eee

Действия штурмовиков

по авиабазам

Тетчики нашей части накопили нема-
AE опыт штурмовых действий по враже-
ским` аэродромам.

В вылете штурмовиков на любую пель,

& особенно на аэродром, важнейшую роль

играет выбор Mapupyra. При этом необхо-
димо учитывать рельеф местности,  в93-
можно лучше использовать лес, овраги
ит 3. Полчас лучше уплинить маршрут,
но добиться внезапного подхода к цели.

Строй штурмовиков при полёте должен
быть таким, который давал бы возмож-
ность сразу всем «ИЛ’ам» переходить в
атаку. Олновременный удар может быть
нанесён, если экипажи знают. расположе-
ние аэродрома и материальной часги Ha
нём. Между лётчиками заранее распреде-
ляются цели для атаки. Вак при первом,
так и при последующих заходах целесо-
образно, чтобы часть лётчиков подавляла
огневые точки, а остальные наносили
удар по самолётам противника. Такое рав-
пределение ролей даёт возможность штур=
мовать об’ект противника © малых высот.
обруппивать на него всю огневую мощь
«ИТ». Опыт показывает, ‘что в штур-
мовке авиационных 683 наиболее эффек-
тивно использование осколочных бомб.

При отсутствии истребителей  против-
ника подавление ‘вражеских огневых 1-
чек — прямая обязанность сопровождаю-
щих истребителей группы непосредетвен-
ного прикрытия. В это ‘время сковываю-
шая группа патрулирует в воздухе.

Уход of цели нужно делать, как
правило, на бреющем полёте, но компакт-
ной; единой группой. Сбор «Иов» уста-
навливается в отределенно назначенной
зоте, на расстоянии 10—15 км. от аэро-
рома.

В штурмовых ударах no  зэродромам
участвуют группы «ИЛ’ов» не менее 8—
10 самолётов.

Разберём два наших наиболее  харак-
терных налёта на авиационные базы про-
ТИВНИКа.

№ данным разведки и фогоснимкам,
немцы сконцентрировали на одном из аэ-
родромов ло 50’ истребителей и бомбарди-
ровщиков. Нам предстояло штурмовать
Этот аэродром.

До вылета командир группы прорабо-
тая со всеми экипажами предстоящую 3а-
дачу. Были установлены маршрут, строй,
схема атаки, взаимодействие с истребите-
лями прикрытия. В операции участвовало
10 «ИЛов» в сопровождении 14 истреби-
телей.

Вся группа «ИЛ’ов» была переброшена
в основного аэродрома на оперативный,
расположенный ближе к пели. Это было
злелано не только для сокращения време-
“gu на маршруте, HO и для маскировки
самого удара.

Для того чтобы быстрее освободить
зэродром, взлетали парами. Сбор и взаёт
заняли минут. Самолёты собрались
на высоте 400 метров. Веё эте дало воз-
чожность скрыть под’ём в воздухе такой
большой группы малиин. Выботу набира-
° ли ва маршруте. .

Подход к пели был рассчитан на BHE-
запность. За 15 км. ло аэродрома против-
ника напги самолёты вошли в облачность.
Зайти на цель надо было сю стороны
comma. В 3—4 км. от аэродрома штур-
мовики вышли под облачность, еделали
небольшую площадку и © высоты 1.300
метров под углом 35—40°, в пра-
BOM пеленге, ¢ интервалом 150 мет-
рюв начали планировать на аэродром,
Коклый к намеченной для себя цели.

Кстати, расположение материальной части
врага точно соответствовало  фотоснимку
разведчиков. Немецкие самолёты стояли в
шахматном порядке, больше всего их бы-
ло на западной окраине аэродрома. С вы-
соты 400—500 метров были сброшены
бомбы, преимущественно осколочные. 8а-
тем пггурмовики открыли пушечно-пуле-
мётный огонь.

Как и было задумано, птгурмовиви п9-
явились над целью совершенно внезапно,
истребителей противника в возтухе He
было, противодействие же с земли ‘оказа-
лось слабым,

В результате этой операщии было унич-
тожено и поврежден? 17 вражеских ca-
молётов.

Однако удар мог бы быть более эффек-
тивным. «ИЛ’ы» слелали над пелью лишь
один. заход, так кок остались без при-
крытия. Истребители сопровождения по-
теряли штурмовиков в ‚облаках. Это было
результатом недостаточаю четкой органи-
зации взаимодействия.

Спустя некоторое время часть полузн-
ла приказ штурмовать другой вражеский
Аэродром. По данцым фотос’емки, на нём
находилось 40 15 «Ю-88». Задание, как
и прежде, было проработамо тщательно-—
от взлёта до посадки. Но, кроме ‘TOTO,
при подготовке учли недостатки предыду-
щих операций. Истребители прикрытия
прибыли на аэродром штурмовиков и не
только лично договорились о всех подроб-
ностях налёта, но и разыграли ers на
земле. i

Особое внимание “уделили действиям
«ИЛ’ов» во время атаки. Штурмовикя
должны были сделать над целью два за-
хеда: первый удар — бомбовый — с пла-
нирования, второй — снарядами и пуде-
мбтами — ‘нз бреющем. ‘Учитывая рель-
еф местности, маршрут был выбран влель
железной дороги, лесом и оврагами.

Маршрут проходил Bay облачно-
стью. Ме доходя 15—20 ки. лю цели,
«En» пробили облачность, вышли на
высоту до 50 м., выскочили на цель из-
за оврага и, сделав горку на 400 м., ва-
чали атаку. Выход из первой атаки (пер-
вый заход — удар бомбами) был совер-
тен «змейкой» со снижением на брею-
шем полёте. Вторая атака (пушечно-пуле-
мбтный огонь) была произведена на вы-
core 10—15 м. влоль линейки, где этоя-
ли самолёты. При повторной атаке каж-
дый экипаж выбирал себе пель самостоя-
тельно.

В результате штурмовики уничтожили
на земле 10 «Юнкерсов» и 2 — в возду-
хе. На этот же аэродром вскоре был op-
танизэван второй налёт и  упичтожено
ещё 10 самолётов. ;

Надо отметить, что результат этих Ha-
лётов оказался более эффективным, чем в
операции, © которой мы говорили выше,
хотя количество участвовавших в них 68-
молётов было в два раза меньше.

В чём же причина? Дело об’ясняется
просто. Хорошю организованные разведка
и доразведка аэродрома, тщательная под-
тотовка к операции, личная договорённость
с истребителями сопровождения, исполь-
зование группы. истребителей непосредет-
венного прикрытия для подавления огне-
вых точек (истребители шли в атаку на
огневые точки во время выхода из ата-
ки «ИТов») — веб это обеспечило успех
операции. x

Подполновнин А. МУСТАФЬЕВ,

Ленинградский фронт.

_——

БОЙ С ДВУМЯ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ

Лва штурмовика вели разведку враже-
ского аэродрома. «ИТы», пользуясь сплош-
ной облачностью, действовали без прикры-
тия истребителей.

Над аэродромом ведущий Данилов заме-
тил, что в хвост ведомому заходит «Ме-
109». Лётчик развернул самолёт и на
встречном курсе атаковал врага. Самолёт

Пемты стараются вести возлушную раз-
ведюу систематически, особенно на глав-
ных направлениях В первый период
войны © нами германское командование
ховолыно часто в состав экипажей развел-
чиков включало даже крупных офицеров.
Да и обычный  лётный состав обладал
большим опытом ведения разведки. Однако
потери врага на советско-германоком фрон-
те оказались столь велики, что теперь всё
чмце и чалие встречается «зелёная» моло-
дёжь, ведущая разведку на самолётах поч-
ти всех типов.

Наблюдение за полем боя немпы обычно
ведут с самолбтов  «Хеншель-126» и
 «Фокке-Вульф-189». У этих машин `мак-
симальная скорость незначительна, но 38-
то они обладают хорошей горизонтальной
маневренностью Высота полёта нал ли-
нией фронта колеблется от 1.000 №
5.000 м. Раныпе эти самолёты летали
ниже, но стрельба наших ЗА и ЗП, а так-
же эффективное использование пехотой
своего оружия против пролетаютщих само-
yeTOR заставили немцев держаться вып.

«Хешисли» и «Фокке-Вульфы» обычно
водут разведку без прикрытия с воздуха.
Будучи атакованы напиими истребителями,
эти самолёты наблюдения стремятся энер-
титно ‘маневрировать по. горизонтали, 3a-
трудняя таким образом веление 0 Ним
прицельного огня. Уход в сторону своих
войск осуществляется быстрым сняжени-
ем вплоть ло бреютщего полёта. Наблюла-
лись случаи, когла немецкая пехота, от-
крывая стрельбу, пыталась отсечь наптих
преслелователей. В минуты опасности
германский лётчик часто устремляется и
в район расположения батареи ЗА. Послет-
няя своим отнём старается помешать на-
тим лётчикам пагнать немепкую мапти-
Фатистский разведчик тюля боя onto
имеет  отрелеленный участок лействий.
В пределах этого участка экипаж  самоле-
та пе только визуально просматривает по-
етроенные на местности инженерные с0-
оружения, ищет огневые позиции артилле-

AKA Y wl

рийских и миномбтных батарей, места КП,
резервов и т. л., но и фотографирует об’-

наблюдатель

ЕЛ о всяком замеченном и

противника задымил и быстро пошёл вниз,
При выходе из атаки Данилов увидел,
что веломого атакует еше охин «Ме-109».
Пилот вновь направил совой самолёт Ha-
встречу немпу. «Ме-109» отвалил и боль-
ше в драку не лез.
Район Оталинграда.

: В

екты разведки. Для зэрофотос’емки «Хен-

шель-126» и «Фокке-Вульф-189» имеют

необходимые  с@мючные аппараты. Надо

‘сказать, что немцы  пользующя иногда
ручными фотокамерами, применение KOTO-
рых
Таж, на «Хеншеле-126» часто встречают-
ся аппараты марки «19». dra
фотокамера

связано е некоторыми трудностями.
с’бмочная
даёт снимки размером
13 Х 18 cm. При работе на малых, по-

рялка 100 м., высотах минимальная экс-
позиция
тать

достигает 1/600 секунды. Рабо-
аппаратом «19» крайне неудобно.
Делая енимки с самолёта «Хеншель-126»,
перевептивается через борт
кабины, держа в руках фотокамеру.

Поскольку обстановка на поле. боя бы-
стро меняется, вражеский разведчик Ha
протяжении всего полёта, через каждые
10—15 минут, сообщает ю радио на свой
интересном
для немцев изменении на земле и в в03-
духе. Передачи, как правило, ведутся от-
крытым текстом и лишть иногда кодируют-
ся наименования населенных пунктов,
железнодорожных станций или характер-
ных участков местности.

Некоторые переданные разведчиком све-
дения немедленно используются  враже-
ским командованием для открытия или
переноса артиллерийского огня, а также
для организамии налётов своей  авиапии.
Нерелко разведчики, летая над полем боя,
попутно корректируют огонь  артбатарей,
а при бомбарлировочных ударах «Юнкер-
сов» и «Хейнкелей» наблюталют со сторо-
ны за разрывами и по радио сообтщают на
землю результаты бомбарлировки.

Развелку войсковых и армейских ты-
лов противник выполняет почти на всех
типах самолётов, включая и истребите-
лей. Если name противодействие не oco-
бенно велико, то вылетают «Ю-88», а
ипотла даже «Хш-126» и «ФВ-189». Од-

чзко на последних двух типах самолётов

Москвичева —— автоциетерну
Отмечено больше 35 прямых попаданий в”

стклинский сокол

Северный Кавказ. Советские пикировщики летят над Кавказским хребтом на вы-
полнение боевого задания.

Снимок нашего фотоспецкорреспондента С. Кафафьяна.

„У-2“ НА. ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

В операщиях на Дову хорошо  рабо-
тают самолёты  «У-2». Растюлагаяюь
вблизи передовой линии и искусно Ma-
скируя свое базирование от вражеской
авиации, легкие бомбардировщики произ-
водят до 7—8 вылетов за одну ночь, бес-
прерывно вися над укреплёнными и опор-
ными пунктами гитлеровцев, подавляя арт-
батареи и зенитные точки.

Так, недавно боевые экипажи действо-
вали по крупному оборонительному пунк-
ту немцев. Лётчикам поставили задачу —
ликвидировать угрозу контратаки против
наших войск. Выполняя приказ, экипажи
за ночь произвели свыше 50 самолёто-вы-
летов. Экипаж капитана Терехина взорвал

склад с боеприпасами, экинаж летчика
с. горюзиих

пели.
На одном участке фронта находился

крупный опорный пункт немцев. Hamm
войска приблизились к э10му пунк-
ту. Воздушная разведка, произведённая

парой «ИЛ’ов», показала, что немцы под-
тягивают свои резервы, накапливают тан-
ки, артиллерию и пехоту для контратаки
во фланг наших войск.

Для разгрома этих войск и опорного
пункта гитлеровцев командование выелало
труппу «ИЛов».  Птурмовики успепгно

атаковали скопление пехоты и отневые
срелетва немцев.
Вслед за «ИЛ’ами», воспользовавшись

трех‘ярусной облачностью, над передним
краем вражеской обороны появились де-
сять самолётов «У-2». В строю клина по-
дошли они к опорному пункту гитдеров-
цев. С высоты 700—800 метров первое

немцы остерегаются залетать в тым глуб-
же чем на 10—20 км. От таких полётов
их отучили наши истребители. При хоро-
шей системе ПВО зачастую я «Юнкерсы»
не рискуют углубляться далеко внутрь
оборонительной полосы. В этих случаях
фапристы ведут разведку на «Мессерпемит-
Tax».

В войсковом тылу врах чаще всего ле-
тает на высотах 1.000—3.000 m., Beer
мерно ислюльзуя для маскировки  облач-
ность. По времени суток наибольшее ко-
личество полётов  немепких разведчиков
падает на утренние и вечерние часы. Од-
нако на тех участках фронта, где против-
ник собирается наступать или уже ведёт
зктивные действия, разведчики летают
зналителыно чаще, иногда даже через каж-
дые полтора-два часа.

Экипажи, вылетающие на разведку,
знакомятся с наземной обстановкой, Им
указываются передний край обороны своих
войск или линия боевого соприкосновения

‘передовых частей при наступлении. Эки-

паж перед вылетом ориентируется также в
общей обстановке на фронте по последним
имеющимся данным. Для разведки «нареза-
ются» полосы. Правда, иногла вместо по-
лос фатистокие лбтчики получают задачу
разведать ту или иную дорогу, населен-
ный пункт и т. п. Радио используется
так же, как и при полбтах над полем боя.
Фотографирование производится почти в
каЖлом полёте.

_ Векрывать наши аэродромы противник
часто поручает своим истребителям.
«Мессершмитты» же обычно стремятся
проникнуть к об’ектам, хоропю прикрыва-
емым возлушными и наземными средства-
ми ПВО. Отмечены случаи, Korma враг
производил силовую разведку группами в
составе л0 9 «Ме-109ф». В таких выле-
тах ‘фашисты не уклоняются OT воздуш-
ного боя в районе пели, но, конечно, при
выгодных для себя у“ловиях.

Глубокую развелюу с проникновением
в тыл на сотни километров немцы’ выпол-
няют на самолётах «Ю-88». «Хе-111» и
реже на «Ло-215» или «Ло-217». Если в
начале войны такие лазутчики летали до-

скостях красные эвёелы. Но эт не помо-

звено в составе лётчиков Игнатова, Ню-
халова и Хлебникова  атаковало окопы
немпев, сбросив фугасные и осколочные
бомбы. Остальные экипажи бомбархировали
укрепления и ДЗОТы.

В момент смелого и дерзкого налёта
«У-2» на вражескую оборону на бреющем
полёте снова появилось звеноо «ИТов».
Получилось оригинальное взаимодействие
двух родов авиации. Немцы вначале рас-
терялись и не оказали даже противодей-
ствия. Открыв затем огонь из зенитных

точек, они дали возможность нашим
«ИТГам» определить  месторасположение
батарей и подавить огонь последних.

Охновременню и самолёты «У-2» уничто-
жали средства ПВО противника. Из этой
операции все наши самолёты вернулись
‚на свой. аэродром. 4

В боевых операциях на Дону «У-2»
используется и как ночной — «охотник»
для подавления вражеских  артиллерий-
ских батарей и ДЗОТов. С малой высоты
легкий бомбардировщик имеет возможность
быстро определить местонахождение бата-
рей по вспышкам орудий или подевечивая
пели мелкими САБ’ами,

Хорошо работает «охотником» экипаж
лётчика Заблудовского. На одном из уча-
стков фронта батарея противника обстре-
ливала наши войска. Экипажу Заблудов-
ского было приказано подавить эту бата-
рею. Ночью самолёт поднялся, нагружен-
ный фугасными бомбами, и вскоре обна-
ружил огневую позицию. Дул встречный
ветер, что позволило беспгумно приблизить-

ся к цели на высоте 250 метров. Всего
«У-2» сделал 4 захода, и батарея замол-

чала. ? у
Капитан В. КОРЧАГИН.

вольно инжойно на средних высотах, то
теперь «Юнкерсы» и «Хейнкели» вынуж-
дены держаться 7—6 тыюяч метров. Их
туда «загнали» налши истребители и зе-
нитчики. Однако и столь болышие высоты
мало спасают немцев от преследований co.
стороны «ЯЁК’ов» и других налпих истре-
бителей. Отмечены случаи, когда врагу
приходилось удаляться от земли на 10
километров.

Фанистам так крепко достаётся от на-
mex истребителей, что они иногда прибе-
гают даже к маскировке под советские
самолёты. Так, однажды старший лейте-
нант Тихонов на высоте 7.500 м. заметил
вражескую машину. К своему уливлению,
старший лейтенант сверху увидел на пло-

тлю фашистекому разведчику.  Поглядев
внимательнее на фюзеляж, Тихонов заме-
THI белую обводку креста.

В вечерние сумерки и позже прогив-
ник практикует поиски наших ночных аэ-
родромов с целью последующей блокиров-
ки их одиночными бомбардировшиками в
течение всей ночи,

Развелка в ночное время ведётся про-
тявником чаше всего на «Ю-88» и «Ме-
110» на высотах порялка 600—1.000 м.
Основное внимание во время таких поле-
тов немцы улеляют наблюдению з& грун-
товыми и железными дорогами. При уточ-
нении целей используют САБ’ы, & иногда
и бомбардируют об’ект.

Очень охотно фаптиеты «цеплятотся» 3a
натих возвращающихся. домой ночных
бомбардировщиков и следуют за ними HO
самого аэродрома посадки, а затем 06-
стреливают или сбрасывают на ночной
старт бомбы.

По двум крупнейтим операциям отечест-
венной войны можно судить 0
работы немецкой  авиаразведки. Удар,
приведигий к разгрому немцев под Моск-
вой, и удар плод Сталинградом оказались
длЯ врага неожиданными. А задачи веялкой
разведки, в том числе и авиалионной, как
раз в том и состоят, чтобы прелотвратить
всякую виезалтность в лействиях против-

ника.
Майор Ю, ЧУБАРОВ,

] фигурацию, и распознать

качестве

—-

Помимо своего основного истребителя
«Моссершмиитта-109», немцы используют
находящийся ва вооружений «Фокке-

Вульф-190». Налти лётчики довольно часто
встречаются сейчас с этим германским ист-
ребителем.

В. силу конструктивных особенностей мо-
гора «ФВ-190» имеет свособразную  кон-
истребитель в
воздухе не составляет больших трудов. Из-
дали, в профиль, он несколько напоминает
«Ме-109» — такой же низкий киль с
рулём поворота, удлинённый фюзеляж. Но
в близких дистанций  истребитель резко от-
личается своей тупой лобовой частью ©
широким кольцом и фюзеляжем, утолщен-
ным в месте расположения пилотской каби-
ВЫ.

Встречи с немпами, летающими на «Фок-
ке-Вульф-190» (в двух боях мне довелось
участвовать лично), не раскрыли ничего
Нового в тактике противника. «Фокке-
Вульф» также предпочитает ‘парное поет-
роение по, фронту и стремитея обеспечить
за собой преимущество в высоте, произво-

манёвром по вертикали. Противник прини-
мает лобовые атаки, рассчитывая, вилимо,
на меныпую, по сравнению с «Ме-109»,
уязвимость мотора и весьма сильное воору-
жение (2 синхронных пулемёта калибра
7,92 и 4 пушки: две крыльевые, внешние,
типа Эрликон, калибра 20 мм. и две син-
хронные, расположенные в корневой части
крыла, 20-мм., типа Маузер).

Первый наш бой с «Фокке-Вульф-190»

произошёл следующим образом. Мы ветре-

тились Лва на два. Наши самолёты шли 6
принижением на 700-800 метров. Ш-
тивник заметил нас при сближении, кото-
рое мы производили под углом 45°, и вотал
в вираж. Я начал быстро заходить в хвост
олнюму. «Фокке-Вульф». Немец, видимо,
почувствовал овою слабость на вираже и
управляемым переворотом потибл книзу, а
затем произвёл боевой разворот. Преследуя
противника, я понял, что он пытается на-
вязать воздушный бой на вертикалях —
излюбленный метод немецких  истребите-
лей.

На боевом развороте я убедился, что не

{i атаки с пикирования с последующим.

®

15 января 1943

r., Fe

3 (3),

Бой © „Фокке-Вульф-190“ А

только не отстаю, но на своем «Aes
нагоняю противника. Видя 6806 безвыход=
ное положение, немед снова решил уйти
вниз, овалив машину ва крыло. Чуть 110
вернув свой самолёт, я дал примельнутю
очередь по мотору. © дистанции 100—120
метров, после чего «Фокке-Вульф». резко
ушёл к земле, тах и не использовав своего
оружия, потому что я всё время был сзади
него. Второй самолёт противника, имея
задачу прикрыть атаки первого, не принял
никакого участня в бою и всё время дер-
жалея на большой дистанпии,

Проведенный бой убелил нас, что «Фок-

ке-Вульф-190» не имеет никаких преиму-

шеств перед «ЯК-1». Наша машина, обла-
дзя маневренностью в горизонтальных
фигурах, в то же время без усилий опере-
жает немецкий истребитель в ‘манбвре по
вертикали. Эти выводы подтверлилиеь В
следующем бою с «Фокке-Вульфами».

Мы втроём патрулировали нал заданным
участком фронта, прикрывая свои назем»
ные войска. Две вражеские мапгины, на-
холясь выше на 1.000—1.200 метров, пы
тались с пикирования атаковать олин наш
фланговый самюлёт. Но атаки немцев прер-
вались в самом начале. Я передал команду
своим веломым, и наша тройка начала на-
бирать высоту, чтобы сблизиться с против“
ником и атаковать его. Немцы ne приняли
боя и, надеясь оторваться от наптгих истре-
*бителей, тоже устремились вверх. Но этот
приём не удался им. Настигнув «Фокке-

f
Вульф» на вертикальном манбвре, с пра» ^

вого разворота под ракурсом 4/4 я дал
очередь пю кабине. Онарялы поразили сла-
бо затишённые бензобаки, раслюложенные
под сиденьем пилота. Последовал = взрыв,
после чего неуправляемый самолёт свалил»
ся в отвесное пикирование и взорвался на
земле.

Несколько встреч с «Фокке-Вульф-190»,
конечно, не могли раскрыть всех лётно“
тактических свойств этого истребителя,
Однако можно сказать, что он оказался да“
леко не таким, как это сообщалось в He
мецкой печати,

Майор. И, НУКИН.
Действующая армия.

ГОЛОС С ЗЕМЛИ

Команиование поручает мне управление
воздуценыйи боями ‘лю радио с пункта Ha-
ведения, находящегося у линии фронта.

Управление воздушными боями с земля
имеет большое значение для исхода сраже-
ний, Можно
когда Hann лётчики,
чественное преимущество противника, на-

носили ему чувствительный ущерб, не не-
ся потерь со своей стороны. Не раз точное
наведение истребителей на группы фашист-

ких бомбардировщиков срывало попытку

земных войск.

Однажды капитан

истребителей патрулировал

няя указатия, капитан подошёл буквально
к самому вражескому истребителю. Олной

поражённые неожиданной  зтакой сверху,
стали с резким снижением уходить на свою
территорию,

Ниже группа наших истребителей про-

это время начали

удавалось пробиться к «Юнкерсам»,

навстречу бомбарлировщикам
«МИГ’ов» капитана Пронина.
бомбархировщики были встречены за
сколько километров ло цели и отогнаны.
Когда чётко налажена

правило, с`наапей стороны нет, бой закан-
чиваются успепино,

Враг также пользуется ралио для наве-
дения своих самолётов. Запомнилея  слу-
чай соперничества с немецким пунктом ва-
ведения. Наци истребители патрулировали
на высоте 6—7 тысяч метров. Значитель
но ниже появились «Мессершмитты», но
они тотчас же ушли на свою территорию.
Продолжая наблюдение за ними, мы заме-
тили, что немцы набрали высоту и, ло-
стигнув 7—8 тысяч метров, взяли курс к
налпей группе. Очевидно, они лействовали
по указанию с их пункта назелдения.

Раскусив уловку врага, я приказал на-
шим истребителям подняться ещё выше,
сообщив им одповременно о местонахожле-
нии противника. Группа свалилась na
«Мессершииттов», как снег на голову. Не-
мецких самолётов в воздухе было больше,
однако бой им выиграть не удалось.

Майор Неуструев

привести десятки примеров,
несмотря’ на коли-

врага бомбить боевые порялкм наших на-

Пронин ¢ группой
Ha высоте
5-—% тысяч метров. Ниже бл воздушный
бой, но группу Пронина я пока держал в
резерве и в сражение не вводил. Гем вре-
менем в воздухе появлялось всё больше
немецких машин. Тогда я связался в Про-
ниным, чтобы навести его истребителей на
подошелигую четвёрку «Ме-109». Выпол-

очереди оказалось достаточно, чтобы сбить
противника. Остальные немецкие самолёты,

должала вести бой © «Мессершмиттами», В
полходить вражеские
бомбардировщики. Нашим истребителям ne
ибо
немецких истребителей было в воздухе зна-
чительно больше. Тогда я решил напразить

группу
Вражеские
He-

двусторонняя
связь между самолётами, находящимися в
воздухе, и пунктом наведения, потерь, как

(слева) управляет воздуши!
ы
ник Жильцов (см. статью «Голос с земли»)

Время пребывания в воздухе — налией
группы истребителей подходило к концу.
Ведущий в эти минуты увлёкся погоней
за «Мессершмиттом» и оторвался от ввоих.
На него ринулась четвёрка врагов. Я пре
дупрелил его: «Разворачивайся, в хвост
заходят «Мессеры». Летчик резко потерял
высоту и оторвался от немцев, но неналол-
го. «Мессершмитты» вновь обнаружили ero
и ринулись в атаку. Я опять передал в
эфир: «109» в хвосте», Лётчию ещё раз
мастерски вышел из-под удара. Так про
должалось до тех пор, пока сражаютщиеся
истребители были в поле моего зрения.
Кюгда они скрылись, л сообщил наллему
лётчику: «Слели сам, тобя не вижу». Ист-
ребитель благополучно приземлился из
своём аэродроме.

Когда нмпи лётчики держатся в возху-
хе парами, бой проходит организованно, и
им легче управлять. Как-то калтитан dn
вончик, возглавляя местёрку «ЯКов», вёл
бой с 12 «Мессершмиттами». В этой схвал-
ке наши лётчики показали высокую 606-
вую выучку. Строго придерживаясь строя
пар, они подбили одну вражескую Mann
ну, заставив уйти всех остальных. № и-
жалению, надо отметить, что иногда наши
летчики не выдерживают строй пары. Так,
на следующий лень после этого боя me
стёрка <ЯК’ов», опять же с велушим напи-
таном Ливончиком, вела бой с 8 «№-109».
Ha ceit pas y ныпих  <Я№ов» не было
должной организованности. То и дело хож-
но было видеть одиночные, отколовикиеся
машины, Эти пары были менее слётаны,
и шестёрка не лержала постоянтой связи
с пунктом наведения. «Я Жи» сваливались
на малую высоту, неудачно маневрирова-
ли, отдавал преимущество немцам,

Таковы некоторые примеры из’ моей
практики управления боями с пункта wae
ведения. Какие же выводы можно сделать?

Управление по радио с земли прежде
всего должно доверяться опытному коман-
диру-лётчику. Кроме того, на пункте Hane
дения должны быть наблюдатели, чтобы
они могли вести круговой обзор.

Команхиры группы. вылетая со своего
азродрюма, обязаны сразу же связываться
‚с пунктом наведения. Необхолимо иметь
этличную двустороннюю связь и настройку
самолётных ° ращий с постами наведения,
Руководство боем с земли ни в коем cary
чае не должно сковывать инициативу на
ведущих, ни ведомых. Но многочисленные
примеры, в том числе и.бой шестёрки Ли-
BOHYHKA: © 8 «Me-109», norpnepmsawr: tore
да истребители,

находящиеся в возлухе,
пренебрегают указаниями с земли, против
ник наносит им чувствительные удары,
Грамотное же наведение с земли исклю-

чает неожиданные атаки вражеских истре-
бителей.

Майор И. НЕУСТРУЕВ.

м боем по радио. Справа полков-

Фото Л. БЕНДИЦКОГО,