“Ррунюплазаль в осенние

Бей у японской казармы

\От корреспондента «Красного Флота»

На корабль из госмиталя возвралцают-
ея моряки, вылечившиеся после ранений.
В кругу товарищей, дополняя друг друга,
они вопоминают подробности недавних
боев с японскими империалистами. И ча-
ще всего моряки рассказывают 06 оже-
сточенной схватке пяти моряков с боль-
шой группой японцев, засевших в ка-
менной казарме в городе Фуюань.

Пять смельчаков, возглавляемых стар-
шиной 1 етальи Голубковым, высади-
лись с корабля вместе с десантом. Голуб-
хов дал задание прочесать улицу, очи-
отить дома от засевших там японских
солдат и офицеров. Выслушав приказа-
ние командира, коммунист Петр Потков,
комсомольцы Николай Патрушев, Михаил
Тюрин, Николай Землин и молодой
краснофлотец Макар Пузанов начали
действовать.

В одном доме японцев He оказалось, в
лоугом и третьем — тоже. Моряки за-
lin в четвертый.

-— Eers военные? — спросил Поп-

— Никого нет, — ответила хозяйка.
Но от зоркого глаза краснофлотца не уе-
кользнуло отверстие в полу.

„Когда. подняли доски, там обнаружили
группу енратавшихея японоких солдат.
Они пытались оказать сопротивление.
Попков. бросил туда гранату. Японцы на-
чали отетреливалься. Враснофлотец бро-
сил ещё одну гранату, и все утихло.

. He задерживаясь, моряки пошли
дальше. На пути была большая каменная
казарма. _

_ Опытный моряк, прослуживший 12
лет на флотилии, Петр Попков знал, что
здесь надо действовать решительно, но в
то же время осторожно. Он расставил
краснофлотцев вокруг здания, а сам
смёло распахнул тверь казармы. В пер-
вой комнате никого не было. Попков хо-
тел было пойти зв другую комнату, но
предварительно оглянулся. Из окна в He-
скольких шагах от него высунулея япо-
нец с винтовкой. Разхалея выстрел.
Японская пуля царашнула его по руке и
груди. Но Попков не растерялся. Метвим
выстрелом он прикончил самурая.

Когда краснофлотец открыл дверь в
следующую комнату, он увидел, как от-
туда в окна прыгают японские солдаты и
офицеры. Вокруг здания была густая зе-
лень, и японцы пытались укрытьея B
ней. Но не зря Попков выставил засаду:
краснофлотцы завязали бой.

Из одного куста неистово бил япон-
ский пулемет. Влруг он сразу умолк. Это.
старший краснофлотец Патрушев убил
пулеметчика. Николай Патрушев момен-

тально подекочия в пулемету и из него
же открыл обонь по врагу.

Бой все усиливалея. Вругом шла бес-
прерывная стрельба, раздавались взрывы
гранат. Горстка амуреких моряков хра-
бро сражалась с большой грушпой яшон-
цев. Каждый из краснофлотцев прояв-
лял чудеса отваги.

Хорошо замаскировавикись, непрерыв-
но вел огонь комсомолец Михаил Тюрин.
Выбрав момент, он перебежал в новое
место, поближе к японцам, чтобы навеф-
Haka уничтожать врага.

В жаркой схватке Тюрин был смер-
тельно ранен. Молодой мофяк приник Е
земле. =

В другом мебте оказались неподалеку
друг от друга японский офицер и моло-
дой краснофлотец Землин. 19-летний
юноша, вступивший перед самой войной
с Японией в комсомол, храбро дралея ©
врагом. В схватке Землин получил ране-
ние, но все же вместе с` подоспевшим TO-
варищем уничтожил матерого самурая.

Проньло уже немало времени, а бой все
не утихал. Японцы ожесточенно сопро-
тивлялиеь, В казарме подоспели краено-
армейцы, чаще застрекотали автоматы.

Раненный в голову, лежал у трофейно-
го пулемета комсомолец Патрушев. On
собрал последние силы, вынул гранату,
готовясь бросить ее в врага. Но сердце
остановилось, и закрылиеь глаза моряка.
Граната осталась в его руке. Неподалеку
от Патрушева лежал Михаил Тюрин. Й
вхруг к мертвым телам подбежал японевий
офицер; маленький, кривоногий, он был
похож на жабу, вставшую на задние ла-
пы. Выхватив саблю, японец стал рубить
мертвых моряков.

Советских бойцов, видевших это нох-
лое злодеяние, охватила жгучая  нена-
висеть, со веех сторон раздалиев выстре-
лы, и самурай не сделал больше ни од-
ного шага.

Бой у казармы закончилея полным раз-
громом всей группы японцев.

жит

Отгремели боя. Победоноено заверши-
лась налиа война в японскими империали-
стами. Но навсегда останется в памяти
этот яркий эпизод. Комсомольцы Патру-
шев и Тюрин, погибшие в б0ю у японской
казармы, коммунист Попков и комсомолец
Землин, пролившие там свою кровь, и мо-
лодой моряк Пузанов с честью выполнили
боевое задание. Они оказались доетойны-
ми товарищами Героя Советского Союза
Николая Голубкова, вместе с которым от-
важно и умело сражались за налту совет-
екую Родину.

Старший лейтенант М. #0ХОВ.

——

Вера в оружие

Боевой устех зависит не только от
умения вести огонь, но и от того, ча-
сколько ‘стреляющие уверены в качестве
своего оружия, в точности его боя. Очень
важно воспитать у молодых красно-
флотцев Bepy B свое оружие. Ha-
до с самого начала привить молодежи
привычку искать причины ошибок и про-
махов прежде всего в себе самих, в ка-
честве собственной подготовки.

В связи с этим заслуживает внимания
инициатива, проявленная в подразделе-
нии торпедных катеров, которым коман-
ayer Герой Советокого Союза старший
лейтенант Павлов. Здесь, прежде чем до-
пустить молодых пулеметчиков к стрель-
бам, мастера огневой подготовки демон-
отрируют им качество оружия, проводя
показательные стрельбы. Вот одно из та-
ких занятий. ‘о

Катера вышли в ‘море на практические
артиллерийские и пулеметные стрельбы с
задачей показаль молодым  краснофлот-
цам; насколько эффективно оружие ка-
теров, если оно находится в руках уме-
чого воина. Придя в заданный квадрат,
катера обнаружили цель. Первым вышел
на стрельбу катер мичмана Соловьева. На

этом катере у пулемета стоял лейтенант
Быков. .

\

3a стрельбой, Нрицел был взят точно,

Когда катер и цель облизились на ус-
тановленную дистанцию, лейтенант Быков
открыл огонь. Все напряженно следили
й
цель оказалась пораженной. От стоек ши-
Ta полетели щепки, Велел за Быкозым
5 оружию встали участники боев с нем-
цами старшины Иванников, Крючков и
краснофлотец Сучков. Они стреляли так-
же исключительно точно, показав моло-
дым краснофлотцам, что успех  завиеит
прежде всего от качества выучки,

После стрельб опытных катерников ог-
незутю задачу стали выполнять молодые.
Меткость их отня была, конечно, значи-
тельно ниже, однако никто из них не мог
сказать, что виновата в этом материаль-
ная часть, а He пробелы в их под-
готовке. 5

Вечером в базе состоялея  равбор
стрельб. Старший лейтенант Ирутченко
детально разобрал действия молодых
краснофлотцев и наглядно показал, в чем
состоят их недостатки. На этом разборе
присутствовали краснофлотцы и старши-
ны другого подразделения катеров, при-
глашенные для передачи опыта.

Старший лейтенант Н. МОСЕЕВ.

В осенний шторм на Балтике

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 4 октября. (Спец. корр. ТАСС).
штормы. Но
балтийские моряки не отступают перед
трудностями. $

Четверо суток провел корабль офице-
ра Иванова в боевом походе. Рулевые
Полетов и Школьников твердо держали
флагманский тральщик на заданном кур-
се. Корабль был застигнут в море деся-
тибалльным штормом. Траление в такую
погоду обычно прекращается. Много сил
и энергии пришлось затратить минерам
Хенову и Дементьеву, чтобы выйти побе-
дителями в борьбе с раз’яренным морем
и выбрать трал. Волны обрушивались на
палубу и грозили смыть минеров за борт,
но работа не прекращалась, пока все
тральное ‘вооружение не было уложено на
корме.

Большую находчивость и смелость
проявил экипаж катера  главетаршины

Сапунова. Маленький корабль совершал
переход в шторм.
ролея с волнами, пока не отказало руле-
вое управление. Краснофлотец Кочетков
нырнул в воду за кормой и установил,
что рули сбиты. Усиливигийся ветер
швырял катер из стороны в сторону.
Опасность возрастала с каждой минутой.

Выручила смекалка. Сатунов приказал
соорудить подобие фуля из деревянното
трапа и бруса. Это приспособление
большим трудом приладили за кормей,-и
с ним катер в непогоду пошел. дальше,
без повреждений лостигнуе базы.

Моряки-балтийцы неутомимо ‘несут
боевую вахту в трудных условиях осен-

них плаваний. Недавно лучший ситналь-
шик подразделения тральщиков тов.
Шелин, неся вахту, 24 часа не сходил с
мостика. За отличную службу командир
подразделения об’явил ему благодар-
ность.

АВИАЦИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 4 октября. (По
телеграфу). Командование  военно-воз-
душных сил Северного флота решило со-
ставить большой исторический отчет 0
действиях авиации в годы Отечественной

войны. В отчете преднолагается  0006-
щить опыт войны, дать молодым пилотам
представление о том, как воевали летчи-
ки-североморцы. Будет дано хронологи-
ч6ское описание событий, характерных

операций и воздушных боев, статиетиче-

ские сведения 0 действиях авиации (е-
верного флота.

Для организации материалов и состав-
ления отчета создана комиссия, к работе
B которой привлечены ветераны войны—
подполковник Карпунин, майор Ветош-
кин, гвардии майор Быков. Герой Созет-
ского Союза Пирогов и другие. В состав-
лении отчета, закончить который пред-
полагается к 1 января 1946 года, будут
участвовать широкие круги летчиков.

К. ЗАРОДОВ.

Училище, воспитавшее 77 Героев Советского Союза.

ЧУГУЕВ (Харьковская область), 4 ож-
тября. (ТАСС). Чугуевское авиационное
Усилие отмечает 7-летие своего суще:

ствования. Только в годы Великой Отече-
ственной войны училище выпустило не-
сколько сот летчиков. 77 питомцам учили-
ща присвоено звание Героя Советского
Союза. Во главе этих замечательных <о-
ветских ассов--трижды Герой Советского
Союза Иван Кожедуб, дважды Гером Со-

ветского Союза Владимир

занесены в «Золотую книгу» училища.
В училище организована
выставка,

вой вылет Иван Кожедуб. ‘

та.
хист лейтенант Малышев и водолазы Ва-
и Дьяконов. Это —- бесстранные ,
люди, которые за долголетнюю работу в
ЭПРОН’е неоднократно
дно ‘морей и рек.

ракай

Четыре часа он 00-

в.

Лавриненков,
Андрей Боровых и Александр Клубов.
Имена прославленных сталинских соколов

специальная
отражающая подготовку летчи-
ков. На эту выставку будет передан само-
лет, на котором совершил свой первый б0е-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот. Трижды
И, Г. Киселев

>

определяет местонахождение катеров во время похода.

орденоносец, кагитан-лейтенант

Фото Н. Янова (ТАСС).

ВОДОЛАЗЫ НА ДНЕ ШАХТЫ _

„Во время скоростного бурения одной

из шахт возле Сталиногорека произотта
авария бурильного инструмента. На дне
шахты осталась
тонны. Это была часть долота тарош-
ва. Достать деталь из шахты не удалось,
и трест «Шахтепецетрой»
Управление подводно-технических тфабот
Во.

деталь весом больше
обратилея в

Предетояла сложная и трудная р2бо-
& нее взялись водолазный  специа-

опускались на

Условия работы в шахте необычны для

водолаза: вместо воды — густая тлинис-
то-водянистая масса. Это создает боль-
апую сопротивляемость при погружении
водолаза. Вместо
грузов в 66 вг на водолаза пришлось на-
деть груз весом в 150—155 кг. На cur-
нальный конец и на воздушный пелант
также были прикреплены грузы,
обычно не делается. Только с такой уве-
личенной тяжестью водолаз мот
етитьея на дно шахты. А на дне он выше
волен стоял в густой
движение и сгибание для
очень ограничены.

обычных утяжеленных

опу-

смеси, и всякое
него были

Обычно на глубине 30 метров водола-

зу подается воздух NOX давлением в
3 атмосферы.
плотности смеси, воздух подавалея под
давлением в 4,3 атмосферы.

Здесь же, из-за большой

Забота о демобилизованных воинах

ТБИЛИСИ, 4 октября. (ТАСС). Большой

заботой окружены демобилизованные вои-
ны, возвративиеся в родной город. Обще-
ственные организация Тбилиси создали
крупные денежные . фонды для оказания
помощи бывшим

фондов уже выдано
лей единовременных пособий.

ам. Из этих
более 200 тысяч руб:

Много внимания уделяется жилинтно-бы-

товому устройству демобилизованных. За-
кончен ремонт более 100 квартир, начались
ремонтные работы еще в 114 квартирах.

Среди  демобилизованных распределено

- `ЗИМОВЩИКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
НА БОЛЬШУЮ ЗЕМЛЮ

ЛЕНИНГРАД, 4 октября. (ТАСС). До

конца летней арктической навигации оста-
лись считанные дни. На кораблях и самоле-
тах возвращаются на Большую Землю зимо-

вавшие в Арктике по нескольку лет работ-

ники полярных станций Главсевморпути.

В Арктяческом научво-исследовательском

изституте получены радиограммы о возвра-

щении зимовщиков с полярных станций Ма-

точкин. Шар, Малые Кармакуллы и других.

В восточном секторе Арктики судно «Ана-
дырь» посетило бухту Провидения, Уэллеч,
мыс Сердце-Камень и другие. Доставив

тт: ет БОЖЕ ИСИ

в ту же массу с целью лечебной реком-

тем с удвоенной выдержкой. В фезульта-
те водолаз вышел на поверхность в хо-
рошем состоянии, ¢ хоропиим самочувет-

ма поучителен, тах как такой практики у
нас еще не было.

`исследовательской работе в Арктике поляр-

ному вызывает

руководившему спуском водолазов, шри-
шлось принять неотложные меры: быет-
ро отвернули предохранительную: сетку

в шахте 5 дней. За это время они погру-
чето   жались в необычную для них среду во-

таль, закрепили

подняли на поверхность. Задание было
выполнено. :

Был случай, когда густая масс» за-
клеила предохранительную сетку голов-
ного золотника, и отработанный воздух
не стал выходить из скафандра. Ска-
фандр раздулея, как пузырь, и водолаз
быстро веплыл © тридцатиметровой глу-
бины на поверхность. Такой быстрый
переход от большого давления к нормаль-
обычно заболевание —
кессонную болезнь. Водолаву грозила
опасность. Мне, как  врачу-фивиологу,

головного золотника, промыли ее и очи-
стили от ила и совова погрузили водолаза

пресеии. Под’ем водолаза проводился за-

вием. i
Сменяя друг друга, водолазы работали

семь раз. Они отыскали утерянную де-
ев тровами. Шарошку

Опыт работы водолазов в шахте везь-

Советокие водолазы
блестяще справились © необычным зада-
нием.

Подполковник медицинской службы
К. НАЗАРОВ.

2 тыкячи кубометров дров. Бывшие фроч-
товики снабжаются обувью, бельем, тка-
нями” и ‘другими промтоварами.

Имена 530 бывших воинов, вернувшихся
в цехи крупнейших преднриятай Тбилиси
и ныне отлично работающих, занесены в
списки стахановцев и ударников,

Сейчас общественные организации столи-
цы Грузии готовятся к приему новых пар-
тий демобилизованных. Фабрики, заводы,
учреждения составляют заявки на вакан-
тные должности.

смену зимовщикам, снаряжение и продо-
вольствие, «Анадырь» взял обратный курс.
Многие пункты в Арктике посетил пароход
«Рошаль», на котором в обратный путь
отправились пслярники c Новой Земли
и друтих зимовок. В первой половине ок-
тября «Рошаль» прибудет в Архангельск.
Зимовщики с отдаленных станций пере-
бираются на Большую Землю воздушным
путем. После сдачи материалов о научно-

‘вики поедут на отдых в здравницы и сана-

Пекоторые итоги летней

практики ку]

У гранитной набережной Невы, почти
напротив памятника Врузенштерну, при-
цевартовался большой корабль. Его острый
Нос совсем недавно разрезал серые воды
северной июжной Балтика. На высокой
палубе молодые моряки © золотыми

угольниками на рукавах фланелевок «ло-
вили» секотаном солнце и звезды. Сейчас

многие из них любовно смотрят на корабль
из окон Высшего военно-морского ордена
Ленина Враснознаменного училища имени
Фрунзе. На этом корабле они провели в мо-
ре немало дней, закрепляя ина практике
теоретические знания, полученные на лек-
циях в училище, приобретая навыки ко-
раблевождения, несения вахты на различ-
ных боевых постах.

Тетняя празтика в основном закончи-
лась. Подавляющее большинство курсан-
тов сейчас уже занимается в классах и
лабораториях училищ. Скоро вернутея ¢
кораблей и из боевых похразделений по-
следние группы курсантов. Полностью ито-
ги практики будут подведены несколько
позже. Однахо уже сейчае можно сЕа-
затъ, что летняя практика курбантов в
этом году прошла значительно лучше,
чем в прелыдущих. Начальники училищ.
командиры кораблей и частей флота не-
мало сделали для того, чтобы этот важ.
нейший этап подготовки и формирования
флотских офицеров был пройден с наи-
большей пользой.

Летняя практика этого года отхичает-
ся прежде всего большим размахом.
Многим курсантам посчастливилось при-
пимать участие в боевых походах, слож-
ных операциях, крупных учениях. На Ти”
хоокеаноком флоте и Ераснознаменной
Амурской флотилии -вурсанты участвова-
ли в боях, практически осваивая новые
методы использования корабельного ору-
жия. Ма Черноморском флоте будущие
офицеры практически знакомились с ор-
ганизацией и проведением боевой подго-

С — EE
a

\CAHTOB

товки на корабле. В
практику и на кораблях и в береговых
частях Северного мик.

‚Питомцы училиш имени Фрунзе, Ти-
хоокеанского, Васпийекого и ряда друсих
приобрели за лето немало практических
навыков, Они выполняли обязанности
штатных опециалистов, командиров от-
делений, групп, вахтенных офицеров.
Особенно много получили за лето воспи-
танники РБакинокого училища. На парус-
ных и учебных кораблях они прошли 19
морю многие сотни миль. Командование
училища умело использовало вое возмож-
ноети для развития морских навыков
курсантов. Много получили за лето ку?-
санты  гидрографического факультета
училища имени ‘Фрунзе. Руководитель
практики инженер-капитан 1 ранта Мар-
кин добился полного выполнения плана
летней практики. Курсанты делали про-
меры фарватеров, знакомились с берега-
ми, шхерами Финского залива.

От трех до четырех месяцев провели
на кораблях курсанты других факульте-
тов училища имени Фрунзе. Как прави-
10, экипажи боевых кораблей охотно по-
могали будущим офицерам получить
практические навыки ‘несения службы.
Особенно хорошо практиканты были
встречены на эскадренных миноноецах
«Вице-адмирал Дрозд» и «Славный»,
Командиры этих кораблей лично интере-
совались ходом летной практики, подека-
зывали, как лучше ее провести, прояви-
ли подлинную заботу об обучении буду-
щих офицеров. Следуя примеру старших,
всевозможное содействие руководителям
практики оказывали и командиры боевых
частей этих эскадренных миноносцев.
Они привлекали курсантов к участию в
боевой подготовке личного состава ко-
рабля, к исполнению обязанностей штур-
манов, давали им возможность в походе
освоить способы ведения прокладки не

санты  проходилит

`стие в ремонтных работах,

`водств. Были реконструированы

5 октября 1945г.,

пятница. № 235 (2110).

УСПЕХИ СОВЕТСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ

в
Беседа с заместителем наркома по строительства
тов. Г. П. Косолаповым

За успешное выполнение заданий пра-
вительства по строительству заводов б0е-
принасов в годы Отечественной войны
награждены орденами 4 треста и 6035-
шая груша работников Я
СССР. Высоко оценен самоотверженный.
труд строителей и монтажников, оказазв-
ших в дни войны существенную помощь
Ераеной Армии. В короткие сроки они
сумели соорудить мощные предприятия,
обеспечивиие фронт различными видами
боеприпасов.

Эта работа, начавшаяея в первые же
дни войны, сразу приобрела огромный
размах. Достаточно оказать, что произ-
волетвенная плошадь построенных и

введенных в экопноатацию заводов бое-

припасов составила 1.100 тысяч квад-
ратных метров. Для работников, обелу-
живалощих эти гиганты, выстроено 340
тысяч квадратных метров жилой илощади.
Строители и монтажники пустили
новых заводов, оснащенных по послед-.
нему слову техники. Это позволило резко
увеличить выпуск боеприпасов для раз-
грома врага. На 9 предприятиях был ор-
танизован ряд совершенно новых произ-
и зна-

Wats tee

Почему

Подразделению осжадренных минонос-
цев предетояло провести артиллерийскую
по слециальной мишени, W30-
бражающей торпедный катер. Этот макет
дожжны были доставить из другой базы.
Накануне стрельб выяснилось, что спе-
циазьная мишень по каким-то причинам
не прибыла, » вместо нее доставили
малый `поплавковый щит. В штабе огот-
чились, но, посоветовавииись, решили
Bee же проводить стрельбу. Начальник
артиллерийского отдела тыла базы майор
Смирнов, узнав о том, что щит прибыл,
не поинтересовалея. в какохг он нахо-
дитея состоянии и пригоден ли к пред-
стоящим ‘учениям.
` Во врёмя стрельб мишень должен был
буксирозвать один из катеров-охотников.
(06 этом своевременно передали команди-

‚ру подразделения катеров капитан-лейте-

нанту Корневу. Он подумал, что неплохо
было бы проверить пригодность щита, и
поручил это сделать лейтенанту Марти-
росяну.

„Лейтенант Мартиросян пошел на ка-”
тере в район, где стоял щит. На беду
здесь проводила учение подводная злод-
ка. Но желая ей мешаль, Мартиросян
издали посмотрел на шит и возвратился
в базу. Очевидно, в этом подразделении
ватеров младшие не привыкли доклады-

вать старшим о выполнении приказаний.
Так или иначе, но лейтенант Мартиро-

сян, не проверив пригодность щита к
буксировке, занялоя другими делами, &
потом и вовсе забыл о нем. А капитан-
лейтенант Корнев, отдав приказание, не
проверил его выполнение. °..
И вот что получилось в результате.

‚ Взяв щит на буксир, катер вышел в
море. Погода была хорошая. До начала
стрельбы оставалось четыре часа. Итги
к месту вегречи с эсминцами надо было
около двух часов. Иначе говоря, время

еще позволяло проверить состояние щита

и нодготовить его к стрельбе. Но катер-
ниви, очевидно, считали себя людьми
совершенно посторонними в предетоящих
стрельбах, иначе ничем нельзя 0б’яенить
столь безответетвенное отношение их
5 боевой подготовке хотя бы и другото
подразделения.

Bee шло хорошо, пока щит вели на
коротком буксире и на малом ходу.
Но стоило  потравить трое,  уве-
личить обороты моторов, как нача-
лись неполадки. Стальной толстый
трое оказался тяжелее,  чем- ва-
пас пловучести щита. Повинуявь иззвест-
ным законам элементарной физики, трос
начинал тонуть, увлекая тюд воду и ар-
тиллерийскую мишень. Стали думать и
гадать, как поправить дело. Лейтенант
Мартиросян решил, что виною всему

РНЕ РЕ ЕСН. ee Bee

только ‘на средних, но и на больших хо-
ax, :

Значительная группа воспитанников
наших училищ проходила в этом году
практику на тральщиках. Впервые кур-
санты лично участвовали в боевом трале-
нии, практически почувствовали  специ-
фику этой сложной и напряженной рабо-
ты, узнаши ee особенности, в определен-
ной степени получили навыки подлинно
боевого плазания.

Особенно хорошо прошла практика
последних групи. Курсанты в течение ав-
густа-— сентября нз ©воих кораблях про-
шли много миль по шхерам, а затем до
западных баз на Балтийском море. В
этих походах они алиеь нести обя-
занности вахтенных офицеров, самостоя-
тельно прокладываль курс и выдержи-
Barb его.

В худшем положении оказалась часть
курсантов, ушедших на практику в пер-
вую очередь. В это время корабли Учеб-
ного отряда управления учебных заве-
дений не были. подготовлены к выходу в
море. Правда, курсанты принимали уча-
знакомелись
во время стоянки в доже с боевой орга-
низацией, но не плавали и, следователь-
но, не получили необходимой штурман-
ской практики. Это — серьезный урок.
Он должен быть учтен при подготовке к
летней практике будущего тода. Управ-
ление учебных заведений и начальники
училищ обязаны заранее принять pee
меры, чтобы в началу практики корабли
Учебного отряда могли выйти в море.

Опыт показал, что большие пражти-
ческие навыки управления кораблем кур-
сант может получить, плавая на катерах
типа «М0», К сожалению, в этом году в
распоряжение даже училища имени
Фрунзе не было предоставлено ни одного
такого катера. По этой причине, к
счастью лишь у чебольшой труппы кур-
сантов, летняя практика фактически cop-
валакь и ее пришлось перенести на но-
вый, 1946 год. Между тем возможности
для выделения училищам таких катеров
были. Оценивая итоги летней практики
текущего года, делая выводы на будущее,

Hapromerpos

*

———

не стрелял

чительно расширены 14 ваводов бовтри-
о выполнении ответственных  зада-
ний 10 строительству заводов боеприпа-
сов 060бо отличились управляющие тре-
стами Кузьмич и gg ae главные ин-
женеры Дембо и Волович, каменщик
Плаксин, кузнец Пономарев и другие.
Сейчас, в период мирного строитель-
ства, наши предприятия осуществляют
большую программу работ совершенно
иного характера. Коллектив 8-го треста,
награжденного ныне орденом Ленина, Ус-
пешно решает задачу дальнейшего уве-

личения мошноети Уральского автоваво-
да имени Сталина в Миасе. Строители
Северного. Урала воздвигают большюй

комбинат домостроения. Это важное ae
10 поручено, в частности, тресту ой
работа которого отмечена орденом UTC-
чественной войны первой степени.
Высокая награда зовет всех строите-
лей и монтажников к новым трудовым
похвигам. Они и впредь будут работаль
так же самоотверженно, как и в годы
Великой Отечественной войны, BO имя
укрепления военно-экономической мощи
нашей Родины.

ey tek

en ce Ao

и эсминцы

стальной трос. Если бы трос че тонул,
то и щит бы ллавал на поверхности. Он
приказал буксировать мишень на пенько-
вом тросе. Но тут же оказалось, что на
катере такого проса мало, и буксир полу-
чалея недостаточной длины. Что делаль?
Этот вопрос и задали семафором коман-
диру подразделения. Тот ответил, что
прибудет сейчас сам.

Вскоре подошел катер © командиром
подразделения. На этом катере вовсе но
оказалось пенькового троса, & нанелась
лишь бухта тонкого стального. Произвели
несложный расчет и убедились, что этот
трое, хотя и будет тонуть, но потопить

щит не сюжет. Быстро нарастили бук-

сир и снова пошли вперед. Но опять
возникло нелредвиденное обстоятельство.
Стоило катеру увеличить обороты мото-
ра, как пит вовсе перевернулся. Подо-
шли к нему, осмотрели и только тут убе-
длились, что остойчивость мишени не по-
зволяет использовать ее для стрельбы
на больших ходах.

Как ни старались краснофлотцы и
старитины заставить щит держаться на
воде в нормальном положении, из этого
ничего не получалось. Тем более невоз-
можно вказалось использовать мишень в
открытом море. Пока возились с нею, про-
тило немало времени, и на горизонте по-
казались эсминцы. В бинокль было вид-
но, как они, идя строем кильватера, раз-
вернули орудия в сторону катера, как на
фалах кораблей взвилея до места сигнал
«наш». Лейтенант Мартиросян, увидев
это, совсем растерялся. Он вабыл © том,
что катеру, по условиям задачи, необхо-
димо маневрировать, что щит так и ие
желает плавать в положении, позволяю-
зцем стрелять по нему. Лейтенант дал
полный ход и пошел параллельным кур-
com < эсминцами. Но оттуда заметили,
что мишень к стрельбе не подготовлена,
и спустили «наш». Сделав ene oun
гале, зоминцы ушли в море, так и че
открыв отня. А злополучный щит катер
потащил в базу.

Почему же так получилось? Ведь офи-
церы Смирнов, Корнев и Мартиросян
хорошо знали, что щит еще перед тем,
как попасть в базу, прошел большое рао-
отояние и был сильно потрепан на звол-
не. Веем им не раз до этого приходилось
сталкиваться с неисправными щитами,
Их должен был обеспокоить уже тот
факт, чте вместо макета торпедного ка-
тера прибыл пошхавковый щит. И ве
же никто не принял необходимых мер.
В результате эоминцы . не выполнили
учебной задачи и, так же как и катера,
зря сожоли топливо.

Старший

Управление учебных заведений м командо-
вание училищ обязаны добиться получе-
НИЯ В ©в06 фаспоряжение хотя бы неболь-
шото отряда катеров. Организации флота
должны пойти наветречу требованиях
училищ. Эти катера помогут курсантам
старших курсов быстрее практически
освоить выход в атаку, маневрирование,
совместное плавание, определение места
корабля в открытом море, лучше изучить
боевую организацию ит. д

Исходя из опыта летней практики те-
кущего года, некоторые офицеры делают
вывод © том, что в составе этих отрядов
учебных кораблей должны быть и ко-

рабли специальной постройки.  Количе-
ство курсантов на таком корабле долж-
по быть таким, чтобы каждый курсант
ве время летней раз

AKTURH Mor 5—
быть вахтенным ны При таком
количестве курсантов можно будет быет-
рее и лучше ознакомить их с организа-
цией и несением службы, дать прочные
навыки военно-морского дела. Сейчас
же в роли вахтенного офицера курсант
может побывать максимум один-два
раза,

В этом году часть курсантов младшего
курса училища имени Фрунзе проходила
практику в специально созданной учеб-
ной базе. В лексиконе курсантов Bee
время повторялись чисто морские елова:
«кубрик», «камбуз», «вахта». «палу-
ба», но, к сожалению, фактически они
были ‘далеки от флота. Курсанты жили на
берегу, а следовательно, не могли по-на-
стоящему «почувствовать» море.

Тетняя практика этого годь подтвер-
дила необходимость предварительной
серьезной подготовки училищ к ее про-
ведению. Там, где командование училищ
и кафедр заранее договорилось с флотом,
тщательно продумало план распределения
курсантов по соединениям, практика
прошла хорошо. Во время будущей лет-
ней практики еще большее внимание не-
ооходимо уделить отработке командных
навыков. В этой области училищам нуж-
на более серьезная помощь офицерского
состава кораблей и частей флота.

Майор П. СТАРОСТИН,