Тихоокеанский флот. Перед выходом в море.

КРАСНЫЙ

Фото Н. Веринчука.

НА ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

Сторожевые калера подразделения ка-
питан-лейтенанта Дельнива» учаслвовахи
в тактическом учении —- отражении
‘удара противника по военно-морской
базе. Ночью калера заняли линию дозо-
ра на ближних подотупах к
стоянке кораблей. Сторожевой  квалер
лейтенанта Киберева стал у бонового
заграждения. Корабль старшего  лейте-
Houta Ефременко` лег в дрейф около
военной гавани. По своим местам разои-
лись все остальные корабли.

Большинетво командиров сторожевых
катеров имело сравнительно ‘нобольнюй
сть несения дозорной службы. Готовясь
х учению, они, естественню, испытывали:
необходимость послушать доклад  опыт-
ного офицера о ночных боях дозор-
вых кораблей. Мог ли штаб организо-
Rath такое занятие в порядке офицер-
ской учебы? Безусловно, мог, ибо в 0-
единении, на стороне которого участво-
вали в учении сторожевые катера, на-
котилея 38 годы войны богатейший опыт
дозорной елужбы. Вакую бы неоценимую
пользу молодым офицерам принес раз-
бор одной поучительной операции! В со-
жалению, игтаб ограничилея  ознакомле-
нием офицеров с содержанием учения и
простейшими элементами дозорной служ-
бы.

Учение началось. Уверенно и грамот-
но действовал командир дозорного о
ля старший лейтенант Ефременко.. -
вильно организовав службу наблюдения,
он своевременно обнаружил торпедные
катера «противника». «Неприятель» пы-
талея прорваться в якорной стоянке ко-
раблей. Тортедные катера шли во свет-
ze стороны горизонта. Ефременко не-
замедтительно  опозеетил  отоявитие на
‚рейде корабли о появлении . «противни-
Ка», дал ход и окрымея на темном фо-
we берега. Идя контркурсом, он открыл
о торпедным  катерам пиквальный ap-
тиллерийекий огонь. С. уменьшением ди-
станции в бой вступили  пулеметчики,
Артиялеристы развили наивысивую ©ко-
рострельность. Маневрируя,  дозорный
корабль лег на параллельный курс
с торшедными катерами и вет п ним
огонь из веех своих пушек и пулеметов.

Старший лейтенант Ефременко умело
сочетат маневр с огнем. Торпедные хка-
тера «противника» длительное время
находилиеь под огневым воздействием до-
зорного корабля. Командир его успежно
выполнил ©вою задачу: он своевремен-
но обнаружил «противника», быетро сто-
вестил о его появлении стоявшие на
рейде корабли и, насколько возможно,
оковал действия «неприятеля» боем.

Возникла необходимость срочно пере-
даль донесение, но на сторожевом катере
не было радиостанции; перед учением
ee сдали в ремонт. Старший лейтенант

якорной =

‚ <
От корреспондента
«Красного Флота».

<

Ефременко принял решение установить
связь с ближайшим  береговым постом
СНиС и через него связаться со пегабом.
Однако здесь командира постигла неуда-
ча. Сипнальщиюи берегового поста сна-
чата вообще но отвечали на запросы ка-
тера, а потом сообщили, что они заняты
другим делом и не мегут держать связь.
с катером. Взаимодействие не ©06тоя-
лось...

Утром сигнальшики доложили коман-
диру катера о появлении самолета «про-
тивника». Разведчик шел на большой
ЕЫСоте, еле заметный в предрасевотной
дымке. Ефременко быстро изготовил ко-

рабль к отражению воздушной атаки.
Вокоре появилась «неприятельская»
авиация. Маневрируя, позорный катер

усатештно отразкал атаки самолетов.

По-иному протекали действия  сторо-
жевого катера, которым командует хей-
тенант Киберев. Он лежал в дрейфе у
боновых заграждений. На рассвете сиг-
нальщик Копко сначала по шуму, а по-
том по бурунам обнаружил торпедные
катера «противника». Как только они
вошли в зону досягаемости катерного
отня, кормовая пушка открыла стрель-
бу. Лейтенант Виберев, оповестив pane-
той стоявигие на рейде корабли о появле-
нии «противника», по радио доложил в
таб о положении на участке дозора,
Торпедные катера уничтожили  боновые
заграждения и повернули на обратный
куре. Дозорный корабль Ben m9 ним
отонь, стоя у бочки.

Через несколько минут дозорный xa-
тер, стоявший мористее, ракетой дал
знать о приближении ударной группы
торпедных калеров «противника». Фей-
тенант Киберев пристрелял наиболее зе-
роятные меета прорыва вражеских кате.
ров через боновые заграждения. Когда
ударная группа «противника» вошла в
зону отня, сторожевой катер начал стре-
лять настолько метко, что посредник сра-

3уУ же вывел ‘из боя два «вражеслих»
торпедных катера.
Вокоре появились «неприятельские»

жиноносцы. Лейтенант Киберев во-время
обнаружил их и донев в штаб, Над морем
загудели моторы «вражеских». самолетов.
Бомандир дозорного катера, не сходя с
места, продолжат доносить по радио в
штаб о действиях «противника». Экипаж
катера вел артиллерийский и пулеметный
отонь по самолетам.

Учение принесло личному состазу до-
зорных кораблей огромную пользу. Тре-
нировка сигнальщиков в наблюдении, ра-

_Капитан-лейтенант Дельник ушел в

нные возможности

дистов в налаживании связи с корабля-
ми, артиллеристов в отрельбах ночью на
вочке, несомненно; значительно повысила
практические навыки экипажей. Воман-
диры сторожевых катеров, помимо на-
копления опыта лозорной службы, полу-
чити возможность выявить недостатки в
боевой подготовке своих экипажей,

У командиров сторожевых кораблей
после учения осталоеь много неясных
вопросов. Лейтенант  Виберев не знал,
правильно ли он постужил, не оходя с
места на протяжении всего учения. He
MOT ли стоящий дозорный катер послу-
жить мишенью для артиллерийского ог-
ня миноносцев, торпедных калеров или
для штурмового удара вражеской авиа-
ции? Не следовало. ли ему отойти от
бочки и маневрировать? Вак действовали
корабли подлержки дозора? Словом, у
молодого офицера было много вопросов,
требующих разрешения. Он, естественно,
с нетерпением ждал разбора учения, ‘тем
более, что на предварительном проигры-
ше он не присутетвовал, так как вышох-
нял срочное задание в мофе.

Были неразрешенные вопросы и У
crapiero лейтенанта Ефременко: Во spe-
мя войны дозорным кораблями неодно-
кратно приходилось взаимодействовать в
береговыми постами. Учение показало,
что береговой пост СНиС не’ готов Е
Этому взаимодействию. Ефременко хотел
серьезно поговорить об этом на разборе.
И другие офицеры также набросали в
своих блокнотах замечания,  мыечи,
предложения, выводы.

Но напраоно офицеры ждали разбора
учения. Прошел день, другой, третий.
07-
пуск. Прошло еще 12 дней. Часть вате-
ров уже покинула базу, & разбор так
и не состоялся.

_ A каким серьезным оредетвом с даль-
нейшего совершенствования мастерство
молодых офицеров мог стать деловой,
всесторонний р&збор этого учения! №1-
вое обсуждение возниклтих в ходе разбо-
ра вопросов отимулировало бы проявле-
ние творческой инициативы. Авторитет-
ная оценка старшими офицерами  дей-
ствий командиров дозорных ‘кораблей по-
могла бы изжить недостатки, ознако-
миться © наилучшими тактическими
приемами. Разбор дал бы возможноеть_
сделаль достоянием Beex офицеров гра-
мотные решения и действия отдельных
хомандиров дозорных катеров. Однако
эти возможности не были использованы.

Видимо, в подравлелении до сих пор
не поняли, что учение без разбора —-
незаконченное учение. Подведение  ито-
гов — необходимое условие дальнейше-
го совершенствования офицерских  кад-
ров.

Лейтенант Н. БАДЕЕВ,

Четвертые всефлотские шлюпочные гонки

СЕВАСТОПОЛЬ, 2 октября. (По теле-
графу от норр. «Красного Флота»). Борь-
ба за первенство на всефлотеких шлю-
почных гонках продолжается с большим
напряжением. Вчера был дан старт про-
стым классным гонкам на 40 кабельто-
вых. На прохождение линии старта дает-
ся пять минут, и судья засекает врема
каждой шлюшки. Восемь шлюпою одна 3a
другой выполняют маневр. Время уже
вып, & шиюлка Тихоокеанского флота
из успела подойти к старту. По решению
судейской коллегии она снимается с этих
гонок.

Семь шестерок направляются к первой
брандвахте делать петлю. Ветер — сла-
бый, и шлюшки чуть заметно движутся
вперед. Вначале они идут кучно. Но вот
шестерка выузов лейтенанта Чеботарева,
попав в полосу ветра, вырвалась вперед.
Велед за ней выходит, шлюшка черномор-
цезв. Почти одновременно 0бе шлюпки.
подходят к брандвахте, но вмузовцы пер-
выми делают поворот и отрываются. Ва-
жется, что их уже не удается ornare.
Однако, умело лавируя, черноморцы кру-
то обходят брандвахту и обтоняют вму-
зовцев. До финиша осталось несколько
кабельтовых, когда наступил полный
штиль. Беспомощно полошутся паруса.
Шлюпви стоят рядом, и появляется уг-
роза навала одной на другую. Успех ре-
шает знание парусного дела, и в этом
можно позавидовать командиру шлюпки
вмузов Чеботареву. Чуть подул легкий

бриз, и его шестерка быстро уходит к
последней брандвахте. Командир пилки
черноморцев Подсиорин повторяет маневр
и догоняет вмувовцев, Исход. соревнова-
ний рептает последний поворот. Чеботарев
делает его первым и уверенно проходит
линию финиша, Шлюцка черноморцез за-
нимает второе место.

Упорная борьба разыгралась и между
остальными шестерками. Третьими фини-
шируют амурцы,  четвертыми — северо-
морцы. Вторая шлютка вмузов и каспий-
цы сняты с гонок за нарушение правил.
Первая — села на камни, вторая — нА-
валила, на бочку. :

Затем были разыграны гонки на 10 ка-
бельтовькх для всех групи. По первой груп-
пе победили черноморцы. пройдя дистан-
цию за 11 мин. 58 сек. На 4 севунды
позже пришли тихоокеанцы, ‘третьими —
амурцы и последней — команда вмузов.

В соревнованиях по второй группе
лучшее время — 12 мин. 02 сек. — mo-
казали каспийцы, второе место заняли се-
вероморцы, затем пропли линию финипта
тихоокеанцы и команда вмузов. По
третьей группе! первыми закончили гонку
0бе шестерки Черноморского флота с ре-
зультатом 12 мин, 9 бек. и 12 мин. 24
сек.

Напряженная борьба происходила в
гонках на 40. кабельтовых без рулей.
Здесь первенство одержали черноморцы.

Второе место заняла шестерка вмузов,
третье — каспийцы и четвертое — амур-
цы. Команды гребцов Северного и Тихо-.
океанского флотов сняты с гонок за на-
валы.

Дается старт гребных гонок на 10 ка-
бельтовых для всех групп. Снова разго-
рается напряженная борьба. Шестерки
стремятея оторваться друг от друга хо-
тя бы на корпус, полкорпуса. В первой
группе победу завоевывает шестерка чер-
номорцев под командованием т. Подеио-
рина. Ве время — 12 мин. 5 секунд. На
втором месте — тихоокеанцы под коман-
дованием лейтенанта Спескова, на тре-
TheM — шлюпка амурцев капитан-лейте-
нанта Хуршулова и на четвертом —
команда вмузов.

По второй группе первенство завоева-
ла шлюпка черноморцев лейтенанта 3а-
курдаева. Ее время—12 мин: 11 сек.. Вто-
poe Mecro заняли тихоокеанцы (командир
люки старший лейтенант Лаховзкий),
Третьими финишировали  сезероморцы
(командир шлюпки старшяй лейтенант
Лившиц). Затем балтийцы.

В третьей группе первое место заняла
шлюпка тихоокеанцев лейтенанта Б201-
ского, пройдя дистанцию за 12 мин.
11 сек. Второе и третье места остались
за черноморцами — лейтенантами Гузен-
ко и Чернышевым. Шестерка северомор-
цев была снята за столкновение и непра-
вильную пересечку курса.

Ф.О. Т

Позавчера началея новый очередной
учебный год в высших, военно-морских
учебных заведениях. Свыше двух десят-
ков училищ приняли в @з0и етены чыея-
UH юношей, ройтивиих посвятить свою
жизнь службе на флоте, Вак всегда, они с
волнением ванали в первый день свои ме-
ета в вудиториях и классах. Мнотие из
этих молюдых медей совсем недавнюю шле-
чом к плечу © бывалыми воинами сража-
лись с ‘вратом. Их подвигами, умножена
слава флота; слава русского оружия. С0-
ветекое поколение пурсантов-моряков ока-
залось достойным традиций своих героя-
ческих предков. На ютромном › советеко-
терманоком фронте немного было таких
участков, где не сражались питомцы на-
них флотских училищ, курсанты младигих
и старших курсов,

В напряженные дни обороны Ленин-
града роты и батальоны училищ имени
Фрунзе, имени Дзержинского, Buremero
инженерно-строительного дрались на 68-
мых ответетвевных направлениях. Стой-
костью и храбростью моряки-куреанты
завоввали себе шочет и уважение воинов
Явнинградекото ‘фронта.

Немеркнущей славой нокрыли своя вна-
мена курсанты училища береговой obopo-
‚ны и Черноморокото училища. Они дор-
жали оборону на Мекензиевых горах,
‘грудью прикрывая подступы в Севастото-
лю, дрались под Ростовом. Батальоны
курсантов стали ядром первых бригад
морекой пехоты на юге.

Тысячи курсантов и младших и стар-
ших курсов наших училищ своими глаза-
ми видели новую чехниюу, которую полу-
зил флот в период войны, видели, как
рождались в боях новые таклические
приемы использования оружия флота, как
экоплоатировалиеь совершенные боевые:
механизмы, Это имеет огромное значение
для Всего дальнейшего ‘обучения. Тажие
курсанты легче и быстрее воспринималот
теоретические нолозкения, ибо. многое они
видели во время боев и летней практики.
Но, соответетвенно, такие курсанты
пред’являют повышенные требования к
своим учителям. Они видели, как много
нового теперь на кораблях, как общиярны
должны быть знания офицера.

Чтобы удовлетворить эти требования,
итти в ногу с техникой и тактикой флота,
преподаватель обязан насьищаль свои лек-
ции тем новым, что показала и выдвинута
война. an

Руководители и профессорско-прелюда-
вательский состав большинства наших
училищ в значительной мере учли это.
После совещания, совванного Управле-
нием вмузов, были пересмотрены  про-
граммы преподавания ряда предметов оне-
циального и общеобравовательного цик-
ла. В этом первом поеле войны ‘учебном
году они обогащены многими интересны-
ми положенияхй, резко отличающимися
от тех, по которые учили курсантов даже
в пронетом` году.

Прежде всего новые программы шреду-
сматривают глубокое изучение материаль-
ной части оружия, поступившего на флот
в период войны. В примеру, курсанты
Высшего военно-морского, ордена Ленина
Краснознаменного училита им. Фрунзе в
этом учебном году услышиат немало инте-
ресных лекций о новых средетвах обнару-
жения, рожденных второй мировой вой-
ной, о методах боевого использования ра-
диолокаторов в. борьбе на море,

Много нового’ дала война в области
противолодочной обороны и действий
боевых средств флота на коммуникациях.

Каждая война оставляет после cobs
значительное число инвалидов и увеч-
ных. Тяжела была участь этих потеряв-
ших трудоспособноеть людей в старой,
дореволюционной России. Лишенные ма-
териальной и лечебной помощи,  предо-
ставленные самим еебе, многие из них
злачили нищенокое существование, до
конца дней не могли восстановить свое
здоровье,

Инвалиды Великой Отечественной вой-
ны He знают. этого чуветва  заброшенно-
сти. Советское государство окружает их
отеческой заботой, создавая условия для
жизни без нужды, для необходимого: от-
дыха и лечения. «Мы честно выполним
налпи великие обязанности перед инвали-
дами войны, перед осиротевшими семь-
ями». Это заявление тов. В. М. Молотова,
подкрепляется широкими  государотвен-
пыми мероприятиями по материальному
обеспечению и медицинскому обелужива-
нию увечных. воинов

Огромное значение имеет лечебная по-
мощь инвалидам, Как  попазьвалт дан-
ные врачебных комиссий, до 65 процен-
тов всех инвалидов Отечественной. войны
нуждаются в лечении, главным образом
стационарном и поликлиническом. Чтобы
удовлетворить эти насущные  потребно-
сти, в стране создается фазветвленная
сеть специальных медициноких учрежде-
ний. Организованы крупные областные го-
питали для лечения инвалидов с тремя
основными отделениями хирургическим,
ортопедическим и терапевтическим. Важ-
WB такой госпиталь, располагая поли-
клиникой, является центром, руководя-
щим всеми видами лечебной помощи ин-
валидам в области. Кроме того форми-
руютея специальные  протезно-ортопеди-
ческие госпитали, & также больницы и
опорные пункты восстановительной хи-
рургии, В Татарокой ‹ АССР, например,
развернуто 11 таких опорных пунктов при
можрайонных больницах.

Лучшие силы советской медицинской
науки мобилизованы для оказания номо-
щи инвалида, для разрешения проблем
быстрейшего’ возвращения к труду ране-
ных и больных воинов. Особенно плодот-
ворно работают в области лечения мозго-

На выставке, организованной для участ-
ников Всесоюзного совещания руководя-
щих работников промышленных предприя-
poe Наркомата речного sora, KoTapoe
проходит сейчас в Москве, демонстрируют-
a новые изобретения ‘речников. Большой

интерес представляет шлем водолаза, из-

8 октября 1945 г., сре

Применение новых технических средств
в ряде областей изменило тактику проти-

володочной обороны. Естественно, чт0`

булущие офицеры флота не смогут х0-
рошо выполнять свои обязанности, если
они не будут знать этих новшеств. Имен-
но поэтому программы соответствующего
раздела тактики в этом году существен-
но отличаются от всех предшествующих.
Они предусматривают серьезное. изучение
прове`енных в боях нь коммуникациях
методов борыбы © подводными лодками.
Новым шо существу является раздел 0
тактике действий подводных ° лодок Ha
мелководье. и борьбе, с ними в таких
районах. Этот раздел продиктован опытом
последних лет второй мировой войны,
когда на ряде морских театров началось
довольно птирокое использование подвод-
ных лодок в районах с малыми  глуой-
нами.

Артиллеристы Краснознаменного ‚ Бал-
тийского, Черноморекого и Северного
флотов проявили зв годы войны немало
изобретательности, творческой выдумки,
инициативы в использовании воего офу-
жля. В ожесточенных дуэлях с вражески-
ми береговыми батареями, в боях с кораб-
лями рождались новые ‘методы отрельбы.
Они еще не все досконально изучены.
Однако в программы включены те методы
артиллерийской и торпедной стрельбы, во-
торые прошли и теоретическую и практи-
чесвую проверки. Большие изменения
внесены в программы, которые знакомят
курсантов е новым в тактике действий на
коммуникациях. Методы конвоирования,
применявитиеся во второй мировой войне,
действия подводных лодок, военно-воз-
душных сил и особенно
флота на коммуникациях займут в этом
году значительное место среди ‘лекций так-
тического цикла.

Но война внесла немало нового He
только в технику и тактику. Много прин-
цициальных открытий сделано в приклад-
ных науках, в частности в физике. Эти
открытия также должны быть известны
налним курсантам. их следует учитывать
при чтении общеобразовательных дисции-
лин. К сожалению, обогащение программ
общенаучного цикла идет медленнее, чем
тактических. Правда, кафедрь физики
училища имени Фрунзе (начальник тюд-
полковник Розовокий) разработала проект
программы изучения атомной энергии, но
это явление, к сожалению, единичное.
Впереди дальнейшее обогащение программ
тем новым, что внесла война в технику,
тактику и науку.

Но включением в программы новых тем,
проликтованных войной, проблема тодго-
товки офицерских кадров с учетом опыта
закончившейся второй мировой войны и
требований растущего флота не решается,
Главное в том, чтобы обеспечить хорошее
усвоение этого нового курсантами, дать

им практические назыки окоттоатаний.

боевой техники и оружия. Для этото необ-
ходимо прежде всего; чтобы сами препо-
даватели по-настоящему тлубоко освоили
опыт второй мировой войны. Изучение
опыта войны постоянным составом учили-
ща — основное условие успеха полготов-
5и и воспитания офицеров в соответетвии
в требованиями совериненствующегоея и
растущего советекото флота. Освоение
опыта войны позволят профессорско-пре-
подавательскому составу непрерывно со-
верттенствовать методику преподавания,
обогащать лекции, теоретические и прак-
тические занятия новым содержанием, де-
лать их более интересными, поучительны-
ми, запоминающимися. Освоение отыта

вых ранений нейрохирурги во главе с
академиком Н. Н. Бурденко. Наряду 6
коллективом нейрохирургического инети-
тута выдающихея достижений  добялись
институт травматологии и ортопедии, ин-
ститут офтальмологии имени Гельмголь-
ца, инстит: туберкулезный и поихиат-
рический. Одновременно с этими централь-
ными научно-исследовательскими учреж-
дениями открываются институты травма-
тологии, ортопедии и физиотерапии в
Минеке, Баку, Риге, Тбилиси, Саратове,
Тапткенте, Иркутеке и Томске. Эти ин-
ституты призваны оказывать высококва-
лифицированную консультацию инвали-
Jam и осуществлять постоянное научно-
методическое руководство лечебной рабо-
той на местах.  В Горьком создается Ho-
вый институт воестановительной хирур-
гии и ортопедии.

Все рассчитано на то, чтобы охватить

‚длительным, серьезным лечением пгиро-

кие групы инвалидов войны, возвратить
максимально большему  чиелу их утра-
ченную  трудоспособность. Й во время
войны помощь раненым у чае не. закан-
чивалась после заживления ран, Врачи и
научные работники настойчиво добива-
лись полного мли частичного восстанозв-
ления утерянных ранеными ` функций.
Теперь, по окончании войны, эта работа
рт еще более широкие маспгта-
ы. :

Большое внимание уделяется восстано-
вительной хирургии, возвращающей ин-
валидам движения в парализованных и
пораженных конечностях и других чле-
нах. Многие врачи и целые лечебные
учреждения достигли серьезных резуль-
татов. В этом отношении весьма показа-
тельна травтяка Свердловокого института
восставовительной хирургии, травмато-
логии и ортопедии.

За полтора года в этой здравнице для
инвалидов Отечественной войны лечилось
около пяти тысяч человек. 75 процентов
из них благодаря успешному примене-
нию новейших методов лечения  возвра-
щено в труду. Достаточно привеети один
пример, чтобы убедиться, сколько твор-
ческой энергии, инициативы, терпения
зкладывают врачи в свое трудное и ‚бла-,

готовленный челябинским заводом Нарком-
химирома. Он изготовлен из особого соста-
ва-плексиглаза — и имеет много преиму-
ществ перед существующими ‘медными
шлемами, .
Новый шлем не боится воздействия неф-
тепродуктов, огня, обладает высокой проч-

‚комство курсантов

зовия, не юкавывалаеь достаточная

ее ре

НОВЫЙ ШЛЕМ ДЛЯ ВОДОЛАЗОВ

{

да. № 233 (2108)

Опыт Отечественной войны —
основу учебы курс

AHTOB

угой стороны, позволит внести
еще большую стройность и igi  в
программы, луче  узязывать работу
‘смежных кафедр, окажем, тактики и ору»
жия, общенаучных со специальными,

Увязка фаботы смежных кафедр —
процесе непрерывный. Его чадо вести в
течение всего учебного года, Каждое нов-
шество, внесенное на основе изучения
отыта войны в программу из одной кал
федре, должно быть известно всем кафед-
рам. Это даст последним возможность
своевременно ставить вопрос об улучшен

их программ.

by the Arche условием дальнейшего
улучшения качества подготовки офицер“
ских кадров является практическое знал
с новой техникой и
тактикой. Одной летней практики, как по+
вазал опыт, недостаточно. Не менышее
значение имеет работа курсантов в кабич
нетах и лабораториях. А вот этому участ
ху внимание уделяется далеко ‘не везде,
Хотя оборудование для новых кабинетов
я лабораторий выделено давно, ряд иабо-
раторий, натример, в училищах им. Фрун+
зе и ми. Доержинекого, к началу учебного
тода тотовы не были. Для одних не подч
тотовлены полностью помещения, для дру=
тих нехватает чаюти оборудования. Инога
да есть м то и другое, но нет кадров мон
тазжниюов.

Чтобы опыт войны был действительно
основой подготовки вовых офицерских
кадров, следует re рентать эти зада-
чи. Одновременно кафедры наших учили
должны с первого дня новото года орга
низоваль широкую научно -исследователь<
скую г`аботу. Наряду с методическими
вопросами следует регулярно ставить до+
клады о всем том новом, ‘что становитея
известным в области техники и примене»
ния этой техники на флоте. Преподава

войны, © др

‚тель будет учить курсантов новому по-на+

стоящему только тогда, когда он сам не
прерывно учится, обогалцает свои знания»
Повышение квалификации  преподавалте-
лей важнейшая задача кафедр. В прош
лые годы она решалась далеко ‘не удов-
летворительно. Преподавателей, работаю-
щих над диссертациями для получения
ученых званий и степеней, было слишком
мало, мм не создавались необходимые ус-
мощь. Эти недостатки необходимо быстро
исправить.

Расширение масштабов и размаха наз
учной работы, изучение преподавателями
опьгга войны позволит училищам быстрее
решить насущнейщую проблему — созда-
ние новых учебников, в которых бы учи-
тывалея оныт войны. Пока в этой области
успехи явно недостаточны. По ряду важ-
ных предметов, например, по военно-10р-
ежой истории, -средствам обнаружения и
т. д. нет не только хоролиих ‘учебниеов,
но даже и подробно и хорошо записанных
лекций. В этой области новый учебный
год должен принести перелом. К состав-
лению учебников следует привлечь болео
птирокий круг авторов, в частноети офи-
церов центральных управлений, штабов
флотов, принимавших участие в боях,
Пора ускорить самое издание учебников.
Сейчае нередко явление, когда натисан-
ный труд в течение 2—3 лет редактирует:
ся и печатается. Естественно, что он 35
это время в какой-то степени теряет свою
ценность. Слишком долго лежат в типо-
графиях и подготовленные к печати pa-
боты. Давно лежит труд инженер-капита-

на 1 ранга Белоброва, учебник <«