УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

05 УЧРЕЖДЕНИИ МЕДАЛИ «ПАРТИЗАНУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
а ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТЕПЕНИ

_ ^ Для награждения партизан Отечественной войны, отличившихся в партизанской

ъбе в тылу против пемепких захватчиков, Президиум Верховного Совета CCCP
постановляет:

1. Учредить медаль «Партизану Отечественной войны» “первой и второй сте-
пеня.

2. Утверлить Положение 0 медали «Партизану Отечественной войны» первой и
второй степени.

3. Утвердить отисание медали
второй степени.

Председатель Презилиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президнума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

«Партизану Отечественной войны» первой и

Москва, Кремль, 2 февраля 1943 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕДАЛИ «ПАРТИЗАНУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТЕПЕНИ т

1. Медалью «Партизану Отечественной
войны» перзой и второй степени награж-
лаются партизаны Отечественной войны,
начальствующий состав партизанских от-
Юялов и организаторы партизанекого лви-
жения, проявившие храбрость, стойкость и
мужество в партизанской борьбе за нашу
Советскую Родину в тылу против немеи-
ко-фашистских захватчинев.

2. Награждение медалью  «Маргизану
Отечественной войны» первой и второй
степени произволится от имени Презнлиу-
ма Верховного Совета СССР Начальником
Центрального Штаба партизанского дви-
жения с последующим утверждением на-
гражления Президиумом Верхозног» Совета
`3. Медалью «Партизану Отечественной
войны» первой степени награждаются пар-
тизаны, начальствующий состав парти-
занских отрядов и организаторы  парти-
занского движения за 060бые заслуги в
деле организатии партизанского движения,
за отвагу п геройство и выдающиеся усне-

ОПИСАНИЕ

МЕДАЛИ «ПАРТИЗАНУ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

1. Медаль «Партизану Отечественной
ны» первой степени серебряная, имеет
правнавного круга диаметром 32 мм.

На лицевой стороне

Сталина.

По окружности медали на ленте
‘чественной войны», в начале
рой — лве маленькие звездочки,

В нижней части медали — выпуклая пятя-
конечная звезда с серпом и молотом в центре
© двух сторон, располо-

и с буквами «СССР»
женными Ha складках ленты.

На оборотной стороне медали надпись:
нашу Советскую Родину». =

Bee изображения и надписи на медали
пуклые,

Медаль при помощи ушка и кольца
няетея с пятиугольной  колодочкой,

ента светло-зеленая с красными

по краям шириной по 2 мм. $

2. Медаль «Партизану Отечественной войны»

второй степени изготовляетея из латуни,

Лента светло-зеленая с синими полосками по

краям шириной по 2 му.

форму

медали — погрудное
профильное изображение В. И. Ленина и И. В.

пгириной
4 мм расположена надпись: «Партизану Оте-
и конце кото-

соеди-
покрытой
шелковой муаровой лентой шириной 20 мм.

полосками

хи в партизанской. борьбе за нашу Совет-
скую Родину в тылу немепко-фаптистоких
захватчиков. re

4. Медалью «Партизану Отечественной
войны» второй степени награждаются
партизаны, начальствующий состав пар-
тизанских отрядов и организаторы парти-
занехого лвижения за личное босвов отли-
чие в выполнении приказов и заданий
командования, за активное содействие в
партизанской борьбе против немецко-фа-
шистеких захватчиков.

5. Вручение медали «Партизану Отече-
ственной войны» первой и второй степени
производится по уполномочию Центрально-
го Штаба партизанского движения коман-
дирами партизанских отрядов, где действу-
ют награжденные,

6. Мелаль «Партизану Отечественной
войны» лиц, погибиих в борьбе с немещ-
ко-фалтистокими захвалчиками или умер-
ших, передается  сомьям награжденных
вместе с удостоверением к медали и хра-
нится. У них, как память.

#

вой-

«За

Bbl-

oS

ВОЗДУШНАЯ ОБСТАНОВКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Под ударами Красной Армии немецко-
фашистские войска вынуждены оставлять
рубеж за рубежом на Севервом Кавкале.
Через крупные железнодорожные станции

и узлы, которые находились в руках
противника, шли потоки грузов и рав-
ных военных материалов. Немцы  пы-

тались изо всех сил спасти свою живую
силу, боевую технику, чтобы закрепиться
на промежуточных рубежах и приостано-
вить настунление советеких войск.

Невзирая па плохие  метеорэлогические
условия, советская звиапия активно пэмо-
тзет наземным частям гнать противника
на северо-запад, ламорализовать его сог-
ступающие — войска. Бомбардировщики,
штурмовики и истребители днём в почью
велут напряжённую боевую работу. По
глубоким тылам, крупным железнолорож-
ным станциям и местам скопления `‘итле-
ровцев бомбардировщики действуют глав-
ным образом ночью. Железнодорожные
станпил, расположенные вблизи линии
фронта, полвепгаются бомбардировке дем.
‚ Советские лётчики умело используют
плохую пом и облачность.

Заслуживают внимания удачные  палб-
ты бомбарлировщиков и истребителей ма
„рях крупных железнодорожных станпий
протявинка. Элесь  мемцы сосрелеточили
много эшелонов с “войсками, грузом. бое-
вой техникой и горючим. Правильно орга-
низованное взаимодействие в возлухе и
Хорошее истребительное прикрытие п03зво-
лили советской авиации держать эти
пункты пол воздействием в течепие пят-
надцати суток.

И лень и ночь паши самолёты громили
эти станции. Было совершено более
1.000 самолётов-вылетов, уничтожено 6
паровозов. 25 вагопов с грузами. 250 ав-
томашин, 40 повозок, разрушен один же-
лезнодорожный мост. Последнее  обетоя-
тельства создало дополнительную труд
ность для немцев. Движение на этом уча-
стке железной Лороги было остановлено на
продолжительное время. Межлу тем нашя
наземмые части усиленно маселали, п
противник был вынужден значительное
количество боевой техники оставить вам

Особенно напряжённо работала наша
авиация 1$ января. В этот лень турмо-
вики и бомбартировиики действовали глаз-
дым образом по переднему краю против
нлка. Штурмовяки и истребители умичто-
жили пять танков. до 30 автомашин, 10-
давили огонь лвух артиллерийских бата-
рей. разрушили четыре лзота и истребили
хо роты пехаты противника. Сталинские
есколы на этом участке фронта  пумегли
пашим наземным частям прорвать перет-
ний край оборонительной полосы ‘немцев
 волиниться в его расположение,

«Ме-109» и «Фокке-Вульф-190»
лись помешать работе
Бал полем боя произошло два ожесточён-
ных воздушных боя. В сущности нового в
тактике немецких истребителей ничего не
было. Вражеские лётчики действовали па-
рами. на протяжении всего боя старались
заходить сзади. Следует отметить отвагу и

теля, «Фокке-Вульф»

В этот день немецкие истребители
пыта-

паших лёгчиков.

мастерство молодого истребителя сержанта

Трофимова. Обстановка сложилась Так,
что ему нужно было таранить «Фокке-
Вульф-190». Улучив удобный  момепт,

Трофимов винтом своего самолёта отрубил

хвостовое оперение у немецкого истребя-
перешёл в крутое
пикирование и врезался в землю. Сержант
благополучно произвел посадку на своём
аэродроме. Во время воздушного боя было
(бито два немецких истребителя. С пашей
елтороны потерь не было.

Советекая авизция на Северном. Кавка-
зе не даёт возможности противнику cno-
койню Эторватьея от наших войск. Ha-
ши развелчиви донесли, что от города В.
в _ соверо-запалном направлении  от-
ступает колонна войск, противника
численностью дю лвух полков: пехота,
артиллерия и’ отдельная авлоколонна
в 100 автоманин. Авиационное  команло-
вание приняло решение немелленно атако-
вать отступающих гитлерювлев. На штурм
врата были посланы 5 «ИЛТав» в сопро-
вожлении 5 истребителей, 5 «Пе-» в с9-
провожлении 4 истребителей, а также
19 «И-153». Улар был произвелен орга-
низованно. Летчики сбросили бомбы с вы-
соты 600 метров и оботреляли Пазбегав-
пихея немецвих соллат лулемётно-пупгеч-
ным огнём © высоты 150 метров.

Всего наши самолёты слелали нал це-
лью 6 захолов. Поврежлено 80 автоматтин,
уничтожено ло лвух рот противника, 3 зе-
нитных пулемётных точки, 67 повозок.
потэдижено 3 автоцистерны -е TOPIOTHM.

Появивттаяся группа немопких истреби-
телей пыталась помешать выполнить за-
лачу «ИТам» и «Пе-2». но напти иетре-
бители стремительным  уларом заставили
гитлеровевих молодчиков отетупить.

Это ме змачит, конетно, что немцы 3
Роздухе окончательно разбиты. Ония  ¢Cn-
бирают всё, что у них есть,  перегоняют
самолёты из глубокого тыла и организуют
сопротивление, В ясную и лётную погозу
нередко вспыхивают ожесточённые схват-
ки в возлухе. Но инициатива попрежнему
приналлежит советской авиации, i

Воолушевлённые благодарностью това-
риша Сталина, лётлики отдают все своя
сплы освобождению советского Кавказа от
фашистской нечисти. ;

Старший лейтенант А. ПОПКОВ.

при ночном налёте «ИЛов» на аэродром

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Новое в использовании „ИЛ-2“

«ИЛ-2» очиталоя штурмювиком лневного
действия, и никаких других. задач на не-
ro не возлагалось. Впоследствии «ИЛ-2»
был признан, кроме того, бомбардировщи-
ком ближнего действия. Официально этим
и ограничивалиеь ето задачи.

А, между тем, война, особенно послед-
ние её месяцы, показала, что на этой за-
мечательной машине можно выполнять
ряд новых и сложных боевых задач.

«ИЛ» — ночник

В период упорных боёв за Сталинтрал
враг бросил на сравнительно узкий уча-
сток фронта ло 200 самолётов разных
типов. Наша истребительная авиация вы-
нуждена была в основном отражать уда-
ры по нашим войскам, действовать на
поле боя и прикрывать военные об’екты,
поэтому она не всегда могла  сопровож-
дать в боевой подёт штурмовики и бом-
бардировщики. Были дни, когда «ИТы»
из-за отсутствия прикрытия безлействува-
И

И вот тогда-то штурмовики налили спо-
соб летать без прикрытия. Дважды В
день, на рассвете и в сумерках, «ИТы»
наносили бомбо-штурмовые удары по не-
мепким войскам, без сопровождения ист-
ребителей. В первом = случае «ИТы»
взлетали ешё в темноте, а садились Ha
свой аэродром с восходом солнца. Во вто-
ром случае взлёт производился в сумер-
ках, з посадка — в темноте. Среди штур-
мовиков оказалось несколько ночников.
Они сразу начали действовать. Остальные
быстро освоились с полбтами в тёмное
время, тренируясь вначале на «У-2».

Это явилось. началом ночной работы
«ИЛ‘ов». Для этого не потребовалось ви-
какого дополнительного оборулозания. Для
наземного обеспечения были использова-
ны те же средства, что и для ночных
самолётов «У-2» и «Р-5». В первое вре-
мя штурмовики ходили пруппами в 2—5
самолётов и делали по 2—3 вылета.
Накопив опыт, «ИЛ`ы» начали ходить и

`в безлунные ночи.

Задачи ночникам  ставилиеь  различа
ные, начиная от ударов по аэродромам и
кончая населёнными пунктами. Удары
наносились Последовательно в течение
всей ночи. Так,  в частности, <«ИЛы» со-
вершили успешный налёт на аэродромы
Фролов, (бливокая. Предварительно было
произведено фотографирование, уточнены
все маршруты. Особенность ночного мар-
шрута заключается в том, что он обяза-
тельно требуег какого-нибудь  характео-
ного ориентира вблизи цель В частностя,

()бливская таким ориентиром явился изгио
реки.

Выполняя по существу те же задачи,
что и днём, «ИЛы» ночью несут  значи-
тельно меньшие потери, а эффектиеноеть
ударов большая. Когда паши войска  3a-
няли станцию Абганерово, мы убедилиев
в прекрасных результатах ночного налёта
«Hop» на эту станцию. Эдесь было
уничтожено много железнодорожных ваго-
нов и несколько склалов с боевым иму-
ществом.

«ИЛ» — охотник

При низкой облачности (высотбй в200
—300 м.) штурмовикам трудно действо-
вать группами. При такой погоде на бэе-
Boe залатие обычно отправляется пара
лётчиков, хорошо подготовленных к TG
лёту в сложных метеоуслориях. Они yxo-
дят в полёт без прикрытия истребителей,
подчас не имея конкретных целей,  оты-

„Андрей.

— Хороший текущий очёт, — crasad
Андрею Ефименко, просмотрев его личное
дело, Герой Советокого Союза _ гонерал-
майор Хрюкин. — Повоюете еще, и, оче-
видно, придётся заводить себе бухгалтера
для веления возлунного гросебуха.

Вот что прочитал генерал в личном деле
Ефименко: «Боевых вылетов 296, воздучи-
ных боёв 74, разведок 32, штуруовок 35
самостоятельно сбито в воздушных боях
13 вражеских самолётов, в паре — Т,
уничтожено на аэродроме противника 4
‹ немецких бомбардировщика, на взлёте —
2 истребителя и около 500 гитлеровских
солдат ‘и офицеров. Награжден орденом
Красного Знамени, орленом Отечественной
войны 1-й степени».

Андрей Ефименко находится в числе
тех, кто в тяжёлых, кровопролитных сра-
жениях получил право на  почбтнейшую
медаль «За оборону Сталинграда». Чад ды-
мяшимися развалинами некогда прекрас-
но горола немало поражений нанёс on
геринговеким пиратам.

Газета «Красная Армия» однажды пи-
cata: «Бить фашистов, как лейтенант
Ефименко!».

Toria (а это было совсем недавно) он
ещё был лейтенантом, и мы расскажем о
тех двух воздушных боях Ефименко, после
которых красноармейская газета вышла с
такой «шапкой»

Через несколько дней, после того как на
нашем фронтовом зэродроме приземлилась
партия новых боевых машин, над лётным
полем появились два немецких истреби-
теля. 0ба фрица ходили нал аэродромом,
не стреляя п не сбрасывая бомб. Действо-
вали они довольно нагло, то снижаяюь, то
быстро взмывая вверх. Фрицы явно 9т0-то
замышыяли.

\

Разгром немецкого аэродрома под Сталинградом.

скивают и уничтожают железнодорожные
эшелоны, - действуют по грунтовым доро-
гам, переправам. - г
Эффективность действий штурмовиков-
охотников также была очень велика. Вот
один характерный пример. Пара охотня-
ков (ведущий капитан Лобанов), отпра-
вившиеь на охоту, заметила, YO Ha
аэродром Котельниково на посадку идут
самолёты противника. Охотники, выныр-
нув из-за облаков в момент посадки са-
молётов, внезапно атаковали их. Oana
вражеская машина загорелась и упала НЗ
свой аэродром. Затем «ИТы» разверну-
лись и пошли охотиться за железнодоро-
жными этелонами. Бомбы, сброшенные
ими на станцию Вотельниково, попали В

склад горючего. Бызо уничтожено не-
сколько сот бочек бензина,
Охотникл-«ИЛ ы» сыграли ‘большую

авиацией
на

роль в борьбе с транспортной
противника. Они устраивали засады
полбта «Ю-52»,

вероятных маршрутах
барражировали нал их  аородромами.
(ботники уничтожили немало  трано-

портных самолётов противника в момент
йх взлёта или посадки. При всем этом
широко использовались облачность,  пло-
хие метеоусловия.

«ИТы»-охотники — хорошие  развед-
yuku. Пользуясь  приемо-передаточными
ралиоустановками, они с воздуха переда-
вали развелланные на аэродром. И, с00б-
разуясь с метеоусловиями, = с аэродрома
поднималась целая группа или пара
«ИТов», для воздействия по целям, обна-
руженным  разведчиками.  Штурмовиви-
разведчики обнаружили как-то в районе
ет. Абганерово до 200 танков. По их дан-
ным был нанесен удар по этой большой
группировке танков, причём разведчик
являлся лидером.

На счету «ИЛов»-разведчиков мы уже
имеем много вскрытых танковых труппи-
ровок, скоплений войск в балках ит. д.
Опыт показал, что, несмотря ‘на’ извест-
ную ограниченность сектора обзора штур-
мовика, OH всё же с успехом может ве-
‚ети разведку.

Действуя парами, 063 прикрытия,
«ИТы» подвергаются серьёзной опасности
нападения истребителей противника. И
здесь, конечно, многое зависит от искуб-
ства самого, лётчика. В ето распоряжения
имеется такой надежный  манбвр, как
уход в облачность. Наши охотники очень

часто спасались этим MaHeRpOM OT Bpaske=

ских истребителей. Но и тогда, когда не
удается увитьнуть в облака и враг вы-
нуждает «ИЛы» принять бой, mapa
штурмовиков-охотников способна не толь-
Ко отразить атаку противника, но и на-
нести ему удар.

„ИП“ в борьбе
с бомбардировшиками

В нашей практике были случаи, когда
«ИЛ’ам» пришлось выполнять, казалось
бы, совершенно несвойственные им ^зада-
чи: прикрывать свой же аэродром,
этих случаях мы выделяли специальные
пары, составленные из лётчиков, хорошо
подготовленных по технике  пилотирова-
ния, и возлагали на них задачи истреби-
телей. Эти пары дежурили на своем
аэрэдроме, и как только посты ВНОС или
‘же наблюдатель подавали сигнал о TOM,
что курсом на аэролром идут вражеские боу-
бардировщики, в воздух поднималась де-
журная пара. Опыт показал, что «Юнкер-
вы», щедшие без прикрытия «Мессер-
шмиттов», ‹ завидев «ИЛы», ‘сбрасывали
бомбы гле попало и уходили домой.

Ястреб“

Командир части мпновенно собрал всех
лётчиков.

— Вы понимаете, — сказал командир,
— фрицы залумали какую-то пакость.
Мне кажется, что это провокационно-«ием-
хическое» воздействие. Очевидно, немшы
узнали о прибытии новых самолётов, о
том, что мы сейчае осваиваем их. Вот,
должню быть, и хотят запутать нас, по-
сеять неуверенность. Hato их втянуть в
воздушный бой и хорошенько «веыпать»
им. Вто пойпёт? Желающие?

Десятюн рук мгновенно  взметнулись
вверх. —

— Выберем лостойнейших из лостойных,
— сказал командир. — Ну, вот вас (он
указал рукой на Герасимова) и вас (на
Ефименко).

Летчики бросились к своим самолётам,
Высоко нал головами барражирозали «Мес-
сершуитты». Герасимов и Ефименко вале-
тели, набрали высоту и завязали бой. Вни-
зу стояли наши абтчики, с волнением
пайлюлая за всеми эволюциями возлупипой
схватки. :

—- Ассы! — сказал кто-то,

— А ты думал немцы вопляков  по-
шлют? Ну и наши, брат, не второй сорт,
— ответил сосед.

В это время самолёт Герасимова сделал
крен, залымил и пошёл на аэродром.

— (били! — пронесся не то стон, ие
то вздох.

© пробитым радиатором Терасимов по-
шёл на вынужденную посадку. Сбивший
его немед тотчас же отвалил в сторону.

— Слишком честно для немчуры, —
недоверчиво сказал стоявший на дэродро-

— Из опыта боев
под Сталинградом
Ще

Когда «ИТы» оправдали себя на при-
крытии своего аэродрома, им стали Да-
вать более сложные задачи — прикры-
вать военные об’екты, ’ находящиеся по
соседству © аэродромом. И лётчики  под-
разделений Зотова, Зубанева, Пивениутей-
на с успехом справлялись с этими зада-
чами Обнаружив бомбардировщиков, иду-
щих к налному военному об’екту без при-
крытия . «Мессершмиттов», они вылетали
к ним наветречу, врезались в их строй и,
используя свою’ огиевую мощь и броне-
вую защиту, атаковали  бомбардировщи-
ROB, разгоняли их, а были случаи, когда
и сбивали «Юнкерсы».

Если штурмовик идёт на отражение
атак бомбардировщиков противника, 10
бомбовой нагрузки он не берёт. Атака про-
изволитея пушечно-пулемётным огнем и
снарядами. Для борьбы с бомбардировщи-
ками противника на аэродроме дежурили
одна или две пары «ИЛТ`ов» (реже —
три). Ири этом птироко применялось‘ ра-

лионазедение «Won». Способы атаки
были разные: атакуют сразу парой или
один атакует, & второй прикрывает его

сзади. Когда первый «ИЛ» выходит из
атакл, на бомбардировщиков обрушивает-
ся второй штурмовик. Чаще всего «ИТы»
атаковали бомбарлировиижов с- правой или
левой задней полусферы или на ветреч-
ных курсах.

Олнажкдь с поста ВНОС сообщили, что к
нашей железнодорожной станции идут 6
«0-88» без прикрытия истребителей. В
воздух поднялась дежурная пара «ИТов»
из подразделения Зубанева и пошла кур-
COM Ha железнодорожную станцию, распо-
ложенную в 5—6 километрах от аэродро-
ма. Ведуший на встречном курее под уг-
лом 45° врезалея в строй бомбардировщи-
ков и атаковал их по очереди пушечно-
пулемётным огнём. С внешней стороны
ему помогал ведомый, который также ата-
козал бомбарлировииков. Группа «Юнкер-
сов» рассеялась, и ‘бомбардировщики по
одному стали уходить на юго-запад. Один
из них был полбит, А оба наши «ИЛ’а»

вернулись домой. ;

Таких примеров можно было привести
немало. «ИТам» иногда приходится вы-
полнять задачи истребителей и в другой
своеобразной форме. Например, итурмови-
ки плут на задание под прикрытием ист-
ребителей, но прикрытие это недостаточ-
но, и тогда штурмовики выделяют из
евоего состава пару отлично подготовлен-
ных лётчиков со спениальным заданием

‚ — усилить прикрытие всей группы. Эта

пара берёт меньшую бомбовую нагрузку.
Она следует непосредственно за строем
штурмовиков, прорезая его сверху по диз-
тонали и охраняя от атак истребителей
залтюю полусферу веей группьт.

«ИТы» прекрасно зарекомендовали се-
бя в боях з тороде Оталинграже, когда
лётчикам ставили залалу бомбить  переу-
лок, заводской корпус, а иногда и от-
дельный дом. Это была’ атака точечных
педей. С воздуха не всегда улавалось 0б-
наружить сигналы, выложенные наземны-
ми войсками. И всё же штурмовики точ-
но накрывали цели, атакуя по одному, ©
пикирования, делая по нескольку заходов.
Большую помощь «ИТам» оказали радио-
станпии навехетия, корректировавиие их
действия.

Таковы новые, выявивииеся в послед-
нее время, метоты использования «ИЛ-2»
И нало надеяться, что круг возможностей
этой отличной машины её не исчерпан.

Подполневник И. ЛОГАЧЕВ.

продолжают «пеихическую атаку», только
так можно воздействовать ‘на слабонерв-
ных. Но, к очастью, у нас их нет!

Через десять минут (командир точно за-
сек время) Ефименко ловким  манбвром
зашёл в хв0бт «Мессершиитту» и зажёг
его. «Мессер» камнем свалился вниз. Тог-
да паХОоДиВвшИиЙся в стороне первый немец
ринулея сверху на Ефименко.

— Вот вам немецкая «честность»! —
восклиюнул командир.

Уставший до предела лейтенант собрал
все свои силы и пошел навстречу врагу.

Он не мог не выйти побелителем — это
был бой за честь полка, за честь наших
военно-воздушных сил,

Через четыре минуты немец’ уже, терял
высоту, лавировал и, вилимо,  старалея
уйти, но Рфименко неуклонно прижимал
ero Bee ниже и ниже к земле, не давая
вырваться. И вот на высоте ста метров
фашистский летчик сделал горку и выбро-
сидся с парапиотом, а самолёт, уларив-
шись о землю, вепыхнул вулканом.

Если этот бой принес славу Ефименко,
то вторая схватка прочно закретила еб.

Гвуппа папких пугуржювиков вылетела
на боевое задание в сопровождении ист-
ребнтелей. За линией фронта стаей. нале-
тели  пемпы. ‹ Численное ^ превосходство
«Мессерпемиттов» не смутило наших «яст-
ребков». Они смело вступили в бой. зав
возможность «ИЛ’ам» лететь на WITY PMOB-
ку подходившей к фронту колонны фалии-
стеких танков и автомалитн.

Вместе © прузьями Ефименко удалось
полбить трёх «Мессершмиттов». Цродыряв-
ленные, (они уплелиеь во-евояси, но и 0с-
TABMAXCA B строю было более, нежели в
нашей группе прикрытия,

На MALT INH e Ефименко загорелась илос-
кость. Лейтенант увидел,

С x ’ как его ка
уе политраоотник. больной скорости логоняет немец. Дистан-
— Ничуть, — возразил комавдир, —  ция равнялась трёметам метрам, Ефименко

кеской колоние был нанесен

‚дить машину

Б февраля 1943 г., № 6 (134)

Фото Г. Санько,

УДАРЫ БАЛТИАЦЕВ
^ Е ОЗДУХА

Советские штурмовики и бомбардиров-
щики день и ночь висят над полем OOF.

Каждая эскадрилья штурмовиков имеет
свой определённый район действий. Чет>
вёрку «Иов» позёл на врага балтийский
штурмовик младший лейтенант Яковлев.
о пути в одной из деревень «ИТы» o6-
наружили колонну из 40 автомашин и 8
танков. Этот налёт был неожиданным для
врага, Производя ‘штурмовку, лётчики вер-
нулись на аэродром и доложили командо»
званию о выполнении задания. Сразу . ж8
поднялась в воздух другая четвёрка
«ИТов», ведомая капитаном  Потаповым.
Затем вновь ушла группа Яковлева, Bpa-
колоссаль-
ный урон.

Танкисты готовили атаку. Штурмовики
должны были поддержать ‘их с воздуха,
30 минут над полем боя находились лёт-

чики Яковлев, Карагодин, Козьяков и
Лось. Каратодин обнаружил вражескую
ea,

батарею и двумя заходами подалил
Всего над пелью четвёрка балтийцев еде“
лала пять заходов, нанося удары по огне
вым позициям и живой силе противника,
Немпы были прижаты к земле. Этим в06-
пользовались наши танкисты. Стромитель-
но, не встречая противодействия, они ри-
нтлись впербд и прорвали вражескую
оборону. .

Залтийпы держат под своим контролем
узел шоссейных дорог, имеющий большое
значение для немцев. ‘Совершая от четы-
рёх ло шести вылетов в день и добротно.
прочёсывая ети магистрали, штурмовики
хничтожили здесь не одну сотню гитле-
ровцев, множество автомаптин и другой

техники.

Лётчики Балтийского флота  пгтурмуют
гитлеровцев не только днём, но и ночью,
Опытные ночные штурмовики майор Хро-
Зенко, Герой Советского Союза майор Ка-
расев, старший лейтенант Щербак и дру-
гие, сбрасывая бомбы и обстреливая вра-
га из пушек и пулемётов, наносят  нем-
пам большой ущерб. В одну из последних
ночей на выполнение боевого задания вы-
летел майор Хроленко, На перегоне «ноч-
ной охотник» заметил железнодорожный
эшелон. (бросив бомбы и обстреляв пуле-
мётно-пушечным огнём — эшелон, майор
взял курс на аэродром. Вылетевитие вслед
за ним лётчики Карасев и другие были
свидетелями отличной работы  Хроленко.
Весь эшелон горел.

Штурмовики Балтики добираются и до
глубокого тыла противника. Недавно они
совершили налёт на крупную железнодо-
рожиую  станщию, «ИТы», = ведомые
Тероем  Советежюто Союза капитаном
Клименко, появились над станцией в мо
мент ‘разгрузки пяти железнодорожных
эшелонов. После первой же атаки разда-
лось несколько взрывов. Сила их была
настолько велика, что самолёты подброси
ло вверх. Штурмовики сделали несколько
заходов. Они уничтожили ло 30 ватонов,
Паровоз и около двух десятков ABTOMAS
итин, скопившихел около станции, Про
тивник открыл сильный зенитный огонь,
но опоздал: «ИЛы» успели уйти.

Майор Г. СОЖИН, `

POLL NLP LLL LLL LLL ha Ll LL

немедленно заложил вираж. «Мессер» Npo-
скочил мимо и начал по большому крутя
заходить на вторую атаку. Этим временем
воспользовалея Ефименко. Стремясь пос8-
на Своей территория, of
приблизилея к линии фронта.

Его пылающий самолёт терял высоту,
Но, когда несшийся на ного истребитель
был совсем недалеко, Ефименко на брею-
щем полете вновь заложил глубокий, ped
кий вираж, и опять немец проскочил. Ев
ближе к линий фронта лотянулея Tame
ko.

Тейтенант решил сделать горку, Tod
жить самолет на слину и выброситься 6
парашютом с любой высоты: иначе в30-
рвутся баки. Пламя  неистовствовало в
кабине. Кожаные перчатки прогорели, и
огонь лизал руки.

Немец выстрелил из пушки раз, другой,
но снаряды пролетели мимо. Эло взяло
Ефименко. Он вепомнил виденный им где
TO плакат со словами Коловского: «Уми-
рая, убивай врага!».

И Ефименко забыл, что nano выйрасы“

ваться. Полив машиу в горку, он notte *

мал в прицел вновь занозлавитего фрида
и на дистанции 70 метров нажал тает
ку пушки. От прямого попадания самолёт
врага раскололся налвое,

Выпустить шасси уже но было возмож»
ности, и Ифименко посалил малину пАямо
на «пузо» на нашей стороне реки...

В госпитале, после операции, военврач

сказал ему:

wires Hua Краснодара. В Краснодарском
крайизлате еще лю войны вышла ваша
loka стихов. Я помню ваш литератур-
вый псевдоним — Андрей Ястреб. Что x!
Под этим литературным

NCeRIOMAMOM ВЫ
могли бы смело выступать и как лётчик,

Ну, полежите у Hac, отдохните. Муза
ваша не контужена, используйте же ВРРМЯ
для новых стихов. М. АЛЬТШУЛЕР, ,