СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

_ 47 февраля 1945 г. № 14 (312),

;

за крупные населенные пункты

‚ На нынешнем этапе войны жаркие и
Упорные бои часто разгораются в крун-
ных населенных пунктах. Примером мо-
жет служить борьба за овладение Буда-
‚ Пештом, После того как завершилось так-
тическое окружение города, наши войска
начали штурмовать пригород, а отдельные
труппы — просачиваться к центру. В
этой обстановке перед авиацией. встала
исключительно сложная задача — непре-
рывными и точными ударами оббепечивать
успех небольших штурмовых групи, ло-
мавших оборону немцев по улипам, квар-
талам и даже этажам домов. Опыта в по-
добных операциях у Hac не было, и по-
этому пришлось искать новых путей для
совершенного использования такой  мощ-
ной силы подавления противника, ‘как
штурмовая авиация.

Главные особенности обстановки заклю-
чались в следующем. В непосредственной
близости от линии боевого соприкоснове-
ния противник создал огневую систему
большой плотности, которая отодвигалась
Ha заранее подготовленные рубежи по ме-
ре развития успеха наших частей. Таким
образом, бомбометание из удалении 500
—600 м. от переднего края не могло при-
нести пользы и оказать непосредственную
поддержку наземным штурмовым группам.
`Действия же авиации по переднему краю
в 100—150 метрах от ЛБС были вопря-
жены © опасностью удара по своим, так
как обстановка менялась очень быстро.
Выход на цель в условиях города затруд-
нялся отсутствием характерных ориенти-
ров и сложными метеорологическими ус-
ловиями. Й все же эти проблемы были
усненено разрешены.

Полное господетво в воздухе позволило
нам максимально приблизить один из а9-
родромов Е городу. Командный пункт
Н-ского стрелкового полка помещался на
другом конце этого аэродрома, и здесь же
базировался авиационный полк, взаимо-
действовавший с этой стрелковой частью.

На ‘участке Миклош — пригородные
кварталы Будапешта, где расположены
кирпичные и авиационный заводы и
больное кладбище, — противник укрепил
свою оборону прочными инженерными
сооружениями и упорно мешал продвиже-
нию штурмовых групп Н-ского стрелково-
го полка. Командир полка попросил штур-
мовиков подавить минометные батареи на
клалбише и уничтожить две огневые
точки, закрывавииие выход на централь-
ную магистраль. . т:

Вомандир авиационного штурмового
полка вместе с летным составом отобран-
ных для этой операции групп произвел
рекогносцировку местности вблизи перед-
него края. Летчики побывали на наблю-
дательном пункте стрелкового полка, про-
смотрели все характерные ориентиры и
лаже имели возможность по вспышкам от
выстрелов засечь огневые позиции неприя-
теля. Велел за этим командир петурмовиков
произвел CO своим ведомым разведку ©
воздуха. Разведкой были обнаружены еще
две батареи противотанковых пушек, ко-
торые противник, видимо, держал в pe-
зерве е расчетом выдвинуть WX Ha наи-
более угрожаемые направления в крити-
ческий момент.

Для выполнения задачи были выделены
три труппы по четыре «Ильющиных» в
каждой. Они должны были взлететь ©
интервалами в десять минут между
_ группами. Командир полка сразу же пос-
ле постановки задач п ел на команд-
ный пункт стрелкового полка, где уже
имелись рация и прямая телефонная связь
с авиационным штабом и стартом. Воман-
дир стрелкового полка к этому времени
приказал батальонам быть готовыми кв
атаке по первому сигналу.

Уточнив еще раз обсъановку, авиацион-
ный командир дал команду на вылет. Рай-
он действий штурмовиков он мог наблю-
дать даже без бинокля и поэтому советр-

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ФАШИСТОВ В БУДЕ

шенно четко: корректировал их заходы на
цели. Ему помогал командир стрелкового
полка, которому о работе штурмовиков до-
кладывали п телефону командиры баталь-
OHOB. :
На противника был обрушён шквал ог-
ня и бомб. Каждая группа сделала по
‘четыре захода на цель. Когда командир
третьей группы передал по радио: «Делаю
последний заход», командир стрелкового
полка отдал приказ: «Батальон, в атаку!»

ИЗ ОПЫТА БОЕВ НАШЕ

Красная Армия, овладев городом Буда-
пештом, одержала новую
‚победу. 3 i

Венгрия играла: огромную роль в внаб-
жении гитлеровской военной машины,
Кроме T0i0, она прикрывает южные вод-
ступы к Германии. Вот почему по мере
Того, как разгорались бои в Карпатах и
Трансильвании, немцы все более отущали
тревогу за судьбу венгерского плацдарма.
Й, когда доблестные советекие воины 34-
вернтили трудный этап боев в восточных
Карпатах и Трансильванеких Альпах,
случилось то, чего больше всего опасался

VJ

историческую _

АВИАЦИИ В ВЕНГРИИ

“Wo WVA AI

337”.

12 вывалея на тактически правильном их

Ч применении в условиях большого города,
Генерал-полковник авиации. С. ГОРЮНОВ о оНниешиных — дойти
1 мелкими группами, этелонированно 19

времени, Этим. достигались свобода маневра
для каждого самолета над об’ектом, que
тельное и непрерывное — воздействие Ha
противника. Но все это стало возможным
блатодаря налшему нолному господству в
воздухе, которое позволило максимально
приблизить  аэродромы  втурмовой и иетре-
бительной авиапии к району боевых дей-
ствий. Поэтому резко сократилось время,
необходимое для появления авиации нал

оказалась битой. После нескольких дней
ожесточенных схваток неменкие асы вы-
нуждены были перейти к оборонительной
тактике и стали ввязываться в бой лишь
при исключительно благоприятных обетоя-
тельетвах. Ветрези наших летчиков ©
грунпой «Удет» не прошли бесследно. 06-
ломки «Мессершмиттов» е коками, выкра-
шенными желтой краской, можно без 060-

авиации. Героическими усилиями много-
численных групп спениалистов и рядового
состава была. проведена огромная работа
пою подготовке новых районов базирования:

По мере успейтного продвижения наших
основных сил по главным коммуникациям
страны бои принимали все более ожесто-
ченный характер. Противник отлично по-
нимал, что тенерь речь идет о Будапешию,

Еще «Ильющшины» только разворачивалиеь

OT пели, а наши петурмовые отряды бро-
лиеь на нем ывком овладе-

сились на немцев и одним рывком овлад ние на Венгрию.

ит pa sees Muxaom. Успеху наших войск. во первой стадии

В дальнейшем, когда бои переместилиеь венгерской ‚кампании слособотвовало то
в глубь Пешта, а затем в Буду, этот пер-   обстоятельство, что сразу же после выхо-
вый опыт взаимодействия с небольшими та на Венгерскую низменность советскле
штурмовыми ударами наземных войск ПРИ- ‘части сумели захватить и прочно закре-

противник: советские войска, наращивая
темп и силу удара, продолжали наступле:

`нес нам колоссальную пользу. Однако В пить зы <0бой важные оборонительные

боях за такие об’екты, как ипподром,   пункты противника — города Сегед, Деб-
центральный ж.-д. узел, парк Варошлигет,  рецен, Ньиредьхаза. Эти. города и под-
обстановка еще более Уусложнилась тем,   стуты к ним были хорошо подтотовлены
что участок действия штурмовиков Нельзя   обороне. Но они подверглись комбини-
было проематривать полностью из-за МНО оранным ударам танковых частей, авиа-
жества больших зданий. В силу этого была   нии и очутились: в наших руках.
применена следующая схема управления. Пажтый более или менее крунный на-
Все группы проходили Через  пУнЕт   селенный пункт имел большое значение в
управления штурмовой авиацией, где из- убловиях Венгерской низменности. Прежде
ходилея командир соединения со средства-  всего это узлы шоссейных и желез-
ми проводной и радиосвязи. Этот НУНЕТ  ных дорог. Обойти многие такие пункты
располагался вместе с Hil наземного   нельзя — местность вокруг них заболо-
командира, и отеюда уточнялись задачи чена. Немецко-венгерское^ командование
групп. Затем был создан вспомогательный   рассчитывало на узлах дорог организовать
пункт управления, © которого просматри-  сильное, длительное противодействие иа-
валея участок действия штурмовиков,   шим наступающим войскам. Но вражеская
оставшийся вне поля зрения с основного   оборона была сразу же прорвана на ши-
пункта. Таких образом, работа ГРУПП роком фронте, и в дальнейшем операция

штурмовиков корректировалась двумя пу- носила ярко выраженный характер борь-

тями. ВАроме этого, земля нацеливала са- бы за коммуникации. В этих боях авиа-
молеты ракетами условных нветов, цвет-  ция сытрала роль мощного тарана, про-
ными шашками и трассами. Единая коди- бивавшего путь пехоте и танкам.
ровка карт помогала штабам и летчикам в `Штурмовая и истребительная авиация
считанные минуты менять об’екты атак и держала под контролем все дороги, по
TORE) BEATER Hae Gab, ° ^^  которым противник перевозил войска и
Однако даже при всех этих достаточно   военные грузы. Огромная заслуга здесь
совершенных и многократно дублирован- принадлежит воздушной разведке, которая
ных  стюсобах управления успех дела велась силами специальных разведыва-
решали отличная штурманокая подготовка   тельных частей и каждым соединением на
летного состава и безукоризненная техни-  себя. Разведчики непрерывно просматри-
ка пилотирования. При действиях в такой  вали дороги и возможные пути движения
сложной обстановке техника пилотирова-  противника. Данные наблюдений они пе-
ния должна быть отработана до автома-  редавали открытым текстом на аэродромы,
тизма, чтобы летчик имел возможность где находились в полной готовности груп-
все внимание сосредоточивать на выдержи-   пыг самолетов, наносившие удары по ко-
вании куреа, поиске пели и прицеливании.   лоннам противника. На главных направ-
Опыт действий штурмовиков в боях за  лениях ударов наших войск авиация
крупные населенные пункты  позволяет  почти ° полностью парализовала движениз
сделать ряд выводов. Прежде всего сра-  противника по дорогам в светлое время
жение за Будапепет расширило наше пред-  суток. :
ставление о боевых и тактических Bos-  Но и ночью противник также He MOT
MOMHOCTAX небольших групп «Ильющи- ©крыть своих передвижений, не выполнив
ных». Мелкие группы «ИЛ-2» вполне мо- их безнаказанно. -
гут обеспечивать и ‘успешно взаимодейст-  Летчики полковника Чанпалова на са-
вовать с любой небольшой единицей назем-  молетах «По-2» в совершенстве овладели
ных войск (полк, батальон). Опыт взаимо-   искусством ночного бомбометания, успеш-
действия между штурмовым авиационным! но дополняли дневные удары штурмови-
и стрелковым полками показал, что не-  ков, He говоря уже о том, что OT их
сколько мелких групи «Ильющиных» мо-  взоров не укрывалось передвижение войск
гут решить исход боя за оперативно-важ-   противника. :
ный рубеж и обеспечить беспрепятствен-  Таких образом,  немецко-венгерекие
ное продвижение пехоты. войска не получали передышки ни днем,
Для достижения такого успеха вполне ни ночью. Их дороги и местах сосредото-
целесообразно, исходя из обстановки, вре- чения непрерывно ваходилиеь под огнем ©
менно допентрализировать управление н  Воздуха. Наша авиация в буквальном
дать инициативу командиру. штурмового   Смыюле этого слова «регулировала» дви-
полка. Обязательно производить рекотнос-  жение на дорогах Венгрии. :
пировку местности и знакомить с ней  Кода войска маршала Малиновского
если не Весь летный состав, то непремен-  ВЫШли к реке Тиссе, будапештское радио

но всех командиров трупп. Действия штур- й немецко-вентерекое командование без
мовиков следует самым тесным образом   Устали твердили, что «советские солдаты
увязывать с задачами пехоты, т. е. ко-  Сделали последний шаг вперед». Tueca
нец штурмовки должен стать сигналом на-  была об’явлена рубежом, через который
чала атаки. Вее это, конечно, возможно   НеЛЬЗЯ перешатнуть.
лишь в том случае, если командир штур-  Hamm войска почти с хода форсировали
мового авиационного полка базируется Тиссу на широком фронте и завоеваля
близко от стрелковой чаети. Е у = плацдарм на ее запал-
ном берегу. Военные действия перенес-
{ Feapaie оолноакин Г. ШУТЕЕВ. лись в широкую долину между Тиссой и
Действующая армия, Тунаем. Вся операция была обеспечена
yommoh поддержкой е воздуха. Истреби-
тели организовали надежное прикрытие
наземных войск в местах переправ, а
штурмовая авиация уничтожала огневые

Многие спрашивают: на что надеялись обороны. Николай Васильевич Тихонов   точки на западном берегу реки и танки,
немцы, сидя в домах и подвалах Буды,   подвел меня к шестиэтажному дому и,  которые противник слешно подтягивал на

прижатые к Дунаю,

Bolick?

Bot как, например, отвечал на этот   стоился.

BOUpOC немецкий майор фон Buses. Его

несколько часов назад вытащили из под- ратно выведена надпись:
вала. Фон Визен молчит и тупо глядит   сержанта Тихонова Н. В.». Чуть ниже
стандартных  строка: «Здесь дрались сталинградцы».

в стенку. 910 не из тех
фрицев, которые, попав в плен, подни-
мают лапы и орут: «Гитлер капут»,
льстиво заглядывая в глаза. Майор Ви-

в тылу наших   показывая на етену, сказал:

угрожаемые направления. Нередки были
— Посмотриле, каком почета  удо- случан, когда под сосредоточенным огнем
авиации танки и мотопехота противника
На стене зеленой краской была акку-  изменяли свой\маршрут и отказывались
«Дом  твардии   от контратак.

Бои, которые развернулись в пентраль-
i ной полосе  Вентерокюй низменности,

Во всех шести этажах этого дома нем- между Тиссой и Дунаем, протекали в
цы установили пулеметы, из полуподваль-   сложных условиях осенней  распутицы.
ного окна била противотанковая пушка. Оперативные аэродромы полевого типа

зен — кадровый офицер германской ар-  Две попытки взять дом штурмом ни к при усиленной экоплоатацийи очень быст-
мии, кавалер шести орденов. Во Франции   чему не привели. Тогда Тихонов со свои- ро приходили в негодность. В то же вре-
он был комендантом Руана, на Восточном  ми бойцами устроил подкоп через двор и мя противник действовал со своих стаци-
фронте — инспектором резервных частей,   пробрался в подвал. Через полчаюа: вэего энарных аэродромов, так как театр воен-

затем занимал видную должность в поле-   руках был весь первый

этаж.’ Целый  ных действий приблизился к центру стра-

вой жандармерии. В сорок третьем году лень шли жестокие схватки в коридорах  ны. Потребовал@сь самые решительные

Визен «приобрел» дачу в Крыму. В Вен-

и на лестничных пролетах. В горячке   меры для изыскания площадок и обесте-

IPH OH «организовал» картинную гал- боя Тихонову © группой солдат Удалось   чения такого аэродромного маневра, ко-

лерею для своего особняка.

в Будапеште попал в плен.

Особняк в проскочить в третий этаж и
Штутгарте разбило бомбой, а сам Визен нять его.

прочно 38-  торый бы позволял при любых услови-
ях не снижать темпа боевых действий
ВЖогда стемнело, сержант Тихонов oro-

пункты

в крупных. промышленных районах,
снабжающих гитлеровекую армию и воен-

ную промышленность Германии остро не

обходлимыми ей материалами. Неприятель
цеплялея за каждый мало-мальски при
толный для обороны рубеж, переходил в
частые. контратаки при поддержке танков,
самоходной артиллерии и авиации. Нем-
цы основательно укрепили и. превратили
в мощные узлы сопротивления Сольнок,
Цеглед. Ясберень, Дьендьеш. Эти крупные
оперативно-тактического  значе-
ния’ прикрывали собой дальние и ближ-
ние подступы « bylapemry.

В боях за эти узлы сопротивления на-

ши штурмовики и истребители образцово

выполнили серьезную тактическую задачу.
В авиационной печати уже упоминалось
06 опыте блокировки с воздуха узлов 09-
противления противника. Этот метод имел
исключительное значение. Вот один 43
характерных примеров такой блокировки.

На восточных подступах к Будапешту
противник сильно укрепил пункт Яебе-
рень. Группа наземных войск получила
задачу—путем репгительного наступления.
на линии Ясберень — Хатван разгромить
трунпировку противника и выйти на
ближние подступы к Будацешгту. Взаимо-
действовавшие < группой штурмовики и
истребители блокировали Ясберень. Bee
дороги, по которым неприятель снабжал
этот гарнизон, находились под контролем
и огнем авиации. В то же время. штурмо-
вики рядом последовательных ударов уни-
чтожали огневые точки и инженерные с9-
оружения противника на ближних рубежах
Е Ясберень. ‘Гарнизон пункта оказалея
изолированным от всей системы обороны.
За несколько минут. до решительного
штурма авиация нанесла uo Ясберень
столь сильный удар, что противник не
смог поднять головы. Велед за тем пошли
в атаку наземные части, поддержанные
артиллерией. Неприятель обратился в бег-
ство. Но над дорогами. отхода уже висели
«Ильющины» и уничтожали бегущие груп-
пы немцев. :

Опыт, произведенный в пункте Ясбе-
рень, был с успехом многократно повторен
при разгроме других узлов сопротивления
противника. Вонечно, сам по себе метод
блокировки (например, аэродромов) были
ранее известен в авиации, HO в данном

случае он был творчески применен в усло-

виях маневра наземных войск и охватывал
©0б0ю целый ряд об’ектов (поссейные и
железные дороги, места возможного: сосре-
лоточения резервов, населенные пункты,
оборонительные рубежи).

На протяжении  вентерской кампании
наи части вели непрерывную борьбу за
тосподетво в воздухе. Противник придер-
живалея тактики наращивания сил рывка-
ми, но к моменту наиболее напряженных
боев, когда наши части начали сражение
на ближних подступах к Будапешту, имел
довольно значительную авиационную груп-
ПУ.

Несмотря на многие слабые стороны
этой группы, о которых можно судить по
показаниям пленных, противнику все же
удавалось порой организовать в воздухе
сильное сопротивление. Когла германским
командованием был отдан приказ лю-
бой ценой остановить продвижение совет-
ских войск к Будапешту, воздушные
бои приняли весьма ожесточенный харак-
тер. Противник значительно усилил воз-
душную разведку, чтобы установить пути
движения наших войск и слабые стороны
нашего прикрытия. Как только патрулиро-
вание несколько юслаблялось, появлялись
немецкие бомбардировщики или «ФВ-190».
Вполне возможно, что немцам удалось бы
достичь некоторого успеха, ели бы мы
своевременно не приняли контрмер.

Для успешного наращивания сил нах
полем боя была создана 060бая группа
«Меч», вооруженная «Яковлевыми», . кото-
рая базировалась предельно близко к ли-
нии фронта. Самолеты этой группы всегда
находились в полной боевой готовности и
взлетали, когда требовалось решительным
ударом очистить небо и сорвать операцию
противника. Хорошо организованная,
устойчивая связь ‘обеспечивала точное по
времени появление в воздухе группы
«Меч». :

В самый острый момент штурма послед-
них оборонительных рубежей перед Byza-
пештом противник перебросил сюда. отбор-
ную труппу асов «Удет». Это была от-
чаянная попытка немцев взять инициати-
ву в воздушных боях над Венгрией в евои
руки. Но карта, поставленная на асов,

той силой, которая своим вмешательством

бого труда обнаружить вблизи Будапешча.

Борьба за господство в воздухе на Бу
дапештеком направлении порой выливалась
в очень своеобразные формы. Противник
То создавал «кулак» < намерением сразу
добиться перелома, то старался действовать
исполволь. Но все его ‘замыелы сводились
прежде всего к тому, чтобы заставить на-
ших летчиков перейти к оборонительной
тактике. Каждой такой попытке противни-
ка мы  противопоставляли свой приемы
борьбы. Во-первых, это были хорошо раз-
работанные удары по аэродромам против-
ника, которые заставили немцев выделить
значительные силы для прикрытия евоих
баз. Во-вторых, наращивание наших сил
над полем боя происходило столь планомер-
Но И точно, что исключалась возможность
превосходства немецкой авиации.

Борьба за господство в воздухе над Вен-
прией явилась для Hac своеобразным экза-
меном по тактике и летному искусству.
Результаты этого экзамена были весьма
ощутительны для немцев. По самым скром-
ным подсчетам, только за будапештекую
операцию неприятель потерял в воздухе и
на земле ло 300 бомбардировщиков и ийс-
требителей. :

Несмотря на огромные потери в боевой
технике и живой силе, противник нз цен-
тральном участке Будапештского направле-
вия оказывал исключительно упорное ©0-
противление. Немецко-венгерское командо-
вание стянуло сюда все свои. резервы и
остатки дивизий, разбитых в долине меж
ду Тиссой и Дунаем. Вее его внимание
сосредоточилось только на этом участке
фронта. Этим обстоятельством воепользова-
лось наше командование. Войска генерала
Горникова прорвали оборону противника на
его левом фланге около северных отрогов
Карпат. Стремительный натиск этой груп-
пы войск увенчалея крупным оперативно-
тактическим успехом. Войска 2-го Укра-
инского фронта освободили ряд чехословап-
ких населенных пунктов и соединились с
войсками 4-го Украинского фронта.

После тактического окружения Буда-
петта, бои перенеслись в черту города и
приняли особенно ожесточенный характер.
Наши солдаты дрались за каждый квартал,
улипу, лом, лестничный пролет. Чтобы
восполнить свои потери, снротивник’ стал
использовать для участия в уличных
‘боях городское население. х

В то же время немецкое командование
создало крупную оперативную трупну (ло
трех дивизий), усиленную танками, и бро-
сило ее в бой по магистрали Еетергом —
Вулапешт с целью помочь окруженному
гарнизону. Но неоднократные попытки
немцев прорваться к городу успеха HA
имели, :

Не дала результатов и другая крунная
контратака, предпринятая противником с
юго-запада, ео стороны Секешфехервар.

На всех этапах боев по окружению и
овладению Будапештом авиация явилась

об’ектем атаки, и увеличился срок ee
пребывания над целью.

После очищения Пешта от войск mpo-
тивника начались бои в западной части
города — Буде. И здесь немцы оказыва-
ли упорное сопротивление, которое шаг за
шагом преодолевали налти войска.

В. небе над будапештским «котлом» гов-
подствовала наша. истребительная авиация,
Гвардейцы генерала Подгорного создали
плотный воздушный «щит», сквозь кото-
рый не могли пробиться немецко-вентер-
ские .сзмолеты. ‘Зона патрулирования над
Будапештом охватывала собой и прилега-
ющие аэродромы. Это обстоятельство дава-
ло возможность полностью отказываться от
сопровождения пегурмовиков.

Bea венгерская кампания и в особен-
ности сражение за Будапешт свидетельст-
вуют 06 исключительной роли штурмовой
авиации. Она в подлинном смысле этого
слова явилась универсальным оружием и
обеспечивала продвижение войск на всех
этапах наступления. В блокировке узлов
сопротивления, в борьбе за коммуникации,
в уничтожении контратакующих танков
противника «Ильющины» играли  веду-
щую роль. Умелов использование летно-
тактических данных этого самолета позво-
лилю успешно применить его для уничто-
жения оперативных резервов неприятеля,
а для поражения 06060 прочных целей
влвое увеличивать бомбовую загрузку.

Благодаря ряду особенностей штурмовой
авиации, которая может успешно действо-
вать как группами, так и парами, мы до-
стигли непрерывности воздействия © воз-
духа на противника сравнительно неболь-
шими силами даже в сложных метеороло-
гических условиях. Между тем именно
эти условия, как показал опыт, противник
стремится использовать для скрытного пе-
редвижения и сосредоточения своих войск,
Но штурмовики, птироко развернув «ево-
бодную охоту», срывали и своевременно
обнаруживали замыслы противника. Та-
KUM образом, в любой обстановке они не-
изменно оставались грозой для врага.

Во время венгерской кампании боевые
действия авиации имели некоторые важ-
ные особенности. Прежде всего мы стре-
уились максимально насытить авиацией
оперативно важные направления. Обычно
таких направлений бывало несколько. Cre-
пень насышения авиацией каждого на-
правления определялась его важностью,
упорством противника, характером его
обороны, возможностью аэролромного ма-
невра. Вариант использования авиации
строилея так, чтобы можно было бысто
переключить штурмовиков и истребителей
на то направление, которое в ходе б9ев
становилось 060бо важным.

Управление авиацией  осуществлялоь
исключительно централизованным  поряд-
ком, а связь — через широкую ‹еть ави-
апионных представителей, постоянно нахо-
дившихся в наземных соединениях. Ha
направления главных уларов выезжала
оперативная группа штаба авиационного
соединения во главе со старшим начальни-
ком. Находясь вее время на ВП oro
командира, чьи войска осуществляли удар
на главном направлении, старптий авиади-
онный начальник имел возможность четко
управлять авиацией, своевременно нараши-
вать силы над полем боя и полностью
ориентироваться в наземной и воздушной
обстановке.

Мы охарактеризовали в общих чертах
тактические достижения авиации в вен-
герской кампании, благодаря которым лет-
чики с честью выполнили ряд чрезвычай-
HC сложных и ответетвенных задач.

Взятие нашими «войсками столицы
Венгрии после полной ликвидации OKDY-
женной группировки. нанесло противнику
не только колоссальный урон в живой си-
ле и технике. Гитлеровцы лишилиеь круп-
неишего промышленного центра. В город-
ских промышленных районах работали Ha
нужды немецкой армии огромные военные
предприятия, производившие боеприпасы,
вооружение и снаряжение. С военной
точки зрения, немецкое командование поте-
ряло мощную крепость на важнейшей
стратегической коммуникации, зедущей к
югу Германии.

Таковы общие итоги будапештской опе-
рации, увенчавшей венгерскую кампанию
наших войск, итоги девятого удара
Красной: Армии, осуществленного под py-
ководством величайшего стратега нашего
времени товарища Сталина.

2-й Украинский фронт.

меняла обстановку в пользу наших войск.
Штурмовики оказали исключительно крен-
кую поддержку в отражении танковых
контратак противника и в уличных боях
за овладение городом.

Восточная часть города—Лешт занимает
огромную площадь, застроенную множест-
вом пяти- и семиэтажных зданий из же-
лезобетона. Превратить эти здания в 0бо-
ронительные пункты и держать под огнем
Узкие улипы немцам не представляло oco-
бого труда. Каждый дом сам по <ебе яв-
лялея крепостью. Но и эти крепости не
смогли устоять перед героическими солда-
тами-сталинградцами, штурмовавшими го-
род, перед мощными ударами авиации,
которая, по сути дела, участвовала в улич-
ных боях.

Штурмовики здесь решали сложную ив
высшей степени ответственную задачу. Ли-
ния боевого соприкосновения непрерывно
изменялась, и об’екты атак в большинстве
случаев находились в ста—©та пятидесяти
метрах от переднего края. Группы «Илью-
шиных» были обязаны точно по времени
выйти на цель итак же точно ее поразить.
Малейшее промедление или оплошность
могли привести к. удару по своим. Такая
обстановка потребовала 0с0б0  тшательной
организации взаимодействия, надежного
целеуказания и устойчивой, многократно
дублированной связи. С этой задачей ус-
пешно справились наши авиационные
штабы. Безукоризненная работа штурмови-
ков получила высокую оценку наземного
командования.

Успех штурмовиков нрежде  веего осно-

— На что мы надеялись? — говорит  брал несколько смельчаков. Сняв cano-
он. — Сперва на помошь танковой груп- ти, они по карнизу углового окна добра-
пы, потом нам сказали, что. весь офи-   лись до водосточной трубы и по ней пе-
перский состав вывезут на самолетах.   ребрались в четвертый этаж. Немцев на
Потом мы уж не надеялись НИ На 4TO0,   этом углу не был. Чуть передохнув,
но перед солдатами делали вид, что еще   они снова начали под’ем и, наконец, ло-
He Ble потеряно. Потом началея голод. CTHTIH шестого этажа. Отеюда сержант
Продовольствие, сбраеываемое с самолетоз, повел штурм. Немцы ожидали улара сни-
большей частью попадало к вам. Когда  зу, а он обрушилея сверху. В панике
несколько ящиков упало вблизи моего немцы бросились в нижние этажи. К
участка, солдаты набросилиеь на продук-   утру трехлневная борьба за дом захжон-
ты, и в свалке было убито тридцать че-   чилась.
ловек. ее

Один мальят, доктор исторических наук,   На улицах Буды появились жители
сказал: «Всякий раз, когда судьба хочет   ни пристально  вглядываются в Лица
покарать Венгрию, она связывает 66 ©0®-   пленных немцев которых вытаюкивают
зом с Германией». Ныне этот урок Весъ-  ув рояких щелей. Куда девалась ча

г предметен. ная и и самоуверенность пруссаков, еще так не-
а и ba ts ie вентерской   8880 кричавших, что «если русские бу-
ческого амятник ма ATOPG дуг в Будапеште, то только в качестве
«дружбы». пленных».

Окруженные в Буде немцы выгоняли из с ие
подвалов гражданское население и забтав- al , es ee eee
ляли строить баррикалы. Они насиловали oy ee : ее

десятилетних девочек, начисто отбирали

у жителей все продукты. Это помогло   — Давай, давай попевеливайся! Мне

матьярам понять. что такое немцы. еще надо к одному «котлу» поспеть —
В Буже на улипе Варолина я встретил  В Германию!

сержанта Тихонова, героя’ сталинградекой Гвардии капитан Г. ЮРОВСКИЙ. вражеских самолета,

3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Летчики-истребители,
Союза капитан П. Якубовский, Герой Советского Союз
шие 116 вражеских самолетов; 2. (Слева направо) —

отличившиеся в боях за Будапешт. На снимках: 1. (Слева направо) — капит
а подполковник Г. Онуфриенко, лейтенант В. Кирилюк, майор Д. Кравцов и
младший лейтенаит №, Попов, младший лейтенант В. Калинин и лейтенант

ан Н. Скоморохов, Герой Советского
старший лейтенант О. Смирнов, сбив-
И. Дудоров, сбившие в одном бою 4
Фото капитана Н. Г аврилова,

aC $

>

en a

54 зы

a a

&

=

ty

WwW Ww >

= ©.

>