“9 марта 1943 г. №12 (140)

БЕЗ. НР

— SS

ОБОИН

ЗАМЕТКИ ЛЕТЧИКА-АГИТАТОРА

Как мне удалось
право быть среди лётчиков главным совет-
mou? Как я стал агитатором? Это влу-
чилось не сразу. Моя агитационная ра-
бота явилась результатом боевой деятель:
ности, «Я вспоминаю осень прошлого года.
свой первые вылеты. До’ этого мне не
приходилось летать на боевые задания, и,
естественно, я волновался за их резуль-
чат. Три лня, данные мне команхиром для
подготовки, целиком использовал, чтобы
усовершенствовать своё пилотажное искус-
ство, проверить себя в самых разлияных
положениях, которые могут возникнуть в
бою. }

Наступил долгожданный ’зылет. В
группе «ИЛ ов» я направился на штурмов-
ку укрепленного пункта противника. Две
бомбы положил прямо на дорогу, по кото-
рой шла маршевая ‘рота, угодил в самую
‘тущу фрицев, хругими бомбами подорвал
‘склад’ боеприпасов. На втором заходе по-
‘давил огонь немецких орутий.

Второй и третий боевые вылеты я co-
вершил не менее удачно. № моему голосу
стали прислушиваться.

Вечером или в перерыве между выле-
ами у нас обычно завязывается бесе-
ла, летчики обмениваются впечатлениями
о проведенных штурмовых атаках.

Во время одной из таких бесед у нас
разгорелся горячий спор по поводу проти-
возенитного манёвра «ИЛ-2». Твёрдо убе-
жденный в высоких качествах машины, я
оказывал, что даже при самом сильном
противодействии врага летать можно, не
получая пробоин.

Иногда думают, что для агитационной
работы нужно отводить специальное вре-
va, Некоторые агитаторы сторонятся ин-
цивидуальных бесед п обязательно стара-
ются выступать с установочными доклада-
ми перед большими аудиториями. Но в во-
енной обстановке, особенно в дни лётного
нанряжения, некогда созывать собрания,
произносить длинные речи. Практика учит,
что инливилуальная беседа или беседа с
зкипажех — вполне подходящая форма
агитации. Темы для бесед сплошь и рядом
подсказывает сама жизнь.

В едном из вылетов мы подвергли
птурмовому удару  погрузо-разгрузочную
станцию противника. Немецкие зенитки
вели интенсивный огонь, но «ИГы» про-
дотжали делать заход за заходом. Вернув-
шись на свой аэродром, лётчики затовори-
ли 0 количестве привезенных пробоин. И
здесь я уловил, что некоторые товарищи
были склонны даже похвастаться дырами
в своей малтине; они забывали, либо пре
сто не понимали, что количество пробоия
обратно пропорционально умению лётчика.

Но стесняясь, я выразил свою точку
зрения вслух; подчеркнув при этом сле-
дующую мысль: велика заслуга лётчика,
вели он довёл до своего аэродрома сильно
подбятую машану, но его заслуга гораздо
выше, если он пришёл на аэродром совсем
без пробоин. }

Мок слова задели некоторых за живое.
Вло-то поставил передо мной вопрос в 106:

— Ау тебя сколько пробоин?

— Ни одной! — ответил я.

В первый раз мне не поверили и пошли
к матитне. Мои слова подтвердились: про-
боин не оказалось,

завоевать почётное.

Заставив своих товарищей призадумать-
ся, я должен был решить и другую зада-
ЧУ, — рассказать, ‘как надо воевать без
пробоин. Большое внимание уделил я при
этом таким летчикам, как, например, стар-
ШИН Пучков, у. которого недостаточно
был отработан  противозенитный манёвр
над целью. В зоне зенитного обстрела он
волновался, бросал машину вверх и вниз,
рискуя темосамым попасть в сферу огня.
А я делал так: увижу разрыв слева, _раз-
ворачиваюсь на него, применяю манёвр по
горизонтали. Если изменить курсе на 30
градусов, меняется и высота; следова-
тельно, под прицельный‘ огонь не  попа-
Jey.

Mou доводы, подкрепленные фактами из
личной практики, подействовали  убеди-
тельно и на Пучкова и на других това-
рищей. Разумеется, я предупреждал при
этом, что мои советы не могут служить
рецептом на все случаи жизни.

Много у нас возникает дискуссий по
вопросам тактики борьбы е вражескими
истребителями. Здесь опять-таки помогает
личный опыт. Олнажды мне’ довелось ол-
ному драться против четырёх «Ме-109».
Измотав противника манёвром, я невре-
димым пришёл на свой аэродром. Позже
в беседе с товарищами я раскрыл «сек-
рет» этого боя. Его можно выразить одних
словом: автоматизм. Во время атак «Мес-
сершмиттов» я не смотрел на- приборную
доску, не боялся перетянуть ручку и пе-
редать ногу. Автоматизм в движениях по-
мог мне внимательно наблюдать за про-
тивником и одновременно управлять ма-
шиной, делать глубокие виражи, разворо-
ты, Когда меня атакуют «Моссеры», я ста-
раюсь как можно быстрей по поведению

врагов в возтухе определить, кто из них.

наиболее опасный. В зависимости от это-
го я подставляю некоторым 306, других
атакую сам.

Охнажды старший сержант. Староконь

обратился ко мне с таким. вопросом:

— Каким образом вы так быстро при-
страиваетесь к ведущему? — И тут же
высказал предположение; — Наверно п-
тому, что всё время взлетаете вторым.

‚Я не стал особенно доказывать
Староконю ошибочность его взгляда, &
сказал ему, что завтра попрошусь взле-

теть последним, а пристроюсь первым.
Пусть специально наблюдает за моими
действиями.

Когда ведущий на взлёте  выцержал

прямую, а затем развернулся вправо, я,
взлетев, направил свой «ИЛ» к нему чу-
точку под углом и таким образом ранышо
других стал на свое место в строю.

В последние дни я стал часто бывать
среди технического персонала. Эти скром-
ные люди своей работой на земле готовят
нам побелу в воздухе. хотят знать,
где летал штурмовик, подготовленный их
умелой рукой, куда лётчик сбросил бом-
оы, которые они так старательно подве-
сили, в кого стрелял летчик из пушки,
которую перел боем так заботливо чистил
оружейник. Теперь после каждого боевого
вылета я рассказываю техникам, оружей-
никам, как работают лётчики. Это влох-
новляет весь технический коллектив на
новые славные» дела.

Старшина Ф. БУБЛИКОВ. .
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ,

г:
УЧЕБНЫЙ СБОР ИНЖЕНЕРОВ ПО СПЕЦОБОРУДОВАНИЮ

Наднях начались занятия на сборах

инженеров по спецоборудованию. Помимо
руководителей специальных служб ‘авиа-
соединений, здесь присутствуют представи-
тели промышленности, военных‘ воэдушт-
ных академий и школ, научно-исследова-
тельких институтов,
. Доклады ‘ипженеров фронтовой авиадии
были построены на пенном практическом
опыте, Подводя итоги эксплоатации спе-
циального оборудования самолётов в б06-
ВЫХ условиях, инженеры. вместе: с этим
дали немало полезных советов нашей иро-
мышленности для устранения некоторых
Нодостатков в приборах и дальнейшего
‘Усовершенствоваяия их.

Прошло ужё четыре недели с того фев-
^ ральского утра, когда мы вхолили в Ро-
стов. Дым стоял тогда над Будённовским
проспектом. У разрушенного вокзала са-
перы старательно выбирали мины.  Вон-
вой вёл пленных по Ворошиловской. В
районе Сельмаша спелгно, на ходу ремон-
тировали трофейные танки. Жители. сры-
вали приказы коменданта фон Киттеля,
расклеенные на всех заборах. Толна ломи-
лась в ворота тюрьмы на Боготяновской,
18 лежали ещё неостывшие трупы заму-
Ченных людей,

Город очень изменился за эти недели,
С улиц убрали щебень, битое стекло,
полуобгорелую мебель, обломки машин
и орудий пёстрый хлам войны.
Исчезли немецкие указатели — стрелки,
вруги, квадраты, вся полицейская бута-
фория, определявшая режим городской
жизни: «Не полходи!», «Не прикасайся!»,
«Прибавь шагу!», «Тебя ждёт штраф!»,
«Тебя ждёт смерть!» На главных магист-

‚ Ралях появились группы ремонтных рабо-
чих. Тянут. электросеть, остекляют апте-
Ку, девушка-почтальон разносит первые
московские письма. :

Уходя из Ростова, немцы говорили, что
русским понадобится по’Крайней . мере
полгода для того, чтобы наладить  завод-
скую вышечку хлеба. Не прошло и неде-
ли, пак уже начало работать несколько
хлебопекарен,

Нехцы уничтожили не только типогра-
фи, печатные машины, но даже наборные
шрифты. И всё-таки уже 19 февраля в
Ростове стала выходить газета «Молот».

Под личным наблюдением обер-бургоми-
стра происходило планомерное разрушение
прославленных медицинских клиник и ле-
чебных учреждений города, Врачебный
Персонал беспощадно _ истребляли, ценное
оборудование и медикаменты увозили в

Большой интерес y участников сборз
вызвали доклаты генерал-майора инженер-
но-авиационной службы акалемика Куле-
бакина о причинах размагничивания са-
молбтных генераторов и полковника Ше-
лимова —— современная аппаратура само-
лётной  ралиосвязи. Состоится @щё не-
сколько докладов.

Групповые занятия инженеров По раз-
личным вопросам эксплоатапии впепобо-
рулования рассчитаны нз TO, чтобы дать
максимум практических навыков в обселу-
живании сложной материальной части ©0-
временных боевых самолётов,

ЕСЯЦ СПУСТЯ

Германию; Это деликатно называлось
«свёртыванием лечебной сети». `Бурго-
мистр Нахичевани за несколько дней ло
изгнания немцев хвастал, что «евертыва-
ние» проведено им так тщательно, что
теперь. достаточно одному человеку за00-
леть тифом или дизентерией, — и весь
город вымрет от эпидемии. Но как только
наши войска‘ вернулись ‘в Ростов, ‚сразу
же открылись пункты первой  медицин-
ской помощи, а затем стали работать п9-
ликлиники, хирургические больницы и
родильные дома.

Уже действуют двадцать почтовых от-
делений, телеграф наладил связь со всей
страной, и уцщелевииие ростовчане могут,
наконен, дать © себе знать ролным и близ-
ким. У полуразрушенного здания киноте-
атра, кое-как приспособленного для демон-
страции фильмов, образуются болышие 9че-
режи. По просьбе населения здесь показы-
вают кинохронику, заснятую в те месяцы,
когда Ростов нахолилея под гнетом окку-
пантов. Всем хочется скорее восполнить
утраченные месяцы, скорее приобщиться
к жизни страны.

Из далёкой Ферганы возвращаются аг-
рономы ростовского земельного  управле-
ния. На месте их домов — пепелиша, в
каждой семье — либо погибшие, — либо
увезенные в Ффашистское рабство. Они
крепко обнимают тех, кто остален в жи-
вых, и тотчас же, без промедлений, едут
в область на сев. i

Приезжают инженеры Сельмаша и ор-
ганизуют ремонтные мастерские в разру-
шенных корпусах завода. Профессура го-
товится к открытию кафедр. В школах во-
зобновились регулярные занятия. Жизнь
как-будто начинает входить в нормальную
колею, Но чем больше усилий прилагают
жители Ростова к тому, чтобы восстано-
вить Ceol город, тем ABCTBCHHEH встают

СТАЛ

Подготовка аэродрома к весне,

ИНСКИЙ СОКОЛ

Снимок С, Кафафьян.

Марга рита АЛИГЕР

ПОЛЕТ

Когда пилот поднимется в кабину,
В последний раз проверит пулемёт,
Вглядится вдаль, тяжёлую машину
Готовясь мягко вывести в полёт.

Что помнит он, крылатый человек,
Взмывая ввысь по синему маршруту?
Пусть женщина простит его навек,
Но он о ней не помнит в ту минуту,

Ни милых сердцу, ни любимых книг.
Всё по-иному! Кровь иначе бьётся.
Земное всё далёко станет в Mar,
Как от земли машина оторвётся.

Широких крыльев величавый взмах,
Твои сосредоточенные плечи.

И не штурвал, а жизнь в твоих руках,
А это только руки человечьи,

В твоих руках неслыханная власть.

В твоих руках судьба твоя и слава.
Маршрут указан точно. Ни упасть, _
Ни повернуть ты не имеешь права.

Твой самолёт до цели долетит

И встретится с врагом в бою открытом,
Но если враг тобой не будет сбит,

То этот враг тебя увидит сбитым.

И ты решил: второму не бывать.
Тому порукой жизнь твоя земная.
Так люди вылетают воевать,

Минуту возвращенья точно зная.

Так люди отправляются на бой,
Бесстрастною дорогой голубою,
Земное всё оставив за собой,
Владея, как машиною, собою,

Не сомневаясь в‚том; что будешь жить,
О’ гибели не вспомнишь и ни разу.
Вернуться, командиру доложить:

— Всё сделано по вашему приказу!

Ну, вот и всё,
Как только колесо

ИЗ РОСТОВСКИХ
ЗАПИСЕЙ

перед глазами картины трагического опу-
стошения, нанесенного немецкими варва-
рами.

14 февраля мы увидели руины Росто-
ва. Картина ° была страшная — смерть,
пожары, хаос. Но определить весь ущерб,
причинённый прекрасному городу, тогда
было невозможно. Вичнелись
уцелевшие здания, на улицах войска ветре-
чала оживленная толпа, и казалось, фронт
уйцёт на запад и город, несмотря ни на
что, быстро залечит свои раны. И только
спустя некоторое время, когда пришли
экономисты, статистики, инженеры KOM-
мунхоза, волопроводчики, работники
электростанций, когда были опознаны все
трупы, которые ещё можно было опознать,
когда ‘были обнаружены все кладбиша и
в районе Ботанического сада, и у Зоопар-
ка, и у вокзала, и в тюрьме, когда бы-
пи взяты на учёт все предприятия и
культурные учреждения, разграбленные и
Ничтоженные немцами, мы увилели, что
такое «тотальная война».

Ростовский комендант фон Киттель за
несколько недель до того, как немцы под
ударами‘ Красной Армин бежали из горо-
та, пригрозил населению, что он превра-
тит Ростов в «зону пустоты», многозначи-
тельно добавив, что сам фюрер считает его
одним из лучших знатоков тактики то-
тальной войны. «Сапбры смерти» фон
Киттеля, — так назвал он поджигателей
Ростова, — непрерывно, в течение многих
дней, метр за метром закладывали мины
в общественные и жилые здания, взрыва-
ли их, а то, что взорвать не удалось, об-
ливали бензином и поджигали. ь

В сообщении Совинформбюро © зверст-
вах фашистских людоедов в Ростове рас-
сказано, как было организовано массовое
истребление жителей города, какие  про-
мышленные и общественные злания сожг-
ли подрывники Киттеля. В течение мно-

отдельные.

— уничтожать

Коснётся вновь земли аэродрома,
Встряхнётся лётчик, сразу вспомнив Bee:
Он — человек,
Он — на земле,
Он — дома.

Его послали, он пошёл и смог

И целым возвратился из полёта.
Щенок мохнатый вьётся у сапог, -
И солнечно, и очень есть охота, -

Давай сюда законные сто грамм!

А хлеб хорош! Ломай ето руками!
И человек живёт, не помня сам, ,
Каким другим он был под облаками.

Как он владел холодной высотой?
Как он глядел в глаза врагу и смерти?
В землянке есть письма от золотой,
Любимое дыхание в конверте.

В землянке жарко, мирно, хорошо!
Беседа с другом, перекурка, отдых,
Полёт. сегодня здорово прошёл,
Другого и не мыслил ты исхода.

Мне кажется, что мной открыт секрет
Того неуловимого в полёте,

Что есть залог успехов и побед

В бою с врагом, как и в другой работе.

Глядеть на солнце, шурясь от лучей,
Легко владеть своей земною силой

И жить легко средь милых мелочей,
Поверив жизни будничной и милой.

Всё на земле неистово любя,

В любой из дней неярких и подробных
Уметь, не дрогнув, позабыть себя

Bo имя воли всех тебе подобных.

И в тот железный неподкупный час,

В минуту взлёта быть самим собою,

Лететь в свой труд, от жизни отрешась,
‚ Готовым и к бессмертию и к бою.

гих дней я обходил улипы Ростова, ero
главные магистрали, его центр и окраины,
беседовал с десятками людей и уяснил си-
слему правил, которую немцы положили

Первое” правило немецких захватчиков
— уничтожать мирные города как’ в0з-
можные опорные пункты сопротивления,
уничтожать все промышленные и общест-
венные здания как вероятные очаги улич-
вой борьбы и, наконец, уничтожать те
слои городского населения, которые более
всего связаны © советским строем. Пра-
вило это толкуется так широко, что под
его действие подходит весь заводской про-
летариат, вся научная и техническая ин-
теллигенция, советский актив, семьи при-
званных в Врасную Армию, — инвалиды
отечественной войны и пр. и пр. К числу
же <«об’ектов военного значения» немцы
относят не только заводы, мельницы, ка-
зармы, гаражи, но и обыкновенные жилые
дома, городское садоводство = и местную
оперетту и вообще всё то, что они не
могли заблаговременно вывезти или ис-
пользовать на месте.

0бер-бургомистр Ростова заявил группе
впоследствии расстрелянных заложников
от местной интеллигенции, что опыт
Сталинграда научил немцев видеть в каж-
JOM советском городе преже всего «систе-
му фортификаций», а в кажлом жителе—
«потенциального врата», готового из-за
любого угла, из-за любого киоска или
афишной тумбы стрелять в захватчика.
Таким образом была обоснована програм-
ма уничтожения Ростова, и задержись на-
ши войска ещё на несколько дней, от
города остались бы едни камни.

Второе правило гитлеровских бандитов
всё то, что составляет
славу и гордость данного города, что при-
даёт ему экономическое и культурное свое-
образие, стирать самый образ. города.

Ато в нашей стране не знал ростовско-
го Сельмлша —— одно из первых  детищ
сталинских пятилеток, гранхиозное пред-
приятие, выпустившее миллионы сельско-

.

в основу разрушения прекрасного’ города.

и

И

ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ

Пропагандист боевого опыта

Газета «Сокол родины» (и. о. ответст-
венного редактора тов. А. Рутмам) поль-
зуется авторитетом и любовью среля лёт-
чиков’ Они находят в ней много интерез
ных и помогающих им в боевой работе ста-
тей. Газета поднимает актуальные для
лётчиков вопросы и умело освещает HX.
В своих статьях и корреспонденпиях она
не просто перечисляет, что сделано, а нз
конкретных примерах показывает, как
именно выполнялась боевая задача, и на
основе этого лает обобщающие выволы.

В № 7 от 8 января с. г. газета поме-
стила страницу под шапкой «Они сбивают
врата первой очерелью», Речь идёт об
истребителях, которые в возлушных боях,
ведя прицельный огонь, уничтожают врага
‘точно и наверняка. В статье «Отреляй
только прицельно» отличный лётчик-истре-
битель гвардии старптий лейтенант Смирнов
инет:

«Когда разговор заходит об упреждении,
то некоторые думают, что оно определяется
на-глазок. Ничего подобного, Делай упреж-
денпие по прицелу, расчётливо. Я, напри-
\мер, при вираже точку прицеливания вы-
Npnty вперёд на длину фюзеляжа самолёта.

сли «Мессершмитт» пикирует примерно
под углом 45 градусов, а я нахожусь 0
отнопению в нему пол ракурсом четыре
четверти, в этом случае делаю двойное
упреждение, учитывая, что целиться при-
холится как бы п лиагонали». Далее
Смирнов рассказывает, что нужна большая
выдержка, чтобы сбить врата первой оче-
ретью: лётчик должен уметь выбрать м-
мент, когда следует открыть огонь. В 3a-
Елючение автор показывает, почему  не-
выгодна стрельба по трассе. Статья напи-
сана ‘убедительно и читается с большим
интересом, y

Ha этой. же странице гварлии старший
лейтенант Горбань в-заметке «Позиция’ для
атаки» и гвардии старший лейтенант
В. Безролный в статье «Правильно выбран-
ная дистанция» рассказывают, в чем за-
каючается секрет их успехов в воздушных
боях с противником. Удачно приведенные
примеры в этих материалах подкренляют
точку зрения и вывоты каждого автора.

«Сокол родины» своевременно поднял
чрезвычайно важный вопрос о борьбе за
кажцую минуту и секунду в, авиации.

«Штурмовики должны помнить, что их
действия только тогда дают боевой эф-
фект, когда есть тактическое взаимодейст-
вив с наземными войсками. Командир 0об-
щевойскового. соединения, планируя опера-
цию, точно устанавливает время артилле-
рийской подготовки, авиационной  подго-
товки, высгупления пехоты. Поэтому точ-
ность прихода штурмовиков к цели имеет
решающее значение». Так пишет автор
статьи «Цена времени» Я. Листинецкий в
№ 135. Далее он приводит пример блестя-
щей ‘организации налёта на цель группы
штурмовиков под командованием майора
Савченко, когда «ИТы» точно, минута в
минуту, появились над об’ектом атаки. За-
тем автор, опять-таки на’ факте, показы-
вает, к чему приводит несвоевременный
выход «ИТов» из цель.

Вопросу о значении фактора времени в
авиации газета посвятила краме того пе-
редовую и статью «Самолёт всегда готов к
боевому вылету». Этот номер газеты имеет
большое воспитательное значение. Резуль-
тат выступления газеты оказалея положи-
тельным. В лётных подразделениях штур-
мовики и истребители обсуждали опубли-
кованные материалы, делились мнениями,
вносили предложения, как нужно работать
для того, чтобы соблюдать абсолютаую

точность во времени при выполнении бое-

вых заданий, ~

Каждый вылет адётчика, если его опый
может быть использован в дальнейшей
боевой работе, немедленно находит отражеч
ние на страницах газеты «Сокол родины»;
Достигается это тем, что сотрудники газе»
ты большую часть времени находятся в
тех частях, которые в данный момент в6-
дут наиболее активные боевые действия.
Люди редакции хорошо, знают обстановку
и постоянно в курсе работы лётчиков,
Именно это и позволяет им быстро и опе-
ративно откликаться на все события и 10-
мещать в газете хороший материал.

Олнажлы четвёрка  истребителей-гвар-
лейцев во главе со старшим лейтенантом
Смирновым встретила шесть «Ме-109».
Несмотря на неблагоприятные MeTeopodo-
гические условия, небольшую высоту —
150 метров, — наши лётчики смело всту-

пили в бой и сбили три самолёта. про-
тивника. Газета «Сокол родины»  немед-
ленно поместила статью 00 этом лоучи-

тельном воздушном бое. Авторы её твар-
дии капитан Б. Мелехин и гвардии стар-
ший лейтенант А. Смирнов пишут:

«Воздушный бой на малой высоте пол-
ностью лишает «Мессеров» возможности
пользоваться излюбленным их приёмом —
aha в пикирование от нашего атакую-
щего/ истребителя. На малой высоте «Мес-
серу» уходить из боя, бежать от’ атаки
некуда, кроме могилы: с высоты в 150
метров много не’ напикируешь». И далее:
«Малая высота в воздушном бою никак не
снижает маневренности истребителя, если
лётчик обладает надлёжащей техникой пи-
лотирования, ежесекуклно сохраняет 60е-
вую осмотрительность в полёте».

Ни одного интересного вопроса с точки
зрения передачи боевого опыта не упуска-
ет редакция газеты. Однажды. трупиз
«ИЛ’ов» под командованием гвардии капи-
tana Героя Советского Союза Марютина
35 минут пробыла над полем боя и при-
чинила пемцам большой урон. «Сокол ро-
дины» посвятил этому б9ю целую  стра-
ницу, подробно осветив метолы действий
штурмовиков.

Тазета «Сокол родины» много и настой-
чиво работает над созданием крепкого ав-
торского актива. И. такой актив у редак-
ции уже есть. Так, полковник Головачев
выступил Ha страницах газеты по вопросу
взаимодействия истребителей‘ со штурмови-
ками над полем боя. Гвардии — майор
П. Кирсанов написал статья «Скорость» и
«Высота», в которых рассказывает о зна-
чении высоты и скорости в воздушном бою.
Всё это подано умело, интересно. ¢ KOH-
кретными примерами и выводами. Хорошо
написана серия корреспонденций Героя (0-
ветского Союза калитана Ф. Орлова под
общим заголовком «Полёты велепую».

Так, пропаганлируя боевой опыт, «Со-
кол родины» помогает лётному составу
громить врага. Олнако следует отметить,
что газета недостаточно улеляет внимания.
техническому составу, ` помещает малэ ста.
тей о ремонте материальной части, особен-
но в полевых условиях. Редко встретишь
корреспонденции о быте лётного и тэхни-
ческого состава. Некоторые статьи недоста-
точно глубоки по содержанию, как, напри-
мер, несколько статей о штурманской под-
готовке. Они трактуют известные положе-
ния, наставления и ничего нового не лают. .
Порой в газете встречаются лосалные <«опе-
чатки», вроде «Батлер» вместо «Батчлера»
ит д.

Несмотря на эти нелостатки, надо ска-
зать, что «Сокол родины» ведёт большую
и полезную работу, направленную на борь-
бу против немецко-фашистских захвалчи-
ков.

УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ ТРОФЕЙНОЕ ИМУЩЕСТВО

В батальоне аэродромного обслуживания,
обеспечивающем боевую работу авиации
на передовых аэродромах, сейчас с боль-
шим успехом используется немецкая б06-
вая техника, оставленная противником,

В подразделении, где командиром тов.
Кураченко,  волители освоили различные
марки трофейных автомашин. Болышую ра-
боту по восстановлению трофейных машия
ий обучению шоферов проводит старшина
Гуляев. Он целыми часами изучал  тро-

хозяйственных машин! Заняв Ростов и
убедившись, что им He по силам  заста-
вить работать на себя своевременно эва-
куированный нами завод, немпы - решили
уничтожить те пеха, которые ещё уцелели
10 этого времени. «Русские должны 32-
быть лово «Сельмаш», — сказал круп-
ный офипер аграрной службы,  посетив-
ший Ростов в сентябре или октябре,

Курильщики в нашей стране высоко
ценили марку Донской табачной фабрики.
Теперь эта фабрика превращена в разва-
лины. Немцы приложили все усилия к
тому, чтобы ещё долго нельзя было  вос-
становить производство табачных  изде-
лий. Они охотились за мастерами фабри-
ки, чтобы увезти их в Германию. А все
запасы табаку забрали для своей армии.
«Фюрер не курит, и вы отвыкайте», —
сказал бандит Тикерпу, главный бурго-
мистр города, группе рабочих, пытавшихся
воспрепятствовать уничтожению табачной
фабрики.

Ростовская библиотека имени Маркса
была одним из самых общирных ° княго-
хранилищ в. натией стране. Тут было три
миллиона томов, и среди них — редчай-
шие экземпляры древнерусской  письмел-
ности, первопечатные книги, драгоценные
инкунабулы, уникальные прижизненные
издания русских и западных  Классиков.
Эти замечательные культурные ценности,
это великолепное ‚собрание немцы разгра-
били, вывезли в Германию, ` а ‘то, что ос-
талось, перед самым отступлением comr-
ли.

Я помню, как’ Ростов праздновал от-
крытие театра им. Горького. Со всех кон-
nop Союза с‘ехались делегации: народные
артисты, писатели, архитекторы, знатные
рабочие, казаки из ‘донских станиц. 970
было событие в культурной жизни стра-
ны. Ростовчане полюбили свой новый те-
атр с самой большой сценой в Союзе, те-
атр, отделанный мрамором и бронзой, со
зрительным залом, поражавшим красотой
своего убранства и безукоризненной аку-

фейные малтины, разбирал” отдельные дета-
ли, регулировал механизмы,

_ _ Красноармеец Бутов умело использует
радиаторы с неисправных‘ трофейных ма-
шин, перехелывает их систему, перепая-
вает резервуары, подговяет к размеру на-
ших отечественных автомашин. Использо-
ваны для работы трофейная метеостанция,
санитарные машины, мотоциклы, средства
связи и другое имущество.

Капитан В. КОРЧАГИН.

ии ила

стикой. И этот театр — гордость Ростова
— немцы превратили в груду развалин:
они взорвали сцену со всеми её много-
численными служебными помешениями, а
потом — зрительный зал, тот самый зал,
куда ездили экскурсии молодых архитек-
торов, изучавших лучшие образцы нашего
зодчества.

В Ростове до войны жил профессор Бо-
гораз. В его клинике совершались  про-
славленные на весь ‘мир. анатомо-пластя-
ческие операции. Искусство ° хирургии
восстанавливало злесь утраченные людьми
органы. Инвалилы, казалось, навсегда по-
терянные для труда, возвращались здоро-
выми к своим профеесиям. Немпы  уня-
чтожили медицинские учреждения Ростова:
главные корпуса Центральной городской
больницы и лучшие городские поликлини-
ки. Некоторые больницы были уничтоже-
ны вместе с находившимися в них боль-
ными. er
Немцы жтли Ростов и убивали его жи
телей. Сапёры фон Киттеля взрывали д0-.
ма, а его полипейские истребляли пелые
категории населения, Население Ростова
оцепенело. © улиц исчезли и до того ред-
кие прохожие. Кто мог, покидал город в
предчувствии новых несчастий. И дейст-
вительно, вскоре комендатура об’явила о
наборе рабочей силы в Германию. Для’
этой цели всё взровлое население обязано
было зарегистрироваться. Немцы отправил
ли из Ростова на фашистскую каторгу не
меньше двенадцати эшелонов с людьми,

Неописуемые разрушения принесли’ нем-
цы Дону и его славной столице. Но ipax-
ды. пленённый город не покорилея врагу.
Он ждал, верил и боролся. И наконец
пришёл день, когда через минные поля,
через покрытые льдом отвесные берега
Дона, через бетонные укрепления окраин
войска Южного фронта ворвались в Ро-
стов; Й нет теперь в Ростове советского
человека, который пожалел бы  отлать
свою жизнь во имя победы над ненавиет-”
ным врагом, : Pont ak

aa A. MAUKWE,