’ СУДЕБНЫМ ШРФОШЕСС
о зверствах немепко-фашистских захватчиков на территории гор. Харькова
и Харьковской области в период их временной оккупации

могу доказать, что я сПЙособен вести борь-
бу против нее. Сегодня, господа судьи, я,
нахожусь здесь перед вами в качестве об-
виняемого. Однако я уверен, что придет
день, когда на екамью подсудимых сядут
тлавные виновники и вдохновители пре-
ступлепий, которые, как доказал и этот
процесс, являются организаторами кроза-
вых преступлений. Я хочу обвинять эту

Я имел возможность убедиться в том, что
гитлеровокая пропагаила насквозь ляива.
Я хочу открыть глаза Ттерманскому пар-
ду на лживость гитлеровскей пропаганды.

Польможивая Bee вышесказанное, g
прошу помиловать меня и дать  возмож-
ность по возвращении в Германию  9бра-
этить свое желание в действие. На этом я
кончаю.

Председатель. — Подсудимый

кие лица, которые сопротивляются вы-
полнению приказов.

Прошу, господа судьи, принять также во
внимание мой жизненный путь. Когда гит-
леровская система пришла к власти, я был
ешё ребенком, мне было всего тринадцать
лет. С этого  Времени я подвергался систе-
матическому и планомерному влиянию гит-
лербвской системы, воспитанию в духе ми-

превосходят самые чёрные стравицы чело-
веческой истории, ужасы средневековья
и варварства!

Завтра будут отвечать их начальники
— атаманы этих разбойников, вторгиих-
ся на мирную, счастливую землю, на ко-
торой наш народ трудился, растил своих
детей и строил ®воё свободное государство.

Я обвиняю Рецлава, Рица, Лангхельда

. (Окончание. Начало на 2-й и 3-й стр.).

Провурор далее подчёркивает, что, как  деяния должна быть возложена как на
это с предельной точностью доказано на  влохновителей, так и на исполнителей
предварительном и судебном  следетвии,   преступлений. ибо иначе большинство чу-
массовые зверства и убийства мирных жи-  левищных злодеяний, чинимых  фэшиет-
телей в Харькове и Харьковской области   скими преступниками, остались бы 0ез-
совершались офицерами и солдатами  гер-  наказанными, поскольку преступники мог-

манской армии и германскими каратель-  ли бы прикрываться приказами началь-
ными органами, а именно; ства. }

Рецлав,

фа о господетве германской расы, воепита-

систему, которая отравила наше сознание,

дивизии (С «Адольф Гитлер» — под  Бывшие военнослужащие  вемецко-фа-
ee hae обергруппенфюрера войск   пистской армии, занимающие сегодня
— Дитриха; ~
; скамью подсудимых, являются уголовными
дивизии СС «Мертвая голова» — под у i СУ

преступниками и должны: понести заслу-
женную кару за совершенные ими уголов-
ные преступления.

«Декларация 0б ответственности гитле-
ровцев за совершаемыв зверства», подпи-
санная в 1943 году главами Правительств
Соединенных Штатов Америки, Советеко-
го Союза и Великобритании, совершенно
ясно предупреждает, что те германские,
офицеры, солдаты и члены  напистекой
партии, которые были ответственны 3a

командованием группенфюрера войск CC—
Симона;

терманской  «зондеркомандой СД» в
г. Харькове, возглавляемой  штурмбанн-
фюрером — Ханебиттер:

_ фуппой германской тайной полевой по-
лиции г. Харькова во главе © её началь-
ником — комиссаром полиции Вархан;
привлечёнными в качестве обвиняемых
по настоящему делу Лангхельд Вильгель-
мом, Риц Гансом, Рецлав Рейнгардом и их
пособником, изменником Родины — Була-
НОВЫМ. о

Переходя затем к изложению конкретной
вины каждого из подсудимых, прокурор
подробно указывает факты злодеяний, кото-
рые совершил каждый из них, и перечис-
ляет неоспоримые судебные доказательства,
которыми вина подсудимых доказана,
их собственные признания, показания сви-
детелей, заключение судебно-медицинской
экспертизы и т. п.

После этого прокурор, ссылаясь на обще-
известные нормы международного права, а
также на Гаагскую конвенпию 1007 года и
Женевскую конвенцию 1929 года, устанав-
ливающие правила ведения войны, конста-
тирует, что немепко-фаптистекие захватчи-
ки цинично попирают все международные
законы и обычаи ведения войны, несмотря
на то, что Германия 27 ноября 1909 г.
присоединилась к Гаатской конвенции, а
21 февраля 1934 г. она поставила свою
подпись и под конвенцией 1929 года.

В связи е этим прокурор говорит:

— Присоединившись к этим конвенциям
торжественно и добровольно, Германия за-
тем цинично и подло их нарушила, как
нарушила и заключенные ею договора о
мире.

«Всюду, где только на советскую тер-
риторию вступали германские захватчи-
ки, — говорит нота товариша Молотова
от 6 января 1942 года, — они несли с
с0бою разрушение и разорение наших
городов, сёл и деревень».

Творя гнуснейшие насилия над мирными
жителями временно захваченных террито-
рий, безудержно расправляясь со старика-
ми, женшинами и детьми, не шадя раненых
и больных, истребляя военнопленных, —
немецко-фашистские варвары  попирают
все международные законы и обычаи вой-
ны, творят уголовные преступления.

Для ответственности подсудимых  не-
мепких военнопленных не имеет никакого
значения то обстоятельство, что приказы
‘вышестоящих немецко-фаптистских  воен-
ных инстанций  предписывали террор и
истребление в отношении советского граж-
данского населения и военнопленных крас-.
ноармейцев.

Есть действия, преступность которых
очевидна лля каждого, это тем более отно-
сится к тем чудовищным преступлениям,
которые были предметом настоящего cy-
дебного разбирательства.

Эти преступления совершались как по
приказу гитлеровского правительства и не-
мецкого командования, так и в порядке
проявления собственной инициативы под-
судимых, отдававтих приказания своим
подчинённым об истреблении советских
траждан.

Нодоудимые полностью признали это на
судебном щие.

Таким образом, вопрос 0б ответственно-
сти подсулимых за содеянные ими пре-
ступления является очевидным. Ссылки
обвиняемых только лишь на исполнение
приказа несостоятельны. Сошлёмея даже
на немецкие материзлы времён Веймар-
ского режима. Известно, что после первой
мировой войны Лейпцигский трибунал В
1921 году пытался прикрыть зверства
немцев в войне 1914—1918 гг.

Это, как известно, была «комедия су-
да». Но и этст суд по частному случаю
вынужден был для успокоения возмущён-
ного ‘мирового общественного мнения по
делу о зверском потоплении немецкой под-
волной лодкой английского госпитального
судна «Ланлоуэр Вестл» заявить, что, хо-
тя деяние обвиняемых проистекало из
прямого или косвенного распоряжения их
командира, это не освобождает их от от-
ветственности, так как не может быть ни-
какого сомнения в том, что обвиняемые
отдавали себе отчёт в нечестности и пре-
ступности замысла командира.

Далее, Вашингтонский договор 1922
года, устанавливающий правила  подвод-
ной войны, считает, что всякое лицо, на
службе какой державы оно бы ни нахо-
дилось, действующее по приказу высшего
изчальства или нет, которое нарушит
одно из указанных правил, будет  счи-
таться нарушителем законов войны и бу-
дет подлежать суду и наказанию, kak
если бы оно совершило акт пиратства.

Из этого видно, что не может быть и
речи 0 том, что приказы начальства осво-
божлают от ответственности гитлеровских
извергов за их чуловишные злодеяния.

Многочисленные приказы гитлеровского
правительства и гитлеровских военных
властей предписывают совершение таких
действий, которые явно и несомненно для
всех и каждого являются величайшими
преступлениями и вопиющими нарушени-
ями международного права.

Германский военнослужащий,  поджи-
тающий мирные горола и селения, рас-
стреливающий мирных граждан, загоняю-
щий в пылающие дома женшин, стариков
и. тетей, — не может пе знать, что такие
действия являются  издевательством Над
международным правом и нал законами
всех цивилизованных стран.

Поскольку война со стороны гитлеров-

вольно принимали в них участие, будут
судимы по законам тех государств, на
территории которых они совершили свои
злодеяния.

Подсудимые Рецлав, Риц, Лангхельд,
творившие кровавые злодейства на терри-
тории Советского Союза, должны отвечать
в утоловном порядке. перед советским су-
дом по законам Союза Советеких Сопиа-
листических Республик.

— Перед нами, граждане судьи, — го-
ворит прокурор, — на этом судебном про-
цессе ешё и ешё раз раскрылись крова-
вые, страшные дела гитлеровских разбой-
ников, проливитих море человеческой вро-
ви мирных советских жителей — детей,
женшин и стариков, предавших огню и
разрушению многочисленные ныши города
и сбла, причинивших неисчислимые бед-
ствия и страдания нашему народу.

На этом процессе, перед лицом всего ми-
ра ешё и ешё раз показана и доказана
чудовищная вина всех подсудимых, kak
тех, которые уже сидят на скамье потоу-
димых, так и тех, кто ещё будет сидеть
на ней.

Их кровавые преступления векрыты,
разоблачены и доказаны: показаниями
многочисленных свидетелей и потерпев-
ших; подробными и научно обоснованные
ми данными судебно-медицинской экспер-
тизы; публичными и полными признания-
ми самих подсудимых и, наконец,  мно-
жеством вещественных доказательств, име-
ющихеся по этому страшному делу.

Неисчислимо количество этих вещест-
венных доказательств неслыханных пре-
ступлений, которые сотворили на нашей
земле подлые — гитлеровокие захватчики.
Эти вещественные доказательства — сож-
женные и взорванные дома и улицы, го-
ры трупов, огромные котлованы и рвы,
доверху наполненные останками заживо
пегребенных, удушенных, — повешенных,
расстрелянных, насмерть замученных ни в
чем не повинных советских людей.

Эти вещественные доказательства нахо-
дятся ненодалеку, граждане судьи, в при-
городах Харькова, в лесопарке, на терри-
тории тракторного завода и во многих дру-
гих местах, превращённых фашистскими
палачами в чудовищиые могилы десятков
тысяч жертв. Они взывают к мщению за
невинно пролитую кровь!

На этом процессе ещё и ещё раз было
показано всему человечеству, какие страли-
ные, чуловищные плоды дала немецкая
тупость, чванливая самоуверенность и че-
`ловеконенавистничество, помноженные на
дьявольскую гитлеровскую систему. =>

_Ещё великий писатель земли русской
Лев Николаевич Толстой, могилу которого,
священную для русского народа и всего
мира, варварски осквернили современные
тунны — немецкие фалтисты, останзвли-
ваясь на тупом бездушии немепких солдат
и их руководителей, писал:

«В самом деле, что должно сделаться

в голове какого-нибудь Вильгельма гер-

манского, ограниченного, малообразован-

ного, тщеславното человека с идеалами

_ немецкого юнкера, когда нет той глупо-

сти и гадости, которую бы он сказал,
которая бы не встречена была востор-
женным хох и как нечто в высшей сте-
пени важное... он скажет, что солдаты
лолжны убивать по ‘его воле даже своих
отцов — кричат ура! Он скажет, что
евангелие надо’вводить железным кула-
кои — ура! Он скажет, что в Витае
войска должны не брать в плен, а всех
убивать, и его не сажают в смиритель-
ный дом, а кричат ура и плывут в ви-
тай исполнять его предписание... ».

Героическая Врасная Армия, руководи-
мая великим Сталиным, нанесла немецкой
военной машине ряд сокрупгительных уда-
ров и гонит немецкие банды с нашей со-
ветской земли!

Великая битва, которую ведут © озвере-
лими бандами Гитлера  свободолюбивые
народы всего мира и в первую очередь
народы Советского Союза, — еб не за-
кончилась, но исход её уже‘ предрешен.

Близится час полного и окончательного
разгрома немецких армий, великий час
победы. С гордостью будут говорить Halu
потомки, что в этом невиданном по своим
масштабам сражении, в этом поединке
света и тьмы, в эТой войне, в которой
решались сульбы нашей Рохины-и сульбы
мира. — первые и, решающие удары ва-
несла наша Красная Армия, наш народ,
столь доблестно и героически встретивший
коварное нашествие вооруженного до зу-
бов врага! р

Заканчивая свою’ обвинительную резь,
я обращаюсь к вам, граждане судья, с
требованием сурово’ наказать трёх подлых
представителей фашистского Берлина и их
гнусного пособника, сидящих па скамье
подсудимых, наказать за их кровавые пре-
ступления, за муки и кровь, за слёзы, за
жизнь наших летей, наших жён и. мате-
рей, наших сестёр и наших отпов!

Сегодня они несут ответ перед совет-

ской Германии носит характер широко   ским судом, перел нашим народом и всем
организованного военного разбоя, уголов-  миром за совершенные ими злодеяния,
нал ответственность за совершённые зло-   масштабы и гнусность которых  лалеко

SSR eee ae ea eee

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Потаповский переулок,
в

и Буланова в преступлениях, прелусмот-
ренных». частью 1-й
Верховного Совета Союза
пиалистических Республик от 19 апреля
1943 года.

растерзанных людей,

всех четверых подлых преступников Е
смертной казни через повешение.

зверства, убийства и казни, или добро-

эдвокатам
Казначееву и Н. П. Белову.

речь с подробного анализа изуверской си-

и преступников, как подсудимые.
адвокат, — можно ли на одну Доску по-

и тех, кто вдохновил их на эти преступ-
ления. Их сделали убийцами, убив сначала
у них душу. И вот это сомнение, товари-
щи судьи, дает мне нравственное право
поставить вопрре о возможном отступлении,
от той меры, которую предлагает прокурор.

знавая. чудовищность преступлений, совер-
шенных подсудимым Рецлавом, говорит:

жил в той бандитской армии, где чувство
человечности расценивалось, как слабость,
а разнузданность и изуверство, как 3ас-
плуга. Нельзя забывать, что основные пре-
ступления совершались им по приказам и
директивам
меры тяжести преступлений,
ных Реплавом.
менты, о которых я только что говорил,
а именно, что Рецлав выполнял изувер-
ские приказы своего начальства, что он
долгие годы подвергался сам фашистской
обработке, что теперь он осознал содеян-
ное и в HOM произошёл пеихологический
перелом, я полагаю возможной просьбу о

Белов, «ризнавая пнуоность преступлений,
которые совершил изменник Родины Бу-
ланов, просит суд учесть его молодость и
его раскаяние. о

“После прений сторон предеедательству-
ющий ‘предоставляет последнее слово под-
судимому -Лангхельд. й

имею добавить к своим показаниям, Я из-
бивал русских военнопленных. По моим
указаниям они расстреливались. По моим
указаниям
население, которое впоследствии расстре-
ливалось. Я прошу принять во внимание,
что не один я таков. Такова вся герман-
ская армия. Не один я творил зверства. Я
не хочу как-либо преуменьшить евою ви-
ну. Хочу лишь указать,

немцев в России нужно искать в герман-

тие в германской армии во время войны:

та: «Это проклятие зла, которое в свою
очередь порождает зло». Это зло, повторяю,

указаниях высших германских военных
инстанций. Противоречить этим указаниям

3 (Чистые пруды).

Указа Президиума
Советских Co-

Именем закона“и справедливости,
Именем десятков тысяч замученных и
Именем всего нашего народа, —

я прошу Вас, граждане судьи, как го-
сударственный обвинитель,  приговорить

*

После речи государственного обвинителя,
председательствующий поочередно предо-
ставляет слово защитникам подсудимых
тт. Н. В. Воммодову, ©. №
Адвокат т. В.В. Номмодов начинает свою

стемы воспитания в фашистской Германии, .
порождающей таких нравственных уродов

— Является сомнение, — продолжает

ставить их, сбвершивших эти злодеяния,

Адвокат т. С. К. Назначеев, также при-

— Нельзя забывать, что Реплав cay-

заправил. Нет
совершён-
учитывая те мо-

фашистских

Ho,

сохранении ему жизни.

Защитник Буланова адвокат т. Н. I.

Лангхельд.— Высокий суд, я ничего не

арестовывалось гражданское

что глубокие
причины всех зверств и преступлений

ском правительстве. Гитлеровский режим.
сумел полавить благородные чувства гер-
манского народа и воспитать у него низ-
менные инстинкты. Это производилось как
путем пропаганды, так и актами массового
террора. Особенно это нашло свое разви-

Можно вспомнить слова германекого поэ-

показало себя особенно в настоящую вой-
ну. Это зло дало себя знать в приказах и

или их не выполнять, это означало приго-
ворить себя самого к смерти. Я также был
жертвой этих приказов и указаний,

Прошу принять это во внимание. Про-
шу также принять во внимание мой пре-
клонный возраст, а также то, что я как
на предварительном следствии, так и на
суле рассказал всю правду.

Председатель. — Садитесь, подсудимый
Лангхельд. Подсудимый Риц, вам предо-
ставляется последнее слово.

Риц. — Господа судьи, судебное след-
ствие приходит к концу, и вы предоставили
мне возможность сказать своё последнее
слово. Я хочу, однако, со всей ясностью от-
крыто заявить о моем отношении ко всему
происходившему здесь: Я хочу, чтобы вы
вынесли впечатление от моих показаний,
данных как на предварительном следствии,
так и на суде, и убедились, что я всегда
открыто говорил обо всём, желая полнос-
тью раскрыть картину совершенных пре-
ступлений. Как раньше, так и в настоя-
щий момент, я не намерен преуменьшать
степень своего соучастия в преступлениях,
Зверство остается зверством. Я повторяю,
что не хочу ни в какой мере преумень-
шать своё участие в этом. Я хочу, однако,
чтобы вы не вынесли такого впечатления,
что я совершал убийства и зверства пото-
му, что я получал от этого какое-то удо-
вольствие или имел какое-то удовлетворе-
ние. Дело не в этом. Дело в том, что я
действовал по приказу. Дело во всей при-
казной системе германской армии, заста-
вившей меня выполнять те или иные
действия. Выслушав речь господина про-
курора, я хочу просить ‘суд, чтобы он
принял во внимание старый принцип рим-
ского права— преступления под’ принуж-
дением. Поверьте мне, что если бы я He
выполнил приказ, то меня бы судил гер-
манский военный суд и приговорил Е
смерти, ибо совершенно ясно, что `гитле-
ровская система направлена
против чужих народов, но и против ево-

Типография издательства

нию, которое говорило, что лишь герман-
ский народ призван первенствовать, воспи-
танию, утверждавшему, что другие народы
и равы являются низитими и подлежащими
уничтожению. Я подвергался систематиче-
ской обработке со стороны таких учителей,
как Гитлер, Розенберг, Гиммлер, которые в
таком духе воспитывали весь германский
народ. Из этих же источников к началу
войны прибавились новые
стекие тезисы,
было встретить и до войны. Я имею в виду
тезисы о некультурности и малопенности
русского народа. Тав они учили нас. затем
при тотальной мобилизации я попал на
фронт. Вогда я прибыл на Восточный фронт,
я убедился, что во всех этих фразах Рит-
лера, Розенберга и других нет ни слова
правды, я убедилея, что на Восточном
фронте в германской армии не существу-
ет ни малейших
международных правовых нормах, что здесь
нет правды во всем том, что творят гер-
манские. власти, но мне ничего уже не ос-
тавалось, как итти дальше по этому пути.

другом, что система, на знамени которой
написано: «Убийство и зверство», эта си-
стема не может быть правильной. Я по-
нял, что уничтожение такой системы бы-
ло бы справедливым актом. Я молод, жизнь
еще только развертывается передо мной. Я
обращаюсь к вам с просьбой сохравить
мне жизнь для того, чтобы я мог поевя-
тить себя борьбе против этой системы. Я

Трибунал 4-го Украинекого фронта в <05-
таве: предеедательствующего—-Председате-
ля Военного Трибунала ‚фронта
майора юстиции Мясникова А. Н., членов:
полковника юстиции Харчева М. А. и майо-
фа юстиции Запольского С. С., при секре-
таре—калитане юстиции Кандыбине Н. М.
ю участием государственного обвинителя
военного прокурор» — полковника юсти-
ции Дунаева Н. К. и защиты по назна-
чению суда злвокатов
Казначеева С. К. и Белова Н. П. в откры-
том” судебном заседании в гор.
рассмотрел дело о зверствах немецко-фа-
тистоких захватчиков в гор. Харькове и
Харьковской области, по которому обвиня-
ются:

рождения, уроженец тор. Франкфурт на
Майне (Германия), немец, член напионал-
социалистевой партии © 1933 года, офи-
цер военной
армии, капитан;

женец города Мариенверден
немец © высшим юридическим  образова-
нием, член напионал-социалистской пар-
тии с 1937 года, заместитель командира
роты

HEA, уроженец города’ Берлина, немец, со
средним образовапием, чиновник  герман-
ской тайной
Харькова, старший ефрейтор;

да рождения, уроженец станции Джаныбек,
Казахской ОСР, русский, беспартийный;

лений, предусмотренных 1-й частью Ука-
за Президиума Верховного Совета
ССР от 19 апреля 1943 года.

лебного следствия
фронта установил:

временно оккупировав часть ето TePPHTO-
рии, немецко-фалнистские войска по пря-

мому указанию гитлеровского правитель-
ства, вопреки ‘подписанным и ратифици- Союза, в лагери военнопленных и pac-
рованным Германией международным   сматривало их, как военнопленных.

конвенциям © правилах , ведения
зверски истребляли мирное ‘население, уг-
нали в немецкое рабство сотни тысяч со-
ветоких граждан, грабили, сжигали и раз-
рушали материальные и кульфурные цен-
ности советского’ народа.

ковской области зверства и масилия пал
COBETCKEM мирным населением
офицерами и солдатами:

CC— Дитрих;

Симон;

He только

молодых офицеров и солдат Германии. Я
хочу выступить также и от имени гер-
манского народа, чье имя запятнали они
не только на десятилетия, а может быть,
и на столетия. :

Я — солдат и нахожусь перед судом
солдат. Я прошу учесть все то, что я
здесь говорил прямо и открыто. Я знаю,
что предстоит вынесение приговора, при-
говора справедливого, в котором, я наде-
юсь, будет учтено всё то, о чем я сейчас
говорил. Я кончил.

Рин. Подсудимый Реплав, вам предостав-
ляется последнее слово.

Рецлав.—Тоспода судьи, господин про-
курор. Я признаю себя виновным в 60-
вершённых мною преступлениях.

Я хочу подчеркнуть, что в каждом от-
дельном случае я действовал по приказанию
моих непосредственных начальников. В том
случае, если бы яэти приказания не вы-
полнял, то мне пришлось бы занять место
моих жертв. Все мои преступные деяния яв-
ляются следствием преступной пропаганды
гитлеровских властителей. Нам вдалбливали
в головы, что германский народ является

пропаганди-

которые, впрочем, можно

понятий о каких-либо

Ha Восточном фронте я убедился и в

Нам говорили, что при установлении HO-
вого порядка в Европе германский народ
должен был играть роль госпюлина, & 0е-
тальные наролы должны быть его рабами.

3а время моего нахождения на Восточ-
ном фронте, а также и в плену у русских
я имел возможность убедиться в обратном.

Шиго воР

перед вами, потому что я признаю
виновным во всех совершенных мною пре-
ступлениях,
зй немецкого оружия. Я признаю
виновным в том, что был пособником нех-
цев. которые творили кровавые злоления
нал советским народом. Я не могу выра-
зить все, Что я пережил. Но я хочу, что-
бы вы почувствовали это. Работая у нем-
пев. я насмотрелся на жуткие дела, кото-
рые они творили над советокими гражда-
нами.

седательствующий генерал-майор
пии тов: А. Н. Мясников оглашает приго-
вор Военного Трибунала
фронта по делу о зверствах  немецко-фа-
шистских захватчиков в г. Харькове &

выющей расой, & тие народы низшей:
а gg ky м Харьковской области в период их врез

садитесь. Подсудимый Буланов, вам пре
доставляется послелнее слово. $

Буланов. — Я не хочу оправдываться
себя

которые я творил под угр-
себя

Я прошу вас, гражлане судьи, ‘96 0

ном, чтобы вы при вынесении приговора
сохранили мне жизнь, хабы
шем я мог бы искупить свою вину перед
Родиной. На этом я’зажанчиваю.

в дальней-

Председатель. — Подсудимый Булатов,

салитесь.

Суд удаляется на совещание.
В 23 часа 40 минут 18 декабря пред
cru:

ТУ Украинского

енной оккупации.
Приговор был выслушан многочиелен-

ными трудящимися г. Харькова, собрав
/Шимися

вниманием
одобрением.

в зале суда,
и встречен

е_напряженным
единодушных

именем Союза Советских Социалистических Республик

15—18 декабря 1943 года, Военный   ко-фашистскими захватчиками расстреля-
но и повешено, заживо сожжено и уду-
шено посредством окиси углерода свыше
30.000 мирных, ни в чем не ‘повинных
советеких граждан, в том числе женщин,
стариков и детей.

Так, в ноябре 1941 года в гер. Харь-
ROBe, по распоряжению гестапо, из город-
ских квартир было переселено в бараки,
расположенные на территории Харьков-
ского тракторного завода, около 20.000
мирного советекого населения. Впоследст-
вии группами по 200—300 человек они
направлялись в близлежащую балку и там
расстреливались. 3

Немецкое командование, выполняя пря-
мое указание разбойничьего гитлеровского
правительства 0б истреблении советского
народа, не останавливалось и перед унич-
тожением находившихся на излечении
больных и раненых советских граждан, в
том числе и детей.

&

Так, в декабре 1941 года гестаповцами
было расстреляно 435 человек больных,
находивщихся в Харьковекой областной
больнице, среди которых было много ста-
риков и детей.

В марте 1943 года немцами было рас-
стреляно и заживо сожжено 800 раненых
бойцов и офицеров Красной Армия, нахо-
хившихся на излечении в 1-м. армейском
сортировочном госпитале 69-й армии, раз-
мещавшемея в г. Харькове по улипе
Тринклера.

Многочисленные, безвинно арестованные
советские граждане подвергались В фа-
шистских застенках гестапо и других ka-
рательных органзх жестоким истязаниям
и всякого рода надругательствам, причём
нередко доводились таким путем «на доп-
росах» до смерти.

Вопреки общепринятым законам и обы-
чаям ведения войны, немецкое командова-
ние насильственно помещало мирных со-
ветских граждан, захваченных` на времен-
но оккупированной территории Советского

генерал-

Kommoposa H. B.,

Харькове

1. Лангхельд Вильгельм, 1891 года

контрразведки германской
2. Риц Гане, 1919 года рождения, уро-
(Германия),

0С. унтерштурмфюрер СС;
3. Рецлав Рейнгард, 1907 года рожле-

полевой полиции города

4. Буланов Михаил Петрович, 1917 го-

Все четверо — в совершении преступ-

Союза

Материалами предварительно и <у-
Военный Трибунал

Вероломно напав на Советский Союз и

воины, В этих лагерях, путем истязаний, рзс-
стрелов, доведения до голодной смерти и
создания невыносимых условий, происхо-
дило массовое уничтожение  военноплен-
ных и гражданского населения, помещён-
ного в эти же лагери.

Для массовых убийств советских граж-
дан немецко-фашистские захватчики при-
меняли так называемые  «газенвагены»,
большие закрытые автомашины, которые
известны у русских «душегубками». В
эти  стазенватены»  немецко-фашистокле
захватчики загоняли советских граждан в
умершвляли их ‚путём шуска специального
смертельного газа — окиси углерода.

С пелью сокрытия следов совершённых
чудовищных злодеяний и массового  ис-
требления советских людей путём удуше-
ния окисью углерода в «газенвагенах» не-
мецко-фаптистекие преступники ^ ‘сжигали
трупы свонх жертв.

Во время успешного наступления Rpac-
ной Армии летом 1943 года и освобожде-
ния гор. Харькова н Харьковской областя
от немецких оккупантов все чудовищные
злодеяния, совершённые немецко-фашист-
скими преступниками, были вскрыты Co-
ветскими органами и подтверждены пред-
Рарительным и судебным следствием.

На территории гор. Харькова и Харь-

ЧИНИлисЬ

пох
войск

Ливизии (С «Адольф Гитлер»
кбманлованием обергруппенфюрера

Дивизии (СС «Мертвая толова» под
командованием групненфюрера войск © —

германскими каралельными органазги;

Харьковской «зондеркомандой СД», воз-
тлавляемой штурмбанифюрером Ханебит-
тер;

группой германской тайной полевой по-
липии гор. Харькова, возглавляемой
комиссаром полиции Кархан;

привлеченными к уголовной  ответст-
венности по настоящему делу—Лангхельв
Вильгельмом. Риц Галеом, Рецлав Рейн-
гардом, совместно с их пособником— из-
менником Ролине Булановым Михаилом.

В период временной оккупации гор.
Харькова и Харьковской области неменп-

щин, детей и стариков в городе Харькове
ий Харьковской области.

На городской площади во время приве-
дения в исполнение приговора Военного
Трибунала присутствовало свыше 40.000
трудящихся торода Харькова .и колхозни-
ков близлежащих районов Харьковской
области, бойцы и офицеры Красной Армии,
представители советской и иностранной
прессы.

19 декабря с. г. в 11 часов в 19ро-
де Харькове на городекой площади был
приведен в исполнение приговор Военного
Трибунала 4-го Украинского фронта над
осужденными к смертной казни. через по-
вепение немецко-фаптиетекими злолеями —
Лангхельд Вильгельмом. Риц Гансом, Рец-
лав Рейнгардом и их пособником — из-
менником Родине. Булановым Михаилом
Петровичем, за зверокое истребление мир-
ных советских граждан; в том числе жеч-

—K 0-15-80, доб. “1-28, Издатель ство—К 0-15-80, доб. 42. Отдел об явлений —К 4-18-5,

цером немецкой военной
принимал активное участие в расстрелах
и зверствах над военнопленными и мир“
ным населением, при
пленных, путем истязаний и провокапии,
добивался от пих вымышленных
ний.

выдергивание у арестованных

отношении

другая часть

р = Er TESTES EMT ae ee ee er О НЕС КЕ ЕЕ a de
a coe Saeed = iil ae a БИЗЕ ЧЕ АРННЫЙ

Секретариата—К  5-20-53. Справк
«Московский большевик», Чистые пруды, 8,

Выслушав 0б’ястения подсудимых, по

казания свидетелей, заключение судебно“
медицинской экспертизы, & также
государственного обвинения и защиты, —
Военный Трибунал установил виновноств
каждого из полсудимых в следующем:

речи

1. Лангхельд Вильгельм, являясь офи
контрразведки,

допросах  военно-
показа-

Яично сфальсифипировал ряд дел, №

которым было расстреляно около ста нив
чем не повинных советских военноплен-
ных и мирных граждан.

2. Риц Гане, являясь заместителем ко-

мандира роты ©С при Харьковской «зов-
деркомандле СД», лично принимал актив-
ное участие в истязаниях и
мирных советских гражлан в районе де
‚`февни Подворки близ Харькова, осуществ-

раюстрелах

лял руководство расстрелами, производив“
шимися «зондеркомандой СД» в тор. Та-
ганроге, и. допраязивая арестованных, и3-
бивал их шомполами и резиновыми пал-
ками, добиваясь от них таким путем вы“
мышленных показаний,

3. Рецлав Рейнгарл, являясь чиновни-
KOM немецкой тайной полевой полиции В
гор. Харькове и проводя слелствие по де-

лам. арестованпых советских граждан, вы*

могал у них путем истязаний и пыток—
воле и
пыФка иголками — вымышленные покд=
затия, составил фиктивное заключение в
28 арестованных советских
траждан 0б их виновности в антигерман-
ской деятельности. в результате eT
часть арестованных была расстреляна, 8
умерщвлена = посредством
«душегубки».

Лично загонял в «дущегубку»  совет-
ских граждан, предназначенных ДлЯ
умерщвления, и сопровождал «душегуб-
ку».к месту разгрузки, а также  прини“
мал участие в сожжении трупов удушен-
НЫХ

4. Буланов Михаил Петрович, изменив
Социалистической Родине, добровольно пе-
решел на сторону врага, поступил к HeM-
пам на службу шофером  Хафьковевого
отлеления гестапо, принимал личное yaar
стие в истреблении советских  граждая
посредством «душегубки», вывозил на рае-
стрел мирных советских граждан и уЧ8-
ствовал в.расстреле 60 летей.

Таким образом, виновность всех пере
численных выше подсудимых в преступ-
лениях, предусмотренных 1-й частью
Указа Президиума Верховного Совета (0-
юза СОР от 19 апреля 1943 тола. как
предварительным, так и судебным след
ствием локазана.

Руководствуясь ет. 296 УП УССР и
Указом Президиума Верховного Совет
Союза -ССР от 19 апреля 1943 года, —
Военный Трибунал фронта —

ПРИГОВОРИЛ:

Лангхельд Вильгельма, Риц Ганса,
Рецлав Рейнтатда и Буланова Михаила
Петровича к ‹мертной казни через 0B
шение, Е

Приговор окончательный и 06жалевз-
нию не подлежит.

Председательствующий генерал-майор

юстиции —А. МЯСНИКОВ.
Члены:
Полковник юстиции —М. ХАРЧЕВ

Майор юстиции — С. ЗАПОЛЬСКИЙ.

Приговор над осужденными к смертной казни через повешение немецко-фашистсними злодеями
Лангхельд, Риц, Рецлав и изменником Родине Булановым — приведен в исполнение

Оглашение и приведение в исполнение
приговора было встречено трудящимися г0-
рода Харькова и присутетвовавшими к0л-
хозниками районов Харьковской области 6
большим удовлетворением, бурными и д0л-
го не смолкающими аплодисментами,

ХАРЬКОВ, 19 декабря. (ТАСС).
Ответственный редактор
В. С. ВАСИЛЕНКО,

at

u

ost
youd.
и ©
maa

pony
ga HO
ace?
pqacT®
д 78
удерж
Деко
om 6
протит
yp 15
i ope
ya В!
против
«ИЛЬИ
тов.

ПЕК
168 Я
jest
pry
quedo

B

cya M
Halll
1epb

paTbes
Даити
ГВ

propor
oral
тупо
танко
BHOB.
pan 4
oroiit

Юм
ith,
m 1
ши
ue
18х07
yellk
i0M
yee
ORCC
pele
weet
дан

д

-=

= =>

Я

==