^

Натан РЫБАК

Нет! Надежда никогда не угасала в ее
сердце. Даже в те дни, когда горе всей
тяжестью обрушивалось на ее худые, со-
гнутые мукой и страданиями плечи, она не
теряла надежды. Оксана верила. «Главное
дожить, выдержать», — твердила она себе.

В это утро, когда полосы рассвета избо-
роздили близкий зимний горизонт, она вы-
шла из каморки и направилась к камен-
ному сараю доить коров. Не пройдя и двух
шагов, она замерла, окаменев от удивле-
‘Hua, Сердце радостно запрыгало в груди,
и ноги подкосились. Где-то очень близко—
ей показалось, рядом, у самого Крюкен-
дорфа — методично и оглушающе били
пушки. Ведро выпало из рук и со звоном
покатилось. Оксана вздрогнула. Схватив
ведро, она направилась к сараю. Опорки
на ногах износились, снег жег истертые
стунни. Оксана села на скамеечку и снова
прислушалась. Грохот орудий потрясал
‘зимний воздух.

Теперь она поняла причину напряжения,
которое вот уже несколько дней царило на
хуторе Гросвальд. Недаром хозяин хутора—
тучный и злобный Браймлер—почти каждый
день ездил в Крюкендорф. Недаром хо-
зяйка не переставала кричать на Оксану и
вчера выплеснула ей в лицо миску гряз-
ной волы.

Оксана поняла: долгожданный день бли-
sox! 3

Ганс Браймлер тоже услышал орудий-
ный гул. Он не спал всю ночь и ждал
его. Вчера в Крюкендорфе капитан Бурге
многозначительно сказал ему:

— Мы должны быть готовы. Возможно,
придется снова сократить линию фронта.

— Но ведь это уже Пруссия, — слабо
возразил. Браймлер. é

— Приготовьтесь к худшему, — уклон-
чиво ответил Бурге.

Браймлер сидел у него в комендатуре за
столом. На столе в кружках стояло не-
тронутое пиво. Увидев, как за окном, в де-
сяти шагах от дома, солдаты роют окопы,
Браймлер понял: придется: покидать Грос-
вальд. .

Сидя за рулем своей зеленой маши-
ны, он всю дорогу вздыхал и ежился: да,
дело скверное! Не сбавляя скорости, про-
скочил в открытые ворота, и машина, за-
визжав тормозами, остановилась. У ворот
стояла эта русская. Браймлеру показалось,
что она улыбается. Чорт возьми, неужели
и она знает? Откуда? Ведь, кроме каморки,
сарая и помоев, она ничего не видит. Она
может разговаривать только-© курами и ко-
ровами. Разумеется, это ему только пока-
залось. Русская, потупив взор, стояла, как
окаменелая.

У нее были худые плечи и большие
красные руки. Он заплатил за нее 50
райхсмарок в Тильзите на ярмарке. О, это
была чудная ярмарка! Русских пригнали из
Остлаг ‘а, и Браймлер сразу выбрал эту. У
нее ( ‚м широкие. плечи, и она крепко
стояла на ногах. При покупке ему предо-
ставили скидку как отцу фронтовика. Его
Алоиз был тогда в Киеве и аккуратно при-
сылал письма и посылки. Покупая рус-
скую, Браймлер попробовал ее мускулы на
руках и ногах. В комендатуре ему сказали,
что она колхознина и даже имела орден

от советского, правительства. «О, не бес-
покойтесь, герр комендант, — заверил
Браймлер, — она будет хорошо трудиться

на пользу райха, В-этом можете быть уве-
рены».

Русская номер’ 1455, как было обозна-
чено в её «арбайткарточке», работала так,
как того желали герр Браймлер и pay
Рута. Правда, пришлось е ней повозиться.
Время от времени и сейчас приходилось
пачкать руки об ее паршивую морду. Она
оказалась крепкой. На соседних фермах
все русские давно повымерли. В пивной в
Крюкендорфе, куда Браймлер ездил по во-
скресеньям хвастаться успехами своего
Алоиза, он никогда не забывал упомянуть
©’ русской. *

— Моя русская работает, как хорошая
ломовая лошадь, — удовлетворенно гово-
рил он.

..Браймлер, возвратившись из Крюкен-
дорфа, вспоминал прошлые поездки. Спер-
ва всё было превосходно, потом всё стало
изменяться. Он читал речи фюрера, и выхо-
дило, что всё в порядке, но... всё рушилось.
Во-первых, прекратились посылки от Алои-
за. Затем пришло письмо, что Алоиз по-
гиб где-то в Белоруссии от партизанской
пули. М вот, сегодня, в это ‘страшное
зимнее утро, когда за окном бесшумно и
мирно падает снег, грозно и неумолимо
AEE Sn eae eee poet en ee

ae

ады не

грохочут русские пушки. Браймлер сидел
на кровати рядом со своей Рутой. Они по-
нимали: пока не поздно, надо уходить.
Чемоданы были упакованы еще с ‘вечера,
но разве можно всё упаковать в десять
чемоданов? И разве эти десять чемоданов
поместятся в машине? В комодах и шка-
фах оставалось еще много вещей, прислан-
ных Алоизом. Стояли на комоде два радио-
приемника, швейная машина, детская обувь.
Алоиз прислал детскую обувь, хотя в до-
ме не было детей. Он писал, что после
очистки Минска на его долю выпала эта
обувь, и он не счел нужным отказаться от
нее. Алоиз был преданным сыном.

Браймлер стал торопливо одеваться.
Надо было спешить. Одевшись, он выбе-
жал на крыльцо и увидел русскую. Она
работала. Значит, она ничего не пони-
мает; «Что же с ней делать?» — подумал
Браймлер,

Он вернулся в дом.

— Что сделать с ней? — спросил ов
Руту.

Уже совсем рассвело, и грохот орудий
всё не прекращался. Оксана подоила ко-
ров, отнесла молоко в погреб и разлила
его в бидоны. Затем она возвратилась на
кухню, но хозяйка закричала на не» и
вытолкала вон. Выйдя на крыльцо, Окса-
на вдруг отчетливо увидела на миг дале:
кие Сорочинцы Под покровом слепящего
снега, свою белостенную хату, ‘родных.
Впервые за много месяцев она заплакала.
Вспомнила она, как мать прощалась с ней,
как немец ударил старуху прикладом и та
упала, беспомощно раскинув руки. Вспом-
нила долгие дни заключения, весь `стращ-
ный путь в проклятую неметчину. И по-
том — мучения на ферме Браймлера. Она
всё перетерпела, она надеялась и ждала.

На востоке грохочут орудия.
`— Это наши, наши, — шепчет Оксана, и
от радости у нее дрожат руки,

Она. слышит крики, — это в доме пере-
ругиваются хозяева. Она вспоминает все
побои, которые они ей нанвсли. Нет, это-
го нельзя забыть! Если бы сейчас Федор
увидел ее! Разве он узнал бы свою на-
реченную?

Браймлер снова вышел на крыльцо. На
ступеньке сидела русская. Ему захотелось
пнуть ее ногой. опрокинуть на снег и раз-
давить, как лягушку: Чорт возьми, теперь-

так остервенело бьют всё утро. Браймлер
смотрит растерянно на стройные ряды амба-
ров, на гараж под железной крышей, на
два советских трактора и молотилку, ку-
пленные за бесценок в Тильзите на той же
ярмарке. В%ё это не заберешь. А коровы,
а лошади? Нет, можно с ума сойти! Брайм-
лер вбегает в комнату.

— Я думаю, мы русскую отравим, — го-
ворит Рута, — ее нельзя здесь оставлять.
Вог мышьяк, ты покупал его для крыс, —
она сует в руки мужа пакетик. — Всыпь
в молоко и дай ей.

— Да, да, — решает Браймлер. — Спер-:

остальное.

Браймлер с кружкой в руках и Рута
выходят на крыльцо. Он зовет Оксану, н
они втроем направляются к погребу. «А
что, если она не захочет пить?» — думает
Браймлер. Он не может представить, что
русская ослушается его. Он скажет, что
надо попробовать молоко; не скисло ли?
Оксана смотрит на широкую круглую спи-
ну Браймлера, на жирный его затылок. От:
волнения у нее перехватывает дыхание:
Браймлер осторожно спускается по сту-
пенькам. Двадцать ступенек. Он долго во-
зится с замком и, наконец, открывает
дверь. Засветив электрический фонарик,
Браймлер входит в погреб. За ним Рута,
Вдруг дверь захлопывается, и они слышат
скрежет замка.

Оксана, стоит по эту сторону двери, по-
ложив руку на засов. Она слышит крики:
Браймлеров, проклятия, угрозы, ругатель-
ства. Нет, теперь они отсюда не уйдут.

‘Она убережет их до прихода своих. Пусть

они там беснуются. Они не уйдут отсюда.

Оксана выбирается наружу, пошатываясь.
Кружится голова. Она прислушивается.
Нет, оттуда крики не доходят. Пусть те-
перь Браймлеры поплачут. Оксана идет к
воротам и закрывает их. Сквозь шелку
выглядывает она на дорогу. Лесная про-
сека пустынна, Затем она входит в дом.
Аккуратные ряды чемоданов стоят в спаль-
не. Над комодом большой портрет Гитлера
и рядом такой же портрет сына Браймле-
ров. Вот этот бесчинствовал,. может быть,
и в Сорочинцах. Она обходит комнаты

SoS ee Side ee

Международный обзор

Черные лни переживает сейчае гитле-
ровская Германия. Никогда еще история!
не подводила ›‹ Германию так близко к
пропасти, как теперь, никогла для нее
Угроза падения в бездну не была еще
столь резльной, как сейчас. Огненная бу-
ря бушует на немецкой земле, и мечется
в страхе фашистская свора, безуспешно
пытаясь найти спасение. Но гитлеровцам,
посеявшим эту бурю, нет и не будет епа-
сения. ie

B rpoxore величайшей, не виданной в
истории битвы воины Красной Армин
прокладывают себе путь к городу-епруту,
‚в етолице международных разбойников: —
Берлину. Возмездие немцам ‘иесут Ha
своих штыках сыны советского народа.
Это— возмездие за разрушенные: города и
села, за растоптанные золотые поля и по-
рубленные чудесные сады, за кровь и
слезы миллибнов истерзанных и замучен-
ных людей за все горе, причиненное
титлеровцами нашему народу и народам
свободолюбивых стран. :

Восточная Пруссия и Верхняя Силезия,
Померания и Бранденбург охвачены пла-
менем войны. Линия фронта подошла Е
Берлину на расстояние, равное сотне ки-
лометров. Это, по выражению иностран-
ных обозревателей, составляет воего лишь
‘два-три часа езды на машине, Берлин
уже чувствует горячее дыхание прибли-
вающегося в нему фронта.

Двенадцать лет вазад — 30 января
1933 года — бесноватый Гитлер стал
рейхсканплером. Он успел за эти годы по-
работить почти вею Европу, Он уже меч-
тал стать властелином мира. Красная
Армия и армии наших союзников поме-
али осуществлению этах бредовых пла-
нов. Пол Сталинградом гитлеровекая воен-
ная мащиина потерпела катастрофу. Сегод-
ня вось мир является свидетелем новых
изумительных Успехов советских войск.
Под ударами Красной Армии pymares
здание фашистской Германии. Тринад-
патый год будет роковым, последним го-
дом для гитлеровеюих захватчиков.

без Рура, без Верхней Силезии — этих
гигантских кузниц, в которых ковалось
оружие германской армии, — немцы долго не
выдержал. Разве не ясно, что потеря Во-
сточной Пруссии означает не только тяж-
кий удар по экономике Германии. (С раз-
громом Восточной Пруссии должна иечез-
нуть клика прусских юнкеров, которые в
течение многих веков причинили столько
зла и пролили столько крови своих coce-
дей! «Это полный и бесповоротный ко-
нец поместных дворян Восточной Прус-
сии, в чьи медные головы никогда не
проникала ни одна человеческая идея,
чьи сердца были закрыты лля какого бы
то ни было милосердия. Прусский мили-
таризм, разжегтий пять войн на протя-
жении столетия, умирает», пишет анг-
лийская газета «Дейли ме». В

1864 году немцы совершили нападение

на Данию, & через два года они вторглись
в Австрию. В 1870 году они наброеи-
лиеь на Францию, а в 1914 году возмеч-
Тали овладеть миром. Тогда ‘эта, попытка
ве удалась. Но немцы не оставили своей
мысли о мировом господстве и снова в
1939 году втянули народы мира в пучину
вссобщей войны. Теперь фашистская
Германия пожинает плоды, взрашщенные
величайшим преступником — Гитлером.

Что мог. сказать этот авантюрист гер-
манскому народу в годовщину своего при-
хода к власти, в дни, когда от железной
поступи Красной Арыии дрожит вея He-
менкая земля и рушатея все yeTow фаши-
стов?

‚Титлер признал, что
навис «страшный рок». Но это немны
знают и 0ез ного. Гитлер пригрозил
«страшной смертью всем, кто повернется

над Германией

спиной к своей нации». Однако эти yr-.

розы немпы слышат также не впервые.
Обанкротившийея фюрер призвал в своей
«юбилейной» речи веех немцев «еражать-
ся с оружием в руках, независимо от то-
го, где и при каких обстоятельствах это
окажется необходимым». Но подобную
мысль уже выразил на-днях Лей,  пре-

Немцы могут еще продержаться некото-  хупредивший немцев о возможности ера-
‘рое время. Но разве не ясно каждому, что жения не только перед Берлином, & и за

504053. -

то она, наверно, догадывается, чьи пушки  .

ва разделаюсь с .этой русской, потом всё!

ЕО

‚ СТАЛ

удет!

одну за другой. Вот стоят и лежат на
полу русские вещи. Оксана Думает о тех,
кому они принадлежали. Она видит в
конце комнаты зеркало и медленно. подхо-
дит к нему. Седая женщина в лохмотьях
глядит из черной рамы строго и сурово.
Вот какой стала Оксана! Ту Оксану, что
знал Федор, не вернешь. Она смотрит
на свои руки. Вот этой рукой она горячо
и благодарно пожимала руку Михаилу Ива-
новичу Калинину в Кремле, когда он вру-
чил ей орден «Знак почета»,

Она прислушивается к грохоту. Вот идет
то, чего она ждала все дни и ночи; Это
идут победа и спасение. Надо уходить в
лес, на восток, навстречу своим. Гросвальд
стоит в стороне от тракта. Никто не спа-
сет Браймлеров. Она приведет сюда крас-
ноармейцев. У Оксаны от счастья кружит-
ся голова, Выйдя на крыльцо, Оксана от
удивления и радости всплескивает руками:
три красноармейца стоят у крыльца с авто-
матами на весу. Еще пятеро сидят. на за-
боре. Раскинув. руки, словно для полета,
Оксана бросается к ним:

— Федор! — кричит она. ag

Боец, смущенно и растерянно улыбаясь,
обнимает русскую женщину и ласково го-
ворит: /

— Не Федор, правда, а Сергей, да ка-
кая разница? Главное — пришли вас вызво-
лить, сестрица. i

Оксана плачет и смеется и не знает, что.
именно сейчас, в эту минуту, ее Федор
проезжает в танке по притаившимся вра-
ждебным улицам Тильзита и думает о ней.

— Воля, воля! — говорит Оксана,

— Воля, — подтверждает боец. —Кто
тут еще есть? :

Оксана ведет их к погребу, молча и де-
ловито отбрасывает засов. Браймлер бро-
сается на Оксану, но перед ним стоит не-
известный человек с автоматом; Да, это
ОНИ, ОНИ в его Гросвальде, и ОНИ
стоят рядом с этой русской, т:

Бойцы хватают его за плечи и волокут
во двор. Он стоит перед ними со своей
Рутой, опустив плечи и стараясь улы-
баться, Он смотрит на Оксану и понимает,
что пришел неотвратимый смертный час и
что никакой пощады ему не будет.

(Перевод с украинского).

инский сокол

ип EEE TTT
ПОЛОЖЕНИЕ В БЕРЛИНЕ

Военные действия.
в Западной Европе

штаба

щении _ верховного

до 3.000 ярдов. Кроме того;

ярдов от германской границы. Взят Шон

границу.

ной миле. от Винтершейда; ими занят Эй

систая местность.

ние южнее Кольмарского канала,
‘союзников продвинулись

примерно
3 мили. 1

соединения тяжелых бомбардировщиков со-

дировшики совершили налет на железнодо-

рожные пути севернее Рура,

Самолеты союзников подвергли бомбар-
дировке Берлин. Из дневных операций не
‚вернулся один тяжелый бомбардировщик и
‚три истребителя из. состава союзной авна-
_ WHE. : whe : -

ЫВд—дДДМа—Э—ОыО——ы—ы——==  —ыыы>—————щ—щ———————_—_—_ een nnenenneenecer

Карта брошена... Игра идет к концу.

ey Rae ae Sa

Берлином, иначе говоря, о BOSMOMHOGTH   выгонять их из торода. Озлобленные, го-

дачи германской столицы. >
Что же еще мог сказать Гитлер? «0т
каждого больного и искалеченного, — 34-
явил фапгистекий главарь, — я ожидаю,
что он будет трудиться из послелних-
сил». Но разве больные ‘и искалеченные
спасут Германию? А других резервов У
гитлеровцев; повидимому, уже нет. Bor
почему Гитлер вынужден был обратиться
к немцам © призывом молитьея веевыш-
нему. «просить его о милости и благо-
словении, ибо народ не может дать боль-
me Tore, что он дает». Международный
бандит выступает в роли смиренного Goro-
мольпа! Картина действительно знамена-
тельная. Она как нельзя лучше характе-
ризует не только безвыходноеть положе-
ния гитлеровской Германии, но и полную
растерянность правящей фашистской кли-
ки. Приближается последний час фаши-
crop, и Гитлеру, поистине,  обтаетея
Только молиться.
«Нынешняя ситуация, — заявляет гер-
манекое информационное бюро, — слиш-
ком серьезна, чтобы се ней можно было
разделаться трескучими фразами. Никто в
Германии не сомневается в характере
смертельной угрозы, возникшей в резуль-
тате вторжения русеких. Сейчае положе-
‘ние напоминает прорыв плотины», Нем-
цы понимают, что они бессильны ликви-
дировать этот прорыв;  Гитлеровекое
командование, Kak сообщают английские
военные корреспонденты, перебросило 32
последние 10 дней на Восток значи-
тельное количество своих войск с Западно-
го фронта. Однако положение немцев ©
каждым днем становится вее более и б0-
лее грозным.
Пытаясь
причины своих
снова начинают

хоть как-нибудь об’яснить
поражений, гитлеровны
ссылаться на плохую
погоду. Но это очень старый и и3-
рядно затасканный прием гитлеровской
пропаганды. Он не дает ответа милляо-
нам немцев на возникающие у них сей-
чае вопросы о причинах, приведших гит-
зеровекую Германию к катастрофе. _
Как сообщают газеты и 1адио, в
Берлин © востока ежедневно
бывают десятки

Однако полиция и

ОСТРЫЙ МОМЕНТ... -

«Мы вынуждены бросить. последние карты. на г кон».

- («Кедьнише цейтунг»).

лодные и холодные  немпы, прибывшие
из эвакуированных областей, громят про-
довольственные магазины, отнимают У
берлинцев дрова, чтобы развести  где-
чибо костер. Цо сообщениям из-за грани-
цы, в городе на этой почве уже произо-
шли кровавые столкновения с полицией.

В то же время сами жители Берлина,
и в первую очередь высшие гитлеровские
чиновники, бегут из столицы на юг.
Полным ходом идет эвакуация нациет-
ских учреждений. Шо сведениям из Па-
puma, Гитлер отлал распоряжение пере-
вести в его резиденцию, Берхтесгаден,
ВЫСШИХ Чиновников, & Также все архивы
вационал-сопизлистской партии. В самом
Берхтесгадене строятся оборонительные
сооружения и уже заготовлены запасы
продовольствия на несколько лет.

Трудно еказать, на что расечитывают
гитлеровекие  главари, собираясь превра-

тить Берхтесгаден в крепость. Одно мож-

но сказать: зря Они заготовляют продук-
ты на многие тоды. Фатистекой ‘своре
недолго придется отсиживаться з& укреп-
ленными стенами гитлеровской. резиден-
ции. Никакие укрепления не спасут их
от расплаты за все совершенные ими зло-
деяния. . а

В то время, как Гитлер произнес речь,
обращенную к немецкому народу, Геб-
бельс -выстунил с заявлением, расечитан-
ным главным образом на нностранного
«потребителя». Он снова пустил в ход
старое «пугало большевизма». Геббельс не
смог скрыть своего страха. перед наступа-
ime  Красной Армией, которая «по коли-
честву людей и техники превосходит всё,
что можно было вообразить». Событиями,
происходящими на советско-германеком
фронте,, Геббельс, разумеется, перепуган

не меньше других титлеровских сподруч-  »

ных. И он начинает кричать о том. что
будто бы «Кремль поставил ©6бе целью
большевизировать весь мир». Гитлеровский
министр и сам убежден, что ему’ не пове-
рят. Он знает, что наши союзники раеце-
нят его заявление как неудачную попытку
внести раздор в лагерь Участников анти-

при“ гитлеровской коалиции. Но «мы, — го-
тысяч беженцев, запол-   ворит Геббельс, —столь часто подверга-
HAA людским нотоком все пути и дороги.   лись насмешкам и

издевательствам со

население пытаются ‘стороны наших врагов, что в конце кон-

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). В. сооб-
командования
экспедиционных сил союзников говорится,
что северо-восточнее Моншау войска со-
юзников продолжали вести операции‘ по
очистке местности от противника. Юго-во-
сточнее Моншау части союзников, преодо-
лев незначительное сопротивление против-
ника, продвинулись на расстояние от 800
некоторые
успехи достигнуты в районе леса восточ-
нее  Рохерата и Кринкеля. Части союзников
находятся на расстоянии нескольких сот

берг, расположенный в 6 милях к востоку
от Сен-Вита. Войска союзников продвину-
лись на две мили к востоку от этого го-
рода и пересекли бельгийско-германскую

Далее к югу союзники находятся в од-
гельшейд и Гекхаленфельд к востоку от
реки Ур. Юго-восточнее Хагенау, вблизи
Рейна, части союзников после шестиднев-
ного затишья перешли в наступление Ha
равнине Севёрного Эльзаса и, преодолевая
сильное сопротивление противника, продви-
нулись на две мили. В результате’ этих
‘операций форсирован Модер. В Обергофене
идут ожесточенные бои. Южнее, к северу
от Гамбехейма очищена от противника ле-

Южнее Страсбурга пехотные и бронетан-
ковые части союзников очистили от против:
ника значительную часть района между ре-
ками Илль и Рейн, Северо-восточнее Коль-
мара войска союзников достигли Рейна в
нескольких пунктах, Продолжая наступле-
войска
на

В ночь на 2 февраля весьма крупные

вершили массированный налет на крупней-
шие. железнодорожные центры в Майнце,

Людвигсхафене и Зигене; легкие бомбар-

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЭВАКУАЦИЯ

нинг пост» сообщает из Берна

длинные колонны грузовиков,

перь в полном разгаре.

дены в Мюнхен.

реквизированы.

таких столкновений произошло 28 января
рабочем районе Нейкельн,
монстрации, когда голодное

гочисленные аресты. Тогда
попытались освободить
полиция, начав стрелять в толпу,

лицейских было. убито. 1
Берлинская полиция открыла.
стрельбу в толпу голодных женщин,

ложили костер из садовых скамеек,

международные дела.

дарственных делах.
рится:

тической сделки с Ватиканом.

вопросах лучше, чем «политиканы»
церкви, будут рассматривать такую сделку
как измену тому делу,
они сражаются. Мы против всяких попы-

ХЕЛЬСИНКИ, 31 января. (ТАСС). 31 ян-
варя состоялось заседание сейма, на ко-
тором премьер-министр Паасикиви в при-

на вопрос депутатов» «группы шести» о

расследования виновности президента в
1941 году и должностных лиц в 1939 и
1941 гг. в вовлечении Финляндии в войну.
Премьер-министр Паасикиви сообщил ряд
соображений по данному вопросу, основан-
ных на юридических выводах бывшего пре-
зидента Финляндии Стольберга. Паасикиви
указал также, что правительство считает
необходимым отстранение от политической
и руководящей деятельности лиц, ответ-
ственных за политику периода войны, Пра-
вительство намерено создать комиссию в
составе 3-х лиц для изучения вопросов,
связанных с внешней политикой Финлян-
дии, начиная с 1938 года.

ХЕЛЬСИНКИ, 2 февраля. (ТАСС). Как
передает. хельсинкское радио, заместитель
министра‘ путей сообщения Хильгунен в
своем интервью, данном вчера вечером
представителям печати относительно заяв-
ления Паасикиви в сейме, сказал, что те
партии, которые не будут выполнять пред-
Ложения правительства об удалении с по-
‚литической арены лиц, которые в годы

дут считаться идущими против решения
правительства. Вряд ли кто в’данное время
желает кризиса правительства, добавил
Хильгунен.

цов быть осмеяяными еще один раз для
нас ничего не составит».

Нет, сомнения, что в союзных © нами
странах не перевелись еще люди, которые
хотели бы жить в мире с гитлеровцами
и которым поэтому не очень нравится
стремительное продвижение Красной Ар-
MEH по немецкой территории. Известно
также, что успехи советских войск и 5с-
вобождение Польши от гитлеровских за-
хватчиков сильно встревожили польское
эзигрантское «правительство». Арцишев-
ский и его компания пытаются даже
намекать на наличие «тайного переми-
рия между Москвой и германским гене-
альным штабом», стремясь тем самым
расстроить ряды союзников. Лондонские
газеты уже опенили по достоинству эту
неленую инсинуащию, справедливо охарак-
теризовав ве как предельную глупость.
Надо полагать, что заявление Геббель-
са ©  «большевизациий всего мира»
вызовет не менее «лестную» характери-
стику в широких кругах наших союзников.

Парижский обозреватель Франсуа Морп-

ак, напоминая 00° ужасах, которые пе-
режил Французский народ во время
немецкой оккупации, заявил по адре-

cy гитлеровцев следующее: «Пусть
раз и навсегда откажутся от мыели запу-
гать нас тем, что на Запад вместе © со-
ветскими танками движется тень больше-
визма... Her, мы не боимся призрака
большевизма. Мы от всей души приветет-
вуем победы Красной Армии, освобожда-
ющей Европу». Американская газета
«Нью-Йорк геральд  трибюн» пишет, что
американский народ живо реагирует на
каждый новый успех Краеной Армин.
Нет, Геббельсу явно не везет. «Пугало
большевизма» теперь уже не в моде.
Американская и английская печать от-
мечает огромный интерес‘ сотлат союзных
армий к событиям на Востоке. Сол-
даты англо-американских арипй хотят
поскорее. встретиться с бойнами Красной
Армии, © благоларностью пожать им py-
Ki 34 изумительные успехи. Они с не-
терпением ожидают приказа о генеральном
итурме гитлеровской Германии e 3a-
пада. Этот приказ будет е радостью ветре-
чен всеми свободолюбивыми народами.

И. THOTOB.

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Дейли телеграф. энд Мор-
(Швейца-
рия), что, по полученным там сведениям,

нагружен-
ных архивами берлинских учреждений, до-
машней обстановкой и другими вещами,
продолжают двигаться в направлении на
Мюнхен. Эвакуация. правительственных уч-
реждений, которая началась 27 января, те-
Представители
иностранных держав также будут переве-
Все общественные зда-
ния, гостиницы и частные особняки в Мюн-
хене, не пострадавшие от бомбардировок,

В Берлине ежедневно происходят столк-
новения, вызванные острой нехваткой про-
довольствия. Вооруженные жители город
вступают в.стычки с полицией. Одно из

Во время де-
население
требовало пищи, полиция произвела MHO-
демонстранты
арестованных, и
убила
четырех человек. Из толпы раздались от-
ветные выстрелы в полицейских. Пять по-

также
за-
хвативших грузовик с картофелем. 37 жен-
шин было убито. 30 января беженцы раз-
пы-
таясь согреться. Толпы беженцев опроки-
‘дывали трамваи и жгли их. На этот раз

«Мы не можем допустить, чтобы лойяль-
ность солдат-католиков Об’единенных на-
ций была куплена ценой какой-либо поли-
Наоборот,
по нашему мнению, солдаты, разбираясь в
их

во имя которого

сутствни членов правительства дал ответ

мероприятиях правительства в отнощении.

войны руководнли политикой страны, бу- :

OHH

3 февраля 1945 г., № 10 (308);

УЧРЕЖДЕНИЙ. — ВООРУЖЕННЫЕ

СТОЛКНОВЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ПОЛИЦИЕЙ
полицейские только смотрели, но Не вме

шивались.

СТОКГОЛЬМ, 2 февраля. (ТАСС); Шы.
ды, прибывающие из Германии, рассказы,
вают ‘о панике’ и угнетенном настроении
во всех городах Германии: Приехавшие
сюда из Берлина лица сообщают, что op.
ряды фольксштурма в настоящий момент
заняты минированием зданий в восточной
части Берлина. Дети, эвакуированные ра-
нее из Берлина на восток, теперь отправ.
ляются в Саксонию. ‚ Улицы больше je
очищаются от снега, и автомашины почти
не ходят. Трамвайное двтжение подлер.
живается с трудом. В Берлине ошущается
острый недостаток хлеба и картофеля,
Продовольственное положение обостряется
< каждым днем. Один швед, прибывший в
Швецию из Штеттина через Берлин, pac.
сказывает, что Штеттин переполнен бежен.
цами. Совершенно неизвестно, куда ony
будут отправлены теперь, когда сами жи
тели Штеттина начали эвакуироваться
Поездка из Штеттина в Берлин по желез.
ной дороге занимает 10 часов вместо но.
мальных двух часов,

Берлинский корреспондент газеты «Свен
ска дагбладет» передает: «31 января ь
Берне были получены сообщения из Ге-
мании относительно растущего беспоко!.
ства в больших городах Германии. В Boe.
точной` Германии в районе между pe.
деном и Бреслау имели место бунты в, от.
рядах фольксштурма, В Гамбурге’ и Бреме.
не также царят панические настроения,
Каждую ночь на стенах домов появляют:
ся антигитлеровские листовки.

а

В

Декларация 1.600 американских священников

НЬЮ-ЙОРК, 30 января. (ТАСС). Свыше ток вовлечения под любым предлогом сво.
1.600 представителей американского духо-
венства некатолической церкви, опублико-
вали декларацию, адресованную Рузвельту,
`Черчиллю и Сталину, в которой высказы-
ваются против вмешательства Ватикана в
В декларации под-
черкивается, что свобода совести покоитея
на важнейшем принципе отделения церкви
от государства; поэтому религиозные орга-
ны не должны принимать участия в госу-
В декларации гово-

бодных демократических государств в ка.
кую-либо сделку, в которой Ватикан yoy
представители других религий будут пр
нимать непосредственное участие или бу.
дут выступать в качестве посредников».

В декларации содержится резкая кран.
ка вмешательства папы в международные
дела... В декларации также указываете,
что Ватикан с 1870 года воздерживался
от вмешательства в политику, но с 1929 г.
напа снова начал активно вмешиваться в
международные дела в результате усиле.
ния фашизма. «Ватикан, — говорятся в де.
кларации, — заключил договора о дружбе
с фашистскими странами. Папа поддержи
вал Муссолини. в Италии, Дольфуса 4
Шушнига — в Австрин, Гитлера — в Ге}.
мании, Франко — в Испании, Петэна —
во Франции и в нынешнем конфликте вы.

стунает на стороне врагов демократии»,

Вопрое 0 виновнинах вовлечения Финляндии в войну

На вопрос представителя печати, можно
ли работу финского банка (президентом
коего является Рюти) считать политиуе
ской деятельностью, Хильгунен ответни,
что по этому вопросу имеются различные
мнения. Если нынешнее положение в  :
ководстве финского банка останется 6
изменений и в дальнейшем, то можно на.
толкнуться на большие трудности в 05:
ласти кредита и внешней торговли,
`В переданном далее сообщении финское
го телеграфного агентства говорится, чо
уже вчера отдельные партии приняли’ пер
вые практические меры в связи с заявле.
нием Паасикиви. По полученным данных,
решено, что от выдвижения в кандидаты

в сейм на предстоящих выборах будут от.

странены: от аграрного союза — В. Ка
лиокоски, А. Кукконен, Рейникка и 3,
Таркканен; от коалиционной партии —

Э..Линкомиес, О. Лехтонен, Хорелли; от
социал-демократической партии В. Таннер
В. Хаккила, В. Саловаара и Аальтонен,
Эти лица, будучи в свое время на гос):
дарственных должностях, оказали в годы
войны большое влияние на внешнюю и
внутреннюю политику Финляндии.

\

SS EE PS peer

Заявление главы Британской

Парламентской Делегация
г-на В. Эллиот

Перед от’ездом из Москвы глава Бр
танской Парламентской Лелегации т. Валь
тер Эллиот сделал советской печати сле
дующее заявление:

«Покидая Москву, на нашем обратном
пути в Фондон, мы, члены Британской
Парламентской Делегации, желаем BhIpa-
зить нашу самую высокую оценку госте
прииметву и радушию, © которым на
всюду ветречали. Мы глубоко убеждены в
жизненной необходимости того, чтобы в
будущем наши народы лучше знали друг
друга.

Хотя мы многое слушали и читали в
Британии 0 гигантеких индустриальных
предприятиях Советского Союза, © 186.
нии его молодого народа, преданности ето
руководителям и энергий, с которой ве
работают для общего дела, — видеть ве
это своими собственными глазами явилось
в самом деле откровением.

В Британии вее с интересом отнесутся
К посланию, которое мы доставим и KOTO
рое приведет, конечно, к усилению связи
между двумя народами и к их возраста
ющему сотрудничеству в период ми
так же, как и в период войны».

От‘езд из Москвы Делегации
Английского Парламента

Вчера, 2 февраля, Делегация Англий-
ского Парламента в составе гг. В. 92
лиота (глава Делегапии). Ч. Понсонок,
М. Баллера, Д. Паркера, Т. Фрезера, л9р-
да Фарингдон, У. Робертса, П. В. Джеусо-
на и С. Винт-Холла выехала из Москвы,
На обратном пути в Англию Делегация
посетит Сталинград и Баку. Из Bay or
на группа делегатов во главе с. г-ном
В. Эллиотом проследует в Тегеран, а дру
тая — продолжит ознакомление ¢ Совет“
ским Союзом, и посетит Узбокскую CCP
и Туркменекую ССР.

На вокзале Делегапию провожали де-
путаты Верховного Совета СССР В. А,
Веснин и В. А. Шадрин и ответственные
сотрудники Народного Комиесариата Ино-
странных Дел СССР В. Я. Ерофеев 1
П. А. Бумуев. Вокзал был украшен фла-
тами Великобритании и Советского Союза,
I Бо неа

Ответственный редактор
В. П. МОСНОВСКИЙ.

Арес реданции:; Потаповсний пер. 1. 3. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАНЦИИ: секретариат и нач, издательства К 5-52-99, отв. сенретарь редакции К 5-60-10 ик 0.15.50 т

Pye