Главный комапаный пупкт

Главный командный пункт-—мозг кораб-
ля. Отсюда во время боя командир руко-
водит боевыми частями, осуществляет их
взаимодействие, подчиняет все. звенья
сложного организма корабля одной общей
задаче—выиграть сражение, операцию. По-
Этому ясно значение четкой организации
и слаженной работы личного состава в
главном командном пункте. По ‘уставу он
«должен ‘отвечать следующим требованиям:

a) давать возможность наблюдения за
об’ектами, по которым действует соответ-
ствующая боевая часть (подразделение),
или за действиями самой части (подразде-
ления): Я : $

б) отвечать удобству размещения в те-
чение боя командира и всех его ближай-
ших помощников по руководству и управ-
лению боем, частями или подразделениями,
& также всех необхолимых средств для ато-
го руководства...».

На больших кораблях (линкорах, крей-

еерах) ГЁП во время боя размещается в
боевой рубке. Однако некоторые командиры
предпочитают управлять кораблем с ходо-
вого мостика. И вот почему: вокруг. боевой
рубки на ходовом мостике обычно соору-
жаютея роскошные парусиновые - обвесы,
ставятся застекленные рамы. При таком
«обеспечении» управлять кораблем из бое-
вой. рубки невозможно, так как ничего
не видно. Во время боевых стрельб не
только главного, но и среднего калибров
сооружение снимается, и управление пере-
носится в боевую рубку. Однако, как толь-
ко стрельба заканчивается, все восстанав-
ливаетея по-старому. Командир, не имея
тренировки, чувствует себя в боевой руб-
ке непривычно, плохо видит цель и не бо-
рется за организованность на пункте.

Автору пришлось быть свидетелем рабо-
ты TRI одного из лидеров. Суетливость,
шум, дерганье рассыльных— все это никск
Не увязывалось с задачами управления ко-
раблем. На этом же мостике (на малых ко-
раблях ло лидеров включительно ГЕ pas-
мешается на мостике) был флатманский
командный пункт очень нервного команди-
ра соединения, что, к сожалению, создава-
ло еше большую неорганизованность. При
всем хладнокровии командир лидера не мог
навести порядок на неотработанном зара-
нее главном командном пункте. В бою та-
ков положение чревато неприятными по-
следствиями.

Возьмем отработку главного командного
пункта опять-таки на большом корабле.
Некоторые командиры склонны утверждать,
что управление из боевой рубки с откры-
тым мостиком никакой необходимостью в
мирное время не вызывается, что в плава-
нии парусиновый обвес и стеклянные ра-
мы предохраняют командира корабля, вах-
тенного командира и всех находящихся
в главном командном пункте от ветра, не-
погоды, солнца и т. п., что с мостика по-
этому удобнее управлять. Но о каких удоб-
ствах может итти речь в военно-мореком

‘деле? Следует ли учиться тому, чего не бу-

деть делать в бою? Конечно, нет. Значит,
отрабатывать ГЕ надо в реальных ‚уело-
виях, близких к боевым, приучая людей
стойко переносить тяготы похода. Стоят же
сигнальщики и зенитчики сутками на от-
крытых постах. Почему же нельзя орга-
низовать управление кораблем из боевой
рубки без всяких обвесов? Конечно, можно
и нужно. Так, собственно, поетупали и по-
ступают передовые командиры, изживаю-
щие условности в боевой подготовке.

Повседневно управляя кораблем из бое-
вой рубки, командир может лучше органи-
зовать свой ГКП. и подготовить его к бою.
Проверив людей, расписанных но-боевому
к приборам, переговорным трубам, прице-
лам, телефонам и т. д., командир сможет
подобрать лучших, более сообразительных
бойцов. Ведь каждый из них играет боль-
пгую роль, обеспечивая командиру связь 6
боевыми частями и управление ими. Тща-
тельный подбор людей для ГКП обязате-
лен. Только после него можно приступать
К отработке главного командного нункта и
обучению личного состава, обслуживающе-
то этот пункт,

Обучение личного состава надо осущест-
влять путем коротких тренировок, доводя
действия людей до автоматизма. 0еобое
внимание следует обращать на четкость
языка при докладах бойцов, стоящих У
средств связи и считывающих показания
приборов. Надо воспитать у бойцов внима-
тельность как к получаемым донесениям
(приказаниям), таки к передаче их адре-
сату. Ни в коем случае на главном
командном пункте нельзя допускать посто-
ронние разговоры. Отрабатывая организа-
цию TRIN, надо обязательно ‘проверять
средства связи командира корабля с его
заместителями, командирами боевых частей
й начальниками служб, создать условия

для наблюдения из боевой рубки и ведения  `

боевой и контрольной прокладки в ней.
Bee эти вопросы можно решать в обычной
обстановке.

>
Обучение личного состава ГАШ следует
также производить и при боевых учениях
на якоре. Это особенно важно для кораб-
лей, выходящих из ремонта или вступаю-
щих в строй.

По боевым готовностям, особенно на пе-
реходе морем, когда сочетаютея почти все
виды обороны корабля, личный состав
главного командного пункта пополняется
вахтенным командиром, помощником Bax-
тенного командира, вахтенным артиллери-
стом, рассыльными. Обучение этого звена
также необходимо для боевой готовности
корабля. Своевременное обнаружение про-
тивника, четкий доклад командованию ко-
рабля, проверенная связь с боевыми поста-
ми—все это позволит быстро произвести
атаку, прежде чем противник успеет опом-
НИТЬСЯ.

Капитан 2-го ранга П. ИВАНОВ.

ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МОРЕ

Зима нз исходе. С надстроек и палубы
корабля сняли деревянную обшивку. 33-
вончен ремонт материальной части. Сего-

дня командир корабля проверяет готовность”

боевых частей к выходу в море.

Ровно в 8 часов он спустился в мащин-
н0е отделение и, приняв рапорт командира
боевой части, приступил к осмотру меха-
низмов. Стариина 2-й статьи т. Ноляков,
докладывая © готовности  лизель-динамо
к пуску, рассказывает, как был организо-
ван ремонт и шло обучение личного со-
става непосредственно y разобранных
механизмов. За зиму т. Поляков хорошо
обучил своих подчиненных. Его отделение
по праву считается одними из лучших
в боевой части.

Проверка ноказала полную готовность
пятой боевой части к выходу в море.
Командир корабля отметил работу многих
бойцов и младших командиров. Младшему
воентехнику т. Меланину об’явлена блато-
дарность.

В этот же день была проведена проверка

артиллеристов. Командир боевой части
лейтенант т. Ишевский в зимних условиях
настойчиво тотовил комендоров к лету.
Хорошо освоил материальную часть коман-
дир зенитного орудия старший краснофло-
тец т. Онищенко, отлично изучил технику
краснофлотец наводчик т. Лазаренко. 0ба
они показывали пример всем краснофлот-
нам.

Боцман корабля мичман т. Петухов за-
готовил кранцы, маты. Вее корабельные
коридоры покрыты дорожками, изготовлен-
ными боцманекой командой. Сейчас т. Пе-
тухов готовит краску. С наступлением теп-
лой погоды начнется покраска. корабля.

Командир корабля уделил большое вниз
мание подготовке командиров боевых ча-
стей и вахтенных командиров. Время зим-
него судоремонта было использовано для
изучения наставлений, правил совместного
плавания, морского театра.

Батальснный комиссар Н. ДОБУШЕВ.

Заметки командира

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ревнования ветретили решения

жащие Морского завода

ческое соревнование на выполнение
пий конференции, призвали колле

примеру.

круг котором развертывается сейчас се-
ревнование на предприятиях и стройках
Военно-Морекого Флота, — это досрочное и
высогокачественное = выпелнение
1941 года каждым заводом и строитель-

Д апреля 1941 г.
oo

Соревнование на предприятиях
и строительствах флота

=
Гемом социалистического с

аки ХУШ. Все-

союзной партийной конференции на toe
приятиях и О Ра то

cue работники и слу-

р м 7  Краснознаменного положение на предприятии.

`Балтийского флота, развернув” социалисти-

ше-
а должны дополнять производственные 4686:

родственных предприятий последовать WX

Основной пункт, центральное звено, в9-

Гидросамолеты на’ учебной разведке. Снято с самолета; пилотируемого старшим
лейтенантом Г. Я. Михайловым. (Краснознаменный Балтийский флот).
Фото И. Драньшпа.

К чему приводит незнание устава

На занятиях командного состава т. Маз-
нику поставили вопросе:

— Доложите ваши обязанности при всех
видах обучения личного состава.

После продолжительной паузы т. Маз-
ник, немного смущаясь, произнес:

-— Не знаю.

—щ Тогда скажите, в какой части Вора-
бельного устава можно 0б этом узнать?

— Точно не помню. _

— А какие есть части устава?

Снова пауза, после которой следует от-
вет:

— Корабельный устав состоит... из трех
частей-——Лисциплинарного устава, Органи-
зации службы и Устава внутренней служ-
бы...   a

— Вы вообще-то читали Корабельный
устав?

— Korga был в училище, нам немного
о нем говорили...

Командир корабля дал т. Мазнику двух-
месячный ‹рок для изучения уставов. Но
и после этого т. Мазник опять давал пу-
танные ответы.

—- Своих обязанностей. по уставу. рас-
сказать не могу, —— заявил он.

— У вас есть Корабельный устав?

— А как же, это моя настольная книга,
но откровенно говоря, открываю ее редко.
Времени нет.

— У Bac есть личный план?

—- Планировать? В наших условиях
это невозможно.

«Невозможность» планирования он пы-
таетея об’яснить тем; что. заранее «неиз-
вестно», чем придется  заниматься-—нет
якобы корабельных планов. Но котда ему
показывают эти планы, то появляетея но-
вая версия:

— В план пишут, что командиру взду-
маетея (?!).

Не следует сомневаться во вздорности
такого заявления хотя бы потому, что у
т. Мазника весьма смутное. представление
о планировании вообще. Он удивлен, когда
ему говорят о типовом плане, утверждае-
MOM народным комиссаром.

Незнание устава, наставлений и ин-
струкций, отсутствие планирования и уче-
та создают неорганизованность в прохожде-
нии боевой подготовки. Учебой личного co-

става т. Мазник не руководит. Вместо того,

чтобы: проверять ‘ход учений, посмотреть,
как младшие командиры ведут занятия,
т, Мазник отсиживаетея в энергетическом
посту.

Во время одного учения с прожектора

7. завоевание авторитета

Важнейлнее качество командира — авто-
ритет — зиждется на фундаментальных
знаниях, на бесстрашии и мужественном
преодолении трудностей, на крепкой, не-
егибаемой воле, воле к победе ‘во славу
великого дела Ленина— Сталина.

Командир в море полновластно распоря-
жается судьбой многих людей, судьбой
целого корабля. Способен ли будет веети
B бой корабль и личный состав такой
командир, который не обладает высоким,
непререкаемым авторитетом среди всех
своих подчиненных?

Величайнтий теоретик военного искус-
ства Энгельс пивал:

«...как нельзя более очевидна, необходи-
мость авторитета — и притом автеритета
самого властного — на корабле в открытом
море. Там в момент опасности жизнь всех
зависит от немедленного и беспрекоелов-
ноте подчинения всех воле одного» *).

Жак же приобретается, чем завоевывает-
ся авторитет командира боевой чаети, под-
разделения, словом, командира любого ран-
та и масштаба?

Вместе с получением такого почетного и
ответственного поста, каким является
командование кораблем или одной из ето
боевых частей, человек уже приобретает
огромное доверие и уважение у личного
состава, ибо наши бойцы стлично знают,
что партия и правительство облекают вла-
стью, ‘поручают важные командные посты
лишь ‘людям достойным, обладающих
всеми необходимыми данными.

Такое огромное доверие надо оправдать

` делом, всей своей деятельностью, своим

поведением. Все зависит целиком от са-
хоге командира.

История учит нас, что рядовые матро-
сы и солдаты, как и командиры, старались
во всем подражать таким выдающимея
флотоводцам и полководцам, как Нахимов
и Суворюв, именно потому, ‘что видели
в них командиров смелых, командиров
трамотных. В замечательном произведении
Дмитрия Фурманова «Чапаев» рассказы-

*) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., tom XV,
стр. 136.

<

Капитан 3-го ранга
В. ЕГОРОВ

>

вается о глубодой любви, о безграничной
преданности бойцов своему ‘легендарному
командиру:

«Они, чапаевцы, считали ‹ебя счастли-
выми уже потому, что были соучастниками
Чапаева... В полку Стеньки Разина были
два, герся, в боях потерявитие ноги: они
ползали на култышках, один кое-как про-
бпралея на костылях — и ни один не хо-
тел оставить свой многославный полк,
каждый за счастье почитал, когда приез-
жавший Чапаев скажет с ним хоть бы
несколько слов».

Воспитывать и закалять людей можно
лишь на преодолении трудностей, опасно-
стей, невзтод, которыми так богата воен-
ная служба, тем более служба на боевом
корабле. В многсобразной боевой подготов-
ке, в учениях и походах, проводимых
в условиях, приближенных к 600, мы ви-
Дим, как растут и закаляются люди, как
крепнет авторитет тех командиров, кото-
рые не оберегают свонх подчиненных OT
трудностей, а стремятся, наоборот, макси-
мально насыщать ими каждое учение.

Большим авторитетом и yBamennex
пользуется у личного состава капитан-
лейтенант т. Аташин. Его любят бойцы за
высокие знания, которыми он безусловно
обладает, за твердый характер и решитель-
ность, за строгость, сочетающуюся с про-
стотой в обращении с подчиненными.

Умный, тактичный командир знает, тде,
когда, в каксй обстановке может он ло-
пустить шутку, каким путем подбодрить
уставших, утомленных или даже несколь-
ко оробевигих бойцов. В минуты опасности
на него взирают десятки и сотни глаз, за
HEM незримо наблюдают, от него ждут пра-
вильных решений, ибо ему однему вверена
судьба многих. И очень часто в такие
именно минуты и от него ждут одной
только фразы, которая веселит в сердца

спокойствие, поднимет дух, умножит силы
и энергию.

Был у т. Аташина случай, который
красноречиво иллюстрирует сказанное
выше. Он проводил аварийное учение на
подводной лодке. В числе других задач
впервые отрабатывалось заклинивание го-
ризонтальных рулей.

Торизонтальные рули были «заклине-
ны», лодка с болыним диферентом стала,
погружаться на глубину. В. этот момент
капитан-лейтенант т. Аташин приказал
выключить электроосвещение, и. погруже-
ние производилось в абсолютной темноте.
Попавшие впервые во такую обетановку,
бойцы, обтественно, несколько растеря-
лись, отдельные приказания т, Агашина
были выполнены ‘несвоевременно, диферент
увеличивался, и лодка продолжала погру-
жаться.

Когда уже стало создаваться угрожаемое
положение, т. Аташин приказал включить
освещение. Он сразу же увидел, что
часть бойцов растерялась — 0б этом межно
было судить по тому, как они себя вели.
Тев. Агашин обнял одной рукой перископ
и мягким, спокойным голосом. епросил:

—- Ну, что же вы испугались, словно...
тараканы?

Й засмеялся. Велед за ним расхохота-
лись сконфуженные обилным сравнением
бойцы. Шутка старшего командира, на-
педшего в тяжелую минуту нужный тон,
сразу нарушила тягостное настреение. Вев
приказания стали выполняться бодро, чет-
во, быстро. С того дня прошло уже много
времени, но словечко «тараканы» личный
состав лолки не забыл и вопоминает с нем
довольно часто, особенно в. напряженные
моменты. ь

В чем же сила такой шутки? Ведь
т. Агашин, видя далеко не благоприятное
положение, создавшееся в лодке, конечно,
был и сам озабочен и встревожен. Но он
сумел сдержать в себе возникшие опасе-
ния, ничем не выдал собственной тревоги
и даже был способен пошутить. Естествен-
но, что еге абсолютные спокойствие и уве-
ренность. немедленно передались другим,
люди почувствовали, что,

невзирая на  хлеба, ни казарм, ни припасов, зато по-

не был снят чехол. Краснофлотец т. Волков,
обслуживающий прожектор, стоял без дела.

— Почему вы не занимаотесь?

— Но знаю, что ине делать, — ответил
т. Волков. `

Назначив краснофлотца на боевой пост,
т. Мазник не позаботился об’яснить бойцу,
что он должен делать,

0 том, как $. Мазник «организовывает»
работу своего подразделения, говорит’ та-
кой факт. На одном учении вышли из
строя телефоны. Командир группьз заявил,
что ‘их нельзя исправить. Тогль ему пред-
ложили для связи использовать переговор-
ные трубы. Тов. Мазник обиделся: «Чего
вы меня заставляете в трубы дуть» (!).

Из-за его нераспорядительности учение
было затруднено.

— Вы должны извлечь из этого случая

‚рудования,

ством, кажлым цехом и мастерской.
Наркомат Военно-Морского Флота

ii абочих судо-
Центральный комитет союза р 7 щих норм выработки надо увязать © ра

строительной промышленности ‘поддеря
ценную инициативу завода  балтийцев.
Сейчас разработаны основные ‘показатели
соревнования по всем производетвенным
предприятиям и строительствам флотов и
флотилий. Они предусматривают внедрение
скоростных методов ремонта и технически
обоснованных. норм выработки, правильную
оргалтизацию производства, высокее каче-
ство работы, экономное расходование ма-
териалов, рациональное использование 0б0-
соблюдение финансовой дис-
пиплины м т. д. Выполнение этих показа-
телей должно обеспечить повышение про-
изводительности труда и снижение себе-
стоимости.

Для внедрения на ремонте скоростных
методов надо избегать штурмовщины, за-
благовременне подготавливать все необхо-
димое, четко расставлять рабочую силу.
В оплате труда надо строго и последова-
тельно проводить принцип материального
поощрения лучших  производственников,
решительно ликвидировать имеющуюся
еще кое-где уравниловку, добиться того,
чтобы сдельная оплата трула и премиаль-
ная система двигали вперед и повышали
производительность. По этому поводу тов.
Маленков в своем докладе на ХУШ Все-
союзной партийной конференции товорил:
«Руководящим принципом во всей нашей
политике в области заработной платы яв-
ляется принцип материальной заинтересо-

3% 79 (733)

——

ском Учета, правильно и своовремени
отражающего основные показатели работы,
А у нас нередко отчеты составляют с отн
зданием нах 1—2 месяца, & существующий
учет не Beer HA отражают действительно

многообразную работу в цехах, з
строительных  Учаеткат

Всю

мастерских, на

щания и собрания актива. Ца заводах т
стройках часто недостаточно широко пр
пагандируют_ богатый  производетвенный
опыт лучших рабочих-стахановцев, церодо-
вых инженерно-технических работников,
не внедряют их опыт. Не меньшее значе.

плана   ние имеют пересмотр норм, внедрение тет.

нически обоснованных норм выработк,
Это может быть сделано на основе передо

и  вого опыта, повышающего производитель.

ность труда. Установление соответствуя.
работкой всего технологического процеха,
Знание технологии произволетва, празиль-
ная ее постановка — важнейшее услови
культурной срганизации производотва.

Огромная роль на производетво принау.
лежит мастеру. На ХУШ о Всесоюзн
партийной конференции тов. Маленков то-
ворил o мастере: «Необходимо на пре.
приятиях поднять рель мастера, как нет
средственного организатора производства п
поставить дело таким образом, чтобы ма-
стер являлся полноправным руководителем
на порученном ему участке производства,
полностью отвечающим за соблюдение тех.
нологической дисциилины и за выполнение
прюизводственного задания по всем пока.
зателям».

По условиям соревнования, фазработан-
ным ПНаркоматом Военно-Морского Флота п
Центральным комитетом союза рабочих
судостроительний  промышленноети, Ala
лучших производственных предприятий п
строительств учреждены переходящие
красные знамена НЕВМФ и ЦА союз,
Передовые предприятия, их руководители,
лучшие  фаботники будут награждены
трамотами и денежными премиями.

В уеловиях соревнования — сказано:
«Итоги еоциалиетического  ссревнования
рассматривает жюри НЕВМФ и ЦЕ союз
два раза в год. Первые ‘итоги подводятся
ко Дню Военно-Морского’ Флота, а общие

урок, — заявил командиру группы старигий   Ванности трудящихся в результатах труда.   итоги соревнования подводятся к 15 янва-
: Эт

начальник т. Михайлов.

—= Непременно извлеку...

И «извлечение» вывода выразилось в
том, что через несколько дней т. Мазник
грубо нарушил план боевой подготовки.
Предусматривалось занятие дегазационного
отделения. Вместо этого он приказал хими-
ческой подготовкой заниматься всему лич-
ному составу. В итоге электрики не изуча-
ли своей специальности, ках это было пре-
дусмотрено суточным планом. На вопрос,
почему это произошло, т. Мазник ответил:

от принцип осуществляется у нас в виде
сдельной системы оплаты для рабочих,
премиальной системы для руководящих
работников и в виле поотрения квалифи-
цированного труда сравнительно с неква-
лифицированным.

Слельщина и премиальная система яв-
ляютея важнейшими рычагами в деле по-

вышения производительности труда, & ©ле-
довательно и развития всего нашего на-

родного хозяйства».

ря 1942 года». о
Сейчае на предприятиях и стройках
флотов и флотилий развертывается и креп-
нет социалистическое соревнование. Вюл-
лективы › заводов, цехов, строительных
участков вступают в борьбу за переходя-
щие красные знамена, за достижение луч-
цих результатев работы, за досрочное вы-
полнение плана 1941 года. Важдый руко-
водитель производства, каждая партийная
и профооюзная организации должны уде-

Большое значение придается улучшению   лить максимум внимания этому хорошему

экономических показателей. Не все руко-
Зодители предприятий глубоко вникают в   социалистической

добиваясь внедрения подлинной
культуры . труда, рас-

почину,

— Я видел в плане у командира маптин-  экономику преизводетва. До сих пор еще   пространяя оцыт передовиков и тем самым

цой труппы «занятия химической подго- бывают затоваривание материальных цен-
ностей, перерасход фондов заработной пла-
ты, незаконные доплаты и т. д. Экономи-
ЗаИМСТВУЯ   ‘чески грамотное руководство предирия-
чужой план, разумеется, не мог знать, что   тием немыслимо без четкого большевиет-

товкой для всего личного состава».
Тов. Мазник, механически

он составлен неправильно. Большое удив-
ление вызвал у него пункт устава 0 ‘том,
что командир группы обязан лично про-
водить частные учения с группой, & равно
и занятия се краснофлотцами в coonper-
етвии с планом боевой подготовки.

Корабль после ремонта вышел в ` Море.
Погода свежая. Необходимо было усилить
контроль за, работой механизмов. Командир
электротехвической группы получил на сей
счет специальное приказание, Однако
т. Мазник, епустивиеись в машинное отде-
ление, крепко уснул там.

Bee это говорит о том, что т. Мазник
нерадиво относится к обязанностям коман-
дира групнь, фактически не оправдывает
оказанного ему доверия.

is Л. СЕМЕНОВ.

дения экспериментального вывиха и его

помогая выполнению ‘исторических реше-
ний ХУЦ!Г Всесоюзной партийной конфе-
ренции,
Интендант 3-го ранга
С. БЛИНОВ.

ПРИСВОЕНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

На-хнях Выешая аттестационная комис-
вия присвоила ‘учёную степень доктора
медицинских наук начальнику Медико-63-
нитарного управления Военно-Морского
Флота бригврачу т. Ф. Ф. Андрееву.

Диссертацию на соискание ученой cre-
пени доктора медицинских наук т. Андреев
защищал в конце ноября 1940 г. на за-
седании Ученого совета Куйбышевской
военно-медицинской академии. Тема дис-
сертации — «Передний вывих плечевого
сустава». Выступавшие оппонентами про-
фессора тт: Ахутин, Голубев и Фукс отме-
тили, что автор обнаружил в своей рабо-
те большую эрудицию, получил новые
данные по типовой анатомии плечевого су-
става, разработал свой ©10с0б воепроиаве-

опасность, командир не растерялся, что   стоянные тревоги, сражения, форсирован-
с ним можно смело плавать. Такой случай ные марши и атаки в штыки: кто любит
еще выше поднял авторитет т. Аташина, отечество; пуеть следует за, мной!»

и на последующих учениях личный сс-

Твердый характер, смелость и нрав-

став лодки действовал уже более слажен-   ственная неустрашимость командира пита-

HO, не теряясь в случаях затруднений.
Но не всякий командир. способен про-

явить выдержку и самооблалание, Бывает   ми.

ются серьезными знаниями, накопленными
опытом, точными, проверенными расчета-
В болх против белофиннов многие

ведь и Так, что, поддавшиеь минутной   командиры Военнс-Морского Флота нашей
слабости, человек забывается и допускает   родины проявили эти драгоценные ‘кзче-
излишнюю нервозность. Вепоминается та-  ства воинов-большевиков. Проявили имен-
кой эпизод. В одном из. ответственных по-! но потому, что оказались во всеоружии
ходов подводная лодка продолжительное   знаний, потому, чте всю боевую подготов-
время лежала н% грунте, производя ремонт,   ку в мирное время они подчиняли требо-

По окончании его

лодка стала веплывать.   ваниям боевой обстановки, воспитывая в

Однако из-за илистого грунта ее крепко   себе и в подчиненных мужество, воинскую
присосало, и нормальных мер, принятых   доблесть, ренгительность.

для веплытия, теперь оказалось недоста-
точно.
Прошло 10, 15, 20 минут, а лодка все

Олин из таких эпизодов, еще не расска-
занный в печати, мы хотим здесь приве-
сти. Подводная лодка выбиралась из мини-

еще не может оторваться от грунта. №се- рованном прохода. Командир фешил итти
Е® из молодых, уалоопытных бойцов стал   тю малым тлубинам, гле исключалась воз-
проявлять признаки испуга. В это время   можность постановки мин.

один из командиров, заглянув в трюм, 95-
наружил там значительное

казалось, что в трюм поступает

количестве   ным:
воды, поверх которой был соляр. Ему п0- гадку:

Такое решение также было небезопае-
район этот представлял полную за-
помиме банок, обозначенных на

вода,   карте, они могли оказаться в самых неожи-

в чем он сразу же доложил командиру   данных местах. Но в данной обстановке

лодки.

Пестунил он, конечно, совершенно пра-
Вильно. Если это ему ‘даже только показа-
лось, он обязан был
корабля. Ho доложить © грозящей onacne-
сти можно по-разному. Учитывая напря-
женную обстановку, он тем более лолжен
был сохранить абсолютно спокейный тон.

Тут же произошло обратное. Командир
этот сам, как видно, разнервничалея и до-
ложил командиру лодки далеко не спокой-
ВЫМ №лОсом.

Тревога оказалась напрасной, командир
лодки это немедленно установил, но еще ло
этого, как только он услышал о якобы по-
ступающей в трюм воде, им были приняты
все меры для водворения полнейшего по-
рядка.

Мы говорим с сохранении выдержки,
в закаленном характере командира, но не
Ф том, чтебы скрывать феальную  опас-
ность от подчиненных, нб о ложной и вред-
ной жалости®к бойцам в минуты суровых
испытаний, Прославленный полководец
Гарибальди говорил, ббращаясь к своим
бойцам: ;

«Солдаты! Вот что я предлатаю тем, кто
последует за мною: голод, холод, зной, ни

\

это решение было правильным, целесооб-
разным, и весь личный состав подводной
лодки прекрасно это понял, осознал и оце*

доложить командиру   нил.

Были приняты все.меры предосторожно-
сти для избежания посадки на камни. Но
лодка шла ночью, при семибалльном ветре,
и в момент одного поворста все же села, на
мель. Бомандира это не застало врасплох.
Bee его приказания © мостика выполнялись
молниеноено, без задержки. Стали проду-
вать главный балласт, одновременно рабо-
тая полным ходом назад.

При продувании лодка неизбежно стала
крениться. Скоро крен на левый борт стал
достигать уже 10 градусов. Находившийся
в центральном побту один из командиров
допустил ошибку. Он приказал прекратить
продувание, долежив об этом на мостик
вомандиру лодки. Между тем лодку Hato
было. как можно быстрее облегчить, даже
ценой большого крена. Справа от лодки
чернела гряла камней, ветер дул © левого
борта. Корму подводного корабля неудер-
жимо несло на камни.

Командир лодки немедленно приказал
продолжать продувание. Крен достиг 30

=

балласта и скоро ‘снялась с мели. Бойцы

градусов; лодка все же освободилась от

вправления. Кроме того, т. Андреев предло-
жил свой способ операции при привычном
вывихе плеча. (пособ этот технически
прост, в диссертации он правильно обо-
основан теоретически и, несомненно, явится
одним из лучших сюсобов лечения.
Ученый совет Куйбышевской  военно-
медицинской академии принял поетановле-
ние о присвоении бригврачу т. Ф. Ф. Ан-
дрееву ученой степени доктора медицин-
еких наук. После этого работа поступила
на экопертную комиссию по хирургии в
составе академика т. Авербаха, заслужен-
ных деятелей науки профессоров тт. Ру-
фанова и Спасокукоцкого, профессоров
тт. Зайцева и Линберга. Экспертная ко-
миссия отметила, что представленная ра-
бота является серьезным научным трулом.

понимали командира с полуслова, с одного
взгляда, они понимали все его решения,
потому так умно, толково и сноровието оня
работали и глубоко верили в успешный
исход дела.

Смелость командира рождает смелость п
у подчиненных. Вак-то вееной подводная
лодка в течение целого дня ходила на мер-
ные мили. Все материалы тщательно фик-
сировались в журнале. В концу таботы
но неаккуратности штурмана сильных
ветром журнал сдунуло за борт. Момен-
тальне застопорили ход, увидели журнал,
но достать его с лодки оказалось невозмож-
ным. Один из командиров, получив разре-
шение командира лодки, разделся и прыг-
нул в воду. Доплым до журнала м стал
было возвращаться, не быстро замерз, су-
дорогой ему свело ноти, а тут еще отно-
сило его сильным течением. За каких-ни-
будь пять минут командир  оказалея
довольно далеко от корабля.

Спускать тузик долго, а смельчаку тре-
бовалось оказать немедленную помощь.
Краснофлотец Логинов быстро подбежал к
командиру лодки и, получив разрешение,

схватил спасательный круг и кинулся в

холодную воду. Скоро он был уже около

тонущего командира. Боец помог ему схва-
Титься за круг, а сам поплыл к журналу,

упущенному во время судероги командиром,
Краснофлотец Логинов был СИЛЬНЫМ
пловцом, Он преодолел и холод и течение,

помог командиру добраться XO лодки н
епае журнал.

Такие примеры смелести, самоотвержен-
ности, глубокой любви и уважения бойцов
к своим командирам долго хранятся в па-
мяти и живут в сознании людей. На та-
ких проявлениях мужества воспитывают-
ся целые поколения военных моряков.

Народный комиссар  Военно-Морском
Флота адмирал тов. Н. Г. Кузнецов дал
высокую оценку качествам наших похво-
НИКОВ:

«Ha подводных лодках мы имо
‘беспредельно преданные нашей родине,
партии и товарищу Сталину, хорошо пб

тотовленные кадры, отовые BEIT
боевые задачи...».
Велики  тордость и честь служить

в рядах Военно-Морского Флота замеч-
тельной нашей родины. Велика, ответствая-
ность каждого из нас, кому доверено право

быгь командиром RO RO!
Ha м
tora, рабле совете