Наступление войск
1-го Украинского фронта .

Мимо польских сел и городов шли тан
ки, самоходные орудия, пушки. На быст-
роходных машинах ехали пехотинцы.
Войска фронта готовились к наступлению.
Всем хотелось приблизить чае сокруше-
ния немецкой обороны. Вее упорно учи-
яись, совершенствовали боевое мастерет-
во. Связисты осматривали уже ставшую
стабильной линию проводов и, указывая
на запад, говорили: «Окерей бы туда
потянуть».

Была в эти дни часть воинов, не знав-
тая ни отдыха, ни покоя. Воздупные
разведчики в погоду и непогоду появля-
лись над вражескими позициями. Они
фотографировали немецкую оборону, при-
стально следили 38 поведением врага.
Благодаря их усилиям пехотинцы, артил-
леристы, танкисты, летчики в началу
наступления по фотопланштетам изучили
всю сложную оборонительную систему
врага, состоящую из нескольких  пояеов.

Немцы за Виелой надеялись держаться
хренко и долго. Вот почему они создали
злесь три оборонительных рубежа и не-
сколько промежуточных. Вее это пред-
ставляет ©0бой сплошную траннтейно-дот-
ную систему е противотанковыми вами,
нахолбами, большим количеством о миниых
полей и густой еетью опорных узлов: ©0-
противления.

Достаточно взглянуть на карту мамтего
участка фронта, чтобы понять, насколько
удобно было противнику строить здесь
свою оборону. Карта пестрит толубыми
линиями. Это водные рубежи, которые
немйы отлично использовали.

Карта говорит и о другой характерной
черте — густоте населенных  пунвтов.
Немцьг превратили их в сильные узлы
сопротивления.

Несмотря на зе это, замывех налего
командования — прорвать вражескую 960-
рону на широком фронте —— блестяще
осуществяен..

Наступление войсв маршала Конева
началоеь мощной артиллерийской полго-
товкой. Сила отня была колоссальной.
Тысячи орудий били по вражеским пози-

вую силу и технику с первой линии 060-
роны, враг понес значительные потери.
Больше‘ того, он не емог даже и.

ся на своем оборонительном рубеже вдоль
реки Нида. Воздушные разведчики донес-
ли командованию, что траншеи на, Ниде
не заняты и враг поспешно отходит,
Летчики фронта тотовились к болышим
массированным Ударам. Но погода была,
настолько плохой, что исключила возмож-
ность действий авиации. Десятибальная
‚облачность, высота 100—200 метров .е
густой дымкой позволили вылететь лишь
мелким группам и отдельным «охотни-
кам». Летчики в этой иоключительно
сложной обстановке показали свою зро-
лоеть, высокое мастерство и отвагу.
Наиболее ожесточенное сопротивление
противник оказывал на важнейщих доро-
тах, ведущих к пунктам ельнию И
Буско-Здруй (Буск). По заявкам наземных
войск сюда и нацеливались вылетавтие
небольшие труппы «ИЛТ’ов». —
_ Немцы всеми’ силами стремились удер-
жать как Хмельник, так и Буско-Здруй.
В Хмельнике переплетаются восемь боль-
игих дорог, две из которых открывают
путь на крупный польский тород Кель-
це. От Буско-Здруя дорога ведет на Пин-
чув в глубину обороны противника. Тз-
ким образом, лишаясь Хмельника и Бус-
ко-Здруя, враг терял возможность манев-
ра. Это тем более ему было опасно, что
здесь  концентрировались вое огневые.
средства, отходившие от переднего края.
Й тем не менее под ударами нантих.
войск враг, неся большие потери, стре-
мительно откатывалея на запал. Ему при-
шлось оставить и эти пункты и город
Кельце — важный узел ‘коммуникаций.
Исключительно сложная метеообстанов-
ка ограничила и сковала действия авиа-
ции, но тем более высок подвиг тех ге-
роев-летчиков, которые, несмотря на де-
сятибальную облачность, шли в 60,
истребляли врага. :
Летчик Чипков повел в полет двух веё-
домых. Высота облачности не превышала
50—70 метров. Но Чипков и ero ведо-

неменкото танкового корпуса,

нанесен по вражеской обороне.

метчики, отлично изучивигие оборону про-

то вступили пехота и подвижные войска.
Исключительно сложные метеорологиче-

авиации. Тем не менее летчики генерал-
майора авиации Крупского, полковников
Вювалева и Чирвы оказали поддержку с

_6ТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

‘`тенант В. Масалов. 2. Подготовка самолета к боевому вылету.

В ноль на 14 января перед настун-
лением войск 1-го Белорусского фронта
‘ночные бомбардировщики «Поликарнов-2»
нанесли удары по центрам управления
вражеских войск. Несмотря на ‹негопад
и плохую видимость, отважные советские
‘летчики успенно. бомбарлировали mrad
нарушив
управление ого частями и подразделения,
ми. Кроме того, ряд метких ударов был

Елва кончили свою работу летчики-
ночники, как вачалась мощная артитле-
рийская подготовка. Артиллеристы-мино-
тивника, били метко и ‘точно. И, как
только  закончилея огневой шквал, в де-

ские условия затрудняли работу нашей

пиям, гул канонады был слышен за де-

сятки километров. Уже первые пленные

` показали, каким ‘ужасающим был огонь
советских артиллеристов. Олин немецкий
офицер сказал: «Мною было отдано при-
казание — ни шату назад. Но тщетной
оказалась попытка удержать солдат и
офицеров. Ваза артиллерия заставила. бе-
жать». Другой пленный говорит: «Я еще
He BUTE такого MOMHOrO артиллерийского
отня. Вскоре после того, как начала лей-
ствовать ваша артиллерия, 50 процентов
личного состава наптего батальона было
убито». :

Бросок пехоты был стремительным и
сильным. Уже через некоторое время по-
сле окончания артпюдготовки глубина про-
рыва достигала 12—18 километров. Од-
ним из важнейших факторов такого ус-
пеха явилась внезапность нашего на-
ступления. Не успев вывести свою жи-

несколько автомалтин.
Самолеты

торию и блатополучно посадили маптины

нительном рубеже.

пад.

Майор Г. СОЖИН.
1-й Украинский фронт.

(От наш. спец. корр. по телеграфу).

УСПЕШНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ВОЙ

Групна истребителей «Аэрокобра» под
командованием подполковника Белова вы-
летела сопровождать три девятки бомбарди-
_ровщиков. Когда «Петляковы» отбомби-
лись и начали отходить от цели, в воздухе
появились шесть «ФВ-190». Вражеские
истребители парами’ сзади снизу пытались
атаковать наших бомбардировщиков.

Пара непосредственного прикрытия тре-
тьей девятки бомбардировщиков, обнаружив
«ФВ-190», по радио предупредила всю
группу о появлении противника. Капитан
Трошилов со своим ведомым младшим: лей-
тенантом Горностаевым сверху сзади ата-
ковали первую пару «ФВ-190» и с корот-
кой дистанции сбили оба самолета против-
‘ника. Ведомого «ФВ-190» сбил капитан
Трошилов, ведущего — младший лейтенант
Горностаев.

Вторая пара неносредственного прикры-
тия лейтенанта Воскобойникова атаковала
другую пару «ФВ-190» сзади. Ведущий

Е

2.

Стучилось так, что до июля 1943 го-
да мне не пришлось участвовать в ак-
тивных воздушных боях. Но на каком бы
участке фронта’ я ни оказывалея и какая
бы обстановка ни была на этом участке,
‘ не прекращал тренировки в воздушной
стрельбе.

Летчика можно сравнить с пианистом.
Если пианист 3—4 месяца me садится
за инструмент, у Hero, как говорят My-
зыканты, пальцы становятся деревянные
ми. То же постигает и летчика, если он
во время затишья перестает тренировать-
ся как в технике пилотирования, так и
в воздушной стрельбе. Я аи в этом
отношении не терять ни одного\ удобного
случая и постоянно тренировался.

Незадолго до начала генерального на-
ступления немцев на Белгородеком направ-
лении наш полк получил новые тогда
тины истребителей «Яковлев». И на вто-
‘рой же день я полетел тренироватьея в
стрельбе по конусу с новым, более co-
вершенным прицелом.  .

Через несколько дней на КП зашел раз-
говор о воздушной стрельбе. Командир пол-
Ka тогда выдвинул ховольно.скромные усло-
вия для отличной оценки результатов
стрельбы по конусу. И совершенно не-
ожиданным для всех присутствующих
прозвучало мое заявление о том, чо я
дам 50% попаданий.

— Ла быть этого не может! — сказали
товарищи,

Я настаивал на своем. Полетел. Из 40
пуль в конус попали 33. Bro произвело
фурор. И каково же было удивление то-
варитцей, когда даже после таких пока-
зателей я попросил разрешения еще потре-
нироваться в воздушной стрельбе. Я 96’-
яения:

— Потому я и показал такие резуль-
таты, что тренировался непрерывно.

Началась белгородекая операция. Для
меня это было первое боевое крещение за
время Отечественной войны. Ежедневно
над передыим краем

ЕРВЫ

100 метров,

землю.

ушла вниз и болыше атак не повторяла,

бомбардировщикам.
Гвардии капитан М. ЗЛОБИН.
Действующая армия.
(От наш. спец, корр. но телеграфу).

Дважды Герой Советского Союза
майор А. ВОРОЖЕЙКИН
> ;

вые же дни белгородской битвы мне уда-
лось открыть ечет сбитых самолетов.

Я вел шестерку «ЯЁов» на прикрытие
‘наземных войск. Над линией фронта мы
встретили  месколько труп «Ю-87»,
шедших под прикрытием «Ме-109». Вее-
то было 40 вражеских самолетов. Но мы
их прогнали с поля боя, сбив при этом
4 самолета. В этом бою я уничтожил два
«Ю-87». Это были первые немецкие ca-
молеты, сбитые мною. Й когда,  вернув-
шись домой, я стал анализировать про-
шедший бой, то еще и еще раз ощутил
значение приобретенного мною в резуль-
тате длительной тренировки огневого ма-
стерства. :

При разборе этого боя все летчики 0б-
ратили внимание на одну характерную
деталь: сбив два самолета, я израсходо-
вал только треть боекомплекта. Мой ведо-
мый летчик Выборнов  израсходовал весь
боекомплект и сбил одного немца. На два
«Ю-87» я иктратил три пулеметные оче-
реди: первый «Ю-87» был сбит одной
очередью, пущенной прямо в мотор («Юн-
керс» рассыналея в воздухе), второй ca-
молет был уничтожен двумя очередями.

Результаты этого боя послужили по-
водом для принципиального разговора ©
цене боекомплекта истребителя. Некото-
рые наши истребители считали достоинет-
вом вернуться на аэродром, израсходовав
весь боекомплект. Прноэтом подчае ни-
кто He задавал вопроса, чего  до-
бился этим истребитель. Каждая пуля.
снаряд достаются нашей ‘стране ценой
больших усилий. И мы, летчики, обязаны
чрезвычайно бережно относиться к их
расходованию. Если для штурмовика яв-

мые разбомбили склад © боеприпасами и

прославленного пттурмовика
Героя Советското Союза Матикова и май-
opa Saka во время работы над целью по-
лучили сильные поврежления от’ зенит-
ного огня противника. Несмотря на т,
что облачность прижимала штурмовиков
к земле, они перетянули на свою  терри-

Гвардии старший лейтенант Шучко от-
личилея в разведке. Он первым обнару-
жил отход противника на важном 06оро-

Летчики делают все, что в их силах и
чтю им позволяет погода, чтобы помочь
наземным войскам в продвижении на за-

«ФВ-190» переворотом зашел под строй
бомбардировщиков и там был атакован па-
рой подполковника Белова. Сблизившись с
‘истребителем противника на расстояние в
подполковник Белов сзади
сверху пол ракурсом поджег его. Лейте-
нант Воскобойников на правом’ вираже 3a-
шел в хвост ведомого «ФВ-190» и с ди-
станции 40 метров под ракурсом */л открыл
огонь. «ФВ-190» загорелся и врезался в

Оставшаяся пара «ФВ-190» переворотом
аши истребители в этом бою сбили че-

тыре самолета противника, не потеряв ни
одного своего и не допустив немцев к

Е ВСТ

самолеты «Ильюшин»

Wem полете, вели развелку на участке
прорыва обороны противника © попутвой
бомбархировкой мест скопления живой си-
лы и техники врага.

Воздушные разведчики сумели точно
вскрыть сосредоточение вражеских резер-
вов пехоты и танковых частей, которые
противник готовил для конерударов. Свое
временно предупредив наше командование,

Двадцать восьмая победа

В последние дни на нашем фронте ва-
метно активизировалась вражеская разве-

солнечную погоду, немецкие разведчики
на большой высоте перелетают линию
фронта и пытаются  проемотреть наши
аэродромы, железнохорожные узлы. ~

На-днях разыгралея воздушный бой на
высоте 6.000 метров. Летчики-истребители
Герой Советокото Сотюза сталипий лейте-
нант Кулатин и гвардии лейтенанты Та-
расов и Сладкевич, возвращаясь с боевого
задания и подходя к линии фронта, уви-
дели впереди и выше себя немецкий pa3-
ведчик «Хейнкель-111».

С набором высоты Кулагин нагнал вра-
жеский самолет и атаковал ero. Веломые
Тарасов и ‘Сладкевич неотступно compo-
вождали своего командира. В. результате
трех атак был зажжен левый мотор «Хейн-
келя», а когда фантистокий самолет пе-
решел в отвебное пикирование, Кулагин
окончательно добил его.

Эт 28-я победа Героя Советского Cow-
за Андрея Кулатина.

Лейтенант Е. КРЕЙН.
Действующая армия,

is fet SRE NOS

санного MHOW боя мы отнюдь не считали
положительным явлением, что Выборнов на
один самолет истратил весь боекомплект.

Некоторые товарищи склонны были
зочитать результаты этого боя в  извест-
ной мере случайностью.

— Дал одну очередь, и еразу «Юн-
керс» рассыпалея — это дело случая, —
раздавались голоса.

Но буквально вслед за этим разыграл
CH другой аналогичный бой. Я опять
вел. шестерку «ЯК’ов», и нам пришлось
драться с двумя девятками «Ю-87». Я
бил тогда 3 «0-87» и 1 «Ме-109» и
на каждый самолет истратил только по
одной очереди. Мой же напарник, летчик

‚ расетреляв весь боекомплект, сбил
1 «Ю-87».

Товарищам, тговорившим, что сбить ca-
молет одной очередью можно только слу-
чайно, пришлось сдать свои позиции.

В чем же дело? Оказывается, в исвлю-
чительно точном расчете, основанном на
Учете всех факторов, влияющих на успех
воздушной стрельбы.

И яи мои ведомые стреляли в корот-
ких дистанций. Но ни Выборнов, ни Анин
не использовали правильно прицел. И ne
потому, что они нелооценивали его зна-
чение. Дело в том, что обстановка в в03-
Духе была напряженная. А прицел, если
летчик недостаточно хорошо натренирован
в ето использовании, приковывает к с6-
бе внимание, отвлекает от кругового на-
блюдения, затемняет отражателем вне-

реди лежащее пространство, требует неко-

TOPOTO наклона корпуса и отрыва от бро-
неспинки. Но все эти затруднения для
меня не существовали, ибо я до этого
очень много тренировался в применения
прицела и пользовалея им автоматичес-
ки. А точное прицеливание, как извест-

ляется достоинством израсходование всего] 0, — первое условие успешной стрельбы.

боекомплекта, то для истребителя порой

разыгрывались де- это признак слабости ето стрелковой под-

сятки жарких воздушных боев, И в нор-  готовки. В частности, при анализе опи-

Однако короткое расстояние и умелое
пользование принелом не решают успеха.
В обоих боях a добилея победы еще и

воздуха наступаюшим частям. Олиночные
A и истребители,
«Яковлев» и «Лавочкин», летая на брею-

-щади самолета, а прямо в. мотор.

стова было более выгодное положение

La УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. На снимках: 1. Кавалеры ордена Славы 3-8 crenenn. Cresa направо:
гвардни младший элейтенант А. Устьян, воздушный стрелок гвардии старшина С, Сафонов, штурман гвардии лейтенант Г. Калиберда, летчик гвардии младший лей-

‘тромили группировку противника.

и более активизировалась наша авиация

переходя в контратаки, но всякий
вынужден был отступать.
С улучнением погоды

женные бомбами истребители

вить продвижение советских войск.
Несмотря на ожесточенное сопротивле-

взят город Радом — крупный опорный
пункт и железнодорожный узел. против-

летчики проявили много героизма и по-
казали летное мастеретво, очистили в03-
дух от врага и обеспечили, несмотря на
исключительно сложные метеоусловия,
успениное продвижение напих войск.

(От наш. спец. корр.).

С : : 66
Босвой полет „,Туполевых
Ape группы «Туполевых» под командо-

ванием гвардии майора Лафазанова и

дывательная авиация. Используя ясную,   Гвардии капитана Терещенко вылелели-на
выполнение боевого задания: Удар был на-
несен по скоплению живой силы и техники
противника. От налета советских бомбар-
дировщиков фашистские войска понесли

большие потери.

Когда, отбомбившись, группы «Туполе-
вых» стали отходить от пели, на них

напали неприятельские истребители. «Фок-
ке-Вульфы» производили атаки с разных

направлений. Завязался воздушный бой.
Пара истребителей противника атаковала
самолет команлира звена гвардии стар-
шего лейтенанта Добрина. Отражая атаки
врага, стрелок-радист Гребенников меткой
очередью сбил  наседавший  «Фокке-
Вульф». Второй немецкий истребитель,
который атаковал самолет младшего лей-
тенанта Сухова, был сбит огнем штурмана
Ефименко. Третий «Фокке-Вульф» унич-
тожил воздушный стрелок Чекалин.
Мужество и стойкость в этом 6010
проявил воздушный стрелок  Шершнев.
Будучи раненным, он продолжал вести
огонь и не допустил к своему самолету
ни один вражеский истребитель.
Действующая ‘армия.

ЕВЕ eS зе Seees Ses

‘потому, что правильно выбрал положение
для стрельбы. Немцы даже не видели ме-
НЯ И не оказали огневого противодействия.
Я зашел снизу, атаковал е кабрирования,
с расстояния 50 м. и стрелял не по пло-

Выбор наивыгоднейшей позиции для
стрельбы (с точки зрения поражения наи-
более уязвимых мест ‹амолета противни-
ва) — один из основных вопросов, опре-
деляющих огневое мастерство летчика.
Мой опыт показал, например, 910 при
стрельбе по «Ю-87» лучше веето захо-
дить езади снизу и стрелять е кабриро-
вания, так как при этом имееть перед
собой большую цель: самолет перед тобой
В развернутом виде. Вели находишься на
расетоянии 25—50 м. и ушол кабри-
рования 20—30°; то целиться лучше
веего во втулку винта вражеского само-
лета. Здесь не требуетея особых рабчетов.
В этом случае огонь наверняка поразит
самые уязвимые места «Ю-87» — мотор,
кабину, бензобаки. С другой стороны, это
наиболее безопасная позиция — тебя ни-
кто не будет обстретиваль,

Именно с указанных позиций я и стре-
лял по «Юнкерс-87» в двух описанных
уною боях. Выгодность этих позиций,
умелое использование прицела — вот что
позволилю мне сбить» немцев с - первой
очереди.

Вражеский самолет надо сбивать пер-
вой же очередью. Я бы сказал, что это
первейший  зажон меткого воздушного
‘стрелка,

Мне вспоминается ряд моих встреч с
противником, когда я не смог ебить нем-
па с первой очереди. Как правило, вто-
рая, третья очередь в редких случаях
приносили победу.

Почему я придаю такое большое значе-
ние первой пулеметной очереди? Я отве-
Чу на этот вопрос рассказом о том, почему
летчик Кустов не сбил немецкого. caMo-
лета.

Мы летели в ним в паре на «евобод-
ную охоту» в район действия «ИЛ’ов».
Вустов был моим ведомым. Недалеко от
ЛИНИИ фронта MBI встретили Ba
«Ме-109». При встрече < немцами у Ку-

летчики сорвали замысел врата, Группы
«Ильюшин-2» и бомбардировщики в те-
чение дня массированными Ударами раз-

По мере улучшения погоды веб более
Трунпы штурмовиков, истребителей и бом-
бардировщиков успешно действовали ~n0
отходящим колоннам противника. В это
же время другие части нашей авиации
поддерживали вошедшие в прорыв танко-
вые соединения, успешно продвигаютие-
ся вперед. На ряде участков фронта про-
тивник оказывал яростное сопретивление,

значительно’
активизировалась и вражеская авиация.
Группа бомбардировщиков «Ю-88» и енаб-
«ФВ-190»
пытались ударами 6 воздуха приостано-

ние противника, советские войска уснеш-
HO продвигаются вперел; Вчера с боем был.

ника. В боях за город. Радом советекие

25S Be ae

лье” д

Боевая работа

ного нападения истребителей.

тщательно готовлюсь к каждому вылету.

тивника. Это вооружение

какую представляет собой

OTOH воздуптного стрелка.
Умение поражать

наверняка, < одной

ДЬЕЙ ВОЗДУШНЫЙ стрелок.

KASHOCTH.

Огромное
оружия к бою. Для того, чтобы пулемет
не отказал в жарком воздуптном бою, не-
обходимо его внимательно осмотреть и под-
готовить. После возвращения © боевого
задания я, как правило, тщательно 05-
матриваю пулемет, все ето детали, пуле-
метную ленту, проверяю, нет ли трещин
на звеньях или деформированных патро-
нов. Только убедивитись в том, что оружие

CTH K полету.

Большое внимание я уделяю личной
стрелковой и физической тренировке.
Стрелок лолжен выработать автоматизм в
определении типа самолета, расстояния до
него и точки прицеливания. Я добиваюсь
этого нутем ежедневной тренировки,

Самый опасный удар противника —
неожиданный, и его в полете может пред-
отвратить стрелок. Иногда приходится
слышать, что стрелки «сленые», сидят
«мешком», плохо наблюдают за воздухом,
а если увидят врага, то теряются и упу-
скают  дратоценные секунды.
этих упреках много справедливого. Вне-
запные атаки истребителей возможны
тлавным образом при отсутствии  оемот-
рительности. Воздушный стрелок обязан
быть бдительным и внимательно наблю-
дать за воздухом. Всегда, в любой момент
он должен быть готов к борьбе с против-
НИКОМ.

для атаки противника, чем у меня. Я по
радио приказал: -

— Бустов, атакуй, я прикрою.

Бустов зашел строго в хвост одного из
«Мессершмиттов» и 6 расстояния 200 u.
открыл огонь. Сбить немца ¢ такой ди-
станции Кустов не смог, да, видимо, он
на это и не рассчитывал, надеясь усилить
огонь по мере сближения.

Что же получилось? Мой ведомый толь-
‘RO спугнул немпа и обнаружил
«Мессершмитт» начал маневрировать, за-
AAT позицию для ответной атаки ит. д.
Вустов продолжал оближаться. Он на-
столько близко подошел к «Ме-109», чть
чуть не столкнулоя с ним, Но немец ря-
дом маневров увильнул от атак и ушел.
Израеходовав весь боекомплект, Кустов
все же упустил врага, ~

В это время второй «Ме-109» пытался
атаковать Кустова. Я был вьмие самолета
противника. Он уходил от меня вниз.
велед за Куетовым. Увидев, что я про

следую ето, немец попытался горкой
уйти от атаки.
Я преследовал противника и держал

его в прицеле, но на гашетки не нажи-
мал, выжидая момента, когла можно от-
врыть огонь наверняка. И этот момент
наступил. Я ‘атаковал  «Ме-109» сбоку

сзади, открыв огонь в момент зависания

вражеского самолета. 10 патронов, выпу-
щенных по мотору с расетояния 25—
50 м., решили судьбу «М-109». Он во-
шел в спираль и врезался в землю.

На аэродроме мы горячо обсуждали
вопрос, почему Вустов не сбил «Ме-109».

Он открыл огонь с большого расстоя-
ния, выдал себя и позволил врату манев-
рировать. Так бывает всегда, когда He
поразишть противника первой же пулемет-
ной очередью. Первая очередь — самая
эффективная. И если летчик не исполь-
зовал вв, то дальше дратьея будет труд-
нее. В условиях, когда противник начи-
нает маневрировать, припеливаться по не-
му становится все труднее и труднее.

Кустов, сблизивитись с немцем, продол-
жал вести огонь, но, по его признанию, нд

пользовалея прицелом.

— Растерялея, спешил не упустить
немца, да и припеливатьея Трудно было,
котла он уже
0б’зенял Кустов.

МОЙ БОЕВОЙ ОПЫТ

BOSIYINHOTO стрелка
очень ответственна. Он — глаза летчика
езади. Его основная задача — непрерыв-
но охранять самолет и летчика от воздут-

Осознав свою роль`в экипаже, я очень

Вооружение, установленное в кабине
стрелка, дает возможность на значитель-
вых расстояниях поражать самолет про-
обладает боль-
шой пробивной способностью. Броня лю-
бого фаптистекого самолета бессильна 38-
щитить OT Tol смертельной опасности,
прицельный!

самолет противника
очереди — большое

искусство, которым должен овладеть каж-
Но для этого
нужно отлично знать свой пулемет и
установку, быть уверенным в их безот-

значение имеет подготовка

исправно, докладываю летчику о готояно:

Во всех.

SE ae ЕЕВС ЕЕ

себя.   В

17 января 1945 г. № 5 (303).

воздушный стрелок гвардии старшина А. Бербушенко, штурман

Фото капитана’ Т. Мельника:

прерывное наблюдение за воздухом, не
уцускаю из виду свои самолеты, слежу 3
их ‘действиями, Хорото ^ изучив силуэты
  вражеских самолетов, своевременно опове-
щаю командира 60 появлении немецких
истребителей и сообщаю 06 этом своим
товарищам выстрелами из ракегницы или
пулемета в сторону’ противника. Во-вте-
мя замеченный истребитель не страшен
для воздущного стрелка.

Постоянное наблюдение за воздушных
противником дает возможноеть подмечать
новые приемы немцев и своевременно
предпринимать вонтрмеры. Я непрерыв-
но изучаю тактику врага, ибо тактика
эта часто меняется. А когла раекусил и
знаешь‘ врата, легче его победить.

Хочется рассказать 0б ‘блном возлущном
605. Пара «Ильющиных» под прикрытием
четырех «Лавочкиных» вела разведку 01-
холящих войск противника. На высоте
600’ метров командир пары Чернышев
стал в круг для просмотра цели. Во вре-
мя третьего виража я заметил вражеских
‘истребителей. и моментально сообщил свое-
му командиру о появлении воздушного
противника.

Шесть «Фокке-Вульфов» завязали бой с
прикрывавшей нас четверкой «Ла-5», a
два «ФВ-190» ринулись в атаку на само-
лет ведомого младшего лейтенанта Гапе-
ева. Олин «Фокке-Вульф» атаковал само-
ег Ганесва в хвост с дистаниии 800 мет-
ров, & другой оставалея правее.

Младший лейтенант Танеев принях
правильное решение: резким маневром
ушел под самолет командира и тем самым
дал мне возможность вести огонь по про-
тивнику. Я попросил своего командира
Чернышева, подвернуть самолет влево.
Это было сделано. Ноймав в прицел не-
мепкий истребитель, я открыл по нему
огонь и длинной очерелью сбил ео на
боевом развороте. Второй немецкий истре-
битель поспешил удрать.

Из Это и из других проведенных
мною боев можно сделать вывод: Никогда

не теряться, хладнокровно и метко стре-

лять, непрерывно держать связь с летчи-
KOM.

В воздушном бою нужно действовать
спокойно, уверенно и всегда приходить на
помощь товарищу. В этом — залог ус-

цеха.
Старшина А. КИРЮЩЕННО.

Действующая армия.

Неграмотно было выбрано и ваправле-
ние атаки — строго в хвост. Дело в TOM,
Что на самолете «Ме-109» летчик сзади
зашищен бронеспинкой толщиной до
12 нм. Кроме TOM, сзали имеется бензо-
бак с хароптим протектором и защитной
перегородкой. Она предохраняет бензобак
от снарядов осколочно-футасного лействия.

Совсем иной результат стрельбы сбоку
CHUSY, когда целишься во втулку винта.

этом случае огонь сразу поражает и
мотор и кабину.

Но самые важные ВЫВОДЫ, которые мы
сделали, разбирая возлутный бой Ryero-
ва, заключаются в следующем: НИКОГДА
не торопись открывать огонь: вооружись
терпением и бамооблаланием: не нервни-
чай, не спешт нажимать на гаптетки:
если противник тебя ме видит, ло ты
имеешь возможность занять еще более
выгодное положение для атаки: помни,
TPO эффективность первой очёрели решает
успех всей атаки.

0е0бо большее значение первая очерель
имеет при атаках тёк называсмой «par
МЫ» — «ФВ-189». Некоторые летчики
Роворят, что «раму» трудно сбить, пото-
Му что она хорошо бронирокана: j

— Бьешь ее, бъешь, весь боезомилект
истратишь, а результатов никаких.

Это не совсем верно. Beg трудность
борьбы © этим самолетом заключается в
том, что он обладает способностью хоро
маневрировать. И ебли не собъешть
«ФВ-189» первой очередью и тем самым
выдашь себя, то он искусным маневри-*
рованием спасается от отня. Я обычно
атакую «раму» сбоку сзади под углом

о 2
45°. 3% nandomee удобная и ‘безопасная
позиция (в сфере огня оказываютея ма-
слобензобаки и летчик; целиться нало по
ближайшему мотору). По- здесь очень
важно скрытно полойти впаотную, при»
крыться вражеским фюзеляжем, имеющим
форму рамы (стрелок тебя уже не уви-
Дит), и первой же очерехью бить наверня-

ка. В этом случае никакая броня не

начал маневрировать, -—  спасет «ФВ-189».

(Онончамие следует).

Я лично от взлета до посадки веду н6-