=== 12 апреля 1941 г., № 86° (740)

Отчетно = выборная кампания в парторанизациях флота

Партийное бюро
обсуждает тезисы

Па обсуждение тезисов отчетного докла-
ya кроме членов бюро пришли и активи-
ты партийной организации. Секретарь
т. (инебор приступил к чтению тезисов.
Присутствующие внимательно слушают.

В разтеле о помощи партийной органи-
заций командиру в укреплении воинской
шепиплины указано, что некоторые ком-
уунисты още не занимают передовой роли
; борьбе за четкий уставный порядок в
потразлелении, не служат примером в’ вы-
полнении служебных обязанностей. Затем
перечисляются залачи парторганизации в
области укрепления дисциплины. Партий-
нов бюро не удовлетворяется предложен-
пых тезисом,— в нем не обозначены про-
стуки, но указаны фамилии совершив-
ших их. Воммуниеты предлагают’ дать в
grow разделе более четкий анализ рабо-
ты бюро в области борьбы за укрепле-
ие дисциплины, сделать его более само-
Критичных.

У членов партийного бюро, особенно у
активистов, возникают вопроы и при
чтении раздела о руководстве бюро ком-
сомодьекими организациями. ‘Выражения
снедостаточно руководили», «нелостаточ-
но помотали», которыми пестрят тезисы
отчетного доклада, на самом деле при»
крывают весьма ноприглядную картину.

В своих выступлениях активисты при-
волят факты, говорящие о том, что пар-
тяйное бюро и низовые парторганизации
61300 руководят Комбомольскими ортаниза-
циями, не вмешиваются в их жизнь и
лишь изрелка заслущивают доклады ce-
кретарой. Определения «недостаточно»,
«не полностью» из тезисов удаляются и
заменяются более точными формулировка-
ии, отружающими истинную картину.

(/) многом секретарь. партийного бюро
т. (ннебор вовсе не сказал. Например, в
тезисах ие было ничего о бдительности, о
сохрзнении военной тайны. Активисты
напомнили партийному бюро о фактах, ко-
торые имели место. Не было сказано в
тезисах © состоянии печати, © руковод-
стве партийного бюро редколлегиями стен-
ных газет. Коммунисты дополнили также
раздел о работе с начальствующим собта-
BOM.

Обсуждение тезисов отчетного доклада
секретаря бюро ясно показало необходи:
мость систематической работы © активом.
Поправки, внесенные активистами, сдела-
зи отчет более самокритичным,

При распределении обязанностей между

следить за исполнением решений бюро и
собраний. Вскоре после этого в разговоре
с секретарем: т. Хрящевым он сказал: «Мне
хотелось бы выполнять более’ интересную
работу, нежели проверять решения, Хочет-
ся иметь дело © живыми людьми, & не с
буматами».

Секретарь бюро локазал ему, что про-
верка, исполнения -— задача очень ответ-
ственная, чтобы успешно справиться е де-
лом, нужню держать повседневную связь с
коммунистами. От того, как будет органи-
зована проверка, во многом зависит ypo-
вень внутрипартийной жизни. Секретарь
обещал т, Горбенко. повседневно помогать
ему в работе.

fi выполнению своих — обязанностей
т. Горбенко подошел не формально, & вкла-
дывал в дело все овои знания, ‘опыт. Вна-
Tale OH подробно ознакомился с решения-
ий бюро и сббраний, причем выписывал в
тетрадь, что нужно проверить, с кем по-
беседевать. Если он сталкивалея ¢ труд-
ными вопросами, то обраацался к секретарю
партийного бюро или к заместителю коман-
дирь по политической части.

Вскоре т. Горбенко ‘убелилея, что пору-
ченная ему область партийной жизни и
есть та интересная работа, е живыми люль-
ии, 0 которой он говорил в беседе © секре-
тарем бюро.

Тов. Горбенко проверяет не только вы-
полнение рентений партийного бюро и с00-
раний, но и следит 3a тем, ках комму-
нисты осуществляют данные им поруче-
ния, :

Секретарь партийного бюро paccKagbi-
вает:

— Раныие решения бюро и собраний
зачастую не были конкретными, обычно не
указывались ни сроки, ни исполнители. Не-
ретко принимали новую резолюцию B TO
время, KONA предьдутцее решение не бы-
ло выполнено. `Вогда мы выделили чело-
века, ответственного за проверку исполне-
ния, этот недочет был устранен. Сейчаю
решения пинтутея более конкретно. В этом
немалая заслуга т. Горбенко. Бютда выно-
сится то или иное постановление, он все-
гда, требует, чтобы в нем отмечали, кто и
3» что отвечает, сроки исполнения.

№ каждому собралию т. Горбенко гото-
вит материал о выполнении постановления
предыдущего собрания. Секретарь партбю-
ро т. Хрящев докладывает 0б этом комму-
нистам, Так, недавно партийное ‘бюро 0б-

Член партийного бюро

членами партбюро т. Горбенко поручили   В

Г. солоднов.

На линкоре
«Парижская Коммуна»

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. (0т наш. спец.
корр.). На линкоре «Парижекая Коммуна»
состоялось совещание секретарей низовых
партийных организаций и политработни-
‚ ков. Полковой комиссар т. Ёрыкин фаз’-
; яснил, Kak еледует готовиться к собранию;

как подтотовлять материалы для докладов

и тезисы. Он отметил, что нужно отразить

борьбу партийной ортанизации за вышол-
нение решений ХУШ Всесоюзной конфе-

ренции ВЕШ(б), укрепление единоначалия,
дисцинлины, 38 культуру в работе, эко-
номию и бережливость.

— В’этих областях на корабле имеются

‚ дотижения— сказал т. Врыкин,—Но есть

и нехочеты. Отчетно-выборные партийные

собрания должны пройти пол знаком кри-

таки и самокритики, с тем чтобы мобили-
зовать каЖДоГо коммуниста на новые уепе-
хи, Нужно также показать, как KOMMYHH-

CTH осуществляли авангарлную роль, как

поставлена агитация и пропаганда.

Во всех партийных организациях про-
ходят читки инструкции по выборам пал-
тийных органов. Молодые коммунисты зна-
вомятся с техникой выборов.

(тчетно-выборные собрания ‘низовых
партийных организалий начнутся 18 ап-
Dem.

Младший политруи Я. ОСТРОВСКИЙ.

Коммунистам
Вузмиченко и другим предлаталось внима-
тельно ознакомиться, как в боевых ча-
стях организована передача опыта лучших

сужщалое вопрос oO подготовке к собранию
по изучению техники. Бым утвержден план
подготовки, в котором указывалось, какую
работу выполняют члены партбюро, от-
дельные коммунисты. Нужно было не толь-
ко обеспечить передовую роль коммунистов
в овладении механизмами, но и показать
опыт лучших, рассказать о них на собра-
нии, вокрыть причины отставания некото-
рых товарищей. Таж, Старцеву и Ажгину
поручили подготовить материал, как ком-
муниеты одного из полрааделений овладе-

зают техникой; Вутареву и Артемьеву —

узнать, кто и какую читает литературу.
Проказову, Филимонову,

бойцов.
В период подготовки к собранию т. Гор-
бенко систематически контролировал вы-

полнение этими товарищами решений пар-

тийного бюро. Выяснилось, что тт. Кута-
рев и Старцев ничего не ‘сделали, мо-
тивируя это загруженностью основной ра-
ботой. Секретарь вызвал этих товарищей.
Затем вместе с т. Горбенко помог им вы-
полнить партийное поручение.

Так, пункт за пунктом, т. Горбенко по-

вседневно проверял ход подготовки к 605-

ралтию, беседовал с коммунистами, заняты-
ми на ремонте механизмов. Он установил,
что в одной из боевых частей тт. Нови-
ков, Ходырев и Тульский недостаточно ис-
пользуют ремонтные работы для более тща-

тельного изучения боевой техники. Тов.

Горбенко ‘указал им Ha этот недостаток,
пововетовал, как его ‘устранить.
Тщательная подготовка к собранию 0бес-

печила успех; оно прошло по-деловому.
ыстуавшие товарищи воклыми крупней-
шие недостатки: некоторым коммунистам
указаши на недопустимость отетавания в
изучении боевой техники. Собрание наме-
тило конкретные мероприятия, . потребовало
от членов и кандидатов партии образцовой
работы.

Внимательно следит т. Горбенко за вы-
полнением плана работы партийного бюро.
В специальной тетради он ведет учет, кому
и какие даны задания, сроки их испол-
нения. Он сообщает секретарю о том, ка-
кие мероприятия не выполняются, ставит
на ‘бюро вопросы, связанные с проверкой
исюлнения.

Партийное собрание однажды  обсудило
ход социалистического соревнования.
Вскрыли серьезные недостатки. Никто не
интересовался выполнением обязательств,
взятых бойцами.

После партийного собрания т. Горбенко
проверил в пятой боевой части, какие обя-
залельства берут коммуниеть, Kak выпол-
няют их, побеседовал с командирами  от-
делений. После этого т. Горбенко повсе-
дневно наблюдал, как члены и кандидаты
партии выполняют договоры, напоминал им
о том, что они должны показывать пример
беспартийным. В результате все коммуни-
CTH этой боевой части выполнили свои
обязательства.

Партийное собрание обязало всех комму-
нистов изучить решения ХУШ Всесоюзной
партийной конференции и проводить беее-
ды с бойцами по материалам конференции.
Пришла неделя, и т. Горбенко начинает
интересоваться, как коммунисты вышолня-
ют решение, Так, он установил, что т. Мат-
ввев не только, не ведет раз’яснительной
работы е бойцами, но даже не читал pe-
шений партийной конференции. Тов. Мат-
BeéB дал слово исправить свою ошибку.
Через несколько дней т. Горбенко прове-
рил, как т. Матвеев работает над собой.
К этому времени последний уже изучил
доклад тов. Маленкова. Тов. Горбенко по-
интересовался, все ли понял т. Матвеев,
раз’яснил ему некоторые вопросы.

Партийное бюро намечает в апреле за-
слушать коммунистов тт. Немчинова, Туль-
ского и Дробышева о том, как они практи-
чески реализуют решения ХУШ Всесоюзной
партийной конференции. Тов. Горбенко уже
ознакомился с работой т. Немчинова—етар-
шины труппы коменлоров, который треви-
рует молохых бойцов на станке заряжа-
ния. Многие из его краснофлотцев добились
блестящих успехов: тт. Крючков, Димитри-
ев и Еторычев перевыполняют нормативы.
С бойцами т. Немчинов проводит и боль-

Mylo воспитательную работу, раз’яеняел

им вопросы текущей политики. 0 работе

этого старшины т. Горбенко подробно рас-,

оказал секретарю партийного бюро, кото-
рый предложил ему также подробно озна-
комиться ‘© деятельностью остальных To-
варищей.

Партяйное бюро поручило т. Смирнову
провести беселу в своем полравделении по
материалам конференции. Tos. Горбенко
рассказал этому товаришу, на кажие во-
просы следует особенно обратить внимание.
А затем внимательно просмотрел его KOH-
сопекты. Таким же образом он проверил
подготовку т. Пироженко. После этого
т. Торбенко не просто зафиксировал, что
задание выполнено, & поинтересовался,
как прошла беседа, какив задавали во-
просы.

В результате постоянного контроля и
систематической ( проверки исполнения
внутринартийная жизнь в этой ортажиза-
ции бьет ключом. Каждый коммунист име-
ет партийное задание. Бюро хистематиче-
CRU проверяет, как товарищи выполня-
ют поручения,  Воммунисты чувствуют от-
вететвенность за, порученное дело, и в це-

лом вся партийная ортанизация по-иному.

стала относиться к своим решениям.

Тов. Горбенко хобросовестно выполняет
свою обязанность. Он кропотливо изо дня
в лень проверяет, что сделано по тому или
иному решению, помогает коммунистам вы-
полнять данные им поручения.

Политрук С. БАРАНОВ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‘мунисты отмечают это важное
новыми успехами в боевой и полигиче-
ской подготовке,
проведении мероприятий, намеченных по
отчетах и выборах руководящих партий-

На кораблях
и в частях

Полготовка к отчетно-выборным собра-

ниям в парторганизациях Тихоокеанского   В

флота вызвала значительное оживление
всей партийно-политической работы. Вом-
событие

деятельно участвуют в

ных органов,

В организации, где секретарем бюро

т. Санин, разработан подробный план пол-

готовки и проведения собрания. В соста-
влению тезисов отчетного доклала привле-
кались члены бюро и активисты. Секре-
тарь низовой организации т. Павловский
провел беседу 00 авантартной роли ком-
мунистов в боевой и политической подго-
товке, тт. Заборцев и Фролов ознакомили
молодых коммунистов с инструкцией ЦА
BRI(6) о выборах руководящих парторга-
нов.

В организации, где секретарем т. Боро-
дан, заместители командиров, по политиче-
ской части провели в подразделениях
политинформации. Члены бюро тт. Йупарь
и Пугин 0б’яснили коммунистам их за-
дачи по подготовке к отчетно-выборному
собранию.

Подробно рассказал коммунистам кораб-
ля © плане подготовки к собранию секре-
тарь организащии т. Мажсаков. Присут-
ствовавшие на одной из его бесед внесли
иного ценных предложений. План успенено
реализуется. Подготовлены лозунги, диа-
граммы, выпущен специальный номер
стенной газеты. (От наш. корр.).

# *ж *

14 апреля в низовых партийных орга-
низациях линкора «Марат» начинаются
отчетно-выборные собрания. 21 апреля
коммунисты корабля заслушают отчет и
выберут новое бюро. На этих собраниях

‘будут подведены итоги работы партийной
организации, вскрыты недостатки и наме-

чены мероприятия для их устранения.

Зь прошедитий год партийная организа-
ция корабля значительно пополнила ©вои
ряды лучшими людьми — отличниками
боевой и политической подготовки. Так,
в низовой партийной организащии, где ce-
кретарем т. Журавков, в прошлом году
было только три члена партии, а теперь
девять. Все они отличники боевой под-
отовки.

В тезисах отчетного доклада т. Журав-
кова упоминаются фамилии тт. Данилова
и Парамонова, которые хобились высоких
показателей и своим примером увлекают
остальных. Отделения тт. Данилова и Па-
рамонова, -— передовые на корабле. Подчи-
ненные т. Парзмонова уже больше года
пе имеют ни одного взыскания. Эти
командиры отделений отлично изучили
технику. Они много работают с подчинен-
ными, активно участвуют в деятельности
партийной ортанизажии.

Существенную помощь оказало партий-
нов бюро корабля командирам-единоначаль-
никам ‘в руководстве парторганизациями.
Секретарь бюро т. Новиков крепко связан
с командирами, учит их практике парт-
работы. ‘

Партийное бюро провело совешание аж-
тлва, посвященное подготовке к выборам.
Состоялось также заседание бюро, на ко-
тором тщательно обсуждался вопрос © 6©0-
ставлении тезисов. Члены бюро готовили

материалы по отдельным разделам докла-”

да: т. Чернышенко — о работе ©. началь-
ствующим составом, т. Левин — о руко-
водстве комсомолом. Важдый член бюро
привлекал для этой работы партийный
актив.

АтитаторьЕ корабля раз’ясняют инструк-
нию ПВ ВК) о проведении выборов ру-
ководящих партийных органов.

чил составление тезисов отчетного докла-
да. Они будут утверждены на заседании
бюро. Отчетно-выборные собрания на «Ма-
рате» проводятся пох лозунгом мобилиза-
ции личного состава и в первую очередь
коммунистов на отличную ‘подготовку к
решению прелетоящих задач боевой учебы.

’Батальенный комиссар Н. ДОБУШЕВ.

ene en ne enn enn nena een re eer

ИСКУССТВО ТАЛУЖИКСКОГО НАРОДА

Ежегодно в столице нашей чудесной
родины, в Москве, проводятся. декады на-
ционального искусства. Артисты, музыкан-
TH, певцы, танпоры, художники братских
республик демонстрируют блестящие ус-
пехк советского искусства. Великая Ок-
тябрьская социалистическая революция от-

крыма живительный источник, обогалцаю-_

щий нангу страну. все новыми и новыми
талантадеи. В минувшем 1940 г. © огром-
ным усцехом прошла декада бурят-мон-
тольекого искусства. Сегодня начинается
декада тадясикокого искусства.

Во времена царизма невыносимо тяжело
жилось таджикскому народу, порабощен-
ному, бесправному, обреченному на нище-
ту и беокультурье. :

и школ, ни тезтров, ни больниц не
было. В одинетвенной в Таджикистане
русско-туземной игколе, имевшейся тогда,
за обучение одного человека брали 1.816
рублей.

Великая Октябрьская социалистическая
революция возродила таджикский. надол,
озарила ему путь к светлому булушему.
В братской семье народов Советского ^09-
юз& трудящиеся Таджикистана  дружее
плут к сияющим вершинам коммунизма. _
‚ Таджикистан под солнцем Сталинской
Конституции цышно расцвел. Коренные из-
менения произошли‘в этой, некогда тем-
ной и отсталой, стране. Бурно развивают-
ея промышленность, сельское хозяйство,
национальная по форме и социалистиче-
ская по содержанию культура. Навсегда,
покончено с нищетой и бескультурьем.

(Своих огромных побед трудящиеся Тад-
жикистана добились в борьбе за выполне-
ние указаний товарища Сталина, данных
ки 8 марта 1925 г.:

«Работники Таджикистана!

Подымайте культуру своей страньь раз-
вивайте ее хозяйство, помотайте труженни-
кам города и деревни, сплачивайте вокруг
себя всех лучших сынов родины и пока-
жите всему Востоку, что вы являетесь
лучшими потомками своих предков, крепко
державшими в своих руках знамя OCBO-
бождения».

Партия большевиков и советское прави-

тельство, твердо и неуклонно проводя в
жизнь ленинеко-еталинсвую национальную
политику, восстановили и развили на 65-
циалистических основах народное хозяйст-
во Таджикистана. В 1929 г. произошло
преобразование Таджикской автономной ре-
спублики в Союзную Социалистическую
Республику.

В результате успенгного выполнения
сталинских пятилеток рост страны пошел
особенно быстрыми темпами. Изумительны
изменения. в культурной жизни возрож-
денного таджикского народа. Пример
культурного роста Таджикской ССР —
яркая иллюстралия к словам великого
Сталина 0 том, что «.. период диктатуры
пролетариата и строительства’ социализма,
в. СССР есть период расцвета националь-
ных культур, социалистических по содер-
жанию и национальных по форме».

Олинналцать выюлтих учебных заведений,
34 техникума, 2.626 школ. В кишлаках,
тде никогла прежде не знали врачей, пе-
датогов, агрономов, где безраздельно вла-
лычествовали бам, муллы, знахари, дер-
жа налодов темноте и невежестве, теперь
появилась своя, новая, советская интелли-
тенция, насаждающая культуру, прогресс.
700 врачей, свыше 17 тыс. учителей
имеется в Таджикской СОР.

До революции количество грамотных в
Таджикистане не превышало полпроцента,
теперь их свыше 71 проц. В 1937 г. в
школах обучалось более 200 тыс. чело-
век, телерь — 302 тыс. Ни одного по-
лиграфического предприятия но было в
прошлом. Теперь в республике имеется не-
сколько десятков типографий, издаются 82
тазеты и 4 журнала.

Цветет и развивается искусство таджик-
кого народа, музыка, литература и поэ-
зия которого насчитывают, тысячелетнюю
давность. В республике имеется 24 театра.
Предстоящая декада, еще раз покажет, ка-
ких успехов достиг таджикский народ в
области искусства, познажомит советекую
общественность с лучшими образцами на-
шего художественного творчества.

Надо сказать, что таджикская культу-
ра является одной из древнейших в Сред-

ней Азии. Многочисленные старинные пре-.

красные архитектурные памятники, изде-
лия из керамики, каменные барельефы и
чеканные блюда, старинные национальные
инструменты ярко свидетельствуют о том,
что еще в древнейнтие времена, таджикская
культура стояла на высоком уровне. Из

поколения в поколение таджикский народ.

передавал легенды, сказания и  увлека-
тельные песни, созданные неизвестными
певцами и сказителями. Нет такого ки-
шлака, нет такого селения в Таджикиста-
не, где бы не звучала музыка, гле бы не
исполняливь чарующие народные танцы.

Талжикскому народу глубоко свойствен”

на прирожденная любовь к песне, танпу,

слову. Те произведения, которые будут
показаны  таджикским ° Государственным
театром оперы и балета во время декады,
поэтически воспевают прошлое вольнолю-
бивото народа, нередко смело подымавше-
тося против своих угнетателей.

В хекаде примут участие 784 человека.
Это артистьь хор, балет и оркестр таджик-
ского Государственного театра оперы и ба-
лета, коллектив талжикского Академиче-
ского театра драмы, солисты и ансамбли
таджикской Государственной филармонии.

Таджикский Государственный театр опе-
ры и балета покажет оперы: «Восстание
Восэ», музыка заслуженного деятеля ис-
кубств Таджикской ССР С. Балаканяна,

постановка Р. Корох; «Кузнец Вова», му-

зыка C. Баласаняна и Ш, Бабакалопова,
постановк» заслуженного артист» РОФОР
IL. Камервицкого; музыкальное предетавле-
ние «Тюльпан», музыка С. Баласанянз и
Урбах, постановка Саид-Муралова, и пер-
вый таджикекий балет «Две розы» в пос-
тановке орденоносца №. Голейзовското, му-
зыка А. Ленского.

Опера «Восстание Восэ» рисует эпизоты
восстания 1885 г., организованного одним
из народных героев, Либретто этой оперы
принадлежит поэтам Турсун-Задэ и Дехо-
ти. Либрегто оперы «Кузнец Жюва» напи-.
сано поэтом Лахути на сюжет тениальной
поэмы Фирдоуси «Шах-Намэ». В ней по-
вествуется о летендарном прошлом тад-
жикокого народа, о ето беззаветной борь-
бе против жестокого шаха.

Таджикский Академический театр xpa-
мы покажет народно-героическую драму
«Краснопалочники», тратедию, написанную

по мотивам «Шах-Нажэ», «Рустам и Зах-
роб» и «Отелло» Шекспира. В заключе-
ние будет дан большой концерт, в кото-
ром примут участие солисты оперы и Oa-
лета, оркестр национальных инетрументов,
Памирекий этнографический
ансамбль таджикской народной песни и
пляски, детокий самодеятельный ансамбль
Памира, хореотрафический ансамбль.

декаде — этом грандиозном смотре
таджикского искусства. — покажут свои
таланты выросшие из недр народа заслу-
женные артисты Таджикской ССР Фазы-
лова, Галибова, Тураев, Азимова, Исхако-
ва, артистка Бабаева, заслуженный дея-
тель искусетв Таджикской CCP Баласа-
нян, балетмейстер Валамат Зале, молодые
талантливые актеры Халин Таиров, Ахме-
дов, артиеты драмы заслуженные артисты
республики М. Касымов, С. Туйбаева и
многие другие.

Нельзя не упомянуть об’ одном из орга-
низаторов и основателей таджикского опер-
ного. театра--ленинградском артисте Е. A.
Прокофьеве. Много сил он вложил в воени-
тание наших певцов, и сегодня все его
ученики выступят перед строгим зрите-
лем —= советской общественностью.

Плодотворную работу провели  хормей-
стер П. Мирошниченко, главный балетмей-
стер А. Проценко, балетмейстер А. Исла-
мова. Значительно повысил музыкальную
грамотность и культуру ныпих артистов
главный дирижер и заведующий иузыкаль-
ной частью театра Л. Езуфман. i

В дни декады в залах Государственного
музея восточных культур будет развернута
выютавк»  изобразительною = искусства.
Здесь будут показаны более 100 картин,
около тысячи образцов народного творче-
ства — графика, вышивки, керамика, вя-
зачье и т. д. На выставке изобразитель-
ного искусства посетители увилят велико-
тепные образцы творчества Юлдалибека Ба-
ратбекова, Рахмат Алимовз и др.

Декада с новой силой продемонстрирует,
как, воолушевленные идеями коммунизма,
трудящиеся Таджикской Советокой Социз-
листической Республики развивают свое
искусство Ha блало. и счастье своей лю-
бимой родины.

Заслуженный артист Тапиииской CCP
А. МУЛЛОНАНДОВ.

Секретарь бюро т. Новиков уже закон-

ансамбль,

ДНЕВНИК МОРСКОЙ ВОЙНЫ

Бенгази — Салоники

Военные события на берегах Средизем-
ного моря существенно изменили обета-
новку в восточной части этого бассейна.
чем значение этих событий с военно-
морской точки зрения?

Для того чтобы ответить на этот во-
прое, необходимо несколько оглянуться на-
зад. Истекшая зима была исключительно
благоприятной для британских еил, в ча-
стности для британского флота. В октябре
началавь итало-греческая война, и бри-
танские силы, высадившиеся на грече-
ских островах, получили возможность как
бы передвинуть свой правый фланг © во-
стока на запад, греческие базы, в част-
ности на Крите и Ионических островах,
позволили британскому флоту и британ-
ской авиации прочно обосноваться в непо-
средетвенной ‘близости от важнейших
итальяноких баз и коммуникаций.

В начале декабря началось настуиление
английской «армии Нила», увенчавшееся,
kak известно, крупными успехами. Флот
сыграл в этом наступлении исключитель-
но важную роль. Взаимодействие британ-
ских сухопутных и морских сил в борьбе
на ливийеком фронте сказалось и. в том,

—
р

ll

маноких экспедиционных сил в Африку.
Британское командование, видимо,  не-
дооценило такой важный фактор, как по-
явление в зоне Средиземного моря герман-.
ското воздушного кортуса, & затем и гер-
манских бронетанковых соединений, а

Хотя британекий флот, несомненно пре-
восходящий итальянский флот, господетво-
вал в морском пространстве между Европой
и Африкой, тем не менее это в сущности
оставалось условным господством, так как
крупные германские силь, прикрытые пр®-
имушественно авиацией, смогли все же пре-
одолеть это пространство.

Поездка британского министра иностран-
ных дел Идена и начальника британского
генерального ‘штаба генерала Дилла Ha
Ближний Восток в феврале этого года была,
как указал в своей речи Черчилль, пред-
принята, ©, целью дипломатическими сред-
ствами закрепить военные успехи британ-
ских армий и британского флота на Ближ-
нем Востоке. Пока дипломаты вели пере-
говоры в Анкаре и Афинах, Уэйвелл пере-
бросил значительную часть своих войск в
Абиссинию. Удержание ‘столь важной ли-
нии Салоники-—Бенгазя
теперь ` зависело преиму-
щественно от флота,

Роль флота еще боль-
ше усилилась после того,
как выяснилось, что юго-
славекое правительство
Цветковича не намерено
присоединяться к бал-
канскому блоку, создание
которого, очевидно, было
целью поездки Идена н&

Ближний Восток. Обста=

новка тем временем про-
должала  осложняться.

Германские войска всту-

пили в Болгарию 1 мар-

ta. Через 3 недели на

болгаро-греческой и бол-

что флот, сбивая приморский фланг италь-
янцев и облегчая войскам «армии Нила»

ки для того, чтобы и сама армия, заняв
крупные приморские пункты, способетво-
вала перемещению маневренных баз фло-
та Ha запад,

Таким образом, тлавный итог веех эим-
них событий в зоне Средиземного моря за-
ключался в том, что центр тяжести борь-
бы был перемещен из восточного бассейна
в центральный район Средиземного моря.

Реальная выгода всего этого для Анг-
лии была очевилна.

Во-первых, была ликвидирована угроза
Египту, в частности Суэцкому каналу. Kar
известно, наступление армии маршала Гра-
циани осенью прошлого года должно было
по замыслу итальянского командования
привести к захвату долины Нила и к
разрыву едва ли не самой главной арте-
рии Британской империи. Шоеле того как
разгром этой армии дал возможность бри-
танскии войскам. выйти на побережье за-
лива Большой Сирт, утроза Египту от
пала.

Во-вторых, перемещение основных бри-
танских сил на запад позволило им проч-
но обеспечить греческий морской плацхарм,
изолировать итальянскую базу на островах
Додеканеза и подготовить удар’ по италь-
янскому флоту в его базе—Таранто, & 3a-
тем и успешную операцию, получившую
наименование «сражение у мыка Мата-
пан».

В-третьих, над итальянскими коммуни-
кационными линиями отныне навиели
крупные британские воздушные и мор-
ские силы. Иными словами, британское
командование оспаривало у итальянекого
флота коммуникации и операционный рай-
он в ето собственных водах.

В конечном итоге занятие британскими
войсками Бенгази в начале февраля позво-
лило британскому командованию сблизить

свои фланги на wre и севере. Морокое’

пространство между ними — от Салоник
до Бенгази,—казалось; находится под проч-
ным и бдительным господством британско-
го флота. :

Накануне нынешнего наступления армий
генерал-фельдмаршала Листа эти несомнен-
ные преимущества, добытые силой оружия
генералом Уэйвеллом, были частично поте-
ряны в связи с началом переброски гер-

наступление на запах, создавал предпосыл-.

гаро-турецкой границах,
& также на границе Юго-
славии развернулись 4
германские армейские
труппы, Специальная гер-
манекая армейская груп-
па была сосредоточена в Триполитании.
21 марта германские войска взяли Эль-
Агейла, на побережье залива Большой Сирт.
Через несколько дней после этото британз
ские войска сами оставили Бенгази и нача-
ли поспепено отходить обратно назад — Ha
‘восток. Теперь было ясно, что «армия Ни-
ла» разбросана на громадном пространстве
от Абиссинии до Балканских гор. Герман-
ское командование, сделав все выводы из
этого, начало наступление в Северной Аф-
pune. Судя по сообщениям английской печа-
ти, у Дерны английским колоннам был на-
несен чувствительный удар, о чем говорит
тот факт, что впервые за эту кампанию в
Северной Африке англичане потеряли здесь
значительное число пленных, в том числе
трех генералов.

6 апреля германские силы на востоке
перешли в наступление также и. на, своем
левом стратегическом фланте. И тогда ока-
залось, что и на этом фронте находятся
сравнительно небольшие британские силы
под командованием генерала Вильсона,
которые в первые дни в боях не yua-
ствовали. Вся тяжесть борьбы  про-
тив огромных подавляющих сил германских
армий пришлась на греческие и югослав-
ские войска. Результат не замедлил ска-
заться. 8 апреля германские войска взяли
Салоники. Еше раньше в их руках оказа-
‚ лись Фракия и Македония.

Таким образом, на Эгейском море — этом
тыловом морском театре —— создалаеь со-
вершенно новая обстановка. Хотя северный
берег Эгейского моря изрезан горами, там
вс6 Же достаточно площадок для устройства
аэродромов. Затем возникает новая угроза:
в случае если терманским войскам удастся
удержать Салоники, здесь могут появиться
терманские и итальянские подводные лодки.
Значительно облегчается положение мталь-
янской базы на островах Додеканеза. Врит
й другие опорные пункты британских мор-
ских сил в этом районе могут оказаться
под ударом германской авиапии. Антлий-
ский флот, представляющий собой важней-
пвий фактор в восточной части Средиземного
моря, несомненно сыграет значительную
роль в борьбе за, греческий плацдарм. Одна-
ко маневренные возможноети британскоге
флоть существенно суживаются.

Таковы первые результаты военных с0-
бытий в зоне Средиземного моря за истек-
ние 6 дней, i

И. ЕРМАШЕВ.

——ы=—————=.„А//—/:/——

Новый американский линкор

НЬЮ-ЙОРК, 11 апреля. (ТАСС). 9 ап-
Теля на Бруклинской военно-морской вер-
фи закончилось строительство линкора
«Норе Каролина» водоизмещением 35.000
тонн. Это первый американский линкор,
построенный за последние 18 лет. Линкор
«Hope Каролина» был заложен в октяб-
рэ 1937 г, спущен на воду в июне
1940 г. и, повидимому, вступит в строй
в июле этого года — на три месяца ранъ-
ше срока. :

По сообщению американоких газет, лин-
кор вооружен левятью 16-дм. орудиями,
расположенными в трех  трехорудийных
балинях. Мощность бортового залпа равна
10 тоннам стали и взрывчатых веществ.
Линкор имеет еще дополнительную бата-
рею из двадцати 5-дюймовых универсаль-
ных орудий, стреляющих под большим уг-

лом возвышения, На линкоре имеется таж-
же большое количество 12,7-мм пулеме-
тов и зенитных 27,5-мм пушек. Длина
корпуса» линкора — метров, шири-
на-—32 метра.

На линкоре имеется 3 или 4 самолета,
которые поднимаются в воздух при помощи
двух катапульт, установленных нь кормо-
вой палубе. Орудийные башни м палубы
затпищены толстой броней. Толщина бор
товой брони — 16 дюймов, она может
противостоять прямым попаданиям енаря-
дов. Система отсеков и водонепроницаемых
отделений теоретически дает возможность
линкору оставаться в строю, даже если в
него попажет 5 торпед. Противоминные на-
делки ниже ватерлинии уменьшают силу
удара торпед и мин.

Турбины линкор» развивают мощность
в 115 тыс. л. с. Окорость хода линкора—-
27—30 узлов. Экипаж линкора состоит
из 1.500 человек. Ометная стоимость лин-
кора — 70 млн. долларов. По еловам га-
зеты «П. М.», линкор «Норе Каролина»
значительно иошнее английского линейно-
го крейсера «Хууд», хотя и уступает ему
по своим размерам.

ПАРАШЮТНЫЕ ОТРЯДЫ В ГОЛЛАНДСКОЙ ИНДИИ

ШАНХАЙ, 11 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает заявление главнокоман-
дующего войсками Голландекой Индии 0
том, что в армии Голландской Индии были
проведены пробные операции парашютных
десантов. Окончательных выводов в этой
области еще не сделано, так как для созда-
ния дивизии парашютистов требуются ве-
которые материалы, которыо   могут быть

закуплены только за границей, скорей всего
в США. По заявлению главнокоманлующе-
го, предприятия военной промышленности
Голландской Индии работают успешно, 050-
бенно в области производства мортир. Как
только будет получено соответствующее
оборудование, будет начато серийное произ-
водство мортир. В Семаранге собран пер-
вый самолет типа «Спитфайр».