р мая 1944 г., № 104 (1671).

= =

На глиняной стене полуразрушенного
дома сделанная мелом. надпись: «Даешь
[ерчь!» Армейский капитан, с которым
я переправляюсь через пролив, несколько
раз со вкусом повторяет вслух эти два
слова и говорит; «Рука десантников!
Ей-богу, рука десантников!».

В двадцати шагах от этого места еще
одна точно такая же стена и на ной
тоже мелом: «Даем Керчь!». Это ответ
Приморской армии, ответ тех самых
солдат, которые, закрепившись на клоч-
ке крымской земли, отвоеванной ‘для
них десантниками, первыми ворвались
в городи стали с тех пор именоваться
керченцами.

Так начинается Крым весны 1944. го-
да.
Весна пришла в Крым и в прямом и
в переносном смысле этого слова, и те
местные жители, которые остались без
крова и без имущества (а таких боль-
шинство), просто говорят: «Ничего, все
вернем, все отстроим, главное, что
пришла  веена, настоящая крымская
весна...» Весна шла к Севастополю, оде-
тая в мундиры бойцов и офицеров Kpac-
ной Армии, и она несла освобождение не
только крымеким людям, но и крымекой
природе.

Мапитны, ‘следующие от. переправы на
запад, проходят через Керчь быстро, не
останавливаясь и притормаживая только
У контрольно-пропускных пунквов, где
уже в первый день освобождения горо-
ха, рядом с большими немецкими указа-
телями — Масн  Кеодоча», «Ман
Katerles> (на одном из них были
перечеркнуты крест-накрест немецкие
буквы и сверху нашисано: «Смерть
немецким оккупантам!» ) появились чна-
ши дорожные стрелки и преду-
преждающие плакаты: «Приказ pery-
лировщика — закон». Керчь ныне так
далека от фронта, что из нее давно ушли
вперед даже армейские тылы,

Керчь изуродована и искромоана, до ®с-
нования, в ней не осталось ни отного
целого дома. На-улицах, лежащих в
стороне от автострады, стоит мертвая
кладбищенокая тишина, и только ве-
терок шевелит траву в под’ездах домов и
з комнатах © вырванными взрывом ‘пола-
ми. Тишина эта изредка фаскалывается
тяжелым грохотом: саперы. рвут фу-
гасы «еюрпризы» и  катерные
тральщики в порту вылавливают немец-
кие мины. А по дороге ‘на Феодосию
мчалея бесконечные «полуторки», «зи-
сы», «доджи», «пикапы»; и над ними и
над всем Врымом повиело жаркое низкое
небо, прикрытое белесой вуалью дымки.
Чем ближе к Феодосии, тем сильнее при-
пекает солнце и яснее ставовятся тем-
ные силуэты гор. А еще дальше, за Су-
даком, ва Алушетой, горы спускаются к
морю, зацветающие каштаны и дикий
кизил нестройными уядами  оботупают
шоссе, и шуриит прибрежной галькой
осторожная волна. Потом наступает
ночь, и пирамидальные тела кипарисов
„зыожатся тенью на вемтю;. острием к’ заз
паду, словно указывая  неутомимым
шоферам дорогу на Севастополь. Чу-
лесная крымская земля раскичулась пе-
ред нами, еще настороженная, еще не
оправившаяся от тяжелых фан, но
пленительная неповторимая в ¢BO-
ей первородной красоте, та вемая, 0
воторой говорит Маяковокий: «Налему
- Крыму е чем сразниться? Нашему Кры-
му не © чем сравиивалься!»

I,

Обочины шоссе, ведущего от Керчи в
глубь Крыма, являют с0б0й странную
смебь мира и ‘войны, ‘жизни и смерти.
‚В тени огромного каштана, на котором
руками курортников много лет назад
были вырезаны немудреные памятные
слова («Таня и Миша. 1981 год», «Н.
Ячнев — Севастополь — Гурзуф — Фео-
досия — 1934 год»), стоит неуклюжий
немецкий танк, боесилыно опустивший
свороченный на бок хобот орудия. Танк
развален надвое, точно после хорошего
удара казачьей шашки. На дне веселого
горного ручья вырисовяваются” очерта-
ния немецкого «Шмайссера», и девочка
лет пятнадцати, подойдя к ручью, на-
бирает ‘прозрачную воду в немецкие
каски, Каски с двух сторон прожыряв-
лены и через эти дыры проволокой
ловко скреплены с коромыслом. Где вед-
pa? «Так ничего же нету, — удивляясь
такому нелепому вопросу, говорит девоч-
ка. — Ну совсем, совсем ничего нету».

Девочка худа и оборвана. На плечи
ев накинута поношенная зеленоватая
вуртка. Она конфузливо оглядывает себя.
«Вовое ничего нет, — снова повторяет
находить вовсе че в чем!» Девочка
родом с Кубани; Kat ona попала в
Крым? Знакомая печальная история:

жила где-то возле Краснодара, когда
немцы отступали, угнали © собой. Что
она делала? Рыла окопы. Рыла, рыла;

потом «сил совсем, совсем не осталось».
Немцы выбросили ее вон. Она бы умер-
ла, наверно, да нашлась одна добрая
старушка, приютила, выходила ее. Сей-
чае хочет пробираться домой, на. Кубань.

Девочка идет по тропке, неся йа пле-
чах коромысло с немецкими касками,
через край которых выплескивается
вода. Куртка собирается двумя холмика-
ми на ее остро выступающих лопатках.

А по дороге на восток, к Керчи дви-
гаются телеги, ручные тачки, пешие
женщины. Это темрючане, таманьчане,
кубанские казачки. Ненщины двигаются
медленно, сберегая небольшие свои си“
лы и часто оглядываясь назад — авось
подойдет попутная машина и кажой-
нибудь жалостливый шофер подвезет их
до Верчи. енщины возвращаются до“
мой.

У поворота их обгоняет большая 5о-
тонна пленных, Женщины молча смотрят

30 апреля. (ТАСС).
торжественное  от-
крытие выставки «Героическая  обурона
Тенинграда», отражающей борьуу
Ленинграда © немецко-фашистокими  8а-

ТЕНИНГРАД,
Сегодня состоялось

хвалчиками Начиная ¢ первых дней
Отечественной  воёны M до ПОЛНОГО
изобождения города от вражеской

изды, По существу создан музей, повё-

„днем. _в. феодосийскую - гавань

моряков Краснознаменного
флота.

ВЕСНА В КРЫМУ

на пленных немцев. Те смотрят па жен-
щин. Никто we произносит ни слова.
Только шуршит камень toy шагами
сотен ног и где-те далеко гудит мотор
самолета. Потом пленные ускоряют шаг.
ЧВенщины не вымолвили ни Звука, ни
одна из них нё замахнулась. Но илен-
ные ускоряют паг. Отойдя вперед, они
оглядываются, Женщины также молча
смотрят им вслед. И пленные идут
сще быстрее.

0’ судьбе этих женщин, 0 их жизни в
Крыму можно было бы рассказать язы
„ком. цифр и фактов, и этот сухой рас-
сказ был, бы страшен. Я приведу здесь
только одну песню. Эту песню сложили
девушки, работавшие на постройке ак-
монайских укреплений немцев. Они пели
ее по вечерам, лежа на траве поеле тя-
желого шестнадцатичасового рабочего
дня, и немецкие часовые сердито гро-
зили им автоматами. Пела нам эту пес-
ню Марина Гулевская, восемналцатизет-
HAA девушка из станицы Абинская,
Краснодарского края. Марина не хотела
петь, —теперь нужны были другие песни,
другие слова. Но ее подруга. сказала:
Спой, Маринка. Спой морякам.
Пусть знают!...

Да, пусть мораки знают. Пусть эна-
ют эту песню и на Балтике, и на Севе-
ре, и на Тихом океане. Пусть знают
все, какие песни складывали и пели. в
немецком концлагере наши девушки.

Вот эта песня. В ней не изменено и
не выброшено ни слова,

ome

Далеко из проклятого Крыма

Шлю родным я сердечный привет.

Я живу здесь с разбитой душою °
И не знаю, вернусь или нет.

Я живу вблизи Черного моря.
Море плещет, волна за волной.
Я у моря стою и рыдаю.
Как мне хочется. мама, домой,

Ах, была бы я вольная чайка,

Что летает над быстрой волной.
Помахала 6 несчастным подругам
И стрелой улетела домой.

Когда ветер повеет с востока;

С головы он косынку сорвет,

И я вспомню, что где-то далеко
Меня милая мамочка ждет.

Ах, зачем меня мать породила
И обидела в жизни судьбой.
Теперь время настало такое,
Разлучили нас немцы с тобой.

Я живу за железной оградой,
На работу хожу под конвой,
„От баланды я еле живая,

Не вернусь я, мамуся, домой,

Кончив петь, Марина заплакала, За-
плакала и ев подруга. Слишком недавно
было все то, о чем пелось в песне, — и
железная ограда, и конвой, и баланда...

Ш.

Черноморцы ветупали в прибрежные
города Врыма почти одновременно с
частями Красной Армии. 14 anpeaa
вели:
тральщики, и вечером десятки местных
жителей восторженно ходили следом за
шедшими по улицам. моряками;  почти-
тельно осведомляясь у иных, что озна-
чают две или три поперечных полоски
на погоне. На следующее утро в город
прибыл старший морской начальник.
Старморнач выбрал себе резиденцию в
небольшом полуразрушенном домике на
горке с видом на море, и через какой-
нибудь час на шатком балконе уже кра-
совалась представительная фигура сиг-
нальщика.  Сигнальщик докладывал:
«Ватер на траверзе гавани дает ракету».
И хотя старморная сотни. или тысячи
раз в своей жизни видел эти же самые
калера, он вее-таки непременно выходил
на балкон, вглядывалея в море и удов-
летворенно говорил: «Точно. Это СКА»...
Уж очень приятно было видеть паши
СКА именно в феодосийской гавани, где
всего три дня назад стояли немецкие
торпедные катера.

«Порт заминирован» — эта надпись
на кусочке фанеры встречала всякого,
кто пересекал линию портовых ворот,

Немцы действительно не пожалели
взрывчатых веществ, но специальные
команды подрывников, оставленные

немцами в городе, не успели уничтожить
Bech порт. Зияют дыры в волнорезе и
сорваны железные крыши © пакгаузов,

но в порту уже весело стучат молотки.

м слышатся крики «полундра», а в га-
вани нет-нет да и рванется к небу Se-
лый столб воды, и вбе знают: «тра-
лец» выловил очередную мину. И
бронзовый Айвазовский в каменном
кресле на набережной, установленном у
стен его дома, держа в руках палитру
ий кисть, смотрит с задумчивой улыбкой
на порт, на тральщики, смотрит в дале-
кую синеву, которую он любил такой
же неумирающей и нетленной любовью,
какой любят ее черноморские моряки.

Моряков можно встретить не только в.

Феодосии; На чистых улицах Алушты
и в изуродованном ялтиноком порту
видны среди защитных гимнастерок ар-
мейцев черные бушлаты матросов. Люди
в бескозырках и бушлатах деловито хо-
дят по крымской земле, суетятся в пор-
тах и не могут отбиться от угощений
гостеприимных крымчаков, не. знаю-
щих, чем порадовать «наших матросов».
Моряков здесь любят еще по старой па-
MATH, по старой дедовской традиции,
навсегда связавшей флот ‘ве Крымом.
Чем дальше на запад, тем больше
радуется матросское сердце. Каждый метр
приближает моряков к Севастополю.
Крым  распрямляет. плечи, и под ро-
кот прибоя, под рев торпедоносцев и
бомбардировщиков к Севастополю  при-
шла незабываемая крымская весна 00-

рок четвёртого года.
Б. ИЛЬИН.
Крым. (По телеграфу).

—=222ы—

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ „ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА“

зывающий героическую борьбу ленин-

градцев, воинов Ленинградского фронта и
Балтийского

На выставке собрано более 10 тысяч

экспонатов, Они сооружались в течение
4 месяцев. В оформлении выставки уча-
ствовали 50 художников во главе с ху.
дожником Суетиным,

Молодой североморский летчик гвардии

авиации, В’ этом году он потопил в Баренцовом море две немецких подводных
та Францева запечатлел результат своей счередной атаки. Торпеда взорвалась

ва направо): командир экипажа гвардии

Николай ПАНОВ

НАШ ПРАЗДНИК

У чужих берегов, вдоль заснеженных скал,
Где дробится о камни пучина морская,
Командир наш разведчиков группу искал,
С темнобурого берега глаз не спуская.

У протянутых вдоль орудийных стволов
Мы на вахте стояли — за милями мили,
Ледяные громады. зеленых валов

Нас по лицам тяжелыми брызгами били.

Доносилась стрельба с нахмуренных гор,
Бушевала буруна дорожка прямая...

И негромко промолвил мой друг-комендор: .

— А ведь нынче, товарищи, Первое Мая!

Нынче Первое Мая! Мы знали о том,

Мы от новой, свирепой волны увернулись,

Каждый вспомнил былое: свой праздничный
дом...

Пламя радостных флагов над зеленью улиц,

Каждый вспомнил весеннего солнца тепло...
На слова комендора никто не ответил.
Через ‘палубу бурое ‘морё’ текло °

И вбегал в рукава замороженный ветер.

И опять донеслись. комендора слова,
Говорит он со вздохом, как будто бы
„ дразнит:
— Вот бы нам хорошенько отметить, братва,
Вот бы нам первомайский отпраздновать
праздник!

В это время «охотник» наш к берегу лег.
Бьется в острые камни прибой, Hapactas. ©
Всплеск по борту поднялся — совсем
недалек.
Минометный дымок над камнями растаял.

То разведчиков наших нашел командир.
Пробирались они из немецкого тыла.

С боем к морю по скалам отряд отходил
И кольцо огневое его охватило.

Но боец в маскхалате, по скалам скользя,
Без ушанки, со смерзшимися волосами,
Закричал нам: — На катере! Ближе нельзя!
Налетите на камни... Погибнете сами...

И увидели мы — невозможен причал.
Рифы скалятся, в пенной, пузырчатой вате.
— Я без вас не уйду! — командир закричал.
— Подплывайте! Подам вам концы...
Подплывайте!

Справа вздыбился всплеск...

Слева вздыбился всплеск...

Бьет в ответ наша. пушка, водой залитая.
А кругом будто вырос раскидистый лёс,
Из кипящего, дымного моря, взлетая.

Оглушило смертельное чавканье мин.
Катерок наш на скалы бросало все ближе,
Но кидается в воду разведчик один...
Но второй подгребает, цепляясь за лыжи.

Волны их не пускают, обратно гоня,
И опять, посреди непомерного гула,
Поливают противника шквалом огня
Наших верных орудий горячие дула.

И когда. протянулось полдюжины. рук,
_На борт катера ловко друзей принимая,
Краснофлотское сердце наполнилось вдруг
Жаркой радостью праздника Первого Мая.

И, ладонью погладив горячий металл,
Жизни дав немчуре, как у нас говорится,

— Я об этом, — сказал  комендор, — и
i мечтал!

Лучший праздник наш — бить ненавистного
фрица!

А разведчики в кубрик спускались с кормы.
Так, в суровом бою, выручая, друг друга,
Праздник Первого Мая отметили мы

У нахмуренных сопок Полярного круга.

Северный флот.

ГВАРДЕЙЦЫ ПРАЗДНУЮТ
ПЕРВОЕ МАЯ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 30 апреля. (По телеграфу от наш,
корр.). Расцвеченный флагами, ‘стоит
твардейский корабль у пирса, На палубе
в четком строю стоят офицеры, старши-
ны, краснофаотцы. Внимательно слуша-
ют они первомайский доклад гвардии ка-
питана 3 ранга Трифонова.

После доклада зачитывается приказ, в
котором отмечены лучшие люди корабля,
проявившие себя в зимнем , судоремозте.
Среди них палубный комендор гвардии
мичман Штукин, гвардии старшина
статьи Филиппов, гвардии краснофлотец
Антоненк).

Морякл корабля обратились с привет-
ственным письмом в Черноморцам, в ко-
тором поздравляют пх с 1 Мая я с побе-
дами, одержанными ими на Черном море.

^ипаж получил первомайское привет-
стоие от командующего соединением,

КРАСНЫЙ ФЛОГ

лейтенант Евгений Францев в последнее»

лейтенант Е. Францев, штурман гвардии

В напряженной борьбе, в победах,

слава о которых гремит по всему миру,
встречает Советекая страна день 1 Мая.

Мы по праву называем войну; начав-
шуюся на заре 22 июня 1941 тода, ве-
ликой и освободительной. Важдая схват-
ка, за второй этаж каменного дома в
Сталинграде или за овраг, прикрыва-
yuu ‘белорусскую деревню, каждый
бой, — за районный центр на Орловщи-
He или за высоты. откуда немцы обетре-
дивали Ленинграл, — каждая битва, —
за Дон или за Днелу, — каждое сраже-
ние, которое вела одна армия или все
сплы фронта, — имеет глубочайший
смысл. м

Массовый героизм советских офи-
перов и бойцов — прямое следствие 0с-

`вободительного характера нашей борьбы,

исход которой не может быть решен без
полного и окончательного сокрушения
всех сил фашистской агрессии.

На земле. лежащей в срединной Евро-
пе. в течение нескольких лет готовилось
нападение на весь мир. Немцы не скры-
вали своих целей. Они открыто заявляли
о них `Вель даже немецейх шШкольнивов

f a
учили петь:
«Если весь мир будет лежать
в развалинах,
К чорту, нам на это наплевать!»

В каких еще странах учили детей таг

‘ким песням!

Фашисты раетоптали все, что духов
ная культура дала человечеству. Весь
арсенал техники они поставили на служ
бу своим завоевательным целям, пыта-
ACh сделать земной шар рабом «класса
господ». Так должна была начаться эра
беспробветного рабовладельчества, Гит-
леровцы наперед исчисляли ее по мень-
шей мере на тысячелетие,

Советские люди поняли великую цель
борьбы против немецких фатистов. 0т-
леление или взвод. или экипаж корабля,
решая задачу. определенную в боевом
приказе на очередной день. боролись и
борются за будущее нашей Родины, за
судьбу поколений. за то. чтобы избавить
весь мир от угрозы тысячелетнего раб-
ства. Эта задача об’единяет северомор-
ского подводника и кубанского казака,
снайпера и танкиста, узбекского хлоп-
ководь и магнитогорского  доменщика.
Эта задача сплотила весь советский на:
род вокруг партии большевиков, вокруг
великого нашего вождя и полководца
товарища, Сталина.

Однажды я был свидетелем разговора
немолодого бойца со своим командиром.

— Мне робеть нельзя, — сказал б0-
ell, — У меня шестеро детей.

Забота о будущем своих детей, которое
неотделимо от будущего Родины, сдела-
ла этого человека богатырем. Весь напод
сознает свой долг боротьея 3a бу-
дущее наших поколений.

Второй раз в истории Советокого го-
сударства. измеряемой одной лишь чет-
вертью века, мы решаем в битвах судь-
бу наших поколений.

Поколение. вступавшее в жизнь в го-
ды сталинских пятилеток, еще не дорос-
10 ло школьного возраста, когда отцы
решали его судьбу. изгоняя вильгельмов-
ские полчища, выбивая белополяков 6
берегов Днепра, борясь с колчаковцами
(Сибири, штурмуя Перекоп. Окончилась
гражданская война, и были вновь залуты
охлажденные домны ‘Донбасса и Урала.
Героическая борьба отцов открыла «ох-
тябрятам» итирокую дорогу в жизни.

Даже самые краткие анкетные свете-
ния из жизни выдающихся представите-
лей старшего и младшего поколений мо-
гут рассказать. что каждое новое OKO
ление чидело перед собой зе более и бо-
лее богатые возможности.

Когда Василий Молоков пошел добрд-
рольнем в Красную Армию. Борису Сафо-
нову было только три года. Юность Мо-
локова началась еще ло революции. В то
время для него не оказалось возможности
научиться простой грамоте, Сафонов таг

время стал одним из самых известных воздушных
подки и одержал несколько других побед. На этом снимке экипаж гвардии лейтенан-
в кормовой части танкера водоизмещением 10
младший лейтенант П. Галкин и стрелок-радист гвардии старший сержант С. Антипичев.

АХ р lbbY WG

a Ss se

ИА

>
С. МАРВИЧ

<=

y

ких лишений уже не мог испытать, Mo-
локов успел узнать. что такое нужда и
как горек чужой кусок хлеба. Сафонов
этого никогда не знал. Молоков с безгра-
ничным удивлением увидел над с000й
первый самолет. Для него это было чу-
дом. Мечтал ли он тогда, что и сам будет
летчиком? Сафонов в 15 лет решает
сталь воздушным бойцом. Советскому
подростку-фабзавучнику легко было осу-
ществить свое желание.

Так простое’ сопоставление жизненно-
го пути двух выдающихся сынов Родины
говорит 0 том, как далеко вперед упгла
наша страна 38 эти немногие го-
лы. Поколению, которое вступало в
жизнь, после Октябрьской революции,
была обеспечена путевка в любую
область человеческой — деятельности.
История убрала c ero пути все преграды,
которые раньше сковывали рост молодых
сил.

Воспитание советоких людей состояло
Не только в том. чтобы указать им эти
благодарные возможности. направить их
по пути всестороннего развития своих
‹пособностей. Но партия Ленина —
Сталина всегда воспитывала в нашем
народе готовность самоотверженно залщи-
щать великие завоевания социалистиче-
ской революции.

И зрелые люди, имеющие за плечами
достаточный жизненный опыт, и лучшие
представители молодежи, только BeTY-
павшие в жизнь. глядели прямо в глаза
опасности военного нападения на Совет-
ский Союз. Мы ломним ответ товарища
Сталина на письмо комсомольца Иванова:

«Нужно весь наш народ держать в 60-
стоянии мобилизационной готовности пе-
ред лицом опасности военного нападения,
чтобы никакая «олучайность» и никакие
фокусы наших внешних врагов не мог-
ли застигнуть нас врасплох...».

Не только юноша, вступавший в
Красную Армию, в Красный Флот, не
только командир, обучавший молодых
бойцов, были полны этой готовноети.
Вся страна жила с мыслью о том, что ей
предстоит защищать родную землю, но-
вые заводы Краматорска и Ёриворожья,
колхозы Украины и Псковщины, Дворец
культуры у Нарвской заставы, детские
ясли за Полярным кругом, лабораторию
ученого. где разрабатываются новые ме-
TONE получения высокого урожая,
все наши права и достижения, записан-
ные в Сталинской Конетитуции, все т0,
что лали человеку усилия страны, Har
правляемой партией Левина— Сталина.

Десятилетия тому назад, слыша пес-
ню волжских бурлаков. Макеим  Горь-
кий мог только мечтать о радостном тру-
де, который способен творить чудеса и
переделать жизнь на земле. Эта мечта
сбылась. Труд. который стал делом че-
сти. делом славы, делом доблести и ге-
ройства. воздвигал новые города на Ура-
ле ив Сибири. прокладывал каналы B
безводной пустыне, строил воздушные
корабли, покорившие Северный полюс.
(о всех концов воветекой земли  стека-
лись люди в Магнитогорск и, наперекор
стихии: наперекор жесточайним  моро-
зам. воздвигали в короткий срок гигант-
ские промышленные бастионы. На Даль
нем Востоке. на том месте. где и зверь
не мог пробраться через бурелом, юно-
ши и девушки поставили новый город —
цитадель молодежного труда.

Тот. кто познал радость созидалельно-
го труда, тот, кто видел, как его труд
прибавляет силы нашему социалистиче-
скому государству, не мог не стать пла-
менным защитником Родины. Бездом-
ный сирота. потерявнтий родителей в го-
ды первой мировой войны, Эзрас Асра-
тян становитея. видным физиологом, од-
ним из любимых учеников великого Пав-
лова. Сын украинского крестьянина
Трофим Лысенко возглавляет школу

бойцов нашей торпедоносной

тысяч тонн. Танкер горит. В овалах (сле-

ww

смелых HOBATOPOB-arpoHOMOB —— искус:
ных инженеров природы.

«Никогда не победят того народа, в
котором рабочие и крестьяне в большин-
стве своем узнали, почувствовали и уви-
дели, что они отстаивают свою, Совет-
скую власть — власть трудящихся, что
отстаивают то дело. победа которого им

.и их летям обеспечит возможность поль-

зоваться всеми благами культуры, всеми
созданиями человеческого труда».

Еще и еще раз вспоминаешь эти сло+
ва Ленина. когда обращаешься к судь*
бам людей, взращенных Октябрьской
революцией, людей, которым так много
дала Родина и которые уже много дали
Родине,

Лишитв человека свободы, лишить-
его всякой радости труда — вот одна из
тлавных целей фашизма, сорвать KOTO<
рую можно только силой оружия,

Фашизм решил отбросить человечестя
во в непроглядную тьму веков, отбросить
не только от 1917 года. но и от 1848 и
1789. и от крестьянской войны 1525
года.

Гитлеризм перекроил, извратил исто4
рию, чтобы создать «философию» HOBO-
го рабовладельчества: мир должен на»
всегла забыть о свободе, счастье, радо-
сти. Это достигается истреблением MHO<
тих миллионов наиболее передовых лю“
лей и таким режимом для остальных,
при котором они дошли бы до полного
отупения.

Вероломство немцев, их натренирован-
ные Чля внезапных разбойничьих нала-
дений армии, собранные в кулак у нашей
траницы, принесли фашистам в началь-
ный период войны те успехи, которые им
казались решающими. Сводки германоко-
го командования могли сообщать о заня-
тии многих городов и областей. Но нигде
й ни разу терманское оружие не смогло
сломить духа советских тюдей, их твер-
лой надежды на конечную победу над ар-
миями поработителей.

Советские люди понимали, что в этой
войне решается будущее. Быть челове“
вом или сталь слугой кровавого фрица,
рабом без имени, с номерной биркой на
груди, — советский человек видел, что
третьего исхода в этой войне быть не
может.

И потому советский нарох © бесстра-
шием, которое воспитывала в нем партия
Ленина — Сталина, вступил в битву 38
судьбу своих поколений. Советскому на-
роду одному пришлось выдержать натиск

i

—   всей военной машины фашизма. Битва 3%

судьбу наших поколений разрослась в
битву за судьбу всего человечества.

Красная Армия одержала грандиозные
тюбеды, которые быстро приближают ее
к решающему торжеству советского ору-
жия. Ветер с Карпат, ветер с берегов
Прута несет на запад весть об освобозж-=
дении. Флажки, которыми на военной
карте отмечают движение фронтов, 0-
дошли к нашей государственной границе
и перешатнули через нее. В Праге, в Вар-
шаве, Белграде слышат поступь красно

армейцев. Немцы вырубали березня под

Вязьмой, чтобы сделать кресты на их.
кладбищах в Смоленщине. Из какого дез
рева теперь они рубят кресты, чтобы раз-
бить солдатокие кладбища на земле 3a
Прулом и Серетом?

Каждый офицер, красноармеец, крас-
нофлотец знает, что за рубежом его стра-
стно ждут миллионы людей, закованные
в цепи работва. Наш боец идет как 0c)
войодитель, как боец той армии, которая
в битвах решает судьбу поколений, всего
человечества,

В гигантокой битве, которая по сумме
военных усилий превосходит войны це-
лых столетий, взятые вместе, мы прине-
сли большие жертвы. Но как бы ни был,
велики они, мы придем к конечной побе-
де еще более сильными, еще более спло:
ченными, чем прежде. И весь мир ска-
жет нашему народу: «Вы снасли челове“
чество».