` этих условиях прежде всего

it

в

Арти

Очень часто между отдельными офице-
Тами-специалистами возникают споры о
том, вакое оружие является главным —
артиллерия или торпеда. Расематривая
этот вопрос, некоторые офицеры допу-
ехают грубую, механическую ошибку,
всылаясь на то, что во второй мировэй
войне число потерь в корабельном cocTa-
ве от торпед и мин значительно больше,
нежели от артиллерийского огня, Рас-
суждая подобным образом, сторонники
такого мнения отрываются от динамики
бея, совершенно опускают характер про-
водимых операций. Они забывают о зна-
чительном росте технического  оснаще-
ния флотов, приведшем к большим изме-
нениям в тактике применения всех родов
военно-морекого оружия. ce

Нельзя говорить о главном роде ору-
жия безотносительно к проводимым опе-
рациям. Например, в десантной операция
тлавную роль играет артиллерия, & в
борьбе на коммуникациях  нападающая
еторона использует главным образом
торпедное оружие подводных лодок и
авиацию. Однако, как показывает опыт
второй мировой войны, все же в боль-
шинстве операций главную роль играет
артиллерийское оружие. Определение
товарища Сталина: «артиллерия бог
войны», так же верно для морских опера-
ций, как и для действий на суше. И ес-
ли на протяжении второй мировой вой-
ны мы почти не имели классических при-
меров массового применения артиллерии
крупными линейными силами, то это ни-
сколько но умаляет значения данного
рода оружия.

Еаждое боевое столкновение, хотя бы
незначительных надводных сил, всегда
сопровождается боевым применением ар-
тиллерийского оружия. Достаточно при-
вести следующие примеры: потопление

ллерия в мерском

>

Капитан 1 ранга
А. БРЕЗИНСКИЙ.

>

германского карманного линкора «Адми-
рал граф Шшпее» английскими pee
ми у устья Ла-Плата 17 декабря 1939
года, когда был проведен чисто артилле-
рийский бой; бой английских и герман-
ских эсминцев у Нарвика; потопление
итальянского легкого крейсера «Барто-
ломео-Коллеони» у о. Врит, или бой у
уыса `Матапан 29 марта 1941 г., когда
артиллерийским огнем английских ко-
раблей были потоплены три итальянских
крейсера. Эти и подобные ми примеры
дают основания сделать вывод, что, не-
вмогря на ‘массовое примеление авхации
H подводных лодок, арталлерия попреж-
нему остается ведущим родом  военно-
морского оружия всех флотов,

Массовое применение в морских боях
береговой и авианосной авиации вызвало
колоссальный прогрезо корабельной зе-
нитной артиллерии. Изтользование пи-
кирующей, торпедоносной и штурмовой
авиации заставило все флоты мира резко
увеличить количество зенитной артилле-
рии, и главным образом малокалиберных
зенитных автоматов, пойти по пути уни-
версализации артиллерийских установок
и приборов управления огнем, снабдить
волидным зенитным вооружением мелкие
корабли. Приводимая ‚ниже таблица по-
казывает значительный poor зенитного
вооружения на  корайлях различных
классов и наглядно убеждает, что артил-
лерия является неот’емлемой и главной
частью обороны корабля и соединения в
сложном современном бою.

Класс корабля Первая мировая война

Вторая мировая война

Линейный корабль   УГ — 76 = 127 мм

Крейсер 1 = VI—76 мм

Эсминец [= — 76 мм ила
; п — 40 мм

Тральщик тех

Применение радиолокационной
ратуры значительно распирило возмож-
ности корабельной артиллерии и повы-
вило эффект ее стрельбы. Появившаяся
возможность вести огонь при рлохой ви-
димости, ночью и в тумане вместе с
большой дальностью корабельной артил-
лерии сделала ее еще более грозным ору-
жием и вместе с тем значительно повлия-
ла на тактические приемы использова-
ния оружия. Можно сказать, что теперь
полной внезапности ветречи с противни-
ком практически не существует и что в
будет ис-
пользоватьея оружие, обладающее наи-
большей дальностью действия, т.е. ар-
тиллерия.

Яркой иллюстрацией возросшего 3Ha-
чения артиллерийского оружия служит
бой у мыса Матапан, когда, используя
средства радиолокации, английские . ли-
нейные корабли внезапно открыли огонь
по противнику с дистанции в 15 кабель-
товых при наполовину меньшей видимос-

ти. В результате боя были потоплены

крейсера «Зара», «Фиуме», «Пола». Этот
бой является примером одностороннего
применения артиллерии совместно ¢ pa-
диолокационными установками. Он отно-
витея в начальному периоду использо:
вания артиллерийских радаров. Для
итальянцев, не имевших таких установок,
Удар был абсолютно внезапным, и они
почти не успели оказать сопротивление.

Наиболее  поучительным = примером
применения артиллерии в морском бою

ЕЕ ЗЕНИТЕ ЕЩЕ СЕРИИ ТЕНИ

УШ = ХИ — 127 мм и до 40 автоматов

VI = VIII — 100 = 127 mm no 20=30
автоматов

П — 76 мм; 6 = 8 автоматов

1 —76 мм универс.; 6 =6 автоматов

аппа-   при плохой видимости служит потопле-

ние немецкого линейного корабля
«Шарнхорет» 26 декабря 1943 года. При
видимости в 30—40 кабельтовых и волне
до 8 баллов английский линкор «Герцог
Йоркский» вел огонь на дистанции 60—
100 кабельтовых. Первым залпом он под-
бил «Шарнхорот», заставив его уменьшить
ход, и дал возможность английским 9с-
минцам атаковать немецкий ‘корабль
торпедами. От меткого огня английского:
линкора «Шарнхорст» загорелея и, об’я-
тый пламенем пожаров, в скором време-
ни остановилея совсем, после чего был
добит ториедным залибм © крейсера
«Ямайка».

По сравнению с торнедами и авиацией,
артиллерийекое оружие кораблей имеет
колоссальное преимущество в дальности
стрельбы и продолжительности  воздей-
отвия на противника. Ведь и торпеды и
авиация являются оружием однократно-
го или, во всяком случае, малократного
‚действия,

Если в морском бою, в зависимоети от
обстановки, главенствующую роль артил-
лерии иногда можно пытаться  оспари-
вать, то в десантных операциях, при вы-
садке, закреплении и продвижения де-
санта артиллерия имеет безусловно ре-
шающее значение. Попытки › обеспечи-
вать высадку десанта только звиацией
при весьма незначительном количестве
корабельной артиллерии не дали, да и не
могли дать положительного результата.
Слишком много надо самолетовылетов

ЗВ ee

К окончанию сессии Совета

Совет министров иностранных дел, уч-
режденный постановлением Берлинской
конференции трех держав, собрался на
свою первую сессию в Лондоне 11 сентяб-
ря. На протяжении трех недель Совет ми-
нистров подверг детальному обсуждению
большой круг вопросов, относящихея к
подготовке мирных договоров с Италией,
Румынией, Болгарией, Венгрией и Фин-
ляндией, а также к другим вопросам по-
Флевоенного устройства,
В результате обмена мнениями по до-
вольно значительному кругу вопровов бы-
ли согласованы точки зрения министров.
Олнако на сессии Совета министров воз-
ниЕло разногласие по вопросу о том, вы-
полнять или He выполнять решения
Берлинской конференции трех держав о
порядке подготовки мирных договоров.
Миниетры иностранных дел США и Анг-
лии настаивали на том, чтобы в подготов-
хе мирных договоров принимали участие
не только страны, подписавшие условия
капитуляции, продиктованные соответет-
венному бывшему вражескому государст-
ву, как это было решено на Берлинской.
конфетенпии, но и некоторые другие
страны. Принятие такого предложения
привело бы к тому, что госудатетва. лаже
не об’являвшие войны Италии. Румы-
нии, Болгарии. Венгрии и Финляндии,
оказались бы привлеченными к выработ-
ке мирных договоров с этими странами.
Но такое предложение находится в яв-
ном противоречии с решением Берлинской
конференции. Поэтому понятно, что Совет-
ская делегация не могла согласиться на
переемотр  Берлинских решений. Советская
делегация руководствовалась и тем, что
министры, фазумеетея, не мотут переема-
тривать или изменять решения, принятые
в Берлине Главами трех Правительетв,
Как известно, Берлинская конференция
дала вполне определенную установку по
вопросу о подготовке мирных договоров. В
Берлинском согламении сказано:

«В качестве немедленной и важной 38-

хачи Совета на него возлагается состав-! могла участвовать в подписании условий
ление мирных договоров для Италии,! капитуляции Италии перед союзниками

Румынии, Болгарии, Венгрии и Финлян-
дии для представления их 0б’единенным
нациям и выработка предложений по
урегулированию неразрешенных терри-
ториальных вопросов, встающих в свя-
Зи с окончанием войны в Европе...

Для разрешения каждой из этих за-
дач Совет будет состоять из членов,
представляющих те государства, кото-
рые подписали условия капитуляции,
продиктованные тому вражескому госу-
дарству, которого касается данная зада-
ча. При расемотрении вопросов мирного
урегулирования с Италией Франция бу-
дет рассматриваться как подписавшая
условия капитуляции Италии».

Из этого текста явотвует, что решение

‚о привлечении Франции к участию B co-
ставлении мирного договора с Италией бы-
ло принято в порядке из’ятия из принято-
го союзными странами правила, согласно
которому подготовлять мирные договоры
должны лишь те члены Совета, которые.
представляют государства, подписавшие
условия капитуляции соответствующей
вражеской страны. Решение Берлинекой
конференции о том, чтобы Франция pac-
сматривалаеь, как гобударство, подлисав-
лее условия капитуляции Италии, было
определенным компромиссом, так как в
действительности Франция не подписыва-
ла этого документа. Это было уступкой со
стороны Советского Союза, сотлаеивиь-
гося на это исключение. 4

В печати теперь обсуждается вопрос ©
месте, которое должна занимать Франция в
отношений мирных договоров, © бывшими
сателлитами Германии. Следует в связи с
этим напомнить некоторые факты.

Когда осенью 1943 года Италия капи-
тулировала перед союзниками, не сущест-
вовало единой Франции. Тогда существова-
18 реальная Франция Петэна-—Лаваля, ¢
одной стороны, и потенциальная Франция
де Голля—с другой стороны. Каждому по-
нятно, что Франция Петэна—Лаваля не

КРАСНЫЙ ФЛОТ

для длительного воздействия на против-
ника, Дам к тому де это. воздействие
слишком сильно зависит от условий по-
роды и видимости.

Совершенно естественно, что в прово-
дившихея нашими союзниками крупных
десантных операциях 060606’ место за-
нимали корабельная артиллерия и вопро-
вы организации ее использования. При
высадке десанта в Нормандии к охазанию
огневой поддержки  высаживающимея
войскам были привлечены крупные ар-
тиллерийские корабли (линейные кораб-
ли, крейсера). Они сводились в cme-
циальные отряды огневой поддержки,
имевшие главной задачей борьбу с бере-
говыми укреплениями и сооружениями.

Более мелкие корабли, включая м десант:

ные суда, вооруженные реактивными yo-
тановками, использовались для оказания
непосредственной поддержки  высажи-
вающимся и высадивтимеся войскам.

В операциях по высадке ‚ десанта ча
Филиппины и на о. Окинава также при-
нимали ‘участие крупные артиллерийские
копабли союзников. которые своим  ог-
нем обрабатывали плацдармы высадки и
подлерживали продвижение своих войск.

Мы не говорим здесь о таких onepa-
циях флота, как поддержка кораблями
пряморекого фланга армии и огневые
налеты с моря на побережье и порты про-
тивника, в которых главенствующая роль
артиллерии не вызывает никаких сом-

нений. Следует лишь напомнить обетрел-

американской оперативной эскадрой
японского побережья в июле 1945 года.
В этом обстреле участвовали линейные
корабли «Индиана», «Саут Дакота» и
«Массачусетс», крейсера «Чикаго» и
«Вуинси» и эскадренные миноносцы.

Вее изложенное выше позволяет сде-
тать вывод, что в процессе второй миро-
вой войны морская артиллерия продол-
жала, благодаря ее положительным ка-
чествам (дальности и многократноети
действия, большой разрушительной силе
й хорошей меткости), занимать в иност-
ранных флотах основное и’ главенствую-
щее место среди остальных родов военно-
морского оружия. .

Подробных описаний боевых столкно-
вений, при которых применялась артил-
лерия, еще в достаточном количестве не
имеется, и более точные выводы по изме-
нению тактики использования  артилле-
рийского оружия можно будет. олелать
только несколько позднее. Однако уже
сейчае можно сказать, что благодаря при-
менению радиолокации внезапных 60е-
вых столкновений почти не может суще-
ствовать (даже в условиях ночи и ту-
мана). A

Задачей командующего операцией те-
перь является — поставить противника в
такое положение, чтобы он был вынуж-
ден принять бой. Таким образом. 060606
внимание должно уделяться  предвари-
тельному  маневрированию по занятию
позиции для артиллерийского боя. Даль-
ность точной стрельбы в условиях пло-
хой видимости резко увеличилась и прак-
тически ограничивается дальностью точ=
ного пелентования цели артизлерийекой
радиолокационной установкой. Преиму-
щества будут на ‘стороне того из. против-
ников, у кого будет большая дальность и

точность стрельбы при использовании
радаров.
“Наличие радиолокационных  устано-

вок усложнило использование торпедного
оружия и значительно затрулнило выхол
в атаку ночью и в плохую видимость для
торпедных катеров и эскадренных мино-
носцев. Очевидно с наибольшим эффек-
том торпедное оружие будет применяться
с надводных кораблей только в том елу-
чае, когда противник стеснен в маневри-
ровании и только тогда, когда торпедные
атаки будут массовыми.

Использование радаров для стрельбы
зенитной артиллерии значительно облег-
чает ведение огня по воздушной цели
при облачности и ночью. Это в большой
Mepe снижает преимущества авиации,

министров иностранных дел

осенью 1943 года. Петэн и Лаваль были
тогда союзниками Германии, т. е. находи-
лись на стороне врагов союзных держав
Мы вое помним о том, что де Голль высту-
пал уже тогда за об’единение тех францу-
зов, т отремились. к освобождению
Франйии от немецких оккупантов и их
агептов в лице Петэна и Лаваля. Однако
де Голль также не мог тогда претендовать
на то, чтобы принять участие в`похписа-
нии условий капитуляции Италии. Гене-
рал де Голль и не претэндовал на это.

Тем ‘не менее на Берлинекой конферен-
ции Советский Союз не возражал против
того, чтобы Франции было предоставлено
право участвовать в подготовке мирного
договора с Италией, что и явилось единет-
венным исключением, допущенным Bep-
линским тройственным соглашением. Co-
ветекое Правительетво учитывало при‘этом
то обстоятельство, что, несмотря на « и наступающих частей.

Задание было тяжелое, Быютрое тече-
ние выбрасывало водолаза Ha поверх-
ность, немцы беспрерывне обстреливали
место намечавшейея переправы. Прихо-
дилось работаль по ночам. В общей слож-

часов, и, несмотря на все трудности, мост
был установлен.

В октябре 1941 года ва Онежеком озе-
ре при высадке десанта затонула кано-
нерская лодка. Жестокий шторм не давал
в первый день приступить к ее под’ему.
Когда Никольский прибыл в месту ава-
рии, канонерская лодка была до палубы
занесена песком. Быстро организовали
отсос грунта, заделали пробоины, про-
мыли канал и буксиром слернули лодку
на глубокое место. Немцы минометным
огнем пытались не допустить увода ко-
рабля, но их попытка не удалась. Ни-
Кольский работал по 10 часов пох водой,
а в последний день пробыл 18 часов. Ко-
рабль был спасен.

На Волге, под Сталинградом, т. Николь-
ский выполнял ответственные задания.
Командование Волжекой военной  флоти-
лии поручило ему поднять на стенку для

ности Никольский пробыл под водой 126’

срочного ремонта 6 тральщиков и 2. @ро-
некатера. Площадка, на которой дезжен
был производиться ремонт, находилась в
зоне военных действий. Здесь получи-
лась картина, подобную которой вряд ли
знает история войны. Немцы ожесточен-.
но лезли вперед, бешеным  ‘артиляерий-
  CREM и млномотным ‘огнем прокладывая
  вебе’ путь. Поднятыю на стенку тральщи-
ки и бронекатера ни на минуту не пре-
вращали боевой деятельности. Находясь
на клетках, они залпами били по наету-
пающим частям противника, подавляли
его огневые точки. Никольский со своей
командой водолазов разворачивал корабли
на влетках по нужному направлению от-
ня. Тай зоенные корабли. поднятые на
вушу, продолжали бой, как будто они на-
ходились в своей родной стихии — Ha
воде.

Векоре после этой замечательной опе-
рации Никольекому предложили для евя-
зи налпих войек, боровшихся под стенами
Сталинграда, проложить  электрокабель
длиною 1.200 метров по дну Волги. Про-
‘тивник догадывался о том, что проводит-
ся какая-то подводная работа и bec-
прерывной бомбежкой © воздуха пы-
талея ее сорвать. Однако опытный и сме-
лый водолаз Никольский cam выпох-
Нил это задание досрочно.

В бэях под Сталинградом т. Яиколь-

ский зместе со своей группой сменил
30 гребных винтов у брочекатеров, под-
нял две переправы через Волгу. Когда у
берега, находившегося в руках  против-
ника, затонул Наш бронекатер, Николь-
‘щий взялся за его спасение. Пришлось
работать только ночью, так ках немцы
обстреливали водолазов. Никольский про-
был под водой 11 часов, заделал 460 про-
боин в бронекатере. Осколком мины он
был ранен. Пересиливая боль, он до кон-
ца довел работу.

Сейчас командир отряда старший лей-
тенант Никольский передает краснофлот-
цам свой большой опыт; прививает им
любовь в водолазному делу.

Майор Г. ЦЫГАНОВ.

По историческим местам

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
‚ФЛОТ, 6 октября. (По телефону от корр.
«Красного Флота»). Большой интерес про-
являют молодые краснофлотцы к местам,
связанным < историей русского флота.
Учитывая это, на кораблях и в частях ста-
ли практиковать экскурсии молодых крас-
нофлотцев по историческим местам.

Несколько десятков экскурсий было уст-
роено за последнее время в Кронштадт.
Старший лейтенант Шубин, работающий
сейчас над историей города-крепости, яв-
лялся экскурсоводом; Его живые и яркие
рассказы слушались моряками с болышим
интересом. Краснофлотцы ознакомились с
петровокими доками, побывали на Якорной
площади и в других местах Кронштадта.
Экскурсовод обстоятельно ознакомил их с
местами, связанными с революционной дея-
тельностью кронштадтских моряков.

Интересные экскурсии были устроены
недавно для молодых краснофлотцев ко-

рабля, где парторгом старший лейтенант
Дятлов. Молодые моряки побывали в
Ленинграде. Они были У памятника основа-
теля русского флота Петра I, посетили ме-
ста, связанные с деятельностью Петра 1 во
время создания русского флота на Балтике,
побывали на Подзорном острове, в Главном
алмиралтействе и других местах,

Краснофлотцы были у обелиска, постав-
ленного на берегу Невы в том месте, отку-
да крейсер «Аврора» дал свой исторический
выстрел. по. Зимнему дворцу. Молодые крас-
нофлотцы посетили могилу героя  Отечест-
венной войны-—-вице-адмирала Дрозда. Стар-
ший лейтенант Дятлов рассказал о ЖИЗНИ
и боевой деятельности отважного адмирала,
чье славное имя носит ‘ныне гвардейский
эскадренный миноносец.

Целый ряд экскурсий с молодыми крас-
нофлотцами проведен и в других базах
флота.

ПРНЕМ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Наркомаг просвещения РСФСР opra-
низует прием аспирантов в университеты
и педагогические институты. Для рас-
смотрения дел кандидатов в аспирантуру,
представляемых вузами, организована
Центральная  отборочная комиссия, в ко-
торую вошли заместитель наркома про-
свещения С. А. Новиков (председатель),
vextop — Московского государственного
университета профессор И. С. Галкин,
директор Московского педагогического
института имени Ленина П. В. Мясников.
представители Наркомпроса, Академии пе-
дагогических наук и вузов столицы,

Отбор в аспирантуру будет произво-
диться по конкурсу. Обязательным. счи-
тается вступительный экзамен по спе-
циальной дисциплине. К испытаниям по
другим дисциплинам будут допускаться

—

лишь лица, успешно сдавшие этот экза-
мен. Поступающие в аспирантуру должны

свои ‘научные работы,  опи-
сания сделанных ими изобретений или ра-
ционализаторских предложений, При от-
сутствии таких трудов должны представ-

ляться письменные рефераты по спе-
ниальности на избранную ‘поступающим
тему.

Для проведения приёмных испытаний в
аспирантуру в высших учебных заведени-
ях организуются комиссии в. составе за-
местителя директора или ректора по
учебной части, заведующего кафедрой и
профессора дисциплины, по которой про-
водится испытание. При зачислении в ас-
пирантуру преимущественным правом
пользуются участники Отечественной вой-
вы. (ТАСС).

К 75-летию С0 ДНЯ СМЕРТИ К. Д. УШИНСКОГО

ЛЕНИНГРАД, 6 октября. (ТАСС). В.
Центральном историческом архиве в Ленин-
граде ‘хранятся ивтересные документы, свя-
занные с именем великого русского педагога
К. Д. Ушинского.

Обращает на себя выимание проект peopra-
низации учебного дела в Смольном институ-
те, инспектором которого был Ушинский.
Этот проэкт представляет собой стройную
систему новых основ обучения. В приложен-
ной к чему об’яснительной записке Ушин.
ский останавливается, в частности, на про-
должительности уроков, их приготовлении,
выдвигает необходимость введения нагляд-
ных методов обучения.

В архиве хранится записка о подготовке

Учителей начальных училищ, в которой
Ушинский предлагает преобразовать Гатчин-
скии сиротский ‘институт в’ учительскую се-
минарию для подготовки. преподавателей для
народных училищ, Сохранилось, письмо
Ушинского, в котором он отстаивает необ-
ходимость классных библиотек и просит
отпустить для этого кредства,

По окончании Московского университета
со степенью кандидата Ушинский некоторое
время исполнял должность профессора при
Ярославском Демидовском училище. Об этом
мы читаем в формулярном. списке «Учи-
теля русской словесности при Гатчин-

ском сиротском институте» К. Д. Ушин-
ского.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ВЛАДИМИР, 6 октября. (ТАСС). После
длительного перерыва вновь открылся
Владимирский областной краеведческий
музей. Его экспозиции отражают историю
края с древнейших времен до второй по-
ловинь ХУ[ века. Специальный зал  по-
священ жизни и деятельности владимир-
ского князя! Андрея Боголюбского,

Большое место отведено в музее перио-

ду возникновения Владимиро-Суздальской
земли и началу возникновения русского

государства. ’

Залы музея пополнены ценными экспо-
натами, найденными в древних могильни-
ках, шитьем и тканями изделий XII—XVI
веков, а также подлинниками и фотоко-
пиями старинных рукописных книг.