7 октября 1945 г

И.

: 177

Boh крейсера «Варя» ¢ японской
жадрой — одна из самых ярких герои-
чеких  отраниц истории русского
зоенного флота. «Трагедия в Чемульто»
хак называли историки этот эпизод pyc-
(H0-T0NCKOH войны, показала веему ми-

ру величие духа русских военных моря-
пов, penereprants подвиг матросов и
офицеров <}

аряга», пошедших на вер-
ную гибель во имя чести русского воён-
но-морского флага, был воспет народом.
Поколения моряков свято хранили и
хранят в памяти этот высокий образец
бззаветной преданности воинскому дол-
ry.

Верные героическим традициям npomr-
лого, советокие военные моряки приум-
ножили славу родного флота в боях
против немецко-фалистеких” захватчиков
и лнонеких империалистов.

История бессмертного подвига крейсе-
pa «Варяг» продолжает волновать ердца
и умы наших офицеров и краенофлот-
eB.

В начале 1904 года, когда над Даль-
ним Востоком нависла угроза войны меж-
ду Россией и Японией, русская эскадра
базировалась на Порт-Артур, являвший-
ся главной базой русского флота на Ти-
хоокзанском театре. Вольшинетво кораб-
лей стояло на внешнем рейде. Только
некоторые из них находились в портах
Битая и Кореи, где несли службу ста-
ционеров.

Одним из наиболее важных корейских
портов в Желтом море был порт Чемуль-
по. Придавая ему 060б0е значение, рус-
кое командование решило ‘усилить здесь
корабельный состав стационеров. Выбор
пал на новейший крейсер «Варяг», при-
шелщий на Дальний Восток в 1902 году.

Дальние походы, совершенные «Варя-
том», были хорошей ииколой для экипазка.
Сплотившийся в этих походах личный
состав отличалея высокими морскими ка-
чествами. Командовал кораблем капитан
1 ранга Воеволод Федорович Руднев, от-
личный моряк, смелый и мужественный
офицет.

10 января «Варяг» пришел в Чемуль-
по. Через два дня в русоком посольстве
в Сеуле были получены тревожные све-
дения о появлении в Желтом море 10
японских военных кораблей, направляв-
шихся к берегам азиатокого материка.
Посланник ‘немедленно известил об отом
Руднева. Предполагая возможность вы-
садки японского десанта в западных бух-
тах Кореи, Руднев послал находившуюся
в Чемульно канонерскую лодку «Кореец»
на разведку. Никаких признаков япон-
ских десантных войск разведка не обна-
ружила,:

Отсутетвие в течение продолжительно-
го времени точных данных о дипломати-
ческих взаимоотношениях с Японией и
отсутствие надежных средств связи ©
Петербургом и Порт-Артуром заставили
русского посланника в Сеуле отправить
в Артур «Корейца» для доставки доне-
сений и дипломатической почты

8 февраля, при выходе из порта, «Ко-
реец» был вотречен отрядом японских
крейсеров и миноносцев. Они предириня-
ли против русского корабля торпелную
атаку, которая не удалась. Близость ней-
трального порта не дала возможности

КНИГИ, ПЛАКАТЫ, ОТКРЫТКИ ДЛЯ ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ

ВБРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 6 октября. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). На флотэ ироко
развертывается работа в связи © демо-
битазацией моряков стариих возрастов.
Политуправление флота выпустило книж-
ny «Краснознаменный Балтийский флот
в Великой Отечественной войне», На
первой странице этой хорошо оформлен-
ной книжки написано: «Балтийскому
моряку в память службы на Краснозна-
менном Балтийском флоте в годы Отече-
ственной войны (1941—1945 тг.)».

В книго помещены обращения
товарища Сталина к ‘народу в ювязи ©
победой над Германией и победой над

‚Лично заявил протест японскому

К бб

„ воскресенье. № 237 (2112)

3 историй боевых кораблей русского флота

PRE pycctoz0 roma

командиру канонерской лодки капитану

‘
2 ранга, Беляеву отразить торпедную ала-
ку противниха. Он возвратился в Чемуль-

по и доложил Рудневу о провокационной

выходке японцев.

Руднев немедленно известил о случив-
шемоя командира английского крейсера
«Тальбот» калтитана 1 ранга Бейли, яв-
лявшегося на рейде старшим морским
начальником. Последний в резкой форме
контр-
адмиралу Уриу и потребовал 0б’яенений,
почему нейтральный порг явилея местом
нападения на русский корабль. Японский
флагман лицемерно признал, что налгаде-
ние из «Корейца» произошло «по недо-
те

альше военные события стали нара-
стать в бурном темпе: Рано утром 9 фев-
раля командиры иностранных кораблей
получили от Уриу официальное извеще-
Me 0 разрыве Японией дипломатических
отношений © Россией, а двумя часами
позже Рудниеву был вручен подписанный
Уриу ультиматум с требованием, чтобы
русские корабли покинули Чемульно не
позднее полудня 9 февраля. В случае
невыполнения пред’явленных требований
японский флагман угрожал «Варягу»
Е атакй в самом порту.

льтиматум был послан Рудневу через
10 часов после коварного нападения
японоких миноносцев на корабли Порт-
Артурекой эскадры.

Перед Рудневым встала трудная зада-
ча, требовавшая быстрых и правильных
решений. Командир «Варяга» поступил,
как патрхот и храбрый офицер. Несмот-
ря на смертельную опасность, он без
колебания решил с боем прорваться в
Порт-Артур.

Собраз личный состав, капитан 1 ран-
га Руднев известил его о полученном
ультиматуме и о своем твердом намере-
нии бороться с противником до послед-
неи капли крови, «Братцы — оказал он/—
я получил от японского адмирала пред-
ложение уйти с рейда до 12 часов, ина-
че он атакует нас всей эскадрой на рей-
де. Количество судов эскадры не извест-
но, но нам и не надо знать, мы все раз-
но пойдем в бой и поддержим честь рус-
ского флага. Помните, братцы, что ‘мы
будем сражаться до последней возмож-
ности и сдаваться не будем». Матросы
и офицеры ответили на эту речь коман-
цира могучим русским «ура».

9 февраля в 11.30 «Варяг» снялся с
якоря и вместе ес <Корейцем» вышел в
море. Вслед русским кораблям, нехшим,
по выражению командира французекого
крейсера «Паскаль», «на верную
смерть», неслись возгласы приветствий
и выражения восхищения. Когда «Варяг»
и «Кореец» находились на выходном
фарватере. японокий отряд вышел из-за
острова Иохольми и преградил путь руб-
оким кофаблям.

Экипажу «Варяга»  предотояло всту-
пить в бой с шестью японскими крейсе-
рами. Равечитывая на слабость духа
русских военных моряков, Уриу поднял
сигнал Рулневу с предложением сдаться.
Но русский офицер не счел нужным от-
вотить на это предложение.

Когда дистанция между кораблями 6©0-
кратилась до 45 кабельтовых, японский

Японией, приказы товарища Сталина и
Наркома Военно-Морского Флота ко
Дню Военно-Морского Флота, краткий
фактический материал о боевых дейст-
виях балтийцев.

Выпущена также красочная открытка
с надписью: <На память о совместной
службе на Краюнознаменном Балтийском
флоте в дни Великой Отечественной вой-
ны». Этими открытками будут обмени-
ваться  демобилизованные © остающи-
мися нз флоте.

Художники старшины Татарников и
Попов закончили плакал на тему; «Бал-
тиец! Ты © честью выполнил свой долг
перед Родиной в Великой  Отечествен-

Строевая песня

«Двенадцать гребцов, в двадцаль четыре
зесла, с песнями, понесли их по гладкому
хребту зеркального озера... Гребцы, хва-
THROM разом в двадцать четыре весла»
тюдымали вдруг все весла вверх—и катер,
сам собой, как легкая птица» стремилея
по неподвижной зеркальной поверхности,
Парень — запевало, плечистый детина,
третий от руля, починал чиетым, звонким
толосом, выводя как бы из соловьиного
торла начинальные запевы песни; пятеро
подхватывало, шестеро выносило, и раз-
лизалась она, беспредельная, как Русь».
Так у Гоголя рассказано о песне, русской
песне, способной задеть за живое веякого
человека, если только он He глухой. И
действительно, великое дело хорошая
песня. Кто же не испытал на себе ее по-
истине могущественного воздействия в
‘амых различных жизненных положениях
Какой, например, военный челевек не зна-
ет, что может сделать песня, даже, тогда;
когда от усталости подгибаются колени,
когда после утомильного перехода вин-
товка ломит плечо так; как будто в ней
полтонны веса, когда близкий привал ка-
щелся недоступным блаженотвом... Стоит
зазвенеть лихой песне, как рукой снимает
убталость, гордо поднимутся поникиие
головы. и новым светом озаритея все во-
круг. Великое дело песня, и чедаром в
русском народе, обладающем богатейшей
в мире песонной сокровищницеи, OTHOCAT-
‘я к песне с гаубочайшим уважением.
«Песня—иправда» — глаюит русская пого-
ворка, и это краткое определение в
иного ученого исследования © реализме
музыке. i

Geren не всякая песня достойна тавого
почета. Eerh и дживые песни, как. ость
поддельные цветы и фальшивые драгоцен-
ные камни. Нужно уметь различать нод-
HHO художественную песню от eee
фальсификации и уметь пропагандиров
гу хорошую песню.

В одном из изапих портовых городов мы
наблюдали однажды такую картину. Четко
чеканя шаг, по улице проходила рота мо-
лодых краснофлотцев. Рослые, один к од-
ному ребята в аккуратно подогнанном
обмундировании вызвали вееобщий инте-
рее. Старики, остановившись на тротуа-
pax, приосанились, вопомнив минувшую
юность, «штатская» молодежь смотрела
не без зависти... Звонким, высоким тено-
ром запевала завел песню. Матросы вотре-
пенулись и подхватили принев. Но, увы,
нас охватило чувство неловкости и досады:
где, в каком заплесневелом углу откопали
эту песню с глупейшим текстом,  пове-
ствующим о какой-то Мариэтте, or которой
за версту несло дешевой пудрой и ресто-
раном. Сентиментальная чепуха в убтах
лихих праснофлотцев, да еше в строю,
производила неожиданно комическое вие-
чатление. _

Не один этот случай навел нас на серь-
езные размышления. Таких или почти та-
ких же фактов можно, привести много. В
чем же причина этого странного явления?
Разве у нас нет множества превосходных
строевых и всяких иных песен? Есть, и в
огромном выборе. Периодически повторяю-
щиеся жалобы на «отеутетвие песен»
являются плодом чистейшего  недоразу-
мения, в свою очередь результатом из руЕ
вон плохой работы по распространению
песен.

Многие политработники, повидимому,
считают, что песни должны сталь извеет-
ными в краснофлотской среде, так сказать,
«вами в0б0й», по щучьему велению. В
действительности так не бывает, и хорошо
организованная пропаганда песенной ли-
лературы — дело чрезвычайно важное,
насущно необходимое,

Роль песни в деле воспитания художе-
ственного (не только музыкального, но и
литературного) вкуса, следовательно И

‚тическим. Разрушения

и т Ee

КРАСНЫЙ ФЛОТ

р

крейсер «Асама» дал первый зажи по
«Варягу». За ним последовали залпы CO
всех неприятельских крейсеров. «Варяг»
ответил артиллерийским огнем с правого
борта, налравленным ‹ против «Асама».
Меткаля стрельба русских артиллеристов
скоро увенчалась успехом. Кормовая
часть ‹ японекого крейсера оказалась
серьезно поврежденной, вепыхнул лозкар.
Силу артиллерийского удара русского”
корабля ощутил и. крейсер «Tamamuxo>.
Он также получил серьезные поврежде-
ния.

Однако перевес сид на стороне япон-
цев был слишком велик. На каждый сна-
ряд, посланный «Варягом», в ето. сто-
рону летели десятки япоуских снарядов,
Они выводили из строя палубные артил-
лерийские установки, материальную часть,
прислугу орудий. Разрушения были or-
ремны. Вышла из действия электропро-
водка, возникли пожары. На верхней па-
лубе горели шлюпки и деревянный па-
лубный настил. Дым застилал артиллери-
стам цель, огонь накалил металлические
части корабля и причинял тяжелые ожо-
ги морякам.

Еще в начале боя одним из снарядов
снесло дальномер и убило его личный
состав, другими — повредило мостик. Ра-
нило и контузило Руднева,  подожгло
штурманокую рубку. Позднее артиллерий-
ским огнем перебило рулевой привод.
Корабль потерял управление.

0б’ятый пожаром крейсер пылал, как
огромный факел, но не прекращал борь-
бы. Ero экипаж и не думал о сдаче.
Орудия корабля продолжали стрелять,
нанося все новые повреждения врагу.

Положение «Варяга» становилось кри-
все  увеличива-

Тихоокеанский флот,

время переклички вызывают:
— ИВраснофлотец Никонов!
лись. Несмотря на героические усилия  И правофланговый отвечает:
экипажа, потери среди личного состава  — Пал смертью храбрых в боях за
были тажовы, что артиллерийский огонь   свободу и независимость нашей Родины.
крейсера постепенно слабел. Глубокое волнение сжимает сердце
59 минут длилось жестокое сражение.   Каждого моряка.
Учитывая оботановку, Руднев пришел к Когда на корабль прибывают молодые
решению временно выйти из боя, чтобы   краснофлотцы, их ведут к торпедному ап-
произвести необходимый ремент, & затем   парату № 1. На доске, прикрепленной к
снова вотупить в решительную схватку   аппарату, написано: «Аппарат имени
с врагом и прорваться в Артур. Он по-   Евгения Никонова. ИЕвтений Никонов,
вернул корабль на обратный курс, вер-  торпедный электрик лидера «Минск», по-
нулея на рейд и отлал якорь вблизи. гиб смертью героя в борьбе sa город
иностранных кораблей. Таллин. Оставаясь верным присяге и со-
По приказанию командира корабля   Ветекой Родине, не выдал военной тайны
личный состав, не теряя ни одной мину-   После мучительных пыток был заживо
ты, осмотрел полученные повреждения.   Сожжен немецкими фашистами в августе
Осмотр показал, что о вторичном выходе   1941 г.>,
крейсера в море не может быть и речи, Старшина 1 статьи Борисов рассказы-
Корабль был обречен. вает молодежи: т
Вопрос о дальнейшей сульбе крейсера   — Это было в первый год войны. Не-
был решен на созванном командиром co-   Мецко-фалиистекие захватчики рвались к
вещании офицеров. Все они единодушно   Таллину. Многие моряки ушли с корабля
выюказали мыель о необхоимости немед-   На сушу, чтобы вместе © похотой сдер-
ленно уничтожить «Варяг». жать натиск врага. Среди них был и тор-
Командиры иностранных кораблей   Подный олектрик Евгений Никонов. В
прислали шлюпки для того, чтобы снять   Первых же боях он показал себя бес-
раненых и немнотих оставшихся в строю
членов героического экипажа. Пос-
ле этого капитан 1 ранга Руднев прика-
зал открыть кинготоны. Море’ поглотило
легендарный крейсер, героическая гибель   ЗЗят немцами в плен: Немецкий врач
которого озарила славой моряков русеко-   ПРИвел моряка в чувство. Гитлеровцы
го военного флота. приступили к хопросу. Они хотели уз-
нать численность кораблей количество

вооружения, дислокацию частей. Верный
военной присяте, краснофлотец Никонов
не отвечал. Тогда немцы стали его пы-
тать. Они резали его ножами, жгли фас-
каленным железом. Краснофлотец Нико-
ной войне, Будь образцом трудолюбия   нов молчал. Озверелые гитлеровцы при-
на фронте мирного строительства». На   вязали его за руки к столбам, разожгли
плакате изображен склонившийся к етан-   внизу костер и сожгли живьем. Никонов
ку демобилизованный. моряк, сзади него   погиб в страшных ‘муках, но осталея ве-
на дальнем фоне — корабли и море, рен присяге, советекой Родине.

В соединения и части разосланы ху-  В глубоком молчании слушают  моло-
дожественно оформленные грамоты, ко-   дые краснофлотцы рассказ о терое-бал-
торые будут выдаваться демобилизован-   тийце,
ным морякам, находившимоя в чаетях, Подвигам героев, павтих в боях, от-
отмеченных в приказах товарища   водятся лучшие страницы истории кораб-
Сталина. лей. Чтобы обстоятельнее‘ ознакомиться с

Атитаторы на кораблях и в частях   жизнью и работой Евгения Никонова до
раз’ясняют Указ  правительства © демо-  флота, командование лидера «Минск»
билизации старших возрастов, проводят   налравило старшину 1 статьи Холопова
беседы о льготах для демобилизованных,  `в село Васильевку, Ставропольского рай-
06 их обузанностях в тылу. она, Куйбышевекой области, где родился

схваток, прикрывая действия разведчи-
ков. Евгений Никонов был тяжело ранен.
В беосознательном состоянии он был

Капитан 1 ранга
К, ПУЗЫРЕВСКИЙ.

общей культуры маее, огромна. Это, кав  система контроля и руководетва). Полит-
нам думается, особых доказательств не  органы флотов вопросами строевого песен-
требует. Однако и для строевых  целей  ного репертуара никогда серьезно не за-
подбор песни вовсе не безразличен и не  нимались, а отсюда и «вое качества».
должно руководотвовалься только сообра-   Списки песен, ° рекомендованных для
жениями—тодится песня «под ножу» или   строевого употребления в частях, почти не
не годится. Ни один человек, когда-либо   известны по той простой причине, ‚ что
маршировавший в строю, но согласится с  списков этих вовсе нет... Нельзя, однако,
предположением, что маршевая песня на  ограничиваться только рассылкой реко-
манер барабанного боя есть только меха-  мендательных бвписков, хотя бы даже и
ническое средство для поддержания етрое-  аннотированных. Нужно рассылать также
вого ритма. Бак ни важна эть функция и нотный материал. Заметим кетати, что
строевой песни, ее значения она’не исчер-  рассчитывать только на централизованное
пывает. Следует подчеркнуть, что это от-  снабжение нотным материалом не прихо-
зично понимали лучшие предотавители  дится, да и надобности нет. Все наши фло-
старого русского офицерства, как армей-  ты так или иначе занимаются нотно-изда-
ского, так и флотекого. Отнюдь, конечно,   тельской деятельностью и во всяком слу-
не случайно то, что среди старых строе-  чае могут частично удовлетворить по-
вых песен имеется ряд очень ценных худо-  требность в строевом песенном материале
жественных произведений, иногда даже на   литографированными изданиями.
слова величайших русских поэтов. Доста-  Важнейшую роль в пропаганде песни
точно упомянуть хотя бы армейскую пес-  должны играль флотские и флотильские
ню «Бородино» на стихи Лермонтова или   газеты, Ведь до сих пор песня является
великоленную, етавшую уже классической,   редким гостем на страницах флотской пе-
флотекую песню «Варяг», глубочайший  чати. 06 этом нельзя не пожалеть потому,
драматизм которой нисколько не препят-  что огубликование пееенных материалов в
ствует ее строевому применению. газетах, без сомнения, является едва ли не
В настоящее время мы располагаем   самой лучшей формой массовой пропаган-
множеством отличных песен, написанных   Ды песни. Нам думается, что редажщии
советокими композиторами и как нельзя  флотских и фаотильских газет, в том
более подходящих для строевых целей. числе газет соединении и частеи, должны
Her необходимости перечислять их! Проявить в этом деле гораздо больше
здесь — песни Тистова, Милютина, Сигиз-  Инициативы и активности, чем OTO на-
мунда Каца, Жарковского, Будашкина и  блЮдалось до сих пор.
других можно найти в любом сборнике.  С давних пор на флотах ведутся занятия
Возникает только один вопрос: каким  с замевалами ‘из частей и с кораблей.
образом пропагандировать лучшие образ-  Впрочем, если уж быть более точными, то
цы песни? Нам думается, что эта задача  следует сказать, что эти занятия © давних
решаетея на практике двояко. Дело не  пор не ведутся, иля в-лучшем случае ве-
только в распространении хорошей песни,   дутся через пень-колоду. Серьезного вни-
но и в решительной борьбе против песни  мания этому во всех отношениях’ важ-
плохой, антихудожественной, пошлой. На-  ному, культурному делу никто до сих пор
до признаться откровенно, что строевой  не уделял, несмотря на то, что сами запе-
репертуар фактически не контролируется  валы относятся к своему делу с исключи-
никем и даже самое понятие «Строевой  тельным интересом. Не следует упускать
песенный релертуар» звучит для многих  из виду, ‘что русекая народно-песенная
политработников престранно (если н68  традиция весьма уважительно относится в
иметь з виду репертуара военно-морских   запевале, и самое его имя считается по-
оркестров, где существует определенная   четным. Непонятно, почему же мы так

На выполнении ‹овместного задания.

ИМЯ ГЕРОЯ БЕССМЕРТНО

` От корреспондента «Красного Флота»
Еаждый вечер на лидере «Минск» во   и воспитывалея Никонов до 12 лет, и

страшным и стойким бойцом. В одной из

С а ota ama О ЧЕТВ

вебе ровным счетом ничего «семинар-

‘войны были, например,

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

——

Сверхсрочники
и сверхупрямство

Несколько лет тому назад мне прин
лось наблюдать бурный конфликт в ву-
линарном цехе одного предириятия. Ви-
новниками конфликта оказались два м0-
лодых работника этого цеха. У них были
непозволительные для юного возраста
мечты. Они желали стать поварами-эн-
цикломедистами и, собираясь отточить
свои знания в области тортов mM BCeBOs-
можных печений, задумали перейти B co-
седний цех, где это дело было поднято
на должный уровень. i

’ Шеф-повар, их старый наставник,
грузный мужчина с такими длинными за-
порожекими усами, что на каждый. мож-
но было нанизать по пелкило сушек, гре-
мел, потрясая шумовкой, как обнажен-
ным клинком:

— Вто из вас людей сделал? Я. А те-
перь отдавать вас другому? Да вы до ме-
ня репы от брюжвы отличить не могли!
У кого вы прошли “ype заливных? (е-
минар по дичи? Практические занятия
по солянкам? И это вся ваша благодар-
ность? Марш обратно на брююву!

Столько было гнева в голосе осжорб=
пенного мастера высшей кулинарии, что
притих весь штат цеха —— от калькуля-
тора до судомоек.

Можно ли назвать такое воспоминание
странной ассоциацией для того, чтобы
перейти к вопросу о старшем техник-
лейтенанте Рогальском? По-моему нет.

Мне. Мравда, неизвестно, носит ли
старший техник-лейтенант усы и гром-
кий хи у него голос, но по части госу-
дарственной мудрости он не очень далеко

Фото Н. Верннчука.

ушел от громовержца из кулинарного
отаршину 2 статьи Царева — в город   цеха,
Горький, где работал Никонов до призы- Судите сами. В подразделении, кото-
ва во флот, рым командует Рогальсвий, несколько

Старшина 1 статьи Холошов долго до-
биразея до затерянного в волжеких сте-
пях села Васильевки. Здесь он вотгретил
председателя сельсовета Анну Маркову.

-- Вы Никонова помните? — спросил
У нее Холопов.

— Как же, —— ответила Маркова; —
я в одном классе с ним училась.

Балтийского моряка плотным кольцом
окружила колхозная молодежь. Пришли
участники Отечественной войны, товари-
щи Никонова, старые колхозники. Они
слушали рассказ Холопова о подвиге
бесстрашного ‘земляка. Сейчас лучшие
бригады получают право называться име-
нем героя. Школьники просили назвать
именем Никонова свою школу.

Старшина 2 статьи Царев побывал в
Горьком на заводе, где Никонов работал
до призыва на флот. Он рассказал ropp-
ковеким металлистам о подвиге Никоно-
ва. На заводе было организовано комео-
мольское собрание, посвященное памяти
Никонова,

Тов. Парев собрал большой материал,
рисующий благородный облик советекого
патриота. Евгений Никонов рое без роди-
телей. Его воспитала советская власть.
Она дала ему образование, открыла перех
ним большие перспективы. На заводе он
был ударником. На флот пошел добфо-
вольцем. Тов. Царев нашел заявление,
которое нашисал Никонов в райком ком-
вомола: _

«Имею желание служить в Военно-
Морском Флоте и защищать свободу, за-
воеванную в революцию 1917 т. и в граж-
данскую войну нашими отцами и стар-
шими братьями. Я прошу районный ко-
митет комсомола поелаль меня в ряды
Военно-Морекого Флота».

На корабль доставлена также автобио-
графия Никонова, характеристики и дру-
гие документы, рисующие жизнь и рабо-
ту Никонова до службы на флоте.

Личный состав. корабля с огромным
интересом изучает эти материалы. Они
служат воспитанию молодых краенофлот-
‘Yes, ибо подвиги не умирают. Они живут
и вдохновляют моряков на новые дела, во
славу Родины.

Лейтенант, Н. БАДЕЕВ. -
Краснознаменный Балтийский флот.

сержантов решили остаться на сверх-
срочную. Еомандир был польщен.

— Ну вот, м хорошо, ребята, вместе
дальше. послужим,

Но оказалось, что ребята хотят нерей-
ти в другую часть — туда, где команди-
ром майор Матонеко. Как известно, 06-
тающемуся на  сверхерочную службу
предоставлено право перейти в другую
часть своето рода войск. Установлен и
определенный порядок перехода.

— Не у меня? — вокипел Рогаль-
ский. — То-ееть как это не у меня? Вто
вас учил службе? Я. Вто о Bac заботил-
ся? Вто вас растил, я спрашиваю? И
теперь отдаете концы? В майору Матолт-
ко? Легко живет товарищ Матошко. Я,
растил людей. а у меня их забирают го-
товыми. Так вто же вас готовил изо дня
в день?

Много еще было этих риторичееки
«кто?» Вепомнилиеь, кажется, и билеты
в кино, и организация танцовального ве-
чера, и другие заботы. Вепомнилиеь ©
горечью, с негодованием.

Несколько дней командир подразделе-
ния ходил с оскорбленным видом, Потом
отрывисто спросил:

— Одумались?

Но ребята попались неуступчивые,
Желают воспользоваться правом, кото-.
рое дает приказ. да и только. И настаи-
валот, чтобы рэпортам был дан соответ-
ствующий ход.

— Ну, нет, дудки! — ответил Рогаль-
ский. — Если не хотите служить у меня,
то я сделаю так, чтобы вы никуда не по-
пали,

Рапортам ход дан не был. Рапорта 0с-
талиюь на приколе в делах командира:
Вандидаты в сверхорочникя не сдава-
лись. Они обратились к вышестоящему
начальнику — товарищу  Шиманекому.
Товарищ Шиманокий примирительно за-.
метил:

— Ну, что вы, ребята, затеяли? Ваше.
место здесь:

Но ребята остались при 060б0м мне-
нии насчет своего места и опять натом-
нили о приказе.

— Torta я вам ничем помочь не мо-
гу, — махнул рукой Шиманский. — По-
дали рапорта, теперь ждите.

И кандидаты в сверхерочники эдут,
Все еще ждут. Рапорта как лежали, так
и лежат на месте. Лежат © самого июля. -

Не будет неблагодарным сержантам
никаких характеристик, никакого содей-
ствия. Не будут посланы личные дела В
часть майора Матошко. Нусть моль по-
грызет рапорта!

« Не мне сверхсрочники — так никому
они сверхерочнихами не будут», — вот
как мысленно определяет мрачную судь-
бу строптивых сержантов старший тех-
ник-лейтенант Рогальский.

Нельзя отказать ему в упряметве, да-
же в оверхупрямстве. Не откажем ему в
крутом характере, кажется, ив темпера-
менте. А вот в широком понимании того,
что есть служба во флоте —в этом, по-
жалуй, придется отказать старшему тех-
ник-лейтенанту Рогальскому.

Один обтряк-себялюбец, которого не
пронять было никакими доводами, го-
заривал: «Своя тельняшка ближе к те-
лу». :
Jlommno Ont, 9Ta caMasd TeABHAIIRA 3a-
крыла Рогальскому горизонт,

С. МАРВИЧ.
——_—_

плохо используем этот старинный и по-
лезный институт!

Одним из первых по значению Mepo-
приятий по пропаганде строевой песни
должна стать правильная организация за-
HATH © запевалали. Занятия эти должны
быть систематичееками, с таким расчетом,
чтобы репертуар, флотбких шесеннивов не-
прерывно увеличивался, чтобы каждая
новая песня стала достоянием запевалы.
Занятия с запевалами у нас очень торже-
ственно (и очень неосновательно) имену-
ютея <осминарами запевал». В действи-
тельности разучивание песен не таит в

свого». Это хоть и. ответственная, но е0-
всем несложная работа, которую может ©
успехом выполнить любой элементарно
грамотный в музыке человек. Занятия по
разучиванию песен с запевалами могут
‚проводить, в частности, певцы из ансамб-
лей, разумеется, специально проинструк-
тированные. Таким образом, кадры препо-
давателей песни на флотах имеются, тем
более, что в занятиям с запевалами могут
быть привлечены также флотские капель-
‘мейстеры, руководители музыкальной са-
модеятельноети ит. д. Если энергично
взяться Ba дело, любой клуб, любой ДВМФ
может наладить настоящую работу с запе-
валами. Нечего и говорить, какую боль-
My пользу может принести эта, работа.

Само собой. разумеется, мы не собира-
лись здесь перечислять все возможные
формы пропаганды строевой (да и не
только строевой) песни. Плакаты, летучки
6 отпечатанными текстами песен в дни
широко распро-
странены на флотах. Нет оснований от
казывальея от них также и в мирное вре-
ма. Впрочем, здесь открываетел обширное
поло деятельности для  изобретательного,
инициативного пропагандиста.  Рецептов
давать не станем, Одно верно--пропаган-
да строевой песни дело’ важное, имеющее
серьезнейшее значение для мдейного и
художественного воспитания личного с0-
состава флота,

По следам выступлений
«Красного Флота»

„Холодные сапожники“

В фельетоне А. Поневежекото, ‘поме-
щенном в «Враеном Флоте» 18 сентября,
приводились факты плохой работы са-
пожной мастерской ателье производет-
венного комбината № 1 Мосвоенфлот-
торга. Приемщица ателье грубо обраща-
лась © заказчиками, заказы на ремонт
обуви, если и принимались, то не вы-
полнялись в срок. :

Как сообщил редакций начальник
Военфлотторга центральных управлений
НЕВМФ майор Моисеев, всо факты, из-
ложенные в фельетоне, при проверке
подтвердились. За грубое и невнима-
тельное отношение ‘к заказчикам ‘прием
щица с работы снята, директору ателье
поставлено на вид; Фельетон обсужден
на всех предприятиях Мосвоенфлотторга.
Намечены конкретные мероприятия для

Майор В. ГОРОДИНСКИЙ.   улучшения их работы.