ‘фашистских

‚войск привели к фактическому. распаду. разбойни-

чьего блока.

.Гитлеровская Германия’ и е& вассалы стоят пака-
нуне своей катастрофы.

Победа союзных стран над гитлеровской ‹ Герма-
нией поставит на очерель дня важные вопросы ор-
ганизации и воссозлания государственной, экономи!
ческой и культурной жизни европейских’ народов
Политика нашего правительства в этих вопросах

`Мы заставим немепких.

пре-

остаётся неизменной. Вместе ‹ нашими союзниками
мы должны’ будем:

1) освободить народы Европы’ от фашистских
захватчиков и оказать им содействие в воссозда-
нии. своих ‘национальных государств, расялененных
фашистскими поработителями, — народы Франции,
Бельгии, Югославии, Чехословакии, Польши, Греции
и других государств, находяшихся под немепким
игом, вновь должны стать свободными и самостоя-
тельнымих  ;

2). предоставить освобождённым народам Европы
полное право и свободу самим решать вопрос 0б
их государственном устройстве; —

3) принять меры к тому, чтобы все фашистские
преступники, виновники нынешней войны и страда-
ний наролов, в какой ‘бы стране они’ ни’ скрыва-
лись, понесли ‘суровое наказание и возмездие за ве
совершённые ими злодеяния;

4) установить такой порядок в Евройе, который

бы полностью исключал возможность HOBO агрес-
сии со стороны Германии;
5) создать длительное экономическое, \политиче-

ское и культурное сотрудничество народов Европы,
основанное на взаимном доверии и взаимной по-
мощи в целях восстановления разрушенного нёмпа-

ми. хозяйства и культуры, -
#*
*

Красная Армия и советский нарол достигли. за
истекший год больших успехов в борьбе против не-
мецких захватчиков. Мы добились коренного . пере-
лома в войне в пользу нашей страны, и война те-
перь идёт к окончательной развязке, Ho советским
людям не пристало останавливаться, на достигнул
том, упиваться своими ‘успехами. Победу можно
упустить, если в наших рядах появится самоуспоко-
ение. Победа не даётся без борьбы и напряжения.

`Она берётся с боя. Победа теперь близка, но чтобы

её завоевать, необходимо ‘новое напряжение ‘сил,

самоотверженная работа’ всего тыла, умелые и ре
шительные действия Красной Армии на Фронте,
Было бы преступлением перед Родиной, перед co-
ветскими людьми, временно подпавшими под (ha
шистское ярмо, перед‘ народами Европы, изнываю-
шими под немецким игом, если. бы мы не исполь.
зовали_ всех. возможностей для ускорения разгрома
врага. Нельзя давать врагу передышки. Вот почему
мы должны напрячь все наши силы, чтобы. добить
врага. ts ih P
Conerckuii Hapon nu Красная Армия ясно (видят
грудности предстоящей борьбы. Но теперь уже яс-
но, что. день нашей победы приближается. Война
вступила в ту стадию, когда дело идет. © полном
изгнании оккупантов с Советской земли и ликвида-
пин фашистского. «нового порядка в Европе». Неда-
леко время, когла-мы завершим очищение от врага
Украины и Белоруссии, Ленинградской и Калинин
ской областей, освободим от немецких захватчиков
народы Крыма, Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии
и Карело-Финской республики.
  Товарищи!
За победу англо-советско-американского боевого
союза! (Аплодисменты).
За освобождение народов Европы
го ига! (Аплодисменты),
За полное изгнание немецких извергов с нашей
земли! (Аплодисменты).
Да здравствует наша Красная   Армия!
дисменты). \
Да здравствует наш Военно-Морской Флот! (Ап.
лодисменты), a
Да здравствуют ‘наши смелые партизаны и парти.
занки! (Аплодисменты).
Да здравствует наша великая ` Родина!
‘дисменты), 6:
Смерть немецким захватчикам! (Бурные, про.
должительные аплодисменты. Все вста.
oT, Овация,: всего. зала). Г

от фашистско

(А пло:

(А пло.

. Bepxosyor
oe ноября 1943 г.

Товарищи красноармейцы и ‚краснофлотцы, cep-
жанты, офицеры и генералы, партизаны и. партизан-
ки! Трудящиеся Советского Союза!

От имени Советского Правительства’ и ‘нашей
большевистской‘ партии приветствую и поздравляю
Вас с 26-ой годовщиной Великой Октябрьской Со-
циалистической Революции.

Двадцать шестую годовщину нашей великой со-
циалистической революции мы празднуем в дни
славных побед Красной Армии над врагами  нашей
Отчизны. i я

Уже более двух лет ведёт наш народ освободи-
тельную войну против немецко-фашистских порабо-
тителей. Год назад наша Родина переживала тяжё-
лые дни. Враг захватил у нас к тому времени. боль-
шую ‚территорию. Миллионы советских людей из-
нывали в немецкой неволе. Вражеские орды рва-
лись к Волге лля обхода Москвы с востока, осаж-
дали подступы к. Закавказью. Но Красная Армия
грудью своей преградила путь врагу. Наши ‚войска
остановили иноземные разбойничьи орды, а затем,

: разбив их под Сталинградом, стремительно погва-

ли их на запад. С тех пор Красная Армия неизмен-
но держит в своих руках инициативу военных дей-
ствий, т

Зимой 1942—43 гг, наши доблестные войска раз-
били отборные армии немцев, . итальянцев,   румын;
венгров, перебили и пленили свыше миллиона. вра-
жеских солдат и офицеров и освободили огромную
территорию площадью до полумиллиона: квадратных
километров,

Летом 1943 года Красная Армия’ ’ нанёсла ‘врагу
новый сокрушительный ‘удар. Наши’ войска в тече-
ние нескольких дней ликвидировали летнее наступ-
ление немнев и’ тем похоронили гитлеровский. план
разгрома основных сил Красной Армин й обхода
Москвы со стороны Орла—Курска. Более того, Крас-
ная Армия сама перешла в решительное наступле-
ние, взломала мощные оборонительные полосы про+
тивника и в течение трёх месяцез отбросила его на
запад местами на 400—450 километров: За время
летней кампании наши войска изгнали врага с. лево-
бережной Украины, из Донбасса, Тамани, Орловщи-
ны, Смоленщины, вступили в правобережную Украи-
ну, овладели столицей Советской Украины   — Кие-
вом, вступили в Белоруссию, заняли ‘подступы к
Крыму, освободили свыше 160 городов u более
38.000 населённых пунктов. э!

Красная Армия отвоевала у немцев за истекший
год. почти % нашей земли, захваченной! ранее нем-
ами, и вызволила’ из-под немецкого ига’ десятки
миллионов советских людей.

За истекший год немцы потеряли на советско-
германском фронте свыше 4-х миллионов солдат и
офинеров, из них не менее 1.800.000 убитыми.

На советско-германском фронте нашли бесслав-

ный конен отборные кадровые дивизии нёмецко-
фашистской армии. ‚Вместе с ними навсегда похоро-
нены гитлеровские планы завоевания мира и пора-
бощения народов.
‚ Правда, немецкая армия и сейчас дерётся упорно,
цепляясь за каждый рубеж. Но поражения, поне-
‘сённые немцами со времени разгрома их войск под
Сталинградом, надломили боевой дух. немецкой ар-
мии, Теперь немцы, как огня, боятся окружения и
при угрозе обхода их нашими войсками бегут, бро-
сая на поле боя свою технику и раненых. соллат,

В наступательных. боях истекшего. года наши
войска обогатились опытом, ведения современной
войны. Наши офицеры и генералы умело руководят
войсками, успешно овладевают искусством. возкде-
ния войск, Красная Армия стала самой мощной: и
закаленной современной армией:

Победы` Красной Армии ещё‘ более укрепили
международное положение Советского! Союза. Ha-
ступление нашей армин было полдержано боевыми
действиями союзных войск’ в Северной Африке, ‘на
итальянских островах и на юге Италии. ’ Авиация
наших союзников подвергла серьёзным бомбарди-
ровкам промышленные центры Германии. Нет. сом-
нения в том, что удары Красной ‘Армии по’ немец-
«им войскам с востока, поддержанные ударами ос-

Маршал

ПРИКАЗ
о Главнокомандующего
_№ 309 И

г. Моснва.

новных сил союзников с запада, приведут к Co-
крушению военной мощи гитлеровской Германии и
к полной победе антигитлеровской коалиции.
Красная Армия не могла бы одержать великих
побед этого года без всенаролной помощи фронту.
Советский народ отдаёт все силы на поддержку. сво-
ей армии. Нескончаемым потоком движутся на
фронт вооружение, боеприпасы, продовольствие,
снаряжение. Урал и Кузбасс, Москва и Поволжье,
Ленинград и Баку, Казахстан и Узбекистан, Грузия
и Армения, все наши республики и области стали мо:
гучим арсеналом Красной Армии. Советский народ
успешно восстанавливает отвоёванные от врага про-
мышленные и сельскохозяйственные районы, пуска-

ет в ход фабрики, заводы, шахты и железные доро-_

ги, возрождает совхозы и колхозы, ‘обращает ре-

сурсы  освобождённых районов на службу фронту:

Наши успехи действительно велики. Но было бы
наивно успокаиваться на достигнутых успехах. Ны.
че, когда Красная Армия бьёт врага за Днепром и
пробивается к западным границам нашей `стравы,
было бы ‘особенно опасным предаться благодушию,
самоуспокоенности и недооценить серьёзных труд-
ностей предстоящей ‘борьбы. Теперь враг с особым
остервенением будет драться‘ за каждый клочок
захваченной им территории, ибо каждый шаг нашей
армии вперёд приближает час расплаты с немцами
за их злодеяния, совершенные ими на нашей земле,

’ Борьба за окончательную победу над немецко-
фашистскими захватчиками потребует от армии и
народа ещё больших усилий-и новых подвигов.

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, _ сер.
жанты, офицеры и генералы, партизаны и парти.
занний о уе

В великих битвах с заклятым врагом вы одержа-
ли крупные победы, покрыв боевые знамёна Крас:
ной Армии и Военно-Морского Флота неувядаемой
славой. Красная Армия и Военно-Морской Флот
имеют теперь все возможности для того, чтобы в

ближайшее время’ полностью очистить советскую
землю от немецких захватчиков.

Во имя победы нашей Родины над немецко-фа-
шистскими извергами ПРИКАЗЫВАЮ:

1, Всему рядовому и сержантскому составу -=
неустанно совершенствовать своё боевое мастерсть
во, строжайше выполнять требования уставов и ва
ставлений, приказы командиров и начальников, все
гда и повсюду соблюдать образцовый порядок,
крепкую. дисциплину и высокую организованность.

2. _Офицерам и генералам всех родов войск —
совершенствовать , управление войсками на поле 608
и взаимодействие всех’ родов войск, прочно закреп
лять успехи наступления, стремительно преследовать
войска противника, быстрее подтягивать тылы, сме
лее использовать резервы для новых ударов.

3. Всей Красной Армии — смело и решительно
взламывать вражескую оборону, день и ночь пре
следовать врага, не давая ему закрепляться на про
межуточных рубежах, умелым и смелым маневром
резать коммуникации врага, окружать и дробить его
войска, уничтожать и захватывать ‘живую силу Е
техниху противника,

4. Партизанам и партизанкам — поднимать совет»
ских людей на вооруженную борьбу против немцев
всемерно усиливать помощь наступающей “Красной
Армии, громить тылы и штабы врага, спасать 0
ветских людей от истребления и угона их на катор
гу в Германию,” беспощадно уничтожать  немецко-
фашистских мерзавцев!

Воины Красной Армии,
Вперёд, за полный
захватчиков!
apie
ской

партизаны и партизаяки!
разгром ‘немецко-фащистских

здравствует 26 годовщина Великой Октябрь
Социалистической Революции!

wider здравствует наша победоносная ‘Красная Ар
Да здравствует наш побелоносный Военно-Мор-

ской Флот!

‚ Да здравств
тизанки!

Да здравствует наша великая Родина!

иена и смерть немецко,фащистским захвату!

уют наши отважные партизаны и пар

Верховный Главнокоманд ующий
Советского Союза И. СТАЛИН.

д

ШИ

рал
TO,

aep

пер
(кн
под
пол
вая
НЫ
ЩЕ
Mali¢
ВЫЙ
ЗНа)
Mahi
Noy
арт
wey
Noy
‘Кая
Han
Para