ОЩЕСС

о зверствах немепко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова
и Харьковской области в период их временной оккупации

?

ХАРЬКОВ. 15 хекабря. (ТАСС). Сего1-
ня з гор. Харькове в Военном Трибунале
4-го Украинского фромта под  предсела-
тельством геперал-майора юстиции Tos.
А. Н. Мясникова и при участии госулар-
ственного ‘обвинителя полковника юсти-
пии тов. Н. Н. Дунаева началось елуша-
нием лело о зверствах немепко-фашист-
ских захватчиков на территории op.
Харькова и Харьковской области в пери-
ох их временной оккупации.

По’ настоящему лелу преданы суду по
обвинению в преступлениях, претусмот-
ренных Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 19 апреля 1943 года чи-
новник 560 группы германской тайной
полевой полипия старший ефрейтор вело-
могательной полиции Ренлав  Рейнгарт,
офипер германской военной контрразвел-
ки Лангхельд Вильгельм, заместитель
команлира роты СС «зондеркоманлы СД»,
унтерштурмфюрер СС Риц Гане и их по-
собник, изменник Родине Буланов,  слу-

Обвинительное заключение

по делу о зверствах немеико-фашистских захватчихов
в г. Харькове и Харьковской области

Пе мере изгнания немепео-фатистеких
захватчиков е временно оккупированной
советской территории вскрываются все
большие и большие злодеяния, творимые
войсками германской армий.

Посзе освобождения от немецких фа-
ястов города Харькова и Харьковской
области бызи выявлены многочисленные
факты чудовишного истребления немпа-
ми мирных советских гражлан, в том чи-
гле женшин, стариков и летей.

Поменка-фашнетекие войска, пол руко-
вотетвом своих начальников. улушили в
спенпально оборулованных тазовых Ma-
шинах — «тушегубках». повесили. рас-
стреляли и замучили многие лезятки ты-
сяч советеких люлей. разграбили имуше-
ство государственных. ‚ хозяйственных,
культурных и общественных организа-
ний. сожтли и разрушили целые города и
тысячи нателенных пунктов. утнали В
неменкое рабетва многие сотни тысяч
мирных жителей, ;

Вее эти злолеяния и бесчинства явля-
Tes не отдельными изолированными
актами. а лить звеном в большой цепи
престувлевий. которые творились ий тво-
рятея неменсими захватчиками 00. пря-
‚„мому указанию германского  правитель-
„ства и’верховного командования немецкой
армии.

Еще залолго ло войны главарь немеп-
ких фашистов Гитлер. излагая планы п0-
работения Европы. указывал на необхо-
лимость истребления славянских Hapo-
лов — русских, украинцев, поляков, че-
У0в и пругих.

Влижайший помошник Гитлера — Ге-
ринг. резлизуя установки своего хозяина,
призывал  Неуцев убивать советских
граждан.

Эти зютоетские установки фаптистских
руководителей являлись и являются 0с-
новой воспитания немецкой армии, дав-
шего своя кровавые плохы.

Для практического осуществления пла-
нов Гитлера по истреблению славянских
народов германекое командование в сво-
их военных школах и`училишах ввело
спепяальный куре лекций на тему о не-
обходимости истребления советских лю-
лей.

Так. обвиняемый по настоящему eazy
гтарший ефрейтор  терманской армии
Рецлав Рейнгарл, прошедший обучение в
отдельном батальоне «Альтенбург», на
следствии показал:

«На курсах даже было организовано
несколько лекций руководящих чинов-
ников ГФП (германской тайной полевой

‚ полиции). которые прямо указывали 0

том. что народы Советского Союза и
особенно русской национальности яв-
ляются  неполноценными и должны
быть, в подавляющем  большияетве,
уничтожены, & в незначительной своей
части использованы немецкими поме-
щиками в качестве рабов.

Зверства немецко-фашистских захватчиков в г. Харькове и Харьковской области. На снимках: слева — трупы бойцов и офицеров Красной Армии, находившихся на излечении в 1-м Армейском госпитале 60 Й армии con
цами нз дивизви «Адольф Гитлер»; справа — трупы советских граждан, задушенных в «душегубках» и расстрелянных немцами на территории городка Харьковского тракторного завода. я t

свилетелей 0б их обязанности показывать
суду правду. Предеелатель предупрежла-
eT судебно-меланинских экспертов, что
они’ лолжны прелставлять суду свой за-
включения в соответетвии ¢O свойми епе-
пиальвымя пюзнанияуя. Присутствующие
на суле переводчики  прелупрежлаются
прежедателем 00 их обязанности © абео-
лютной точностью переводить все вопро-
сы и ответы. :

Поеле того, как опрос подсутимых и
свилетелей закончен, суд оглалпает обви-
нительное заключение. Ем зачитывает
секретарь еуда капитан юстиции т. Ван-
дыбин.

Обвинительное  заключеняе  подробио
воспроизводит чуловищную картину мас-
совых убийств и истязаний ни в Чем He
повинных советских людей, которые были
тысячами уничтожены  неменко-фашист-
скими извергами, временно оккупировав-
шими город Харьков и Харьковскую об-
ласть.

Ниже привотитея тетот обтечительно-
го закаючения. :

жирший в качестве шофера в Харьков-
свой «зондеркоманле СД».

В сулебном заселании участвует cy-
дебно-мелипинская экспертиза в составе
главного сулебно-медипинского эксперта
ВКЗ СССР лиректора научно-исслелова-
тельского института сулебной медицины
т; В. И. Прозоровского, профессора ка-
фелры судебной мелипины 2 Московского
мехицинского института т. В. М. Смолья-
нинова, старшего научного. сотрулника
института судебной мелипины т. П. С. Се-
меновсного, главного сулебно-медипинеко-
го эксперта 2-го Украинского dponta,
майора мелипинской службы т. М. П. При-
таорова, сулебно-мелицинского эксперта,
майора метицинской службы т. Г. И. Го-
родниченно и патолога-анатома майора
медицинской службы т. Д. Е. Янаша,

Обвяняемых защищают по назначению
от <су1а алвокаты тт. Н. В.  Номмодов,
С. Н. Назначеев и Н. П. Белов.

Председательствующий генерал-майор
юстиции тов. Мясников производит опрос
подсудимых и свидетелей, предупреждая

Эти указания исходили из полити- принудительная  эвакузция местного
ки германекого правительства в отно- населения. :
шении народов оккупированных Tep- Того, кто отказывается эвакуиро-

риторий, и, нало признать, что в прад-
тической работе кажхым военноелужа-
щим германской армна. в том числе и
мной, неуклонно выполнялись».

(том 2. a.°x. 67).

Когла началась война с СССР. эти ус-
тановки немепкие войска начали прово-

ваться, расстреливают на месте.
Дети, старики, а также женщины,
угоняемые немцами, погибают от голо-
да, так как их никто не снабжает про-.
довольствием, от болезней и лишений.
Ясно, что такого рода мероприятия не
имеют другого смысла, кроме уничто-
жения максимального количества со-

свими гражланами и уничтожения горотов
и населенных пунктов времелно оккупи-
‚рованной территории; к

щин и малолетних детей;

ствах немепких оккупантов в городе вый автомобиль» и предназначен для
Краснодаре, произведенным в июле 1943 ухерщвления людей.

гола, было установлено существование Впоследствии мне узого. раз приходи-
спепиально  оборулованных автомашин,   лось наблюлать работу этой машины и
называемых  «душегубками», в которых   несколько раз принимать  непосрелет-

германские карательные органы
вляли мирных собетеких граждан окисью
углерода,

изволившая
трупов, обнаруженных в противотанковом
рву близ города Краснодара, в своём за-
включении от 29 июня 1943 года конста-
тировала:

‘тих внутренних

«газовые автомобили»,

над советскими ранеными и военноплен-
ными,

Все это является вопиющим нарушени-
eM правил веления войны, установленных
международными Конвенциями, и общепри-
нятых правовых норм.

массового истребления стариков, жек-
сожжения и издевательств

о

Судебным следствием по делу о звер-

расстрелов,

Каминский рассказал, что это «газо-

умерщ- венное участие в погрузке в нее ape-
стованных, содержавшихея в Харьков-
ской тюрьме. При этом з убелилея, что
газовый автомобиль вполне  соответст-
вует своему назначению».

(т. 2 а. к 68—69).

Применение немцами для уничтожения
советских гражлан «газовых автомоби-
лей» — «лушегубок» подтверждают так-
же привлеченные по настоящему делу в
качестве обвиняемых немпы: унтерштурх-
@юрер Риц Гане, заместитель командира.
роты СС, капитан германской армии Ланг-
хельд Вильгельм— офицер военной контр-
разведки, изменник Родины Буланов Ми-
хаил — шофер Харьковекой — «зовдер-
команды СД», а также свидетели: немцы
оберштурмбанифюрер Хейниш — окруж-
ной комиссар ropoza Мелитополя, Нош
Карл — инженер роты 79 германской пе-
хотной ливизни и Бойно Иван. — шофер
Харьковской «зондеркоманлы СД».

Свидетель оберпггурмбаннфюрер Хейниш
показал:

«В СЛ (служба безопасности) был
изготовлен так называемый «газовый
автомобиль». Но внешнему виду он
почти пичем не отличалея от обыкно-
венного тюремного автомобиля, но его
кузов закрывается герметически, и вы-

Сулебно-медицинская экспертиза, про-
эксгумацию и исследование

«На основании судебно-медицинских
данных— розовой, розово-краоной и яр-
ко-красной оболочки кожных покровов,
слизистой губ, скелетных мыши, на-
ружной оболочки сердна, брюшины, на-
ружной оболочки клшечника, слизистой
оболочки желудка, поверхности  разре-
зов почек и в некоторых случаях дру-

ортанов (например:
легких, сердпа), — :

судебно-химических и спектроскопи-
ческих исследований крови,  кровяни-
стой жидкости и кусочков органов,
из’ятых из трупов при судебно-мели-
цинеких исследованиях, установлено,
что причиной смерта в 523 случаях
(из экстумированных 628 трупов) было
отравление окисью углерода».

(т. 4 л.д. 77—13).

Как установило следствие, такие же
получившие на-

тична, проживающая в городе
по Рыбной
тестапо, в Еотором стояли «душегубки».
показала:

дить в жизнь во временно оккупирован-
ных районах Советского Союза. ^

Вторгнувшись на территорию нашей
Родины и ветретнв повсеместное сопро-
тивление советского народа, немецко-фа-
шистские армни и германские каратель-
ные органы начали широко применять
разбой и убийства ни в чём не повинных
советских людей.

звание «душегубки», немцы применяли
ветевих люлей с тем, чтобы большеви-   для умерщеления мирных советских граж-
ки не получили рабочей силы и понол-   дан, помимо Враснодара, также и в горо-
нений в армию». (Том 3, л. д. 9—10).   де Харькове.
Таким образом зверское истребление со-  .
ветских люлей путем умермвления их в
газовых автомобилях — «душегубках»,
расстрелов и избиений, насилия и граде-
жей. чанимых немецкими войсками в т0-

Матитны эти, кат показывают обвиняе-
мые немцы, привлеченные по настояще-
му делу, а также и свидетели, являвтие-
ся очевихцами творимых немцами злодея-
‘ний, — представляют собой крытые боль-

хлопные газы от. мотора по специаль-
ной трубке направляются в вузов. В
эту машину помещается несколько хе-
сятков человек. Им, обыкновенно, об’-
является, что они отправляются в дру-
гую тюрьму или лагерь. у

Когда автомобиль тротается, газы на-
правляются в кузов и находящиеся там

Свидетель Бойко Иван Семенович, ра-

ботавший пюфером в Харьковской «son-
теркоманле СД» и
этого очевидцем многих злодеяний немец-
ких фашистов, показал:

«Больные. поняв, что они обмануты

ставший вследствие

и ч10 им готовят гибель, при посадке
в машину сопротивлялиеь, но гестапов-
цы загоняли люлей в «газваген» уда-
рами привладов и палок, заставляя бо-
лее злоровых  втаскивать в машину
TeX, ETO не мог передвигаться само-
стоятельно.

В кузове машины слышались крики
о-помощи. и рыдания женшин.

Когда в <«газватен» было погружено
околю 50 человек больных и обелужи-
вающего персонала, дверь мантины 33-
хлопнули, и она направилась 38 город».

(Виа 87),

Свидетельница Педкопай Ульяна Ниви-
Харькове
улице. где размещая гарах

«Срели арестованных были мужчины,
женщины и дети. которых гестаповцы
пинками и прикладами загоняли в м-
шину. У мпогих на лицах были синя-
БИ и кровоподтеки, одежла  порвана.
Женщины и дети плакали. но гестапов-
цы их хватали и насильно’ втальнвали
1в мангину. i

Когла автомашина была битком набя-
та люльми и её хотели уже закрыть,
два гестаповца ввели во двор плачу-
щую женщину с двумя девочками ит
8 и 10-ти.

Олна из девочек, He понимая, чт
происходит, торопясь, стала кричать:
«мама, или быстрее, а то машена уй-
лет без ‚ нас».

Полойля к машине, женщина, услы-
шав из нее крики и стоны, заплакала
еще сильнее и остановилась, но ce ¢CH-
JOH втолкнули в 5у30в.

Одна из девочек в это время тоже
заплакала и стала кричать; «мама,
мама». р о

Стоявигие рядом гестаповцы схватили
обеих девочек и вбросили в машину к
обезумевшей от страха матери. Велед
3& этим лвери машины захлопнулись,
и она выехала со двора тюрьмы».

(т. 3 a x. 182).

веде Харькове и Харьковской области, яв-
ляются выполнением чуловишных планов
правящей клики фантистокой Германия по
увичтожению соретекого народа.

Baste в плен частями’ Красной Армии
оберштурмбзнифюрер Хейниш Георг
бывший заместитель начальника штаба
Гесса, занимавший на временно оккупи-

ших размеров
цзета, с дизельмотором.

автомашины  темвосерого

Гнутри эти автомашины обиты опинко-

люди залыхаются».
(т. Зя. д.4).

Показывая о применении немцами это-
го страшного орудия смерти, сами же нем-

Следствием также установлено, что He-
мецкие захватчики трупы советских лю-
лей, после умерщвления их в «лушегуб-
Бах», вывозили на окраину города Xapp-

рованной советекой территория пост ок-
ружного комиссара горола Мелитополя,
член напионал-социалистской партии с
1923 года, па лопросе показал:

«В ‘середине автуста 1943 года в
одном из посбаков близ города Ровно
состоялась конференпия 28-ми окруж-
ных комиссаров Украины,

Работой конференнии рукозолил им-
перекий комиссар Украины — Вох.

Из локлалов окружных комиссаров
вытекало, что население сопротивляет-
ся насильственной мобилизации на ра-
боту в Германию.

В связи с этим Кох говорил о необ-
холимости усилить мероприятия против
населения и не останавливаться перед
тем, чтобы уничтожить длишназ He-
сколько тысяч человек. Г

В частности, он заявил, что прянял
решевие отправить на работу в Терма-
нию максимальное количество работо-
способных жителей районов Северной
Укранны, & остальное население этих
районов полностью упизтожить, так
как в этих районах действовало не-
сколько: неуловимых партизанских от-
рядов, а ранее применяемые к мирному
населению репрессивные меры — сож-
жение деревень. массовые расстрелы и
уничтожение жителей этих районов,
по словам Коха,  удовлетворительных
результатов не дали.

Уничтожение наибольшего числа
траждан Советской Росеин может пой-
ти только на пользу Германии, так как
это ослабляет Россию.

Последние слова Коха отражают зи-
нию Гитлера и его ‘ставки, Особенно
беззастенчиво германское командование
проводит эту линию при отступлении,
когда производятся максимально полные
разрушения вбех населённых пунктов и

‘рой командовал группенфюрер: войск CC   бТ улущенин запертых в машине люден.

Следствием установлено, что зверства,   Ванным железом и в залнбй ‘части кузова
насилия и грабежи в городе Харькове в   Имеют дзе дыухстворчатые, герметически
Харьковской области во время их окку-   Заврывающиеся дворцы. Пол кузова 060-
пации немцами  чинились офицерами и  Рудован деревянной решеткой, под KOTO
соллатами германской армии и в частко-   Рой проходит труба с отверстлями, соеди-
сти: няющаяея с выхлопной трубой мотора.

дивизией СС «Алольф Гитлер», под ко-  Отработанные газы дизельмотора, с0-
чатюванием обергруппенфюрера войск СС   держащие окись углерода выюкокой  кон-
Дитрих; ; центрации, поступалот в кузов автомаши-
дивизией СС «Мертвая голова». кото-  НЫ, вызывая быстрое отравление и смерть

Симон; (бвиняемый по настоящему делу стар-
терманекими карзтельньми органами: ший ефрейтор  терманской армии Peunas
Харьковской «зондеркоманлой СЛ»; во  Рейнтарл, чиновник группы германской

тлаве с ее начальником штурмбаннфюре-  тайной полевой полиции в городе Харьыко-

ром Ханебиттер; ве, принимавший непосредственное уча-

группой горманской тайной полевой по-   стие в умерщелении советских мюдей по-
лициа г. Харькова, возглавляемой комис-   ‘средством газовых автомобилей — «луше-
саром полиции Нархан и его  заместите-   губок», — показал:

лем — секретаоем полиции Вульф;

560 группой ГФИ при штабе 6-й гер-
манской армии — комиссаром  полицин
Мериц:

привлеченными по настоящему хелу в
качестве обвиняемых:

Рецлав Рейнгаздом, чиновником 560
труппы германской тайной полевой поли:
ции;

Лангхельд Вильгельмом —Й капитаном
терманекой военной контрразведки;

Риц Гансом — заместителем команкира
роты СС «зонлеркоманды СД»;

пособником немцев, изменником Родины:

Булансвым Миханлом-— шофером Харь-
ковекой «зондеркоманды СД».

Прелварительным следствием
лепа система:

‚удушения — окисью углерода в зие-
циально оборудованных автомашинах «лу-
шегубках» многих тысяч советских лю-
деи;

зверокой. расправы нак мирными севет-

«Массовые казни путем поветения и
расстрелов казались для германского
команлования слишком хлопотливьюи и
медленными средствами для достиже-
ния поставленных перед карательнымя
органами задач, поэтому приходилось
задумываться над прчменением более
простых 61060бов истребления населе-
ния и, нато сгазать, что они были най-
лены.

Придя как-то в первых числах марта
1942 года в тюрьму, я обратил виима-
ние на грушу полицейских,  столиив-
шихся около находившейся во дворе
больной автомашины темносерого цве-
та, которая стояла около самого входа
B TOPLUY C OTEDEFYBING сзади дверцами,

Узнлев среди стелпившихея позиней-
ских своего знакозого сотрумика СД
Каминского (немец из Берлина,  слу-
живнший до войнь в отряде 0С), яепро-
сил у него, что то за мапена и пля
какой пели она предназначена.

установ-  }

газовые автомобили — «душегубки».

цы — обвиняемые по настоящему делу.
рисуют чудовищные картины подготовки
5 умерщвлению-и насилию над советски-
мн гражданами во время погрузки их В

Тот же обвиняемый ст. ефоейтор гер-
манекой армии Рецлав показал:

«Вотда доходила очерель до посадка
в машину женпкин, — это были самые
страшные картины. Вее без  исключе-
ния женщины, не говоря уже о детях,
рымали, падали на колени, умоляя по-
щалить их. Плач женщин  перемепя-
вался с плачем детей, которые обраща-
лись к вам, к непосредственным участ-
никам и исполнителям этих злодеяний,
с просьбами о пошаде. Но в ответ на
это получали пинки, удары приклада-
ми винтовок и рукоятками пистолетов.

В таких случаях я, а вместе со мной
и другие чиновники ГОН и СД скру-
чивали женщинам руки и втазивали
их в машину.

С детьми дело обстояло еще проще.
Их хватали за руки, а нередко и 33
ноги и с размаха бросали в кузов ма-
тины.

Тажие действия вызывали проклятия
по алресу вемпев, и двор налюлнялся
душераздирающими криками, мольбой о
помощи и пощаде.

Мне праяпеминается такой фажт, вог-
да женщина, кз глазах которой офицер
СЛ броспл в кузов машины её ребен-
ка, — набросилась ва офицера, вцепи-
лась руками ему в GENO wm раецарала-
ла его до крови.

В большинстве случаев с такими
непокорными арестованными  расправ-
лялись просто: нх тут ше пристрели-
Badu, & затем в машину»,

(т. 2 ча 94—95).

кова, где выбрасывали в пустые бараки и
другие полуразрушенные злания,
ли бензином и затем сжигали.

облива-

Обвиняемый старший ефрейтор герман-

ской ариии Рецлав по этому вопросу пе- \
казал:

«В конце марта 1942 года я прини-
мал участие в погрузке люлей в «та-
зовый автомобиль» и затем получил
приказание  Ханебиттер сопровождать
машины Е месту разгрузки. Проехав
через город, мы достигли бараков
Харьковского тракторного завода и там
остановилиев. При этом  начальняк
команлы СД Ханебиттер приказал нахо-
дивнимея ¢ нами солдатам «somyep-
команды» разтружать трупы и склады
вать их в коридор охиого ‘из бараков, в
котором, как я радел своими глазами,
уже находилось большое количество
трупов, привезенных, видимо, раиыше.

Когда. разгрузка была закончена, Xa-
небиттер дал команду отвести вое Ma-
шины в сторону за исключением одню-
го грузовика, на котором ехала групва
солдат «зондеркоманлых».

Из этого грузовика, по указанию Ха-

небиттер, солдаты взяли несколько
банок с бензином, пешли во внутрь
барака, облили все выбропенные туз
трупы, затем облили некоторые места
наружной чзсти Oapaka и  пюдодглЕ

его».
(vr. 2. a. x. 95—96).

Факты сожжения немцами трупов 2-
дей, умерщвленных посредством «тазового
автомобиля» «дутшегубки» в  барахах
Харьковского тразторного завода, помимо
обвиняемого Рецлава, подтверждаются Ео-
казаниями свидетеля кова Даниела
Александровича, Ризван Порфирия Йосн-

(Скончание см. на 3-й стр.).

скенных и расстрелянных эс2сов-

ssi

= ims