ye

——=== 9 зря 1941 г, № 83 (787)

Накануне отчетно-выборной кампании в парторанизациях флота

Бюро забыло наказ
коммунистов

Это было в прошлом году. На отчетном
собрании коимунисты корабля резко крити-
ковали работу партийного бюро, вокрыди
крупнейлеие. недостатки,

В заключительном слове секретарь па]-
тийного бюро т. Сергеев признал, что вос-
питательная работа стояла на низком уров-
не, некоторые коммунисты. не показывали
примера, нарушали воинскую дисциплину.

— ( кандилатами мы. работали плохо, —
товорил тогда секретарь,-—но вовлекали их
в практическую работу. Новому составу
бюро предстоит большая работа: нужно
устранить недостатки, вскрытые на собра-
нии. И я надеюсь, что бюро с честью
справится с этими задачами.

Партийное собрание приняло резолюцию,
Паказ коммунистов требовал’ от бюро ре-
шительной перестройки, более конкретной
помощи командованию в выполнении пла-
на боевой учебы, укреплении воинской
дисциплины. В наказе, состоящем из 22
пунктов, не только указывалиеь ближай-

решений ‘не контролировалось. О них за-
бывали на следующий же день.

Партийное ‘бюро и его руководитель
т. Сергеев действовали, видимо, по такому
принципу: поставить вопрос. па собрании,
детально его обсудить, принять резолюцию,
& там дело выправитея само собой. Вету-
пив на такой путь, здесь забыли, «...что
главную часть руководящей работы долж-
н& составлять не заседательская работа п
не принятие решений, а повседневная про-
верка исполнения этих решений» (Г. М.
Маленков).

Нривелем несколько примеров безответ-
ственного отношения партбюро к выполне-
нию решений. В июне 1940 г. партяйное
собрание обсуждале вопрос 0 состоянии
воспитательной работы с кандидатами в
члены BRI(6). Многие ‘из выступавших
говорили O тех же недостатках, которые
были вскрыты на отчетно-выборном собра-
НИИ, вносились Те же самые предложения.
Собрание приняло резолюцию, пункты ко-
торой слово в слово повторяли perenne

‚органов. Тов. Бодрову предложили cocra-

шие задачи партийной организации, но и
назывались фамилии коммунистов, на ко-
торых следовало обратить особенное ваи-
мание.

Партийное собрание напоминало, что бю-
ро обязано систематически проверять не
только исполнение решений, но и выпол-
нение заданий коммунистами, В одном из
пунктов говорилось: «Партийное бюро пло-

дилатами.

нения решений прошлых собраний. Но...

отчетно-выборного собрания прошлого года,
указывалиеь те же самые люди.

Через два месяца, на партийном собрании
снова обсуждался вопрос о работе с кан-
Следовало ожидать, что о пар-
THOS бюро доложит о результатах выпол-

опять обсуждали, критиковали и приняли
обтирную резолюцию. Собрание констати-

хо организовало воспитательную работу в
кандидатами в члены ВКП(б), не помогало
WM повышать идейно-теоретический ypo-
вонь, ие вовлекало их в повседневную
практическую работу. А отдельные пору-
чения, даваемые коммунистам, ‘ве’ всетха
контролировались. В результате многие
кандидаты не занимают авантаряной роли
р боввой и политической подготовке и не

ровало, что у многих кандидатов истек
стаж, что они ие вовлечены в партийную
работу. Фамилии тт. Banna, Архипова
и др., о которых было записано в реше-
HWM собрания полгола назад, снова фигу-
рировали в этой резолюции.

Но и это решение вскоре было забыто.
В октябре на очередном партийном собра-

показывают пример  дисциплинирован-
ности». Далее перечислялись фамилии, в
тои числе и кандидата в члены ВВП(б}
т. Архипова.

Это было год назал. Но и сейчас, соста-
вляя тёзисы отчетного доклада, т. Сергеев
вновь указывает в них фамилии отстаю-
щих коммунистов, и среди них опять ЗнА-
читея кандидат паргии т. Архив. Это
тот самый т. Сергеев, который говорил на
прошлом. отчетно-выборном собрании, что у
него «нет никаких сомнений в TOM, что
новый состав партийного бюро © честью
выполнит решение».

Через несколько дней секретарь будет
докладывать коммунистам о работе партий-
пого бюро. Он обязан сказать также и о
том, как выполнялся наказ коммунистов,
векрыть недочеты в работе бюро, которых,
К сожалению, еще немало,

Взять хотя бы вопросы ‘дисциплины.
Среди нарушителей дисциплиные-—канди-
даты в члены ВКП) тг. Архипов, Горь-
ков, Сорокин, Зверьков и др.

нии при обсуждении директивы Главного
управления политической пропаганды
Военно-Морского Флота т. Пшениснов при-
вел ряд фактов; говорящих о том, что не-
которые коммунисты не имеют партийных
поручений, что часть кандидатов не яв-
ляется примером для остальных бойцов.

Партийное собрание обязало бюро при-
влечь этих товарищей к активной работе,
давать коммунистам такие поручения, ко-
торые способствовали бы их росту, повее-
AHOBHO проверять въыитолнение заданий, m0-
могать товарищам. Но и это решение оста-
лось на бумаге, нотому что в последующих
резолюциях партийных собраний, в ноябре
пропелого года, в январе, феврале и марте
1941 г., опять фитурируют фамилии тт.
Сорокина, Архипова, Талантова, Зверькова
и многих других. И так каждый раз: пар-
тийное собраниё принимало общтирную pe-
золюцию, но она не выполнялась. Напри-
мер, в февралё в этой организации обсуж-
дали вопрос о ходе реализации одной ди-
рективы Главного управления политической
пропаганды и выполнении ранее принятоге
решения по этому же вопрозу. Но, несмот-

ря на то, что принятая ранее резолюция
осталась невыполненной, собрание приняло
новое решение... в старой редакции,

Отсутствие контроля за выполнением
постановлений нё воспитало у коммунистов
чувства большевистской ответственности 3&
порученное дело. Не случайно поэтому
партбюро ни разу не обсуждало вопроса
о проверке исполнения решений партийных
собраний. Члены бюро не отвечали 35
определенный участок партийной работы.

— Члены бюро, — рассказывает т. Сер-
геев,-— выполняли периодические задания.
Правда, на т. Санькова была возложена
ответственность за воспитание кандидатов,
но эту работу он проводил больше в своей
боевой части. В целом на корабле этот
учаеток деятельности парторганизании по-
ставлен неуловлетворительно.

Готовясь в отчетному собранию, секре-
тарь бюро т. Сергеев записал в тезисы до-
клада много тех же недостатков, о которых
говорилось на прошлом отчетно-выборном
собрании. Надо полагать, что на предетоя-
щем собрании коммунисты потребуют от

Вопитание кандидатов —— один из 0т-
стающих участков в деятельности органи-
зации, Партийные задания даются им. от
случая К случаю, выполнение не прове-
рястся. В результате бюро не знает цело-
вых качеств многих коммунистов. Недав-
но, например, здесь произошел такой. слу-.
чай. Партийное бюро разбирало заявление
т. Титвинова о приеме его в члены. пар-
тии. Оно проверило правильность заполно-
ния документов, HO не могло ничего. скз-
зать о деловых качествах т. Литвинова.
Партийное собрание указало бюро на этот
недочет и не утвердило решения 0 приеме
т. Литвинова. Для бюро это былое полной
неожиданностью,

Можно привести и другие примеры, по-
казывающие, что бюро ‘не сумело устра-
нить крупнейшие недостатки, 6 которых
товорилось на прошлом отчетно-выборном
собрании, Работа е кандидатами поставле-
Ha неудовлетворительно. Не все воммуня-
CTH вовлечены в работу партийной орга-
низации, Поручения, даваемые товарищам,
не проверяются. В результате многие’ не

являются примерными в дисциплине.

Партийное бюро нельзя упрекнуть в
том, что оно нб занималось вопросами 50е-
вой и политической подготовки, воспита-
нием молодых коммунистов. О них очень
ЧАСТО товорилось на партийных собраниях.
Но бела в том, что выполнение принятых

партийного бюро ответа, почему не выиол-
нен их наказ. Несомненно, что в состав
бюро они изберут таких товарищей, кото-
рые не положат решение собрания пох
Сукно,
действия.

& воспримут его как программу

Политрук С. БАРАНОВ.

А NS

Библиография

_ нужд. Известно,

Использование торгового

флота

для нужд войны’)

Торговые корабли во время войны 60-
ставляют резерв военно-морского флота. С
началом военных действий за счет торго-
вых судов комплектуются многочисленные
соединения военного флота, из них воору-
жают вепомотательныю крейсера, оборудуют
тральщики, минные заградители, базы
итд и

Опыт войны 1914—1918 гг. и в 060-
бенности гражданской войны в Советской
Ресии показал, что значительная часть
торгового флота мобилизуется для военных
что общая численность
британского вепомогательного флота © 745
вдинид на 31 декабря 1914 тода выросла
в 11 ноября 1918 тода до 3.714 судов

в командами ло 40 тысяч человек. Кроме

того англичане прелоставили 1.500’ судов
союзным флотам. В Германии к 1917 году
быыо мобилизовано 1.543 судна. Многочис-
ленный русский вспомогательный флот,
участвовавитий в операциях на Балтийском
й Черном морях, состоял преимущественно
из мобилизованных торговых судов.

Большинство кораблей речных военных
флотилий, действовавших в 1918—1920
IT., являлось ло этого речными буксирами,
пароходами, ледоколами и` даже землеотвоз-
ными. шаландалеи.

Тосморизлат выпустил княгу Ю. А, Ма-
кедона «Использование судов торгового фло-
т& в военное время». Автор обстоятельно
рассказывают 0 многочисленных фактах
применения торговых судов для нужд воен-

—ы—ые—

*) Ю. А. Македон. «Использование. судов
торгового флота в военное время». Госмор-
издал, 1940 г., стр. 156, ц; 6 руб.

ного флота, иллюстрируя это таблицами, и
освещает отдельные боевые эпизоды.

Вея книга делится на четыре части:
1) Условия использования торговых судов
по пряхому назначению. 2) Использование
торговых судов в качестве вспомогательных
кораблей. 3) Использование русского тор-
гового флота. 4) Подготовка торгового фло-
та к войне. :

Большая часть книги посвящена первой
империалиетической войне. Несмотря Ha
обилие фактического и цифрового материа-
ла, книга все же’не оставляет цельного
впочатления. Многие примеры и даже от-
дельные главы можно было без ущерба
вовее не печатать, и, наоборот, следовало
бы усилить принципиальную часть, расши-
рить выводы, разбросанные сейчас в раз-
ных местах книги.

В отдельных случаях Ю. А. Македон
отвлекается от прямой темы и уделяет вни-
мание фактам, пе имеющим к вей отноше-
ния. Так, например, неясно, для чего по-

мошена глава «Новые типы вудов для пе-

ревозок в военное время», в которой пре-
имущественно говорится 06 использовании
похводных лодок в специальных целях,

Или что может дать читателю для ха-
рактеристиви ‘использования судов торго-
вого флота в военное время такой факт:
«В октябре 1916 года пароход «Вурланд»
столкнулся со шведским пароходом «Ран»,
после чего был введен в хок в Тильбери»
(стр. 106). Ведь подобный случай мог
произойти с «Курландом» в. любых мирных
условиях.

Такие примеры не единичны.

(озерменню непонятно, какую цель пре-

Деловое обсуждение
тезисов

У секретаря партийного бюро т. Добры-
нина имеется подробный план проведения
отчетно-выборной кампании. В нем отра-
жены основные мероприятия, которые не-
обхолимо протворить в жизнь до собрания.

Получив директиву Главното управления
политической пропаганды, секретарь ©0-
звал заседание бюро совместное активом
организации, С ‘докладом 0 задачах каж-
дого коммуниста в отчетно-выбооной кам-
пании выступил тов. Кориусенко. 3a-
тем были распределены обязанности меж-
ду членами бюро и качать подготовка к
составлению тезисов отчетного доклада.

Секретарям HABOBEIX ортанизаций
чт. Никулину, `Маслову, Ланилову и дру-
THM поручили раз’яснить молодым. комму-
нистам инструкцию IE ВКП(б) © прове-
дении выборов руководящих партийных

вить диаграммы роста организаций и   до-
стижений в боевой и политической подго:
товке. Тов. Непомнящий получил задание
подготовить лозунги,

На совещании редколлегии стенной га-
зеты части, нз котором присутетвовали ре-
лакторы из подразделений, было решено
выпустить специальные комера газет, по-
священные  отчетно-выборнему собранию:

Секрэтарь бюро т. Лобрынин широко
привлек партийный актив к’ составлению
тезисов отчетного доклада, Член бюро
т. Отрубянников готовил раздел -— как
коммунисты боролись за выполнение пла-
ка боевой подготовки, член бюро т, Коче-
рыгии — о пропатандиетской и атитацион-
ной деятельности и внутрипартийной ра-
боте.

Недавно на заседании бюро совмеетно ©
активом обсуждали тезисы отчетного до-
клада. Нрисутствующие внимательно раз-
бирали каждый раздел, вносили дополие-
ния и поправки.

‘Особенно. оживленно развернулись пре-

Партийная организация, где секретарем
бюро воентехник 2-го ранга т. Максимов,
приходит к отчетно-выборной кампании с
немалыми успехами в боевой и нолитиче-
ской подготовке. Сейчас задача коммуни-
стов заключается в том, чтобы во время
отчетов и выборов нартийных органов 60-
срехоточить внимание на еще не разрешен-
ных вопросах.

Е их числу в наших условиях относит-
ся воспитательная работа с преподавате-
лями и командирами. Нельзя сказать, что
организация не занималась этим. Но беда
в том, что работа в этой области велась
бессистемно и безынициативно, порой от-
ставала ог жизни.

Преподаватели и командиры должны
служить для курсантов образцом во всех
отношениях. Четким знанием уставов и
наставлений, безукоризненной выпразкой,
высокой командирекой культурой, строгим
соблюдением правил ношения формы ови
должны подавать пример. куреантам, Boc-
питываль у них высокие качества, прису-
щие советскому военному моряку.

Между тем некоторые преподаватели еще
не’ обращают внимания на свою строевую
подготовку.  Парторганизация не ведет
раз’яснительной работы и не взыскивает
с коммунистов,
этом отношении передовиками.

Каким примером может служить препо-
даватель коммунист т. Подеосонный, когда
он малокультурен?” Он успокаивает себя
тем, что хорошо знает свой предмет и дав-
но служит на флоте. Плохой пример пока-
зывает этот преподаватель, когда не ветре-

‘чает старших начальников, заходящих в

класс, вяло и невразумительно отдает при-
казания подчиненным. Командование не
раз указывало ему на недочеты, но он их
пе устраняет.

Правда, иногда партбюро заслушивает
доклады лучших преподавателей, передает
их опыт другим. Но этим многого ие до-

следовал автор, помещая таблицу «Данные
06 артиллерийском вооружении основных
типов современных подводных лодок». Но-
явление ее могло бы быть оправдано в том
случае, если бы Ю. А. Макелон привел
данные © предельной дистанции артилле-
рийского огня подводных лодок.

Автор явно недооценивает значение авиз-
ции в современной войне на море. В борь-
бе на коммуникациях противника этот вих

оружия играет едва ли нё первенетвующую_

роль. }
Вторая империалистическая война за-

ставляет в значительной степени пересмот-
реть ряд выдвинутых автором положений.
Система копвоев уже не обеспечивает безо-
пасности плавания торговых судов, а Вза-
имодействие авиации и подводных лодок на
неприятельских морских коммуникациях
представляет все более растущую угрозу
для тортового мореплавания,

Слишком слабо освещены десантные
операции, во время которых особенно широ-
ко применяется торговый флот.

Ерупный недочет труда Ю. А. Македо-
на -—— отсутствие данных 06 использовании
торгового флота во время гражданской вой-
ны в ОСбСР в 1918—1920 гг. В этой те-
ме можно было ярко охарактеризовать хей-
отвия судов на Азовском и Каспийском мо-
рях, операции многочисленных речных
флотилий, организованных преимуществен-
но из судов морского и речного флота.

Исторические факты, приводимые в кни-
те, разбросаны по разным разделам. Ю. А.
Макежюн, увлекитись «предметной» класеи-
фикацией, перегрузил разделы фактами и
примерами. Между тем, было бы пелесооб-
разнее дать вначале исторический очерк
использования торговых судов в. военное
время, залеи разобрать основные операщии,
в которых торговый флот может быть при-
менен во время войны, и указать, какие
классы вепомогательных судов военного
флота им комплектуются. Все это следова-
ло проиллюстрировать яркими и убеди-
тельными примерами из боевой деятельно-
сти торговых судов, вошедших в состав

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ния, когда секретарь бюро зачитан пункт
о том, что партийная организация части
недостаточно занималась хозяйственными
вопросами. Ирфотив такой оценки возразил
член партийного
Он сказал: _

бюро не заблуживает упрека. Мы большое
занимались вопросами хозяйства, Dem Boc-
питанием коммунистов. Был слабо поста
влен контроль нах деятельностью каждого
члена, партии, работающего на ответствен
ных хозяйственных должностях. Это надо
записать.

привел убедительные доводы за  оставле-
пие этого пункта в отчетном докладе.

разве партийная организация He должна, в
такой. же мере заниматься вопросами хо-

Недостатки нашей
партийной организации

тает:

которые He являются в.

бюро т. Отрубянников,

= Мно кажется, что в этом отношении

Однако выютупивший затем т. Попов

—- В тезисах говорится, — заявил он,—
что партийное бюро уделяло большое вни-
мание боевой подготовке и дисциплине. Но

зяйства? № этому обязывают решения
XVI Веесоюзной партийной конференции.
Борьба, за чистоту, порядок, сохранение и
бережное расходование материалов — по-
вседневная задача парторганизации.

Члены” бюро согласились с такой оцен-
кой и перешли к дальнейшему обсужде-
нию, Были внесены частичные поправки
к разлелам о культурно-массовой работе,
физической подготовке, мерах воздействия
на нераливых коммунистов, Много говори-
ти 0 том, как коммунисты выюлняли па-
тийные поручения, в работе членов бюро.

После обсуждения и утверждения тези-
сов было внесено предложение, чтобы ©
отчетным докладом на собрании выступит
секретарь партийного бюро.

Отдел политической пропаганды решил
на примере этой ортанизации научить APY-
THX, как лучше организовать подготовку
к отчетно-выборному собранию.

` Г, АФАНАСЬЕВ.

Тихоокеанский флот.

стигнешь. Необходима индивидуальная ра-
бота с преподавателями, нужно постоянно
держать их в центре внимания организа-
ции, больше требовать с коммунистев.

Ната парторганизация воспитала нема-
ло коммунистов, для которых нет ничего
выше ° служебного долга. — Командиры
фт. Анкудинов, Ильичев, Пушков и другие
примерны во всех отношениях.

Охнако парторганизация еще мирится ©
коммунистами, не являющимися передови-
ками. Преподаватель т. Устинов действует
только в прелелах учебного расписания:
отчитал свои часы и ушел. Он пе помо-
молодым преподавателям. Однако
партбюро равнодултно относится к такому
аа г

Коммунист т. Крайнов малоинициати-
вен, боитея принимать самостоятельные ре-
шения. Партбюро обсуждало его доклад и
этим ограничилось. Между тем т. Врай-
нову следовало повседневно помогать,
учить ого работать с людьми, воспиты-
вать в них твердость и решительность.

Лейтенант т. Афанасьев всякими ©1000-
бами пытается увильнуть от наряда: то
он заболест, то у него в семье что-нибудь
произойдет. Словом, товарищ изыскивает
всяческие причины, чтобы не быть в на-

‘ряде. Парторганизация и в этом случае не

приняла рентительных мер.

06 этих недочетах в жизни парторга-
низации следует говорить на отчетном с0-
брании. Надо связать эти частности с
тлавной ‘обязанностью по воспитанию Cco-

ветското военного моряка, жестоко осудить.

и решительно изгнать все, что мешает вы-
полнению этой задачи. Для этого необхо-
димо поднять качество воспиталельной ра-
боты © преподавателями и командирами,

повседневно и индивидуально воспитывать.
их как боевых командиров, волевых, на-

ходчивых и решительных.
Капитан 2-ге ранга Г. ИВАНОВ,

вооруженных сил. В заключение следовало
даль материалы о подготовке торгового фло-
та ко второй империалистической войне.

Е числу недочетов книги следует также
отнести массу опечаток, неточностей, пере-
путанных дат и названий. Скромный ли-
сток с надписью «опечатки» не исчерпы-
вает и одной пятой их числа. Особенно
вольно обращается автор © историческими
датами. У него Ворнилов cremux x Cunony
19 ноября 1853` года (т. о. на следующий
день после Синопского Goa!). Боксерекое
восстание отнесено к 1894 году, ряд фак-
тов из периода обороны Порт-Артура поме-
yen 1905 годом, в 10 время как Порт-
Артур пал в декабре 1904 года, и т. к
Искажены названия судов: «Волык» (вмо-
сто «Вольск»), «Чатан» («Чатам»), «Брен-
зе» («Бремзе»), «Хашгулзе» («Хатцусе»),
«Виме» («Вимс»), «Укелборгя («Vaea-
борг») ит. п. Перепутаны географические
термины: Иоканыеком (вместо Иоканьг-
ском), Гензах (Гензан), Комрах (Камрант)
и пр. Приведены явно неправильные фак-
ты! спасательное судно «Метеор» в Цусим-
ском бою Ho погибло; из крейсеров в иеф-
теналивное судно был достроен не «Ахми-
рал Бутаков», & «Адмирал Спирилюв»; во-
доизмещение бонового cyaua «Barricade»
не 6.900, & 690 тонн ит. д.

Приволя данные о расходе мин во время
войны 1914—1918 тг., Ю. А. Македон
указывает цифру в 247.000 мин, в то вре-
мя как проф, Л. Г. Говчаров и Б. А. Дени-
сов дают общий итог в 310.000 мин.

По мнению автора, «2-я тихоокеанская
эскадра была обнаружена 24 У 1904 r.»,
хотя известно, что это было 14 мая 1905 г.
Не менее странно и такое утверждение, что
японцы выюадили в Чемульпо десант в почь
на 9 февраля 1904 года, «т. е. за три
дня до об’явления войны». Если принять
во внимание, что автор указывает дату
тю новому стилю, то именно 9 февраля и
была об’явлена война.

Bee это снижает качество’ книги.

С, МЕДВЕДИЦКИЙ,

Отличник боевой и политической подготовки краснофлотец Ф. В. Гуськов

за измерением силы’ ветра.

Фото Н. Веринчука.

На далеком посту

руби. Не прошел он и половины пути, как
ураганный ветер швырнул его наземь и
вырвал из рук ведра. Зайцев на слух опре-

Начиналея атрельский день. Bee отчет-
ливей вырисовывались изломанные линии
заснеженных холмов. На сигнально-наблю-

дательный пост, обосновавлтийся Ha BbICO-
ком обрывистом берегу, доносился гул
прибоя.

Вахтенный ситнальщик Гуськов, скинув
тяжельш замндевевиеий тулуп, не отры-
ваясь, глядел на светлеющий горизонт.
Ему показалось, что в морской дали мельк-

делил, куда они покалилиеь, и нашел их.

Другого краснофлогна, ушедшего по воду
в тихую погоду, у проруби застигла nypra
(так быстро меняется на Севере погода).
Вместо своего домика он попал к обрыву,
к месту расположения сигнально`наблюда-
тельного поста. `

Бывает и похуже: порывы игтормовоге
ветра безжалостно хлешут, швыряют сиг-

нула серенькая, еле заметная точка. Сиг-
нальшик прильнул к стереотрубе: в окуля-
ре появился характерный контур глубоко
сидящего судна. Сомнения не было: ‘рыбо-
ловецкий траулер, зарываясь носом в вол-
ну, мелленно шел по направлению к базе.

Сигнальщик прыгнул в траншею, Через
минуту в вахтенном журнале появилась
свежая запись, & по телефонному проводу
уже шло очередное сообщение.

Вскоре Гуськов снова появился на обры-
ве с анемюметром в руке. Под напором вет-
ра мягко заработала проворная вертушка,
закрутилась тонкая стрелка, оточитывая
‚метры. Потом Гуськов определил состояние
моря, быстро составил ‘метеосводку и от-
правил ее по назначению.

То и дело сигнальшик подходил к ете-
реотрубе и оглядывал свинцевую  поверх-
ность моря,

нальцика из стороны в сторону, хотя он
прочно привязан к надежному месту. Трул-
но ему часами смотреть, стоя на своем по-
сту. Но, несмотря на суровые ‚ условия,
бойпьв бдительно несут службу.

На дворе гудит холодный ветер, & в до-
микб уютно и тепло. Любимец обитателей
поста-— пес «Рыжий» мирно дремлет в се-
‘нях. «Рыжий» не бонтея холода. Он акку-
ратно провожает на пост каждую смену
еитнальщиков. И, надо сказать, это самьей
надежный проводник в любую погоду. Его
здесь используют и как рабочую силу: за-
прягалют в маленькие санки и возят дрова.

Суровая обстановка вырабатывает У
бойцов службы наблюдения и связи особо
острую зоркость, воспитывает волю, выное-
ливость и мужество. Охнажды радист стар-
шина 2-Й стальи т. Далевий доложил, что
сорвана антенна и прервана связь. Началь-
ник поста с лвумя радиетами немедленно

‚ Почти каждый день он обозревает это
величественное водное пространство, по ко-
торому идут советские корабли — кургузые
ботики, траулеры, тяжелые транспорты,
юркие миноносцы,  сливающиеея с водой
подводные лодки. Веех их Гуськов узнает
без труда по свойственной каждому кораб-
лю «походке». И нё было случая, чтобы
он ошибся в своих определениях, своевре-
менно не заметил кончика мачты или дымка
на горизонте, д

От места, гле сегодня несет вахту луч-
Wu сигнальщик поста т. Гуськов, начи-
нается узкая ледяная тропинка. Она въетея
по отлогому склону и обрывается в глубо-
Kol ложбине у небольшого деревянного до-
Muka, в котором живет личный состав по-
ста. Вдоль тропинки ровными рядами тя-
нутся невыюокие столбики-9то запаеная
телефонная линия и надежный леер на слу-
чай непогоды. В метель по дороже 063
подобного ориентира пройти невозможно.
Иной раз начальник поста т. Коженов
вынужден привязывать к себе штертом

отправился в трудный путь и прибыл в
месту аварии. Краснофлотец т. Цветков,
прицепив к ногам когти, полез на обледе-
нелую тонкую мачту. Ветер то едва не
сбрасывал его с высоты на землю, то силь-
но прижимал к дрожащей мачте. Враено-
флотец, енко держась на ремнях, продол-
жал взбираться вое выше. Долго и настой-
чиво работали люди в потемках, сращивали
провода, натягивали ‘их на место. Через
некоторое время усталые, но довольные в03-
вращались бойцы домой.

Так в полярные ночи личный состав по-
сть нужественню преодолевает все труд-
ности.

А сегодня стоит светлый день, и никто
не вспоминает, что было вчерз.

Наступает вечер. В комнатах маленького
домика загорается свет, потрескивают дро-
ва в пылающей печке. Краснофлотец Ша-
тунов наигрывает на баяне песню «На
границе тучи ходят хмуро». Боец Матвеев

сигнальщиков и сопровождать их к наблю-
дательному пункту.

..Обитатели поста поднялись в 6 часов.
После обычной физкультурной зарядки каж-
` дый занялся своим делом. Кок Зайцев, гро-
мыхая ведрами, побежал к озеру, располо-

дочитывает «Анну Каренину». Старшина
2-й статьи т. Галкин, ярый шахматист,
энергично атакует своего противника. Тов.
Талкин--чемпион поста по шахматам, орга-
низатор и руководитель турниров. Заняты

женному в полусотне шагов от дверей крас-
нофлотского ‹ общежития. Обязанности
т. Зайцева не слишком сложны, но и они
полны неожиданностей. Частенько ему при-
ходится вступать в единоборство со стихи-
ей. Совсем недавно, котла под напором ме-
тели дрожали стены, кок отправился к про-

своим делом и другие краснофлотцы,
Размеренно и точно течет жизнь на да-
леком посту.

Старший политрук А. ПЕТРОВ.
Северный флот.

кораблей в этом деле. Лучшей формой по-

Помогать командирам
в изучении иностранных языков

Во всех военных училищах и академи-
ях иностранные языки являются обяза-
тельным предметом. На их изучение тра-
тится много времени и средств.

Многие, находясь в учебном заведении,
изучают иностранный язык с большим
успехом и в дальнейшем желают продол-
жать это дело. Но очень часто, попав на
корабль, ‘они не находят необходимых
условий и поддержки для плодотворной ра-
боты. Приобретенные в учебном заведении
знания скоро забываются, и огромные го-
сударственные средства, затраченные на
обучение, пропадалот даром.

В Военно-политической академии им.
Ленина я изучал антлийский язык и 34
время учебы имел по этому предмету толь-
KO отличные оценки. По окончании акаде-
мии решил систематически ‘совершенство-
ваться в знании языка. Предстояло толь-
ко спланировать свое время. Время найтя
Яя смог, но результаты получились далеко
не блестящие.

Несмотря на то, что занимаюсь англий-
ским языком не менее четырех часов в
неделю, я многого не достиг. Освоить ап-
глийский язык без преподавателя чрезвы-
чайно трудно. Нужна регулярная. квали-
фицированная помощь.

Хочу высказать несколько предложений,
как можно былое бы у пас, в Севастополе,
организовать помощь командному составу

Военно-Морского Флота). Консультации
должны проводиться не реже двух раз в
неделю, в дни самостоятельной учебы
командного состава. Практически цпелесо-.
образно ортанизовать дело так: преподава-
тель-консультант имеет лицевой счет на
каждого регулярно консультерующегося
командира. Дает ему задания, проверяет их
выполнение, помогает в практике разго-
ворной речи. Неплохо было бы об’единить
эти консультации с заочными курсами
«ИН-ЯЗ», выписав для желающих коман-
диров нужные уроки (конечно, 32a их
счет).

Мне, „возможно, возразят, что корабли
могут уйти в море, и консультант будет без
дела. Такое возражение неосновательно.
Нужно сделать консультацию настолько
гибкой, чтобы она приспосабливалаеь в

жизни флота. При желании этого лобить-
ся можно.

Помощь командному составу путем ин-
дивидуальной консультации, пожалуй, са-
мый правильный метод. Тут можно учесть
и разный уровень знаний, лучше приспо-
собиться в свободному времени команди-
ра. Ведь индивидуальная консультация
не связывает командира рамками коллек-
THBHBIX занятий.

Знание иностранных языков, причех
знание глубокое, для командира Военно-
Морского Флота — не только насущная
потребность, но и служебная обязанноеть.

Старший политрук Г. ФОМИН.

мощи мне предетавляется индивидуальная
консультация (хотя бы в филиале Дома