ak

>

8 января 1943 г., № 2 (130)
nn в

Подготовка летиика-
пикировшика

Томандование нашего полка поставило
перед 0000й задачу: подготовить всех
уётчиков части к бомбометанию с пики-
рования. Однако, имея квалифигирован-
ный, HO разнородный  лётный состав,
пришлось начать с «азов» ‘и строго по-
следовательно, переходя от простого к 60-
дее сложному, гоговить лётчиков к боевой
работе пикировщиков.

‚ Начали мы © теории. Вэсь летный со-
став хорошо изучил основы аэродинамики
пикирующего полёта, пормы прочности
Самолбта «Пе-2», специальное оборудова-
ние, вооружение, бомбодержатели, винты.
Ватем по каждой пройденной теме были
проведены обязательные зачёты. ‘

После основательной теоретической под-
готовки начались практические. полёты, в
процессе которых лётчики знакомились с
 действиех автоматики ввода и вывода
еамолёта из пике. Ввиду сложности этого
раздела обучения мы организовали заня-
жия следующим образом: в каждый полёт
виесте с обучаемым летел инструктор из
числа старых лётчиков  налиего полка,
умевитих опыт бомбометания с пикирова-
ния. Обучазмый лётчик садился на место
питурмана и в полёте наблюдал за всеми
действиями инструктора,  вводившего и
вывохившего самолёт из пике. В качест-
Be инструкторов работали тт. Бутков, Гав-
pasos, Маялнов и я.

С каждым лётчиком мы провели не-
Вколько таких провозных полётов, причём
хаждый из них © обязательным усложне-
нием отрабатываемой задачи. Само собой
разумеется, что эти полёты производились
без бомб. Исключительно быстро овладели
техникой пилотирования лётчики Смир-
ков, Борозцов, Прокунин и другие.

i Когда после провозных полётов были
приняты зачёты, ‘начались самостоятель-
пые полеты экипажей. Пикирование е-
перь уже сопровождалось обязательным
наведением самолёта на цель. Лётчик, вы-
петая в зону, выиокивал характерную
цель: отдельные строения, железнодорож-
ный мост или орщентир на полигоне и

пикировал на них по нескольку раз
под разными углами. Е
‚ Бак только была усвозна эта часть

программы обучения, мы приступили к
практическому бомбометанию с пикирова-
ния п цели. На полигоне вычертили яр-
хо обозначенную цель — круР” диаметром
» 100 м. Попадание в центр этого круга,
в радиусе 30 м., считалось отличным вы-
полнением ‘упражнения, В эт период
подготовки мы уделяли большое. внимание
правильному опрэделению момента сбра-
сывания бомб. Специальные наблюдатели
в земли фиксировали ( этот момент, & эки-
паж ‘уже в следующем полёте делал со-
ответствующие поправки,

© J

ВОЗВРАЩАЕМ В СТРОЙ САМОЛЕТЫ

{ Головой план ремонта машин наш кол-
лектив выполнил 38 25 пней до срока.
Этот успех завоёван упорным и самоот-
верженным трудом. ==

Мастерская отремонтировала-около 200
самолётов и, кроме. того, изготовила боль-
106 количество запленых частей. Если не-
достаёт материалов или отдельных агрега-
тов, то приходят на помощь рапионализа-
торы и изобретатели. Трудности успешно
преохолеваются, машины  ремонтируются
точно в срок. Разрешена, например, такая
важная проблема, как замена иностранно-
го мотора отечественным,

За героизм в труде лучшие люди на-
гражиены правительственными наградами
=— орденами и медалями СССР.

Моторист красноармеец Ширшов уже
Второй месяц ремонтирует моторы скоро-

НЫ рецептов,
Еак сделаться хоро-
шим военным лётчи-
BOM, нет и быть не
может. Надо непре-
рывню учиться, повы-
шать свою авиаци- _
онную культуру, вос-
принимать и творчески осмысливать бо-
татый опыт войны. За всю свою боевую
жизнь я не имел вынужденной посадки в
стане врага. Было много удачеых полё-
тв в чрезвычайно сложной метеорологи-
ческой обстановке. Были полёты рекорд-
ные по дальности, И, однако, я не пере-
стаю учиться, не успокаиваюсь на до-
CTATHYTOM,.

(Самое опасное в нашей практике —
шаблон. Враг изучает, боевые приёмы 69-
веских лётчиков, применяется к ним,
Нужно стараться бить врага тем, чего он
ещё не знает, Значит, слели за изменени-
ями в метолах защиты и напаления про-
тивника. Чтобы  побелить врага, Hato
знать его. Как бы ни был талантлив лёт-
чик, если ок ленив или болен зазнайст-
BOM, — он кончит плохо.

ДАЛЬНИЙ ПОЛЕТ

Полёт на полный радиус проводится в
_дуновнох на больших высотах. Этим я
Достигаю экономии горючего,  избегаю
опасности обладенения. При полбте в 0-
заках уделяю 060б0е внимание, работе
моторов, не допускаю переохлаждения,
”В длительном полете в облаках стара-
Юсь точно выдерживать куре и скорость.
(06 изменении того или другого немедленно
сообщаю штурману.

Самолёт велу по apnaropmaonny. hort
ролирую себя но вариометру и указателю
скорости. Развороты делаю с креном не
больше 20 градусов. После виража авия-
горизонт запаздывает принять  правиль-
106 положение по отнопению к истинно-
му горизонту. Тогда нужно  некоторов
время вести самолёт по вепомогательным

к

приборам.
Рождение самолёта в облаках и над об-
лаками немыслим 6e3  ралиопелен-

тации и прослушивания радиомаяков. При

Гвардии майор А. Молбаный:
дважды Герой г
Советского Союза

За сравнительны короткий срок весь
лётный состав полка подготовился & 60M-
бометанию с пикирования. Началась бое-
вая работа. Первое задание, которо» мы
получили, заключалось в том, что нало
было уничтожить крупную базу против-
ника © широко разветвлённой сетью у3-
коколейных железных дорог. После тща-
тельной воздутной разведки командование
решило нанести удар двумя  девячками
бомбардировщиков. Первая группа машин
должна была с пикирования подавить зе-
HUTHEI средства противника и поразить
отдельные точечные цели. Второй девятке
было поручено с горизонтального полёта
нанести удар по всей площади об’екта.

Несмотря на сильный огонь с земли,
удар первой девятки, пикировавшей зве-
ньями, был совершэнно точным. Группа,
бомбившая с торизонтального полёта, за-
вершила разгром крупной немецкой базы.
Результаты налёта, зафиксированные фо-
тоаппаратом, оказались отличными.

Этот первый опыт, между прочим, по-

казал, что наши лётчики после пикирова-

ния слишком долго подстраивались к
группе. 0б’яснялось это тем, что после
выхода самолёта из Мике лётчики не ус-
певали убирать решётки и на лонижен-
ной скорости с трудом догоняли Bazy-
щих.

В дальнейшем наиболее эффективный
удар Halk пикировщики нанесли по
пункту, превращённому немцами во силь-
ный опорный узел с множеством ДЗОТ”ов
и ДОТ’ов. Заранее разведанные точечные
цели и средства ПВО были поражены на-
столько метко; что немецкие огневые точ-
ки тотчас же замолчали.  Воспользовав-
шись этим, наши наземные войска во-
рвались в укрепления и быстро заняли
пункт.

Несколько последующих полётов на
бомбометание с пикирования дали возмо-
жность сделать нэкоторые вывохы. По
моему мнению, бомбометание с пикирова-
ния в районах действий вражеских ист-
ребителей лолжно обязательно  произво-
киться в сопровождении наших истреби-
телей. Как правило, немцы атакуют на-
ших бомбардировщиков в момент пикиро-
вания и выхода из пике, когда, эстествен-
HO, нарушается система обороны внутри
грутиты, да и самое положение пикирую-
щего самолёта сильно затрудняет ведение
огня по атакующему противнику,

с _ Капитан i МАРКОВ. _

стным методом. Получаемые задания хоро-
шо продумывает, учитывает всё, что нуж-
но, и, когда требуется, работает ночами,
а 10 и сутками не уходит от машины.
Произведенный им ремонт всегда отлича-
ется высоким качеством. Тов.  Ширпюв
награжден медалью «За боевые заслуги».

Самоотверженно ‘трудится комсомолец,
Бушеев, у которого тод назад в боях за
город Ленина погиб отец. Тов. Бушеев
поклялся мстить за смерть отца и эту
клятву выполняет с честью. :

Вот уже два месяца часть держит пе-
реходящее красное знамя ремонтных ор-
танов фронта.

. Старший лейтенант

Е. ЗАРЯНОВА.
Ленинградский iene:

MOU ОПЫТ

полёте ина «привох-
‚ ную» стрелка индика-
тора курса резко
колеблется или совер-
шенно не реагирует.
Как быть? Следует
выждать момент, ко-
гда индикатор реаги-
рует, засечь курс матнитного компаса и
выдерживать его. Часто немецкие радио-
станции. пытаются забить наши «при-
волные». Но это не страптно. Ищите на-
стойчиво в эфире неозабитую станцию, и
вы найдете её,

В дальних полётах я никогда He 310-
‘употребляю повышением скорости, не
увеличиваю оборотов моторов; В критиче-
скую минуту, при встрече с истребителем
или под внезапным огнем зениток, у
меня всегда найхбтся резерюная мощность
MAMMA, которую я использую.

МАНЕВР НАД ЦЕЛЬЮ

Выхо1 на боевой курс, манёвр под ог-
нём зениток в районе об’емта и уход от
обстрела — самые ответственные момен-
ты в боевой работе бомбарлировщика.

Мололые лётчики нередко бомбят с х0-
да, затем делают разворот. на обратный
курс в зоне огня ПВО. Это порочный
метод. Конечно, если цель хорошо видна,
слелует сбрасывать бомбы в хода. Ho
заходить на цель нужно 6 таким расчё-
том, чтобы, отбомбивигись, лечь на обрат-
ный куре без разворота, “Начинающим
пилотам своей эскадрильи я всегла ре-
коменлую обходить цель © «тыла». При
таком манёвре 3А обычно не открывает
огня. Как правило, зенитки бьют после
того, как упали первые бомбы; Отбомбив-
шись, лётчик спокойно уходит.

Затем надо отлично владеть противозе-
НИТНЫМ манёвром: уметь сочетать. изме-
нение скорости с разумной потерей. вы-
соты.

„При групповых вылетах противозенит-
ный манёвр нужно разработать BO всех
деталях ещё на земле. После получения
босвой задачи командир должен указать

_  погода. Облачность

голову

а АО

Центральный фронт. Стрелок-радист Н- ской авиачасти П. П, Воробьев. Недавно
в неравном бою с истребителями противника он сбил один самолет.

РАЗРУШЕН

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ

Hamm наземные войска успешно про-
двигались вперёд. Немцы спешно подтя-
гивали резервы, чтобы закрепиться на но-
вых оборонительных рубежах и перейти
в контратаку. Свои свежие силы гитле-
ровцы переправаяли с юга, занада и се-
веро-запада по железным дорогам, скрещи-
вающимся в крупном железнодорожном
узле.

Нарушить движение железнодорожного
транспорта на этом участке было поруче-
но лётчикам дальнебомбархировочной ча-
сти.

Первыми вылетели экипажи лётчиков-
твардейцев Лабуткина и Гарькавого. Opu-
ентируясь по светомаякам и крупным на-
селённым пунктам, лётчики-ночники пе-
ресекли линию фронта.

Слелав заход с западной стороны же-
лезнодорожного узла, штурман Черепнев
сбросил 3 светящиеся бомбы. Bearer за
этим последовал бомбовый залп по воин-
ским этелонам, стоящим на путях. Одна
крупнокалиберная бомба разрушила желез-
нодорожное полотно.

На освещённую цель следующим сбро-

: ее
НАГРАЖДЕНИЕ
ПОСЛЕ БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 7 января. (От
наш. спец. норр.). Наземные войска от-
бивают контратаки противника. Лётчики
знают, как ждет пехота поддержки с воз-
духа, но боевым вылетам может помешать
и туманы  нередио
стелются злесь очень низко над землей,

На рассвете младигий лейтенант Яжкин
улетел в район цели на разведку. / Едва
только «ИЛ-2» оторвалея от аэродрома, как
быстро исчез в дымке. В районе боя Ян-
кин установил, что высота облачности —
710—100 метров, и стало быть опымные
щтурмовики могут нанести удар. Заодно
лётчик уточнил расположение целей —
засек несколько артиллерийских батарей,
скопление автотранспорта и пехоты  про-
ТИВНИКА.

Янкин повёл штурмовиков на вышюлне-
ние_ боевого задания. Атака «ИЛов», в
которой лётчики подавили много огневых
точек и рассеяли скопление вражеской пе-
хоты, помогла налтим наземным войскам
сломить контратакующих немцев и занять
новые рубежи.

Следом в район боёв вылетела вторая
URE his штурмовиков. Е8 повёл  млалтий
лейтенант ee Погода улучигилась,

ыы . наиболее удобный
строй, который обеспечит мгновенное рас-
членение пол огнём ПВО. Каждый лётчик
труппы обязан заранее знать высоту и
скорость боевого курса, манёвр ухода от
цели. Чем меньше лётчик держит  овою
машину на боевом курсе, тем больше у
него шаесов выйти невредимым из-под
огня зениток. Идеальное время для пре
бывания на боевом Kypce—10—15 секунд.
Понятно, тут многое зависит от погоды
и других привходящих условий. Вокруг
060бо важных об’ектов противник нередко
создает ложные цели, которые крепко за-
щишены ПРО, а поллинная цель  тща-
тельно замаскирована. Тотда секундами
не отделаешься. Нам иногда приходилось
по 20 минут кружиться над целью, вы-
держиивая жесточайший обстрел зениток.

Попадая в лучи прожектора, я стара-
och поглубже сесть в кабину, приближаю
к приборам и ослабляю таким
образом воздействие луча, ‚В сущности
тут лерехолишь почти ‘на слепой полёт,
пабёшь по приборам.

Выхожу из лучей на
скорости со снижением. При налитии
облачности скрываюсь в облака. Через
некоторое время снова захожу на боевой
курсе с приглушенными моторами.

БОМБОМЕТАНИЕ

Наиболее распространённая  оттибка
при бомбометании с горизонтального полё-
та — несоблюдение расчётной скорости.
Это даёт отклонения по дальности.

При бомбометании недопустимо делать
довороты одной ногой. Это прилаёт само-
лёту скольжение и, следовательно,  ста-
вит штурмана в трудные условия.

Точеые расчёты и глазомер штурмана
пмеют решающее значение для пораже-
ния цели. Но это далеко не всё. Co сред-
них и больших высот меткость бомбомета-
ния просто немыслима, если вы ведбёте
машину, как бог на душу положит.

Ognaxo при выходе на боевой курс са-
молёт, как правило, подвергается «обра-
ботке» ПВО. Отонь зениток заставляет
маневрировать, то-есть менять высоту и
скорость полёта. Слеловательно, ‘требуется
большое искусство  самолетовождения,
чтобы к моменту осбрасывания бомб по-

максимальной

‚ получили возможность малой кровью за-

“Balu состав, уничтожив его’ вместе 6 тру-

секал атаки пропивяика, помогая товари-

ский сокол

Фото Д. ЧЕРНОВА (ТАСС). .

КРУПНЫЙ

сил бомбы экипаж Гарькавого. Сделав два
захода, гвардейцы разрушили железнодо-
рожное полотно. В результате  меткого
попадания крупнокалиберной бомбы, сбро-
шенной штурманом-орденоносцем Журавле-
вым, произошёл большой взрыв с после-
дующим пожаром.

дин за другим обрушивали бомбовые
залпы гвардейские экипажи командира
эскадрильи гвардии капитана Солодских,
лётчиков-гвардейцев Смирнова, Дмитриева,
Гладких, Воропаева, Сыщикова и других.

Через несколько часов эшелонирован-
ный налбт лётчикев-гвардейцев повторил-
Ca.

Железнодорожный ‘узел врага был вы-
веден из строя на продолжительное время.
На другой день наши наземные войска

нять несколько населённых пунктов и 33-
хватить большое количество железнодо-
рожных составов с техникой, в том числе
несколько’ десятков самолётов, которые
титлеровцы не смогли вывезти

Капитан В. КОРЧАГИН.

и штурмовики, поднявииись выше, действо-
вали особенно удачно.

Действуя над полем боя, лётчики заме-
тили на прифронтовой железной дороге
воинекий эшелон. Нельзя было упустить
такую цель, и несколько «Ив» атако-

зом. Когда штурмовики отвалили от це-
ли, их пытались атаковать «Мессерпехит-
ты». Подлерживая друг друга огнём, лёт-
чики отбили, все атаки вражеских истре-
бителей и компактной группой возврати-
лись на свою базу. В бою с «Мессершиит-
тами» высокое мастерство показал  cop-
жант Трубенков. Когда немцы пыталиеь
приблизиться  сзащи то к олному, т к
другому пигурмовику, Трубенков умело от-

щам обороняться.

Вечером перед строем зачитали приказ.
За отвагу и мужество, проявленные при
выполнении боевых заданий, командир DA-
визии от имени Президиума — Верховного
Совета СООР наградил лётчиков-пгурмо-
виков младшего лейтенанта Янкина, млад-
шего лейтенанта Черненкова и сержанта
Трубенкова орденом Красной Звезды, здесь
же вручив им награты.

ставить машину в горизонтальное ‘поло-
жение, успокоить её, не допускать «рыс-
Kaba» И ‘вести на постоянной скорости.

Пренебрежением к манёвру 0б’яеняют-
ся многие неудачи наших бомбарлировщи-
ков. Пренебрежением к манёвру об’ясня-
ются и потери при встречах с `истребите-
лями. От нас не требуют «бочек», «пе-
тель», «иммельманов» и лругих фигур
воздушной акробатики. Выслгий пилотаж
— умел истребителей. Но в пределах воз-
можного мы обязаны быть властелинами
воздуха и вылимать из своей мапины
всё, на что она способна.

ДЕЙСТВИЯ
ПО МОТОМЕХКОЛОННАМ

При бомбардировке этих об’ектов мы
стремимся создать на дороге пробку, для
чего поражаем головные машины. Пробка
особенно необходима, когла — Наносится
массированный удар несколькими группа-
ми самолётов. Если бомбархировщики пер-
вой волны создали пробку, вторая и тре-
тья волны имеют возможность бомбить
неподвижную цель, что увеличивает теч-
ность бомбометания.

Немцы, наученные горьким опытом, с0-
срелотачивают в голове колонны оенов-
ные средства ПВО — зенитную артилле-
рию и зенитные пулемёты. Часть зенит-
ных установок движется непосредственно
с колонной, не отрываясь от неё. Другая
часть претставляет собой авангардные
средства ПВО. АФангарт удаляется от 06-
новных сил на расстояние 3—6 километ-
ров. В летнее время’ и зимою при неглу-
боком снеге вылеляются еб фланговые
зенитные средства. Машины © зенитной
артиллерией и пулемётауи, если позволяет
местность, идут параллельно ` колонне, в
100—200 метрах от дороги. Хвост ко-
лонны, как правило, охраняется слабее.

При осуществлении  группозого удара
‘необходимо бить в первую очередь по го-
лове колонны, выволить из строя маши-
ны с’зенитными установками, а потом
уже прочёеывать всю колонну до хростА.

НОЧНОЕ
БОМБОМЕТАНИЕ
(Слов нет, ночью бомбить значительно
трулнее, чем лнём. Олнако при хорошей

подготовке к полёту, тщательном выборе
маршрута и отличной слётанности экипа-

Печи для

подогрева

моторов

В настоящее время для подогрева и
поддержания моторов в тёплом состоянии
в ряде частей используют печи, в TOI-

ках которых сжигаются дрова, торф или
уголь.

Ниже мы приводим ‘краткое описание
наиболее удачных в эксплоатации печей
с расчётом, чтобы в частях могли их из-
тотбвять с помощью ПАРМ’в.

Стационарная печь конструкции Куль-
кова для подлержания моторов в гёплом
состоянии. Печь представляет собою обык-
новенную железную  «буржуйку», уста-
новленную на постамент. Сверху на неё
надевается с зазором по диаметру в 50—
$0 мм. конус, изготовленный из листо-
вото или кровельного железа (рис. 1).
Между стенками конуса и «буржуйки»
образуется воздушная камера. Герметизи-
руя затем воздушную камеру от топки, в
нижней части её проделывают окна или,
устраивают вызеденные наружу воздухо-
заборняки, а в верхней части — одно
или два ‘отверстия для отвода тёплого
воздуха к мотору.

Воздушная камера термоизолируется ас-
бестином, песком и кирпичной кладкой
для стационарных установок или дере-
вянной обшивкой типа кадки ¢ двумя
ручами — для передвижных печей. В
последнем случае агрегат устанавливает-
ся на полозьях.

N

A ZZ
a Е
AN Е
EN WM
A =
A iw

9 wed

Рисунок № 1

Дымогарная труба (1); отвод теплого
воздуха (2); теплоизоляционный пе-
сок (3); асбестин (4); воздушная ка-
мера (5); дверка (6); решётка (7);
поддувало (8); подставка (9); топка (10).

Передвижная печь нонструкции Мос-
тевщинова для получения горячего воз-
духа и подогрева воды и масла. Печь
состоит из топки, представляющей с000й
цилиндр диаметром 300 мм. и высотою
до 400 мм. В пижней части топки поме-
щена колосниковая решётка с днищем.
Цилинлр закрывается крышкой, на кото-
рой расположены отверстия для дымохода
и для ина в топку топлива
“рис. 2).

На этой же крышке -приварена-конусо-
образная воздушная камера, проходящая
внутри печи пе_ всей её высоте и закан-
зивающаяся внизу воздухозаборной труб-
кой, выведенной наружу. Таким образом,
возлупитая камера полностью изолируется
от попадания в неё дыма.

Снаружи на топку приваривается гер-
метизный конус, служащий резервуаром
для подогрева в нём охлаждающей жидко-
сти авиамотора, В итоге получается свое-
образный «самовар».

Водяной резервуар имеет два отвода
{снизу и сверху) лля обеспечения пирку-
ляции охлаждающей жидкости в системе
охлажиения самолёта, приключённой к ре-
зервуару. Практика показала, что` при
работе печи получается термосифон. Вода
циркулирует сама, и использовать альвей-
ер или насос другого типа необязательно.

Затем к водяному  резервуару также
снаружи  приваривается  маслорезервуар,
представляющий собою железный герме-

экипаж должен начать ещё днём. Hem).
цель расположена в мало знакомом райо-
пе, ‘нужно тщательно изучить по карте
все наиболее характерные ориентиры, по-
стараться представить себе, как они бу-
дут выглядеть ночью. Большое значение
имеет выбор ИПМ. Наиболее удобно иметь
ИПМ не далее 100 км. от места взлёта,
причём этот ИНМ должен быть хорошо за-
метен ночью (например, световой маяк,
река, озеро ит. д.). Для того, чтобы га-
рантировать себе точный выход на ИПМ,
Halo WITH к нему на высоте не более
300—400 м.

Маршрут от ИПМ ло пели слелует про-
кладывать по прямой линии, избегая по-
воротных пунктов, особенно при дальних
нолбётах. Весьма удобно прокладывать
маршрут с таким расчётом, чтобы в райо-
не пели он выходил на кажой-нибуль ха-
рактерный линейный или площатной ори-
ентир, находящийся на 40—60 км. впра-
вю или влево от пели. Это удобно, во-
первых, для поиска цели и, во-вторых,
ввотит в заблуждение ПВО противника,
которая может предположить,
лёт ищёт на другую цель.

Выходить Ннало вначале на характер-
ный ориентир, С выхолом на него штур-
ман отмечает 0806 действительное место
и с отметки ДМ берёт курс на пель, при-
чём цель опять-таки должна быть где-то
справа или слева. Не дохоля до цели,
лётчик делает резкий доворот и выхолит
на боевой курс. Перед выхотом на БК са-
молёт должен иметь запас высоты 300—
500 м. по отношению к расчётной вы-
core бомбометания. Такой запасе высоты
даёт возможность маневрировать прогпив
вражеской ПВО. `Полходя к цели с при-
глушенными моторами, CO снижением,
лётчик за 2—4 км, от цели устанавли-
вает точный режим полёта, а
ман производит боковую наводку.

Метод бомбометания определяется ха-
рактером пели. Серия выбирается в зави-
симости от количества и калибра б0уб,
е учётом высоты и путевой скорости.

Если заранее известно, что цель сильно
защищена прожекторами и зенитками, то

что само-

жа, ла ешё с половечиванием, можно с
успехом поражать самые узкие пели.

Для этого подготовку к ночному полёту

Я

я

‚цовывать в фильтр «KEYHO»

образом все волны

тичный конус © краном в нижней части
и горловиной — в верхней. Масло нагре-
вается от тепла стенок водяного резер-
вуара и имеет температуру на 5—7? ни-
же температуры воды.

Наружная стенка маслорезервуара по-
крывается любыми  термоизоляционными
материалами и общивается деревом в ви-
де кадки, скреплечной двумя обручами.

Для поддержания мотора в состоянии,
допускающем немедленный запуск, на од-
HY печь в сутки расходуется 0,2—0,4 ку-
бометра дров. При етом температура горя-
чего возлуха на выхоле будет достигать
110—140°, что вполне достаточно. Пото-
трев мотора производится путём повторной
топки печи в течение 40—50 мин. не бо-
лее 5—6 раз в сутки.

Во время эксплоатации печей надо
придерживаться следующих правил:

1. Печи целесообразно закрепить за ca-
молётами.

2. При необходимости держать маши-
ны в круглосуточной  тотовности вын

делять специально наряд из состава ме--

хаников или мотористов с механиком зве-
на во главе для топки печей.

3. Подогрев ‘холодного мотора для за-
пуска производить ло тех пор, пока тем-
пература головок цилиндров достигнет
20—40°, a показания — водотермометра
будут 20—25°. При большей температу-
ре со стенок цилиндров начнет стекать
смазка.

4. При круглосуточном подогреве необ-
ходимо: а) через каждые 2—3 часа про-
ворачивать винт на 6—8 оборотов; б) че-
pes 5 часов поеле первого запуска, если
Масло в системе не разжижено, затири-
1—1,5 лит-
ра горячего минерального масла; в) через
10 часов подогрева заливать через свеч-
ные отверстия по 50 граммов горячего
минерального масла в верхние цилиндры
моторов воздушного охлаждения и во все

цилиндры Моторов жидкостного охлажде-
НИЯ.

5. При наличии в печи огня дверцу

топки открывать лишь д®Фя загрузки го-

рючим, в остальное время держать её за-
крытой. -Дымоход очищать от сажи не per

же одного раза в сутки.

6. Очищение зольника и топки от са-
жи, копоти и грязи, производимое 1—2
раза в сутки, выполнять на удалении от
самолётов не менее чем в 50 метров.

3:4 6
}

Рисунок № 2

Топка (1); колоаниковая решётка (2); -
отверстие для загрузки топливом (3);
дымоход (4); воздушная камера (5);
отвод тёплого воздуха (6); воздухо-
приемник (7); вход воды (8); выход
воды (9); вода (охлаждающая  жид-
кость) (10); масло  (11); термоизоля-
ция (12); деревянная обшивка (13).

7. На каждой печи иметь инструкцию
из 4—5 пунктов е указаниями, как её
эксплоатировать.

Применение таких печей даже при
условии круглосуточной готовности толь-
ко одного самолёта экономит стране
4—7 килограммов жидкого топлива eme-
дневно.

Инженер-майср В. КОМАНОВ.

необхотимо до БА перейти на слепой по-
лёт, т. е. дать полный накал всем при-
борам и держать БЁ только по приборам.
Маневрировать от прожекторов лучше
всего. в стороны со снижением на повы-
шенной, но не на максимальвой скорости,
`Запае скорости должен оставаться всегда,
(Стрелок обязан всё время  локладывать
лётчику о месте разрывов снарялов, и
TOT в зависимости от этого принимает р8-
шения. Например, при сообщении «разры-
вы справа» лётчик делает резкий доворот
влево до 10° сю скольжением; при дог-

Tale «разрывы над нами» следует увели-.

чить скорость на 5 км.; когда разрывы
впереди, — уменьшить  скорость Ha 5 KM,
и отвернуть в любую сторону ва 10—

Если прожекторы смогли  поймати
г надо уйти из зоны огня и 69-
вершить второй заход, так как бомбить,
будучи пойманным прожектором,
понусту тратить груз,

При ночном  бомбометании мы очень
часто пользуемся светящимися бомбами,
Атака с подевечиванием даёт исключи-
тельно высокие результаты. Бомбометание
с полевечиванием рекоменхуется органи-
зовать таким образом. Вомбовая нагрузка
первого врзлетающего самолёта состоит
наполовину из САБ’ов. Подойдя к цели,
штурман бросает серию из четырех САБ’03.
Замедление у САБ`ов нужно ставить в 3а-
висимости от расчётной высоты бомбоме-
тания. После того как «осветитель» бросит
первые четыре ОСАБ’а, он выходит из 30-
ны огня, & через 4—5 минут  возвра-
шается и бросает вторую серию. Осталь-
ные экипажи  произволят  бомбомета-
ние по  освещёниой пели Cc дид-
пазоном высоты 300—400: м. При. мас-
COBOM налёте на крупную цель рекомен-
дуется брать по три-четыре САБ’а на кз-
ждый четвёртый-пятый самолёт, Таким
самолётов поочерёдно
тыхолят на освещённую цель.

tn
у *

Волевым и умелым лётчиком может
сделаться каждый. Оверхчеловеков в авиа»
ции нет. Те, кого называют героями
воздуха, лишь самые упорные и настой»
чивые. Не бойся трулностей, смело прео”
долевай препятствия, я ты победить!

значит.