а я eee ee

Из оптьтия морской авиации

Удары по морским коммуникациям

После того как советские войска пол-
ностью окружили курляндекую группиров-

ку немепко-фалкистских войск, ее питание,

осуществлялось только морским путем.
Надо было сковать немецкие морские ком-
муникации. Задачу эту решала. авиация
флота. :

Первый удар был нанесен в сентябре
1944 гола. Воздушная фазведка обнару-
жила в порту Либава 8 немецких транс-
портов, 6 подводных лодок .и несколько
мелких кораблей. Четыре группы пикирую-
щих бомбардировщиков под прикрытием
истребителей произвели заход на цель
с одного генерального направления. Бомбы
сбрасывались на никировании с большой
высоты. В результате удара были потоп-
лены   транспорт и 3 подводные лодки.
1 транспорт был сильно поврежден,

Налет был скрытным и внезанным. Про-
тивник открыл зенитный огонь с большим
опозданием. ; я

В тот же день по оставшейся группе
кораблей в Либаве был произвелен повтор-
ный удар силами бомбардировщиков «Пе-2»
под прикрытием истребителей «ЯК-9». По-
топяено было два транспорта общим водо-
измещением 6.500 тонн, а несколько ко-

противника
удар, нанесенный по Либаве. в середине
декабря 1944 года. :
После того как разведчик донес о том,
‘apo в порту находятся 20 транспортов
й 20 военных кораблей, назначено было
время для нанесения удара.

Соответственно этому в плане, который
проработали © летным составом, предуемат-
ривалаеь совершенно определенная послело-
валельность всех действий. Начать должны
были групны самолетов «Ил-2». Им пред-
стояло подавить огонь зениток. Точно через
две минуты наялежало появиться пики-
рующим бомбарлировщикам. За ними дол-
жна была следовать ударная группа
«Ил-2», бомбарлировшиков-топмачтовиков,
& еше спустя лве минуты — две группы
топмачтовиков под прикрытием  истреби-
телей, завершавшие налет. Выход этой
труппы из атаки  обеспечивалея б0мбо-
IITYPMOBLIM ударом группы «Ил-2».

Командование установило сроки вылета,
бор групп и порядок их следования к
цели, исходя из времени, назначенного для
удара.

Вопреки ожиданию, группы пикирующих
бомбарлировщиков появились над целью
первыми и произвели бомбометание с пики-

раблей повреждено. На подходе к цели   рования по транспортам в Торговой гавани.

самолеты были встречены интенсивным
огнем зенитных пушек и атакованы груп-
пами истребителей противника. В завязав-
Maxed воздушных боях сбито было 6
«ФВ-190» и 1 «Ме-109».

Нужно отметить два основных нехостал-
ко в этих первых наптих налетах.

Взаимодействие < бомбарлировщиков с
истребителями прикрытия былое организо-
вано недостаточно четко, в результате чего
отдельные звенья. самолетов «Пе-2» оста-
вались без прикрытия.

Бомбардировочная авиация была слиш-
ком растянута в районе цели и особенно
после выхода из атаки. Это приводило Е
раепылению истребительной авиации при-
крытия, — немцам легче было произво-
лить внезалные атаки по оторвавигимея
самолетам.

Все же первые два массированных удара
были эффективны.

В октябре тет же состав сил провел еще
два массированных улара. Было потоплено
два транепорта общим водоизмещением
14.000 тонн, а один траноторт поврежден.

Наши самолеты подвергались исключи-
тельно мощному и организованному возлей-
ствию со стороны истребителей и зенитных
среджтв противника. Противовоздушная
оборона Либавекой базы после наших нале-
тов былар значительно усилена. Теперь уже
нельзя было наносить бомбоухары, не по-
давив предварительно сототивления Bpa-
жеских зениток и не обеспечив своего пре-
восходетва в воздухе.

‚ Когда аэродромы были построены ненло-
средственно на побережье и тула перебази-
ровалась наша штурмовая авиация, мы
перешли от тактики массированных ударов
труппами бомбардировщиков к тажтике ком-
бинированных ударов с участием разнород--
ных вилов авиации. Это произопгло во вто-
рой половине октября.

Пикирующие бомбардировщики под при-
крытием истребителей нанесли основной
удар. Штурмовики подавили огонь зениток.
Было потоплено два. транспорта общим
водоизмешением 6.000 тонн, один танкер
в 1.200 тонн и один тральщик: повреждены
6 транспортов. В воздушных боях было
сбито 8 «ФВ-190».

Однако непрерывно усиливая ПВО. нем-
пы продолжали использовать порт ЛТибава
для проведения интенсивных мореких пере-
BOSORK,

Тогда командование начало  приме-
нять бомбарлировщики-топмачтовики. Всего
до конца 1944 года по военно-морской базе
Либава произведено было три мошных ком-
бинированных удара е участием тоимачто-
ВИкоВ.

Этот мегод воздействия на противника
требует неключительно четкой организации
взаимодействия. Достаточно какой-либо из
групи запоздать или поторопиться всего на
2—3 минуты, и общий замыеел нарушен,
последовательность всех лействий спутана.

Наиболее характерным в этом отноше-
кии является комбинированный воздушный

Seas See eee es

Котда идет речь 06 эксплоатации элек-
трооборулования подводного корабля, 00
уходе за его механизмами и особенно элек-
тромоторами, электропроводкой, главными:
и отсечными электрическими подстанция-
ми, мне живо вопоминается авария, проис-
шедшая на одной из подводных лодок. На
пути к позиции перед самым окончанием
зарядки аккумуляторной батареи, в виду
берегов противника, в дизельном отсеке
корабля произошло короткое замыкание
вспомогательных механизмов подстанции.
В отсеке появился едкий дым горящей pe-
3HHEI.

Вахтенные мотористы остановили дизе-
ля, выключили из-под. питания горящую
подстанцию. Центральный пост об’явил
аварийную тревогу: «Пожар в дизельном
отсеке». Дизельный и смежный ¢ HUM OT-
секи заполнило дымом, корабль потерял
хол. До берегов противника осталось 6—
8 миль. Они были ясно видны — снежный
заряд, бывший до этого, рассеялся.

Что делать? Быстро оторваться от бере-
га ‘нельзя —— дизеля вышли из строя, по-
гружаться тоже нельзя — в дизельном от-
секе пожар, два других отсека заполнены
дымом. Командир об’явил артиллерийскую
тревогу. Капитан-лейтенант Ужаровсвий,
по приказанию капитана 2 ранга Лунина,
заложил подрывные патроны в погреба и
под запасные торпеды.

Внизу шла напряженная борьба за жи-
вучесть. Инженер-механик подводной лод-
ки, ясно понимая, что корабль не может
стоять без хода, самостоятельно от одной
из аккумуляторных групи (ee силовые ка-
бели проходили по борту, противополож-
ному аварийной станции) дал малый ход
вперед. и доложил: «Подводная лодка имеет

И ИЕ ЕЕ НН ak

Уход за электроо

Хотя в результате прямых попаданий было
потоплено два транспорта, & один повреж-
ден, атака пикировитиков, проведенная на
четыре минуты раныше ‘установленного
срока, нарушила общий план.

Зато группы штурмевиков строго выдер-
жали время. Первая группа «Ил-2» подав-
ляла отопь зенитной артиллерии, вторая
ударная группа «Ил-2» произвела удар по
транепортам в северной части порта е пла-
нирования и топмачтовым методом.

Прямымн попаданиями бомб штурмовики
потопили лва травепорта. Велед за тем
строем фронта вышли в атаку и сбросили

бомбы топмачтовики. Они потопили три
транспорта.
Всего в результае комбинированного

удара потоплены пять транспортов и по-
вреждены два транепорта.

Судя по количеству потопленных транс-
портов и сбитых самолетов (21 «ФВ-190»),
удар был достаточно эффективным. Ho он
мог быть еще более эффективным, а глав-
ное, наи потеря были бы значительно
меньше, если бы не ошибка ведущего
группы «Пе-2х. Появившись в районе цели
раньше намеченного срока, пикирующие
бомбардировщики вызвали преждевремен-
ную готовноеть всех средств ПВО базы.
Именно поэтому следовавшие за пикирую-
щими бомбардировшиками эшелоны mTyp-
мовиков уже за 15—20 километров до цели
встретили противодействие больших групп
истребытелей.

Преждевременный ухар и уход из района
пели группы «Пе-2» распылили общее
истребительное прикрытие. что позволило
противнику оказать организованное проти-
волействие штурмовикам.

При последующих ударах 060бое внима-
ние обрантено было на организацию борьбы
с истребителями противника. ;

С этой пелью командование предусматри-
вало в общем плане блокирование аэродро-
мов, лежащих вблизи Либавы, и посылку
специальной группы истребителей для «вы-
метания» вражеских истребителей из рай-
она цели.

Весной 1945 года наступательные опе-
pau войск 2-го и 3-го Белорусского
фронтов привели к окружению кенигеберг-
свой группировки немлев. В юго-восточной
чаюти Балтийского моря в руках у немцев
осталась одна-единетвенная военно-морская
база — Пвалау.

Опираясь на Пиллау, противник продол-
жал энергично снабжать кевигебергский
гарнизон, эвакуировать из Кенитоберга
промышленное оборудование, поддерживать
приморские фланги своих. войск. Это вы-
нулило напгу авиапию сосредоточить свой
удары по транепортам и кораблям в Пил-
лау.

Система расположения зенитных средств
  давала возможность противнику прикры-
вать подходы в порту со стороны моря, за-
лива Фриш-Гаф и < севера. Особенно уси-
ленно защищали немцы военную гавань со
входом в Кеонитгебертский канал, а также
районы
мов. Нужно учесть, что в порту находилоть

ЖЕНЕ

борудов

ход моторами». Командир одобрил его ре-
шение.

Ликвидировать пожар отнетушителями,
матами, брезентом He удавалось. Начала
гореть обивка на подволоке, под угрозой

возгорания оказалась расходная соляровая
систерна. Едкий дым продолжал заполнять
два отсека и центральный пост, Командир.

пятой боевой части принял решение выве-
сти людей из дизельного отсека, задраить
его, провентилировать

Через 1 ч. 40 м. пожар-в дизельном от-
ееке прекратилея. Шодводная лодка была
провентилирована. Сгоревиие кабели
управления  кормовыми горизонтальными
рулями были исправлены, Корабль погру-
зился.

Осмотр аварийной станции показал, что
она полностью сторела. 16 часов электри-
ки, мотористы и краснофлотцы других епе-
циальностей восстаназливали питание. в
вспомогательным механизмам дизельного
отсека. Подводились боевые сростки, на-
паивались наконечники, восстанавлива-
лась изоляция. Подводная лодка куреиро-
вала экономическим ходом на безопасной
глубине. Лечь на грунт было нельзя —
глубина моря в несколько раз превышала
предельную глубину погружения.

Наконец все механизмы дизельного от-
сека были опробованы. Доложили команди-
ру о готовности дизелей к пуску. Веплы-
ли, зарядились, выполнили с успехом бое-
вое задание и тремя залпами отсалютовали
приход в свою базу.

Тиательное исследование причин пожа-
Та засвидетельетвовало, что вое произошло
0т запотевания станции и скопления Ha
ней пыли. Влага, осевшая на токоведущих
шинах и пажелях, образовала электриче-
ский мостик, через который при повышен-

остальные отсеки.

обычно от 30 до 40 военных кораблей и
транспортов, которые помогали батареям
ПВО. Истребительное прикрытие Пиллау
осуществлялось с ближайших аэродромов,
где базировалось до 100 самолетов.

Таким образом, ПВО базы в целом вы-
глядела очень внушительно.

Акватория порта была ограничена. Это
исключало возможность использования тор-
педоноецев и топмачтовиков, Решено было
наносить улары по базе силами бомбарди-
ровшиков «Пе-2» и штурмовиков «Ил-2»
нох прикрытием истребителей.

В случае неблагоприятных метеорологи-
ческих условий должны были самостоятель-
но действовать одни штурмовики.

За март—апрель 1945 года проведено
было 24 хассированных удара и несколько
ударов оттелыных групп штурмовиков.

Первый удар был нанесен в первой по-
ловине марта. Возхупгная фазведка обнару-
жила в порту Пиллау 4 транепорта, 1 СВР
ий 2 СКА. Тотчас вылеленные групны на-
ших самолетов поднялись в воздух. После
удара штурмовиков с планирования ебро-
сила бомбы с пикирования группа пикиру-
ющих бомбардировщиков. Было потоплено
еще одно судно. Вроме того, два судна были
повреждены.

Основным дефектом проведенного налета,
вало считать’ низкую эффективность дей-
ствий штурмовиков, которая явилась след-
ствием неправильного решения ведущего
группы. Ведущий репгил атаковать сравни-
тельно небольшой группой штурмовиков
одновременно три транспорта. Этим он рае-
пылил силы и не добилея желаемого ре-
зультата. Замыкающая грунпа штурмови-
ков в момент удара попала в неблагоприят-
ные метеорологические условия (облач-
ность 7—8 баллов, высота 600 м, онеж-
ные заряды, видимость 1.000 м), что силь-
но затруднило выход в атаку.

Опыт этого воздушного налета Opn де-
талыно проанализирован © летным соста-
вом. В дальнейшем ошибки не повторялись.

В день решительного штурма и взятия
города Кенигеберг был нанесен мощный
удар по Пиллау с воздуха.

В 8.10 получены были данные от в0з-
душной развелки о наличии в порту пяти
транспортов и пятнадцати других судов.
Для нанесения удара назначено было общее
время: 10.28—10.33. Первыми должны
были атаковать штурмовики, затем пикя-
рующие бсмбарлировщикм.

Ровно в 10.28 mse группы «Ил-2» на-
несли бомбо-штурмовой удар по батареям
зенитной и корабельной зенитной артилле-
рии базы. Велед за ними уларная группа
штурмовиков атаковала танкер и тран-
порты в порту. Выход из атаки обеспечи-
вала специально выделенная группа штур-
MOBUROB, полавлявшая огонь зенитной ар-
тиллерии противника.

Не успели еще уйти послелние пгтур-
мовики, как над целью появились группы
никирующих бомбардировщиков. Точно в
‘назначенное время 10.30 — 10.33 они
произвели атаку с пикирования.

В результате нанесенного удара `потоп-
лены были один танкер и два транспорта.

Несмотря на то. что мы выделили значи-
тельные группы штурмовиков для подавле-
ния ПВО, противолействие противника
было сильным: Олнако взаимодействие всех
групт было организовано так четко, что
ната авиация потерь не имела.

Операщия по уничтожению транстортов
й кораблей противника в’ военно-морской
базе Пиллау ллилась продолжительное
время и протекала в условиях быстро ме-
няющейся тактической обстановки, начи-
ная от окружения восточно-прусской груп-
пировки противника и 10 овладения
Венигобергом, а затем и самим Пиллах.

Еели истребительная авиация противни-
ка вначале очень активно действовала про-
THB Hac, To после занятия частями Врасной
Армии Кевигоберга и большей части Зем-
ландокого полуострова она совершенно ис-
чезла с поля, боя. .

Пиллауская операция является чоказа-
телем самостоятельных успешных боевых
действий авиации против современной мопт-
ной военно-морской базы © целью затруд-
нить противнику перевозки и эвакуащию
остатков его разбитых афмий. Е

В. FETMAHOB.

морокого и сухопутного аэролро-

Капита

Е Sask

H

анием в похоле

ном напряжении батареи пробило изоля-
   цию и вольтовой дугой замкнуло разно-
’ именные полюса.

Действия личного состава были призна-
ны правильными, но недостаточно четки-
‚ми. Поздно было снято питание © горящей
станции. Олин из моториетов, не убедив-
шиеь в снятии питания со станции, при-
менил огнетушитель для гашения пожара,
чем еще больше замкнул разноименные
шины. Работа по восстановлению станции
была оценена отличной. .

Какие же выводы были нами сделаны?
Все отсечные подстанции были изолирова-
ны гетинаксом и резиной. Между orpercr-
венными токоведущими шинами и разно-
именными ножами рубильников были по-
ставлены гетинаксовые перегородки для
защиты от перекрытия вольтовой дуги.
Было указано: перед каждым веплытием
проверять сопротивление изоляции каждой
подстанции в целом и между ее отдельными
шинами, протирать панель и шины вето-
шью. Все борта лодки над’ полстанциями
были покрыты изоляцией, препятетвую-
щей образованию влаги от отпотевания.

Б месту сказать, все эти замечания сле-
довало бы учитывать при постройке и ре-
монте подводных лодок.

Конечно, на все случаи боевых повре-
ждений нельзя все заранее предусмотреть.
Но при подборе инетрумента, аварийного
инвентаря и ремонтного материала нужно
исходить прежде всего из тиничных случа-
ев повреждений данной системы, из 0б’ема
и характера восстановительного ремонта,
который может выполнить личный состав
непосредственно в море своими силами, из
типичных случаев эксплоатационных не-
поладок, которые возникают иг конетрук-

м ЕВ 1945 г., вторник, № 289 (2164)

На балтийских тральщиках

Зимняя учеба

Финский залив скован льдом. Катерные
тральщики подняты на стенку. На них на-
чался ремонт. Экипажи катеров пересели-
лись в кубрики. Сюда перенесена и боевая
подготовка личного состава.

Заходим в кубрики подразделения, кото-
рым командует капитан 3 ранга Мудрак.
Злесь обращает на себя внимание красиво
оформленный монтаж «Боевые дела нашего
подразделения за 1945 год». Хорошо пора-
ботали моряки. В истекшем году они унич-
тожили немало немецких мин и минных за-
щитников, успешно провели 167 боевых
операций по ‘тралению фарфватеров и про-
водке караванов. Калерные тральщики про-
шли за кампанию около 75 тысяч миль. Из
них более 60 тысяч с тралами. Материаль-
ная часть работала безотказно. Мотористы
сумели сэкономить более 42 тысяч кило-
граммов горючего и более полутора тысяч
килограммов масел.

(Сейчас, ремонтируя корабли, личный ©9-
став продолжает совершенствовать свое
боевое мастеретво, памятуя, что от успеха
зимней учебы во многом зависит эффектив-
ность траления во второй послевоенной кам-
пании. Капитан 3 ранга Мудрак и офицеры
подразделения приложили немало усилий,
чтобы организовать боевую подготовку с
первых же дней перехода «на зимние‘ квар-
тиры». Были созданы труппы `рулевых-
сигнальшиков, командиров отделений мине-
ров, пулеметчиков, моториетов, радистов и
т. д. Группы комплектовались не только по
специальностям, HO M © учетом степени
тойготовки краенофлотцев. Так, краснофлот-
цы-минеры, прибывиие в подразделение
несколько месяцев назад, занимаются в OT-
дельной группе. Они усиленно изучают ма-
териальную часть, опыт ее экеплоатации.

В руководству занятиями привлечен не
только офицерокий состав, но и наиболее
опытные старшины, проплававтшие на ка-
терах-тральщиках несколько лет. С ми-
нерами, например, занимаются опытные
командиры тральных расчетов старшины
1 статьи Морозов и Артемин. На счету
только одного старшины   статьи Морозова
более двух десятков уничтоженных мин.
Занятиями руководят опытные команхиры
катерных тральщиков: Герой Советокого
Союза главный стазитина Tarren, глав-
ные стартины Уманцев, Егоров. Рахаев и
другие — участники многих сотен боевых
операций по тралению,

Опыт первых недель зимней учебы гово-
рит о том, что старитины умело проводят

Занятия офицеров

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 10 декабря. (По телеграфу от Kopp.
«Нрасного Флота»). Офицеры штаба траля-
щих кораблей, возглавляемого капитаном
2 ранга Амелько, настойчиво совершенетву-
ют свое военное мастерство. Большое вни-
мание уделяется глубокому изучению опы:
та Отечественной войны. За последнее вре-
мя для офицеров был прочитан ряд докла-
тов 06 использовании трального оружия в
войне. Офицеры штаба ознакомились © бо-
евой деятельностью тральциков в развед-
  во минных полей противника, в тралении
фарватеров для крупных боевых кораблей.
Была также изучена боевая деятельность
тральщиков в ‘условиях противодействия

противника.

На занятиях офицеров штаба системати-
чески практикуются разборы проведенных
операций. Вонтр-адмирал Белов. флагман-
ский минер капитан 3 ранга Вольский не-

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 лекабря. (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»).
Н-ское соединение кораблей провело шлю-
почные. гонки под парусами на дистанцию
40 кабельтовых, в которых участвовало
цесять шестивесельных ялов.

Дучшие результаты — 1 час 10 мин.
20 сек.— показала команда гребцов. эекад-
  ренного миноносца «Бодрый» под коман-
 дованием лейтенанта Закурхаева. Второе ме-
сто. заняли моряки крейсера «Молотов».

Гонки выявили некоторые теневые сто-
роны морекой практики. Отдельные коман-
тиры кораблей запустили морскую подго-
TOBKY своих экипажей, не тренируют их в
хождении на веслах и под парусом. Так,
капитан 3 ранга Хряпченко не выставил
овоей команды для участия в гонках. что
было отмечено в приказе комаплующего со-
единеннем.

иль И ЕРЕСИ LR ET eee eee

дым офицером морекого театра, новой тех-

тралов.

давно выступили с докладами 06 опыте тра-
ления немецких магнитных мин в одном   лучше.
из районов, о проводке кораблей за тра-
лами и т. д.

учений по боевому управлению. Темы уче-
ний взяты из опыта Отечественной войны.
Тральщикам в годы войны не фаз прихо-
хилоеь проводить караваны в условиях   ТИЙ. Иногда сроки поставок не вылержива-
ожесточенного противодействия артиллерии   ЛИСЬ, и это грозило срывом плана ремонта
и авиации противника. Во всех этих слу-

=
Что показали шлюпочные гонки

Дам

занятия, разнообразят их яркими примера-
ми из опыта траления. Это стало возмож-
ным благодаря тому, что офицерский состав   ем
подразделения постоянно проверяет подго-

товку к занятиям, помогает овладеть мето-
дикой обучения. В подразделении строго

соблюдается расписание.

Внимание обращено на подготовку ко-
мандиров катерных тральшиков. За, послед-
нее время. на эту должность было выдвину-

то немалз» мололых старшин... Старшины

—

Завод, вставший
из руин

Неподалеку от пирса раскинулись fon,
шие корпуса пехов. С огромным под’еми
идет в них работа. Коллектив Энском
морского завода трудится с огромным пот.
ом, стараясь Kak можно быстрее и луче
отремонтировать. корабли.

Только в прошлом году завод поднялся
из руин и пепла. Немцы, перед тем ках
уйти из города, пытались начисто уни.
ттожить эту ремонтную базу Балтийском
флота. Они взорвали пирсы, причалы, 97.

цехов, вывезли сложное оборудование, по-

эти—хорошие специалисты, но У них еще   ломали станки.

нет достаточных знаний и навыков по игтур-
манскому делу, маневрированию. Поэтому
уже с первых дней учебы проводятся заня-
тия по навитации и т. д. Ведущий эти за-
нятия млалирий лейтенант Еремеев добивает-
ся глубокого изучения командирами катер-
ных тральщиков особенно тех районов мор-
ского театра, на которых подразделению
предстоит работать в будущей кампании.

За короткий срок проведено. два разбора
операций по тралению. Один из них сделал
капитан 3 ранга Мудрак, второй — коман-
дир отряда лейтенант Петров. На разборах
проанализирована работа катерных траль-
щиков, очищавших от мин один из удален-
ных фарватеров. Лейтенант Петров посвя-
тил занятие разбору маневрирования кате-
ров на минном поле.

Такая форма учебы занимает одно из
главных мест в системе подготовки коман-
диров катерных тральщиков. В ближайшее
время с ними будет проведено два группо-
вых упражнения на темы: «Проводка за
тралами каравана судов в дневное время»,
«Действия командира катерного тральщика
при тралении комбинированного минного
поля». Упражнения преследуют цель—не
только поднять тактическую подготовку
командиров тральщиков, но и научить их
действовать в районах, где подобные опе-
рации будут осуществляться в будущей
кампании,

Налаживается учеба и офицерского со-
етава. С ним уже проведены занятия по

освоению опыта траления. 0собое внимание

уделено самостоятельному изучению каж-

НИКИ.

Большую помощь в yuebe оказывают
руководители минно-трального кабинета.
В нем собраны образцы минно-трального
вооружения, имеются макеты различных

Лейтенант Н. БАДЕВВ.
Краснознаменный Балтийский флот.

Уже на второй день после освобождения
города, когда еще пылали и дымилиь
корпуса пехов, у. проходной будки собра-
лись рабочие. Их никто не звал, они при-
шли сами и сразу же, как только езперы
обезвредили вражеские мины, приступили
к восстановлению завода. Вскоре два цеха
частично были восстановлены.

Корабли не могли близко подходить к ga.
воду: мешали разрушенные стенки, заки-
ренное камнями от взорванных пиреов дно
бухты. Рабочие ходили к судам на р
на шлюпках и на единственном катере,
сбереженном от немцев. Людей не пугали
притаивиниеся в воде мины. Их даже но
остановила гибель катера, подорвавшегося
на минах.

Нехватало инструментов, деталей, зала.
ных частей, электроэнергии. Трудноми
были большие. Тем не менее уже нз 12-й
день после освобождения города в мов
ушел первый отремонтированный на 338046
тзальщик. завод постепенно возрождался,
оснащался новой техникой. Ленинградцы
прислали заводу несколько станков,
С каждым днем росло число рабочих,

В октябре прошлого года завод получих
производственный план. В первый же ме-
CAT его перевыполнили на шесть процен-
тов. Сотни рабочих почти вдвое перевы-
полняли производственные задания. Сле-
сарь Ансон, механик Лахе, токарь Давид-
сен, краснофлотец-моторист Селезнев п
многие ‘другие систематически давали 10
три нормы.

В ноябре завод вступил в социалистиче-
ское соревнование с другими предприятия“
ми. За три месяца коллектив сумел произ-
RCM текущий и частично средний ре
монт многих кораблей, заняв в соревновании
второе место среди судоремонтных пре»
приятий Военно-Морского Флота.

В годовщине освобождения города под-
навшийся из развалин завод занял первю

место в социалистическом соревновании,

Завод получил переходящее Красное зна-

мя Военного Совета Флота. Принимая
знамя, рабочие обязались работать еще
Свое обязательство — коллектив

выполняет с честью: программу в сентябре
завод выполнил на 103 проц., в октябре —

С офицерами штаба проведено несколько  на 108 проц., получив премию от Народно-

Чаях тральщики взаимодействовали с бе-

няли участие штабы взаимодействующих
сил. Проведено также ‘учение на тему:
«Форсирование плотного минного заграж-
дения противника с последующей провод-
кой кораблей за тралами в условиях проти-
водействия подводных лодок противника».

Из-за неумения маневрировать командир
одной из шлюпок лейтенант Ивашкин был
спят с тонок.

Многие участники состязаний но поза-
ботились о приведении шлюпок в порядок.
Паруса были грязные и мятые (исключе:
ние предетавляла шлюпка крейсера «Воро-
шилов»). Шлюпки не имели номеров. не-
которые гребцы были одеты не по форме.
Это в первую очередь относится к коман-
шлюпок  эскадренного миноносца

«Бойкий» и крейсера «Красный Кавказ»,

Приведенные факты свидетельствуют, что
на отдельных кораблях все еще забывают
о необходимости систематической морской
подготовки личного состава, регулярной тре-
нировки в хождении на веслах и пол пару-
сом, о воспитании выносливых моряков.

тивных недостатков вспомогательных ме-   обеспечивая решения командира, принимать
ханизмов, систем и устройств и могут быть   все меры, которые необходимы для безопае-

устранены или предупреждены в море.

Нам кажется, что на средних и больших
‚подводных лодках нужно иметь электросва-
рочный аппарат и газовую сварку. Послед-
няя обеспечивается запасом ацетилена, на-
личием соответетвующих горелок ео шлан-
гами, детандером и электродами. Кислород
же на подводной лодке всегда имеется. На
корабле должен быть небольшой запае ли-
стовой меди, запае наконечников, олова,
припой, мощная паяльная лампа, изоляци-
онная лента, резина, а также приепособле-
ние для расплавления олова и напайки на-
конечниюов,

В боевых операциях 060б0%е внимание
надо обращать на уход за аккумуляторны-
ми батареями. Существующие правила и
наставления подробно излагают все требо-
вания, пред’являемые к инженер-механику

и группе электриков. Следует лишь выпол-
HATS Ux.

Каждый механизм, систему, устройство
нужно беречь и по возможности не форси-
ровать, Во всех случаях пребывания Ha
позиции инженер-механик обязан так эк-
сплоатировать. аккумуляторную батарею и
так составлять и проводить режимы заря-
док, чтобы в пужный момент командир
корабля всегда мог выйти в атаку. Каж-
кый часе пребывания над водой должен
быть использован для пополнения запасов
электроэнергии, ее сохранения, подключе-
ния на «расход» главных тенераторов и
для накачки запаса сжатого воздуха.

Плох тот командир пятой боевой части,
который, боясь нарушить правила экепло-
зтации, будет уговаривать командира под-

водной лодки проводить классическую за-

ности экеплоатации материальной части,
Вынужденные боевой обстановкой наруше-
ния с указанием причин и принятых мер
должны быть оговорены в экеплоатацион-
ных журналах.

Перед выходом в море, на позицию в
осенние и зимние штормы уровень электро-
лита` надо снижать, верхние крышки эле-
ментов тщательно укупорить и пропаять.
Лучше в море сделать доливку батарей, чем
ликвидировать выплескивание электроли-
та, почти всегда приводящее к падению
сопротивления изоляции. На позиции при
зарядках вентилировать батарею рекомен-
дуется через дизельный отсек и тщательно
проверять процентное содержание  водо-

рода.

Несколько слов об электромоторах, рас-
положенных низко под настилом, и 06 ис-
полнительных моторах носовых и кормо-
вых горизонтальных рулей. Они находятся
в условиях повышенной влажности, рез-
кой перемены температуры, а во время
сильного пгторма или диферента подверже-
ны опасности быть залитыми водой из
трюма. Поэтому моторы, расположенные
нод настилом, в трудно доступных местах,
должны быть предметом тщательного и по-
вседневного наблюдения и осмотра. Нужно
помнить: «корпус» и замыкание веэгда

легче предупредить, чем найти и устранить
его.

Пора, наконец, и нашим конструкторам
отказаться от старых представлений. Если
ук ставить электрические приводы для
рулеи, то моторы их должны быть водо-
непроницаемыми, бесшумными, амортизи-
рованными, < повышенным запасом  мощ-

рядку и ради хорошей записи в журнале Beene

учета боевой задачи не изменять режи-
ма плавания. Инженер-механик должен,

Инженер-капитан 2 ранга
Н. БРАМАН,

го Комиссара Военно-Морского Флота.

Завод не имел ватранки и формовочного
цеха. Литье поступало © других предприя-

кораблей. Рабочие решили сложить ва-
гранку своими силами. На помотщь пришли

реговой артиллерией и другими силами рабочие ‚Вронштадтекого завода. Они при“
флота. Подобному взаимодействию. ‘было’ по-
евящено специальное учение. В нем’ при-

елали ‘одного ‘из лучитих своих ‘Мастеров

литейного дела орденоносца Ноздренко.’ Не

сколько месяцев ускоренными темпами
строились новый цех и плавильная , печь.
Первого декабря 1945 года вагранка дала
первый чугун. Ноэдренко залил металлом
форму. Детали получились высокого Kaye
ства.

На успехи завода существенно влияет
работа рапионализаторского бюро. Техники
конструкторы внимательно прислушивают
ся к предложениям рабочих и служащих,
Недавно был проведен месячник смотра. рз-
ционализаторских предложений, Из посту
пивших 314 предложений реализовано уже
193. Только 108 из них дали стране 0ко-
ло миллиона рублей экономии,

Старший лейтенант

С. ХАРЛАМПИЕВ,
Город Н. (По телеграфу от корр. «Крас-
ного. Флота»).

—0
ПО СТРАНИЦАМ
КРАСНОФЛОТСКИХ
ГАЗЕТ

$: Начальник Высшего Военно-Морского
ордена Ленина Краснознаменного училища
имени Фрунзе получил письмо от подполков.
ника Ровного, в котором сообщается о бла:
городном поступке курсанта училиша Оль’
ховникова. По одной из улиц Ленинграда
проходила девочка лет 6-7. Внезапно из-за
угла выскочила грузовая машина. Еще се.
кунда —и ребенок попал бы под колеса,
Рискуя жизнью, Ольховников бросился к де:
вочке и схватил ее. Машина задела моряка
крылом, сшибла его с ног, однако ребенок
ыл спасен. «Я счел своим долгом написать
о благородном поступке вашего курсан*
та», — пишет т. Ровный («Фрунзевецз),

2 Личный состав самолетно-ремонтного
цеха, где начальником офицер Ковригин, 34
время войны ввел в строй десятки боевых ма:
шин. На самолетах, отремонтированных в
цеху, черноморские летчики успешно прово-
дят сейчас боевую учебу, Авиаремонтникн
добились больших успехов. Уже к 1 ноября
они выполнили производственный план 1945
года. Качество отремонтированных самоле“
тов признано высоким. («Черноморец»),

Корабль офицера Ерохина вышел в Мо:
ре на траление: Несмотря на сильный ветер и
большое волнение, мешавшие наблюдению,
вскоре были обнаружены три плавающие ми:
ны, Через несколько минут комендор Ермо*
ленко обнаружил еще одну мину. Всего за
день экипаж корабля уничтожил 15 плаваю:
щих мин, («Краснофлотец»).

#: Военно-охотничье общество Черномо}»
ского флота приобрело в Севастополе дом, в
нем разместятся охотничий клуб и библиоте“
ка. Военный ‘совет Черноморского флота

линги, полностью уничтожили несколько

hail

утвердил строительство охотничьей базы в}

тайоне Камышевой бухты. При базё name
чено создать большое подсобное хозяйство

военно-охотничьего общества. («Красный
черноморец»).

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ
В ПИЛЛАУ

A ПИЛЛАУ, 10 декабря, (По телеграфу). В
oer приехал ансамбль песни и пляски
з ней Балтийского флота, Крас
лотцы и офицеры радушн 4
самбль. ee
С большим усп
ехом прошли выступления
wee в Доме Военно-Морского Флот
нсамоль за время своего пребывания 06;
служил корабли и части соединения,