“= =. В

ke

orn

See — Se)

r

Смерть немецким оккупантам!

23 февраля 1943 г

SSE ee Se ee ene

и (брган Народного Комиссариата Обороны CCCP)

„ вторник

ВЫХОДИТ ОДИН
РАЗ В НЕДЕЛЮ

ПЕ re ee ee

ПРИКАЗ

Верховного Главнокоман
№ 95

23 февраля 1943 года

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и полит- \

работники, партизаны и партизанки! Сегодня мы празднуем 25-ую
годовщину существования Красной Армии. :
a <
Прошло четверть века с тех пор, как была создана Красная

Армия. Она была создана для борьбы с иностранными захватчиками,
<тремившимися поработить нашу страну. 23-ье февраля 1918 года,

когда отряды Красной Армии наголову разбили под Псковом и
Нарвой войска немецких захватчиков — было об’явлено днём
рождения Красной Армии.

В 1918—1921 г.г. в упорной борьбе против иноземных захватчи-
ков Красная Армия отстояла честь, свободу и независимость нашей
Советской Родины, отстояла право народов нашей страны строить
свою жизнь так, как учил великий Ленин. и

В течение двух десятилетий Красная Армия охраняла мирный
созидательный труд советского народа. Народы нашей страны никог-
ма не забывали о посягательствах чужеземных захватчиков на нашу
землю и неустанно заботились об укреплении мощи Красной Армии,
оснащали её первоклассной боевой техникой и любовно выращивали

‚кадры советских воинов. , ` >

Красная Армия есть армия защиты мира и дружбы между наро-
aM всех стран. Она создана не для завоевания чужих стран, а для
защиты границ Советской Страны. Красная Армия всегда относилась
© уважением к правам и независимости всех народов.

Но в июне 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала
на нашу страну, грубо и подло нарушив договор о ненападении. И
Красная Армия оказалась вынужденной выступить в поход, чтобы
отстоять свою Родину против ›‹немецких захватчиков и изгнать их
из пределов нашей страны. С этого времени Красная Армия превра-
‘тилась в армию смертельной борьбы с гитлеровскими. войсками, в
армию мстителей за насилия и унижения, причиняемые немецко-
фашистскими подлецами нашим братьям и сёстрам в оккупирован-
ных районах нашей Родины.

25-ю годовщину своего существования Красная Армия: встречает ©
в Решающий момент отечественной войны против гитлеровской

`Германии и её прислужников — итальянцев, венгров, румын, финнов,

Прошло 20 месяцев, как Красная Армия ведёт. беспримерную в
истории героическую борьбу против нашествия немецко-фашистских
полчиш. Ввиду отсутствия второго фронта pz. Espone Красная. Армия
несёт одна всю тяжесть войны. Tem we менее Красная Армия
не только устояла против натиска немецко-фашястских полчищ, но
и стала в ходе войны грозой для фашистских армий,

В тяжёлых боях летом и осенью 1942’ г. Красная Армия прегра-
дила путь фашистскому зверью. Навсегда сохранит нант народ память
о героической обороне Севастополя и Одессы, об упорных боях под
Москвой и в предгорьях Кавказа, в районе Ржева и под Ленингра-
дом, о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда. В
этих великих сражениях наши доблестные бойцы, командиры и
политработники покрыли неувядаемой славой боевые знамёна
Красной Армии и заложили прочный фундамент для победы над
немецко-фашистскими армиями. :

Три месяца назад войска Красной Армии начали наступление на
подступах Сталинграда. С тех пор инициатива военных действий
находится в наших руках, а темпы и ударная сила наступательных
операций Красной Армии не ослабевают. Ныне Красная Армия в
тяжёлых условиях зимы наступает по фронту в 1.500 километров и
почти везде достигает успехов. На севере, под Ленинградом, на
Центральном фронте, на подступах к Харькову, в Донбассе, ‘у Росто-
ва, на побережьи Азовского и Чёрного морей Красная Армия нано-
сит удар. за ударом гитлеровским войскам. За три месяца Красная
Армия освободила от врага территорию Воронежской и Сталинград-
ской областей, Чечено-Ингушской, Северо-Осетинской, Кабардино-
Балкарской ий Калмыцкой автономных республик, Ставропольского и
Краснодарского краёв, Черкесской, Карачаевской и Адыгейской авто-
номных областей, почти всю Ростовскую, Харьковскую и Курскую
области.

Началось массовое изгнание врага из Советской Страны.

Что изменилось за эти три месяца? Откуда такие серьёзные
неуспехи у немцев? Где причины этих неуспехов?

Изменилось соотношение сил на  советско-германском фронте.
 Дело в том, что фашистская Германия всё более и более истощается
и становится слабее, а Советский Союз всё более и более раз-
вёртывает свои резервы и становится сильнее. Время работает против
фашистской Германии,

Гитлеровская Германия, заставившая работать на себя военную
промышленность Европы, до последнего времени имела превосходст-
во против Советского  Союза в технике и прежде всего в танках и
самолетах. В этом было её преимущество. Но за двадцать месяцев.
войны положение изменилось. Благодаря самоотверженному трулу
рабочих, работниц, инженеров и техников военной промышленности`
СССР, за время войны возросло производство танков, самолетов,
орудий. За это же время враг понёс на советско-германском фронте
огромные потери в боевой технике, в особенности в танках, самоле-
тах и орудиях. Только за три месяца наступления Красной Армии
зимой 1942—1943 года немпы потеряли свыше 7.000 танков, 4.000 са-
молетов, 17.000 орудий и много другого вооружения.

Конечно, немцы постараются`покрыть эти потери, но это не так
легко будет сделать, так как потребуется не мало времени для того,
чтобы противник сумел восполнить 9TH огромные потери в технике.
А время не ждёт. ae $

Гитлеровская Германия начала войну против СССР обладая чис-
ленным превосходством отмобилизованных и готовых к бою войск
в сравнении с Красной Армией. В этом было её преимущество. За
20 месяцев положение, однако, изменилось и в этой области. В 060-
ронительных и наступательных боях Красная Армия за время войны
вывела из строя до 9 миллионов немецко-фашистских солдат и офи-
церов, из них — не менее 4 миллионов убитыми на поле боя. Пол-
`ностью разгромлены румынская, итальянская и венгерская армии,
брошенные Гитлером на советско-германский фронт. Только за
последние три месяца разбито Красной Армией 112 дивизий против-
ника, при этом убито более 700 тысяч и пленено более 300 тысяч
человек.

Конечно немецкое командование примет все меры, чтобы покрыть
эту колоссальную убыль. Но, во-первых, слабым местом немецких
армий является нехватка людских резервов, ввилу чего неизвестно,

из каких источников будет покрыта эта убыль. Во-вторых, если даже
предположить, что немцы наскребут всеми правдами еси неправдами

его
г. Москва

нужное количество людей, потребуется немало времени для того, что-
бы собрать и обучить их. А время не ждёт. 3
Гитлеровская армия вступила в войну против Советского Союза,
имея почти 2-х летний опыт ведения крупных военных операций в
Европе с применением новейших средслв войны, Красная Армия в
первый период войны, естественно; не имела ещё и не могла иметь
такого военного опыта. В этом. состояло преимущество немецко-

фашистской армии. За двадцать Месяцев положение, однако, измени-

лось ив этой области. В ходе войны Красная Армия стала кадровой
армией. Она научилась бить врага наверняка с учётом его слабых и
сильных сторон, как этого требует современная военная наука. Сотни
тысяч и миллионы бойцов Красной Армии стали мастерами своего
оружия, — винтовки, сабли, пулемёта, артиллерии, миномётного дела,
танкового дела, сапёрного дела, авиации. Десятки тысяч командиров
Красной Армии стали мастерами! вождения войск. Они научились
сочетать личную отвагу и мужество с умением руководить войсками
на поле боя, отрешившись от глупой и вредной линейной тактики и.
став поочно на почву тактики маневрирования.

Нельзя. считать случайностью TOT факт, что командование
Красной Армии не только освобождает от врага Советскую землю, но
и не выпускает врага живым с нашей земли, осуществляя такие
серьёзные операции-по окружению и ликвидации вражеских армий,
которые могут послужить образцом военного искусства. Это, несом-
ненно, — признак зрелости наших командиров.

Не может быть сомнения, что только правильная стратегия
командования Красной Армии и гибкая тактика наших командиров-
исполнителей могли привести к такому выдающемуся факту, как
окружение и ликвидация огромной отборной армии немцев в составе
330 тысяч человек под Сталинградом.

У немцев в этом отношении далеко не всё благополучно. Их
стратегия дефективна, так как она, как правило, недооценивает сил
и возможностей противника и переоценивает свои собственные силы.
Их тактика шаблонна, так как она старается подогнать события на
фронтё под тот или иной параграф устава. Немцы ‘аккуратны и точны
в своих действиях, когда обстановка позволяет осуществлять требова-
ния устава. В этом их сила. Немцы становятся беспомощными, когда
обстановка усложняется и начинает «жесоответствовать» тому или
иному параграфу устава, требуя принятия самостоятельного решения,
не предусмотренного уставом. В этом их основная слабость.

Таковы причины, определившие поражение немецких войск и

успехи Красной Армии за последние три месяца.

Из этого, однако, не следует, что с гитлеровской армией покон-
чено и Красной Армии остаётся лини, преследовать её до западных
границ нашей страны. Думать так — значит предаться неумному и
вредному самообольщению. Думать так — значит переоценить свои
силы, недооценить силы противника и впасть в авантюризм. Враг
потерпел поражение, но он ещё не побежлён. Немецко-фашистская.
армия переживает кризис ввиду полученных от Красной Армии уда-
ров, но это ещё не значит, что она не может оправиться. Борьба с
немецкими захватчиками ещё не кончена, — она только развёрты-
вается и разгорается. Глупо было бы полагать, что немцы’ покинут
без боя хотя бы километр нашей земли.   в

Красной Армии предстоит суровая борьба против коварного,
жестокого и пока ещё сильного врага. Эта борьба потребует времени,
жертв, напряжения наших сил и мобилизации всех наших возможно-

стей. Мы начали освобождение Советской Украины от немецкого

гнёта, но миллионы украинцев ещё томятся под гнетом немецких по-

работителей. В Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии, в Молдавии, в
Крыму, в Карелии пока ещё хозяйничают немецкие оккупанты и их
прислужники. Вражеским армиям нанесены мощные удары, но враг
ещё не побеждён. Немецкие захватчики яростно сопротивляются,
переходят в контратаки, пытаются задержаться на оборонительных
рубежах и могут пуститься на новые авантюры. Вот почему ‘в наших
рядах не должно быть места благодушию, беспечности, зазнайству.

А Весь советский народ радуется победам Красной Армин. Но бойцы,

командиры и политработники Красной Армии должны твёрдо пом-
нить заветы нашего учителя Ленина: «Первое дело не увлекаться
победой и не кичиться, второе дело — закрепить за собой победу,
третье — добить противника».

Во имя освобождения нашей Родины от ненавистного врага, во
имя окончательной победы над немецко-фашистскими захватчиками,

— ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Неустанно совершенствовать боевую выучку и укреплять дис-
циплину, порядок Я организованность во всей Красной Армии и в
Военно-Морском Флоте.

2. Усилить удары по вражеским войскам, неустанно и упорно
преследовать врага, не давать ему закрепляться на оборонительных
рубежах, не давать ему отдыха ни днём, ни ночью, резать коммуни-
кации врага, окружать вражеские войска и уничтожать их, если они
отказываются сложить оружие.

3. Шире раздуть пламя партизанской борьбы в тылу врага,
разрушать коммуникации врага, взрывать железнодорожные мосты,
срывать переброску неприятельских войск, подвоз оружия и боепри-
пасов, взрывать и поджигать воинские склады, нападать на неприя-
тельские гарнизоны, не давать отступающему врагу сжигать наши
сёла и города, помогать всеми силами, всеми средствами наступающей:
Красной Армии.

В этом залог нашей победы.   ps

Товарищи красноармейцы и. краснофлотцы, командиры и полит-
работники, партизаны и партизанки!

- От имени Советского Правительства и нашей большевистской
партии приветствую и поздравляю вас с 25-ой годовщиной Красной
Армии. = >

Да здравствует наша Великая Родина!

Да здравствует наша славная Красная Армия, наш доблестный
Военно-Морской Флот, наши отважные партизаны и партизанки!

Да`здравствует партия большевиков, вдохновитель и организатор
побед Красной Армии!

Смерть немецким захватчикам!

Верховный Главнокомандующий
‚ М. СТАЛИНА

славой боевые

TE ee ee ae ЧЕ ОД РЕВВА]

знамена

(Из’ приказа Верховного Главнокомандую

‚›... Наши доблестные бойцы, командиры
и политработники покрыли неувядаемой
Красной Армии
и заложили прочный фундамент для победы
над немецко-фашистскими армиями“.

щего И. СТАЛИНА).

ОТ СОВЕТСКОГО ИИФОРМБЮРО

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 22 ФЕВРАЛЯ

22 февраля на Украине наши войска
овлалели городом Тростянец, районным
центром Большая Писаревка и заняли ряд
населённых пунктов.

На Кубани мати войска заняли круп-
ные ‘населённые нункты Холменая, Ах-
тырсная, Черноерковская и другие.

На других участках фронта наши вой:
ска вели ви. на ‚прежпих ваправалениях.

21 февраля частями нашей авиащии на
различных участках фронта. уничтожено
или повреждено до 100 немецких автома-
шин с войсками и грузами, подавлен
огонь 5 артиллерийских батарей, взорвано
2 склада боеприпасов и склад с горючим,
потоплен немецкий транспорт водоизмеще-
нием в 6.000 тони и поврежден еторо-
жевой корабль противника.

Западнее Ростова-на-Дону напги войска
продолжали наступательные бои. Н-ская
часть истребила до,300 гитлеровиев Е
захватила артиллерийскую батарею, 9 ми-
нометов и много’ боеприцасов.  Бронебой-
щики подразделения,  тде командиром
младигий лейтеналг Комерный, подбили и
сожгли 6 пемецких талюов.

Юго-заладнее Вороитиловграда натви вой-
ска, прожвигаясь втерех, заняли несколько
населённых пунктов. В бою за один из
этих населённых пунктов советские под-
разделения окружили и истребили более
200 немецких солдат и офицеров. Rpome
того, разгромлена рота гитлеровцев,
шившая на помощь осажуенному гарнизо-
ну. Захвачено 30 азтомашин с различнь-
ми грузами, много автоматов, винтовок. и
бэеприпаюов. На другом участке разведы-
вательный отряд уничтожил немецкий 0603
с боеприпасами и продовольствием,

В районе Красноармейское наити части
отбивали ‘ожёсточенные контратаки танков
и мотопехоты противмика. На одном уча-
стко советские танкисты уничтожили 9
немецких танков, 2 бронемашины, 8 про-
тивотанковых орудий и 12 автомашин 6
пехотой. Части Н-ского соелинения за тря
дня 006в с противником подбили и. сожгли
до 70 немецких тапков.

Залалнее Курска нами войска продол-
жали вости паступательтые бои. На одном
участке немепкая пехота пря поддержке
18 танков перешла в контратаку. Бойцы
части, которой

спе-.

тие из нас

отбросили гитлеровцев Ha исходные пози-
ции. В этом бою противник понёс боль-
пгие потери в живой силе. Подбито 7 вра-
жеских танков. На другом участке сэвет-
ские подразделения овладели несколькими
населенными пунктами и захватили тро-

фен и пленных.
e238

Группа партизан отряда, действующего
в одном из районов Сумской области,
ворвалась на железнодорожную станцию и
истребила 38 немецких охранников. Пад-
тизаны взорвали стрелки и вывели из
строя бронепоезд противника,  подготов-
ленный к отправке на фронт. Партизаны
Черниговской области в первой половине
февраля разгромили две карательных эк-
спедипии гитлеровцев. Убито свыше 100
карзтелей. Захвачено 10 пулемётов, 42
винтовки, миномёт, много автоматов и
большое количество боеприпасов.

са 5 a + €

Пленные солдаты 572 полка 302 He-
мепкой пехотной дивизии Клеменс Витка
и Рейнольд Григорацкнй рассказали: «302
дивизия была спешно сформирована в де-
кабре ве Франции, в провинции Руан.
В эту дивизию влились целые полразделе-
ния из других соелинений оккупащионных

войск. Например, каждая рота 382 пехот- .

HOH дивизии выделила для 302 дивизии
по олному взволу. 1 января 1943 года мы
выехали на фронт. Всех молодых немецких
солдат, находящихся во Франции, сейчас от-
правляют в Россию. Их заменяют пожи-
лые резервисты, мобилизованные в  Гер-
мании. Вю Франции мы смотрели кино-
обозрения. На экране показывали силотг-
ные успехи и победы немецкой армии.
Здесь, на фронте, всё выглядит наоборот.
Emé 34 иесятки километров ог фронта мы
встретили жалкие группы разбитых, отсту-
пающих частей. Оборванные, грязные и
потерявшие воинский вид солдаты Ha
путствовали нас такими словами: «Pye
ский сделает вам калут». Сразу: же мно=
пали духом. Первые же бои
подтвердили эти предсказания. Наш полк
за недемо был разбит русскими».
** * &

Haxanyne orerynaenna m3 mocema Xie
левский, Курской области, немпы сожгхи
свыше 30 домов. Немепко-фатпистокие
мерзавны забросали гранатами погреба, a
которых укрывались жители. Убито многа
ROH HW детей, скрывавщится в поро

командует тов, Гус,   бах,

ees

акк

aE

na ee NR TERE
=- =: aaa Cee ee ee en eee eee ee nee enn eee

oT nee Se ae