‚
И
}
Is
и

к
 .
iy
te

.

(Продолжение. Начало на 2-й стр.}.

yl — жителей города Воронежа,
чанных но приказу фон-Радецкого?
Бойко. — После того, как наш отряд
кончил работу в Волчанеке, мы выехали
итуда в город Воронеж. Когда мы проез-

BEI-

зали Белгород, «газенваген» ocranca в
елтороде. Через Курск мы приехали в Во-
онеж,

Прокурор. — Шо дороге вы никого не
зрестовали?

ройно. — По дороге из ЗВодчанска! в
урок, а затем в Воронеж все время про-
ходили аресты и расстрелы. По приез-

у   ив Воронеж Фон-Радецкий издал при-

о
te.

fe
+.
в
т.

I
I
i

1.

\

Taw
ts
MD»
ВЫ,
Ив
110+
phe
Nabe
Bas
ы в

DBC
Ha
Аи

ия.   ‘
Ме:   №кить в период немецкой оккупации, —

B
уз

рые
Dt
1 Oe
1,

Neb

101.

‘op   иди в помещение две зажигательные

joa
Chee

ши  Шонсходило в этот момевт: торящие лю-

‚№
sat
it

ral

ong

a
ns

pt

в

hy
(ul

go

ha

J

L

all

$

}

a
,

«  М обходить помещения

уаз Чтобы все жители, оставшиеся в го-
pore, покинули его, а тот, кто останется
p роде, будет расстрелян. или повешен.
Приказано было итти по направлению к
иестечку Хохол. Запуганные жители с
детьии из города паправились к местечку
Тохол. Часть жителей была оставлена’ на
уесте, а других направили в другую сто-
риу лля проверки документов.

Прокурой, -—— Сколько человек
увиАтожили 7

Бойко. — Около 2.000 человек,

Прокурор. — Расскажите, как произ-
лись уничтожение?

Бойко, — Прибывших пешком в. местеч-
yo Хохол заключенных я и другие шофе-
ры повезли по направлению к селу Мат-
ренозка. По прибытии на место мы полу-
чили приказ разгрузить машину. Среди
приехавших на’машинах началась пани-
да. Тех, кто пытался бежать, немедленно
раестреливали. Я помню, как одна женщи-
Ta, плача, кричала: «Зачем вы ‘нае уби-
заете, не убивайте». Помню как одна. де-
вчка умоляла гестаповца не расстрели-
pith мать. Она просила: «Дяденька,

в убзайте мою маму». Ho recranosen
уиотелял смачала мать, а потом и де-

BOTRY.

Прокурор. — Потом кула вы поехали?

Бойко. — Так продолжалось злесь не-

тогда

‚ Утреннее заседание ]7 декабря

з утреннем заседании 17 декабря про-
ллжалея лопрос свидетелей. Как и в пре-
Дыдущие дни, зап переполнен народом. С
апряженным вниманием следят прясутст-
зующие за ходом судебного о заседания,
дкрывающего все новые жуткие подроб-
ети преступлений, которые чинили не-
уепко-фашиетекие захватчики в ‚периэд
зременной оккупации Харькова и Xaps-
зовекой области.

Перед Воешным Трибуналом прохолит
  туша свихетелей — бывших работников
   армейского сортировочного госпиталя
  69-Й армии,

Показания евидетелей
  мех подробиостях страшпую трагедию,
  изыгравшуюся в госпитале, в котором
иходились раненые красноармейцы, после
мхвата Харькова немцами;

— To,  70 мне пришлоеь видеть и пе-

вскрывают во

мт свидетель  Лжинчвилалае, —
Прхю не вмещается в человеческом
сузнании: в восьмом корпусе госпиталя
было собрано 400 тяжело раненых, нуж-
иившихея в немедленной оперативной по-
  щи и находившихся в операционной и
ттововшихся к очередной операции, ког-
‚ № раздалея глухой взрыв. Навстречу мне
с приком бежали санитарки. Оказывается,
  к оспиталю под`ехали эсэсовцы и, прех-
мрительно заголотив все вхолные двери,

ыбы. Первый этаж моментально охвати-
№ пламя. Отонь перекинулся на крова-
1, ле лежали раненые. С загоревшейся
Цеждой они поползли ю окнам, Многие
были так слабы, что, не успев проползти
Нескольких шагов, падали мертвыми, Тех
3, кто успел добраться до окон и вы-
Itt на подоконники, пристреливали из
автоматов эсэсовцы, оцепившие здание
Вругом. Пельзя передать словами то. что

М метались по палатам, им нигде не бы-
1 спасения -— в помешении бушевал
OH, & 88 окнами  подстерегали пули.
  Тая же спена разыгралась и во втором
Take, куда вскоре перекинулся огонь.

ам удалось спрятать группу раненых на
  Жтничной клетке, и. когда эсэсовцы,

имо, думая, что все раненые погибли в
ине, усхали, вытащить их через окна на
ищу. Из 400 человек, находивттихся В
Ворпуее, спаслось не более 50.

Раненых, оставшихся в других корпу-
т госпиталя, постигла таз же участь. На
Чвтра в госпиталь вновь приехал отряд
эсэсовцев и начался массовый расстрел.

(э&овцы обтаривали все углы, подвалы.

Которых раненых вытаскивали во BOP
Я ТАМ расстреливали, других приканчи-
Вали на месте, Эта кровавая расправа
продолжалась 4 дня. Трупы убитых 12
д8й лежали во дворе и в подвалах. Гес-
паповпы не разрешали их хоронить.

оказания. Джинчвилалзе дополняет
отель, профессор Катков, являвший-

Як моменту этой трагедий заместителем
Начальника и фактически исполняющим
язанности начальника госпиталя. Ero
показания с неоспоримой ясностью уста-
Навливают, что это чудовищное преступ-
1ение было заранее обдумано, подготовле-
8 и организовано гитлеровцами.

— Накануне трагедии, — показывает
Латков, — в госпиталь явился немецкий
Чтщер и приказал  сосрелоточить всех
неных ‘в одном из корпусов, где, как
0Н заявил. булет госпиталь ДлЯ русских.
№ла эм было сделано, к тоспяталю
Погехали эсэсовцы, оценили Корпус. В
зотором мы начали сосредоточивать Pa-
Неных. и подожгли его зажигательныхй
бомбами. & тех. кто. спасаясь ov ora,
пыталея выскочить в окно, расстрелива-
Mm из автоматов. На завтра немцы вача-
остальлых ROP-
Пубов— палата за палатой, подвал за под-
залом. Подойля к какому-либо помеще
нию, бони вначале бросали тула несколь-
Ко гранат. лавали очерель из автоматов и
затем, ройля в помешение, лобивали тех,
0 еще оставался в живых. о Ваким-то
Чудом уцелевшие раненые рассказывали
Уно потом. что впереди немцев пел офа-
пер, который освещал карманным фопа-
и все углы. Полхоля К Kamo крова-
ти и убетимлись. что человек мертв. 98
№ворил; «Капут» и шел дальше,

CYREBH DIM ШРОЩШЕСС
о зверствах немецнко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова
и Харьковской области в период их временной оккупации

сколько дней, и было расстреляно око-
10 3.000 человек. После мы поехали в
город Курск. Когда мы находились при
гараже в городе Курске, шофер Гане Хе-
ри рассказал мне, как расстреляли  лю-
дей в Курске. Он говорил, что несколько
машин под ехало к тюрьме. В них были
погружены арестованные, которых 10
приказу Раленкого отвезли к баракам и
расстреляли. `Ввиду нехватки патронов
осталось нерасстрелянных. 25 человек.
Радецкому посоветовали, чтобы их отвез-
Ли в тюрьму и расстреляли в следующий
раз, но он отдал приказ — обратно в
тюрьму не возить, a убить их лопатами,
винтовками и другими предметами.
Пронурор. —. Следовательно, 25 чело-
век, для которых нехвалило патронов,
были убиты винтовками и лопатами?
Бойко. — Ла, винтовками и лопатами.
Бойно. — Потом отряд выехал в Ки-
ев. Отсюда отряд поехал в Чернигов для
борьбы с партизанами, но я заболел и
осталея в Кпеве при местной команде. Я
оставалея на Институтекюй улице № 5
в главном штабе.

Пронурор. — Главный штаб

Бойко. — Главный штаб гестапо.

Пронурор. — Расскажите, что вы де-
лали в Киеве?

Бойко. — Я работал в гараже. Шофе-
ры. которые лавио работали здесь. гово-
рили, что в Киеве каждый день происхо-
лят аресты и расстрелы. Я видел  газо-
вую машину, которая стояла в гараже.
Она уходила утром и возвращалась к ве-
черу.

Пронурор. — Назовите, свилетель Бой-
ко, фамилии тестаповцев, руковоливших
массовым уничтожением советских гражлан
в Хатькове.

Бойно. — Штурмбаннфюрер Гранбель,
оберштурмфюрер Фейнгольц,  оберштурм-
фюрер Кирхе. оберитурмфюрер Факт и
ero помощник Петере.

,

чего?

He довольствуясь этими зверствами,
немецкие изверги распяли одного из тя-
жело больных, прибив ero гвоздями к
стене во хворе госпиталя. Вокруг раепя-
того собралась кучка немцев, они весело
хохотали, & многие фотографировали свою
жертву.

Все присутствующие с огромным удовле-
творением восприняли приведенные свиде-
телем Ватковым факты исключительной
самоотверженности и патриотизма русских
женшин, Рискуя жизнью под немецкими
пулямл, женщины, фамилии которых, к
сожалению, остались неизвестны, прони-
кали на территорию госпиталя, приносили
раненым, уцелевшим от расправы, еду,
ухаживали за ними, как родные матери и
сестры.

Следующей допрашивается свидетельни-
па Сокольсная, работавшая медининской
cectpe в 1 сортировочном госпитале. Ее
показания полностью подтверждаю все,
0 чем говорили на суле предыдущие еви-
детели. :

— Я находилась 14 марта в помещении
госпиталя, когль  фразлалея взрыв. Это
немпы бросили зажигательные бомбы. В
злании началея пожар. Раненые, спаса-
ACh от мучительной смерти в отне, спюл-
зали с кроватей, но большинство тут же
падало. Но и тем из них, кто хобралея до
окон, не улалось спастись. Немцы под-
стерегали ‘их и расстреливали из автома-
TOR,

Свилетельница Сокольская рассказыва-
ет о неслыханном преступлении гитлеров-
цев во лворе’ госпиталя. В одном из под-
валов они’ нашли человека, который еще
был жив. Несчастного выволокти BO лвор
ий хотели тут же пристрелить. Олин не-
Mell уже поднял было автомат, но дру-
той ему что-то сказал, и оба громко захо-
хотали. Первый немец куда-то убежал и
быстро вернулся с молотком и гвоздями.
Oda немца набросились на полуживого
человека и, сорваз с него одежду, нача-
ли прибивать его к Стене на потеху се-
бе и другим немецким извергам.

Сильнейшее впечатление на всех при-
сутствующих произвело краткое  Показа-
ние свидетельницы Нозловой. Во время
кровавой бойни, учиненной гитлеровски-
ми извергами, в госпитале погиб ее муж,
который находился там на излечении.

— Когда я пришла в госпиталь, —
рассказывает Козлова, — я не узнала
здания. Вместо корпуса высились  о0бго-
`ревшие развалины. Внутри здания я уви-
дела множество трупов. Ими было зава-
лено все помещение. Чтобы пройти из од-
ной комнаты в другую, приходилось бук-
вально ‘шагать по трупам. Среди них я
нашла обезображенный труп своего му-
жа.

О кровавой расправе с советскими
людьми, учиненной фашистами в Соколь-
ническом лесопарке, показал. проживаю-
щий на территории парка свидетель Бес-
палоз. Из окна своего дома, на расстоя-
нии каких-нибудь 150 метров, он триж-
ды видел, как гитлеровекие звери Унич-
токили несколько тысяч советских граж-

jan, B/TOM числе много детей, женшин,
стариков.
— Несколько часов, — рассказывает

Веспалов, — немцы возили арестованных
к заранее приготовленным ямам. Всем бы-
ло приказано раздеваться. Тех, кто соп-
ротивлялся, избивали и насильно, сорвав
одежду, живыми втаскивали в ямы и 38-
таптывали ногами. Веши, отобранные У
рапеных, вемпы собрали, погрузили Ha
маптины и’с песнями уехали,

Через несколько дней в то же место
была привезена большая партия женщин
и тетей. Лес опласилея громкими криками
п плачем.

Немны ‘избивали свои жертвы привла-
дани, топтали ногами, а детей вырываля
из рук матерей. Многие гитлеровцы раз-
влекались тем, что еще до начала массо-
вого расстрела избирали себе жертву и
расстреливали ее из пистолета. Затем
всех загнали в яму и расстреляли из ав-
томатов.

—- Возле моего сада, — показывает
Беспалов, — немцы выкопали яму огром-
ных размеров. В течение трех лнеи они
свозили сюда арестованных советских
граждан. Среди них были и военноплен-

ные, и женщины, и маленькие дети, и
глубокие старики. Невозможно описать
душераздирающие сцены, которые здесь
разыгрывались. Люди плакали,  проща-
лись друг с другом, матери и отцы  при-
жимали к груди детей, некоторые, отча-
явшись, плевали в физиономии своим па-
лачам, бросались на них с кулаками. Всех
обреченных гитлеровпы загнали в яму, за-
бросали ручными гранатами и одновремен-
но выпустили по ним несколько автомат-
ных очерелей,

Такая же расправа, как показывает
далее свидетель Беспалов, была учинена
немпами над большой труппой советских
женшин, которых они собрали якобы для
‘заготовки леса.

На вопрос председателя суда подеуди-
мый Буланов подтверждает показания
свидетбля и говорит, что он сам неодно-
кратно возил в Сокольнический лесопарк
осужденных на расстрел советских траж-
дан.

Следующим  допрашивается свидетель
Сериков. Он воспроизводит в своих пока-
заниях обстановку, в которой производи-
лось переселение тысяч харьковчан из
городских квартир в бараки Тракторного
завода. С наступлением темноты. пересе-
ляющимея было запрещено двигаться по
улицам, заходить в дом, чтобы обогреть-
ся, им также не разрешали. Люди были
раздеты и разуты. В это время стояли
лютые холода и многие замерзали прямо
на улице. С наступлением рассвета то
тут, то там можно было видеть трупы 32-
мерзших. людей.

Свидетель показывает далее о том, что
он видел бараки, битком набитые трупа-
МИ.

— Олнажды, — говорит Сериков, —

комендавт погнал меня на работу раечи-
щать бараки. Я лично выноейл из бара-
ков обторевшие трупы и складывал их в
траншеи. Несколько раз я наблюдал, как
& баракам, гле были сложены — трупы,
под’езжали немецкие: солдаты и поджига-
ли их.

Свидетельница  Подкопай,  проживаю-
щая в Харькове на Рыбниковской улице,
$, где помещался гараж гестапо, допол-
няет вскрытую на суде картину массово-
го уничтожения Фоветских людей посред-
ством «душегубки».

— Во дворе гаража. — говорит она,
— было много мащин. Но одна из них 05-
ращала на себя особое внимание — это

была машина с огромным кузовом, окра-
шенным в темносерый пвет. Я спрашива-
ла шофера гестапо Бойко, что это за ма-
шина. Он сначала отмалчивалея, говорил,
Что это секрет, а потом все-таки расска-
зал: «Эта машина, — сказал мне Бойко.
— Предназначена для того, чтобы отрав-
лаять людей газом».

— Однажды я стояла на дворе, когда,
под’ехала «душегубка». Всех немедленни
загнали в помещение. Из окна я видела,
Kak немецкие соллаты вытаскивали из
машины трупы. Впоследствии я узнала,
что «душегубка» отправилась в очеред-
ной рейс, но по дороге испортилась и
была возвращена в гараж для ремонта.

0 зверском ‘истреблении больных пока-
зал свидетель Гайдамак, проживавший на
территорли больницы Липецкого района,
Харьковской области.

— Однажды мы увилели, — показы-
вает Гайдамак, — что на территорию
больницы принел большой отряд немец-
ких солдат. Мы все бросились по домам
прятать свои. пожитки, Tak как знали,
что раз пришли немцы, значит начнутся
трабежи. Немцы приказали нам всем за-
крыть окна; запереть двери и предупре-
дили, что всякий, кто выглянет на ули-

цу, будет расстрелян. Вскоре после этого.

раздался ружейный залп. Я потихоньку
выглянул в окно п увилел, что немец
ведет по больничному двору за ограду
группу полураздетых больных. Снова
раздался залп. Он повторялся много раз.
Больные кричали, вырываляеь из рук
палачей, но немпьы, подталкивая и изби-
вая их прикладами винтовок и автома-
тов, принуждали итти к месту казни.
Эта кровавая раепраза продолжалась, по-
ка не стемнело. Векоре после этого мно-
гие работники больницы рассказывали
мне, как происходило дело. Ё главврачу
явилея немецкий офицер и предложил от-
равить больных ядом. Когда главврач от-
казался, офицер заявил: «Ну, в таком
случае я сам их уничтожу». Он при-
казал всему мелицинскому персоналу ос-
таваться на местах, а сам направился во
двор больницы и руководил расстрелом.
Так было расстреляно 435 больных, в
том числе много женщин.

Вечернее заседание 17 декабря

На вечернем заседании 17 декабря до-
праптивается свидетель Головио, работав-
ший врачом Липецкой больницы.

— 21 ноября 1941 г., показывает еви-
детель,-—в больницу явилось трое немец-
ких офиперов — один капитан и два лей-
тенанта. (дин из них заявил мне,
имеется распоряжение об уничтожения
всех больных, находящихся на излече-
ний в нашей больнице, и предложил мне
взять на себя отравление их ялом. Я го-
рячо протестовал и заявил, что обязан-
ность врачей лечить, & не травить лю-
дей. Тогда офицер спросил: «Может быть,
гто-либо из медперсонала вашей больни-
цы возьмет на себя выполнение этого
задания?» Я ответил, что таких у нае не
найдется. Тем не менее офицер приказал
мне собрать  мелперсонал и довести до
его сведения это. предложение. Я полчи-
нился приказу, собрал весь медицинский
персонал. Как я и ожидал, все работники
больницы единодушно поручили мне зая-
вить офицеру, что они отказываются
стать палачами налиих больных. Я ховел
00 этом ло сведения офицера. Тогла он
заявил: «В таком случае я сделаю эт0
сам». Я пытался спасти больных, сказав,
что если германскому командованию ну-
жно помещение налпей больницы. To OHO
будет немелленно освобожлено. «Нет, по-

менюние нам не нужно, — ответил офи-
цер, — нам нужно уничтожить  боль-
ных». Он приказал всем работникам

больницы войти в помещение и не вы-
ходить оттуда под угрозой расстрела. По-
сле этого во двор вошла группа герман-
ских солдат. другие солдаты окружили
всю территорию больницы, а за оградой,
‘на перекрестках дорог были выставлены
пулеметы, Шо всему было вилно, что нем-
цы готовились к этой операции очень
тшательно и. продумали все ло мелочей.
Офяцер приказал солдатам выволить боль-
ных из отделений по 10 человек. Боль-
ных выводили из здания и приказывали
итти в больничный сал. А там, в овраге
лежало несколько  немепких солдат во
главе © офицером. ПКогла больные  при-
ближалиеь к оврагу, немцы открывали
огонь. Кое-кто из больных пытался 6e-
жаль, HO немецкие солдаты их логоняли
и. лобивали. В это время под’ехала другая
мангина — прибыл еще один немецкий
офицер, заявивший, что он врач, при-
сланный принять от меня больничное
имущество. Услышав слово «врач», я 00-
рацевалея и просил его помочь приостано-
BUTB Это зверское убийство беззащитных
больных. Офицер заявил, что ето дело
принять имущество, & все остальное его
не касается. Войдя в склад, этот «врач»
первым делом выбрал себе свитер, приме-
рил его и сказал «гут» и пошел дальше.
Тем временем в салу шли расстрелы. Они

ATO}

продолжались до позднего вечера и на’ за-
‘втра с утра возобновились. Были уничто-
жены почти все больные. за иеключени-
ем нескольких, которые не могли двигать-
ся. Немецкие солдаты выносили их во
Явор и там расстреливали.

— Сколько было в больнице  бель-
ных?— спрашивает председатель суда.

— 435,—чотвечает свидетель.

Председатель. — Дети и женщины сре-
ди них были?
’ Головко. — Да, более половийы.
Председатель. — Использовалоеь ли в

лальнейшем помещение
манскии командованием?

Головко. —Й Нет, оно пустовало более
года и только непродолжительное время ис-
пользовалось в качестве казармы.

Cyl приступает к лопросу евилетель-
ницы Осмачно. Эта пожилая колхозница
стояла под расстрелом, и только благо-
даря случайности ей удалось спастись of
смерти.

— Услышав выстрелы,— показывает
Осмачко, — несколько наших колхозней
решили выйти за село посмотреть, в чем
Дело. Я тоже пошла и взяла ¢ с069й ево-
ето сына Влалимира. Не успела мы вый-
ти за село, как нас остановили немезкие
солдаты. Они приказали нам выстроить-
ся влоль дороги и повели в поле. Там
вазле большой ямы немпы расстрелизале
людей. Нас они поставили на край амы
и открыли по нас стрельбу. Женщивы
закричали, многие упали,  облаваясь
кровью. Я тоже упала в яму и потеряла
сознание. Вотла очнулась, слышу—стре-
ляют. Рядом ©0 мной лежал труп моего
сына Владимира. Сверху прололжали ч4-
дать прямо на меня все новые и новые
трупы. Я елва улержалась, чтобы не за-
кричать, HO решила, что  елинетвевное
для меня спасение притвориться метзтвей
Я пролежала в яме дотемна. & кугда глт-
леровцы закончили расстрел и ушли,
выбралась из ямы и ко6в-как лоползле Fe
зама.

_ Председатель суда генерал-майор юсти-
nun Мясников об’являет, что доирое еви-
детелей окончен. После краткого лереры-
ва суд заслушивает заключение стдебно-
медицинской  экопертизы.

Акт, составленный судебно-медицинской
экспертизой, зачитал профессор кафедры
судебной медицины 2-го Московского Ме-
дицинского института В. М. Смольянинов.

Старший сотрудник Института судебной
медицины П. С. Семеновский и судебно-ме-
дицинокий эксперт 69 армии майор меди-
цпинской службы Г. И. Городниченко дали
ответ на вопросы, поставленные перед су-
дебно-медицинокой экспертизой на утрен-
нем заседании суда 17 декабря.

Главный судебный медипинский эксперт
НАЗ ©ССР В. И. Прозоровский зачитал 00-
щее заключение судебно-медицинской экс-
пертизы по данному делу.

больницы  гер-

Заключение судебно-медицинской экспертной комиссии
в судебном заседании Военного Трибунала

4-го Украинского фронта

Судебно-медицинская экспертиза  ис-
следовала в гор. Харькове и его окреет-
постях места преступлений  немецко-
фашистских захватчиков — места, Me
ими производилось уничтожение  совет-
ских граждан. Это — пожарище кор-
пуса армейского госпиталя, где были рас-
стреляны и сожжены военнопленные, тя-
щело раненые воины Красной Армии. Это
— места массовых расстрелов здоровых и
больных, малых детей, подростков,  моло-
дых, пожилых и престарелых женщин й
мужчин на территориях лесопарка «Co-
кольники», вблизи села Подворки, в Лро-
бицком яру и на территории лечебницы
колонии «Стрелечье». Судебно-медицинская
экспертиза исследовала на этих территори-
ях ямы-могилы и эксгумировала из них
трупы расстрелянных, отравленных, com-
женлых и иным способом зверски истреб-
ленных советских граждан. Судебно-меди-

цинская экспертиза исследовала места, где
немецко-фантистские оккупанты уничтожа-
ли путем сожжения трупов следы своих
преступлений — отравлений, окисью угле-
рода. Это — пожарище на территории, где
находились бараки для рабочих Харьков-
ского тракторного завода.

Изучение территорий, на которых 3a-
капывались трупы или производилось их
сожжение, изучение ям-могил и положения
трупов в них, сопоставление с материала-
ми судебного’ следствия дают право счи-
тать,, что количество трупов умерщвлён-
ных советских граждан в гор. Харьков? и
вго ближайших окрестностях исчисляется
в несколько десятков тысяч человек. ппф-
na же 30.000 уничтоженных советских
граждан, называемая подсудимыми и неко-
торыми евилетелями. является весьма при-
ближённой — несомненно преуменьшен-
ной. В 13 ямах-могилах, что были раскры-

ты только на территории города и ero
ближайших окрестностей, оказались огром-
ные массы трупов. В большинстве этих
могил они были в исключительном беспо-
рядке, хаотично переплетаясь между с5-
бой, образуя неподдающиеся описанию
клубки человеческих тел. Трупы лежали
так, что допустимо говорить 96 их свали-
вании, сбрасывании, но не © погребении
в братских могилах. В двух ямах, что на-
ходятся на территории лесопарка «Co-
кольники», были обнаружены трупы, ле-
жавшие правильными рядами, ничком, ©
руками, согнутыми в локтях, и кистями
рук, прижатыми к лицу или шее. На всех
трупах оказались сквозные огнестрельные
ранения головы. Такое положение трупов
не случайно, Оно свидетельствует © том,
что жертв заставляли ложиться вниз ли-
пом и в этом положении расстреливали. В
ямах-могилах, где были трупы, или в тех
местах, где их сжигали, судебно-медицин-
ская экспертиза находила предметы быто-
вого обихода и личного пользования (сум-
ки, мешки, ножи, котелки, кружки, очки,
замок от дамской сумочки и пр.).

Факт, Установленный материалами
следствия, что перед умерщвлением совет-
ских граждан одежда и обувь се них ени-
мались, имеет полное подтверждение су-
дебно-медицинских данных, так как экс-
перты при эксгумации трупов чаще всего
обнаруживали обнажённые или полуразде-
тые трупы.

Для того, чтобы определить, кто из со-
ветеких граждан подвергалея истреблению
и как оно производилось, было эксгумиро-
вано и исследовано в гор. Харькове и его
окрестностях 1.047 трупов. Это оказались
трупы 19 детей и подростков, 429 женщин
и 599 мужчин. Возраст покойных o-
лебалея от 2-х до 70 лет. Обнаружение в
ямах-могилах трупов детей и подростков,
женщин и стариков, а также и инвали-
дов, с наличием на трупах или возле них
гражданской одежды,
обихола и личного пользования — свиде-
тельствует 0 том, что немецко-фатистекие
власти уничтожали мирное советское насе-
ление независимо от пола и возраста.
С другой же стороны обнаружение на тру-
пах мужчин молодого и среднего возраста
одежды военного образца, принятого в
Красной Армии, и предметов военного ена-
ряжения (котелки, кружки, пояса и др.),
говорит об уничтожении советских военно-
пленных.

Истребление советского населения (мир-
ных граждан и военнопленных) произво-
дилось путём отравления окисью углеро-
да, расстрелов, сожжения и убийства ту-
пыми, твердыми, тяжелыми предметами.
Всё это с исключительной бесспорностью,
без всяких противоречий, установлено ма-
териалами предварительного и судебного
следствия, а также с научной об’ективно-
сетью доказано судебно-медицинской экс-
пертизой. 4

Показания ‘подсудимых. и свидетелей
констатируют, что в различных местах
временно оккупированной: территории
СССР применялея  немецко-фашистскими
захватчиками специзльно оборудованный
мошный автомобиль, в кузове которого ©
помощью выхлопных газов, содержащих
окись углерода, производилось умершвле-
ние советских граждан. Судебно-медицин-
ская экспертиза это впервые безусловно
доказала при исследованиях трупов, экегу-
мированных на территории города Крабно-
дара и его окрестностей. И. тогда совокуп-
ностью судебно-медицинских,  судебно-хи-
мических и спектроскопических исследова-
ний крови на тканях и органов трупов
было с бесспорностью установлено нали-
чие окиси углерода. Такой me метол or-
равления окисью углерола, что и в городе
Краснодаре, является доказанным при
судебно-медицинском исследовании у пе-
которой части трупов, эксгумированных на
территории города Харькова. Конетруи-
рование автомобиля, получившего наиме-
нование «газового автомобиля» или «ду-

вещей домашнего.

шегубки», рассчитанного на то, чтобы пд
средством выхлопных газов, поступающих
в герметически закрытый кузов автома-
шины, умерщвлять находящихся в нём
людей, должно быть признано, как раз-
работка специального  механизированного
метода для одновременного отравления
больших групп людей. Кроме отравления
окисью углерода, следственными и судеб-
но-медицинскими ханными установлено,
что немцы  пеироро применяли в горэде
Харькове и ето ”окрестноетях расстрелы из
автоматического огнестрельного оружия,
стреляя, как правило, в затылочную часть
головы, заднюю поверхность шеи и епи-
ну. Исследования трупов также показали,
что имели место случаи, когда для умерщ-
вления применялось раздробление костей
черепа и разрушение головного мозга по-
средством ударов тупым, твердым, тяжё-
лым предметом. Надлежит отметить, что
в городе Харькове было произведено особо
мучительное истребление тяжело раненых
советских военнопленных путём их ©9-
жжения в сочетании е раестрелом. Это
доказано материалами предварительного и
судебного следствия, а также судебно-ме-
дипинскими исследованиями частей тру-
пов, найденных на пожарище сгоревшего
корпуса Армейского госпиталя, когда, в
частности, в дыхательных путях обгорев-
шего трупа было найлено наличие копоти,
что свидетельствует 0 прижизненном дей-
ствии дыма и пламени. Следы своих пре-
ступлений, прежде  рсего отравления
окисью углерода, немецко-фашистекие 3a-
хватчики пытались уничтожить, ежигая
трупы отравленных. Однако материалами
следствия и обнаружением частей скелетов
от трупов, подвергнутых сожжению на
территории бараков Харьковекого трактор-
ного завода, устанавливается факт сожже-
ния трупов. Судебно-медицинская эке-
пертиза, основываясь на всей совокуцно-
сти данных своих исследований, предвари-

тельного и судебного следствия, кж-
статирует:
а) многочисленность мест захоронения

на территории города Харькова и его бли-
жайших окрестностей;

6) колоссальное количество
ямах-могилах;

в) разновременноеть
пов в отдельных могилах:

г) различную степень сохранности тру-
пов в одной и той же могиле;

д) характериствку трупов по
возраету;.

е) однотинность методов умершвления;

ж) применение специально приепособ-
ленного для уничтожения людей «газо-
вого автомобиля».

Считаем это доказательствами система-
тическогео, массового, планово ерганизо-
ванного истребления мирных советских
траждан и военнопленных.

Главный  судебно-медицинокий  эке-
перт Наркомздрава ОССР, директор [o-
суларетвенного научно-исслелователь-
ского института судебной  мединины
Наркомздрава СССР — Празоровский, ^

Профессор кафедры судебной медици-
ны 3-го Московского мелипинского ин-
ститута, доктор медицинских наук —

Смольянинов.

Старший научный сотрудник Тана-
тологического отлеления  Государствен-
ного  научно-исследовательското инсти-
тута сулебной медицины Наркомзлрава
CCCP — доктор Семеновский.

Главный  сулебно-медицинекий экс-
перт 69 армли майор медицинской
службы — Городниченко.

Патолого-анатом майор  мелипинской
службы — Януша.

трупов в

захоронения тру-

полу я

После перевода текста заключения су-
дебно-мелицинской экспертизы на иемец-
кий язык председатель суда. генерал-май-
ор юстиции Маснинов, об’являет судебное
следствие законченным.

На этом вечернее заседание 17 декабря
закончилось.

Утреннее заседание 168 декабря

Открыв заседание; председательствующий предоставил слово тосударственному об-

винителю.

Речь государственного обвинителя
полковника юстиции Н. К. Дунаева

Граждане судьи!

С момента вероломного нападения гит-
леровской Германии на нашу Родину наро-
ды Советского Союза каждый день узнают
о новых преступлениях, о новых чудовищ-
ных злолеяниях, которые  немецко-фаши-
стские захватчики ‘совершили на нашей
земле.

Еще. сравнительно недавно весь мир был
потрясён кровавыми зверствами немецко-
фаптистеких захватчиков, установленными
на Краснодарском процессе, и вновь на этом
суде мы убедились в тех ужасах, которые
сотворили немецкие разбойники на терри-
тории Харькова и Харьковской области.

Горы трупов зверски убитых мирных с0-
ветских людей нагромождены гитлеровцами
во всех местах, где они побывали.

Тысячи истреблённых детей,  потублен-
ных женщин и стариков, сожжённых боль-
ных военнопленных — вот кошмарные
следы немецкой оккупации.

«Как средневековые варвары или 01-
ды Аттилы, немепкие злодеи вытапты-
вают. поля, сжигают деревни и города,
разрушают промышленные предприятия
и культурные учреждения»

—- говорил товариш Сталин в своём до-
кладе, посвящённом 26 годовшине Великой
Октябрьской социалистической революция.

Перелистывая кровавые страницы на-
стоящего дела, представляется, что речу,
илёт о самых мрачных периодах средчеве-
KOBOTO варварства, которые, впрочем, да.
леко перещеголяли еовременные немзагие
палачи.

Не впервые в истории приходится стал-
киваться с немецкими зверствами. Они 06-
шензвестны.

Но всё, что было известно до сих пор,
никак не может сравниться с тем, что не-
мепкие захватчики натворили в эту войну,
на нашей земле.

В Харькове и Краснодаре, всюду, rie
побывали немцы, — одни и те же котимар-
ные картины злодеяний, массовых убийств
и разрушений встают перед нашими глазами.

Перед глазами всего мира груды разва-
лин, кучи щебня и пепла вместо цветуних

городов и сёл нашей Родины. Глубокие
ямы, до краёв заваленные расстрелянными,
повешенными и удушенными советскими
людьми.

Общеизвестно, что это не случайные
преступления отдельных немцев, & глубоко
продуманная, подробно разработанная про-
грамма истребления русского, украинегого,
белорусского и других народов, что это —
зистема уничтожения населения во Bpe-
менно захваченных районах Советского
Союза.

Общеизвестно, что потребление наролов
Советского Союза было провозглашено Гит-
лером задолго до начала войны, навязан-
вой нам немепкюо-башистскими захватчи-
КАМИ.

Гитлер, Герият, Гэббелье, Гиммлер и
иже с ними — рот кто являются глазные
ми вдохновителями н организаторами мас-
совых убийств и злодеяний, совершённых
немцами Ha созетсвой ‘земле, в Харькове,
Краснодаре и других городах.

Обергруппенфюреры и группенфюреры
войск Сб — Дитрих и Симон, начальники
гарнизонов, ‘коменданты и жандармы, ру-‘
ководители ‘гестапо всяческих рангов и
званий немецкие палачи — вот кто не-
посрелственные виновники гибели сотен
тысяч советских граждан.

Далее прокурор’ подробно излагает фак-
ты чутвищных злодеяний, совершённых
немецкими палачами в Харькове и Харь-
ковехой области. Приводя даты и называя
места, в которых учинялось массовое
истребление советских граждан, указывая
методы этого истребления — расстрелы: и
внселицы, удушение окисью углерода в
«лушегубках» и истязания, сожжение за-
живо ит. п.. прокурор говорит:

— Товарищи судьи! Мы имеем перад
собою бесспорные доказательства того, что
все эти чуловищные злодеяния неменкие
захватчики творили по прямым указаниям
руководителей германского разбойничьего
правительства я верховного вомзндования

неменкой армии.

эк вар

(Окончание`на 4-й стр.).