КЛ

И

ИИ

er by
в 10
} ви
iter 1
h Ran}
мате
per thy
(Poe yy
RG
ВТР
СТВА,
т

май

bl

1813]
OBE TCR
OCR

нар
RET i
одели
ие Gl
Tel,
‚м
matey
вре м
RTH
pabr i
TH af

ep
я №
ро
Е
маю
Call
н, №
Bere
быт]
лы. 1
nosey
iT fl
 едят
centnt!

НЫ

Вятат
3 1
sae!
Berend
(ROB
НТС
pid 2
sae
слей

Krop
КО.

Ng №

Tid

ПН:
КО)

Цена 20 коп.

НОЯБРЯ 1943 Г.

СРЕДА
№ 265 (6013)

и

ООН

*

Победа теперь ‘близка, ‘но’ чтобы сеё завоевать,
необходимо новое напряжение сил, самоотверженная.
работа всего тыла, умелые и решительные действия:
Красной Армии на фронте.

И. СТАЛИН.

ПРИКАЗ

Верховного Главнокомандующего
Генералу армии ВАТУТИНУ

Войска

БАЛКО овладели городом

крупным узлом железных дорог и опера-
тивно-важным опорным пунктом обороны
немцев на юго-западном направлении.

Таким образом прервана основная желез-
нодорожная магистраль, связывавшая Киев-

скую группировку немцев с их Криворож-

ской группировкой.

В боях за освобождение города ФАСТОВ

особенно отличились:

6 Гвардейский Киевский танковый корпус
генерал-майора танковых войск ПАНФИ-
ЛОВА, 91 отдельная танковая бригада пол-
ковника ЯКУБОВСКОГО, 22 Гвардейская
мото-стрелковая бригада полковника МИ-
ХАЙЛОВА, 51 Гвардейская танковая брига-
да подполковника НОВОХАТЬКО; 52 Гвар-
дейская танковая бригала полполковника
ПЛЕШКО, 53 Гвардейская танковая брига-

да полковника АРХИПОВА и

ный артиллерийский полк подполковника

БАСОВА.

В ознаменование одержанной победы со-
единениям и частям, отличившимся в боях
за освобождение города ФАСТОВ, присво-
ить наименование «ФАСТОВСКИХ».

1-го УКРАИНСКОГО ‘фронта,
успешно развивая наступление,
7 ноября в результате стремительного удара
танковых войск генерал-лейтенанта РЫ-

91-я Фасто
бригада,

сегодня,

ФАСТОВ —
бригада,
бригада,
бригада,

рийский полк.

Сегодня, 7

воболившим

1893 самоход-

52-я Гвардейская

53-я Гвардейская

Впредь эти соединения и части именовать:

вская отдельная танковая

22-я Гвардейская Фастовская мото-стрел-
ковая бригада, :
51-я Гвардейская Фастовская ` танковая

Фастовская танковая

Фастовская танковая

1893-й Фастовский самоходный артилле-

6-й Гвардейский Киевский танковый кор-
пус, второй раз отличившийся в боях сне-
мецкими захватчиками,
eo орденом КРАСНОГО ЗНАМЕ-

представить к на-

ноября, в 20 часов столица

нашей Родины МОСКВА от имени Родины
салютует нашим доблестным войскам, ос-

горол ФАСТОВ, — двенад-

цатью артиллерийскими залпами из ста
двадцати четырёх орудий.

За отличные боевые действия ОБ ЯВЛЯЮ
БЛАГОДАРНОСТЬ всем руководимым Ва-

ми войскам, участвовавшим в боях за ос-

за свободу и

вобождение города ФАСТОВ.
Вечная слава героям, павшим в борьбе

независимость нашей Родины!

Смерть немецким захватчикам!

о Верховный Главнокомандующий
Маршал Советскозо Союза И. СТАЛИН.

7 ноября 1943 года.

( присвоении воинских званий генералам

Красной Армии

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

СОЮЗА ССР

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

j Присвоить нижепоименованным лицам

установленные Указом Президиума Верховного Совета

от 7 мая 1940 года:

Звание ГЕНЕРАЛА АРМИИ

Хрулеву Андрею Васильевичу.

Звание ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА`
Чибисову Никандру ‘ Евлампьевичу,

Указ Президиума Верховного Обвета ОССР

0 награждении орденом Красного Знамени

воинские звания,

CCCP

6 Гвардейского Киевского Танкового Корпуса

За образцовое выполнение боевых заланий Командования на
фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при

этом доблесть и мужество наградить 6 Гвардейский Киевский

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР

Управляющий Делами

Москва, Кремль. 7 ноября 4943 года.

И. СТАЛИН.
Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ.

Танковый Корпус орденом Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 7 ноября 1943 голд.

Дадим больше металла, приблизим час
полной победы над врагом!

Обращение работников ордена Ленина’ Магнитогорского комбината имени Сталина

и ордена Ленина Кузнецкого комбината имени Сталина ко всем рабочим,

и

инженерам, техникам и служашим черной металлургии Советского Союза

Дорогие товарийти!

6 ноября, в канун светлого празлника

вапей Родины-—ХХУ  головшины Великой
Октябрьской социалистической революции
— к нам из Москвы, из Кремля, лонесся
родной голос великого” Сталина. С непере-
даваемой ралостью усльштали мы из уст
вождя итоги наших славных побед на
фронте и в тылу. Наши сердца наполни-
лись горхостью, когда товарищ тин TO-
ворил © заслугах рабочего класса, о том,
что 68 енный труд советских лю-
1еЙ в тылу войт в историю как беспри-
мерный подвиг народа в залщите Родины.
‚ Мы, металлурги Урала и Сибири, по 30-
ву нашего отца великого Сталина с пер-
вых дней войны отдавали все свой силы
Ba помошь Красной Армии. Тяжело было
Hamel Родине без Донбасса, без заводов
Приднепровья, без их красавиц-домен, мощ-
ных мартенов и блюмингов, построенных
народом в годы сталинских пятилеток. Но
мы не согнулись перед трудностями, He
встали на колени перел проклятыми нем-
пами. Наши заводы — Магнитогорский я
Бузнецкай, носллние имя Сталина, создан-
вые 10 его мысли, по его планам, под его
руководством, вместе с другими заводами
Востока обеспечили фронт металлом.

Великие победы Ерасной Армии вооду-
тевляют нас на новые подвиги в труле.
Изя навстречу ХХУ] годовщине Великого
Октября, оба напги завода перевытюлнили
свои планы и во Всесоюзном соревновании
завоевали знамена Государственного Воми-
тета Оборены.

Нобелы всех нас ралуют. Езкое счастье

всем нам, советским людям, услышать
слова товарища Слалина о том, что война
теперь идет в окончательной развязке, что
победа теперь близка. Но товарищ
кас предупредил: побела не дается без
борьбы и напряжения, она берется с боя.
Bee мы юлжны помнить слова товарищз

Сталина: «Победа теперь близка, но чтобы
её завоевать, необходимо новое напряже-
ние сил, самостверженная работа всего
тыла, умелые и ‘решительные действия
Красной Армии на фронте».

‚Глубоко продумав эти мудрые слова пз-
шего Сталина, мы взвесили свои возмож-
ности и решили взять иа себя новые; по-
вышенные социалистические обязательства
во Всесоюзном соревновании рабочего клас-
са.

Боллектив Магнитогорского комбината
имени Сталина обязуется досрочно выпол-
нить годовой план и дать сверх плана:
30.000 тонн железной рухы. 45.000 тонн
кокса, 60.000 тонн чугуна, 10.000 тонн
стали, 55.000 тонн проката.

Коллектив Кузнепкого комбината имени
Сталина обязуется досрочно выполнить го-
довой план и дать сверх плана: 70.000
тони чугуна, 20.000 тонн стали, 20.000
тонн проката, 10.000 тонн кокса.

Считая, что одной из самых главных
задач рабочего класса в настоящее время
является повышение произволительности
труда, коллективы обоих’ заводов 06бя-
зуются:

1) перевыполнить государственное зада-
ние по производительности труда;

2) новое социалистическое обязательство
‘по увеличению производства металла вы-
полнить без добавочного числа рабочих,
исняючительно за счет роста — производи-
тельности труда. 4

Товарищ (Слалин поставил  залачу —
полностью ликвидировать последствия хо-
зяйнизчания немцев в районах, освобож-
денных от немецкой оккупации. Памятуя о
том, что эта общенародная задача лолжна
быть выполнена в короткий срок,
приняли следующее решение: `
‚ Магнитогорский комбинат имени
Сталина берет шефство над манеевскими

Обращение принято на цеховых

металлургическим и коксохимическими за-
водами и обязуется оказать максимальную
помощь по их быстрейшему восстановле-
HHO.

Кузнецкий комбинат имени Сталина
шефство над енакиевскими метал-
лургическим и консохимическими завода-
ми и обязуется оказать максимальную по-
мощь по их быстрейнему восстановлению.

Призываем всех металлургов Советского
Союза приложить свои усилия к быстрей-
шему восстановлению гигамтов черной ме-
таллургии Юга,

Возрождение южной металлургии яв-
ляется великим делом всего рабочего
класса, всего народа. Чтобы пустить за-
воды Донбасса и Прилнепровья, нужно
много нового оборудования. Товарипеи ма-
шиностроители, по-боевому выполняйте 38-
вазы металлургии! Чтобы пустить метал-
лургические заводы, нужна электрическая
энергия и топливо. Товарищи энергетики
и угольщики, быстрее  восстанавливайте
электростанции и шахты, лайте ток и утоль
металлургическим гигантам! Чтобы успеш-
но восстановить заводы, нужно обеспечить
доставку им сырья и топлива: Товарищи
железнолорожники. еще быстрее  восста-
навливайте разрушенные железные дороги,
быстрее продвигайте грузы черной метал-
лургии!

Увеличение производства металла 0бес-
печит нашу лоблестную Красную Армию
новой массой боевой техники. Чем боль-
пе металла — тем ближе наша победа,
тем ближе полное освобождение нашей
земли от немепких захватчиков.

Под знаменем Ленина, под водительст-
 вом Сталина вперед, к полной победе
нал врагом!
собраниях работников Магнитогорского и

Кузнецкого комбинатов имени Сталина.

‘

fosapuuy CTAMHHY

Положение в Ниеве

На рассвете 6 ноября 1943 года войска
1 Украанского фронта освоболили от He-
мецких, оккупантов горол Киев. С передо-
выми частями в горел прибыли руковоля-
щие работники ‘городских партийных и
советских организаций, a

Следует отметить хорошую организацию
арфиллерийского „огня, провелённую наши-
ми артиллеристами. Напгим метким и ис-
Блючительно мощным — артиллерийским.
огнём была сразу полавлена артиллерия
противника, что лало возможность развить
этремительное наступление вашей пехоты
и танков. Немцы. боясь полного окружения
их в городе Киеве. в панике бежали ‘аз
горола и не успели сжечь и взорвать горол
биев. как это было сделано с Полтавой и
другими городами левобережной ‘части
Украины. Но несколько значительных
0б’ектов противник всё же успел взорвать
и поджечь. Сгорели Киевский универси-
тет, Дом обороны, городская публичная
библиотека, электростанции (РЭС. ПЭС).
взорваны 2 цеха завода «Большевик».
хлебозаводы, водопроволное хозяйство. все
иосты, путепроводы и ряд больших жи-
лых зданий. `

Почти все’ театры горола уцелели. Pa-
вез сгорели: цирк, театр Красной Армии,
театр «Юного зрителя» и все кинотеатры,
находивииеся в центральной части горола.

Немпы ограбили почти все дома в №-
роже, из’ некоторых (злания ЦЕ ЕКП(б)У,
Верховного Совета УССР) вывезены даже
дверные ручки, вытащевы подоконники,

Москва, Кремль

двери, оконные рамы,
мраморные плиты.

Немцы пытались угнать все население
горола. Они разыскивали жителей. ис-
Пользуя спепиально дрессированных — аля
ловли люлей собак Киевляне изыскивали
всякие способы. чтобы уклониться от об-
лав. Они прятались в канализационных и
волосточных колодцах. замуровывали IDYT
пруга в подвалах ломов заваливали себя
рухлялью Ba черлаках. В беседе со мной
киевский врач Пашков рассказывал. что
аля того. чтобы вбить собак-ищеек — co
следа: он решил укрыться в полвале и.
вля туда. смазал полошвы своих ботинок
ихтиоловой мазью. а место rie OB поя-
талея. облил керосином Во время облавы
в Киеве были многочисленные случай са-
уоубийств Профессор Лозинский. ° услы-
шав. что в его квартиру вхолят жандар-
мы. принял яд. а велел. за ним отрави-
лись его жена и лочь Немцы производили
массовые расстрелы люмей. укрывавшихся
от. угона. На Полвальной улипе. в `Ми-
хайловском и Фруктовом переулках нашли
много трупов жителей. пытавшихся ук-
рыться от немцев. Немпы их расстрели-
вали и сжигали. Им удалось угнать из
горола значительное большинство населе-
ния. Киев производит впечатление  вы-
мершего города.

Сейчас из окрестных лесов. болот. ов-
рагов и клалбищенских склепов возвра-
‘щаются большими группами киевляне.
Они производят тяжелое впечатление от
пережитых ужасов. излевательств и лише-

паркет и вырваны

`скорее

ний. С непередаваемым волнением встре-

чают жители горола бойцов Краеной Ар-
мии.
Мы сейчас занимаемся установлением

порялка в городе. учетом сохранившегося
имущества и восстановлением важнейших
отраслей горолекого хозяйства. Е

Частично взорвавный немпами вотопро-
вод через несколько тнёй уластея восстано-‘
вить. и мы 1алим горолу воду. Упелевшее
на заволах электрооборулование даст 203-
можность через несколько лней обеспечить
полачу горолу около 1000 киловатт элек-
трознергии. чего хватит 1ля первой 096-
рели волопровола’ и освещения: Ча хлебо-
заводах сохранилось некоторое оборулова-
ние и несколько печей Кроме того. булет
использовано около 50-ти мелких хлейопе-
карен. Всё это ласт нам возможность через
несколько дней организовать “выпечку ©
хлеба. :

Принимаем ‘все меры. ‘чтобы как можно
построить железнодорожный мост
через реку Днепр.

6 и 7 ноября. булучи в Киеве. я бесело-.
вал со многими жителями горола. которые
плача рассказывали мне 0б ужасах немеп-.
кой оккупании.

Повсюлу. гле я был. меня просили жи-’
тели Киева лично перелать Вам их глубо-
чайшую и серлечную благодарность за 0с-
вобожление родного горола и за спасение
киевлян от гибели. .

Н. ХРУЩЕВ.

1943 г. 8 ноября.

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

от трудящихся г. Ленинграда и Ленинградской области, бойцов Ленинградского
фронта и моряков Краснознаменного Балтийского флота

В день 26-й годовщины Великой Ок-
тябрьской  сощиалистической революции
трудящиеся города Ленина и Ленинградской
области, бойцы Ленинградского фронта и
моряки Краснознаменного Балтийского фло-
та шлют Вам, дорогой Иосиф Виссарионо-
вич, свой пламенный и сердечный привет.

26-ю годовщину Великого Октября co-
ветский народ встречает в условиях ре-

-  талющих боёв на фронтах Отечественной

войны. Под Вапвим гениальным водитель-
ством славная Врасная Армия в жестоких
и упорных боях наносит сокрушающие
удары по врагу и гонит ег на запал,
освобождая советскую землю, тысячи нз-
их городов и сёл от гитлеровской нечисти.

Немецко-фашистские войска, укрепив-
шись на подступах к нашему городу, стре-
мились задушить нас в кольце блокады,
поколебать моральный дух ленинградцев,
сломить их стойкость и мужество. Ho 3a-
щитники Ленинграла преодолели все труд-
ности и лишения. Войска Ленинградского и
Волховского фронтов, выполняя  постав-
ленную Вами задачу, в упорных боях про-
рвали блокаду Ленинграда и тем обеспечи-
ли прямую железнодорожную связь CO
страной.

Вслед за этим в летних боях войска Je-
нинградского фронта разбили сильную
`ударную группировку противника в райо-
не Синявино, угрожавигую Ленинграду, чем
отвлекли на себя часть сил врата. В этих
боях враг понёс огромный урон в живой
силе и технике.

Краснознаменный Балтийский флот ‘в
этом году потопил 54 транспорта против-
ника водоизмещением 398 тысяч TORE.

Немпы мечтали ворваться в Ленинград
и залить его кровью трудящихся. Просидев
более лвух лет в его предместьях ‘и потеряв
свыше полумиллиона солдат и офицеров.
они теперь уже не рассчитывают на штурм
города. Для врага под Ленинградом насту-
пили черные дни.

Поддержка и помошь Родины, Ваша
повседневная отеческая забота о Ленингра-
де помогли нам преололеть самые тяжелые
пепьтания. Ещё более единые ‘и сплочен-
ные вокрут- большевистской партии. ленин-
[pam стали стойким и мужественным
гарнизоном  горола Ленина. в труле и боях
кующим побелу нал ненавистным врагом.
Беспримерные в истории подвиги защитни-

ков Ленинграда высоко оценены  прави-
тельством, учредившим медаль «За odopo-
ну Ленинграла». Эта высокая награда на-
лагает на каждого ленинградца большие
обязаниости перед Родиной — работать
энергичнее, сражаться искуснее. бить вра-
гов яростнее до полного их уничтожения,
до окончательной побеты нал ними.

Упорно, несмотря ни на что, ленинграл-
цы восстанавливают евои- фабонки и 3а80-
ды, свой транспорт и свои жилища. Они
осваивают всё новые и новые вилы боевой
техники и непрерывно увеличивают произ-
водство орудий, пулемётов, автоматов, 60е-
вых припасов, боевых кораблей и многих
других вилов вооружения и снаряжения
Красной Армии и Военно-Морского. флота
Выпуск промышленной продукции ов 3-м
‘квартале 1943 года увеличился по сравне-
нию с 1-м кварталом 1943 гола на 34.9
процента. В широко развернузшемся прел-
октябрьском социалистическом соревнова-
нии трудящиеся Ленинграда добились но-
вых  произволственных успехов: октябрь-
ский план в целом всей промышленностью
значительно перевыполнен. Впереди илут
старейшие заводы, известные всей стране.

Успехи, достигнутые ленинградской про-
мышленностью. явились результатом чест-
ного и самоотверженного трула рабочих и
инженерно-технических работников.  ре-
‘ зультатом повседневной борьбы за повы-
шение произволительности труда, за пра-
вильное распределение и использование
рабочей силы.

Значительно возросла забота ленинград-
цев о своем великом гороле. Несмотря на
непрекращающиеся вражеские  обетрелы
дальнобойной артиллерией, несмотря на
все трулности. Ленинград чист и опрятен.
99 процентов всех жилых ломов имеют
действующий водопровод и электричество;
введено в’ эксплоатацию свыше ста тысяч
квадратных метров. жилой площали. Обтре-

ионтировано 3 миллиона квадратных мет-

ров кровли; Город подготовлен к зиме
лучше, чем в прошлом голу Значительно
лучше он обеспечен и топливом и проло-

(Принято на торжественном заседании.

вольствием. Улучшены и материально-бы-
товые условия ленингралиев.

Перел Ленингралом сейчас стоит огром-
ная и ответственная’ залача — от зале-
чивания отдельных ран перейти к всесто-
ронней и плановой работе m0 восстанов-
лению городского хозяйства и промышлен-
ности. Мы можем и толжны. несмотря ни
на что. нина какие трудности. вновь вы-
вести ленингралекую промышленность на
ведущее место в системе народного хозяй-
ства Советского Союза. Мы должны так.
восстановить Ленинград, чтобы он стал
ещё лучше, ещё краше, ешё величествен-
Hee. $

Фашистекие главари рассматривали 1е-
нинграл. как обречённый горол. как тюрь-
му. куда заключены жители Ленинграла
и откула лля них нет выхода. Но прова-
лились все их преступные планы. Вхох-
новляемые и руководимые Вами. товарящ
Сталин. ленинградиы сорвали все планы
фалистов по захвату Ленинграла. Великий
город грозен и неприступен, как никогла.

Сегодня, в день 26-й головшины Вели-
кой Октябрьской  сопиалистической  рево-
люции, ‘знамёна которой впервые  побелно
взвились над нашим городом. мы клянёу-
ся Родине и большевистской партии. вля-
нёмся Вам, товариш Сталин. что ленин-
гралцы с честью выполнят свой долг пе-
рел * Ролиной: Bpar soa Ленингралом —
колыбелью ° советской  влакти — будет
разгромлен, и великий Topol умножит
свою славу, свое величие и могущество.
Руководимые ленинградской партийной op-
ганизацией во главе с тов. ШЖлановым.
А. А. мы умножим свои славные питер-
ские тралиции и. добьёмея modern. Ona
близка.

’ Да здравствует 26-я годовшина Великой
Октябрьской сопиалистической революции!

Да здравствует. паргия Ленина —
Сталина—влохновитель и — организатор
борьбы за победу нал’ немецко-фашистски-.
ми захватчиками!

Да здравствует наш ролной и Великий
(Сталин! в
Ленингралского

Совета. депутатов

трулящихся совместно с команлованием Ленингралского фронта, Краснознамен- ,,
ного ` Балтийского флота, партийными и общественными организациями Ленин- -

грала, посвяшенном 26-й годовщине
революции).

Великой Октябрьской социалистической

Указ Президиума Верховного: Совета СССР

Об учреждении ордена „Победа“

Президиум Верховного Совета Союза Советских
Социалистических Республик. постановляет:

1. Учредить для награждения

командного состава Красной Армии высший

ный орден «Победа».

2. Утвердить Статут ордена «Победа».

Москва, Кремль. 8 ноября 1943 г.

высшего
воен-

в знак особого
внесения на нее

лиц

3. Утвердить описание ордена «Побела».
4. Для награжленных орденом «Побела» учредить,

отличия, мемориальную доску для
имей кавалеров`  ордена «Победа».

Мемориальную доску`установить в Большом Kpem-

левском дворце.

>

Председатель Презилиума Верховного Совета СССР” М. КАЛИНИН.
Секретарь Презилиума‘ Верховного Совета СССР’! А. ГОРКИН.

Указ Президиума Верховного Совета СССР
Об учреждении ордена Славы 1, ПН. и Ш степени

Социалистических Республик постановляет:

1. Учредить для награждения лии рядового и сер-

жантского состава. Красной Армии,

лиц, имеющих звание младшего лейтенанта,

пени.
а в авиации и

отли- степени.

чившихся в’боях ‘за Советскую Родину, орден Славы
1; Пи Ш степени. *
2. Утвердить статут ордена Славы 1, Пи Ш сте-

3:Утвердить  описание ордена Славы № Пти’ Ш

Предселатель Президиума. Верховного Совета: СССР ; М. КАЛИНИН.
Секретарь Презилиума Верховного Совёта СССР А. ГОРКИН.

Статуты и описания орденов «Победа» и Славы см. на 2-й стр.