_ НОВОГОДНЯЯ РЕЧЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР тов, М, И, КАЛИНИНА Котельниково   „зол ь ви ан о вю оо

Дорогие товарищи!

Граждане Советского Союза! Рабочие и
работницы!  Колхозники и  колхозницы!
Советская интеллигенция! Бойцы, коман-
диры и политработники Красной Армии и
Военно-Морского Флота! Партизаны и пар-
тизанки! Жители советских районов, вре-
менно захваченных неменко-фашистекими

оккупантами! Разрешите поздравить вас
с наступающим Новым Годом.
} Прошедший roa, товарищи, был годом

ожесточённых битв на фронтах отечест-
венной войны. Цосле прошаогодних пора-
жений немцев под Москвой и на  ipyrex
Учаетках фронта, Гитлер’ заставил своих
вассалов — Италию, Румынию. Зенгрию
и даже до крайности истоменную  Фин-
ляндию отдать все свои людские резервы
‚ В распоряжение немецкого команлования,

собрал всё, что можно было взять в самой
Германии, снял части оккупационных
войск из Франции и из других оккупиро-

ванных стран и предполагал таким  соб-
ранным ‘кулаком нанести в этом году
смертельный удар нашей армии.

Я не говорю 0 направлении главных

ударов немецкой армии и замыслов её

командования. Веб это великолепно изло-

жено в докладе товарища Сталина на тор-
жественном заседании Московекого Совета

6 ноября 1942 гола. Скажу только, что
/ планы немецкого командования оказались
  не по плечу для фашистской армии. Бои
\ носили крайне ожесточённый, a иногда
ря тяжёлый характер. Красная Армия му-
  жественно отстаивала  советекую землю,
’ наносила врагу изнурительные Удары и
сорвала коварные планы гитлеровцев.

Осмысливая результаты войны за ис-
текший гол в целом, можно с уверенно:
стью сказать, что сегодня военное поло-
жение более для нас благоприятно, чем
‘оно было в это время в прошлом году, хо-
тя наша армия и тогда наносила серьбз-
ные удары по врагх.

В этом году наступление немцев было
предпринято не по всему фронту, а толь-
KO на южном и юго-западном направае-
ниях, и все же поставленной цели не-
менкому команлованию достичь не  уда-
лось. Немецкая армия в холе военных дей-
1ствий понесла такие потери, от которых
1её наступательная сила иссякла.
Тероическая оборона Севастополя на-
ими войсками стоила  немецко-оумын-
KUM войскам не одного десятка лизизий.
отери немцев лишь на Сталинградском
фронте исчисляются сотнями тысяч уби-
ыми и ранеными. Велики потери  нем-
ев и на других направлениях их насту-
ления. Каждый километр пройденного
пути в. этом голу стоил немцам значитель-
во больших жертв, чем в прошлом. В
то же время, Красная ‘Армия готовила
 силы ‘пля ответных ударов по вражеским
войскам. Все это вместе взятое привело к
(тому, что инициатива снова перешла в
руки нашего командования, котороети не
замедлило ею воспользоваться в полной
  мере. # 7
  Улары по. немецким частям пот Влади-
‚кавказом (Орлжоникидзе), наше коптрна-
‘ступление в районе Слалинграла, в ходе
\ которого немцам быми панесены жестекие

удары, Наступление наних войск на
Центральном фронте. наконец, разверты-
‘вающееся наступление в районе среднего

мечения Дона и на Северном Кавказе из-
‘мопяют положение на вебм  Советско-гер-
у манском фронте в нашу пользу.

` В результате нашего наступления — ‘с
19 ноября в районе Сталинграда, е 25
ree на Центральном ponte uc 16
Цекабря в районе среднего течения Дона
немцы понесли такие потери, которые не
Могут не сказаться и на остальных учает-
tax фронта. }

В результате наступления захвачены
иногие десятки тысяч пленных, разгром-
левы десятки фашистских дивизий, за-
вачены большие трофен: сотни самолё-
орудий; миномётов,
тулемётов, автоматов, автомашин, — мил-
ионы снарядов, патронов.  Захвачено
боеприпасами и продо-

в, тысячи танков,

ного складов с
sOABCTBHEM,
Занято нашими частями свыше 2.000.
`ельских населённых пунктов, районных
ентров и городов.
Товарищи, говоря 96

истекшем годе,

В районе

Не выдерживая налюра наших войск,
враг откатывалея на юг. Немцы. отступа-
ли к Котельникову — сильно укренлён-
ному узлу в их системе обороны.

Вместе ¢ наземными войсками врага

следует отметить рост патриотических
чувств среди всего населения Советокого
Союза, рост в самых различных. формах
активной общественной помощи фронту.

Рабочие и работницы, инжеиерно-тех-
нический персонал непрерывно улучшают
качество советского вооружения, система-
тически совершенствуют процесс’ ‘обработ-
ки изделий, увеличивают интенсивность
труда. Это даёт возможность бесперебойно
снабжать вооружением и боеприпасами
нашу Красную Армию. наш Военно-Мор-
` ской Флот, :

Колхозники и колхозницы много при-
ложили в этом году ума и труда по’ рас-
ширению посевов, сбору урожая и по раз-
витию животноводства. Трулы колхозного
крестьянства ‘оправдались -— урожай в
этом году был хороший и убран своевре-
менно. ( 060б0й любовью обрабатывалиеь
участки, выделенные в 4Ффонл обороны.
Эти` участки дали значительное количе-
ство хлеба и овошей лля армии вне плана.

В последнее время стихийно разверну-
лась кампания по сбору средств на по-
стройку самолётов и танковых  колони,
Тысячи телеграмм идут на имя товарища
Сталина от колхозников и колхозниц, В
которых они с ралостью сообщают о вне-
сении ими в отделения банков ‘ленежных
срелетв для постройки самолётов’ и ‘тан-
ков, дополнительно сдают государству
зерно, мясо и другие сельскоховяйствен-
ные продукты. Высоким чувством патрио-
тизма охвачен весь советский народ. Ха-
рактерно, чтб колхозники напиональных”
республик и отлалёвных областей  стре-
MATCH <не только не отстать ог централь-
ных областей, а часто перекрывают Ax
суммами своих взносов.

Эта яркая демонстрация преданности
нашего колхозного крестьянства советской
власти, любви к вождю и  полководпу
товарищу Сталину служит лучшим  при-
мером тому, что полтора года войны не
ослабили, а ещё больше укрепили совет-
ский тыл. ещё теснее сплотили ‘братские
народы в борьбе с немецкими разбойни-
ками. ‘

Наша имтеллигенция — от академиков
до сельских учителей — отдаёт все свои
знания и силы на алтарь отечества. В ла-
бораториях, исследовательских  инетиту-
тах, в заводских мастерских, шахтах и
буровых. в  хатах-лабораториях и нено-
средетвенно на полях, повсюду веет твор-
ческий дух, направленный к одной цели.
— внести ленту в дело победы над вра-
10M.

Можно смело сказать, что весь совет-
ский народ, все нащиональности от малой
д0 великой тесными рядами ведут борьбу
за Союз Советских Социалистических Рес-
публик, за его  пюбеду над немецкими
фашистами,

Любовь народа’ к своей армии. сказы-
вается в непрерывном потоке подарков на
фронт. Буквально каждый гражданин, да-
же дети стараются чем-либо отметить свою’
заботу и своё внимание’ к бойпу Красной
Армии. $ У

Товарищи, старый 1942 год закончил.
os, Оп оставил перед нашим народом
сложные и трудные задачи, но вместе с
тем и благоприятные перспективы Ha
предстоящий год.

Наш народ всё активнее оказывает свою
помощь фронту, находит всё новые рыча-
ги для непрерывного увеличения 9701
помощи, ,

Наша армия приобрела военный опыг
не только в стойкой защите, но и на-
училась креико бить зарвавшегося врага,

Несмотря на бесчисленные карательные
экспедиции против партизан и жестокую
расправу с сочувствующими им крестья-
нами, партизанское движение растет И
HanocuT Bcé большие удары по немежко-
фашистским оккупантам.

Есть основания предполагать, что роль
союзников в борьбе с немецкими фашия-
стами будет всё увеличиваться.

Весь народ, армия: флот горят желани-
ем скорее изгнать немецких захватчиков с
нашей земли. Так приложим все силы,
знания и опыт для выполнения этой ве-
ликой пели, теснее сплотимея вокруг вож-
дя народов, полководца армии и флота
товарища Сталина и победа будет обесле-
чена за нашим народом,

С Новый Годом, товарищи!

Наземная обстановка менялась столь бы-
стро, что каждый летный день приходи-
лось начинать с разведки расположения
наших ‘и немецких войск.

Взаимодействие ‘разведчиков и штурмо-
виков в дни боёв за Котельниково сыгра-
ло исключительную роль. Разведчики по
радио передавали о том, в каком направ-
дении отходит противник, и по их ука-
занию летели группы штурмовиков. Были
случаи, когда разведчик, обнаружив скоп-
ление мотомехвойск немцев и передав об
этом ‘по радио, тут же сам штурмовал
противника. Так поступил лбтчик Ячме-
нев, неожиданно обнаруживший в одной
Из балок вражеские танки.

Штурмовики работали в сложных ме-
теоусловиях. тому же враг усиленно
прикрывал свои войска ЗА и ЗП. Грунну
штурмовиков немцы встретили загради-
тельным огнём ЗА. &6тчика Радченко pa-
нило осколком снаряда в руку. Он не. по-
кинул поля’ боя, продолжал бомбить и
штурмовать войска противника ‘под Ко-
тельниковым. Ha литурмовку войск против-
ника HOME молодой лётчик этого же под-
разделения сержант Бартош. Зенитчизи
перебили на его самолёте воздушную си-
стему выпуска шасси. Молодой лётчик —
это был его первый боевой вылет — пос-
ле нескольких заходов мастерски посадил
машину на одном из своих аэродромов.

Нашим  истребителям, прикрывающим
«ИТы», редко ‘приходится’ встречать
«Мессершмиттов» в воздухе. А там, где
эти встречи происходят, «, не
принимая боя, уходят. Звено гвардии ка-
питана Решетова сопровождало «ИЙГы» на
бомббжку немецких мотомехвойск. 2 «Ме-
109» попытались, было зайти к «ИТам>
снизу. Но старшина Бабозлов, xopouio
знавший этот приём немецких истребите-
лей, во-время парировал их удар. Гитле-
ровцы ушли, не приняв боя,

Исключительно эффективным был удёр
лёгких бомбардировщиков — гвардейского
подразделения. Гвардейцы первыми пере-
летели на один из передовых аэродромов.

‘a @ наступлением темноты лёгкие бомбар-
дировщики нанесли первые удары с воз-
духа по отогулающим отсюда немецких
войскам. В течение ночи 10 самолётов,
действуя в одиночку, последовательно бом-
били гитлеровцев. Сплошной туман, засти-
лал цели. Самолёты пришлось выводить
на цель, ориентируясь по курсу и време-
ни. бказалась отличная штурманская под-
готовка. гвардейцев. Летчики подожгли
Железнодорожный эшелон, уничтожили
много танков.

Немпы также пытаются возлействовать
© воздуха на наступающие советские вой-
ска, сдержать их. Впервые за несколько
дней над полем боя появились группы
«Ю-87». Но сталинские соколы, Умело
прикрывая‘ свои войска, заставляют фри-
цев сбрасывать бомбы где попало, ‘непри-

цельно. Pied
Л. ЛЕПНИСОВ.

Гвардейский
_ удар

Поелелний. в 1942 году бой лётчики
тварейской эскемрильи, которой коман-
дует капитан Избинекий, провели © само-
лбтами, с которыми им раныше ешё не
приходилось сталкиваться, «Фекке-
Byapp-190>.
` Вой, как бой, и закончился он обычно
—- победой надпих ‘истребителей, но недо-‘
вольны остались им лётчики. Хотелось
подраться горячо, © сердием, вложить все
своё мастерство, померяться силами и с
этим фашистским истребителем. Но так и
не пришлось. (били они четвёрку «Фок-
ке-Вульфов» как-то мимоходом, и на этом
всё закончилось.

Гвартии капитан Избинский повёл свою
семёрку на прикрытие наземных войск.
Четыре «ЯВ’а» вю главе с командиром
шли в первом ярусе, a BO втором —
метров на 600—700 выше — летела
другая четвёрка. Командовал ею Герой
Советского Союза гварлии капитан Холо-
ов.

высоты и заметили только верхнюю  чет-
вбрку. Поэтому-то они так смело пошли
на сближение. Капитан Хололов повёл
свою группу в лобовую атаку против ше-
сти врагов, А команлир эскадрильи капи-
‘тан Избинский и его ветомые разверпулиеь
на солнпе, набрали высоту и вышли на
немцев.

Пара «Фокке-Вульфов» откололась, ‘что-
‘бы ‘сверху атаковать гваргщейцев, Их-то и
поймал со своей тройкой капитан Избип-
ский. Слишком позлно помяли немцы свою
оплонтность, пытались отвернуться, но не
пришеюсь. По одному вражеекому истуеби-

стАЛИНСКИЙ СОКОЛ

преследовали штурмовики Н-ской части.

Утром наши войска заняли Котельниково, .

:
Немцы подошли осторожно, с запасом.

Защитники

10 символом.
Когда хотят сказать, что есть люли
креиче гранита, то говорят: «Это те, кто

защищает Юталинград».

Когда хотят сказать, что любовь к ро-
дине сильнее смерти, то говорят: «ITO Y
тех, кто защищает Сталинград».

Потда вспоминают о беспримерной воин-
ской доблести, то говорят: «Это воины, за-
щищающие Сталинград»,

Четыре месяца назад началась осада
города на Волге. Она началась © воздуха,
с варварского истребления мирных жите-
лей, уничтожения жилых домов. Мы ни-
когла не забудем эти тяжёлые дни. То бы-
ло первое испытание человеческого сплава
«Слалинград». Горели дома и заводы, воз-
дух сотрясалея от грохбта рвущихся бомб.
А когда наступало минутное затилтье, мы
слышали стоны умирающих стариков,   воп-
ли матерей, искавших меж обломков домов
своих детей.

Сталинградны выдержали первое истьтта-
ние. Они не дрогнули,

Немец был ошарашен. Его воспитывали
на железном законе всех войн. Когда вра-
жеской = армии с её мощной техникой
удаётся разрушить укрепления, город дол-
жён. неизбежно` пасть. Сталинград‘ опроки-
HVA традиционные законы войн. Он при-
менил TARTHRY уличных 0б06в. В город
пришла армия с пенерал-лейтенантом Чуй-
KOBLIM BO главе, с человеком, которого бой-
цы назвали «генерал упорство». Эта ар-
мия заняла рубежи обороны в момент, ког-
да казалось, что ничто уже не остановит
победного марша немнев к Волге. И немны
были остановлены. )

‚Немцы были остановлены людьми, для
которых позор отступления страшнее смер-
ти. Вся страна знает, как алесь, на берегах
Волги, четыре бронебойшика —— Болото,
Алейников, Самойлов, ‘Беликов — вышли
победителями в борьбе с 30. танками. Наш
народ гордится миномётчиком-богатырём
Иваном Бездилько, батарея которого не
знает, что такое «мимо», бронебойщиками
Вринько и Яблонько, отражавшими натиск
фапгнстекой брони, снайпером Зайцевым,
цля которого немыслим день, когда он не
убил бы немла.

Сталинград. выстоял, И честь этой вели-
чайшей победы вместе с прославленными
бойпами земли разделяют доблестные в03-
ушные войны.

В летопись битвы на Волге иного слав-
ных с’раниц, повествующих 0 стойкости
поветского человека, вписали наши пигур-
мовики, истребители, бомбардировщики.

В памати тех, кто дрался на улицах
(‘талинграла, навоегда сохранится картина
героического подвига молодого штгурмови-
ка Виктора Вогальского. На глазах бойцов
и жителей города он обрупгил громаду свое-
то израненного «Иа» на вражеские тад-
ки. Два раза в этот день ходил комсомолец
Рогальский па  штурмовку танков, продви-
гавииихея по отраннным улицам Сталин-
града, Но. немец всё ещё протягивал свои
бронированные когти к центру города. И
Рогалвекий в третий раз пошёл штурмо-
вать танки. Снаряд зенитки попал в м-
тор. Пламя охватило мапгину. Был один
выход —— параниот. Ротальский = избрал
иной путь — ‘Путь тезоя. Горящий само-
дёт он бросил в колонну танков.

Полвмг Виктора Рогальского = повторил
комсомолей Изан Веденин. Он рос в городе,
за своболу которого и отдал жизнь, Когда
полк получил задание помогать армии Чуй-
ксва, когда внервые штурмовики должны
были выполнять работу, которую можно
цазвать ювелирной -—— бомбить точно ука-
занные улицы ‘и даже дома, сержант Иван
Ведонин пришёл к командиру полка и ска-
зал: }

— Я знаю, что молод ещё, как лётчик.
Ви разу группу не водил. Но, поверьте
моему слову, никто Tak хороню не знает
улиц Сталинграда, как я. Ведь я там
вырос, училея. Мне не только каждая ули-
ца знакома, HO и каждый дом, парадное,
крыша. Прошу разрентить повести груп-
пу. Г

И ему доверили. Он привёл групиу на
цель по точно проложенному. маршруту,
обойдя огонь ЗА. После первого захода Ве-
ценин отвёл вею свою группу за Волгу, а
сам вернулея назал добивать. Ba самолё-
том смельчика наблюдал с КП командую-
щий фронтом. Его’ провожали в каждый.
новый заход сотни пар глаз бойцов и ко-
мандиров. «Выведет ли храбрен свою ма-
шину или нет?» Шесть раз на глазах изум-
лённых бойцов заходил Иван Веденин олин
на штурм танков и пушек врага, и всякий
раз, когда его горбатая машина’ появля-
лась над крышами домов, люди, атлодируя
eMY, облегчённо вздыхали: «Жив!» Веле-
HAH вернулся домой. Он вернулся победи-
телем, овеявный славой героя. (

‘A вскоре молодой летчик вновь повёл
группу «ИЛ’ов» бомбить немцев, опоганив-
щих Улииы его ‘родного горола, Как всег-
да, он действовал храбро, решительно. Его
обстреливали зенитки, его малтину пора-

C HOBbIM OH

нили «Мессеры», но он не ушёл с поля
боя. Когда пламя уже охватвло мотор, сын
города Сталина выполнил свой последний
долг перед родиной. Горящая маттина 06-
рушилась Ha боевые порядки немцев.
Сталинграде Иван. Веденин пал. смертью
героя, совершив последний в своей моло-
дой жизни полёт над улицами родного го-
рода.   fi

А кто из бойшов генерала Чуйкова He
помнит, как над их головами лётчик На-
горный дрался © 4 «М-109ф» и как
разогнал он их! Оталинградцы не. забудут,
как лейтенант Шумякин на <«ИЛ-2» вёл
бой сб «Ме-109ф». Двух ‘истребителей
сбил лейтенант, Свою изрешеченную, рд-
стерзанную манвину смертельно раненный
храбреп посадил на том маленьком учает-
ке земли, что лежит между передним. кра-
вм наших и немецких войск.

Когда говорят © стойкости бронебойщи-

ков на фронте, называют имя Алейникова
или Самойлова, Когда ‘вспоминают о ма-
стерстве и мужестве лётчика-истребителя,
говорят о Баранове. 24 звезды украшают
фюзеляж машины Героя Советского Союза
Баранова. 910 число сбитых им самолб-
тов. ;
Сейчас хочется вомюмнить один’ из Goe-
вых вылетов Баранова. Группа истребите-
лей с капитаном Мазуренко во главе ири-
крывала штурмовиков. На пути к цели
встретили 25 «Ме-109». Старивий лей-
тенант Баранов во главе четвёрки завязал
бой. Остальные истребители остались при-
крывать штурмовиков. В первой же атаке
Баранов сбил «Мессершиитта». Немец вы-
прыгнул на парашюте, но его расстрелял
в воздухе пилот Савин. В это время’ два
«Ме-109» вновь атаковали Баранова. 0Од-
ного он отогнал, второго сбил.
‚ ПШэсле этого лётчик полетел к «ИЛТ’ам»,
вбив. в пути одного из 6 «Ю-87», шедльих
бомбить наши наземные войска. Заметив,
что 5 «Мессеров» атаковали одного «ИЛ’а»,
Баранов вступил‘ с ними в бой, оттянуз на
себя вражеских истребителей. Одного «Ме-
109» он расстрелял меткой очередью с ко-
роткой дистанции. Но остальные четыре
яростно нападали ua него.

А между тем босприпасы кончились. В
распоряжении Баранова осталась только
машина и её стремительная скорость. И
лётчик пошёл на. таран. Правой плос-
костью ‘своей маптины Баранов ударил по
стабилизатору «М№-109». Фашистекий
самолёт рассыпалея в воздухе, HO и су
самолёта Баранова надлоуилась плоскость.
В атаку на израпенную машину бросился
другой «Ме-109». Снаряд пробил радиатор.
«ЯК-1» перешел в крутую ‘спираль. Ба-
рапов хотел выброеиться на парашюте, но
вго. сильно прижало к сиденью. Тогда лёт-
чик, сидя в кабине, раскрыл парашют:
Вго- выдернуло › из самолёта, и он стал
плавно опускаться на землю. Немцы. хоте-
ли расстрелять героя в воздухе, но на вы-
ручку Баранову пришли два «ЯК-1» и
вступили в бой с «Мессершмиттами». На
одном из «ЯЕ’ов» летел пилог Сержантов.
Он сам был ранен, но не‘вышел из боя,
пока не приземлился командир. п

“Bor это и есть стойкость защитциков
Оталинграда,

Ф мужестве штурмовиков и прикрывазв-
ших их истребителей в дни самых ярост-
ных битв на улицах Сталинграда, к югу
и северо-западу от города много ещё будет
написано. Свидетели этой беспримерной
стойкости — наземные войска — пока
лишь лаконичными телеграммами  Oaaro-
парности рассказали, как помогали лётчи-
ки в воздухе тем, кто дрался на земле.

В дни, когда враг прюрвался на запад-
ные окраины Сталинграда, лётчики-штур-
мериви делали по 5-6 заходов на цель, В
этих жарких битвах нал берегами Волги
оттачивалось искусство взаимодействия.
истребителей и штурмовиков. Большая
группа «Ме-109» связала боем наших ист-
ребителей, прикрывавших «ИЛы». Над
штурмовиками остался олин «ЯВ», пилоти-
руемый младшим лейтенантом Бычковым.

Е a tg a ca a ЗВЕНЕ СЕ Е ЗА Е ЕАН ен нЕ ОКВ ИЯ

Пара «Мессершмиттов» пыталась © хода
сбить Бычкова, чтобы потом зтаковать

«ИТы». Но «ЯК» умело вышел из-под от-
ня прогивника и начал отбивать атаки. Ho
вот Бычкова зажали с лвух сторон. Тогда
истребитель вспомнил о договоренности co
читурмовиками: в случае тяжёлого положе-
ния проскаюивать вперёд, и штурмовики
своим огнём отсекут противника. Вычков
выскочил впереди «ИЛ‘’ов». Стена огня от-
несла «Мессеры» от Бычкова. Лётчик раз-
вернулся и заметил, что один «Мессер-
шмитт» пристраиваетея к хвосту «ИЛ’а».
Быстро сблизившись с противником, Быч-
ков сбил его. Второй «Ме-109» ушёл.

В; истории сталинграйской битвы 060606,
почётное место займут наши легкие бом-
барлировщики. Они блокировали вражеские
аородромы, бомбили  мотомехколонны, тю
заказу наземных войск точно сбрасывали
бомбы на дома, улицы, переулки, указан-
ные ‘им пехотинцами. Были ночи, Kora
лётчики совершали по 10—11 вылетов.
Это крайнее напряжение сил. А когла то-

Сергей МИХАЛНОВ

1 января 1943 г. № 1 (129).

талинграда

го’ требовала обстановка, лёгкие бомбарли“
ровщикя, работающие, как известно, и
чью, днём ходили на разведку. Bo apo
одной из таких дневных разведок ener

лейтенанта Мамина встретил 3 ane ».
Атажованная маптина загорелась. гда
Мамин посадил горящий самолёт на зем-
лю, a сам, раненный,  истекая кровью,
пешком пришёл в часть и доставил цен-

ные разведданные,

Четыре месяца назад  Сталинграя one
оной мыслью: выстоять! И сталингралиь
выстояли.

Сегодня фронт уже жив мыслью ©
TOM, чтобы уничтожить всех немпев №
одного, занимающих ещё часть города,
стоящих у его стен. Теперь это не тот ie
меп. Он присмирел, он, может, и рад ы
податься назал, ла некуда.

Как в лми обороны Сталинграда, тах и
сейчас, в лни наступления, авиащия YAa~
рами с возлуха помогает  нашьим назем-
ным войскам. Эти удары вначале были
обращены главным образом. против тран-
спортной авиации противника. «Ю-52»,
«Хе-111» уничтожались десятками в лень.
Был случай, когда курсом на Сталинграх
шли 16 «Ю-52», груженных хлебом, вод-
кой и снарялами; 15 из них были сбиты
на пути к пели. Наапи лётчики перехва“
тывали транспортные самолёты низ трас-
сах, блокировали аэродромы. Так, сержант
Керпетица в одном боевом вылете сбил
9 «Ю-52». Группа лётчиков Распертова
в одном бою уничтожила 7_«Ю-52». Сей-
час на счету лётчиков Сталинградекого
фронта уже’ 220 «Ю-52», уничтоженных
в воздухе и на земле,

12 лекабря ‘враг юго-запмтнее Сталин-
прада перешёл в контратаку. И вновь на-
ши антурмовики и прикрывающие их ист-
ребители обрушились на немецкие танки,
мотопехоту. По 3-—4 раза в день ходили
«ИТы» на штурмовку танков, Несколько
дней подрях с расевета и дотемна «ИЛ’ы»
небольшими группами бомбили и штурмо-
вали немецкие бронетанковые части.

Группа «Иов», ведомая майором Com
датовым, сделав 6 заходов, находилась над
целью в течение 25 минут. 9 немецких
истребителей напали на звеню «ИЛТов»,
когорое вёл капитан Тюленев. Отбиваясь
ot «Мессеров», Тюленев и его товариши
сумели отлично выполнить и свое главное
задание —— бомбить танки. А через два
дня Тюленев ‘вновь штурмовал танки И
автомашины. Но на этот раз его трофея
пополнились «Юнкерсами». «ИЛ’ы» встре-
тити 12 «0-87» и два из них ‘сбили.

Немцы, начав контратаку, перебросили
сюда значительное количество  истребите-
лей для прикрыття своих бронетанковых
частей. Почти каждый вылет наших пимур“
мовиков сопровожаалея воздушным боем,
й в этих боях фронт вновь стал свидете-
дем стойкости наших истребителей.

Победа в воздухе ковалась и на земле,
Как пикогла остро, в эти дни стоял и сто-
ит вопросе о восставовления самолётов. И
злесь. Сталинградекий фронт знает. своих
героев. В лютые морозы, под пронизыван-
щим степным ветром ‘они, перекрывая
установленные ‘нормы, вводили в строй
подбитые самолёты. Нормальных = сроком
для постановки мотора на «ЯК-1» прежде
считали 3—4 дня, & зимой — неделю. A
бригала во главе с техником-лейтенантом
Капрун, используя и ночное время, сме-
нила мотор за 16. часов. Старший техни
авиаэскалрильи инженер-капитан Борисов
получил приказ —— сродно ввести в строй
три неисправных самолбта. Нехватало 3a-
пасных частей. Тогда Борисов воспользо-
вался деталями самолётов, = подлежаватих
списаняю. За 5 суток все три самолёта
были восстановлены,

Чем закончилась  Послелняя ‘попытка
врага — прорваться с юго-замада, к своей
окружённой группировке, знает теперь вся
страна. Враг откатывается назад. потеряв
много техники, солдат и офицеров. И в
этом немалая заслуга авиации, За поелед-
ние две недели напряженных боев wro-3a-
палнее Сталинграда наши’ лётчики сбили
в воздухе и уничтожили на земле ло 250
самолетов противника. Наши пегурмовики
похбили и уничтожили ло 150 танков.

Витва на берегах Волги стала подлин-
ной школой стойкости и мастерства. На бе-
регах Волги проверллись мужество и ма“

стерство  советоких воздушных воинов.
Crpata по достоинству оценила храбрость
волжеких богатырей — 1.373 человека

из военно-воздушных сил награждены op-
денами и медалями. В‘ дни б0в за
Сталинград 8 наших лётчиков удостоены
звания Героя. Советекого Corsa.

Оражение в сталингралских степях сиб
продолжается. Зверь ранен, но не добит.
Тем более опасен он, тем ‘сильнее надо
бить его в воздухе и на земле.

Девиз сталинградцев — ни шагу на»
зал, только впербл!

Генерал-майор авиации

А, ВИХОРЕВ,
Район Слалинграда.

aD RE Y

:
  На сконах кавказских гор ваорватись бомбы, сброшенные нашими штурмови-
Й ками п скопления фашистских войск На штурмовку о идёт вторая груша
ЗИЛ ‘0в» у :

Сиимок слелан налим. специальным фотокорр. С. Кафафьяном, во, вое
} мя шгурмовки со штурмовика, пи дотируемого лейтенантом .Громовым.

телю упарил огнём комантир и первой же
меткой очередью поджёг его. Этот сбитый
самолёт, кстати говоря, был пятналцатым
Ha личном счету гваолии капитана Избин-
ского. А второго немца уничтожил столь
зе меткой очерстью гварлии стапший лей-
тенант Колпелев. Г

В это время в лобовой ‘атаке сбили два
«Фокке-Вульфа» лётчики другой четвёрки.
Олного уничтожил Герой Советского Сою-
34 гвардии капитан Холедов, второго —
гвардии старший лейтенант Савельев. 0с-
тавшаяся пара «Фоккс-Вульфов» поспе-
шила сбежать. Я

Так закончился этот последний в 1942
году бой лётчиков эскадрильи, Пришли
гвардейцы. на свой аэротром, внимательно
осмотрели ммпины и не нашаи ни одной
пробояны. ,

— He тот немец пошёл,
твардейцы.

говорят

Майор М. КАРУЛИЧЕВ,
Действукацая армия.

Друзья, товарищи мои! Осталось пять минут —
На Красной площади часы двенадцать раз пробьют,
И тридцать первое число слетит с календаря,

И толстый новый календарь начнётся с января.

От нас уходит старый год — суровый год войны,
По всем обычаям его мы проводить’ должны,

Оя прожит намн. НАМ, друзья, он стоил многих’ лет,
И среди всех, что за спиной, ему подобных нет,

Не всем сегодня суждено собраться ‘за’ столом

В кругу семьи, в кругу друзей поднять бокал с вином,
Друг другу счастья пожелать, встречая Новый год,

И выпить за старуху-мать, что письма с ‘фронта ждёт.

Из Чех друзей, кто с нами был в году сорок втором,
Не все смогли бы в эту ночь собраться за столом.
Иных уж нет, и слава им, погибшим за народ.
Последним годом был! для них минувший этот год,

Другим сейчас не суждено держать бокал в руках —
Они встречают Новый год от смерти в ‘двух шагах,
Они врываются в’ блиндаж с гранатою в руке

И обрашаются к врагам на русском языке.

Мы не забудем в эту ночь того, кто в этот час
Снаряды точит на станках, броню куёт для нас,

`

Стоит у доменной печи,

идёт в’Ночной полёт,
Кто,

лежа в поле на снегу, встречает Новый год,

Мы пожелаем им, друзья, удачей год начать,
Из дома письма от семьи почаще получать.
А если ранят на войне, чтоб рана та ‘была
И неопасна, и легка, н скоро зажила.

Подруги наши в эту ночь от нас фак далеко,

Мы знаем все, как грустно uM. 4 как им нелегко

И мы поднимем свой бокал за тех, что нам верны
u будут терпеливо ждать нас до коица войны!

Осталось несколько секунд ——
На Спасской башне никогда часы не отстают
Они идут за часом час и не бегут вперёд,
Они точнее всех часов встречают Новый год!

уже куранты бьют.

И есть неписанный закон, — Уж так заведено
В такую ночь со смыслом. пьют весёлое вино,
За счастье близких и друзей, которых рядом ‘we

Но первый тост У нас один бессменный fies eee

Мы льём за Сталина, друзья! Сто лет

Гаким, каким бы он хотел, пусть ‘будет Новый гоп!
А хочет Сталин’ одного — того, что мы хотим 9

С таким вождём в любых боях народ непобедим!

пусть он живет!