о зв

`

фовича п заключением судебно-медицин-
кой экспертизы, производившей эксгума-
цию и Исследование трутв, векрытых на
территории города Харькова и ero ORDE-

CTHOCTAX.
Исследовав ‘обстоятельства сожжения

трупов в бараках Харьковекого трактор-

ного завола и останки тел и костей.

i извлеченных при раскопке на месте. сож-
\ — жения бараков, —— судебно-медицинская
экспертиза в свобм ‘заключении от 15

сентября 1943 года констатирует:
«При осмотре территории — несколь-
l REX сгоревших бараков ХТ& обнаруже-
ty но значительное число обгоревших  че-
И ловеческих костей и пелых черепов
0ез механических повреждений >
bans При разрытии одной из нескольких
щелей (укрытий) около одного сгорев-
К шего барака среди золы, земли и му-
copa также были найлены обгоревшие

человеческие кости (ключицы, = ‘ребра,
позвонки) A Henne черепа без  меха-
нических поврежделий.

Врюме того, также были найдены

обгоревигие куски олежлы, ложки, . Ко-

телки, металлический замок oT дам-
ской сумочки ит. п»,
Ц Отремяеь истребить возможно больше
Ne

хирных советеких граждан, немецкие 3a-
хватчики, помимо уничтожения людей по-
бфедотвом «Газовых автомобилей» —«лу-
шегубок», прибегали к массовым  рас-
стрелам, виселипам, истязаниям и пыт-
Езм над советскими людьми.

В результате систематических облав п

хассовых арестов мирных = советских
граждан, как показали обвиняемыб по
настоящему делу — \Реплав, Рип, Лант-
хлы и измениик Родины Буланов,

тюрьуы теетатю и других германских ка-
рательных органов были переполнены ни
в чем не повинными советскими люльми

Чиновники фапистских карательных

‘и органов на опросах каждого арестован-

иаШ  ‹ НОГО, независимо от наличия на него ма-

и, №  териалов, подвергали нечеловеческим ныт-

ук кам и избиениям шомнолами, резиновыми

ны, дубинками. плетками и палками. лобива-

1. жж таким образом от них «показаний».

‘щи; Причем многих из них избивали ло та-

ки в КЮ степени, что они умирали прямо на

ут ХОпросах.

43 № Особенно жутвое зрелище прелставляла

бами! Тасправа немецких извергов © советскими

оби» етьми и подростками. Неелиничны ‘слу-
  Чаи, когда малолетних детей немцы жи-
гори выми бросали в ямы и закапывали.

Oey в В городе“ Харькове, по распоряжению
тестало, иногие мирные советские. граж-
ме были переселены из городских

ИВТ умртир в спепиально отведенные бараки,

`В 9 рипложенные на территории. рабочего

101] мрыка Харьковского тракторного завола.

ов  Во время переселения из городских

При звартир в етот рабочий поселок, kar

ай показал обвиняемый Буланов, советские

411 граждане подвергались неоднократным

нача ограблениям и издевательствам со сторо-

ass! НЫ немецких солдат и сотрулников геста-

3% 10;

2 7 После того, как все перебеляемые бы-

ии! ти водворены в бараки, немцы   стали

1 и Формировать партии по 200—300 человек

тии В каждой, кула входили также и полрост-

‚ м №, дети и старики, a потом пох  вихом

rea,  ПФавки их в глубокий тыл уволили в

at @лку, расположенную в 4—5 киломелт-

rie Dax or рабочего городка. Хапьковекого
yy ys   АКторного завола, ге и расстреливали
  Жху заранее приготовленных ^ больших

. я.
В декабре 1941 гола гестаповцами бы-
® расстреляно 900 советских ‹ гражлан,
находившихся Ha излечении в Харьков-

cho больнице, среди которых было MHO-
№ детей и стариков. Pacerpen их был
or в. 4—6 километрах от города
арькова,, недалеко от лороги. илушей в
сторону Чугуева. Трупами были  напол-
нены две больших \ямы, которые заранее
были подготовлены для этой пели.
(Фбзинлемый Буланов, участник  втих
острелов, попазал:

«Мне было предложено на трехтон-
Пой автомашине выехать в больницу,
находившуюся на окраине  горола
Харькова. Там уже нахолились и лру-

тие машины. Вак только я  поставял
*   000 машину вплотную к  парадному
a одного из больничных корпусов, геста-

вы стали выволить больных в OA-
Hou Serpe и погружать их B KY3OB
  хзпины. В каждую машину  помеща-
0 до 40 человек,

Погрузи» овою мамину, я отвез их
К месту расстрела; которое было опеп-
лено гостаповиами.

Там больных из маптин вытаскива-
ля и ставили в яме. На месте раз-
Грузки слышался  хушеразлирающий
плач, вопли’ взрослых и детей, боль-
ные, ууюляя. просили о пощале, олна-
  KO гестаповцы we обращали на 957.

внимапия, расстреливали всех, свали-
вая их затем в яму.

Насколько я помню. ‘исключитель-
  ных зверствои отличались — пере-
вохчик гестало Берг Гане и мелфельл-
  шер Алекс. Оба они) сопротивляющихся
Ударами сбивали с ног. сбрасывали
В яму, а затем расстреливали.

Междунаролные правовые нермы запре-
Щают жестокое обращение ¢ военноплен-
ВЫми.

Военноплетные = раненые и больные,
Oriachs этим межлународным положени-
Ям, должны пользоваться занитой co ¢To-
репы воюющего, во власти которого. они
окажутся,

(\наго. потирая всякие межтлународные
Masonite ноты, германо-фатистские го-
ловорезы систематически уничтожали и
уничтожают советских   раленых воемно-
] пленных,

Р№лее того, в лагори военнопленных
“   термапское военпое командование помеща-
*  ет мирных советских граждан, захвачен-

Окончание обвинительного заключения

Боясь ответственности за совершаемые
чудовищные ‘преступления и истребление
советских людей при помощи специаль-
но оборудованных автомашин немецкие
фащисты за послетнее время стали при-
нимать меры к тму, чтобы скрыть при-
менение ими этого орудия смерти.

Оберштурмбаняфюрер Хейниш на лоп-
росе показал, что в июле 1943 года на
закрытом совещании 5-ти окружных ко-
уиссаров Таврической облаети выступил
начальник СД и гестапо по Крыму и
Таврии генерал-лейтенант полиции фов-
Альвенелебен, который заявил, что Гит-
лер крайне неловолен болтливостью лиц,
которым так или иначе стало известно о
существовании «газового автомобиля». В
результате этой болтливости. заявил фов-
Альвенслебен, ‘а также в результате бес-
печности отдельных руководителей СД и
гестапо материалы © «газовом автомоби-
ле» попали в руки русских. ”

связи с этим, как заявил Хейниш,
фон-Альвенелебен пебелал им предписа-
ние Гитлера о необходимых мерах к пре-
крашению . потобиого рода болтливоети a
к усилению конспирации при использова-
я «газового автомобиля». (т. 3, л. д.

ТУ. Th

Я видел, Kak HeKOTOpEe us  compo-
тивляющихся, сброшенные в яму, 0у-
дучи только ранеными, окровавленные.
пытались подняться. Их енова сбивали
© ног, а залем по приказанию `учает-
HOKOB этого злодеяния — шефа гес-
тапо и переводчика Берг Ганс — за-
капывали еще живыми.

Срети закопанных в ямах живыми
было много подростков и детей».

1 (vr 2 a. a. 255—256).
Лесопарк, расположенный в  райове

поселка Сокольники, на окраине города
Харькова, покрыт густой сетью могил, в
которых закопаны жертвы  немепко-фа-
шистекого террора.

Описывая чудовищные картивы  рас-
стрелов советских людей в лесопарке,
свидетели Беспалов Алексанлр Филит-
вич и Даниленно Дарья Васильевна. про-
живающие в поселке Сокольники и я3-
ляющиеся невольными очевияпами  тво-
вимых немпами злолеяний, показали. что
на протяжении 1942—1943 тг. немецкие
Фашисты почти ежедневно на нескольких
уапиянах доставляли в лесопарк 06ре-
ченных на смерть людей, где нал ними
издевались, мучили и расстреливали их.
Некоторые из заключенных  HadpackrBa-
лись на немцев, но их сбивали с ног,
кололи штыкали, били ногами и прикла-
Jai BATITOBOR. © 4s

Чо лесу раздавались xymepasrmparomne
крики и стоны умирающих люлей. Видно
было, ках отдельные люли корчились в
прелемертных: судорогах и в таком поло-
жении немецкими палачами  сбрасыва-
ЛИСЬ В ЯМЫ.

Картину одной из таких зверских рас-
прав свилетель Беспалзв обрисовал  сле-
дующим образом:

«В конпе июня прошлого года я
лично вилел, как в лесопарк было при-
везено на 10—12 грузовых автомаши-
нах jo 300 девушек и женшин.

Несчастные в ужасе. метались ^ из
стороны в сторону. плакали. рвали на
cebe волосы и олежлу, многие палали
в обморок. но неменкие фаптисты не
обрашали ва это внимания. Пинками,
уларами приклалов и палок заставляли
ИХ ПОДНЯТЬСЯ. HO С тех, кто не под-
нималея, палачи сама срывали олежлу
и бросали в ямы. Несколько девушек,
с которыми были дети, пытались
бежать, но были убиты.

Я вител, как после автоматной оче-
‚рели некоторые женщины, шатаясь и
размахивая беспомошно руками, с ду-
перазлирающими криками шли на-
встречу стоявшим немпам. В это время
немцы их расстреливали из нистоле-
тов... Обезумевииие от страха и горя
матери. прижимая к грули детей, со
страшными воплями бегали по поляне,
ища спасения.

Гестаповцы вырывали у них детей,
хватали их за ноги или за руки и
швыряли живыми в яму, а котла мате-
ри бежали за ними в яме, 10 их рас-

стреливали».

(т. 3 ж х 162-163). -

Похтвержлая факты массового расстрела

советских людей в лесопарке, свидетель
Даниленно показала:

«В конце января 1943 года на этом
же месте немпы в течение лвух лней
опять расстреливали советских  праж-
лай. В эти страшные два Ans B лесу
была слышна стрельба и невероятные
крики люлей, слышны были мужские,
женские и летские голоса.

Весной 1943 года. когда снег pac-
таял и земля, которой были засыпаны
ямы, осела, я вместе с лругими жите-
лями ходила засыпать ямы. Когла 4
пришла к месту, гле были расстреляны
Hamu советекие граждане, то увилела,
что обе ямы были набиты трупами рас-
стрелянных. Из-под  небольшюото о слоя
земли были видны торчащие голые че-

ловеческие р ви м ноги»:
; : 152).

(ne Be Br

НЕ.

ных на временно оккупированной ‚ терпи-
тории Советского Союза. рассматривая.
их. как военнопленных. > д
Так. свидетель фельлфебель германекой
армии Янчи Гейнц, сотрулник при офние-
ре контрразведки в лагере военнопленных
именуемом «Дулаг-231», показал:
«Кроме советских военнослужащих,
в терманском лагере  вооиноплюяных
«Дулаг-231» находились также мирные
граждане, захваченные Ha  оккупиро-
ванной территория Советского Союза й
расцениваемые германским  команлова-
нием, как военнопленные. Среди этих
мирных жителей были старики, жен-
щины и дети.

Мне известно. что пленники из мир-
ного гражданекого населения оккупиро-
ванных германскими войсками  совет-
ских областей были не только в налием
лагере, но и в других германских лале-
рях, именуемых официально лагерями
для военнопленных.

Мирные советские граждане’ закло-
чаются в лагери военнопленных 004
предлогом эвакуации населения. в пру-
гих случаях пол предлогом набора ра-
бочей сплы лля отправки в Германию и,
наконец, в пелях изоляции нежелатёль-
вого элемента. в том числе летей и пол-
ростков. как потенциальных бойцов ав-
тинемецких формирований».

i (r. 3 a. 1. 38—39).

С пелью уничтожения советских военно-
пленных, больных, раненых и. граждан-
ского насоления немцы создали невыноси-
мые условия содержания больных и ране-
 . ных в госпиталях, военнопленных и мир-
ных гражлан в лагерях. Их морили roazo-
дом, мелипинской помощи ве оказывали и
чрезмерной скученностью и отеутствием
элементарных санитарных условий вызы-
вали среди них массовые  эпилемические
заболевания, приводящие к большой ‘смерт-
ности.

Беспричинно и путем искусственного со-
здания «материалов обвинений» немцы
расстреливала и заживо сжигали раненых
и военнопленных, предварительно учиняя
нал ними пытки и издевательства, вплоть
ло натравливания на них еобак.

Все эти злодеяния немцев находят своё
подтверждение в показаниях обвиняемых
Рица, Лангхельда и свидетелей: немца
Янчи Гейнца. профессора Каткоза Е. С.,
врача Джинчвиладзе Г. 3., мехицинекой
сестры Сонольской В. А., Козловой М. А.

ий других, а также актами  судебно-мели-
Цинской экспертизы. г

( нечеловеческих мучениях советских
военпопленных мирных граждан в гер-
мапеких лагерях дал показания и обвиняе-
мый по настоящему делу капитан герман-
екой армии Лантхельл, являвшийся непо-
средетвенаьм участникмх всех этих
убийств и издевательств. Г

Лангхельд показал:

«Зверетва. которые чинили терман-
ские офицеры и солдаты и я в том ча-
сле над русскими людьми путём истреб-
ления. голодной смертью, физическими
избиелиями  истошённых ‚ люлей. рад-
стрелами, травлей собаками и проч., со-
отвёететвовали установкам германского
правительства по отношению к PYCCREM
людям...

о моему приказанию люди расетре-

ливались неоднократно. 7 a

Так, например, в мае-июне 1942 ro-
да, в Дергачах, близ Харькова, по мое-
му поиказанию была расстреляна груп-

па русских военнопленных, примерно в

20 человек. по обвинению в связи ев

местным населением... Я должен зая-

РИТЬ, ЧТО обвинение в данном случае

~

было спровоцировано. ибо в самом деле.

люди были просто истреблены за 19,
что они русекие.

Другой случай расстрела группы pye-
ских офиперов был на еборно-пересыль-
ном пункте военнопленных осенью
1941 гола.

Выбрав 10 русеких средних офице-
ров, я приказал солхатам на глазах у
всех востнопленных расстрелять их из
автоматов.

Трупы расстрелянных были сброшены
в заранее подготовленные ямы.

Как правило, русские не вымавали
военных секретов. в связи с чем я из-
бивал военнопленных палкой толшиной
в 4—5 ем., после чего лхопрашиваемых
нередко из моего кабинета приходилось

ТУ.

Таким образом является  установлен-
ным, что всю полноту ответственности за
массовые убийства и злодеяния, учинен-
ные немецко-фашистскими захватчиками
в период временной оккупании горола

Харькова и Харьковской области, за пыт-

ки и массовое истребление мирных жите-
лей, за расстрелы и умерщвление путем
улушения окисью углерода в епепиально
оборудованных аБтомашинах  «душегуб-
ках», за сожжение и другие виды унич-
тожения ни в чем не повинных советских
люлей. в том числе женщин, стариков и
детей, несут руководители разбойничьего
фашистского правительства Германии ий
верховного командования германской  ap-
МИИ. ‘
Установлено также, что в преступленя-
ях, явившихся об’ектом расследования по
настоящему делу и конкретно изложен-
ных выше. принимали непосрелственное
участие нижеследующие командиры и на-
чальники немецких воинских,
ских и карательных организаций:

1. Командир дивизии СС — «Адольф
Гитлер», обергруппенфюрер Дитрих;
2. Командир дивизии (С — «Мертвая

голова», групиенфюрер войск СС Симон;

3. Начальник Харьковской  «зондер-
команды СД», штурмбаннфюрер Хане-
биттер:

4. Начальник группы германской тай-
ной полевой полиции гофода Харькова —
комиссар полипии Нархан;

5. Начальник 560 труппы TO при
mraée 6-i германской армии — комиссар
полипии Мериц;

6. Зам. начальника группы гермачекой’
тайной полевой полиции торода Харькова
— секретарь полиции Вульф.

Виновность всех вышеназванных лиц в
соеершенных ими преступных действиях
попностью доказана ‘произведенным `рас-
следованием, в силу чего ‘все они’ педле-
жат ‘уголовной ответственности заы  пре-
ступления, совершенные ими в отноше-
нии советских граждан на советской тер-
ритерии в соответствии с уголовным за-
конодательством Союза CCP.

Наряду с ними виновными BO BCOX
этих зверских злодеяниях являются уча-
стники преступления, привлеченные в ка-

полицей-.

‚выносить. Избиения военнопленных
практиковались во всех частях немецкой
армии.

..На толпу измученных и голодных
людей во время разлачи скулчой пащи
конвойные солдаты натравливали собак.

Собаки врывались в толпу, эвали в
влочья одежду № тела пленных, еши-
бали отдельных из них на землю и Та-
скали, терзая их, по земле. Некаторых
растерзанных и полужявых военнуилен-
ных ‘и гражданеких лиц соллаты при-
стреливали и приказывали выбросить за
ограду, чтобы не возиться е ях лечени-

8M», Е
(т. 2 л.д. 194—195. 21.

В марте 1943 гола немпы расстреляли
и сожгли захваченных ими в плев $00
раненых бойпев и офицеров Красной Ap-
мии, находивитихся на излечении в 1-м 20-
мейском сортировочном госпитале 69-й
армии. разметавшемся в городе Харькове
по улипе Тринклера.

Описывая обстоятельства этого злолея-
ния немепко-фапгистских = захватчиков,
свидетели профессор Катков, врач Джинч-
вилалзе и медсестра Сокольская. работав-
шие в то время в госпитале, показали,
что 13 марта 1943 тода к госпиталю
под`ехали три автомашины с эсэсовцами
дивизии «Адольф Гитлер», Которые за-
крыли лверь, велушую в 8-й корпус, 4
бросили в него зажигательный  снарял.
Корпус загорелся. Спасаясь от смерти, на-
ходивнгиеся в корпусе раненые выбрасы-
вались из окон горящего здания, но здесь
же расстреливались эсэсовпами из авто-
матов.

На другой день группа эсэсовцев в ко-
личестве 9-ти человек вновь явилась В
этот госпиталь и, выгнав из палаты мед-
персонал, расстреляла всех остальных Ра-
неных. находившихся в других. корпусах
госпиталя.

Свилетель Козлова Мария Александров-
на. муж которой был зверски убит во
время этой кровавой расправы  гитлеров-
пев. показала:

«Булучи в действующей Красной Ap-
мии, мой муж был ранен и помещен на
излечение в 1-Й армейский госпиталь,
нахолившийся в то время в городе
Харькове.

15 марта я решила снеети ему пе-
релачу. Полдойля к месту расположения
госпиталя, я не могла сразу узнать,
что это тот самый госпиталь, в кото-
ром находится на излечении мой муж.

Жуткая картина встала перед моими
глазами, везде и всюлу грулы  разва-
лин, по веей территории валялись тру-
пы сожженных и зверски замученных
советских граждан. Видя чудовищные
злодеяния, я, не помня себя, побежала
к упелевшему от огня 4-му корпусу.
Ужас охватил меня. когла я вошла в
первую палату. Горы трупов. изуродо-
ванных до неузнаваемости, валялись в
ней. В беспамятстве я подбежала Е
кровати мужа — она была пуста и за-
лита кровью. При этом труп своего му-
жа, обезображенный и окровавленный,
я увидела на полу валявитимея между
кроватями. Голова была пробита, один
тлаз выколот, руки сломаны, из зияю-
щих рав еще сочилась кровь».

(т. Зл. д. 146—147)

Таким образом, материалами следствия
— показаниями обвиняемых, свидетелей,
а. также актами судебно-медипинской экс-
пертизы установлено, что немепко-фапти-
стекие захватчики за ‘период временной
сккупации города Харькова и Харьков-
ской области умертвили в «газовых авто-
мобилях» — «лушегубках» и повесили,
расстреляли и замучили в застенках  ге-
стапо свыше 30.000 советских граждан.

честве обвиняемых 10 настоящему делу
сотрудники военных, полипейеких, разве-
дывательных и карательных органов не-
мецкой армии — Реплав Рейнгард, Риц
Ганс, Лангхельдл Вильтельм, а также их
пособник, изменник Родины Буланов Ми-
Xana.

Конкретная преступная  хеятельность
назвавных лиц выразилась в нижеслелую-
щем: у

РЕЦЛАВ Рейнгард, являясь чиновником
германской тайной полевой полиции в
Харькове, Ber CENTRO HO делам ряда
арестованных советских граждан, вымо-
тая у них показания путем нечеловече-
ских истязаний и пыток и фальсифипи-
руя в отношении их завеломо искусствен-
ные обвинения. я

Составил заведомо вымышленные 33-
ключения о том, чо трое арестованных
якобы сознались в антигерманской лея-
тельности, и умышленно влисал ‘в эти
заключения 25 человек рабочих Харьков-
ского тракторного завола и Харьковской
горолекой электростанции.

На основании его заключений эти ра-
бочие были арестованы и в дальнейшем
из них 15 человек были расстреляны, &
10 умерщвлены посфедетвом «душегуб-
Ки». $

Неоднократно лично погружал в «душе-
губку» советских гражлан, убив таким
образом еще до 40 человек.

Сопровожлая «лушегубку» в месту раз-
грузки на территорию Харьковского трак-
Торяого завода, принимал непосредственное
участие в сожжении трупов удушенных.

РИЦ Ганс, являясь заместителем
командира port OC ops Харьковской
«зондеркоманле СД», принимал участие в
истязаниях и расстрелах мирных  совет-
  ских граждан.

B move 1913 тола участвовал в массо-
BOM расстреле ни в чем He повинных 69-
ветских люлей в районе деревни Подвор-
ки. близ Харькова.

Участвовал в xoupocax
«зондеркоманлой СД».
Лично избивал их шомполами и резино-
выми палками, добиваясь Получения от
них заведомо вымышленных показаний 9

‘зрестованных

проводимой якобы ими антитерманской
деятельности.
ЛАНГХЕЛЬД Вильгельм, являясь офипе-

ром военной контрразведки, привимал не-
посредственное участие в расстрелах

и
зверствах, чинимых нал военнопленными
й мирным населением.

Допрангивал военнопленных, путем ие-

тязаний и провокапий добивался от вих

заведомо вымышленных показаний.
Сфальсифипировал рял искусственных
1ел против советеких граждан, по кото-
вым было расстреляно ло 100 человек.
БУЛАНОВ Михаил Петрович. — изменив
Родине. перешёл на сторону немпев и по-
ступил к ним на службу на должность
шофера Харьковекого отлеления гестапо

Принимал участие в истреблении совет-
ских людей путём их удушения в «туше-
губке».

‚ Вывозил на расстрел мирных советских
гражлан. ,

Принимал личное участие в расстреле
группы тетей. в количестве 60 человек.

Bee обвиняемые. привлечённые по на-
стоящему делу, а именно: Рецлав Р.,
Риц Г., Лангхельд В. и Буланов М. П.,
признали себя виновными в прег`явлен-
ном им обвинении и лали подробные по-
казания 0 своей преступной — деятельно-
сти. — 2 а

На основании изложенното обвиняются:

Рецлав Рейнгарл. 1907 г. рождения.
уроженеи гор. Берлина, со срелним од-
разованием, чиновник германской тай-
ной полевой полиции горола Харькова.
старший ефрейтор вепомотательной по-
arenes.

Риц Ганс, 1919 гола рождения, уро-
женец гор. Мариенверлен (Германия).
немеп, с выспим образованием. член
национал - социалистекой партий с
1937 г., зам: командира роты СС, ун-
терпигурмфюрер СС.

Лангхельд Вильгельм. 1891 г. рож-
дения. уроженед г. Франкфурт на Май-
не, немеп. член

срствах немецко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова.
и Харьковской области в период их временной оккупации

ской партии е 1933 гола, офипер BOF

енной контрразведки германской армия,

капитан, —
В том. что:

являясь военнослужащими
армий, в 1941—1943 гг. принимали
непосредствеяное участие в массовом и
зверском истреблении мирных советских
люлей посрелством применения специаль-
Ho оборулованных автомашин.  вазывае-
MBIX «лушегубками». а также в том. что
лично участвовали в массовых paccTpe-
Jax. повешений. сожжении. грабежах #8
‘излевательствах нал советскими людьми, —

т. е в преступленанх,  предусмотрен-
ных Указом Презилятма Верховмого Co-
вета СССР от 19 апреля 1943 гола.

Буланов Михаил Петрович. 1917 то-

германской

ла’ рождения. упиженеп ставпии Джа-
нибек. Казахской ССР. русский, бес-
партийный,

в том, что:

изменив Родине, лобровольно перешёл
на сторону немцев и поступил на службу
в гепманские капательные органы,

Вместе с немпами принимал непосред-
ственное участие в массовом  уничтоже-
нии советских люлей путём удушения ях
в «тушегубках».

Лично расстреливал мирных советских
гражтан. в том чиеле стариков, женщин
a детей, —

Т е в преступлениях,  прелусмотрен-
ных Указом Презилиума Верховного Сове-
‘та Гоюза ССР ат 19 зпреля 1943 гола.

Вследствие изложенного.  перечиелен-
ные выше лица подлежат сулу Боенногя
Трийунала,

Обвинительное заключение
11 декабря 1943 Г

составлено

Поеле оглашения на суле обвинитель-
ного заключения и перевота его на не-
мепкий язык все подсулимые. отвечая на.
вопрое прелселательствующего. заявили,
что полност-ю признают себя виновными

напионал-социалиет-   в пред’явленных _ИМ обвинениях.

xk *k *

ХАРЬЕОВ, 15 декабря. (ТАСС). Сегодня
Военный Трибунал 4-го Украинского Фрон-
та начал слушание дела о зверствах He-
‘мецко-фалпистских захватчиков на терри-
топии города Харькова и Харьковской 0б-
ласти в периол их временной оккупалии.

В переполненном зале присутетвуют
сотни трудящихся: рабочие, колхозники,
представители интеллигенпии. бейцы. офи-

церы и генералы Красной Армин. Многие

из них были живыми свидетелями изувер-
ской немецко-фашистской системы массо-
вого истребления советских людей. Олни
потеряли родных и близких, погибпеих от
рук гитлеровских злодеев, тругие сами бы-
ли на волоске от смерти и спаслись толь-
ко чудом. Третьих немепкое иго прежле-
временно состафило, разрушило их
ровъе, поевратило в инвалидов,

пации, и каждый день в течение этих
лвух страшных лет они лумали о часе
возмездия.

Этот чае наступил. Сеготня они видят
своих ненавистных палачей
полоудимых. Преступники держат
пепел советским сутом.

На суле предселательствует генерал-май-
op юстиции товари A. H Мяснаков. чле-
НЫ СУДА. ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ товари

ответ

наи нео теневая ананинис ео ини сан понннунинию mew eee eee eee eee ETT

310-
лИило
крова. Много горя и унижений пришлось
испытать им за лва года немецкой окку-

Ha скамье

И. А. Харчев и майор юстиции С. С. 3a-
ПОЛЬСКИЙ.

После краткого опроса полеулимых. ye-
танавливающего их лячность,  прелеела-
тельствукиций прёлупрежлает  свилетелей
00 их обязанности показывать суту прав-
лу. Судебню-мелицинских экепертов ппел-
седатель сула предупреждает © том. что
они должны прелетавлять свои заключе-
ния в соответствии со своими спепиаль-
нымя познаниями.

Присутетвующие на суле переволчики
прелупрежлаются прелселателем of   AX
обязанности се абсолютной точностью пе-
реводить все вопросы и, ответы.

После этого суд приступает к оглаше-
нию обвинительного заключения.

После оглашения  обванительноге  за-
ключения, которое весь зал выслулвивает
с напряженным внимании. и перевола
Этого обвинительного заключения на He
уецкий язых для группы  обвиняемых-
немцев суд приступает к допросу обвиняе-
МЫХ. .

Все полсудимые — Реплав  Р»йнгарл,
Лантхельл Вильгельм, Рип Ганс а Буланов
полностью признают себя виновныхи В
прет’явленных им обвинениях.

После этого начинается тойрос подсуди-
мого Лангхельла Вильгельма.

L_ 16 декабря: и

НА скамье подсудимых в Харькове —
титлеровокие убийцы. То, что совер-

шили в Харькове схваченные и изобли-
чённые немецго-фашистские преступники,
совершают они и в других городах и сё-
лах, временно захваченных немцами,
«Правда» пишет в сталье «Немецко-фа-
щиотские злодеи перед судом советского
народа»: «Изложенное скупыми и точны-
ми словами судебного документа, обвини-
тельное заключение рисует потрясающую
картину страшной жизни и мучительной

смерти жителей Харькова, попавших в,

лапы гитлеровских хищников. Мы снова,
как в Краснодаре, видим ужасные маши-

ны смерти, газовые автомобили — «душе-
тубки», отвратительный вклад немецкой

палаческой мысли в технику массового
истребления. беззащитных людей. Мы сно-
ва, как в Краснодаре, слышим душераз-
дирающие крики, рыдания, стоны мате-
рей, которых вместе © их детьми вталки-
вали в «душегубки» и обрекали на мучи-
тельную смерть. Кровь стынет в жилах,
когда читаешь показания непосредствен-
ного участника умерщвления советских
людей обвиняемого Рецлава». «Hama crpa.
на, — говорит далее газета. — ожидает
сурового справедливого притовора, ето
ожидают и все народы, находящиеся под
гитлеровским ненавистным игом. Харьков-
ский процесс имеет большое международ-
ное значение. Он провозглашает торжест-
во справедливости. Он свидетельствует о
том, что не останется безнаказанным наг-
лое разбойничье нарушение международ-
ных правовых норм, что есть в мире си-
ла, которая прекратит существование фа-
шистекого разбойничьег гнезда в Нвропе
и восстановит безопасность народов».

ЛЕКСЕЙ Толстой пишет в «Правде»

по поводу процесса: «Краеная Армия,
с незнаемой в истории отвагой, делает
свое историческое святое великое дело,
истребляя смертью дивизии немецких за-
хватчиков. Но для немцев смерть в бою—
лёгкая смерть, этого им мало за их пре-
ступления. Немцы перешагяули в непо-
зволенную область, смертельно запрещён-
ную нравственным законом. Тем самым
немцы подставили свою голову под кара-
ющий меч суда и возмездия». Давая ха-
рактеристику подсудимым, Толстой гро-

.должает: «Первый — капитан Вильгельм
Лангхельд, нацист, офицер военной контр-
развелки. Он рыжий, чисто выбритый, ро-
зовый, с длинным лицом без губ, с KO-
ровьими ресницами. Он истязатель,
расстрелявштий сто человев, непосредст-
венный . участник убийств и зверств над
военнопленными и мирными гражданами.
Он сидит прямо и чинно. Рядом с ним
второй — Рейнгард Рецлав, чиновник
германской тайной полиции в Харькове.
Это тёмный шатен с зачёсанными назад
волосами, брезтливое, скучно-злое лицо
без подбородка. В очках. Во время след-
ствий славился нечеловеческими истяза-
ниями. Работал на ‹душегубке», потружая
в нее мирных харьковских граждан, де-
тей, женщин, и лично разгружал трупы и
жёг их в бараках. Этот сидит менее спо-
Бойно и все прислушивается и к Dyc-
ским, и к немецким словам переводчика.
Рядом с ним третий — Ганс Риц, физио-
номия также абсолютно ничем не замеча-
тельная, немецкий вострый носик, боль-

шой череп, где все же He чувствуется
обилия мозговых извилин, ничтожная
нижняя часть лица. Этот — заместитель

команлира роты СС. При допросах изби-
вал людей шомполами, резиновыми пал-
ками. Истязал и расстреливал мирных
граждан и еще недавно, в июне месяце,
был участником массового расстрела в де-
ревне Подворки. Господи, боже мой, ка-
кая же сволочь эти трое, прижатые ви-
лами, холодные мучители! Хоть бы лица
У них были, что ли, сатанинские, а, то так,
дрянь, плюнуть не на что!»

*
Г АЗЕТЬГ публикуют приветствие map.
тийного актива Кемеровской  обла-
сти Председателю Государственного Ко-
митета Обороны товарищу Сталину. В
своем обращении в вождю  кемеровские
большевики обещают приложить все си-
лы, чтобы в наступающем 1944 тоду récy-
дарственные планы по угледобыче, выпу-
ску металла, химической и оборонной про-
дукции выполнялись кажлым предприя-
тием. «Мы приложим все силы, — товс-
ритея в приветствии, — чтобы дать стра-
не еще больше угля, металла и химиче-
ских продуктов для производства танков,
самолётов, оружия и боеприпасов. Мы
приложим все силы для быстрейшего
продвижения оборонных грузов, продо-
вольствия и сырья стране и фронту».