СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Действующая армия. Герои-летчики, отличившиеся в боях на территории Венгрии. На снимках: слева — гвардии майор Ященко, справа `— старший

лейтенант Шепелев, в центре — штурмовики лейтенанта Струбина над окраинами Будапешта.

[ГЕРСКОЙ

ВЕ]

Bon на Венгерской низменности, бота-
той шоссейными. и улучшенными грунто-
выми дорогами, носили исключительно ма-
невренный характер. Ввиду того, что на
вентерской равнине ‘почти отсутствуют
возвышенности, 4 местность не пересе-
чена оврагами, противник строил оборону
На, системе опорных пунктов и узлов е0-
противления, организованных в крупных
селениях, многочисленных хуторках и п9-
мещичьих усадьбах. Смену гарнизонов
хуторков и отдельных опневых точек, под-
тятивание резервов и маневрирование ими
враг производил, как правило, ночью или
в туманные и дождливые лни. Наши
стрелковые и мотомеханизированные под-
разделения широко применяли здесь 0бхо-.
ды и охваты, выходы на тыловые узлы
дорог, связывающих опорные  ПУНЕТЫ
врата.

В этих своеобразных условиях борьбы
неоценимую услугу наземным частям, 0со-
бенно подвижным подразделениям, оказы-
вают ‘ночные легкие бомбардировщики
«Поликарпов-2».

С вечера и ло рассвета они летают над
расположением войск противника, бомбят
живую силу и технику, контролируют
его дороги, срывают маневрирование пе-
зервами. До этого продолжительное время
легкие бомбардировщики придерживались
тактики непрерывного ‘воздействия на
прогивника в течение всей ночи одиноч-
ными самолетами. Сложная метеоролоти-
ческая обстановка над Венгерской низмен-
ностью в зимний период (дожди, туманы,
низкая облачность) часто вывуждала ©1-
Еазываться от этой тактики и прибегать
& другим способам.

Большую инициативу в использовании
«Поликарновых» нах Венгерской низмен-
ностью проявило командование Н-ской ди-
визии. Чтобы удлинить радиус действйя
ий продлить время пребывания самолетов
над целью, большинство боевых вылетов
здесь совершалось с аэродромов подеко-
ка. Каждое подразделение имело не-
сколБко запасных площадок, расположен-
ных в непосредственной близости в ли-
нии фронта. На этих аэродромах вее-
гла был сосредоточен запас боеприпасов и
горюче-смазочных средств. Батальоны аэро-
промного обслуживания держали часть
боеприпасов на автомалиинах в ожидании
боевой задачи. Как только часть получа-
ла боевую залачу и перелетала для работы
в определенном направлении, заранее при-
готовленные автоматины © боеприпасами и
цистерны с горючим быстро направлялись
на этот аэродром. Такая организация ма-
териально-технического обеспечения впол-
не себя оправдала.

Метеорологические условия инотла. не
позволяли работать всю ночь, а наземная
обстановка требовала максимального на-

ЕЕ Ss

ЗАМЕТКИ ОБ ОГНЕВОМ МАСТЕРСТВЕ

‚1. Как ян

Был нелетный день, мы ожидали про-
яенения погоды. Растянувшиеь на свежем
сене, у входа в ВП лежали молодые лет

‘Чики, только что прибывшие в наш полк,

Я 0 чем-то горячо и оживленно спорили.
Я находился недалеко от них, но они не
видели меня. Дебатировалея вопро
отневом мастерстве: что это — врожден-

ный талант или искусство, которое прихо-

дит вместе с длительной тренировкой?
Вскоре я услышал свою фамилию.

— Вот, скажем, наш комэск майор Bo-
рожейкин, — товорил один из летчиков. —
Он, как охотник: векинул ружье — и
птица наземь летит. Это врожденная спо-
собность, ву вроде ксамородка, что ли...

Я не выдержал, вмешалея в спор и, Е
удивлению многих участников его, сказал:

— Должен вам по-честному признаться,

что года четыре назад я был сущий прэ-
фан по части воздушной стрельбы. Crpe-
лял, как бог на душу положит. Одним ©л0-
вом, — плохо стрелял. Ну, & сейчае как
будто получается нормально. И никакой я
не самородок.

В чем же дело? Как я, летчик, He
умевший даже пользоваться прицелом,
стал мастером воздущной стрельбы?

Я начал воевать еше на Халхин-Голе.
Летал я на «Й-16» и меньше всего заду-
мывалея над вопросом, метко я стреляю
или нет. Увяжу противника в воздухе —
открываю огонь. Иногха удачно, иногда
нет. Неудачи я об’яенял очень просто: не
повезло,

Но вот олнажды произошел случай, 3а-
составивший меня впервые очень серьезно
полумать 06 огневой подготовке. Я ветре-
тил в возлухе противника, и У меня была
сравнительно неплохая позиция для атаки.
Я отврыл огояь по трассе. Никакого De
зультата. Я дал еше olny очетель. Пра:
TUBHER стал уходить. Я за ним. Даль
ность нормальная. Дал еще oueper. Bee
то же. Во мне уже начала клоеть злость.
Я потратил весь ‘боекоуплект, но враже:
скоро кахолета He сбил

пряжения. Командование дивизии нашло
выход из этого положения. В дни, когда
погода позволяла летать лить час-два,
большинство самолетов  сосредоточивалось
на одном-двух аэродромах, и вылеты про-
изводились группами по 6—8 самолетов. В
воздух поднималюсь максимальное воли-
чество самолетов, и таким образом  до-
стигалея значительный эффект, несмотря
на, сильное прикрытие целей зенитными
средствами.
В боях за один важный опорный пункт
«Поликарповым» пришлось действовать
при облачности высотой 600—800 мет-
ров, то-есть в зоне прицельного зенитного
огня. Надо было найти средство, чтобы
избежать потерь и вынолнить боевые за-
дания. Командир решил высылать экипа-

sae ==

00.

жи парами < интервалом между самолета-
уи примерно около минуты. Следующая
пара вылетала через 5——10 минут. При
такой организации второй экипаж воегла
имел задачу — подавление ПВО против-
НИКа. и

Боевой опыт показал, что для подав-
ления зенитных точек можно < успехом
применять и пулеметный огонь. Так, на-
пример, штурман эскалрильи капитан Сам=
ков обстрелял из пулемета с высоты 400
метров точку МЗА, открывшую огонь по
первому экипажу. После трех очередей
капитана Самкова огонь. прекратилея. В
ту ночь при повторном вылете капитан
Самков действий этой точки не наблюдал.

Такой метод подавления зенитного ог- Гда для целеуказания посту придавалея

ня применялся во время налетов Ha 06’-
екты, мало защищенные зенитными сред-
ствами. При бомбардировочных действиях
по крупным узлам. сопротивления против-
ника, насыщенным сильными средствами
НВО, подавление их было организовано
иначе. р

‚ Бои шли за город, в котором сходились
пять шоссейных дорог и несколько желез-

Нри самолетовождении над Венгерской! Уеловия, все летчики в эту ночь вытшол-
низменностью наши летчики столкнулись Вили боевую задачу и помогли стрелко-
© рядом трудностей, которых не было при  В0МУ соединению овладеть опорным пунк-

полетах в Румынии и Трансильвании. Де-
лю в том, что местность здесь чрезвы-
чайно пестрая. Многочисленные населен»

станы, множество мелких озер и болот, в
дождливое время  превращающихся в
плотные водные пространства, усложия-
ли ориентировку.

В этм своеобразном районе
действий большую роль играла правиль-
ная организатия земного обеспечения са-
молетовождения (300). Прежде всего было

намного увеличено количество постов. В г

подразделениях этой дивизий, кроме при-
водных ралиомаяков и приводных про-
жекторов, широко применялись «еигналь-
ЩИКИ». :

Инженер-капитан Торшенин хорошо op-
ганизовал службу 300. У линии фронта
на направлениях действий ночных бомбар-
дировщиков были расставлены постоянные
посты 300. Эти посты передвигались вме-
сте © наземными частями по мере их
продвижения. Пост состоял из четырех-
пяти человек во главе с командиром отде-
ления (он же, как правило, являлся на-
чальником рации). Все несложное  иму-
ество этой команды размещалось на спе-
циально оборудованной автомашине. Ино-

маломощный прожектор. Вее посты имели
свои позывные и определенную систему
размещения: факелов. Когда по  под-
разделениям  раесылались ° штурманские
указания, одновременно обязательно с00б-
щалось место размещения постов, их по-
зывные и форма расположения сигналов.

Ероме этих постоянно действующих
постов, имелись передвижные посты «сиг-

«Поликарповым». Однако при настойчиво-

этого самолета оказываются

Фото Л. Леонидова (ТАСС).

ИЗ ОПЫТА
НОЧНЫХ ЛЕГКИХ.
БОМБАРДИРОВЩИКОВ

TOM противника.
Леткив бомбардировщики

горных районов, rye ранее

велась на высотах 300—400 метров, а в
отдельных случаях и ниже.

Воздушная разведка на самолетах «Ло:
ликарпов-2» полностью
Так, в одну из ночей разведчики устано-

вили интенсивное движение автомашин от

охного крупного венгерского города к дру-
сому. Это дало возможность командованию
предупредить внезапный удар противника

во фланг одного из наших стрелковых: сое-

динений. Кроме движения войск и техники
противника, ночной воздушной разведкой
на «Поликарповых» было обнаружено пять

‘действующих переправ и несколько дейст-

вующих аэродромов. :
Конечно, не каждое задание посильно

сти и инициативе командиров возможности
значительно
шире, чем кажется на первый взтляд. Так,
однажды потребовалось во что бы то ня
стало установить действующие переправы

Через водный рубеж. Продолжительноеть
полета по маршруту составляла более трех
‘Часов. Задача была поставлена подразде-

лению офицера Девятова. «Поликарно-
вы», разумеется, но могли полететь на

нодорожных линий. Враг сосредоточит в нальщиков». Они придавались частям и  1880@ далекое расстояние. Товарищ Довя-
городе много живой силы и техники и использовались по усмотрению их коман-

для охраны узла сопротивления органи?о-   диров.

вал многослойный зенитный отель. Налте
командование решило организовать звезд-
ные налеты. Групны по 6—8 самолетов
«Поликарнов-2»
полминуты-минута. На
указывались высота полета, разворот над
целью и сектор действия. Два-три экипа-

подавлять средства. ПВО противника.
Одновременное появление самолетов Чад
целью’ рассредоточивало, расееивало лейст-
вия зенитных средств, а специально вы-
деленные экипажи успешно подавляли наи-
более опасные очаги огня. Несмотря на
плохие метеорологические условия в эту
ночь (облачность 10 баллов, высота 800
метров, видимость 1—3 километ-
ра, в течение всей ночи шел дождь), «По-
ликарповы» выполнили задачу,

ного дождя на участке наступления erped-

кового соединения разливииеся озера и
вылетали © интервалом! I

; al >
земле экипажам   местности на большой площади. Ориенти-

роваться было крайне трудно. Потода бы-

i   а совершению нелетная. Но обстановка,
жа каждой группы получали” задачу —!

Несмотря

Бак-то после нескольких дней пролив-

болота у Тиссы совершенно изменили вид

сложивиаяея на земле, потребовала pa-
боты ночников. Инженер-капитан Горше-
Нин вместе © одной из лучших команд
«сигнальщиков», возглавляемой старшим
сержантом Смыковым, выехал на автома-

‘mune за 40 километров от аэродрома по

предполагавтемуся марптруту полета поч-
ников. Он расположил команду на берегу
Тисеы. Летчики взлетали 60 своего аэро-
дрома и, набрав высоту 700—800 метров,
отчетливо видели
Ha плохие  метеорологические

НЫ НЯ

SEES

Gyunsica MeTKO CTpensTb

ge
Дважды Герой Советского Союза
майор А. ВОРОЖЕЙКИН
=

—ы=—=—=—

«Огонь Ворожейкина» — так назы-
вался очерк об одном из лучших ма-
стеров воздушной стрельбы—Герое Со-
  ветского Союза ‘майоре Ворожейкине,
` опубликованный в «Сталинском соколе»
20 мая 1944 года. ` Искусству мастера
огня и маневра в этом же номере была
посвящена передовая статья.

Сейчас майор Ворожейкин — уже
дважды Герой. Советского Союза, и за
ним еще более упрочилась слава отлич-
ного воздушного стрелка.

С сегодняшнего номера мы начинаем
печатать заметки дважды Героя Совет-
ского Союза майора Ворожейкина об
огневом мастерстве.

Легко представить мое: состояние, котда,
вернувшись на CBO аэродром, я узнал,

‚Что мой друг из соседнего полка в этот

же лень сбил самолет, истратив веего
лишь 3 боекомплекта. Вечером я стал
его расспрапгивать: почему так получилось,
почему я, имея выгодную позицию для
атаки, истратил весь боекомплект и все
же не сбил самолет противника? Он спро-
сил:

— А как ты пользовалея прицелом?

— А я 063 прицела, навекилку, —
ответил я так, как отвечает обычно чело-
век, уверенный в ‹воей правоте.

Незадолго до этого мне пришлось елы-
шать разговор двух наших командиров,
поворивших, что все советы ‘пользоваться
припелом — из области теории. A’ mpar-
тически есть один-елинетвенный правиль-
НЫЙ 610606 меткой воздутной стрельбы—
навекихку. Товарийши, агитировавиие 3a
такой метод, были авторитетными летчи:
ками. Я слено верил им. Й Bop теперь
впервые после беседы с другом. у меня
  появилось сомнение. «Как же лучше

стрелять: навскидку или по прице-
лу?» — эта мысль не давала мне покоя.

Еще не получив ясного ответа на этот
вопрос, я, однако, понял одну бесспорную

` истину: воздушная стрельба — большое

искусство, и если хочешь стать наетсящим
истребителем, то должен этим иекуеством
овладеть. Я начал глубоко анализировать
каждую свою встречу с воздушным про-
THBHUKOM ©. точки зрения умелого, вернее,
неумелого использования огня. К чему

‚водились мои ошибки?

Я не умел пользоваться и попросту
пренебрегал прицелом.

Я не знал, какие практячески нужно
брать поправки на скорость самолета про-
тивника, когда стреляешь под разными
ракурсами.

Мой глаз не привык определять хистан-
цию до\вражеского самолета. Однажды мне
показалось, что я нахожусь от ‘врага на
расстоянии всего лишь ‚100, максимум
150 м. Я открыл огонь и, конечно, без-
результатно. На земле товарищи, наблю-
(apne Mon бой, сказали:

— Ты < ума сошел: до противника
500 м., & ты огонь открываешь!

Я стал искренне и горячо хоказываль
ИМ, Что ДО самолета противника было не
500, а самое большее 150 м., a они
только смеялись в ответ:

— У тебя, Ворожейкин, нет чувства

‘глубины пространства.

Тогда я обиделся на это замечание, но
позже понял вою его горьЕУЮ справедли-
вост.

В моем планшете в эти хни появилиеь
основные теоретические руководетва по
воздушной стрельбе, в которые я не‘ за-
тлядывал после школы. Изучение. вернее,
повторение теоретического курса, различ-
ных схем и таблиц позволило мне более
глубоко осмыслить существо моих ошибок
в воздушной стрельбе,, Мне стало понятно,
каким неверным было, я бы сказал, модное
тогда мнение о том, что прицелом можна
пользоваться только в школе, а в боевой

сигнализацию поста.

тов вышел из положения: оборудовав два
самолета дополнительными бачками, он
выпустил в полет лучшие экипажи =—
лейтенанта Шухта и младшего лейте-
нанта Ротанова. Экипажи отлично вы-

полнили задание. Ориентируясь по фарам
автомашин, они вышли к переправе, уста-

новили ее действие, определили направле-
ние и интенсивность движения, обстреляли

й бомбардировали автоколонну и благопо-

лучно вернулись на свой аэродром. -
Таким образом, самолеты  «Поликар-
пов-2» нашли пеирокое применение в опе-
рации между Тиссой и Дунаем, показав воз-

Майор Д. ЛОБАНОВ. ^

Действующая армия.

дойствительности нужно стрелять на-
вокидку. И вскоре в чиеле, тогда еще не-
многих, поклонников прицела оказался и я.

Мне помнится то чувство большой ра-
дости, которое я ощутил, когда впервые
стрелял, пользуясь прицелом и < коротко-
го расстояния. Глаз мой стал ‘постепенно
привыкать к определению дальности и бо-
лее или менее безошибочно определять,
сколько метров от меня до самолета про-
тивника. Я повторил и усвоил все теоре-
тические расчеты — на какую дальность
какую нужно брать поправку при разных
ракурсах.
°Прицел и дальность — это, я бы ска-
зал, основные элементы формулы, раскры-
вающей так называемый секрет огневого
мастерства. Правильно установленная даль-
ность при умелом использовании прице-
1 — первая предпосылка точного попа-
дения во вражеский самолет.

В начальной стадии своего обучения
искусству меткой стрельбы ‘я, конечно,

знал, что стрелять нужнех короткого рас-

стояния. Это — азбучная истина. Но как
точно определить расстояние до ‹амоле-
та? Есть несколько способов определения:
непосредственное визуальное наблюдение,
основанное на чувстве глубины. проетран-
ства; наблюдение количества видимых де-
талей самолета; по сетке прицела на
основе знания размеров наблюдаемого ca-
молета,

Мне лично, когда я учился метко
стрелять, больше всего пришлось обратить
внимание на тренировку в непосрелствен-
ном визуальном наблюдении и в первую
очередь на развитие чувства глубины про-
тва. У меня постепенно вырабаты-
валась нитде не записанная таблица co-
отнолтения дальности и наблюдаемых мною
деталей самолета. Поясню это конкретным
примером. Я, например, на опыте прове-
рил, что если вижу, скажем, отверстия
в капоте мотора, голову летчика в фона-
ре, антенну, то значит, меня отделяют
от самолета 100 м,, а если вижу толь
во переплеты фонаря, выхлонные патруб-
ки, то дальность будет примерно 200 м.
Для каждого летчика эти соотношения
индивидуальны, но каждый должен знать
их, чтобы мтновенно определить рассточ-
ние до вражеского самолета.

«Поликар-
пов-2» широко применялись здесь и в ка-
ные пункты, хуторки, усадьбы, полевые ! честве ночных разведчиков. В отличие от
действовали
«Поликарновы», эффективность ночной раз-
ведки значительно повысилась. Экипажи-
разведчики, птироко используя облачность и
боевых   ЛОЖные заходы, легко маневрировали вы-
сотой полета, что было невозможно в го-
рах. Было много случаев, когда разведка

себя оправдала.

сколько метров до зайца или птицы.

На-днях начались

сырье, поставляемое Финляндией.

С занятием нашими частями

Вудапенете, в частности Ремхилац,

боеприпасы, перевозимые на
«Юнкерс-52», Советская авлация.

возможности.
Бритическое ^ положение
‘групигяровки усугубляется еще тем,

ный завод.

Ианц», который был

ме того, на заводе ремонтировались под-
битые машины, Велелствие

тельность завода с каждым днем снижа-
лась. Но тем не менее он всё же попол-
НЯл вражеские мотомеханязированные ча-
сти. 0 том, насколько важен был этот за-
вод, можно судить по тому Факгу, что
почти до захвата его производились сборка
й ремонт автомашин.

Ожесточенные бои идут в центральных
кварталах города, где противник создал
ряд хорошо укрепленных опорных пунк-
тов. Пехотинцы, танкисты м артиллери-
еты, несмотря на трулности боев в горо-
де, продолжают очищать от противника
квартал з& кварталом.

Желая всемерно помочь наземным вой-
скам, в сложных метезуеловиях работает
советская авиация. Ночью бомбардировши-
ки «Поликарнов-2», х днем штурмовики
бомбовымя залпами и пушечно-пулеметным
огнем прокладывают путь пехоте. Так,
например, штурмовики Жухарев, Головко,
Примкин, Жигунов и др. за короткай зим-
ний лень сделали по 2—3 боевых выле-
та. В результате ударов мелких групи м
одиночных самолетов было уничтожено
несколько танков, до 40 автомашин, по-
давлен огонь трех зенитных батарей.

Езк только в районе боев улучшается
погода, над Булапетнтом появляются ист-
ребители противника с нелью поотиводей-

Первая встреча Андрея Боровых е про-
тивником ознаменовалась победой молодо-
го летчика. В воздушном бою Андрей Бо-
ровых атаковал «Юнкерс». Атака была
стремительна. «Юнкерс» запылал и свалил-
ся на землю, а наш истребитель устре-
мился на другие немецкие самолеты. Ис-
кусно маневрируя, летчик умело вел воз-
душный бой. Товарищи, бывшие с ним,
говорили потом: :

— В Боровых чувствуется настоящий
талант истребителя.

И они не ошиблись. В последующих бо-
ях молодой летчик действовал все уверен-
ней и искусней. Он настойчиво изучал
боевой опыт, внимательно прислушивался
к высказываниям и советам бывалых. лет-
чиков.

Однажды вместе с четверкой истребите-
лей Боровых дрался
«Мессершмиттов» и группы «Юнкерсов»,
направлявшихся бомбить боевые порядки
советских войск, «Яковлевы» действовали

Тренировке своего зрения я посвятил мают,

переговоры между
Финляндией и СОСР о снабжения Финлян-
‚ии торговыми органами СССР’ продуктами
продовольствия в обмен на стратегическое

Но плану переговоров COCP поставляет
Финляндии 30.000 тонн продовольственно-

В Будапеште

главного
ипиодрома и рядз городских площадей в
пре-
‘зращенных немпами я венграми P aspo-
‘дромы, положение окруженной группиров-
‘ки резко ухудшилось. До этого противник,
  пользуясь созданными в городе посадоч-
ными площадками, периодически получал
самолетах
ведя
борьбу. © транспортной авиацией против-
‘ника, нанесла ей большие потери, но тем
 1е менее отдельные самолеты ночью про-
‘рывались в Будапешт. 0 потерей азродро-
‘  ма противник лишился и этой последней

окруженной
что.
советские войска захватили ряд военных
производетв и, в частности, нефтеперегон-

Противник лишился и завода «Гофхер
оборудован для
сборки танков и бронемашин из запаеных
деталей, доставляемых из Германии. Кро-

систематиче-
ских уларов нашей авиации преизводи-

13 января 1345 г., №4 (302),

К торговым переговорам
между Финляндией и СССР

го зерна, 1.000 тонн сахара и 300 тонн
кондитерских изделий. В обмен ва эти
продукты ССОР получает or Финляндии
никель, кобальт, медь, серный колчедан и
услуги по ремонту некоторых советских
военно-морских кораблей на верфях. Фин-
ландии, ; (ТАСС).

ствия нашей авлащии. «Мессершимитт-109»
и <«Фокке-Вульф-190» парами и неболь-
ними группами на разных выюотах ходят
‘над городом. Группа «Ильюшин-2» в м0-
мент бомбардировки цели была атакована
«Фоккз-Вульф-190». Советские летчики,
став в круг я отражая атаки немцев,
‘продолжали обрабатывать цель. Нз добив-
шись успеха, противник начал хитрить,
Имитируя уход, один из «Фокке-Вульфов»
‘набрал высоту и, зайдя со стороны <олн-
‘ца, пытался атаковать отходивших от цели
‚ негурмовиков. Однако летчик Кобылянский.
`во-время заметил маневр и разгалал за-
‘иысел врага. Вогда немец попытался ата-
ковать с пикирования один из «Ильюше-
ных», Вобылянский меткой очередью сбил
‘самолет пртивника. Успешно выполнив
задание, группа советских штурмовиков
без потерь вернулась на свой аэродром,

В боях за Будапешт советские летчики
показывают образцы беспримерной храб-
рости, доблести и геройства. Во время
итурмовки одного отюрного пункта в пред-
местьях Будашешта был подбиг еамолет
лейтенанта Одноценова. Выйдя из атаки,
Элноценов решил перетянуть за линию
фронта и привеети поврежденную машину
Ha свой аэродром. Но как только летчик
отошел от групны штурмовиков, ero ata-
ковали два «Мессертмитт-109». Немцы
яростно набросились на раненый юовет-
ский самолет. Олноценов и его стрелок,
обороняясь, ‹ продолжали полет. Однако
положение было очень серьезное.

Это во-время заметил офицер Мараку-
лен. Видя, что товариши попали в беду,
он пошел к ним на выручку на своем
штурмовике. Завязав 60й с «Мессершиит-
тами», Маракулен сумел отвлечь внимание
вражеских истребителей от самолет», Одно-
пенова. Немпы яростно набросились Ha
штурмовика. Маракулен и его стрелок ус-
пешно отразили все атаки противника.

ПНродвигаясь вперед, советские войска
ежедневно берут в плен большие группы
немцев м венгров. Нленные рассказывают
06 ухудшившемея положении войск, окру-
женных в Будапеште. Немецкое командо-
вание не доверяет солдатам, особенно
венграм. Очень часто позади обороняю-
щихся находятся части СС, которые рас-
стреливают всех, кто пытается сдаться в
плен. ;

Ожесточенные бои в Булапепие еше
продолжаются, но участь противника уже
предрешена.

(От наш. спец. корр.):

Победы молодого воина

церзко и настойчиво. Они сорвали замы-
сел немцев, нанесли им поражение и за-
ставили уйти ни с чем.

В этом бою Андрей Боровых с хода за-

жег «Юнкерс» и ‹бил один «Мессер-
Шмитт».

Вскоре летчику Боровых поручили во-
дить группы. Молодой воин блестяще
справился с этой задачей. :

‚Восемь «Яковлевых» встретились с

двадцатью «Фокке-Вульфами». Немпы, обо-
дренные численным превосходством, пошли
на сближение с советскими истребителями.
Но Андрей Боровых быстро взял инициа-
тиву боя в свои руки. Он первым напал на
противника и сбил два «ФВ». В этом бою
советекие истребители сбили пять немец-
ких машин. Разогнав остальные, они без
потерь возвратились на свой аэродром.
Те, кто видел Андрея Боровых в бою,

против двенадцати   говорят: :

— Это open, у которого сильные
крылья и смертоносный удар.

(От соб. корр. по телеграфу).

ЕЕ

что можно быть отличным маете-

иного времени. Дело это очень нехитров. ром огня и плохим пилотом. Это неверно.
В свободные часы я на земле Улалялся   Со мной вместе тренировалахь группа лет-

от самолета на заранее установленные
расстояния в 100—200 м. и запоминал
вид самолета и количество видимых его
деталей. Полезно сочетать - визуальное
определение расстояний с применением
сетки прицела: оценить дальнуеть на-

глаз, а затем контролировать ее тю при-

целу.
Очень важно выработать таков чув-
ство глубины пространства, которое бы-
1 бы доведено до автоматизма. Еще ло
того, как я начал тренироваться в стрель-
66 по конусу в полете, я долгое время
учился определять дальность до конуса
без прицела. И здесь добивался и добил-
CH того, что характерно для охотника:
он вскинет ружье — и находу определит,
Я
достиг того, что мой глаз в этом отно-
шении стал безошибочным,
_ Но, чтобы научиться метко стрелять,
конечно, недостаточно только уметь точно
определять расстояние до самолета. Ког-
да после окончания б06в на Халхин-Го-
ле я с большим рвением взялея за тре-
нировку в стрельбе по воздушным целям,
передо мной еразу же встало много за-
дач. Надо было научиться определять и
наивыгоднейший ракурс, и маневр, ит. д.
Тренировку я начале прицеливания
по конусу на земле с разных дистанций
под различными ракурсами, а затем уже
стал стрелять по конуеу в полете. Пер-
вый вопрос, возникший передо мной чог-
да, был относительно наивыгоднейшей
дальности и ракурса (при стрельбе по ко-
нусу). Длительная тренировка привела ме-
НЯ к выводу, что самая лучшая дальность
для ведения огня по конусу — 100 м.
й ракурс не больше °/л. 100 м. — эт.
сравнительно близкая дистанция, если же

ее еще уменьшить, то можно столкнуть-.

ся с конусом. Ракурс 2/4 удобен тем, что
конус не так быстро проскакивает.

При первых же вылетах мне стало
явно, что меткость стрельбы самым тес-
ным образам связана < техникой пилоти-
рования. Я это подчеркиваю потому, что
У неготорых летчиков существует совер-
‚Шенн? зожное нродставление. Они ду-

чиков, считавшихся на земле очень мет-
Кими стрелками. Но когда дело доходило
хо стрельбы по конусу в полете, у них ни.
чего не получалось. Они, что называется,
не чувствовали самолет, не могли при-
Дать ему наивыгоднейшее положение для
стрельбы по конусу, особенно в тех слу-
Чаях, когда стреляли < кабрирования.

Исключительно большую роль играет
выбор момента, когда следует открыть
огонь, чтобы не проскочить конус ИЛИ,
не ототать от него. Одних теоретических
‘познаний здесь недостаточно. Точность
расчета приходит только. в результате
очень длительной тренировки. И если
мне удалось выработать в ©ебе эту спо-
собность безошибочно улавливать. наибо-
лее выгодный момент для стрельбы, то
этим я обязан тому, что служил в пол-
ву, где командир не жалел сил и средетв
Ha воздушно-стрелковую подготовку. Я
использовал каждую свободную минуту
для тренировки, встречая самую горячую
цоддержку командира полка. Й я добился
своего. Еели в первых стрельбах по ко-
нусу из 60 моих пуль в цель попало
только 5, то после тренировки попадали
все 60. А однажды ночью из 60 пуль,
пущенных В конус, попала 51. Это был
случай, о котором долго вепоминали в пел-
Ky (43a отличной оценки ‘воздушнеЯ
стрельбы ночью достаточно 5 попаданий
из 60). Я занял в полку первое место по
воздушной стрельбе по ROHYCY.

Были y меня товарищи, которые нс-
сколько скептически относались к мои
длительным тренировкам. Онк товорили:

— 9то всё не нужно. Вот когда пегсл
тобой будет вражеский самолет и реально
встанет вопрос — жить или умереть, то
сразу и меткость в стрельбе появится. Пе
самолету. легче будет стрелять, чем п.
ROHYcy.

Тогда я мог отвечать своим товаришем
пить теоретическими ’ Убеждениями. He
через некоторое время они па правтике
убедилиеь в своих заблужлениях. Нача-
лась Отечественная война, началась б0е-
вая проверка нашей огневой ПОДгоТОвЕГ

(Продолжение следует).

aly

Ei

fede